Дворянское сословие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Дворянское сословие

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 25-12-2013 00:16
Тайны старой печати... http://www.imena.mk.ua/?044/08


В конце 2010 года, при банальных обстоятельствах к нам в руки попала старая печать, выполненная из бронзы. Печать, по нашему мнению, была выполнена для украшения в свое время рабочего стола ее хозяина.
Два известных рода на одной печати: Сулимы и Миклашевские
На поле матрицы нашей печати вокруг гербовых щитов имеется так называемая арматура - украшение из военных предметов: эфесы сабель, знамена, пушки, пики, ядра и барабан. У основания гербов размещены инициалы владельца - W.O.

Кто этот последний владелец печати - установить нам пока не удалось. Надеемся и на помощь наших читателей. Поможете?

P.S. Забыли о петушке. Может быть, это не просто украшение, а магический символ? «Петух - тотемный знак исчезнувших неизвестно куда галлов, отчего по законам метонимии за эту птицу отвечают современные французы»[14].

У одних народов петух - символ драчливости и крови - у других… Впрочем, правильный ответ знал только хозяин печати.

Текст: Е.Г. Горбуров, К.Е. Горбуров, кандидаты исторических наук.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 6
Добавлено: 29-11-2014 21:59
Фамилия Голяко является родовым именем черниговских дворян, сведения о которых были внесены в список Черниговского дворянства 1781 и 1783 гг. Родовой герб Голяко подробно описан в книге «Гербы Малороссийских дворянских фамилий». Основателем династии Голяко считается сотенный атаман Мартын Кузмич Голяка.

В различных исторических документах упоминаются некоторые представители рода Голяко. Так, например, в листе полковника Стародубского полка Михаила Маклашевского от 17 октября 1694 года говорится о сыновьях знатного казака Голяко Апанасе и Григории, которые в конце XVII столетия основали деревню Голяковка. Наряду с ее основателями в документах того времени упомянут и Иван Голяко, писарь мглинской сотни, которому принадлежала слобода Хорновка и деревня Парфеновка.

Среди представителей рода Голяко, а точнее его поздней ветви известен Федор Васильевич Голяко, состоявший на военной службе. Род Голяко получил от Правительствующего Сената дворянский статус и был внесен во вторую часть Родословной книги Черниговского дворянства.

Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчёркивали принадлежность человека к конкретной семье. Они непременно указывали на именование главы семейства. В результате прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами (-енко, -ко, -о). Голяк, со временем получил фамилию Голяко.

История деревни Голяковка




1. Рождение
У каждого населенного пункта свои истоки. Они — начало его истории, начало жизни деревни. История Голяковки типична для каждого сельского поселения района. Но она не только его жизнь, а еще в большей мере жизнь и судьба ее народа. Это его прошлое и настоящее, интерес к которому сейчас необычно велик.
И только жалко сознавать, что могут затеряться истоки наших отчих мест, как уже канули в Лету многие деревеньки российские. Поэтому, публикуя эти исследования, так и хочется сказать: время, не приведи к тому судьбу поселений, взлелеявших нас. .
Осенью 1990 года деревне Голяковка исполнилось 296 лет. Вначале казалось, что Голяковка ничем не примечательная, потому не верилось, Что у нее есть своя история, насыщенная событиями, достойными того, чтобы сохраниться в памяти людей, ее населяющих.
Ёе начальная история связывается с мглинской сотней и Стародубским полком. Сведения о ней начинаются с конца XVII века, когда прошло 40 лет с той поры, как Мглинская земля была освобождена от польско-литовских захватчиков, и на ней уже размещалась сотня украинских казаков, входившая в состав Стародубского полка. Мглинщина и Стародубщина в то время являлись территорией Украины, потому Стародубский полк, наряду с другими такими же украинскими полками, входил в Войско запорожское и подчинялся гетману Украины.
Полки Войска запорожского делились на сотни, а сотни на десятки и рассредотачивались по территории Украины. Каждый полковник на территории своего полка распоряжался землей, населением, казаками: в его руках была военная, административная и судебная власть.
Как и другие, стародубский полковник по своему усмотрению раздавал казакам за воинские заслуги пустующие земли в каждой сотне своего полка. Раздавал он незаселенные земли и Мглинским казакам, вследствие чего в XVII—XVIII веках на Мглинской земле появились хутора, слободы, другие казачьи поселения, в том числе и Голяковка. Возникла она в 1694 году хутором.
В листе полковника Стародубского полка Михаила Маклашевского от 17 октября 1694 года сказано, что в хуторе Голяковка посажены на жительство Апанас и Григорий, сыновья знатного казака Голяко. Так осенью 1694 года начиналась Голяковка казачьим хутором. Основали ее два брата Апанас и Григорий Голяко, от фамилии которых и получила свое название Голяковка.
В 1704 году гетман Мазепа подписал универсал (указ для всенародного сведения), в котором сообщается, что в хуторе Голяковка при речке Ржавице (чаще пишется река Ржавец) числится два казачьих двора, из них один бесхатный.
Гетманский указ не только подтверждает факт существования Голяковки, но и уточняет ее географическое местоположение при реке Ржавице. Здесь уместно пояснить, что река Ржавец получила такое название от того, что в ее истоке вода, соприкасаясь с железной рудой, приобретает, ржавый (рыжий) цвет.
Примечательно, что нетяговский поселок Семеновский, возникший в 1928 году, часто называют пос. Ржавец. Это от того, что находится он при реке Ржавец и как раз в том месте, где куски болотной руды выступают наружу, и отсюда вниз по течению реки плывут маслянисто-ржавые пятна воды.
Вниз по реке Ржавец, между поселком, Семеновским и деревней Хоружовкой (несколько ближе к Хоружовке), есть глубокий водоем с местным названием Рыжая прорва. Прорва — глубокое место, чаще всего на реке около водяной мельницы, образованное падающей водой на лопасти рабочего колеса. Если внимательно осмотреть местность вокруг Рыжей прорвы, легко можно заметить плотину (земляная насыпь) на топком месте, некогда перегораживавшую реку Ржавец.
Есть основание полагать, что здесь в ХVIII веке — начале XIX века работала водяная мельница, на которой мололи зерно голяковцы, хоружовцы и жители хутора Поверненский, находившегося вблизи Рыжей прорвы, а затем исчезнувшего из памяти людей. Только зря водоем у бывшей мельницы до сих пор называют Рыжая прорва: вода здесь не рыжая, а светлая, чистая, пригодная для питья. Но вернемся к Голяковке и заметим, что наряду с ее основателями в документах того времени упомянут Иван Голяко, писарь мглинской сотни. Ему принадлежала слобода Хорновка и хутор казаков Парфенков, от прозвища которых хутор, а затем деревня Парфеновка получила свое название.
В округе Голяковки не только знатные казаки Голяки имели землевладения за воинскую службу, рядовые казаки из мглинской сотни тоже получали здесь землю в поместное землепользование. Поэтому Голяковка, возникшая небольшим хуторком, с течением времени разрослась по обоим берегам реки Ржавец и стала деревней с казацким населением. В составе своей мглинской сотни и своего Стародубского полка голяковские казаки числились в Войске запорожском, жили на территории Украины, считались украинскими казаками. Но по своему генетическому происхождению относились к великорусской народности. Да и по образу жизни, быту, языку были не украинцами, а русскими.
Голяковские казаки несли караульную службу в городе Мглине. По требованию своего сотника являлись в город в сотенное управление. В 1708 году совместно с мглинчанами отбивали атаки шведов, явившихся от Костенич штурмовать мглинскую земляную крепость, участвовали во всех дальнейших делах своей сотни. Такая жизнь (освободительная борьба в совокупности с оседлостью) постепенно превращала воинов в крестьян.


2. Казаки становятся крестьянами

И знатные, и рядовые казаки за воинскую службу получали землю бесплатно. Только Голяки, как знатные казаки, получили больше пахотной земли и лучшие сенокосные угодья. Позднее они были причислены к привилегированному дворянскому сословию.
Пользуясь дворянскими привилегиями, Голяки безнаказанно захватили выпасы по реке Ржавец в центре деревни, принадлежащие до этого всем ее жителям.
В 1783 году украинские казацкие полки были преобразованы в регулярные по образцу полков русской армии. С этого времени рядовые украинские казаки лишились своих прежних казацких прав и привилегий, стали крестьянами и уже мало чем отличались от государственных крестьян того времени.
Как и государственные крестьяне, казаки теперь должны были платить налоги в государственную казну, выполнять ряд государственных повинностей. Но крепостными не стали, барщины не отбывали, оброка не платили, по-прежнему назывались казаками и числились в своем казацком сословии вплоть До Октябрьской революции, когда декретом ЦИК от 23 ноября 1917 года в стране было упразднено деление людей на сословия. Голяковские дворяне так и не стали панами-помещиками на протяжении всего дореволюционного периода.
Они, как и рядовые голяковские казаки, стали крестьянами, занимались земледелием, но оставались дворянами и удерживали за собой землю, полученную за казацкую службу и прихваченную общинную, вплоть до ликвидации сословий и частной собственности на землю.
До первой мировой войны в Голяковке на душу населения приходилось в среднем менее 0,5 гектара всей земли: пахоты, сенокоса, леса.
Песчаная почва, плохо удобренная и обработанная, постоянно давала скудные урожаи. Своего хлеба крестьянской семье хватало только на полгода, до Рождества, как говорили тогда, а затем его надо было покупать.
В конце XIX — начале XX века лишь 5—б семей в деревне могли прокормиться со своего хозяйства, не прибегая к заработку на стороне. Все другие семьи, состоявшие обычно из 8—9 и более душ, вынуждены были искать заработок. Отцы таких семейств постоянно оставались в своем хозяйстве, но в зимнее время подрабатывали у лесопромышленников: рубили лес, подвозили древесину к Ипути на пристань, распиливали бревна. А молодежь, главным образом юноши уезжали из семей на заработки в шахты Донбасса, в Ялту, в степные районы Украины на уборку урожая. Там их застала первая мировая война. Теперь они спешили домой, вместе с другими односельчанами призывались в армию и отправлялись на фронты начавшейся войны с Германией. Среди уходивших на войну первой мобилизации был и Федор Протченко, отец троих детей. Мобилизационное предписание ему принесли прямо на сенокос, когда он вилами вершил себе стожок сена. Узнав о случившемся, мобилизованный с гневом бросил вилы на землю, спустился вниз и молча ушел домой. Стожок так и остался стоять незавершенным.
На второй день соседи вершили его стожок, а он прощался с семьей и уходил на войну. Вернулся Ф. И. Протченко уже в 1918 году с двумя георгиевскими крестами.
И все-таки в 1914—1915 годах война мало затрагивала привычную деловую жизнь деревни. В эти годы ходили по дворам и собирали теплую одежду для фронтовиков, да взяли двух лошадей и несколько коров для нужд армии. А трудовой настрой оставался столь же высоким, как и в мирное время.
Семьи трудились, и при ощутимой нехватке рабочих рук все же справлялись с хозяйством. Если в той или иной солдатской семье возникала неуправка, на помощь незамедлительно приходила знаменитая русская толока, дружная, веселая, бескорыстная.
Война шла своим чередом, трудовая жизнь своим. Но вот в начале зимы 1916 года в деревне начали распространяться тревожные слухи о приближении фронта. Подтверждения не пришлось долго ждать. Во второй половине декабря 1916 года гурты коров, эвакуированных из западных прифронтовых губерний, заполнили дорогу Нивное—Луговец—Голяковка—Нетя- говка—Мглин. Скот следовало пригнать на зимовку в Курскую губернию, но от истощения и рано наступивших холодов коровы падали на дороге, дальше идти не могли и остановились на прокорм в Мглинском уезде. Тогда многим односельчанам пришлось раскрывать крыши для корма эвакуированного скота. Коровы остались здесь и на следующий год.
В начале января 1918 года с Западного фронта по дороге Нивное—Луговец—Голяковка—Косары—Мглин—Разрытое и далее к железной дороге проследовали два корниловских полка. Корниловцы захватили участок железной дороги от Почепа до Унечи и на станциях Жудилово и Рассуха начали погрузку в вагоны лошадей, оружия, людей, чтобы таким способом в полной боевой готовности перебраться на Дон.
Во время погрузки войска в вагоны на станции Жудилово в Рассуху срочно прибыли Н. И. Подвойский с отрядом брянских красногвардейцев и К. Я. Штырхунов (уроженец Цинки) с отрядом мглинских красногвардейцев и разоружили корниловцев.
В таких эпизодах только и видели мирные жители Мглинского уезда первую мировую войну, вернее они ее не видели. С фронтов войны 1914—1918 годов из жителей Голяковки не вернулись 3 человека. А вернувшимся домой в массе своей не пришлось заняться мирным трудом. Империалистическая война окончилась, начиналась война гражданская.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 845
Добавлено: 14-12-2014 21:08
"жили на территории Украины, считались украинскими казаками"

Я конечно извиняюсь, но никакой Украины тогда не было. Это была Малороссия, а казаки были малороссийскими казаками.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 845
Добавлено: 14-12-2014 21:12
"Голяковские дворяне так и не стали панами-помещиками на протяжении всего дореволюционного периода.
Они, как и рядовые голяковские казаки, стали крестьянами, занимались земледелием, но оставались дворянами и удерживали за собой землю, полученную за казацкую службу "

Здесь одно из двух: или дворяне или крестьяне.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 18-04-2015 12:47
Из хама пан или великая родословная афера малороссийского дворянства

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 598
Добавлено: 07-10-2015 18:20
Из хама пан или великая родословная афера малороссийского дворянства

Пошёл по ссылке нет;думаю надо поискать,забил в гуглу открываю "страницы не существует".... всё же нашёл.
Ниже сохраню главу,чтобы уже неискать..Спасибо за наводку!
Довольно интересная ,глава из книги О.Бузины(ныне покойного)Тайная история Украины-Руси
а сама глава "Из хама пан или великая родословная..."


Революция Богдана Хмельницкого уничтожила шляхту как класс. Все внезапно стали равными. Никто не платил налогов, не ходил на панщину, а единственным источником государственных доходов оказался непрерывный грабительский поход в Молдавию и Польшу, за счет которых и жила «козацъка християнська республика».

Так откуда же внезапно взялось украинское панство - бесчисленные выводки Кочубеев, Галаганов и Скоропад-ских с дворянскими гербами и заграничными каретами? Откуда их красивые загородные усадьбы? Откуда ложноклассические колонны, коллекции старинного оружия, домашние музеи и бальные залы, на наборных паркетах которых вислоусые «народные поэты» будут читать своим хозяевам стишки о тяжелой народной доле, втайне мечтая ущипнуть за задок зазевавшуюся горничную? Действительно, откуда?

Ведь поначалу казачество плевать хотело на шляхетское достоинство! В найденном недавно в Главном архиве древних актов в Польше трактате «Мысль об успокоении Украины», написанном в 1672 году, есть даже такой эпизод: два запорожца пьянствуют в Варшаве. Один из них размахивает привилегией о своей «нобилита-ции» (признании дворянских прав. - О. Б.) и орет: «Иване! О Иване! Купы в мене шляхетство!» А другой отвечает: «А що тоби даты?» «Дай таляра на горилку!» - ржет «продавец». «Вот такая у них честь шляхетству», - возмущенно пишет польский автор трактата.

Но возмущаться в общем-то нечему - при Хмельницком Украина внезапно стала такой страной, о которой можно только мечтать. Каждый делал, что хотел. Анархия царила везде. Описывая эти порядки, анонимный автор «Мысли об успокоении Украины» едва сдерживает затаенную зависть: «Вольно им одну жену бросить, а взять другую; вольно подговорить у мужа жену и сбежать в другую слободу или какое-нибудь ближайшее местечко, а оттуда уже не выдадут; вольно там без брака жить столько, сколько захочешь, а потом, бросив своих щенят, никогда не возвращаться с Дона или Запорожья… Вольно швецу, броварнику, гультяю какому-нибудь вырвать бороду попу и войту, а то и палкой врезать, а назавтра сотнику, атаману и другим купить несколько кварт горелки - и справедливость торжествует! Это же делают и казачьей старшине, а потом назавтра тоже горелкой все улаживают. Совсем у них нет ни чести, ни совести, ни разума, ни Бога - только бы пить день и ночь!»

В пылу политической полемики новорожденная Украина даже казалась бедному шляхтичу бесовским искушением, вроде кабака: «Когда умный человек присмотрится к их жизни, то поймет, что каждый из них - дьявол в человеческом обличьи». Но тут же замечает, что такие порядки должны очень нравиться «не только руському хлопству», но и «не одному, наверное, из мазовецких» - лишь бы только он смог добраться до этой страны обетованной.

Разрекламированное махновское Гуляйполе продержалось всего три года. А это было куда круче! И хватило его на три десятилетия, до краев наполненных резней, попойками и полным расцветом народной культуры, оставившей такие «думы», которые наши «науковці» до сих пор боятся печатать!

Но как всякая сказка, и эта когда-нибудь должна была закончиться. Самые принципиальные демократы истребили друг друга во взаимных разборках, и на сцену истории вылезло зловредное обывательское начало, отсиживавшееся до поры в казачьем обозе. Вот оно-то и захотело пресловутого шляхетства.

В конце XIX века, подводя итоги этой удивительной эпохи, украинская исследовательница Александра Ефименко в забытой ныне работе «Малорусское дворянство и его судьба» с удивлением констатировала: «Малороссия после своего освобождения от Польши представляла по типу своей социальной организации военный лагерь на демократической подкладке. Равенство прав и обязанностей было полное: каждый мог занимать из неисчерпаемого запаса свободных земель столько, сколько мог захватить свободным трудовым захватом; каждый мог участвовать в выборе уряда, начиная от сельского атамана, кончая гетманом, каждый мог быть выбран на всякий уряд». Но воспользовались своими правами все по-разному.

Попав во власть, никто из нее, естественно, не хотел уходить. «Каждому лицу войскового уряда, - пишет Ефименко, - перепадало кое-что со стороны низших и подчиненных от приношений… Но если кто хотел себе нажить состояние помимо широкого и торного пути злоупотребления властью или положением, то единственным средством было обратиться к деятельности торговой и промышленной». Казачья старшина сразу же стала заводить шинки и гнать водку - «паны даже брали ее для распродажи с собой в походы, и куда бы случайности войны ни загоняли наших воинов - всюду находил себе рынок этот ходкий товар».

Вторым предметом экспорта стал скот - волов гоняли в Москву, Петербург и даже в Европу - в Гданьск и Шленск (так называли Силезию). В Ригу и Кенигсберг уходила пенька. А когда доходов от этих операций показалось мало, старшина принялась за меньшую братию. «Малорусское панство, - продолжает та же Ефименко, - выросло на всяческих злоупотреблениях своей властью. Насилие, захват, обман, вымогательство, взяточничество - вот содержание того волшебного котла, в котором перекипала более удачливая часть казачества, превращаясь в благородное дворянство».

При Богдане Хмельницком войсковой уряд не смел ничего себе назначить в вознаграждение за свой труд, кроме мельниц. Но уже после его смерти полковники и есаулы стали разбирать себе войсковые земли «на уряды». Единственное, что их раздражало, так это то, что народ после таких операций разбегался куда глаза глядят - благо Украина была слабо заселена. Старшина понимала, что свобода передвижения, гарантированная на-роду как одно из его прав, новой власти только мешает, и тут же начала ее ограничивать. Сохранился, например, приказ Мазепы от 1707 года полтавскому полковнику, чтобы он людей, уходящих на слободы, «не только переймал, грабил, забирал, вязеннем мордовал, киями бил», но и без пощады «вешати рассказовал». Неудивительно, что ровно через два года народ не очень-то поддержал попытку гетмана отделиться от Москвы - ведь при полной независимости он бы еще больше «размордовался».

Когда же все земли были расхватаны, старшина люто затосковала о дворянских вольностях. Обидно ведь в самом деле ездить с быками в Гданьск, любуясь по дороге на тамошнюю шляхту, и не чувствовать себя ей ровней!

Был на польской стороне Украины славный городок Бердичев, населенный в основном дальними предками Бени Крика и Паниковского - эдакая Одесса XVIII столетия. Вот в этом-то чудном месте по дороге с бычьего торга в Гданьске и была сочинена большая часть родословных малороссийского панства. Внезапно оказалось, что Капнисты происходят от «венецианского графа Капниссы с острова Занта», Рославцы - от польских магнатов Ходкевичей, Кочубеи - от «благородного» татарского мурзы, а Скоропадские - от некоего мифического «референдария над тогобочной Украиной». Весь еврейский Бердичев, высунув от усердия языки, потел над «нобилитацией». Вся Украина смеялась. Но сделать ничего не могла. Разве что перечитывать ходившие по рукам сатирические стишки «Доказательства Хама Данилея Куксы», высмеивающие панские претензии казачьей старшины:

Вон у меня герб який
В деревьяним цвити.
Ще ни в кого не було
В Остерськом повити.
Лопата написана
Держалом угору.
Побачивши скаже всяк,
Що воно без спору!
Кому не хватало татарских мурз, разбирали покойных героев, не оставивших прямого потомства. Тарасевичи сфабриковали себе документы о происхождении от гетмана Тараса Трясила, Искры - от не менее известного гетмана Остряницы. Один малоизвестный панок претендовал даже на то, что он продолжатель давно вымершего рода князей Острожских - на том основании, что «его предки были родом из Острога».

Бердичевская афера оказалась настолько мощной и стоила, по-видимому, так недорого, что когда правительство Екатерины II создало комиссию о разборе дворянских прав в Малороссии, «благородные» люди повалили в нее косяками. В стране, где при Богдане Хмельницком царю присягнули всего три сотни чудом уцелевших шляхтичей, внезапно всплыло целых 100 тысяч дворян! Причем с грамотами, гербами и таким «прошлым», до которого было далеко даже гордым британским лордам.

И только бедный предок Мартына Борули не успел в этой давке, оставив своему правнуку доказывать, что он на самом деле Беруля, а значит, тоже шляхтич. Но те, кто в XIX веке смотрел эту комедию Карпенко-Карого, могли только довольно посмеиваться - у их-то предков все получилось! Хотя и не без помощи Бердичева.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 598
Добавлено: 07-10-2015 18:42
Я тут вспомнил про своих Случановских...В википедии есть инфа что они типа пОляки дворяне.
Я читал документ в котором ясно говорится,что Мадеевка ,она же Случок ,что это их родовое гнездо. Об это ясно говорится вДеле о нападении корнетами Яковом и Иваном и казаком Алексеем Случановскими на дом вдовы Парасковии Случановской от 1784-го года А Случок-Случановские не отсюда ли растут корни...

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 08-10-2015 06:44
Viz, нравы нынешнего времени мало чем отличаются от времён, описанных Бузиной. Одни записываются в дворяне, другие - в казаки. Только вот в сословие крестьян мало кто стремится, да и ряды самих крестьян с каждым годом всё более сокращаются...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 598
Добавлено: 08-10-2015 21:12
Viz, нравы нынешнего времени мало чем отличаются от времён, описанных Бузиной. Одни записываются в дворяне, другие - в казаки. Только вот в сословие крестьян мало кто стремится, да и ряды самих крестьян с каждым годом всё более сокращаются...

Radimich,трудно не согласиться.Судя по тому запустению,что творится в "отчих" деревнях.Да и в остальном Вы как всегда правы!!!!

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1484
Добавлено: 02-07-2021 10:45
Посмотрите на дворян, очень интересно с фото
---------------------------------------------
https://zen.yandex.ru/media/sevprostor/kak-v-realnosti-vygliadeli-predstaviteli-sosloviia-dvoriane-60acabb56ff39003b897016e

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть III. Сословия и ранги. Представители сословий и родов / Дворянское сословие

KXK.RU