|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Зеленая лампа / Мастерская / фрагмент статьи "Маленькие секреты издательской кухни" |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Демира спит у компьютора Группа: Писатели Сообщений: 549 |
Добавлено: 16-06-2006 04:00 |
Данный текст представляет собой фрагмент статьи "Маленькие секреты издательской кухни", посвященной написанию книг по компьютерной тематике. |
|
Демира спит у компьютора Группа: Писатели Сообщений: 549 |
Добавлено: 16-06-2006 04:01 |
Допустим, я склонил вас к мысли, что издать собственную книгу вовсе не бредовая идея, и стоит попробовать это сделать. Но для начала лучше потренироваться на публикациях в периодических изданиях. Это не только даст некоторые навыки, но и облегчит дальнейшее общение с издателями, которым будет по чему судить о вашем профессионализме. Но прежде чем засесть за написание статьи, неплохо бы сначала выбрать журнал для публикации и писать сразу в принятом для него стиле. Ведь у каждого журнала свой круг читателей. Это могут быть деловые люди, инженеры, программисты, студенты, подростки. И для каждого из них нужен свой подход. Иначе, прочитав первые несколько строчек, они закроют журнал или просто перелистнут пару страниц. Предположим, журнал выбран. Каковы дальнейшие действия? Находим электронный адрес главного редактора и вежливо просим его сообщить условия публикации. Вообще-то, по логике вещей следовало бы обратится к ведущему одного из разделов, близкого по тематике к вашей статье, но... Из личного опыта могу вас заверить, что главный редактор обычно отвечает на порядок быстрее и подробнее. Из условий публикации в первую очередь необходимо узнать следующие: максимальный допустимый объем публикации (обычно от 10 до 30-40 килобайт) величину гонорара за килобайт печатного текста (колеблется от 1$ до 15$, обычно 5$-6$) Правила оформления текста могут сильно разниться от журнала к журналу, но это не настолько критичный фактор, чтобы всерьез принимать его во внимание. Тем более что если в вас заинтересованы, то примут даже рукопись на газетной бумаге - все равно приведением текста в "божеский" вид будет заниматься верстальщик. Это, кстати, многие упускают из виду и пытаются форматировать текст самостоятельно. Так вот, если редактор сам не просил об этом, ни в коем случае не надо этого делать! Этим вы только усложняете жизнь другим людям. Ваше форматирование до верстки все равно не дойдет, поэтому пишите "сплошным" тестом, выделяя лишь заголовки и абзацы. Таблицы и рисунки настоятельно рекомендуется поставлять в отдельных файлах, а в тексте лишь давать на них ссылку, формат которой надо либо описать перед текстом, либо спросить у редактора. Кстати, комментарии и просьбы к редакторам и верстальщикам, беспорядочно разбросанные по тексту - это самое худшее, что может быть в их работе. Строго говоря, верстальщик вообще не читает текст. Он его верстает. И "выкусывать" комментарии для него занятие не из приятных. Все необходимое пишите в одном месте до или после текста статьи. Но в любом случае не увлекайтесь этим занятием. Верстальщик лучше знает, как оформить текст. И не нужно пояснять редактору, что в такой-то строке "карова доет малако" - это вовсе не опечатка, а ваш тонкий авторский замысел. Просто избегайте таких ситуаций. Кстати, часто можно услышать жаркие споры насчет редакторской правки - насколько она правомерна и так далее. Вообще-то, после внесения любых изменений, редактор теоретически обязан отправить их автору на утверждение. Но практически это медленно, неудобно и даже бессмысленно. Поэтому часто правка осуществляется "задним числом" и автор о ней может узнать, только увидев свою публикацию в журнале. Иногда при этом возникает состояние, близкое к шоковому. Случается, что редактор урезает статью вдвое, а то и втрое или делает из двух одну. А некоторые даже позволяют себе вписывать "отсебятину", которая только уродует текст, а порой может и подмочить вашу репутацию. Можно ли этого избежать? Конечно. Просто оговаривайте необходимость предварительного просмотра отредактированного текста. А еще лучше - пожелайте редактору удачи и отправляйтесь к другому, благо сегодня есть куда. Действительно, с хорошими редакторами проблем не возникает, тогда как с плохими вы будете больше заняты "разборками", чем работой. Частый вопрос начинающих - что делать, если редакторская правка вас не устраивает? Разумеется, отвергнуть ее и вернуться к вашему варианту. Схема тут простая. Автор этого произведения - вы. Следовательно, и владелец тоже - вы и никто другой. Вы вправе отказать редактору. Правда, редактор, в свою очередь, вправе отказать вам в публикации, но... тогда можно пойти к другому редактору или попытаться найти компромиссный вариант. Однако к словам хорошего редактора практически всегда следует прислушиваться, поскольку его цель - улучшить текст, даже если на первый взгляд это неочевидно. От сотрудничества с таким редактором можно только выиграть, а заодно и повысить свой профессиональный уровень, что еще не раз поможет в будущем. Теоретически редактор должен бы присылать нечто вроде рецензии на каждое ваше произведение, но практически ни у кого из них на это не находится времени (редактирование, кстати, одна из самых низкооплачиваемых работ в издательском бизнесе). Однако часто имеет смысл попросить редактора за дополнительное вознаграждение прислать подробное резюме, чтобы не совершать в дальнейшем одни и те же ошибки. Кстати, необходимо уточнить, о каком же мы редакторе говорим. Ведь он не один в издательстве! Обычно этим занято, по крайней мере, два человека - ведущий раздела и главный редактор. Но вот отношения между ними могут очень сильно разниться от издательства к издательству. Так, в одном случае ведущий раздела может и вовсе не иметь никаких прав, и как бы он ни одобрял вашу статью, все равно конечное решение остается за главным редактором. В другом случае у каждого из редакторов разделов "своя вотчина", на которую главный без особой нужды предпочитает не залезать. Поэтому ориентируйтесь по обстановке, с кем вам окажется удобнее сотрудничать. Ищите человека, который реально отвечает за публикацию, и отсылайте все статьи ему. Это сэкономит Вам много нервов и времени. Когда статья отредактирована, и редактор дал добро, она помещается в "актив" и через какое-то время может быть опубликована. Весь вопрос - через какое. К сожалению, разброс здесь может быть очень большим. Может быть, в ближайшем номере, а может быть и через полгода. Поэтому, если вы хотите публиковаться регулярно, пишите новые статьи, не дожидаясь публикации старых, и сотрудничайте с несколькими журналами. Только ни в коем случае не посылайте одну и ту же статью одновременно в разные журналы. Случись такое - и с вами, скорее всего, навсегда распрощаются. Впрочем, многие журналы на это смотрят "сквозь пальцы", но все равно - чести вам это не сделает. Часто случается так, что после нескольких удачных статей вам предлагают выделить немного журнального пространства в каждом номере для постоянных публикаций. А в будущем могут сделать и редактором раздела. На первое можно соглашаться с удовольствием, а вот польза от второго очень сомнительна. Быть редактором значит добровольно возлагать на себя ответственность и множество обязанностей, причём обычно - за смешную плату (что-то около сотни долларов в месяц). Впрочем, для некоторых и этого оказывается достаточно. Раз уж мы коснулись финансовых вопросов, то перейдем к обсуждению сроков выплаты гонораров. Чаще всего это происходит спустя какое-то время после выхода тиража из типографии и его распространения. Или же издательство выплачивает деньги за прошлый номер (учитывая, что подавать материалы для публикации приходится заблаговременно, как правило, за месяц, то выходит, что гонорар вряд ли будет выплачен ранее, чем через два-три месяца, считая с момента начала работы над статьей). Но иногда, в качестве исключения, вам могут выплатить деньги немедленно после подачи материала или даже дать аванс до начала работы над статьей! Разумеется, только в том случае, если в вас будут заинтересованы. То же относится и к размеру гонораров. Разберемся, откуда вообще получаются объявленные цифры? Все очень просто - на каждый номер главному редактору отпускается некоторая сумма, которой он будет расплачиваться со всеми-всеми авторами (а иногда и редакторами, верстальщиками, - хотя обычно они оплачиваются отдельно). Выходить за пределы оговоренной суммы редактору крайне не рекомендуется. Однако распределение денег между отдельными авторами - исключительно его забота. Ваш гонорар зависит только от интереса редактора к вашим материалам. Таким образом, вполне может случиться, что вам заплатят вдвое или даже втрое больше "средней" суммы. Кстати, "средняя сумма" - понятие растяжимое. Если редактор сообщает, что гонорары у них от 3 до 6 долларов за килобайт, то это означает лишь то, что таковы выплаты большинству авторов. То есть, если вдруг все авторы сразу подадут чертовски хорошие статьи, то вовсе не факт, что каждый из них получит по 6$ - бюджета не хватит. Все равно от кого-то придется "отщипнуть". Впрочем, это только одна из возможных схем. Бывает и так, что бюджет практически не лимитирован или наоборот, главному редактору приказано строго придерживаться тарифной сетки и не допускать большого разброса. Наконец выходит журнал с вашей статьей. Чтобы была возможность похвастаться этим перед знакомыми, писателям принято дарить авторские экземпляры. Обычно столько, сколько у вас хватает наглости попросить. Приблизительно от трех до пяти штук, но бывает и больше. Впрочем, зачем нам больше? Мариновать их, что ли? И вот тут молодые авторы с нетерпением ждут отзывов в свой адрес. Увы, часто (даже почти всегда) им отвечает гробовое молчание или, хуже того, оскорбления в их адрес. К этому придется привыкнуть как к неизбежному злу. Чем больше вы будете публиковаться, тем сильнее будет желание читателей видеть вас таким, каким они хотят вас видеть, а не таким, какой вы на самом деле. И это нормально. Так устроен мир. Читатель всегда хочет "перетянуть одеяло на себя". Но пусть не будет это поводом к действию. Оставайтесь самим собой. У каждого автора есть своя читательская аудитория, - а всем угодить просто невозможно. А идти на поводу у отдельно взятых читателей - дурная привычка, которая до добра еще никого не доводила. Кстати, наивно думать, что даже интенсивные публикации могут существенно помочь в поисках хорошей работы. Вероятность этого достаточно низка. Хотя, с другой стороны, спустя какое-то время, если ваше имя будет постоянно мелькать в десятках популярных изданий, работодатель может сам обратиться к вам (разумеется, если статьи будут соответствующего уровня). Впрочем, о работе. Можно ли заработать себе на жизнь написанием статей? Написание статьи в 30 килобайт у разных людей занимает от вечера до недели. И, во всяком случае, любой способен написать пару статей в месяц. Исходя из среднего гонорара в 6$ за килобайт получается что-то между тремя и четырьмя сотнями долларов в месяц. А что? Средняя зарплата по Москве приблизительно такая же. * * * Copyright © Крис Касперски * * * |
Страницы: 1 |
Зеленая лампа / Мастерская / фрагмент статьи "Маленькие секреты издательской кухни" |