Бряновы Кустичи (Брян-Кустичи, Брянкустичи)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть II. Населенные пункты / Бряновы Кустичи (Брян-Кустичи, Брянкустичи)

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 29-05-2012 09:37
Бряновы Кустичи - родина моих предков. Мой род носит фамилию по отцу - Шерстюк, по матери - Беляков. Многих носителей этих фамилий можно увидеть в Брян-Кустичах на памятной стеле погибших в 1941-1945. Веду поиск как по родословной линии (см. "Моя фамилия" на данном форуме - Шерстюк, Беляков, Шматов), так хотелось бы побольше узнать об истории села. На сайте "Стародубский уезд..." этого села не нашёл, обратился к Е.А. Чеплянской, получил ответ:

"...отвечу по поводу Бряновых Кустич – статья еще не готова, так как подготовка материалов по селам требует значительного времени, и еще большое количество сел и деревень бывшего Стародубского уезда ждет своей очереди. Но я думаю, что статья о Бряновых Кустичах займет свое место на страничке уже в обозримом будущем. Пока о Брян-Кустичах могу сказать следующее: село во второй половине 17 – 18 веках принадлежало Стародубскому магистрату. В конце 18 века часть крестьянских дворов в Кустичах приобрел сподвижник А.В.Суворова генерал-майор С.М.Ширай. Остальное население до реформы 1861 года относилось к казенным крестьянам. Среди них были и крестьяне, носившие фамилию Шерстьков – видимо, Ваши предки".

Это, конечно, "уже кое-что", я благодарен Екатерине Александровне, но "обозримое будущее" - понятие не вполне определённое и все мы, как говорится, "под Богом". Поэтому буду благодарен также всем, кто что-либо сообщит по этой теме.


Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 29-05-2012 11:17

Это, конечно, "уже кое-что", я благодарен Екатерине Александровне, но "обозримое будущее" - понятие не вполне определённое и все мы, как говорится, "под Богом". Поэтому буду благодарен также всем, кто что-либо сообщит по этой теме.

asveritas, а что нам самим мешает осветить историю тагого села, как Кустичи Бряновы? Историческое наследие и традиции у него весьма богатые. Так что, думаю, нам самим не составит особого труда сделать небольшое, но достаточно интересное описание этого села и, может быть, даже с его жителями. Поехали?
Вот какое упоминание оставли в своих трудах "Описание Старой Малороссии. Том первый. Полк Стародубский" А.Лазаревский:
С. Кустичи Бряновы при прот. Жданке, поселено не позже перв. полов. XVII в., может быть, брянскими выходцами; принадлежало стародубскому магистрату (см. Серге-евск). Кз. А. 2 дв. Б. нет. Кр. А. старод. магистр., грунт. 45 дв. и боб. 13 х. Б. магистратск., 67 дв., 72 х. и бзд. 8 х. Информации, как говорится с наперсток, но уже из не становится понятным, что село Кустичи Бряновы по древности своей, пожалуй, не уступает тому же Пятовску. И было оно уже в 18 столетии селом достаточно крупным, о чем можно судить по количеству дворов и хат, Лазаревским обозначенным. И также можно с уверенность судить, что Ваши далекие предки полавливали в протоке Жданке и окунька, и плотвичку, и карасика, а то и щучка в их мерят ти волок порой заглядывала. А вьюнов уж, наверно, черпали не иначе, как корзинами, так как лозы по березам этой самой протоки было в достатке, что, несомнено, позволяло плести эти самые корзины. Ну как же обывателю старой русской деревни да без корзины то! Ента утварь незателивого крестьянского быта вещь в хозяйстве, как того, так и нынешнего времени, не заменимая и достаточно универсальная в своем использовании. Но это уже о кустарных промыслах, имевших некогда место и в Кустичах Бряновых. Быть может, кто-то из посетителей нашего скромного форума сочтет нужным о них нам поведать. А не сочтет, так мы сами к вопросу о них в дальнейшем, непременно. вернемся.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 10:26
asveritas, а что нам самим мешает осветить историю такого села, как Кустичи Бряновы? Историческое наследие и традиции у него весьма богатые. Так что, думаю, нам самим не составит особого труда сделать небольшое, но достаточно интересное описание этого села и, может быть, даже с его жителями. Поехали?
Вот какое упоминание оставил в своих трудах "Описание Старой Малороссии. Том первый. Полк Стародубский" А.Лазаревский: С. Кустичи Бряновы при прот. Жданке, поселено не позже перв. полов. XVII в., может быть, брянскими выходцами; принадлежало стародубскому магистрату (см. Сергеевск). Кз. А. 2 дв. Б. нет. Кр. А. старод. магистр., грунт. 45 дв. и боб. 13 х. Б. магистратск., 67 дв., 72 х. и бзд. 8 х. Информации, как говорится с наперсток



Radimich,

конечно, мы сами с усами. Из этих усов можно соорудить кисточки художника и рисовать историческую картину. Но хватит ли нам красок? Макать кисти в воображение? Можно, но только чтоб воды было поменьше, а фактура всё-таки погуще. Я б предпочёл, чтобы наши усы были, как у котов, приёмно-передающими антеннами - принимали со всех сторон относящуюся к теме информацию (вместе с лирическим аккомпанементом) и транслировали её дальше на всю читающую форум публику.

В выкладке из А. Лазаревского меня больше всего интригует фраза, что Кустичи Бряновы "поселено... может быть, брянскими выходцами". Я писал когда-то: «Нам жить всегда бы поплотней, / как пальцев общество простое, / да разлучились по стране / пятиконечною звездою. / ...Рассажены по городам / кусты Брян-Кустич - все отдельно…» А оказывается, согласно версии Лазаревского, что и города сажают свои кусты где-то. Откуда у историка родилось такое предположение? Это научный вывод или прозрение? Во всяком случае, такая созвучность имён исторических очень приятна, уводит в легенды и былины, где как самые дремучие упоминаются «леса брынские»…

У меня фактуры исторической немного - «кот наплакал» (натранслировал?).

1. Где-то читал, что сколько-то человек из Брян-Кустич ушли к Щорсу, со своими лошадьми. В 1918 через село проходила демаркационная линия, было братание солдат немецких и русских, выступал на митинге Щорс, моя мать (ей было 12 лет) видела его и запомнила.

2. Щорсовцы, как и в Пятовске, нарушив брестское перемирие, напали на немцев, где-то под Найтоповичами, но неудачно - немцы их перебили. До сих пор сохранилась их братская могила в Кустичах, вне кладбища.

3. При коллективизации целый ряд семейств переселился в Пятовск: Тарола, Драчёна, Беляков, Шерстюк и др. - почему? Знаю только о своей семье: переселился мой отец-коваль потому, что в колхозе кустичском были два коваля - братья Шерстюки, Павел и Александр, но колхозу-то два коваля не нужны, поэтому младший брат Александр Петрович продал за бесценок хату, запряг коня и поехал искать своё счастье, как Никита Моргунок у Твардовского (этот поэт тоже был сыном коваля, его отца сгубили в коллективизацию). До того переломного времени два коваля в одном селе - это было нормально, так как ехали с заказами люди со всей округи, порой издалека, но при колхозах нельзя было работать на сторону. Так мой отец стал переселенцем, мигрантом - пятовцем, заплатив за это почётное звание своим белогривым, отдав его в колхозный табун, и много лет жил коваль с семьёй и кучей малышни без своего дома, сменив с десяток чужих хат. Из-за отсутствия своего коня погибла потом маленькая девочка Надя, моя сестра, – заболела скарлатиной, поднялась высокая температура, надо было везти в больницу, но председатель колхоза бывшего нашего коня долго не давал, а когда на третий день дал, то оказалось поздно – по дороге в город девочка умерла.

Кстати, сейчас председатель "колхоза" (теперь это называется по-другому) в Пятовске Василь (Василий, кажется, Николаевич) Беляков - внук переселенца из Кустич, по бабке, Домне (Доминике) Северьяновне, он тоже Шерстюк. Эта старая Белячиха приходила принимать роды у моей матери, когда она рожала меня, однако испугалась: «Якая ж ты бледная - помрешь, Масеевна…» Но это отдельная история.

4. Помню, в 70-80-х гг. поднимать колхоз приехал в Кустичи некий Ковардо, уроженец села. А перед этим, до выхода на пенсию, он работал крупным заводским руководителем в Питере. О его поступке рассказывала несколько раз газета "Советская Россия".

5. В церкви села перед её разрушением служил священник Кибальчич - из того рода сербов Кибальчичей, которые после освобождения от османского ига переехали в братскую Россию, дали на Черниговщине обширный куст духовенства. Один из этого рода, сын священника Николай Кибальчич, стал отщепенцем, профессиональным террористом (раньше их называли революционерами). Будучи наделённым недюжинным дьявольским талантом, этот русский доктор Фауст наизобретал множество бомб разной конструкции, изготавливал их своими руками, одной из этих бомб был убит царь-Освободитель Александр II, за что Кибальчич был удавлен на виселице в возрасте 27 лет. Перед казнью, находясь в камере, изобрёл летательный космический аппарат на твёрдом топливе, на много лет опередив тогдашнюю науку. Отказался причаститься. В общем, неслабый был родственничек у кустичского попа, это его яростные последователи, мальчиши-кибальчиши, потом взрывали храмы, в том числе уничтожили церковь и в Кустичах Бряновых.

6. В этой же церкви пел на клиросе слепец Клим Шмат (Климентий Феоктистович Шматов). После разорения церкви он стал нищенствовать, в сопровождении поводырши - полуслепой женщины ходил с сумой по деревням, приходил и в Пятовск, в наш двор, играл на колёсной лире, исполнял духовные песнопения, имел изумительной красоты голос - бас. Его исполнение в 60-х записала экспедиция Московской консерватории (рук. К.Г.Свитова), за 100 руб. купила у него лиру, она хранится на кафедре народной музыки как ценная реликвия. А советская власть в лице доблестной милиции, борясь с нищенством и милосердием, одну его лиру отняла и разбила в щепки, сделать другую было сложно, так как мастеров не осталось, надо было искать за сотни километров на Украине.
Записи исполнения, сделанные на аппаратуре Стародубского РДК, хранятся в золотом фонде кафедры, есть они и у меня, оцифрованы в 2003 в Торонто.

7. Отец вспоминал, что в его юности в Брян-Кустичах был убит самосудом односельчанин, который предсказывал пожары. Скажет, что вот эта хата скоро сгорит, и она действительно сгорала. Так было не раз. Наконец мужики обозлились, схватили за шкирку этого «колдуна», потащили к проруби и утопили. Наверно, в Жданке. У меня об этом есть стихотворение:

УБИЛИ ПРОРОКА

Беда по деревне ходила когда-то:
горели Брян-Кустичи, хата за хатой.

Крыши соломой тогда покрывали,
искры снопами в небо взвивались.

Это ли невидаль. Диво тут гарное –
был предсказатель оных пожаров.

Брякнул кому-то раз, как нарочно:
«Третьего дня погоришь», – и точно.

Как в воду глядел. А скорее, в огонь.
Третьего дня умножилась голь.

Так повторилось не раз, и не два.
«Сам поджигает!» – пошла молва.

Пытались с поличным взять подлеца.
Тщетно. Горело само без конца.

«Стало быть, глазит. Палит задумкой!»
«Надо конча-ать с эдакой сукой!..»

Слухи мужичью бражку взъярили.
И ясновидца за шкирку схватили.

«В прорубь его!» – закричали, пиная,
Таща, где ждала уж купель ледяная.

И утопили... А огонь для крыш
являлся как прежде, без ведома лишь.


8. Интересная находка попалась мне на глаза на брян-кустичской лесопилке – в груде опилок (по-местному, «тырсы») валялся отпиленный кап, частично выгнивший, но… создававший удивительный образ, по силе сравнимый с роденовским «Мыслителем». Я его поднял, почти ничего не делал, только высушил, подровнял основание, покрыл лаком. Теперь он входит в мою коллекцию как один из шедевров. Демонстрирую:



9. К ценным фактам надо отнести и данные о моих родственниках, полученные на нашем форуме в разделе «Моя фамилия» - спасибо Ирине Буштак!

Несомненно, в истории Брян-Кустич имеется ещё немало такого, что было бы интересно посетителям форума. Присоединяйтесь же все, кто может что-либо сообщить!


Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 30-05-2012 12:50
1. Где-то читал, что сколько-то человек из Брян-Кустич ушли к Щорсу, со своими лошадьми. В 1918 через село проходила демаркационная линия, было братание солдат немецких и русских, выступал на митинге Щорс, моя мать (ей было 12 лет) видела его и запомнила.

2. Щорсовцы, как и в Пятовске, нарушив брестское перемирие, напали на немцев, где-то под Найтоповичами, но неудачно - немцы их перебили. До сих пор сохранилась их братская могила в Кустичах, вне кладбища.

Может быть, вот здесь на странице о Щорсе? Немного цитирую:
...В боях под Злынкой и Новозыбковом семеновцы храбро дрались с наступающими подразделениями австро-германской армии, которые продвигались вдоль железной дороги Гомель - Брянск и в первой половине апреля успели захватить Новозыбков, Клинцы и были остановлены на рубеже Кустичи Бряновы - Лыщичи - Робчик...

...Конец октября 1918 года. Н. Щорс закончил формирование своего полка и решил опробовать его в боевой обстановке. Как святыню, всю жизнь хранил приказ Щорса, написанный им самолично, командир первого батальона Яков Борисович Гасанов, житель села Найтоповичи (впоследствии Стародуба) В приказе ставилась задача 1-му батальону 23 октября 1918 года к 9 часам вечера овладеть населенными пунктами Кустичи Бряновы и Лыщичи, занятые немецкими оккупантами. На выступление богунцев немцы ответили ураганным огнем. Они имели выгодные позиции, укрепленные огневые точки, имеющие подземные переходы между собой. Изрядно потрепав врага в Робчике, Лыщичах и Кустичах Бряновых, богунцам пришлось отступить. Но это отступление не смущало командира полка, так как в бою обнаружились недостатки полка, вскрылись ошибки, что и нужно было Щорсу. Особенно остро ощущался недостаток опытных командиров подразделений. В последствии Щорс организует школу по подготовке таких командных кадров. Не хватало и артиллерии, и опытных артиллеристов. Обнаружилась невыдержанность и суетливость отдельных подразделений...

...9 ноября 1918 года радио донесло до Кремля важное сообщение: в Германии совершилась революция, император Вильгельм отрекся от престола. 10 ноября Ленин телеграфирует из Москвы: "Всем, всем, всем! Всем пограничным совдепам. ...Очень вероятно, что все это будет скрыто от германских солдат на Восточном фронте и в Украине. Всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами доведите эти факты до сведения германских солдат". Поступила такого содержания телеграмма и на станцию Унеча.
В срочном порядке коммунисты Унечской партийной организации намечают план действий. Две делегации от Богунского полка направляются к немецким солдатам. На разъезд Робчик делегация во главе со Щорсом отправилась на паровозе, к которому прикрепили два товарных вагона. Факелом пылал на ветру красный флаг. Вагоны опоясывали алые ленты, на которых на русском и немецком языках пламенели лозунги: "Да здравствует мировая революция!", "Да здравствует революция в Германии!". На встречу расчехленным пушкам, взведенным винтовкам двигался этот мирный состав с одним намерением - протянуть руку дружбы таким же рабочим и крестьянам, как они. Еще не забыто немцами сражение, бывшее полмесяца назад в Кустичах Бряновых, Лыщичах и Робчике, еще не зарубцевались раны, еще не остыло зло к противнику, и вдруг в таком смятении чувств они встречают тех же солдат, но без оружия на празднично разнаряженном паровозе с двумя вагонами. Измученные долгой войной, настрадавшиеся в окопах солдаты, ранее стрелявшие друг в друга, сейчас обнимались до хруста в костях...

...Был ли человек в Лыщичах и в соседних селах, усидевший дома в тот день 13 ноября 1918 года? Наверное, не нашлось такого человека. Жители многих сел сошлись здесь, заранее узнав о том, что сюда прибудет Богунский полк на братание с немцами. Шестьдесят человек служили в полку из Лыщич, 40 - из Бряновых Кустичей, 20 - из Найтоповичей, 30 - из Рюхово. На место братания пришли из ближайших деревень жены, матери, сестры и другие родственники, чтобы встретиться со своими, моля бога, чтобы кончилась война. Эти люди не знали и не могли знать, что Богунскому полку предстоит еще длинный боевой путь до самого Киева и дальше...

...Более 20 богунцев воевали под командованием Щорса из села Брянкустичи: Я. А. Холощак, П. Ф. Темняков, Ф. С. Беляков, М. М. Коварда, С. Р. Архицкий...
Речь, наверно, идет о вот этом памятние, но он, похоже, если судить по мемориальной доске, к бойцам Щорса отношения не имеет:

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 12:55
...можно с уверенность судить, что Ваши далекие предки полавливали в протоке Жданке и окунька, и плотвичку, и карасика, а то и щучка в их мерят ти волок порой заглядывала. А вьюнов уж, наверно, черпали не иначе, как корзинами, так как лозы по березам этой самой протоки было в достатке, что, несомнено, позволяло плести эти самые корзины.



Radimich,

никаких вьюнов в кустичской Жданке нет и, думаю, не было. Речка эта очень странная, будто прорытая сточная канава между хатами, недаром в источниках названа протокой, и лозы там нет, как и луга тоже. То есть эта канава, с запрудой, зажатая между домами, вода стоячая, а не журчащая - совсем не то, что в Пятовске, где я сам в Барлычке ловил корзиной и вьюнов, и казабцов, и лежней, и линька, и плотичку, и вертёлку.

А Жданка имеет вид какой-то помойный, вся замусорена, чего там только не увидишь. Мало того, что гусями загажена, но и руками людскими – какие-то дырявые вёдра, железяки, бутылки, твань и прочая дрянь – подойти к воде и войти в воду негде. Когда я увидел это, мне было стыдно за людей: как же вы можете жить в такой мерзости, да собрались бы всем миром и вычистили за день свою речку, которую назвали таким хорошим именем – Жданка.

А чтобы не думали кустенцы, что я, такой умник, клеймлю только их (типа «приехал бы, да сам очистил!»), сообщу о другом аналогичном всероссийском безобразии. Только что, в 11:20 (сегодня 30 мая 2012), по ТВ-каналу «Россия-1» показали, как испорчена, фактически погублена, речка, тоже Жданка (!!!), но в Раменском районе Московской области, рядом с аэропортом Домодедово. Так что не вы одни, земляки, опустились, вы – заодно с Москвой, в ногу со столицей идёте! Или ждёте, жданковцы, что немцы опять придут, они умеют наводить порядок?!

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 30-05-2012 13:09
...можно с уверенность судить, что Ваши далекие предки полавливали в протоке Жданке и окунька, и плотвичку, и карасика, а то и щучка в их мерят ти волок порой заглядывала. А вьюнов уж, наверно, черпали не иначе, как корзинами, так как лозы по березам этой самой протоки было в достатке, что, несомнено, позволяло плести эти самые корзины.



Radimich,

никаких вьюнов в кустичской Жданке нет и, думаю, не было. Речка эта очень странная, будто прорытая сточная канава между хатами, недаром в источниках названа протокой, и лозы там нет, как и луга тоже. То есть эта канава, с запрудой, зажатая между домами, вода стоячая, а не журчащая - совсем не то, что в Пятовске, где я сам в Барлычке ловил корзиной и вьюнов, и казабцов, и лежней, и линька, и плотичку, и вертёлку.

А Жданка имеет вид какой-то помойный, вся замусорена, чего там только не увидишь. Мало того, что гусями загажена, но и руками людскими – какие-то дырявые вёдра, железяки, бутылки, твань и прочая дрянь – подойти к воде и войти в воду негде. Когда я увидел это, мне было стыдно за людей: как же вы можете жить в такой мерзости, да собрались бы всем миром и вычистили за день свою речку, которую назвали таким хорошим именем – Жданка.

А чтобы не думали кустенцы, что я, такой умник, клеймлю только их (типа «приехал бы, да сам очистил!»), сообщу о другом аналогичном всероссийском безобразии. Только что, в 11:20 (сегодня 30 мая 2012), по ТВ-каналу «Россия-1» показали, как испорчена, фактически погублена, речка, тоже Жданка (!!!), но в Раменском районе Московской области, рядом с аэропортом Домодедово. Так что не вы одни, земляки, опустились, вы – заодно с Москвой, в ногу со столицей идёте! Или ждёте, жданковцы, что немцы опять придут, они умеют наводить порядок?!

asveritas, а это разве не Жданка?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 14:59
asveritas, а это разве не Жданка?


Не уверен. Мне запомнилось то, что прямо по берегу запруды, оставив только проезд для телег, идут дома. Может, это уголок пруда, но тогда где-то подальше. А может, это другое место - залитая водой глубокая и широкая ямища на месте, где стояла церковь. Я ведь там не живу и никогда не жил, был очень короткое время за всю жизнь несколько раз, последний раз - лет 10 назад. Но и там, и там было много гусей и уток, уже поэтому берег был нечистый.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 30-05-2012 15:22
asveritas, а это разве не Жданка?


Не уверен. Мне запомнилось то, что прямо по берегу запруды, оставив только проезд для телег, идут дома. Может, это уголок пруда, но тогда где-то подальше. А может, это другое место - залитая водой глубокая и широкая ямища на месте, где стояла церковь. Я ведь там не живу и никогда не жил, был очень короткое время за всю жизнь несколько раз, последний раз - лет 10 назад. Но и там, и там было много гусей и уток, уже поэтому берег был нечистый.

Это фото, asveritas, как и с мемориальной доской в память о бойцах за установление Советской власти, прислал мне когда-то veter-oseni . Прямо с места события.
Кстати, тут вот обнаружилась интереснейшая деталь, ставящая под сомнение название той протоки, на которой Лазаревский поставил село Кустичи Бряновы! Неужели снова все та же мифическая Пятка? Прям руки чешутся и язык сам выпрыгивает, чтобы поделится возможным "открытием". Щас тольки трохи обработаю информацию и вкину сразу жа в тему.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 15:47
...В боях под Злынкой и Новозыбковом семеновцы храбро дрались с наступающими подразделениями австро-германской армии, которые продвигались вдоль железной дороги Гомель - Брянск и в первой половине апреля успели захватить Новозыбков, Клинцы и были остановлены на рубеже Кутичи Бряновы - Лыщичи - Робчик...

...Конец октября 1918 года. Н. Щорс закончил формирование своего полка и решил опробовать его в боевой обстановке. Как святыню, всю жизнь хранил приказ Щорса, написанный им самолично, командир первого батальона Яков Борисович Гасанов, житель села Найтоповичи (впоследствии Стародуба) В приказе ставилась задача 1-му батальону 23 октября 1918 года к 9 часам вечера овладеть населенными пунктами Кустичи Бряновы и Лыщичи, занятые немецкими оккупантами. На выступление богунцев немцы ответили ураганным огнем...

Шестьдесят человек служили в полку из Лыщич, 40 - из Бряновых Кустичей, 20 - из Найтоповичей, 30 - из Рюхово. На место братания пришли из ближайших деревень жены, матери, сестры и другие родственники, чтобы встретиться со своими, моля бога, чтобы кончилась война. Эти люди не знали и не могли знать, что Богунскому полку предстоит еще длинный боевой путь до самого Киева и дальше...

...Более 20 богунцев воевали под командованием Щорса из села Брянкустичи:


Здесь надо разобраться, насколько можно доверять автору публикации. То говорится о 40 брян-кустичских бойцов, то о более 20. Но 40 это хоть и более 20, но не 21, 23... а 40! Цифры почему-то все круглые: 60, 40, 20, 30, будто не людей считаем, а десятки яиц на базаре... То семёновцы бьются с немцами, то щорсовцы (куда делись семёновцы?)... Говорится: "...были остановлены на рубеже Кустичи Бряновы - Лыщичи - Робчик..." Кем остановлены? Раз это в первой половине апреля 1918, то, по-видимому, их остановил Брестский мир (ратифицирован 26 марта 1918). Далее: Щорс приказывает наступать 23 октября, но Брестский мир был аннулирован только в ноябре... значит, это было самовольство, партизанщина... или ему Троцкий приказал?

С могилой бы тоже надо бы разобраться. Почему там павшие бойцы отнесены к Второму Приднепетровскому (Приднепропетровскому?) полку? Это прежнее название Богунского полка или что-то другое? Почему бойцы названы партизанами, если уже тогда, в сентябре 1918 (а это уже время Щорса в Унече), существовала регулярная Красная Армия? Да и воинское подразделение здесь называется полк, а не партизанский отряд. Были ли погибшие бойцы из местных жителей - кустенцами?

А ведь где-то есть списки Богунского полка Щорса, там указано, кто есть откуда...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 30-05-2012 16:03
asveritas, а это разве не Жданка?


Не уверен. Мне запомнилось то, что прямо по берегу запруды, оставив только проезд для телег, идут дома. Может, это уголок пруда, но тогда где-то подальше. А может, это другое место - залитая водой глубокая и широкая ямища на месте, где стояла церковь. Я ведь там не живу и никогда не жил, был очень короткое время за всю жизнь несколько раз, последний раз - лет 10 назад. Но и там, и там было много гусей и уток, уже поэтому берег был нечистый.

Это фото, asveritas, как и с мемориальной доской в память о бойцах за установление Советской власти, прислал мне когда-то veter-oseni . Прямо с места события.
Кстати, тут вот обнаружилась интереснейшая деталь, ставящая под сомнение название той протоки, на которой Лазаревский поставил село Кустичи Бряновы! Неужели снова все та же мифическая Пятка? Прям руки чешутся и язык сам выпрыгивает, чтобы поделится возможным "открытием". Щас тольки трохи обработаю информацию и вкину сразу жа в тему.

Ох уж эта любимая мной топография! Предлагаю всеобщему вниманию фрагмет топографической километровки издания 1984 года с состоянием местности на 1980 год. Ну и как? Жданка в Брянкустичах оказывается совсем не Жданка, а именуется Волосаткой по мнению современных топографов. В то же время речушка с названием Жданка протекает через западную часть села Лыщичи. И кому же в данном случае верить: Лазаревскому или топографам?
Кстати, пруд с той фотографии, что приведена в теме несколько выше, похоже, располагается в самом центре Кустич, что можно предположить по характерному голубому пятнышку на фрагменте карты.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 30-05-2012 17:02
...В боях под Злынкой и Новозыбковом семеновцы храбро дрались с наступающими подразделениями австро-германской армии, которые продвигались вдоль железной дороги Гомель - Брянск и в первой половине апреля успели захватить Новозыбков, Клинцы и были остановлены на рубеже Кутичи Бряновы - Лыщичи - Робчик...

...Конец октября 1918 года. Н. Щорс закончил формирование своего полка и решил опробовать его в боевой обстановке. Как святыню, всю жизнь хранил приказ Щорса, написанный им самолично, командир первого батальона Яков Борисович Гасанов, житель села Найтоповичи (впоследствии Стародуба) В приказе ставилась задача 1-му батальону 23 октября 1918 года к 9 часам вечера овладеть населенными пунктами Кустичи Бряновы и Лыщичи, занятые немецкими оккупантами. На выступление богунцев немцы ответили ураганным огнем...

Шестьдесят человек служили в полку из Лыщич, 40 - из Бряновых Кустичей, 20 - из Найтоповичей, 30 - из Рюхово. На место братания пришли из ближайших деревень жены, матери, сестры и другие родственники, чтобы встретиться со своими, моля бога, чтобы кончилась война. Эти люди не знали и не могли знать, что Богунскому полку предстоит еще длинный боевой путь до самого Киева и дальше...

...Более 20 богунцев воевали под командованием Щорса из села Брянкустичи:


Здесь надо разобраться, насколько можно доверять автору публикации. То говорится о 40 брян-кустичских бойцов, то о более 20. Но 40 это хоть и более 20, но не 21, 23... а 40! Цифры почему-то все круглые: 60, 40, 20, 30, будто не людей считаем, а десятки яиц на базаре... То семёновцы бьются с немцами, то щорсовцы (куда делись семёновцы?)... Говорится: "...были остановлены на рубеже Кустичи Бряновы - Лыщичи - Робчик..." Кем остановлены? Раз это в первой половине апреля 1918, то, по-видимому, их остановил Брестский мир (ратифицирован 26 марта 1918). Далее: Щорс приказывает наступать 23 октября, но Брестский мир был аннулирован только в ноябре... значит, это было самовольство, партизанщина... или ему Троцкий приказал?

С могилой бы тоже надо бы разобраться. Почему там павшие бойцы отнесены к Второму Приднепропетровскому полку? Это прежнее название Богунского полка или что-то другое? Почему бойцы названы партизанами, если уже тогда, в сентябре 1918 (а это уже время Щорса в Унече), существовала регулярная Красная Армия? Да и воинское подразделение здесь называется полк, а не партизанский отряд. Были ли погибшие бойцы из местных жителей - кустенцами?

А ведь где-то есть списки Богунского полка Щорса, там указано, кто есть откуда...

На эти вопросы нам, наверно, смог бы ответить некогда активный участник форума, выступающий под ником Rmd. По некоторым непровенным сведениям он является большим специалистом в области изучения страниц истории, связанных с именем Щорса Н.А..

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 30-05-2012 19:35
Название села связано с личным именем Куст. Это странное имя по-видимому имело широкое хождение в стародавние времена. По сведению Якова Соколова ("Читая брянские фамилии" - Брянск: ЗАО "Издательство "Читай-город", 2002) "фамилию Куст в Брянской области носят почти двести человек, Кустов - более ста пятидесяти. Встречается и Кустиков".
Кстати, моя бабушка в девичестве носила фамилию Кустенко (козаки Кустенок, с. Староселье Мглинского уезда).
Гораздо сложнее определиться со второй частью названия: Бряновы. Большинство исследователей склоняется к тому, что оно связано с какими-то брянскими переселенцами. Но недавно я обнаружила совершенно иной взгляд на топоним Брянск. Владимир Курбатов в книге "Тайные маршруты славян" считает, что название и города, и созвучных ему нас.пунктов: Брянск (в Польше), Брянчицы (в Белоруссии), Брянково, Брянцово и т.п. - это производные от этнонима бряничи.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 22:51
Жданка в Брянкустичах оказывается совсем не Жданка, а именуется Волосаткой по мнению современных топографов. В то же время речушка с названием Жданка протекает через западную часть села Лыщичи. И кому же в данном случае верить: Лазаревскому или топографам?
Кстати, пруд с той фотографии, что приведена в теме несколько выше, похоже, располагается в самом центре Кустич, что можно предположить по характерному голубому пятнышку на фрагменте карты.


Синий кружочек в центре села - это как раз громадная яма от церкви, заполненная водой. А запруда - не показана на карте, она должна быть левее (западнее), где речечка (протока), как бы протока кем ни называлась.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 277
Добавлено: 30-05-2012 23:00
Название села связано с личным именем Куст. Это странное имя по-видимому имело широкое хождение в стародавние времена. По сведению Якова Соколова ("Читая брянские фамилии" - Брянск: ЗАО "Издательство "Читай-город", 2002) "фамилию Куст в Брянской области носят почти двести человек, Кустов - более ста пятидесяти. Встречается и Кустиков".
Кстати, моя бабушка в девичестве носила фамилию Кустенко (козаки Кустенок, с. Староселье Мглинского уезда).
Гораздо сложнее определиться со второй частью названия: Бряновы. Большинство исследователей склоняется к тому, что оно связано с какими-то брянскими переселенцами. Но недавно я обнаружила совершенно иной взгляд на топоним Брянск. Владимир Курбатов в книге "Тайные маршруты славян" считает, что название и города, и созвучных ему нас.пунктов: Брянск (в Польше), Брянчицы (в Белоруссии), Брянково, Брянцово и т.п. - это производные от этнонима бряничи.


Кустичи могут называться не только от имени Куст, но и от зарослей дикорастущих кустов (ср. с Барлычами - от "барл" - медведь).

А "бряничи" интересно по опорным звукам БРН сопоставить со славянским "брно" - глина (откуда имеем Брно в Словакии, Бёрновичи под Стародубом и пр.). Семантически это близко к этнонимам "древляне" (от слова "древо"), "дреговичи" ("дрега", "дрегва" - болото), "поляне". Но бряничей почему-то не видно в летописях - в перечнях славянских племён.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 31-05-2012 02:05
Цитируемое ниже из списков "лишенцев", что помещены в теме""Чёрные списки" граждан, лишённых избирательных прав":
с. Бряновы Кустичи
- Литвинов Иван Фёдоров, священник
- Богданов Яков Иванов, дьяк
- Маховская Татьяна, иждивенка попа
- Богдановская Аксеня, жена дьяка
- Лапик Матвей Сав., городовой
- Холощак Егор Н., тоже
- Кащеев Гордей М., по суду
- Гуз Григорий Хор., тоже
- Беляков Евмен Фомин, тоже

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5211
Добавлено: 31-05-2012 07:13

Оставим на некоторое время картографию и попробуем, насколько это возможно, следовать теме, обозначенной в следующем цитируем тексте asveritas:
3. При коллективизации целый ряд семейств переселился в Пятовск: Тарола, Драчёна, Беляков, Шерстюк и др. - почему? Знаю только о своей семье: переселился мой отец-коваль потому, что в колхозе кустичском были два коваля - братья Шерстюки, Павел и Александр, но колхозу-то два коваля не нужны, поэтому младший брат Александр Петрович продал за бесценок хату, запряг коня и поехал искать своё счастье, как Никита Моргунок у Твардовского (этот поэт тоже был сыном коваля, его отца сгубили в коллективизацию). До того переломного времени два коваля в одном селе - это было нормально, так как ехали с заказами люди со всей округи, порой издалека, но при колхозах нельзя было работать на сторону. Так мой отец стал переселенцем, мигрантом - пятовцем, заплатив за это почётное звание своим белогривым, отдав его в колхозный табун, и много лет жил коваль с семьёй и кучей малышни без своего дома, сменив с десяток чужих хат. Из-за отсутствия своего коня погибла потом маленькая девочка Надя, моя сестра, – заболела скарлатиной, поднялась высокая температура, надо было везти в больницу, но председатель колхоза бывшего нашего коня долго не давал, а когда на третий день дал, то оказалось поздно – по дороге в город девочка умерла.

Кстати, сейчас председатель "колхоза" (теперь это называется по-другому) в Пятовске Василь (Василий, кажется, Николаевич) Беляков - внук переселенца из Кустич, по бабке, Домне (Доминике) Северьяновне, он тоже Шерстюк. Эта старая Белячиха приходила принимать роды у моей матери, когда она рожала меня, однако испугалась: «Якая ж ты бледная - помрешь, Масеевна…» Но это отдельная история.

4. Помню, в 70-80-х гг. поднимать колхоз приехал в Кустичи некий Ковардо, уроженец села. А перед этим, до выхода на пенсию, он работал крупным заводским руководителем в Питере. О его поступке рассказывала несколько раз газета "Советская Россия".

Есть такой Сборник очерков "60 лет Брянской области (1944 - 2004 г.г.). Унечский район. Составители: И. Н. Рухлядко, Л. М. Бобунова, А. Т. Бовтунов, В. К. Шауро, Н. А. Голик. - Клинцы: Издательство ООО "Типография "Александрия". 2004 г. - 64 с., ил.
В сборнике раскрыты основные вехи в истории Унечи и Унечского района, рассказывается об известных в районе и за его пределах людях, внесших свой вклад в развитие Унечского района.
Так вот из него:



Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 11-07-2012 20:07
ХОЛОЩАК Потап Наумович. Род. 15.08.1878 в д. Кустиче-Бряново Стародубского уезда Черниговской губ. Русский, малограмотный. Из крестьян. Занимался хлебопашеством в колхозе «10 лет Октября» в с. Тюльково Балахтинского р-на КК. Арестован 29.05.1938. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 15.06.1938 тройкой УНКВД КК на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 20.12.1989 прокуратурой КК (П-2304).

http://www.memorial.krsk.ru/martirol/ho.htm

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1186
Добавлено: 12-07-2012 11:34
ХОЛОЩАК Потап Наумович. Род. 15.08.1878 в д. Кустиче-Бряново Стародубского уезда Черниговской губ. Русский, малограмотный. Из крестьян. Занимался хлебопашеством в колхозе «10 лет Октября» в с. Тюльково Балахтинского р-на КК. Арестован 29.05.1938. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 15.06.1938 тройкой УНКВД КК на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 20.12.1989 прокуратурой КК (П-2304).

http://www.memorial.krsk.ru/martirol/ho.htm


Здесь вероятно ошибка с годом рождения: его родители отставной унтер-офицер Наум Семёнов Холащак (род.прим. 1855) и жительница д. Вишенки Мария Андреева Прищепина (род.прим. 1857) вступили в брак 04.05.1880 г.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 24-08-2012 13:06
Одной из первых церковно-приходских школ на территории нынешнего Унечского района была школа села Бряновы Кустичи, открытая в 1860 году при Покровской церкви. В ней обучался 31 мальчик, работало два наставника («Черниговские епархиальные известия», № 14, 1861 год).

http://docs8.chomikuj.pl/220651946,0,0,unec-za.doc

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 22-09-2012 14:47


Из календаря Черниговской губернии на 1893г.стр.91

Взято отсюда(уже их весомая коллекция) http://book-old.ru/BookLibrary/49001-Pam-kn-CHernigovskoy-gub.html

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть II. Населенные пункты / Бряновы Кустичи (Брян-Кустичи, Брянкустичи)

KXK.RU