|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Шмат / Шматов |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 18-04-2012 13:29 |
Список избирателей Брянкустичского с/с (03.11.1924 г.) - Шматов Фёдор Акимов, 28 - Шматова Варвара И., 28 - Шматова Ерина, 50 (жительница с. Павличи Ирина Орестова по 1-му браку Буштакова) - Шматов Климентий Ф., 35 - Шматова Марфа Лаврентьева, 30 - Шматов Иван Евсигниев, 19 - Шматова Акулина Г., 50 - Шматова Агафья Евсигниева, 21 - Шматов Афанасий Ф., 29 - Шматова Устинья С., 31 - Шматов Иван Фёдоров, 24 - Шматова Татьяна Евтихова, 35 - Шматов Константин Павлов, 52 - Шматов Стефан Константинов, 18 - Шматова Вера Сидорова, 43 |
|
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 18-04-2012 13:40 |
В деле учёта кустарей (1925 год) есть список батраков. В с. Брян-Кустичах среди пастухов лошадей находим: - Шматов Афанасий Сил., 18 - Шматов Иван Евсигниев, 20 |
|
asveritas Участники Группа: Участники Сообщений: 279 |
Добавлено: 18-04-2012 15:03 |
Да, Шматов Климентий Феоктистович, 35 лет в 1924 г. (р. 1889) - это он, лирник, слепой старец. Записи духовных гимнов, им исполняемые и записанные экспедицией Московской консерватории, у меня имеются. Могучий красивый бас! А в детстве я слышал его, что называется, в натуре. Ирина, снова СПАСИБО Вам. Низко кланяюсь. Александр Шерстюк |
|
asveritas Участники Группа: Участники Сообщений: 279 |
Добавлено: 30-10-2012 22:34 |
Подготовлен СD с записями духовных песен, исполняемых Климентием Феоктистовичем Шматовым, по заявке зав. Унечским музеем Голик Н.А. Скоро они пополнят фонды музея. По просьбе Натальи Александровны я рассказал всё, что знаю об этом человеке. Дублирую текст для посетителей нашего форума: Очень мало мне что известно о Шматове. Когда я приехал в Мишковку, уже не застал его в живых. Поговорить не довелось. Ездил я в 1977 году, и мне сказали, что года три как он умер. На вопрос о лире, сохранилиась ли, ответ был: "После его смерти мальчишки привязали к лире верёвку и таскали по улице, ничего от неё не осталось". Жил в малюсенькой избушке на краю села, возле кладбища, в прямой видимости от школы. В Мишковку попал потому как его жена-поводырь была родом из этого села. Она тоже была слепая, но хоть немного видела. На моей памяти, памяти раннего возраста, ещё шли 40-е годы, осталось то, как они шли по селу, было не один раз, но с большими интервалами. Заходили во дворы, в дома не заходили. Он пел соло, крутя ручку колёсной лиры. Звучание мощное, далеко было слышно, и красивое. Ему что-нибудь давали. Обычно это был кусок хлеба, яйцы. Отрезали и немного сала, если оно было. Подаяние складывалось в холщевую суму, которая была у него за спиной. Милиция его преследовала, так как попрошайничество в стране было запрещено. Но это происходило не в деревнях, где милиции не было, а в городах. Ведь он заходил и на базары, ярмарки. Как раз в городе, в Стародубе, на ярмарке его и увидела экспедиция из Москвы. Возглавляла экспедицию Клавдия Георгиевна Свитова. Она выполнила записи его песнопений в Стародубском РДК, там была хорошая аппаратура. Она же мне рассказала эти истории с его инструментом. Милиция его прогоняла подальше с глаз, отбирала лиру. Даже разбивала. Лишаясь одного инструмента, он заказывал себе другой, где-то был мастер, делавший их. То, что Клим Шмат (так его упрощённо звали) пел в церкви села Брян-Кустичи, мне говорил отец. Ещё говорил, что попом в церкви был Кибальчич. Фамилия известная, давшая большое разветвление лиц духовного звания по Черниговской губернии. А один стал революционером, в камере перед казнью делавший расчёты по полётам в космос, ещё до Циолковского. Такой вот диапазон был в этой фамилии - от духовного устремления к Богу до материалистического к небу. А ещё я недавно писал в одном очерке: ...искал слепого лирника Шмата, который в молодые годы пел на клиросе в Бряновых Кустичах, а потом с сумой в 30-40-50-60-е и начале 70-х ходил по деревням. И я шёл, чтоб найти себе точку опоры У Клима Шмата, что как есть пел лазаря и пел «Достойно», и «Воскресение, – пел, – днесь» за шмата вещество ржаное. Он христарадничал. Ему – Христа уже и помня вряд ли – совали что-нибудь в суму, пожалуй, больше сердца ради. Он шёл с туманом на зрачках, с басищем шёл неразведённым, непомещавшимся в церквах, шёл с лирой, плакальщицей томной. Теперь ей выпало стоять в консерватории, музейно. И зрячие на ней рыдать не смеют, да и не умеют. И думаю я: что тебе, столица, в этих звуках пленных? «Днесь» уже нет, а есть – «теперь». Теперь поют не те куплеты!.. Дополняя лирику, скажу о том факте, что своим изумительной красоты басом Климентий Феоктистович Шматов, 1889 г.р., лиру которого не раз колотила в щепки доблестная советская милиция, но ему удавалось её воссоздавать, как ныне воссоздан в Пятовске храм, - он покорил экспедицию из Московской консерватории, записавшую его духовные песнопения и купившую у него за сто рублей лиру, которая до сих пор экспонируется на кафедре народной музыки. |
Страницы: 1 |
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Шмат / Шматов |