|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
СоГласие. Форум единомышленников / Йога-сутры. Глава 2. Садханапада. Духовная практика / 2-18. Три ГУНЫ |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение | |
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 11-02-2006 10:24 | |
2-18 prakasakriyasthitisilam bhutendriyatmakam bhogapavargartham drsyam Что отличает объекты восприятия от того, что воспринимает? Следующая сутра объясняет: Все, что воспринимается, включает не только внешние объекты, но и разум и чувства. Все они обладают тремя свойствами (три ГУНЫ): инертностью, активностью и ясностью. Гунам свойственно воздействие двух типов: 1. Подвергнуть воспринимающего (человека) своему влиянию или 2. Предоставить средства различения между ними (гунами) и собой (тем кем он является на самом деле). Все, что воспринимается, имеет способность демонстрировать три вышеупомянутых свойства, но они разнятся по интенсивности и степени. Природа их воздействия на нас рассматривается в дальнейших сутрах. |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 11-02-2006 10:27 | |
Что такое ГУНЫ? Согласно тантрической картине мира, проявленная часть Вселенной, или Пракрити (Великая Природа), сотворенная силой Шакти, обладает тремя гунами, т.е. основными качествами, или главными свойствами. Они таковы: * саттва (ясность) — принцип света, гармонии и уравновешенности; * раджас (активность) — принцип активности, подвижности и беспокойства; * тамас (инертность) — принцип инертности, темноты и противодействия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Люди саттвы Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нем как ясное восприятие и мудрость. Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Люди раджаса Те, в ком наиболее силен раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это «воины» в широком смысле этого слова. Люди тамаса Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения. Каждая из трех гун необходима, но на своем месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную грязь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается как нечто грязное. В тантре очищение человека — это не выбрасывание «грязи», а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как «грязь», «порок» и «зло» становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего еще выше — к Божественному, которое находится по ту сторону трех гун… Подробнее читайте здесь: http://www.skoptsov.ru/2/lapin_3.shtml#2 |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 11-02-2006 10:38 | |
Пример: Утро субботы (выходной день). Человек во власти тамаса (инертность). Солнечный свет, новые звуки - это проявление гуны раджас (активность). У человека "обычного" есть два варианта: 1. Позволить гуне раджаса "пробудить" сознание и поднявшись, приняться за "дела". 2. Позволить себе продолжать отдаваться тамасу (интертности), то есть спать по инерции. В первом случае - человек получает "обычный" день, из череды "будней": что-то приносит ему радость (душ, кофе, беседы с близкими, Йога, утренняя пробежка и так далее), но что-то и НЕ приятные ощущения (горячую воду отключили, кофе надоел, а чаю нету, близкие какие-то смурные, по ТВ - опять ерунда и так далее). И это все - бег белки в колесе, даже не осознавая этого "колеса". Отдавшись раджасу слепо (не осознанно) - человек даже не замечает, что находится в руках Силы, которая несет его по жизни, как бревно на сплаве, как льдину во время вешнего ледохода. Он плывет НЕ туда, куда ЕМУ надо, а по течению или против него. И эта форма самовыражения, которую я называю ВОДА. Это хорошая стратегия жизни, но не единственная. Второй вариант: отдаться в руки тамаса (инертности) и продолжать спать. Это ничего не меняет. Человек снова, подобно "овощу на грядке" - просто лежит на грядке и думает, что это акт его свободной воли. Возможно это именно так и есть, но это опять таки НЕ единственный способ жить и быть свободным. |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 11-02-2006 10:46 | |
Однако в практике Йоги есть и третий вариант поведения УТРОМ субботнего дня. Когда никуда "вставать" не надо, и никому ничего не должен. Этот варант относиться к первой ступени практики: НАБОР ОПЫТА. Вторая ступень - осмысление его. Этот вариант в том, чтобы отдаться в руки сатва-гуны (ясности). Это так называемая утренняя медитация. Смысл ее в том, чтобы проникнуть в состояние между гунами (между инертностью и активностью), между сном и явью, между состоянием бодрости и внутреннего диалога с одной стороны и глубоким сном с другой. Это называют ИСС (измененное состояние сознания). Проникнуть еще лежа в постели, но уже без сна. Далее все время наблюдая за собой и своими реакциями, ощущениями (взгляд внутрь себя) продолжать сохранять и поддерживать внутри себя это особое состояние (ИСС). Смысл его в том, что мы никому ничего не должны. И у нас нет привязанности к цели. Это медитация в движении. Скажем цель - душ или туалет, а может быть кофе или что-то еще, чего "захотелось". Мы подымаемся плавно, текуче - и наблюдаем за ощущениями в теле (тепло ли в доме, как прохладный воздух омывает разнеженную ночью кожу и так далее). Мы идем куда-то, где кажется есть то, что нам нужно. Скажем в душ. Там мы исследуем есть ли горячая вода и так далее. Сохраняя такое состояние как можно дольше - мы учимся НЕ ПОДДАВАТЬСЯ влиянию гун безсознательно. Мы делаем это сознательно. Осознавая как каждая из гун действует на нас. |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 11-02-2006 10:47 | |
Если у Вас есть опыты ИСС - запишите их здесь. Рассматривайте этот акт, как духовную практику и служение другим людям. | ||
Marat читающий Группа: Читатели Сообщений: 6 |
Добавлено: 12-02-2006 13:15 | |
Мне кажется у меня ИСС бывают постоянно. Особенно в метро. Так как метро это для меня некая ситуация стресса ввиду вынужденного присутствия в окружении перемешанных полей многочисленных пассажиров, стоит мне закрыть глаза и сосредоточиться на гармонизации внутреннего состояния - как сразу приходит оно (ИСС). Отсюда я делаю вывод, что видимо в этом состоянии моей биоэнергетической системе легче всего поддерживать свою целостность и защищенность в подобной ситуации. Это очень приятное состояние, сопровождающееся усилением энергетических потоков, которые я наблюдаю в себе. Таким образом в этом состоянии я наблюдаю процессы саморегуляции в своей биоэнергетической системе. |
||
Marat читающий Группа: Читатели Сообщений: 6 |
Добавлено: 12-02-2006 13:25 | |
Что касается гун и других разных состояний, то помимо описанного выше ИСС я заметил у себя такие виды состояний: 1. Состояние в котором не хочется ничего делать, но очень приятно наводить вокруг себя порядок - раскладывать все по полочкам, избавляться от лишнего, наводить чистоту. 2. Состояние некоего тупика, нехватки информации. В таком состоянии очень хорошо поглощается и усваивается новая информация, новые знания. 3. Состояние творческой активности, когда очень хочется мечтать, рассматривать свою жизнь с более высокой перспективы, строить планы на будущее, рисовать, писать эти планы. 4. Состояние когда не хочется думать, а хочется что-то активно делать. Тогда я беру написанные в предыдущем состоянии планы и очень быстро и целенаправленно их делаю пункт за пунктом. 5. Состояние усталости, требующее энергетического восстановления. Лучше всего помогает восстановиться массаж. 6. Состояние легкого настроения, когда приятно просто развлекаться, весело проводить время - гулять, общаться с друзьями, ходить в кино, в гости, тусоваться. 7. Все чаще бывает состояние некой самодостаточности, когда вообще не хочется ни о чем думать, ничего делать, а просто быть. Из этого состояния очень легко переходить в ИСС. |
||
Marat читающий Группа: Читатели Сообщений: 6 |
Добавлено: 12-02-2006 13:35 | |
Еще в отношении гун я помню такой их аспект. Раджа гуна - состояние страсти и активности лучше всего подходит для новых НАЧИНАНИЙ, активации каких-то процессов, проектов. Саттва гуна позволяет ПОДДЕРЖИВАТЬ устойчивое равновесие в течение долгого времени, стибилизировать процесс. Тамо-гуна помогает разрушать, уничтожать то что уже исполнило свое предназначение, ЗАКАНЧИВАТЬ, завершать. Таким образом есть начало, продолжение и конец. Так же как есть рождение , жизнь и смерть ... |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 12-02-2006 20:17 | |
По моему опыту люди НЕ меняются. То что в человеке есть изначально (Душа, Дух, Высшее "Я" и другие названия) не подверженно изменениям. Проще всего постичь это назвав это любовью, которая требует самовыражения. Но вот формы самовыражения любви меняются. Скажем в детстве я "любил маму" в форме ласковых прикосновений к ней, взглядов, гуканий и др. Научившись говорить форма выражения любви стала иной. Научившись целовать - третьей, дополняющей первые. Что-то ушло (я перестал выражать любовь слезами, капризами, писанием в пеленки), я стал говорить слова любви. Теперь я поглаживая тело девушки могу быть ей братом, а могу быть и мужчиной. И так далее. Но любовь во мне НЕ меняется. Меняются только формы самовыражения. По моим наблюдениям человеческая "душа", то кто он есть на самом деле проходит стадии развития. От ребяческой спонтанной любви, к взрослой, осознанной любви. Эти стадии условны, но их можно рассматривать, как игру. Первая стадия выражения вечной любви - стадия растения (преобладание тама-гуны или инертности). Маленький ребенок - подобен цветку. Он любит свое окружение через издаваемые им ароматы и тем фактом, что он есть. Как и цветок. Вторая стадия - стадия животного (преобладание раджа-гуны или активности). Он уже может гукать, тискать, ласкать, ждать, звать на помошь и др. Стадия растения - "овощ на грядке" не заканчивается с приобретением навыков речи. Это вообще не связано прямо с физиологией. Некоторые люди до седых волос живут и выражают любовь в форме растения. Они просто есть и все. Следующая стадия выражения любви, после животного - это стадия человека (преобладания сатва-гуны или ясности). От животного нас отличает осознаность. В форме растений любовь проявляют дети, которые просто поглядывают друг на друга, украдкой. В форме животных - они гуляют вместе, но ничего более. В той же причудливой форме - подростки могут спонтанно заниматься любовью, как мужчина и женщина, но это не делает их взрослыми ЧЕЛОВЕКАМИ. Если их порывы спонтанны, не осознаны то... это приводит к абортам, извините за правду жизни, разводам, брошенным детям, одиноким матерям и др. прозе жизни. Только осознаность делает любовь ЧЕЛОВЕЧНОЙ. Хотя форма выражения любви растения и животного - прекрасна и неповторима. |
||
Элла Стабильная Группа: Читатели Сообщений: 145 |
Добавлено: 03-09-2006 18:49 | |
А какая третья стадия любви?
Т.е. предполагаю, что на третьей стадии - Любовь -без условий, привязанности и требований -в ощущении взаимосвязанности мира и внутренне-внешней гармонии -в ясности и осознанности ТАК ли я думаю? |
||
СашаРу Смотрящий в зеркало Группа: Администраторы Сообщений: 2342 |
Добавлено: 03-09-2006 19:37 | |
Да. Я бы прибавил к сказаному служение другим живым существам. Когда двое ЛЮДЕЙ занимаются любовью в любой форме (от взгляда до полного единения в контаке тел) они начинают излучать в эфир, в окружающее пространство тонкую вибрацию любви. Которая заражает окружающих, направляет их на созидание и дарение. Как цветы - их аромат создает особенную атмосферу. И люди могут это делать ОСОЗНАНО. Намеренно излучать вокруг ЛЮБОВЬ. |
Страницы: 1 |
СоГласие. Форум единомышленников / Йога-сутры. Глава 2. Садханапада. Духовная практика / 2-18. Три ГУНЫ |