|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум Олазарённых / Избранное / Образ воскресения человеческих тел по учению святых отцов Древней Церкви |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Литтл Ю. бакалавр Группа: Модераторы Сообщений: 122 |
Добавлено: 04-06-2009 00:55 |
Пожалуй, нигде в православной догматической традиции мы не найдем столько недоговоренностей и тайн, сколько в области христианской эсхатологии. Ведь то, чему еще только надлежит открыться, осуществиться в нашем бытии, пока что сокрыто от нас в грядущем дне Второго Пришествия Христова, и лишь отчасти известно человеческому роду, угадываясь под покровом евангельских притч, апокалиптических видений, святоотеческих духовных интуиции. Среди эсхатологических тайн, к которым с надеждой и упованием на грядущее избавление от смерти и вечных мучений не раз обращалась христианская надежда, находится и грядущее воскресение тел праведников и грешников. Каков будет образ этого воскресения? Насколько изменятся тела спасаемых? Каковы будут их природа и их физические способности? Какими духовными свойствами они станут обладать? Каким в грядущем веке окажется место их вечного пребывания? Наконец, каков будет их возраст, внешний облик, сохранят ли они свои половые отличия, способность к питанию, изменятся ли их коммуникативные способности? Ответы на эти вопросы пытаются дать многие из древних Святых Отцов. Однако, следует признать, что здесь они вступают скорее в область догадок и предположений, чем в область ясного Богооткровения, Богопросвещенной уверенности. И все же в одном они друг с другом совершенно согласны: все писавшие на эту тему древние православные писатели убеждены, что одна - важнейшая - характеристика будущих тел воскресения открыта нам недвусмысленно и ясно. Тела верных своему Господу православных христиан воскреснут подобными телу Христа, будут обладать теми же самыми свойствами, что и Его прославленная плоть. Интересно, что в современной богословской литературе, посвященной теме эсхатологической перспективы, мысль о том, что тела праведников воскреснут с теми же свойствами, что и тело воскресшего Спасителя обычно, если и присутствует, то затрагивается лишь вскользь, мимоходом. А ведь именно эта уверенность в "христообразности" будущих тел воскресения и является надежным залогом исполнения тех обетовании Богоусыновления и обожения, что были даны Творцом верным Ему христианам. Здесь, конечно же, следует напомнить и о том, что, по мысли, выраженной как в Священном Писании Нового Завета, так и в наследии древних Святых Отцов, уже сама возможность будущего воскресения из мертвых дарована нам Богом именно как плод Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, "Воскресение Христа есть собственное наше воскресение". А по слову святителя Григория Нисского, Христос, воскресши от мертвых, "совоскресил с Собой все лежащее". Тем самым Воскресение из мертвых Христа стало неким духовным "гарантом" и нашего грядущего воскресения. Так, по мысли блаженного Феодорита Кирского, Спаситель "всем нам обещал воскресение, давши воскресение честнаго Своего тела достоверным ручательством нашего воскресения". Мы видим: телесное воскресение людей в жизни будущего века становится возможным именно потому, что Христос, восприняв в Свою Ипостась нашу человеческую природу, став нашим сродником по плоти, победил смертию смерть и воскресил Свое, единосущное нашей материальной природе, естество. Святитель Григорий Нисский пишет об этом так: "Как теперь в нас пребывает Содержащий естество в бытии, так тогда вступил в единение с нашим, чтобы оно соединением с Божественным стало Божественно, изъято от смерти, избавлено от мучительства сопротивника. Ибо Его возвращение от смерти и для смертного рода делается началом возвращения в жизнь бессмертную... Поскольку должно было совершиться возвращению от смерти целого естества нашего, то, как бы к лежащему простирая руку и для этого приникнув к нашему трупу, (Христос) настолько приблизился к смерти, что коснулся омертвения и собственным Своим телом дает естеству начало воскресения, силой Своей восстановив целого человека". Христос, став истинным человеком, восприняв нашу тварную природу в Свою ипостась, становится для нас "первенцем из умерших" (1 Кор. 15, 20), проложившим и указавшим нам в Своей воскресшей и прославленной плоти путь от смерти к вечной жизни. Святоотеческое учение о том, что тела праведников по воскресении обретут именно образ и свойства тела воскресшего Христа, имеет надежное основание в новозаветном тексте. Большинство святоотеческих размышлений на эту тему связано прежде всего с известным эсхатологическим отрывком из Послания апостола Павла к Филиппийцам: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3, 20-21). Именно при истолковании данного отрывка многие древние Святые Отцы высказывают целый ряд значимых богословских идей, связанных с темой воскресения тел праведников по образу прославленного Тела Христа. На них мне бы хотелось остановиться подробнее. Вероятно, самым древнейшим истолкователем этого новозаветного отрывка можно считать священномученика Иринея Лионского, который пишет: "И еще Филиппийцам он (апостол Павел) говорит: "наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей" (Флп. 3, 20-21). Какое же это "уничиженное тело", которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление". В этом отрывке из сочинения священномученика Иринея мы пока что еще не находим (в отличие от соответствующих мест из творений позднейших Отцов Церкви) объяснения того, в какой степени и каким образом тела воскресших христиан окажутся подобными Телу воскресшего Христа. В полемике против гностиков священномученику Иринею было гораздо более важно подчеркнуть совсем другое: телесная природа человека, несправедливо презираемая представителями гностических учений, будет, по свидетельству Писания, не только воскрешена, но и подлинно прославлена действием Господней благодати - во образ "тела славы" Христа, однако при этом не перестанет быть материальной, сохранит свою перстную сущность. Отмечу при этом, что именно в творениях священномученика Иринея особенно ясно подчеркивается то священное основание нашего нынешнего земного единения по плоти со Христом, которое и позволит в грядущем праведникам воскреснуть в образе славы Его прославленной природы. Таким принципом единения верующих со Христом является наше участие в Евхаристии. Именно она подлинно соединяет нас с Господом, делает с Ним единым телом и позволяет реализовать то, что можно было бы, пожалуй, обозначить как принцип нашего "двойного телесного единосущия" Христу. Мы единосущны с Ним по нашей человеческой природе, которую Он воспринял при Воплощении, и одновременно мы мистически единосущны с Ним, так как являемся членами Его Тела - Тела Церкви; это второе "единосущие" реализуется именно благодаря нашему участию в церковных Таинствах, и, прежде всего, в Таинстве Евхаристии. Как пишет священномученик Ириней, "еще... они (еретики) говорят, что плоть подвергнется нетлению и не участвует в жизни, - плоть, которая питается от Тела и Крови Господа?... Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей - из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения". Таким образом, именно Евхаристия, как путь нашего единения со Христом, закладывает в нас то основание, и более того, есть то самое основание, которое позволит праведникам подлинным образом телесно воскреснуть в день Второго Пришествия - причем, воскреснуть не просто ради вечной, не прекращающейся никогда жизни, но именно ради вечной жизни облагодатствованной, вечной жизни во Христе и во образ Христов: как члены Тела, возглавляемого Самим Господом. По мысли священномученика Иринея, "питаемые от нее (Евхаристии) тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца.. .". Итак, мы видим, что, по мысли священномученика Иринея Лионского, истина о том, что тела праведников воскреснут и при этом будут иметь образ славы воскресшего и прославленного Тела Спасителя, коренится в области экклезиологической: христиане воскреснут в этом образе именно потому, что уже сейчас они подлинно являются членами Тела Церкви, Тела Христова и питаются истинным Телом Спасителя - Евхаристией. Как пишет священномученик Ириней, "когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, то есть жизни вечной, - плоть, которая питается Телом и Кровью Господа и есть член Его? И св. Павел в Послании к Ефесянам говорит: "потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Ефес. 4, 30)"... Мысль о том, что именно Евхаристия - при участии в которой мы подлинно прелагаемся в Тело и Кровь Господа - является причиной будущего эсхатологического облагодатствования тел праведников и их подобия прославленному Телу Христову, встречается и у других, позднейших Отцов Церкви. Так, святитель Григорий Палама пишет: "...Приступая к Тайнам, мы становимся царской порфирой; лучше же сказать: царской Кровью и Телом, и к Божиему (о, какое чудо!) сыновству изменяемся, становясь участниками Божиего сияния, таинственно бываемого на нас, и осияния, которое чудесным образом делает нас помазанниками Божиими и дает силу, согласно обещанию Христову (Мф. 13, 43), во Втором Пришествии Отца нашего воссиять как солнце, если только скверна, находящаяся в душе приступающего (ко Святому Причащению), не заслонит собою это сияние". Следует сказать и о том, что не только Евхаристия, но и другие церковные Таинства, по мысли древних Отцов Церкви, соединяя нас в Церкви со Христом, служат залогом грядущего освящения человека в жизни Будущего века. Преподобный Исаак Сирии говорит об этом так: "Я же, крестившийся Духом Святым и исполненный благодати, хочу внутрь себя приять ощущение живущего во мне Христа. Ибо Христос Ипостасью Своею соделал обновление естества нашего, в Него облечены мы водою и Духом, и в неизреченном таинстве соединил Он нас с Собою, и соделал членами тела Своего; но здесь - в виде только залога, а в новом мире естественно сообщает Он жизнь прочим членам". Вернусь к святоотеческим толкованиям обозначенного мною фрагмента из корпуса апостольских посланий. Другим древнейшим церковным писателем, который, вслед за священномучеником Иринеем Лионским, обратился к истолкованию отрывка Флп. 3, 20-21, был Ориген. Он настаивает на мысли о том, что тела воскресших праведников, преобразившись по подобию Тела Христова, получат те же духовные свойства, которыми обладает и воскресший Господь. Ориген пишет: "Теперь мы видим глазами, слышим ушами, действуем руками, ходим ногами, но в будущем мы всецело будем духовными, потому что тогда в настоящем теле будет все глаз, все ухо, все деятельность, все движение. "Господь, - говорит святой апостол, - преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его" (Флп. 3, 21)". Конечно же, взгляды Оригена на образ воскресения мертвых, с его рассуждениями о будущем подобии их тел телу воскресшего Христа (которое он мыслит сделавшимся после восстания из гроба "эфирным" и "божественным"), оказываются порой слишком спиритуалистичными. Но в то же время и он подчеркивает все ту же истину: какими бы мы не помыслили свойства воскресших тел праведников, эти свойства окажутся подобны качествам прославленного в воскресении Тела Христа. Об опасности идей, подобных отмеченному неумеренному спиритуализму Оригена (равно как и крайнему спиритуализму гностиков, вообще отрицавших воскресение тел в том же самом естестве, которое присуще людям в нашем сегодняшнем мире), неоднократно предупреждали древних христиан Святые Отцы. Они настаивают: человек воскреснет в той же самой сущности (пусть и сущности, обладающей некими преображенными свойствами), которая составляет нашу нынешнюю телесность. Вот что, например, говорится об этом в "Макарьевском корпусе": "...в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, "волос не погибнет" (Лк. 21, 18), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в огонь и свет, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел - Павлом, и Филипп - Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем существе". Важно отметить, что именно автор "Макарьевского корпуса" (позволю себе все же называть его преподобным Макарием Египетским) был еще одним древним церковным писателем, прокомментировавшим все тот же отрывок из Послания апостола Павла к Филиппинцам. Преподобный Макарий увязывает содержащуюся здесь мысль о сообразности тел воскресших праведников прославленному Телу Христа с другой темой, также весьма важной для богословия апостола Павла. Преподобный Макарий припоминает высказывание апостола о том, что уже ныне Бог даровал нам в Церкви "залог Духа (Святого) в сердца" (2 Кор. 1, 22), что душа праведника уже здесь, в этом тленном мире, оказывается причастна благодатной Божественной красоте, имея в себе небесное семя богопричастности. Это семя, этот данный христианам залог, действует в них уже сегодня, и именно он - как напояющий христианскую душу Божественный огонь - властно явит себя при воскресении тела и в облагодатствованной, воссиявшей богодарованным светом, телесности: той телесности, что отныне, с момента всеобщего воскресения, будет сообразна славному телу Христа. Преподобный Макарий учит: "Все приемлющие ныне "залог Духа в сердца" свои (2 Кор. 1, 22) и небесное сокровище, все ныне носящие одеяния славные и небесные, все сеющие на земле сердца семя небесное и духовное, все они несомненно насладятся и телесной славой. Ибо таящаяся теперь и пребывающая в душе Божественная красота в Воскресении внезапно и изобильно раскроется и прославит внешнее тело вечным светом. Необходимо, чтобы ум, будучи ценным, еще здесь был облаговествован и приял Духа Божия, а тем самым сопрославится затем и тело; Бог, уже и теперь одевающий душу славой и напояющий ее Своим огнем, в ту долгожданную пору и тело тоже оденет и "сообразным славному телу Своему" представит (Флп. 3, 21), дав тогда, наконец, упокоение пищей и одеяниями небесными и делание нетленное ангельское". Предваряя учение Паламы о нетварном Фаворском свете, преподобный Макарий сравнивает образ грядущей эсхатологической славы тел христиан с тем сиянием, которым блистала на Фаворе плоть Господа. "Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет (ср. Мк. 9, 1 ел.), так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества. Ибо написано: "И Освящающий и освящаемые от Единого" (Евр. 2, 11); и: "Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Ин. 17, 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам их (святых) - членам Христовым - соделаться тем же самым, что есть Христос". Мы видим: по мысли преподобного Макария, слава Христова, неприметно сокрытая сегодня в душах, в умах верных Ему людей, и вместе с тем подлинно им присущая, дарующая им уже сейчас истинное духовное единение с Богом, должна возгореться и воссиять при Втором Пришествии и в их телесности, получив начало от общего для всех источника этого благодатного пламени - сияющей Божественным светом телесной природы Спасителя. |
Страницы: 1 |
Форум Олазарённых / Избранное / Образ воскресения человеческих тел по учению святых отцов Древней Церкви |