![]() |
|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / северская топонимика |
![]() ![]() ![]() |
Автор | Сообщение | |
ЛОМЕХИ Участники Группа: Участники Сообщений: 5 |
Добавлено: 18-01-2011 11:01 | |
дорогие соотечественники!будучи на ваших интернет просторах,как целая бочка бальзама на мою душу лились прекрасные тюркские названия:эсмань,малфа,унеча,ардонь,крым...акто вообще там у вас жил?меня интересует период литовского княжества до люблинской унии.к сожалению,мощное влияние польши,гетьманской украины а позже и руси не лучшим образом сказались на самосознании народа. какое счастье,что дух человека определяется кровью его предков, а не навязанной чужой культурой или религией.как пример писатель генрик сенкевич,актёр чарльз бронсон,бесстрашный генерал яков юзафович,архитектор петр барановский...все эти люди,даже утратив язык предков- литовских татар барын и джалаир,сохранили ипередали нам их неукротимый дух,поразили мир своим изощренным разумом.а кто мы сами по духу,да и по происхождению? кровь сейчас определить можно сдав анализ на гаплогруппы y-хромосомы. а дух человека показывают его поступки.это моё письмо к вам не повод начать дискуссию,пусть это будет повод задуматься,друзья мои.артур кестлер писал:венгры утверждают,что хазары построили крепость саркел для защиты от венгров,русские учёные - что от русских,а что утверждали печенеги- никто не знает из-за отсуствия учёных печенегов...но есть наука а есть дух. всем желаю добра,спасибо за внимание. . . |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 18-01-2011 15:18 | |
Самый старый племенной центр народа Северо на территории Черниговской губернии РИ - Седнев. Когда Седнев в 9 (10?) веке захватили киевляне то сделали его центром Сновской тысячи, и на первое место вышел Чернигов. Наши же места, точнее Мглин - северная точка Черниговского княжества. Продолжать созвучные названия можно долго, и в топонимике, Шептаки, Шеверды, и в фамилиях Мицуто, Шкарабо, да мало ли... Есть в природе вот такая карта , точка севернее Стародуба - Мглин. В одном! из источников по Запорожской сечи так же есть упоминание о том, что во времена Мамаевичей Седнев - место размещения первой сечи, на реке Снов, восточнее Чернигова, но почему то никто это упоминание всерьез не воспринимает.
Ваша правда, дискутировать на эти темы можно долго - и не к чему так и не прийти. |
||
ЛОМЕХИ Участники Группа: Участники Сообщений: 5 |
Добавлено: 20-01-2011 20:01 | |
НАРОД СЕВЕРО -ПО КОСТОМАРОВУ,КНИГА"БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ"-ЭТО ПОСЛЕДНИЕ ПЕРЕСЕЛНЦЫ С ДУНАЯ В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ,СЛАВЯНЕ.САВИРЫ,ИЛИ САВУРЫ-ПО М.АРТАМОНОВУ"ИСТОРИЯ ХАЗАР" ГЛ.3-НАРОД ИЗ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ,ОТНОСЯЩИЙСЯ К ГУННСКОМУ ПЛЕМЕННОМУ СОЮЗУ.ПИСЬМЕННЫХ САВИРСКИХ ДОКУМЕНТОВ НЕТ.ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ СОСЕДЕЙ-РОДСТВЕННЫ ХАЗАРАМ И БУЛГАРАМ.ЕДИНСТВЕННЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТЮРКСКИЙ НАРОД БУЛГАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГРУППЫ-ЭТО ЧУВАШИ,САМОНАЗВАНИЕ ХАЛАК ЧАВАШСЕН.ПИСМЕННЫЙ ЯЗЫК ХАЗАР ,ПО А.КЕСТЛЕРУ,БЛИЖЕ ВСЕГО К СОВРЕМЕННОМУ ЧУВАШСКОМУ.ХАЗАРЫ-ПЕРВОНАЧАЛЬНО ТЕНГРИАНЦЫ,ПОЗЖЕ ИУДАИСТЫ.ТЕПЕРЬ О ЛИТОВСКИХ ТАТАРАХ.ЭТО ШЕСТЬ РАЗНЫХ НАРОДОВ.БАРЫН-ИЗ КРЫМА,ОГУЗЫ.ДЖАЛАИР,УСУНЬ,НАЙМАН,КОНГАРТ-ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ,КИПЧАКИ.ЕСТЬ ЕЩЁ УЛАН-ЧИНГИЗИДЫ.ЭТО ВСЕ МУСУЛЬМАНЕ.ТЮРКИ ИУДАИСТЫ-КАРАИМЫ-ИЗ КРЫМА,РОДСТВЕННЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ТАТАРАМ ЯШЛОВ,СЧИТАЮТ СЕБЯ ПОТОМКАМИ ХАЗАР,ПО ЯЗЫКУ КИПЧАКИ,А НЕ БУЛГАРЫ,КАК СЛЕДОВАЛО БЫ ПРЕДПОЛОЖИТЬ.ТО ЕСТЬ ЯЗЫКИ СООТНОСЯТСЯ ГДЕ ТО КАК СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЙ И ЛИТОВСКИЙ.ЕСТЬ ЕЩЕ САВУР МОГИЛА ИФАМИЛИЯ САВРИКО НА УНЕЧЕ.ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД СЕВЕРЯНЕ!МОЖНО ЛИ ССЫЛКУ ПРО СЕДНЕВСКУЮ СЕЧЬ?СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. | ||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 00:55 | |
Тут хитрая история. В книге С. Мышецкий. История о козаках запорожских, как оные издревле зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся. — Одесса, 1852. — С. 92. Издана со списка хранящагося въ библіотекЂ князя Михаила Семеновича Воронцова, Одесскимъ Обществомъ Исторіи и Древностей. ОДЕССА,въ городской типографіи,1852. ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ: съ тЂмъ, чтобы по отпечатаніи представлено было въ Ценсурный Комитетъ узаконенное число экземпляровъ. Одесса, 11-го Января 1852 г. Ценсоръ Д. Синицынъ. из второй главы следует: ГЛАВА II. О ПРЕЖНЕМЪ ЖИТІИ КАЗАКОВЪ ЗАПОРОЖСКИХЪ, ГДЂ ОНЫЕ СВОИ ГЛАВНЫЯ ЖИЛИЩА, А ПО ИХЪ ЗВАНІЮ, СЂЧИ (12) ИМЂЛИ. 1-е Въ СедневкЂ ( 13), которая отстоитъ отъ Чернигова 30 верстъ. 2-е Въ Кане†(14), которое состоитъ ниже Переясловля, на правой сторонЂ ДнЂпра. 3-е Въ Переволочной (15). 4-е На ХортицЂ (16). Оной островъ лежитъ ниже Вольныхъ пороговъ, въ 15-и верстахъ, который имЂетъ длины 12 верстъ, ширины въ 2 и 1½ версты, съ одной стороны ДнЂпромъ, а съ другой рЂчка Хортица, которая вышла устьемъ изъ ДнЂпра. 5-е Въ ТокомаковкЂ (17). Которой состоитъ между Хортицъ и старой СЂчи. 6-е Въ МикитинЂ (18). и далее идут уже известные Сечи, начиная с 7 - Чертомлыкской. |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 01:00 | |
Но после того, как эта сслыка была приведена к рассмотрению в одной из компаний, на этом сайте вместо нее поставили другое, почти идентичное издание Мышецкого. История о козаках запорожских, как оные из древних лет зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР). — М., 1847. — № 6. МОСКВА, Въ Университетской Типографіи, 1847. в которой на том же первом месте во второй главе стоит уже следующий текст: О ПРЕЖНЕМЪ ЖИТЬЂ ЗАПОРОЖСКИХЪ КОЗАКОВЪ, ГДЂ ОНЫЕ СВОИ ГЛАВНЫЯ ЖИЛИЩА, А ПО ИХЪ ЗВАНІЮ, СЂЧИ ИМЂЛИ. 1. Въ СедневЂ, которая 40 отстоитъ отъ рЂки Черникова 50 верстъ. 2. Въ КаневЂ, которое состоитъ ниже Переясловля, на правой сторонЂ ДнЂпра. 3. Въ Переволочной. 4. На ХортицЂ. Оной островъ лежитъ ниже волныхъ... и далее по тексту. |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 01:09 | |
К сожалению оцифрованной версии текста первоисточника я так и не нашел, в Ленинке он чисится, но оцифрованным выставлено Московское издание.НО не только отсутствие речки Черникова в Запорожье, но и последующий порядок сечей, начиная со второй наводит на мысль о том, что первоначально Сечь стояла на месте Сновской (Седневской?) тысячи и защищала север Черниговского княжества от набегов с Юга. Если посмотреть современные карты - место было выбрано очень грамотно. Далее, по мере прироста населения она перемещалась южнее и южнее и в итоге одна из следующих уже была поставлена на Днепре. Это приводит еще к одной мысли - что Сечь - своеобразная "часть быстрого реагирования" северо, финансирование и снабжение которой изначально осуществляться могло всем народом, выставляющим бойцов и продовольствие. В случае же нападения за некоторое время поднималось "все ополчение". Это к изначальным отношениям того, что позже было названо Сичью и Гетманщиной. Одесское издание было ближе к первоисточнику (териториально), и хотя уже там есть некий скептицизм в примечаниях, а именно: (13) Урочище Седнево есть и въ Херсон. губ. въ Бобринецкомъ уЂздЂ, владЂнія помЂщика Ахте; по этому урочищу и мЂстечко названо Седневкой, на рЂкЂ большомъ ИнгулЂ. Тутъ и «Гардовый шляхъ» проходитъ — Н. В. Но тем не менее Сечи перечислены по воспоминаниям сичевого казака, вряд ли он, или инженер-топограф, записавший эти сведения, могли ошибиться настолько, чтобы спутать Чернигов с неизвестной доселе рекой Черников. Первоисточник, собственно, упомянутые в тексте книги рукописные записки Мышецкого, но до них я понимаю мне не добраться. Хотя они ж где то есть? |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 01:17 | |
Кроме того, на этом же месте первой сечи со временем свою усадьбу, церковь и усыпальницу построили Лизогубы, (там и сейчас расположен музей "Усадьба Лизогубов"). Получается свято место из века в век не бывает пусто. | ||
ЛОМЕХИ Участники Группа: Участники Сообщений: 5 |
Добавлено: 21-01-2011 01:17 | |
спасибо за ответ.артамонова я качал с шах -даг .ру раздел библиотека,я бы скинул только незнаю как в компах я профан |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 03:13 | |
Интересен был бы подстрочный перевод. С адыгского перевод в принципе есть, в частности Унеча - Новый дом, или Новоселье. |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 17:11 | |
Страница 9 (19 в редакторе) Одесского издания в Российской Государственной библиотеке. С тем чтобы оценить достоверность информации, интересно предисловие к изданию. | ||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 17:26 | |
Поиск в РГБ дает три издания, но в электроном ресурсе доступно только первое. Почему так подробно - это ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание о Седневской сечи, как о первой. Интересно было бы взглянуть на оригинал московского издания. РГБ. Электронный каталог Найдены 3 записи. № Автор Заглавие Данные Действия 1. Мышецкий, Семен Иванович История о казаках запорожских, как оные издревле зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся, сочиненная от инженерной команды : Изд. со списка, хранящегося в б-ке кн. Михаила Семеновича Воронцова, Одес. о-вом истории и древностей / [Инж.-подпоручик кн. Семен Иванович Мышецкий] F 26/254 Одесса : Гор. тип., 1851 Электронный ресурс 2. История о казаках запорожских, как оные из древних лет зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся / [С предисл. О. Бодянского] Приплет к U 35/897 Приплет к A 168/428 Москва : Имп. О-во истории и древностей рос., 1847 3. Мышецкий, Семен Иванович История о казаках запорожских, как оные издревле зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся, сочиненная от инженерной команды : Изд. со списка, хранящегося в Б-ке кн. Михаила Семеновича Воронцова, Одес. о-вом истории и древностей Δ 429/16 Ф 1-74/12153 Одесса : Гор. тип., 1852 (обл. 1851) |
||
ЛОМЕХИ Участники Группа: Участники Сообщений: 5 |
Добавлено: 21-01-2011 22:14 | |
перевод:malva -свой.oneci-десятый.аradan-редкий.birinci-первый. kirim -поле(боя) .yasamak -жить.мне на смоленщине так не везёт- в соседнем районе есть бохот-счастье,команы-пески и татарск,в котором давно нету татар.я знаю литовских татар в смоленске.языка не знает никто.я учил сначала турецкий по книгаи, потом азери-живьём,работали долго вместе.в гродненской области есть барановичи,которые принадлежали клану барын.пётр барановский ,архитектор.по моему ихней породы,особенно если судить по его нетипичной для славян биографии.в англии есть кент-город,во франции кале-крепость...неплохо отметился гуннский племенной союз!но для европейской северщины слишком велико число тюркских названий.адыги-сравнительно немногочисленная группа.савиры проявили себя более значительно.отсылаю вас к тому же артамонову. ну а если серьёзно,то вам нужна информация по булгарам,то есть кто то более сведущий,чем я.спасибо за общение по моей любимой теме,дорогой представитель народа северо!савлук яшалар-здоровья на годы! |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 21-01-2011 22:51 | |
Естественно. Литовские (белорусские) и польские татары уже лет 500 говорят по-белорусски и польски. Даже их китабы и те написаны по-белорусски и польски. |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 21-01-2011 23:06 | |
Подразумеваются адыги, переселенные на "север Черниговского княжества" еще Мстиславом, победившим в единоборстве их предводителя. Расселенные среди северо они могли дать здесь свою топонимику до того, как ассимилировались, во всяком случае не стоит отбрасывать никакую возможность, пока не известна истина. Спасибо за теплые слова. И Вам пусть Бог пошлет здоровья и долголетия, и добра в Вашей жизни - не жалея, полной чашей. |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 21-01-2011 23:14 | |
Народная этимология - штука конечно интресная, но название каждого нас.пункта нужно изучать отдельно и желательно по документам. Вот что пишут про Ардонь: Слово «ардён», от которого произошло название селения, толкуется как «мокрое место среди поля». Знаток русского языка В.И. Даль слово «орда» определяет зыбучее место, трясину. Б.М. Петров пишет: «Клинцы и Ардонь имели общего предшественника – слободенку Арденск… Ее поселенцы расчистили от сырого кореня леса на грунте, получившем название Ардонский». В старину рассекался на две части небольшой, но полноводной речкой Ерденкой. Ныне от Ерденки осталсялишь ручей. На левобережной(южной)стороне селились православные христиане и старообрядцы. Их слобода называлась Богородицкой. Правобережнюю часть обживали люди из Украины и Белоруссии, бежавшие от польских панов, но они вынуждены платить дань монахам Киево-Печорской лавры. Оразовавшее селение называли Чернецкой слободою.Позже селения слились, название селения вначале Ерденка, Орден, позже Ардонь http://klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=37 Так что Ардонь названа скорее всего от речки Ерденки. Ну и сомнительно, чтобы кто-то речку или поселение назвал "редкой". |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 21-01-2011 23:17 | |
Вот только следов этих мифических северян в языке жителей Северщины ученые до сих пор найти не могут. Нет ничего от северского языка. Может и не было никаких северян? |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 21-01-2011 23:25 | |
Вообще-то город получил (как это обычно бывает) название от речки. С трудом представляю речку с названием "Новый дом": "О происхождении названия Унеча существует несколько мнений. Предполагают, что город получил название по реке Унеча, на берегу которой он и располагается. Много столетий протекает эта речушка по территории Брянского края. Протяженность ее составляет свыше 102 километров. Почему ее так назвали, сказать сложно, но известно, что более тысячи лет тому назад на территории края обитали балтийские и славянские племена. Существование этих племен и определило происхождение слова Унеча. В книге В.Н.Топорова и О.Н.Трубачева «Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья» (М.1962) изложены две точки зрения относительно происхождения названия Унеча: 1. Внеча (первоначальной формой является чешское слово «внетя»), что означает «вторичный». 2. Унеча – любопытное образование от древнерусского слова «Унетя» с корнем «унь» (юный, молодой). А слявяновед В.Георгиев считал, что корень «ун» сопоставим с балтославянским словом «уна», имеющим значение «отверстие в земле, расселина» http://www.ufmgutu.ru/index.php |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 22-01-2011 05:29 | |
Конечно же не было, были одни беларусы, но очень древние ![]()
|
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 22-01-2011 11:42 | |
Тем не менее факт: ну не могут найти ученые концов северского диалекта. Может Пан нашел? ![]() |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 22-01-2011 13:26 | |
Ежели ты имеешь ввиду народ Северо (по разному он в летописях называется) позволь отослать тебя к Нестору ![]() Ежели же ты имеешь ввиду гипотезу о том, что летописные Северо - суть Савиры или Савуры - то это опять не ко мне. Еще раз обрати внимание на цитату из поста, открывающего эту тему. ![]() |
||
Radimich Участники Группа: Администраторы Сообщений: 5255 |
Добавлено: 22-01-2011 13:37 | |
Иронья, уважаемы Палiвач, тут ни кряду. З якой стараны ни падивись, Pan, имея права на сваю точку зренья. Пры том у мяне ё свая. Ета то, што ни северски и ни биларуски диалекты у нашам краю ни больши ни менши, а тольки суседи. У нас свой диалект - исконно руски, ат якого и северски пайшой и биларуски. ![]() Да и слова то ето "диалект" уж больно учёнаё. Нихто у нас яго и ни зная. У нас скарея говар. ![]() Ета у-первых. У-вторЫх, тема то ета из другога ряду. |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 22-01-2011 19:32 | |
Говар - гэта частка дыялекта і мовы. Так што, паважаны Радзіміч, говар не можа быць сам па сабе, ён толькі частка больш вялікага (дыялекта, мовы). Наконт "северскага". Я не пра северска-беларускі дыялект (северскім ён названы не таму, што на ім севяране гаманілі, а таму, што ён распаўсюджаны на тэрыторыі Севершчыны). Я пра мову севяран. Вось пра мову радзімічаў, крывічоў, валынян, ільменскіх славен і т.д. ведаем, а пра севяран - не. Не могуць вучоныя знайсці рысы мовы севяран ні ў рускай мове ні ў беларускай ні ў украінскай. Дык можа севяран і не было? ![]() |
||
Radimich Участники Группа: Администраторы Сообщений: 5255 |
Добавлено: 22-01-2011 20:09 | |
[COLOR=Maroon] Так у етой теми речъ иде ни а мови, а пра топонимику. Ти яе тожа нима и ни былО? Тут воя нашов, што у 1859 гду у втором стани Мглинского уезду Чарниговской губерни быв таки хутар, як Парижъ . Стояв ен пры калодцы у 26-ти вярстах ат Мглину, и быв у ём 1 дворъ а 5-ти житялях:два мужики и тры бабы. И хто названья та яму такоя дав? [/COLOR] |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 22-01-2011 20:28 | |
Пра тапаніміку: можа быць рэчка з такой назвай, як "Новый дом" ці "новаселле"? Я сумняваюся. Таму і напісаў, што нельга на адным падабенстве слоў будаваць тэорыі. Да каждай назвы трэба падыходзіц індывідуальна. Большасць назваў Старадубшчыны - гэта параўнальна новыя назвы (з 17 века і пазней). Старажытных назваў меншасць (Старадуб, Унеча, Папова гара і т.д.) і шмат з іх з празрыстым славянскім паходжаннем (Старадуб, Трубчэўск, Папова Гара...). |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 22-01-2011 20:30 | |
Мог даць уладальнік хутара, маглі даць салдаты, якія вярнуліся з вайны 1812 г. Там маглі жыць палонныя французы і т.д. Ды ці мала? |
||
Radimich Участники Группа: Администраторы Сообщений: 5255 |
Добавлено: 22-01-2011 20:38 | |
А у 45-ти вярстах от Мглину, што нидалека ат Почапа, пры речце Судасти а 45-ти дварах да пры 184 житялях значица у том 1859 году владечаски хутар Эрмитажъ . З хвабрыкай бумажнай. | ||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 22-01-2011 21:45 | |
Там відаць уладальнік хутара вясёлы быў: "Привычное для нас слово "Эрмитаж" происходит от французского "ermitage", что значит "место уединения", "хижина отшельника" |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 23-01-2011 03:59 | |
Поговорили? ![]()
А что ты можешь понимать в чужой топонимике, не зная законов построения того же адыгского языка? Новый дом и новоселье - это ОЧЕНЬ приблизительный перевод, там смысл слова унеча значительно более говорящий, и я не знаю- могла ли так быть названа река, поскольку специально человека не спрашивал. Если открыватель темы знает тюркско-огузский и слышит в наших названиях понятные ему слова - согласен, строить теорию на этом не стоит, но уделить внимание такой информации должно и обязательно, тем более, что им же изначально дискуссия на эту тему не затевалась, сведения даны "для сведения и размышления". Насчет языка северо (севера), если уж на пороге тысячелетий Нестор пишет их уже в числе других славянских племен русью, с языком единым, где ж ты собрался искать следы остатков языка? И потом, меня по прежнему умиляют фразы типа "ученые не нашли", "считается что...", "слово... толкуется..." и т.п. Кем считается? Кем именно и почему так толкуется? Какие именно ученые? Когда, где? Напоминает твоего главного идеологического противника, комментирующего недавно прошедшие выборы... Со всем уважением, воздержись впредь от таких аргументов, будь ласка. |
||
Pan Участники Группа: Участники Сообщений: 2081 |
Добавлено: 23-01-2011 04:01 | |
Парижи же и Эрмитажи не только в нашем, а в любом казачьем краю -любимая шутка казаков, вернувшихся с похода. Берлины и пр. тоже присутствуют. ![]() |
||
kbg Участники Группа: Участники Сообщений: 148 |
Добавлено: 17-03-2011 11:34 | |
Очень бы интересная тема! Как по мне, ее бы не сюда, а в "краеведческий" раздел... | ||
Radimich Участники Группа: Администраторы Сообщений: 5255 |
Добавлено: 17-03-2011 12:32 | |
Я тоже так думаю. Просто создатель ее создать создал, а сам того... покинул нас. Так и быть, Сударыня, передвиним без его ведома. ![]() |
||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 30-04-2011 21:37 | |
В книге Максидова А.А. "Фамилии адыгского происхождения на Украине" прочла: "Унеча - городок в Брянской области - являет собой кальку широко распространенного названия «Новосельцево», «Новгород» и т. п. Композит из унэ «дом» и чэ (к1э) «новый» вполне мог образовать этот топоним". Насколько мне известно адыги к тюркам не имеют никакого отношения. Резюме: каждый исследователь притягивает бедную Унечу (и другие топонимы с неясной этимологией) к своим изысканиям, дабы доказать, что на нашей земле жили кто угодно, только не славяне. |
||
Radimich Участники Группа: Администраторы Сообщений: 5255 |
Добавлено: 01-05-2011 05:03 | |
Верно подмечено. |
||
Baсилeць Гость |
Добавлено: 01-05-2011 14:03 | |
Славянская версия: "Унеча - любопытное образование от древнерусского слова "Унетя" (Unetia) с корнем "унь" (юный, молодой)". "В 1672 г. возник хутор Унеча на р. Унеча. Гидроним от древнерусского корня унъ, современное юный, т.е. "молодая река" (в отличие от староречья, старичка, старица, старуха)". |
||
Rmd Участники Группа: Участники Сообщений: 641 |
Добавлено: 03-05-2011 15:17 | |
Если речь идет о г. Унеча Брянской обл., то его название, насколько мне известно, происходит от названия ж/д станции Унеча. А станция в свою очередь получила название от реки Унеча. Впоследствии на базе пристанционного поселка появился быстро растущий населенный пункт Унеча, который впоследствии и получил статус города. Столь интенсивное развитие поселок получил за счет организации в нем железнодорожного депо, а впоследствии и железнодорожного узла. Я думаю, что есть прямая аналогия со станцией/поселком Сновск, который сформировался аналогично Унече (точнее наоборот) и получил свое название по реке. Вероятно, относительно названия г. Унечи есть некоторая путаница с пос. Унеча, который расположен на р. Унеча, но, кажется, ныне в Новозыбковском районе. Кстати из-за этого возникала некоторая путаница и в военных документах. |
||
Baсилeць Гость |
Добавлено: 03-05-2011 22:00 | |
"В «Каталогах по генерально-специальному межеванию дач Черниговской губернии» Московского архива 1834, 1858, 1864, 1869 годов упоминается деревня Унеча. Во всех этих случаях речь шла о деревне Унеча Тулуковской волости, которая находилась во владении Варвары Голицыной. Сейчас это деревня Унеча Клинцовского района. До сих пор не выяснено расположение двух хуторов Унеча. Один упоминается в «Ревизской сказке декабря 1811 года». Он принадлежал коллежскому регистратору Борису Околову Кулеш и относился к Суражскому повету Черниговской губернии. Второй хутор Унеча находился в Павловской волости Мглинского уезда. Сейчас проводится поисковая работа по определению места расположения хуторов". Унечский сайт |
||
Rmd Участники Группа: Участники Сообщений: 641 |
Добавлено: 04-05-2011 15:39 | |
Я предполагаю, что первычным для наименования поселений "Унеча" все-таки явилось наименование речки. Надо искать откуда произошло наменование реки. Я вполне согласен с одним известным злынковским исследователем, что исходные наименования местностей, как правило, носили навигационный характер. Т.е. указывали характерные признаки местности на языке их освоения, чтобы последующие переселенцы, владеющие этим языком, могли ориентироваться по этим навигационным признакам. Кстати, это очень популярно в приключенческой литературе позапрошлых веков и весьма удачно экранизировано в приключенческих фильмах (напр. "Золото Маккены" и др.). Таким образом надо найти язык, на котором слово "унеча" означает некоторый навигационный признак и тогда можно предположить, кто дал название этой реке. | ||
Baсилeць Гость |
Добавлено: 04-05-2011 22:56 | |
Приводимое ниже объяснение гидронима "Унеча" вполне подходит к Вашей гипотезе. "Унеча" - "юное", т. е. "новое" русло реки. "Старица", старое русло реки когда-то перестало быть судоходным, обмелело, и навигация стала осуществляться по новому руслу, "унече". От старого русла, по идее, должен остаться глубокий овраг, сохранившийся до наших дней. Точно так же Трубчевск произошёл от "трубы" - нового русла Десны, который "коленом" ответвился от старого русла, создав таким образом природный защитный рубеж между старым и новым руслами реки, где и возник город-крепость, центр Трубчевского княжества. "Унеча" в смысле "юный", "молодой" имеет параллели и в современных украинском и белорусском языках. В украинском есть слово "малеча" - "малыш", а в Стародубе есть улица Малеча, там где находится Екатерининский острог ( в данном случае Малеча - это фамилия). В белорусском языке, судя по всему, тоже есть слово "юнеча" - правда в интернете я на него наткнулся только один раз (наверное редкоупотребляемое слово): "Няхай ідзецьму вольна, - сказаў юнеча , а Скроўба на тое сквасіўся, болей на пасмешку". Сакрат Яновіч. Скроўба Так что славянская версия происхождения гидронима "Унеча" имеет достаточно солидную базу, как на мой взгляд. |
||
Baсилeць Гость |
Добавлено: 04-05-2011 23:03 | |
![]() "Ул. Малеча, 5" - надпись на здании Екатерининского острога в Стародубе. |
||
Rmd Участники Группа: Участники Сообщений: 641 |
Добавлено: 04-05-2011 23:10 | |
Очень интересно. Это надо пожевать. | ||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 25-11-2012 23:32 | |
Если Унеча означает новое русло реки, то должны быть аналогичные названия и других рек. А о них что-то не слышно. |
||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 26-11-2012 09:07 | |
Малеча Семён Михайлович – студент Петербургского Университета, член РСДРП, застрелен при попытке бегства из Стародубской тюрьмы в 1905 г. |
||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 26-11-2012 10:13 | |
Аналогичны по этимологии: Жеча - название и реки, и посёлка Шмача - левый приток реки Свапы (правый приток р. Сейм) Водоча - приток р. Навля Унья - левый приток р. Печора |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 28-11-2012 20:23 | |
Аналогичное - значит содержащее словянский корень "ун". Унья подходит, но скорее всего, не славянское название. Я склонен считать, что все эти названия речек (Унеча, Жеча и т.п.) совсем и не словянские. |
||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 28-11-2012 21:20 | |
А я и не утверждаю, что славянские. Найти бы где-нибудь "Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднестровья" В.Н. Топорова и О.П. Трубачева. Там наверняка есть объяснение. |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 28-11-2012 22:09 | |
И будет там написано, что это балтские названия. А вот что они означают, вряд ли кто знает. Например у нас в деревне есть речка Жэшавка. Практически тот же корень, что и у речки Жеча. | ||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 28-11-2012 22:23 | |
Здесь вроде есть: http://www.twirpx.com/file/579965/ |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 28-11-2012 22:37 | |
Книга там действительно есть, скачал. Но, как и предполагал, там только перечислены Унеча-Внеча, Жеча. Объяснения вроде нет. | ||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 28-11-2012 22:41 | |
А происхождение гидронимов? Балтское? | ||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 28-11-2012 22:53 | |
Про происхождение ничего не говорится. | ||
Ирина Буштак Участники Группа: Участники Сообщений: 1186 |
Добавлено: 28-11-2012 22:55 | |
Вот! Опять неизвестность! |
||
tobuhova Участники Группа: Участники Сообщений: 439 |
Добавлено: 01-12-2012 16:20 | |
А если по аналогии с уральскими речками.Лысьва-тихая вода,Сылва-рыбная вода,Чусьва-быстрая вода.Здесь происхождение с коми-пермяцкого.Ва-вода. Может и Ча означает вода с какого-нибудь наречья. |
||
Палівач Участники Группа: Участники Сообщений: 845 ![]() |
Добавлено: 08-01-2014 23:34 | |
Составил список микротопонимов нашей деревни. Вот такой списочек получился, наверное неполный: Адсека, Асінаўка, Базавач, Балонне, Барэшкава паляна, Боркі, Брагінскае, Бруснае, Бярозавае балота, Бярозавы ручэй, Васавуткі, Віш, Возера, Гала, Гаўрасёўка, Гвозд, Голдава вуліца, Далічкін хутар, Дачы, Джусаў хутар, Дуброўка, Жалезнае поле, Жаўронская рэчка, Жэшаўка, Ізба, Калена, Кацёл, Каўпіта, Котка, Крывая вуліца, Крыніца (Доўгая), Куцень, Крюкаў хутар, Лагі, Лісімкаўская вуліца, Лясані, Луг, Майдан, Маліна, Маставое, Міколінскія палянкі, Міхалкіна рэчка, Пагон, Падкурня (Брякушчая Сядзёлка), Палееўка, Патапаў выгар, Пенькамочышча, Пералясанак, Плёса, Праціватанкавы роў, Пясчанка, Равок, Рудка, Рыжанкова вуліца, Рынак, Селішча, Сварлівае балота, Святое возера, Сіні калодзісь, Сцёпікава вуліца, Тапіла, Усошнае (Нудны), Фаёвае, Фесава вуліца, Хоўхла, Цвінтар (Плашчадка), Церяхава ямачка, Ціханаў паром, Чашышча, Шаройкіна, Шквярня, Шлях, Ялуга. |
![]() ![]() ![]() |
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Земля наших предков. Часть I. Стародубщина / северская топонимика |