Высшее образование: В чем Россия не Америка

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Учеба / Высшее образование: В чем Россия не Америка

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 05-08-2007 23:14
взято с форума ГЗ - занятная статья, с положениями которых согласен на все 100.


Мы так долго жили с чувством, что наша система образования самая лучшая, что даже сегодня (когда это ощущение ушло) все еще не сомневаемся в том, что принципы, на которых она построена, единственно верные. В этой серии статей мы стремимся понять, действительно ли это так.

То, что в других странах образовательный и академический рынки основаны на иных принципах, кажется нам странным, но тем не менее не заставляет задуматься о принципах работы собственной системы. Что же может заставить нас задуматься? Хотя бы вот что: рассказы о том, как работает наша система образования, вызывают у иностранных коллег устойчивую реакцию крайнего удивления.

В апреле 2007 г. мы встречались с рядом коллег из различных ведущих университетов США, занимающихся экономикой и социологией образования. Мы обсуждали с ними вопросы академической культуры и карьеры, стимулы университетской профессуры, политику поддержки университетских исследований и проч. Обсуждали и сравнительное устройство наших систем образования.

Вот какие вещи кажутся им странными.

Университеты в России: кузницы собственных кадров

Первая особенность академического рынка, которая кажется нам привычной и даже разумной, а американским профессорам — удивительной, это практика найма университетом собственных выпускников в качестве преподавателей.

Действительно, для российских вузов характерна ситуация, когда основную часть молодых преподавателей составляют бывшие студенты этих вузов. Принимаемые таким образом сотрудники не выходят на рынок труда и не проходят внешнего конкурса, а лишь кадровый конкурс внутри вуза — как правило, формальный и не ориентированный на реальную конкуренцию между кандидатами.

Вузы заинтересованы в том, чтобы удержать на своих кафедрах лучших своих выпускников, и до недавнего времени остаться работать в институте считалось удачным началом академической карьеры.

В то же самое время в США университет никогда не возьмет на работу человека, только что получившего в этом университете степень. Если человек хочет все-таки получить в нем работу, он должен сначала провести некоторое время в другом университете. То есть попадание на работу практически обязательно осуществляется через внешний рынок труда. Такое обращение к рынку академического труда позволяет университетам опираться на работу определенных механизмов внешней оценки и контроля качества. Лучшие выпускники, избравшие путь академической карьеры, выбирают лучшие университеты. Университеты конкурируют между собой на открытом рынке труда.

Для исследовательских университетов такая система позволяет поддерживать единые образовательные и исследовательские стандарты, обеспечивая горизонтальные каналы трудовой и, соответственно, информационной мобильности. Складывается единая академическая конвенция: общие представления о ценностях, качестве преподавания и научной работы, общие стандарты тех или иных дисциплин.

Почему это важно? Напомним, что образование (а еще в большей степени замешенное на исследованиях высшее образование) есть доверительный товар. Измерить его качество заранее или со стороны невозможно. В этой связи существование единой, надуниверситетской профессиональной среды гарантирует интересы потребителей образования: они уверены, что каждый включенный в академический рынок университет будет выполнять свои обязательства на определенном, общественно признанном уровне.

Вторая сторона проблемы касается качества академического пополнения. В американской системе выпускники вузов, нацеленные на академическую карьеру, ориентируются на широкий набор требований, предъявляемых университетами в целом, а не каким-то отдельным университетом. Скорее, чем подлаживаться к условиям отдельно взятой структуры, они оценивают свою конкурентоспособность на открытом рынке. В российских университетах эти конкурентные механизмы не работают.

Последствия этой политики таковы. У выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда — соответственно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования и компетенций и, соответственно, стимулов к выпуску конкурентоспособных специалистов для академической сферы.

Отсутствие горизонтальных взаимодействий между университетами, мобильности преподавателей обусловливает закрепление локальных академических стандартов, действующих в рамках вуза (а фактически факультета и даже кафедры). Академическое сообщество разбивается на сегменты. В ситуации, когда аспиранты, составляющие большинство молодых преподавателей, оказываются замкнутыми на своих научных руководителях, те становятся для них, по сути, единственным источником академических норм и информации. В результате библиография подавляющего большинства диссертационных работ на две трети состоит из ссылок на работы научного руководителя, его коллег и соавторов, а изучение иностранной литературы считается чуть ли не излишеством. Провинциализм, сопровождающийся слепой лояльностью старшим, да и вообще отсутствием практически любой возможности научной критики, взрастает на питательной почве.

Обучение в одном университете

Вторая особенность касается программ обучения. В США программы второй ступени (graduate studies — магистратура и аспирантура) отделены от программ первой ступени (undergraduate studies — бакалавриат). Студенты сначала заканчивают одну ступень обучения, а затем (во многих случаях спустя некоторое время) поступают на программу следующего уровня. Многие — если не абсолютное большинство — при этом выбирают программу следующего уровня в другом университете.

В США такое разделение приводит к тому, что создается механизм конкуренции за лучших аспирантов. Конкуренция за graduate students — один из ключевых факторов развития учебных программ, поскольку на их участии строится реализация подавляющего числа научных исследований, в которых эти студенты работают в качестве ассистентов исследователей, а также преподавание курсов, в которых аспиранты выступают в качестве либо лекторов, либо руководителей семинарских занятий.

В России же имеет место ситуация, когда студент учится в магистратуре, как правило, в том же вузе, где он заканчивает бакалавриат. Обычно для своих выпускников университет обеспечивает льготные условия поступления. Таким образом, вторая ступень обучения фактически является продолжением первой и качество магистерских программ жестко лимитируется качеством программ бакалавриата. Жесткая привязка программ уровня бакалавриата и магистерских программ к выпускающим кафедрам способствует локализации стандартов и круга усваиваемых компетенций.

Отсутствие миграции студентов ведет к тому, что университеты и факультеты сравниваются между собой либо по министерским рейтингам (где учитываются чисто затратные показатели), либо в лучшем случае по количеству учебных курсов (что ведет к раздуванию учебных планов в ущерб качеству). Но господствующим подходом является мандельштамовское: “Не сравнивай; живущий несравним…”

Обучение без выбора

Наконец, третьей особенностью, удивляющей американских коллег, является политика образовательных траекторий.

Студенты в России практически не получают возможности выбора в плане определения содержания и порядка обучения. Так, студенты к моменту поступления обязаны выбрать специальность, по которой они будут обучаться, — и это гораздо более детальная и “предписанная” специализация, чем просто экономика, история, математика или химия. Поменять эту специализацию достаточно сложно: во многих случаях такая смена означает потерю нескольких лет обучения. 80-90% учебных курсов закреплено в качестве обязательных, а курсы по выбору начинаются на старших годах обучения и, как правило, носят второстепенный, уточняющий характер по отношению к курсам ядра. Например, математик не может выбрать большой курс психологии, а инженер — технической эстетики или трудового права.

В США же люди, как правило, сначала получают “общее высшее” образование в колледже, к концу обучения выбирая специализацию, по которой и продолжают дальнейшие занятия в магистратуре и аспирантуре. В американских колледжах студенты выбирают курсы сами, формируя из них свою программу обучения, и, закончив общий курс первой ступени обучения, делают гораздо более ответственный и более компетентный выбор направления дальнейших штудий.

Для российских университетов внешняя и жесткая определенность образовательной траектории имеет несколько последствий. Во-первых, поскольку студенты первые несколько лет — до выбора узкой специализации — учатся в одной группе, важную роль приобретает политика начального формирования групп. В силу действия эффекта сообучения (студент, находящийся в сильной группе, достигает лучших результатов, нежели студент, попавший в слабую среду) такое распределение по группам может играть критическую роль. Российская учебная группа напоминает скорее школьный класс, где собраны вместе отличники и двоечники, где одни увлечены одними предметами, другие — другими, а третьи — вообще никакими.

И сильные студенты лишены, таким образом, возможности в полной мере получать положительную отдачу от этого эффекта, выбирая для обучения продвинутые курсы, по уровню и требуемым усилиям отличающиеся от других курсов той же образовательной программы.

Во-вторых, у преподавателей отсутствуют те стимулы к улучшению качества преподавания, которые естественным образом возникают в среде, где идет конкуренция за студентов. Если студенты “привязаны” к конкретным курсам и не имеют возможности “голосовать ногами”, у преподавателей нет необходимости инвестировать в содержание и форму учебных курсов. Впрочем, эффекты от ориентации на студентов неоднозначны. Во многих университетах можно говорить о таком феномене, как стремление преподавателей “заинтересовать незаинтересованных”, адаптировать курсы к интересам и реакциям “молчаливого большинства” студентов. В результате курсы становятся не только увлекательными, но и облегченными.

Наконец, жесткое навязывание курсов, которые студенты считают для себя ненужными, приводит, как правило, к прямым потерям эффективности — студенты минимизируют усилия на их освоение, приобретая фактически “пустые” компетенции. Отсюда и феномен массовой работы выпускников не по специальности, полученной в вузе.

Университет вместо колледжа

Российский вуз — это пять лет по сравнению с тремя-четырьмя годами бакалавра в Америке. Многие рассматривают это как преимущество, которое российское образование имеет над западным и которое оно рискует потерять в случае перехода на систему 4 + 2. Но мало кто задумывается над тем, что в американском вузе отсутствуют такие предметы, как иностранный язык, основы права, экономики, других социальных наук, которые в российском вузе занимают до 20% программы. Дело в том, что американцы (как, впрочем, и европейцы, и японцы, и корейцы, и сингапурцы — словом, весь мир кроме нас) имеют гораздо более продолжительное школьное образование. Туда вмещаются все эти предметы (которые, добавим, составляют основу социальных и коммуникативных компетенций, делающих человека дееспособным в современной экономической, правовой и политической системе).

Поэтому “длинное” образование российского специалиста не превосходит американского бакалавра — правда, и не уступает ему. Различие лежит скорее в методиках и подборе преподавателей, чем в продолжительности.


Авторы — ректор Высшей школы экономики; заведующая лабораторией институционального анализа экономических реформ.

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 07-08-2007 11:48
Мы так долго жили с чувством, что наша система образования самая лучшая, что даже сегодня (когда это ощущение ушло) все еще не сомневаемся в том, что принципы, на которых она построена, единственно верные. В этой серии статей мы стремимся понять, действительно ли это так.


Наше образование, еще в дореволюционной России, на мой взгляд, было ориентировано не на подготовку массовых специалистов среднего класса типа бакалавра, а ученых, ориентированных на фундаментальную науку. Не значит, оторванную от жизни, но науку стратегического порядка, а не только нацеленную на потребности текущих проблем производства. Эта тенденция, естественно, сохранилась и после революции – ведь ведущие ученые были все те же.
Еще один момент – наша наука всегда гораздо сильнее, чем американская, была (сейчас, кажется, в меньшей степени) ориентирована на создание научных школ под руководством самых мощных ученых. В то же время выдающиеся личности создавали свои новые школы. И главное, существование школы не ограничивалось периодом получения денег по теме гранта. На западе же, а теперь часто и у нас, как только прекращается финансирование гранта (1-3 года), тема может быть закрыта - а что можно сделать за этот срок? Очень мало.
В той же Америке, с другой стороны, стратегические центры науки (НАСА и пр.), не устраивают текучки кадров в высшем эшелоне науки. Да, они нанимают рабсилу в виде аспирантов и студентов, но у нас тоже так делают некоторые научные центры и институты. Другое дело, и в этом беда нынешнего дня, что мало кто желает брать студентов для написания курсовых по научным темам своих организаций – все хотят готовых специалистов, а возиться над их научной специализацией не хотят!

Насчет того, что университеты варятся в собственном кадровом соку – это отчасти верно. Но конкурентный момент присутствует, только он возникает раньше, до защиты, на стадии приема в кафедральную аспирантуру. Кроме того, преподаватели почасовики всегда существуют и привносят разнообразие от других организаций. Возможно, их должно быть больше, но сейчас это почти невозможно организовать – деньги небольшие. Да еще мало кто хочет быть привязанным к Москве в течение семестра или учебного года. И еще – мало кому хочется париться и готовиться к лекциям.

Горизонтальный обмен мнений между специалистами университетов и др.орг-й происходит на конференциях, для того они и организуются. Заинтересованные в сотрудничестве стороны, если они не пассивны, найдут друг друга.

Единообразие программ, дающее возможность легкого перехода между вузами, дает преимущества безболезненного переезда. Но у нас разные вузы, при одной специализации, ориентированы на разные части рынка труда – синоптики и прибористы, безусловно, лучшие из ЛГМИ. Наши чаще идут в теоретики, чем они, но общее образование позволяет и переориентироваться на рабочем месте.

Якобы отсутствие выбора для студентов при обучении – ложная, на мой взгляд посылка. Поменять специализацию возможно. Но и выбор есть - на стадии поступления. Да, он более ответственен, чем если его делать года четыре спустя. Но – надо же когда-то взрослеть. И так у нас инфантилизм – настоящая эпидемия.
Кроме того, сейчас, да и раньше, совершенно не возбраняется в рамках университета (а они, особенно у нашего широки), ходить вольным слушателем на лекции других факультетов и даже с правом формального подтверждения этого.


»Российская учебная группа напоминает скорее школьный класс, где собраны вместе отличники и двоечники, где одни увлечены одними предметами, другие — другими, а третьи — вообще никакими.


И сильные студенты лишены, таким образом, возможности в полной мере получать положительную отдачу от этого эффекта, выбирая для обучения продвинутые курсы, по уровню и требуемым усилиям отличающиеся от других курсов той же образовательной программы.»

Никогда не бывает однородных групп. И разве наши программы, даже нашей кафедры, настолько рассчитаны на слабых студентов, что у нас все отличники и щелкают все экзамены и зачеты??? И разве есть программы для двоечников? Если бы наши студенты в полной мере осваивали то, что им дается…

«В результате курсы становятся не только увлекательными, но и облегченными.»


- ну, да, давайте ориентироваться на дураков. Не надо путать методики преподавания и глубину материала.


Вообще, статья насыщена многочисленными подменами понятий, типа вышеприведенной – этой технологией (подмены понятий), давно и успешно разрабатываемой как отдельная отрасль психологии воздействия на людей, прекрасно сейчас овладели те, кто хочет опустить самооценку российского населения. И в целом создается впечатление, что мы, как всегда, ниже кафеля
»Дело в том, что американцы (как, впрочем, и европейцы, и японцы, и корейцы, и сингапурцы — словом, весь мир кроме нас) имеют гораздо более продолжительное школьное образование. Туда вмещаются все эти предметы (которые, добавим, составляют основу социальных и коммуникативных компетенций, делающих человека дееспособным в современной экономической, правовой и политической системе).»


- следовательно по совокупности предметов все в порядке, чего тогда шум поднимать?



Так что, по-моему, когда существует что-то разное, это не означает, что одно из них хорошее, а другое – плохое. Надо не ломать старое, а совершенствовать его исходя из опыта своего и опыта других.



Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 07-08-2007 15:10
2Пернатый

Кстати, Андрей, статью разместили - а Ваше мнение какое о ней?

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 07-08-2007 17:27
попробую более предметно расшифровать
согласен на все 100


Такое обращение к рынку академического труда позволяет университетам опираться на работу определенных механизмов внешней оценки и контроля качества. Лучшие выпускники, избравшие путь академической карьеры, выбирают лучшие университеты. Университеты конкурируют между собой на открытом рынке труда.

считаю что сформированные таким образом горизонтальные связи в научном сообществе гораздо более продуктивны чем обмен мнений на конференциях. более того, хотел бы заметить, что на конференциях делятся только результатами и никакой гарантии качества этих результатов кроме авторитета ученого не существует. конференция, как я считаю, скорее платформа для знакомств чем для горизонтальной ( как в социологии) мобильности ученых.
да и вообще не считаю правильным практику внеконкурсного зачисления в штат университета "лучших" выпускников. кроме того, применительно к МГУ (да наверное и ко всем московским ВУЗам) - в последние годы в связи с весьма плачевным состоянием финансирования науки практика оставления исключительно выпускников с московской пропиской.



образование (а еще в большей степени замешанное на исследованиях высшее образование) есть доверительный товар. Измерить его качество заранее или со стороны невозможно. В этой связи существование единой, надуниверситетской профессиональной среды гарантирует интересы потребителей образования: они уверены, что каждый включенный в академический рынок университет будет выполнять свои обязательства на определенном, общественно признанном уровне.

все таки не думаю что Министерство Образования адекватно выполняет роль надуниверситетского органа, следящего за качеством образования в ВУЗах. вспоминается в связи с этим, как ряд крупных специализированных организаций (заводы всякие и т.п.) заявило о низком уровне подготовки выпускников... а с чего бы университету готовить например качественных инженеров, если он давно зарабатывает деньги не подготовкой профессионалов для народного хозяйства а обучением "платных студентов" (кстати во многом этот пункт относится и к МГУ)

У выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда — соответственно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования и компетенций и, соответственно, стимулов к выпуску конкурентоспособных специалистов для академической сферы.

для выпускника стало проще перейти в популярные сферы бизнеса чем продолжать накопленное за 5 лет фундаментальное образование. и действительно - зачем университету заботиться о качестве образования, если сливки (см. выше) все равно останутся работать за гроши прикрываясь авторитетом ВУЗа.

В ситуации, когда аспиранты, составляющие большинство молодых преподавателей, оказываются замкнутыми на своих научных руководителях, те становятся для них, по сути, единственным источником академических норм и информации. В результате библиография подавляющего большинства диссертационных работ на две трети состоит из ссылок на работы научного руководителя, его коллег и соавторов, а изучение иностранной литературы считается чуть ли не излишеством. Провинциализм, сопровождающийся слепой лояльностью старшим, да и вообще отсутствием практически любой возможности научной критики, взрастает на питательной почве

это еще хорошо, когда у руководителя есть публикации на которые не стыдно сослаться...

Конкуренция за graduate students — один из ключевых факторов развития учебных программ, поскольку на их участии строится реализация подавляющего числа научных исследований, в которых эти студенты работают в качестве ассистентов исследователей, а также преподавание курсов, в которых аспиранты выступают в качестве либо лекторов, либо руководителей семинарских занятий.

думаю это единственно стоящий показатель качества обучения - если курс не интересен и не актуален - на него не ходят - курс закрывают. соответсвенно преподаватель разрабатывающий качественный курс получает максимум студентов, т.е. рабочих рук для собственного исследования.

Если студенты “привязаны” к конкретным курсам и не имеют возможности “голосовать ногами”, у преподавателей нет необходимости инвестировать в содержание и форму учебных курсов.

угу

Во многих университетах можно говорить о таком феномене, как стремление преподавателей “заинтересовать незаинтересованных”, адаптировать курсы к интересам и реакциям “молчаливого большинства” студентов. В результате курсы становятся не только увлекательными, но и облегченными.

а это уже проблема университета - каких набрали студентов таких и учить. все таки считаю что "увлекательный" курс лучше чем "непонятный". в первом случае вполне вероятно побороть антипатию к предмету и копнуть его более глубоко а во втором - предмет откладывается на задворки памяти - как нечто прослушанное и забытое.

Наконец, жесткое навязывание курсов, которые студенты считают для себя ненужными, приводит, как правило, к прямым потерям эффективности — студенты минимизируют усилия на их освоение, приобретая фактически “пустые” компетенции. Отсюда и феномен массовой работы выпускников не по специальности, полученной в вузе.

абсолютно согласен

Дело в том, что американцы (как, впрочем, и европейцы, и японцы, и корейцы, и сингапурцы — словом, весь мир кроме нас) имеют гораздо более продолжительное школьное образование. Туда вмещаются все эти предметы (которые, добавим, составляют основу социальных и коммуникативных компетенций, делающих человека дееспособным в современной экономической, правовой и политической системе).

а на что ориентирована российская школа? я считаю что давать 11 классникам в обязательную программу "войну и мир", "котлаван" и т.д. - глупо (это не подростковое чтиво)... да и чего стоит 11летнее изучение иностранного языка по советской методе - когда после 11го класса человек не может даже о себе рассказать на хорошем английском. я и не говорю про то что в мое время (1995-2002) информатика подразумевала знакомство с паскаль и алгоритмами, но никоим образом не давала знания обычного офисного пакета ( сейчас вроде детей уже начали учить пользоваться MS Office и использовать интернет).
да мы можем продолжать гордиться что наши ученики занимают лучшие места на международных олимпиадах... но каких? физика, химия и математика - но это я так понимаю не более трети от всего школьного курса. хотя и тут есть перекосы... - приводу пример из химии: понятие гибридизации вводится в курсе квантовой химии на 4м курсе химического факультета (которое по признанию многих зачастую не усваивается)... а в школе обычных учеников спрашивают что это такое...

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 07-08-2007 17:47
Наше образование, еще в дореволюционной России, на мой взгляд, было ориентировано не на подготовку массовых специалистов среднего класса типа бакалавра, а ученых, ориентированных на фундаментальную науку. Не значит, оторванную от жизни, но науку стратегического порядка, а не только нацеленную на потребности текущих проблем производства. Эта тенденция, естественно, сохранилась и после революции – ведь ведущие ученые были все те же.

имхо: стратегическая наука появилась как раз с пришествием советской власти - когда минимизацией затрат делались уникальные специалисты востребованные народным хозяйством.
про то что ученые остались все те же - а сколько эмигрировало цвета науки... я скорее склонен считать что СССР создал собственную науку, тем не менее унаследовав достижения имперской науки.
....а в современных условиях о какой стратегии может идти речь? когда предполагается что специалист с высшим образованием согласится работать в народном хозяйстве получая меньше чем недоучка работающий в офисе... вот только все меньше остается людей которые считают себя обязанными работать по ненужной государству специальности.
тот же советский союз: была заинтересованность в кадрах - была и отдача... а сейчас?.. к слову: разве нужны сегодняшней России метеорологи?

В той же Америке, с другой стороны, стратегические центры науки (НАСА и пр.), не устраивают текучки кадров в высшем эшелоне науки.

а разве не в финансирование стратегических фундаментальных отраслей науки проявляется мощь интеллектуального потенциала страны?
все таки я уже не верю восторженным возгласам по типу "российская наука самая самая".. так и хочется добавить - была...

Да, они нанимают рабсилу в виде аспирантов и студентов

и делают из них профессионалов. никто не говорит что сразу вам дадут собственную тему и лабораторию - докажи что ты стоишь чтобы в тебя вкладывали инвестиции

Возможно, их должно быть больше, но сейчас это почти невозможно организовать – деньги небольшие.

а если поменьше новых факультетов открывать и зданий строить - денег будет больше?

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 07-08-2007 18:00
Якобы отсутствие выбора для студентов при обучении – ложная, на мой взгляд посылка. Поменять специализацию возможно. Но и выбор есть - на стадии поступления. Да, он более ответственен, чем если его делать года четыре спустя. Но – надо же когда-то взрослеть. И так у нас инфантилизм – настоящая эпидемия.
Кроме того, сейчас, да и раньше, совершенно не возбраняется в рамках университета (а они, особенно у нашего широки), ходить вольным слушателем на лекции других факультетов и даже с правом формального подтверждения этого.

выбирать профессию имхо надо не школьнику а студенту курса эдак 2-3го.
это не инфантилизм а нежелание возиться с бюрократической машиной.
а про вольнослушательство - это лишняя морока в ущерб основным предметам. времени и на основные предметы еле хватает.

И разве наши программы, даже нашей кафедры, настолько рассчитаны на слабых студентов, что у нас все отличники и щелкают все экзамены и зачеты??? И разве есть программы для двоечников? Если бы наши студенты в полной мере осваивали то, что им дается…

акцентируется внимание в статье не на то что наши программы плохие и тэпэ а на то что программы курсов не должны быть застывшими со времен позднего палеозоя

И в целом создается впечатление, что мы, как всегда, ниже кафеля

не ниже кафеля а то что консерватизм ни до чего хорошего не приведет. касимов на знаменитой конференции геофака сказал про то что своим сопротивлением системе 4+2 университет только проиграл - вместо того чтобы пересмотреть современную подготовку студентов все напыщились "советская метода самая лучшая"... имхо она была лучше... для китая она самая лучшая сейчас но не для России. когда вокруг рынок и отрицать рынок в образовании - убийственно для образования.

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 07-08-2007 23:10
Кое-что понятно, но много эмоций и воды. По-моему, тоже не всегда помпезность важна и постройка новых зданий, а дело. Неужели Вы не понимаете, что мы в нашей новой стране попали в такое время, где науке приходится выживать - не довольствоваться объедками, но кусаться, чтобы не умереть с голоду.
Вопрос уместности науки в государстве - болезненный. Его решение доступно в полной мере только богатым странам или тем, кто мыслит перспективно и экономит в чем-то в пользу будущего. Так Япония в свое время рванула на покупке патентов.
А как Вы видите перемены образования на нашей кафедре?

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 07-08-2007 23:15
И еще - важно не количество 4+2 или 5 лет, а качество. Мы вдруг почему-то испугались, что мир не станет принимать наших стандартов. А они, кстати, в Европе, не везде 4+2 и обязательно похожи на США.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 08-08-2007 00:11
А как Вы видите перемены образования на нашей кафедре?

если честно - мало представляю =( группы маленькие и вводить какие то курсы по выбору (как на том же мехмате) нереально.

Неужели Вы не понимаете, что мы в нашей новой стране попали в такое время, где науке приходится выживать - не довольствоваться объедками, но кусаться, чтобы не умереть с голоду.

все таки у меня ощущение что в России науке осталось только ДОживать :( выживала она в 90ые... ну не может это длится вечно!
есть мнение такое - что все мозги утекли за рубеж чтобы вернуться на Родину, и словом и инвестициями поднимать то что осталось в стране.

Неужели Вы не понимаете, что мы в нашей новой стране попали в такое время, где науке приходится выживать - не довольствоваться объедками, но кусаться, чтобы не умереть с голоду.

действительно неважно количество лет... но .. ведь последний курс на всех специальностях это по сути написание дипломного проекта/работы. база закладывается на 1-3м курсах. к заглавному вопросу в моем посте - думаю что выбор курсов можно осуществлять начиная с 4го курса - потому что общедисциплинарные курсы (физика атмосферы, климатология, математика во всей ее красе, динамическая метеорология и т.д.) уже прочитаны и студенты уже в состоянии принять решение о том какие курсы хотелось посещать в бОльшем объеме, а какие оставить в ознакомительном варианте.
и еще был бы весьма полезным курс что то вроде "основы ...." под "..." понимается аэрология, синоптика, прогнозов и т.д. - чтобы выбор был более направлен и осмыслен - все равно нет ведь людей которые с одинаковым успехом трудятся во всех разделах метеорологии. и в соответствии с тем, сколько людей захотело изучать например синоптику в полном объеме (я имею ввиду 2годичный курс), организовывать учебный процесс.

а в принципе... интересно было узнать, каков процент выпускников трудятся например в аэрологии или синоптике.

и мир не принимает наших стандартов... точнее принимает МГУшников 5леток так же как 4леток (не знаю что там творится с аспирантурой/постдоком, но слышал что кандидаты наук вначале ставятся на одну ступень с магистрами, т.е. как м.н.с.)

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 08-08-2007 03:14
попалось на глаза в тему про американских школьников: отсюда
Американские подростки доказали, что знают географию лучше российских

Вопреки распространенному в России мнению о географической безграмотности американцев, только представители Северной Америки во вторник вышли в финал восьмого чемпионата мира по географии, проводимого под эгидой National Geographics в американском Сан-Диего.
Как сообщили организаторы соревнований, в финальную часть вышли Канада, Мексика и США. Россия, равно как и Австралия, Аргентина, Болгария, Великобритания, Венгрия, Гана, Германия, Индия, Польша, Румыния, Сингапур и Франция остались за бортом соревнований после первого этапа, включавшего письменную работу и практическое задание по составлению карты местности.
В каждой команде по три подростка. Финал пройдет в четверг. США выиграли четыре из семи состоявшихся ранее соревнований, включая последние.

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 09-08-2007 00:30
Нет, Андрей, вы не совсем правы. Наши пятилетки поступают ЛЕГКО в аспирантуры Запада. И они нормально выше по образованию, даваемому им, четырехлеткам и магистрам. Пример - Алла Юрова, поступившая при конкурсе 20 человек на место после пятого курса в аспирантуру (место для магистров) в Швеции по энергообмену атмосферы и подстилающей поверхности. Только не надо говорить о гениях. Просто человек нормально воспринял нашу программу, даваемую кафедрой в части и математики и метеорологии. ВЫ НЕ ПЫТАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ЭТО САМИ.
Это - не единственный пример. Просто надо понять - чего хочется? туда? или здесь?

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 09-08-2007 00:40
Относительно приятия мира - наши пятилетки принимаются в мире как магистры оф сайенс, чтобы Вы знали, а не как четырехлетки. А наши кандидаты, так же, как PhD. Это подтверждается международными юридическими документами, хотя и долго, увы.

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 10-08-2007 00:52
Я не раз был в зарубежных научных организациях (хотя, уверен, меньше, чем Галина Вячеславовна), и каждый раз, возвращаясь домой, хочется многое изменить в нашем стиле работы и обучения студентов. Но это очень непросто :)
Почему бы не держаться с достоинством? Имхо, не нужно шапкозакидательства, глупой гордости, что "у нас лучшее в мире" по определению, но столь же нелепо, по-моему, и самоуничижение.

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 10-08-2007 23:33
Да уж, в нашей системе образования столько хочется изменить :-) Вот минобразования и меняет из всех сил. Только иногда впечатление, что они имеют целью не улучшить работу вузов, а наоборот.

Группа: Участники
Сообщений: 614
Добавлено: 12-08-2007 23:57
Про Аллу Юрову слышал что она предварительно получила рекомендацию очень известного метеоролога перед тем как поступать
Просто человек нормально воспринял нашу программу, даваемую кафедрой в части и математики и метеорологии. ВЫ НЕ ПЫТАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ЭТО САМИ.

Галина Вячеславовна, вы сомневаетесь в качестве оценок по указанным дисциплинам в моей зачетке?

Просто надо понять - чего хочется? туда? или здесь?

увы это не так просто понять как например лет 10 назад

наши пятилетки принимаются в мире как магистры оф сайенс, чтобы Вы знали, а не как четырехлетки. А наши кандидаты, так же, как PhD. Это подтверждается международными юридическими документами, хотя и долго, увы.

насколько я знаю, это относится к не более чем 5ке ВУЗов России

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 13-08-2007 13:30
Я ни в чем не сомневаюсь :-) тем более в Ваших отметках. Я просто хотела сказать что-то из серии "не место красит человека, а человек место", "ищите и обрящете", "под лежачий камень вода не течет" и еще подобные банальности, известные человечеству давным давно.

Группа: Участники
Сообщений: 258
Добавлено: 21-08-2007 12:35
Я полностью согласна с мнением уважаемой Галины Вячеславовны, и хочу добавить ещё несколько словечек.
О "кузнице собственных кадров".
Вы, Андрей, конечно правы рассуждая о влиянии регистрации на трудоустройство, никто не против выпускников других вузов, вопрос порой в нашей бедности, и остается ждать "жаль только жить в эту пору прекрасную...."
О "горизонтальных связях".
Безусловно конференции, школы молодых учёных и проч. это только ознакомление с результатами исследований других учреждений, но сколько народу из Ваших, Андрей, сокурсников писало курсовые, а теперь пишет дипломы в других весьма уважаемых организациях? Бывает, что "блинчик выходит" соответстующим, что же делать, но, как здесь уже говорилось, зависит от студента.
И об "облегчении курсов".
Да, я сама занимаюсь подобным занятием с 1 курсом, но ведь только рассказывая им интересные сказки о нашей специальности, можно хоть что-то до них донести о сути явлений, и на мой взгляд преподаватель обязан чувствовать группу,выбирать правильный тон, как с детьми если Вам угодно.
О "застывших курсах".
Это тоже не верно, программы постоянно меняются. И потому, что меняются лекторы, и потому, что меняются внешние обстоятельства. Вам хочется выбирать самому, а за Вас выбирают умные тётеньки и дяденьки из Университетского методического объединения, однако кто сказал, что у них получится хуже?

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 22-08-2007 09:08
Жаль только, что идея выбирать на 6 году дополнительный курс в рамках специальности пока еще остается нереализованной так, как должно, хотя формально мы отчитываемся за это, ставим оценки. Но не всегда все происходит так быстро, как хочется.

Группа: Участники
Сообщений: 367
Добавлено: 22-08-2007 12:38
А мне почему-то кажется, что поверх всех программ, систем образования, и проч. и проч. существует фактор личности преподавателя (учителя) и личности студента (ученика). И можно сколько угодно улучшать (но сначала, разумеется, критиковать!) и демократизировать нашу "систему", но у "двоечника" вряд ли от этого вдруг родится тяга к знаниям, и маловероятно, что плохой преподаватель при этом неожиданно осознает свою бездарность.

Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Добавлено: 23-08-2007 15:27
О том и речь.

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Форум кафедры метеорологии МГУ / Учеба / Высшее образование: В чем Россия не Америка

KXK.RU