Шмат / Шматов

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Шмат / Шматов

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-04-2012 13:29
Список избирателей Брянкустичского с/с (03.11.1924 г.)
- Шматов Фёдор Акимов, 28
- Шматова Варвара И., 28
- Шматова Ерина, 50 (жительница с. Павличи Ирина Орестова по 1-му браку Буштакова)

- Шматов Климентий Ф., 35
- Шматова Марфа Лаврентьева, 30

- Шматов Иван Евсигниев, 19
- Шматова Акулина Г., 50
- Шматова Агафья Евсигниева, 21

- Шматов Афанасий Ф., 29
- Шматова Устинья С., 31

- Шматов Иван Фёдоров, 24
- Шматова Татьяна Евтихова, 35
- Шматов Константин Павлов, 52
- Шматов Стефан Константинов, 18
- Шматова Вера Сидорова, 43

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 18-04-2012 13:40
В деле учёта кустарей (1925 год) есть список батраков. В с. Брян-Кустичах среди пастухов лошадей находим:
- Шматов Афанасий Сил., 18
- Шматов Иван Евсигниев, 20

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 18-04-2012 15:03
Да, Шматов Климентий Феоктистович, 35 лет в 1924 г. (р. 1889) - это он, лирник, слепой старец. Записи духовных гимнов, им исполняемые и записанные экспедицией Московской консерватории, у меня имеются. Могучий красивый бас! А в детстве я слышал его, что называется, в натуре.

Ирина, снова СПАСИБО Вам. Низко кланяюсь.
Александр Шерстюк

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 30-10-2012 22:34
Подготовлен СD с записями духовных песен, исполняемых Климентием Феоктистовичем Шматовым, по заявке зав. Унечским музеем Голик Н.А. Скоро они пополнят фонды музея. По просьбе Натальи Александровны я рассказал всё, что знаю об этом человеке. Дублирую текст для посетителей нашего форума:

Очень мало мне что известно о Шматове. Когда я приехал в Мишковку, уже не застал его в живых. Поговорить не довелось. Ездил я в 1977 году, и мне сказали, что года три как он умер. На вопрос о лире, сохранилиась ли, ответ был: "После его смерти мальчишки привязали к лире верёвку и таскали по улице, ничего от неё не осталось".

Жил в малюсенькой избушке на краю села, возле кладбища, в прямой видимости от школы. В Мишковку попал потому как его жена-поводырь была родом из этого села. Она тоже была слепая, но хоть немного видела.

На моей памяти, памяти раннего возраста, ещё шли 40-е годы, осталось то, как они шли по селу, было не один раз, но с большими интервалами. Заходили во дворы, в дома не заходили. Он пел соло, крутя ручку колёсной лиры. Звучание мощное, далеко было слышно, и красивое. Ему что-нибудь давали. Обычно это был кусок хлеба, яйцы. Отрезали и немного сала, если оно было. Подаяние складывалось в холщевую суму, которая была у него за спиной. Милиция его преследовала, так как попрошайничество в стране было запрещено. Но это происходило не в деревнях, где милиции не было, а в городах. Ведь он заходил и на базары, ярмарки. Как раз в городе, в Стародубе, на ярмарке его и увидела экспедиция из Москвы. Возглавляла экспедицию Клавдия Георгиевна Свитова. Она выполнила записи его песнопений в Стародубском РДК, там была хорошая аппаратура. Она же мне рассказала эти истории с его инструментом. Милиция его прогоняла подальше с глаз, отбирала лиру. Даже разбивала. Лишаясь одного инструмента, он заказывал себе другой, где-то был мастер, делавший их.

То, что Клим Шмат (так его упрощённо звали) пел в церкви села Брян-Кустичи, мне говорил отец. Ещё говорил, что попом в церкви был Кибальчич. Фамилия известная, давшая большое разветвление лиц духовного звания по Черниговской губернии. А один стал революционером, в камере перед казнью делавший расчёты по полётам в космос, ещё до Циолковского. Такой вот диапазон был в этой фамилии - от духовного устремления к Богу до материалистического к небу.

А ещё я недавно писал в одном очерке:

...искал слепого лирника Шмата, который в молодые годы пел на клиросе в Бряновых Кустичах, а потом с сумой в 30-40-50-60-е и начале 70-х ходил по деревням. И я шёл, чтоб найти себе точку опоры

У Клима Шмата, что как есть
пел лазаря и пел «Достойно»,
и «Воскресение, – пел, – днесь»
за шмата вещество ржаное.

Он христарадничал. Ему –
Христа уже и помня вряд ли –
совали что-нибудь в суму,
пожалуй, больше сердца ради.

Он шёл с туманом на зрачках,
с басищем шёл неразведённым,
непомещавшимся в церквах,
шёл с лирой, плакальщицей томной.

Теперь ей выпало стоять
в консерватории, музейно.
И зрячие на ней рыдать
не смеют, да и не умеют.

И думаю я: что тебе,
столица, в этих звуках пленных?
«Днесь» уже нет, а есть – «теперь».
Теперь поют не те куплеты!..

Дополняя лирику, скажу о том факте, что своим изумительной красоты басом Климентий Феоктистович Шматов, 1889 г.р., лиру которого не раз колотила в щепки доблестная советская милиция, но ему удавалось её воссоздавать, как ныне воссоздан в Пятовске храм, - он покорил экспедицию из Московской консерватории, записавшую его духовные песнопения и купившую у него за сто рублей лиру, которая до сих пор экспонируется на кафедре народной музыки.

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Моя фамилия / Шмат / Шматов

KXK.RU