|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Спелеология Татарии и Волго-Вятского края (Старый форум) / ПОДЗЕМНАЯ КАЗАНЬ / Материалы летописей о взятии Казани в 1552г. |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Аксинья |
Добавлено: 18-03-2006 21:19 |
Привожу некоторые материалы из Троицкой повести о взятии Казани. XVIIв. Фрагменты. Царь же и государь встал вблизи Отучевой мечети на Ногайской дороге и повелел поставить у себя в стане три полотняные церкви… …. Был у благочестивого царя некий человек, по имени Размысл, родом литовец, который умел искусно рыть подкопы под городские стены. Ему и приказано было рыть подкопы под стены города. …. Благочестивый же государь приказал зажечь под городом, один небольшой подкоп, а воеводам и всему воинству, окружившему стены, повелел ни в коем случае не предпринимать никаких штурмов города. И зажгли в тот день во втором или в третьем часу дня подкоп, и напал на нечестивых сильный страх, ибо огромные бревна из городских стен вместе с землей подняло взрывом на большую высоту, и поубивали они многих. …. Когда же на восходе солнца подошло время читать святое Евангелие и дьякон, заканчивая чтение, произнес последнюю строку из Евангелия: «И будет одно стадо и один пастырь», внезапно как будто загремел сильный гром и сильно задрожала земля. Благочестивый же царь и великий князь, выйдя немного из церковных дверей, увидел разрушенную подкопом городскую стену и страшное зрелище: от дыма, смешанного с землей, все покрылось тьмой, и на большую высоту взлетали многочисленные огромные бревна, поднимая вместе с собою на высоту и многих убивая. И тут внезапно взорвался и второй подкоп, и все воины, призывая на помощь Бога, устремились на… …. И повелел благочестивый царь и великий князь, чтобы священный собор и весь причт церковный с честным крестом, содержащим кусочек животворящего древа, на котором распят был Господь наш Иисус Христос, и со святыми чудотворными иконами пришли к месту, где стояло царское знамя, и приказал в честь победы петь молебные песнопения, воссылая благодарности всесильному Богу. И повелел он тогда же поставить животворящий крест и заложить церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на том месте, где стояло его знамя, ибо на знамени его царском был запечатлен нерукотворный образ Господа. А вот это по вопросу о легенде про две свечи. Фрагменты из Древнерусских баллад: Вариант№1 … Подходили под Казанское царство за пятнадцать верст Становились они подкопью под Булат-реку, Подходили под другую под реку под Казанку; С черным порохом бочки закатали, А и под гору их становили, Подводили под Казанское царство. Воску ярого свечу становили, А другую ведь на поле в лагере. Еще на поле свеча та сгорела, А в земле-то идет свеча тишея. Воспалился тут великий князь Московский, Князь Иван-сударь Васильевич, прозритель, И зачал канонеров тут казнити, Что началася от канонеров измена. Что большой за меньшого хоронился, От меньшего ему, князю, ответу нету, Еще тут ли молодой канонер выступался: «Ты, великий сударь князь Московский! Не вели ты нас, канонеров, казнити: Что на ветре свеча горит скорее, А в земле-то свеча идет тишее». Призадумался князь Московски, Он и стал те-то речи размышляти собою, Еще как бы это дело оттянути. Они те-то речи говорили, Догорела в земле свеча воску ярого До тоя-то бочки с черным порохом, Принималися бочки с черным похором, Подымало высокую гору ту, Разбросало белокаменны палаты… Вариант №2 …. Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил, Под Казанку под речку подкопы подводил, За Сулай за реку бочки с порохом катал, А пушки и снаряды в чистом поле расставлял. Ой, татарове по городу похаживают И всяко грубиянство оказывают, Оне Грозному царю насмехаются: «А не быть нашей Казани за белым за царем!» Ах, как тут наш государь-царь разгневался, Что подрыв так долго медлился Приказал он за то пушкарей строго казнить, Подкопщиков и зажигальщиков. Но все тут пушкари призадумалися, А один пушкарь поотважился: «Прикажи, государь-царь, слово выговорить». Не успел пушкарь слово вымолвить, Тогда лишь догорели зажигальны свечи, И вдруг разрывало бочки с порохом. Как стены бросать стало за Сулай за реку… Вариант №3 …. Сбирал он себе силу из такиех мудрецов, Из такиех мудрецов, пушкарей-молодцов. Под маточку Казаночку подкопом подём, Закатам же бочки белодубовые Со черным со зельем со порохом. «Ише что это, пушкарь, дело не делается?» «Не вели, сударь, казнить, вели речь говорить. Во глуше, сударь, свечи потихохуньку горят, На ветру, сударь, свечи поскорёхоньку горят, Поскорёхоньку горят и скоро теплятся». Не успел же пушкарь слово выговорить, Стало Казань-город и рвать, и метать, И рвать, и метать, на все стороны бросать… |
|
AAGG2 |
Добавлено: 18-03-2006 22:52 |
Хвала нашим ученым-филологам! В продолжении темы: Взято из «Сказание вкратце отъ начала царства Казанского, и о бранехъ, и о победахъ великихъ князеи Московскихъ со цари Казанскими, и о взяти царства Казании, еже ново бысть». Главы 69 О пришедшихъ Фрязехъ ко царю Московскому и великому князю. …Богу укрепльшу, вборзе хитрецы повеленное ими дело, въ седмы день, строино и спешно скончаша, изготовиша таиныя рвы въ триехъ местехъ подъ градными стенами, яко дивитися самодержцу и княземъ и воеводамъ его новеи мудрости тои. Боицы же пушечныя изъза туровъ не престающа въ стены града бияху изо всего наряду великого, и съ пушекъ болшихъ и зъ пищалеи, да не познани будутъ копающися подъ градъ. Казанцы же, старыя и недужныя и небоицы, и они, аки мыши, въ погребехъ своихъ по норамъ землянымъ, ископающи глубоко, и ту отъ стреляния избываху въ пещерахъ техъ, сокрывшеся зъ женами и зъ детми, и не являющися, и на светъ не изходящи изъ ямъ техъ на многи дни . (любопытные строки неправда ли? - прим.) Глава 76 О гневе и ярости царя и великого князя на Казанцовъ. И уготовивъ полкъ тои, стояти веле и ждати времене, всему же воинству отъ града отступити повеле, яко до поприща единого и бываемыхъ на готово стоя смотрити, и весь нарядъ стенобитныи и пушки и пищали отдвигнути и места очистити, и егда учнетъ Богъ избранному полку помогати, тогда же темъ полкомъ всемъ на то же дело поскорити, и повелеваетъ хитрецомъ во глубокия рвы, въ подкопныя, подъ крепкия стены Казанския бочки со огненнымъ зелиемъ подкачивати Глава 79. О страсе огня, и о разрушени стенъ, и погибели Казанцовъ. ...И егда зажжено бысть огненное зелье въ ровехъ, свещеннику же чтущи на молебне святое евангелие и конецъ того возгласившу: "и будеть едино стадо и единъ пастырь", и аки друга верна съ темъ во едино дело согласистася, въ тои часъ абие возгреме земля, яко вели громъ, и потрясеся место все, идеже стояша градъ, и позыбахуся стены градныя, и вмале весь градъ не паде отъ основания. И вышедъ исподъ градныхъ пещеръ, и соидесь во едино место, и возвысися пламень огня до облакъ, шумящъ, и клокочющи, аки некия великия реки силныи, прахъ, яко и Рускимъ воемъ инемъ смятися отъ страха и далечь отъ града бежати, и прорва крепкия стены градныя, прясло едино, а въ другомъ же месте, отъ Булака саженеи зъ десятокъ, и таиникъ подня, и понесе на высоту великое древие, на высоту съ людми, яко сено и прахъ ветромъ, и относя чрезъ воя Руския, и меташе въ лесе и на поле далече, за 10 верстъ и 20 верстъ…. |
Страницы: 1 |
Спелеология Татарии и Волго-Вятского края (Старый форум) / ПОДЗЕМНАЯ КАЗАНЬ / Материалы летописей о взятии Казани в 1552г. |