Спрячь зубы под платок! «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, можно было подумать, что у них у всех болят зубы, – писал русский этнограф Д.К. Зеленин. – Платок они повязывали так: ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке. Но на самом деле все совсем наоборот – именно для того, чтобы не простудить зубы и горло, не заработать насморк, древлянки повязывали платки таким замысловатым образом. Климат по верховьям Волги и Двины был суровым, ветры дули сильные, холода держались по полгода». По мнению ученого, платки под подбородком завязывали южные славяне. А вокруг головы, наподобие чалмы, оборачивали восточные. По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой головой. Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых представительниц прекрасного пола и с осуждением смотрели на таковых, встречая их на улицах. У священников есть поговорка «платочек развязался», т.е. у человека что-то не в порядке с головой. И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних) женщин с непокрытой головой. По древнему поверью женские волосы обладали магической силой, полученной от волос Земли-матушки – трав и ветвей деревьев. Считалось, что женщина с распущенными волосами может навести порчу, лишить рассудка. Язычники верили, что колдуны по ночам собирают женские волосы и используют их для приготовления зелий и ядов. Чтобы ни один волос не упал на землю, замужние крестьянки плели две тугие косы и укладывали их на макушке, а поверх надевали платок. Он закрывал лоб, уши и заднюю часть шеи, концы завязывались на макушке и торчали, как рога. Согласно верованиям древних славян, рога быка-тура, символа Перуна, оберегали от всякой напасти и опасности. Сегодня отношение к платку неоднозначно: его либо принимают и с удовольствием повязывают, либо категорически отвергают и никогда не надевают. Платки любят модельеры. Но используют их, как правило, не по прямому назначению: в качестве яркого пятна на строгом костюме, оригинальной набедренной повязки на юбке в стиле кантри. Дизайнеры предлагают навязывать его на ремень сумки, на запястье, небрежно набрасывать на одно плечо и пр. И никто из модных гуру не вспоминает об исконном смысле платка – головного убора, предназначенного для защиты головы и шеи от холода и ветра. Платкам верны в сельской местности. Женщины в деревнях носят их и зимой, и летом, и в праздники, и в будни. Оценили достоинства платка и дачницы: бывшие горожанки на собственном опыте убедились, что ни под какой другой головной убор не спрячешь так ловко волосы, чтобы не выбивались и не лезли в глаза во время работы на огороде. И ничто так хорошо не впитает пот, как подвернутый на лбу край платка. Молодые мамы спорят с бабушками, надо ли зимой и ранней весной под шапочку ребенку повязывать платок. Бабушки несгибаемы: без платка продует. Горожанки чаще всего повязывают платки на шею. Лишь изредка в толпе мелькнет необычный силуэт: оригинальная дама лет 40–50 в дорогом и большом шелковом или шерстяном платке, в шали с кистями. История не сохранила имени находчивого собирателя кореньев, который, сорвав большой лист лопуха, прикрыл им голову от солнца или ветра. А может, это был путешественник, волей судеб занесенный в знойную пустыню? Женщины, а часто и мужчины разных племен и народов с давних времен покрывали головы, защищаясь от ветра, солнца, дождя и холода. Способ изготовления и состав предмета, который надевали на голову, определялся уровнем развития общины, государства. В Ассирии, по мнению археологов, платки изготавливали из размягченного при специальной обработке пергамента. А норманы носили платки из шкур животных. Истоки русского головного платка теряются в XII в. Тогда женщины носили головное полотенце – убрус, или намиток. Эти названия произошли от глаголов «убирать» и «обматывать». Первый говорит о цели, которую преследовали, надевая платок, второй – о способе его завязывания. А слово «платок» произошло от древнеславянского «платъ» – квадратный или прямоугольный кусок ткани, из которого можно изготовить что угодно, в том числе и платок. Платок был своеобразной визитной карточкой, сообщавшей о местности, в которой жила его владелица, ее возрасте, семейном положении и социальной принадлежности. Совсем молодые девушки заплетали косу, платок складывали с угла на угол треугольником, получалась косынка, которую и завязывали узлом назад. Девушки на выданье завязывали платок под подбородком. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Иноземные путешественники, гостившие в древнерусских княжествах, упоминали в путевых записках о свадебном обычае наших предков: жених после удачного сватовства накидывал на голову избраннице повой (от старославянского «обвивать»). Его изготавливали из длинной, в несколько метров, и достаточно широкой, 70–80 см, полосы белой льняной материи. Обернув несколько раз вокруг головы, повой спускали на спину. В русском языке сохранилось выражение «до повоя», т.е. «до замужества».
|