Предопределение...

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Мерра / Учения, доктрины, ереси, спорные вопросы / Предопределение...

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема

Автор Сообщение

Свой в доску
Группа: Участники
Сообщений: 188
Добавлено: 09-11-2004 18:42
Тут у нас на Украине идут выборы...
Зашел на один из форумов, так за первые же вопросы против Ющенко меня забанили, назвав провокатором. Обойдя их запреты, высказал модератору о его "супер-демократичности".
Так что, если мы вызываем своими вопросами чье-то раздражение, то обычно эти люди не спешат исправляться в этом, а более склонны обозвать вас "провокатором", "точнісінько як у нашому садку", как говорил Петрик П`яточкин. Только у нас это называлось "бунтом".

Начинающий
Группа: Участники
Сообщений: 15
Добавлено: 01-10-2005 04:18
Предопределение



Противоречивые представления теологов о предопределении являются причиной многих вопросов, возникающих у верующих. Для начала нам следует понять, что породило эти противоречия.

B Библии есть много стихов, которые зачастую истолковываются следующим образом: удачи или неудачи, счастье или страдание, спасение или наказание человека, равно как и подъем или упадок наций — все происходит в мире именно так, как это предопределено Богом.

Например, в Библии сказано: “Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил... а кого Он предопределил, тех и призвал; a кого призвал, тех и оправдал; a кого оправдал, тех и прославил” (Рим. 8:29). И далее: “Ибо Он [Бог] говорит... “Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею”. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9:15, 16); “Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, a другой для низкого?” (Рим. 9:21).

Согласно Библии, Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава, когда те находились еще во чреве матери, и ей тогда уже было сказано, что “больший будет в порабощении у меньшего” (Рим. 9:12). Итaк, есть достаточно много стихов, поддерживающих теорию абсолютного предопределения. Но нельзя забывать, что Библия достаточно ясно свидетельствует и против этой теории. Так, Бог, стремясь предотвратить грехопадение, не разрешил прародителям человечества вкушать от запретного плода (Быт. 2:17). Из этого вытекает, что грехопадение не было предопределено Богом, а явилось результатом нарушения людьми данной Им заповеди. В Библии сказано: “И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем” (Быт. 6:6). Если бы Бог предопределил грехопадение, у Него не было бы причин скорбеть о согрешивших людях, которые лишь действовали в соответствии с Его предопределением. Также в Библии говорится, что все верующие в Иисуса будут спасены (Иоан. 3:16). Из этого следует, что ни одному человеку не были предопределены вечные муки.

Учение о том, что конечный результат действий человека зависит не от Божьего предопределения, а от усилий самого человека, подтверждается очень известными библейскими строками: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...” (Матф. 7:7). Действительно, если любые предпринятые человеком шаги приводят в конце концов к результату, который предопределил Бог, то почему Иисус подчеркивал важность усилий самого человека?

Библия учит нас молиться за больных братьев (Иак. 5:14), явно свидетельствуя о том, что излечение от болезни зависит не только от Божьего предопределения. Если нам не дано изменить предопределенную Богом судьбу, то зачем нужны все наши исполненные слез молитвы?

Достаточно логично предположить, что если Бог является абсолютным, то и Его предопределение также абсолютно и не может быть изменено, какие бы усилия человек для этого ни прикладывал. Следовательно, если мы принимаем традиционную доктрину о том, что Божье предопределение всего происходящего в мире абсолютно, то нам придется сделать вывод, что никакие усилия со стороны человека — будь то молитва, проповедование, благотворительность и т. п. — никоим образом не могут повлиять на осуществление Божьего провидения восстановления.

Итак, как видим, в Библейских стихах содержится немало указаний, подтверждающих обе теории о предопределении, что неизбежно приводит к противоречивым мнениям в этом вопросе. Как же разрешается вопрос о предопределении в свете Божественного Принципа? Отвечая на него, разобьем тему “Предопределение” на несколько пунктов.



Раздел 1

Предопределение Божьей воли

Прежде чем говорить о предопределении Божьей воли, давайте посмотрим, в чем она может выражаться. Из-за грехопадения человека Божья цель творения не была осуществлена. Соответственно, воля Бога в отношении падшего человечества, которую Он стремится воплотить в жизнь в ходе Своего провидения, остается прежней — осуществить цель творения. В этом смысле Божья воля состоит в том, чтобы достичь цели провидения восстановления.

Далее, необходимо помнить, что Бог сначала предопределяет Свою волю, а затем работает над ее осуществлением. Создавая человека, Он ясно предопределил для него Свою волю — осуществление цели творения. Однако, поскольку из-за грехопадения эта цель не была достигнута, Бог был вынужден предпринять новую попытку исполнить предопределенную Им волю и с тех пор прикладывал все усилия для того, чтобы осуществить провидение восстановления.

Бог предопределяет Свою волю таким образом, чтобы результатом ее осуществления явилось не зло, а добро. Бог — источник добра. Следовательно, цель Его творения также является добром. Подобным образом цель провидения восстановления и Божья воля в отношении ее осуществления также представляют собой добро. Поэтому получается, что Бог не мог предопределить что-либо, препятствующее достижению цели творения или ей противоречащее. В частности, Он не мог предопределить грехопадение человека, суд над ним в результате совершенных им грехов или разрушение Вселенной. Если бы подобное зло являлось неизбежным результатом Божьего предопределения, то Бог не мог бы быть субъектом добра. Более того, если бы Бог Сам предопределил все это зло, разве стал бы Он горевать о случившихся несчастьях?

Однако в Библии говорится, что Бог, глядя на падших людей, пожалел в Сердце Своем, что создал их на земле (Быт. 6:6), и, увидев неверие царя Саула, раскаялся, что сделал его царем (1 Цар. 15:11). Эти стихи подтверждают, что зло возникло не потому, что оно было предопределено Богом, а потому, что люди не справились со своей ответственностью и оказались во власти сатаны.

В какой степени Бог предопределяет Свою волю — окончательное осуществление цели творения? Бог — Существо абсолютное, уникальное, вечное, неизменное, поэтому и определенная Им для мира творения цель должна быть такой же. Соответственно, Его воля в отношении провидения восстановления, которое направлено на осуществление цели творения, также должна быть уникальной, вечной, неизменной и абсолютной. Из этого вытекает, что, как сказано в Библии, предопределение Божьей воли также абсолютно (Ис. 46:11). Поэтому, когда избранный для какой-либо миссии человек не справляется с ней, Бог все равно продолжает осуществлять Свое провидение, вплоть до его полного завершения, даже если для этого Он вынужден переложить эту миссию на плечи другого человека.

Например, Бог хотел, чтобы цель Его творения была исполнена Адамом. И хотя этого не произошло, предопределение Бога в отношении исполнения Своей воли осталось неизменным. Поэтому Бог послал Иисуса как второго Адама, пытаясь осуществить Свою волю через него. Когда в результате неверия иудеев провидение вновь потерпело неудачу (Мессия 1.2), Иисус пообещал прийти вновь, чтобы окончательно завершить свою миссию (Матф. 16:27).

Другой пример — это попытка Бога заложить основание для принятия Мессии на семейном уровне в провидении, центром которого были Каин и Авель. Когда воля Бога не осуществилась из-за того, что Каин убил Авеля, Бог решил воплотить ее через семью Ноя. Когда и эта попытка закончилась неудачей, Бог избрал Авраама, чтобы тот исполнил Его волю. Помимо этого можно привести следующие примеры: чтобы претворить в жизнь Свою волю, Бог избрал Сифа на место Авеля (Быт. 4:25), Иисуса Навина на место Моисея (Нав. 1:5) и Матфия на место Иуды Искариота (Деян. 1:26).



Раздел 2

Предопределение в отношении исполнения

Божьей воли

Как разъяснялось в главе “Принцип творения”, Божья цель творения может быть осуществлена только при условии, что человек справится с отведенной ему долей ответственности. И хотя воля Бога, состоящая в том, чтобы воплотить в жизнь цель творения через провидение восстановления, является абсолютной и на нее никоим образом не может повлиять человек, обязательным условием осуществления Божьей воли является исполнение человеком своей доли ответственности.

Божья цель творения осуществилась бы, если бы Адам и Ева справились со своей долей ответственности, не вкусив от плода с дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Соответственно, в ходе провидения восстановления Божья воля исполняется тогда, когда наделенная определенной миссией центральная личность справляется со своей ответственностью. Например, избранный народ Израиля, будучи центральной нацией в провидении, должен был поверить в Иисуса и безоговорочно за ним последовать. При этом условии провидение спасения было бы доведено до конца. Но поскольку иудеи не справились со своей ответственностью, не поверив в Иисуса, осуществление Божьей воли было отложено до времени Второго пришествия Христа.

В какой степени Бог предопределяет исполнение Своей воли? Как уже упоминалось, Его воля, состоящая в том, чтобы претворить в жизнь цель провидения восстановления, абсолютна. Однако исполнение Божьей воли возможно лишь в том случае, если к 95% ответственности Бога будут приложены 5% ответственности человека. Когда мы говорим о 5 %, следует иметь в виду, что эта цифра обозначает лишь то, что, по сравнению с Богом, человек наделен крайне малой долей ответственности. Тем не менее важно понять, что исполнение этой доли требует от человека стопроцентных усилий.

Приведем следующие примеры: Бог предопределил, что Его воля будет исполнена, если Адам и Ева справятся со своей долей ответственности — будут придерживаться заповеди не вкушать от плода с дерева познания добра и зла. Когда в центре провидения восстановления оказался Ной, воля Бога могла быть претворена в жизнь при условии, что он приложит все усилия, чтобы построить ковчег, исполнив таким образом свою ответственность. В провидении спасения, центром которого являлся Иисус, Бог предопределил, что Его воля исполнится при условии, что падшие люди справятся со своей ответственностью, поверив в Иисуса как в Мессию и последовав за ним (Иоан. 3:16). Мы знаем, что, к сожалению, Божье провидение восстановления продлевалось вновь и вновь, ибо люди не справлялись даже с той небольшой долей ответственности, которая им была отведена.

В Библии говорится: “И молитва веры исцелит болящего” (Иак. 5:15); “Вера твоя спасла тебя” (Мар. 5:34); “Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Матф. 7:8). Эти стихи подтверждают, что предопределение в отношении исполнения Божьей воли претворяется в жизнь только при условии исполнения человеком своей доли ответственности.

Все эти примеры также показывают, насколько мала доля ответственность человека по сравнению с долей ответственности Бога: Его усилиями и той милостью, которой Он одаривает человека. В то же время тот факт, что провидение восстановления неоднократно продлевалось из-за того, что центральные личности не могли справиться с возложенной на них ответственностью, показывает, насколько сложной оказалась для них задача исполнения даже такой сравнительно небольшой ее доли.



Раздел 3

Предопределение в отношении человека

Адам и Ева могли бы стать истинными прародителями человечества, если бы справились со своей долей ответственности, последовав Божьей заповеди не вкушать от плода с дерева познания добра и зла. Но к сожалению, они не сделали этого. Следовательно, предопределение Бога в отношении того, что они станут прародителями человечества, воплощающими в себе добро, не было абсолютным. То же самое можно сказать и о падших людях: они могут стать такими, какими им предопределил быть Бог, только в том случае, если справятся со своей долей ответственности. Итак, Бог не предопределяет абсолютно, что человек станет тем, кем ему преднaзнaчено быть.

Тогда в какой степени Бог предопределяет судьбу отдельного человека? Необходимым условием осуществления Божьей воли конкретным человеком является исполнение последним своей доли ответственности. Поэтому, даже если Бог и предопределяет, что та или иная миссия должна быть исполнена тем или иным человеком, реальное ее осуществление зависит от исполнения всех 100% ответственности, где 95% составляет ответственность Бога и 5% — ответственность человека. Только при этом условии миссия будет завершена и воля Бога обретет свое воплощение. Следовательно, если человек не справляется со своей ответственностью, он не может стать тем, кем ему предопределил быть Бог.

Например, избрав Моисея, Бог предопределил, что, справившись со своей долей ответственности, он станет величайшим вождем, который приведет израильтян в благословенную Ханаанскую землю (Исх. 3:10). Однако, когда Моисей, ударив в Кадес-Варни о скалу дважды, поступил наперекор воле Бога, он не справился со своей ответственностью, сведя Божье предопределение к нулю, в результате чего умер на пути к своей цели (Чис. 20:7-12; 20:24; 27:14).

Избрав Иуду Искариота, Бог предопределил, что, оставшись верен Иисусу и справившись таким образом со своей ответственностью, Иуда станет его учеником. Но когда Иуда утратил веру, Божье предопределение для него не исполнилось и он стал предателем.

Призвав народ Израиля, Бог предопределил, что он станет избранной, исполненной славы нацией, но только в том случае, если справится со своей долей ответственности: поверит в Иисуса и будет служить ему. Тем не менее это предопределение не исполнилось, поскольку иудеи распяли Иисуса. В результате избранная нация была рассеяна по свету.

Давайте теперь поговорим о том, как Бог предопределяет центральную личность провидения восстановления. Цель Божьего провидения спасения — восстановить падший мир творения, преобразовав его в мир, первоначально задуманный Богом. Следовательно, всем падшим людям предопределено обрести спасение, хотя это и произойдет в разное время (2 Пет. 3:9). Однако следует иметь в виду, что, подобно процессу создания мира, Божье провидение спасения, будучи провидением воссоздания, не может быть осуществлено в одно мгновение. Начавшись в одной точке, оно постепенно расширяет свои границы и в конце концов охватит весь мир. Таким образом, Бог начинает провидение спасения с того, что предопределяет, кто станет в нем центральной личностью, и призывает этого человека исполнить отведенную ему миссию.

Каким требованиям должен отвечать человек, чтобы стать центральной личностью? Во-первых, он должен принадлежать к избранной нации, несущей ответственность за провидение восстановления. Далее, родившись в среде избранного народа, он должен быть еще и потомком тех, кто в своей жизни сделал много добра. Кроме того, по своим врожденным качествам он должен подходить для возложенной на него миссии. Не менее важным остается также приобретение необходимых для исполнения данной миссии опыта и навыков. И даже из тех людей, которые отвечают всем этим требованиям, Бог в первую очередь выбирает человека, живущего в то время и в том месте, которые более всего подходят для осуществления задуманного.



Раздел 4

Разъяснения библейских стихов, поддерживающих теорию абсолютного предопределения

Мы уже разъяснили многие вопросы, касающиеся Божьего предопределения. Теперь давайте рассмотрим вопрос о том, как объяснить библейские цитаты, подобные приведенным в начале главы, в соответствии с которыми создается впечатление, что Божье предопределение всего происходящего абсолютно.

Давайте начнем со следующей цитаты: “Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил” (Рим. 8:29, 30).

Поскольку Бог всеведущ, Ему известно, кто наделен качествами, необходимыми для того, чтобы стать центральной личностью в провидении восстановления. Поэтому, чтобы исполнить цель провидения восстановления, Бог предопределяет и призывает того, кого Он “предузнал”. Его ответственность состоит в том, чтобы призвать человека, но одно это еще не означает, что человек будет Им оправдан и прославлен. Для этого он должен справиться со своей долей ответственности. Только тогда, получив оправдание, он будет прославлен Богом. Итак, предопределение Бога, согласно которому человек будет прославлен, осуществляется в том случае, если последний справляется со своей долей ответственности. Поскольку в библейских строках не встречается выражение “доля ответственности человека”, создается впечатление, что все зависит от абсолютного предопределения Бога.

Также в Библии говорится: “...Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9:15, 16).

Как разъяснялось выше, Бог выбирает того человека, который больше других подходит для осуществления цели провидения восстановления. Это возможно благодаря тому, что Он “предузнал” его качества. По своему усмотрению Бог выбирает также того, кого Ему жалеть и миловать. И это не зависит ни от желания, ни от усилий человека. Назначение данного стиха — подчеркнуть могущество и милосердие Бога.

Святой Павел также писал: “Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” (Рим. 9:21).

Уже было сказано, что ответственность, данная Богом людям, — это условие, позволяющее Ему любить их сильнее, чем любые другие существа в мире творения. С этим условием Бог даровал человеку возможность унаследовать Его творческое начало и обрести право на положение владыки над миром творения. Однако человек, совершив грехопадение, не выполнил данное условие. Поэтому он стал существом, не имеющим никакой ценности, подобно мусору, который выбрасывается. Приведенные строфы должны были показать людям, что, оказавшись в таком положении, они не имеют права жаловаться, как бы плохо Бог ни обходился с ними.

Также в Библии говорится, что Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава еще тогда, когда они находились в утробе матери, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел. Почему Бог, уже тогда отдавая предпочтение одному из них, сказал: “...больший будет в порабощении у меньшего” (Рим. 9:10-13)? Почему Он любил одного и ненавидел другого? Потому что это было частью задуманного Богом пути провидения восстановления, который более подробно будет рассматриваться далее (Основание 3). Мы должны понять, что Бог дал Исааку близнецов, Исава и Иакова, чтобы они заняли положения .Каина и Авеля. Богу это было нужно для того, чтобы они восстановили право первородства и тем самым исполнили Его волю, которая не осуществилась в семье Адама из-за убийства Авеля Каином. Для этой цели Бог намеревался сделать так, чтобы стоявший на положении Каина Исав смирился и последовал за своим братом, находившимся на положении Авеля. Бог “ненавидел” Исава потому, что он занимал положение Каина. Иаков снискал любовь Бога потому, что находился на положении Авеля.

Тем не менее в итоге любовь Бога к обоим братьям определилась тем, насколько они справились со своей ответственностью, поэтому Исав, подчинившись Иакову, был тоже благословлен любовью Бога, как и его брат, хотя первоначально он занимал положение, обусловливающее ненависть Бога. С другой стороны, хотя Иаков и занимал положение, предполагавшее любовь Бога, он мог бы вовсе не получить ее, если бы не справился с отведенной ему долей ответственности.

В учении об абсолютном предопределении, родоначальником которого явился Кальвин, было и остается много сторонников, ошибочно считающих, что исполнение Божьей воли целиком и полностью зависит от могущественного Бога. Это заблуждение вызвано непониманием того, как соотносятся доля ответственности Бога и доля ответственности человека в осуществлении цели провидения восстановления.


Группа: Участники
Сообщений: 6
Добавлено: 14-01-2007 14:47
Очень немногие доктрины вызывают столько споров и противоречивых толков, как учение о предопределении. Это действительно сложная доктрина, и ее следует рассматривать с большой осторожностью. Тем не менее это библейское учение, и потому его нужно внимательно исследовать, чтобы правильно понять. Игнорировать его нельзя.

Собственно, в каждой христианской церкви в той или иной форме существует учение о предопределении. Обойти его невозможно, поскольку данная концепция ясно и подробно изложена в Священном Писании. Однако церкви не могут прийти к согласию и иногда сильно расходятся во мнениях относительно значения этого понятия. Позиция методистов отличается от позиции лютеран, а пресвитериане не согласны с ними обоими. Но несмотря на расхождение во взглядах представители каждого направления пытаются вникнуть в эту сложную доктрину.

Суть учения о предопределении сводится к тому, что наша окончательная судьба, вопрос о том, будем ли мы пребывать в аду или в раю, решается Богом не только прежде, чем мы туда попадем, но и прежде, чем мы появляемся на свет. Эта доктрина учит тому, что мы полностью находимся в руках Бога. Можно выразить это иначе: от вечности, задолго до начала нашего существования, Бог решил одних представителей рода человеческого спасти, а другим позволить погибнуть. Бог сделал выбор — Он избрал одних людей к спасению, даровав им вечное блаженство на небесах, а других к погибели, позволив им нести ответственность за последствия своих грехов и отправиться в ад на вечные муки.

Такое понимание предопределения присуще большей части церквей. Но чтобы понять суть этой проблемы, следует задать вопрос: каким образом Бог осуществляет Свой выбор? Согласно нереформатской точке зрения, которой придерживается большая часть христиан, Бог делает этот выбор на основании Своего предвидения. Бог избирает к вечной жизни тех, кто, как Он знает, сделает выбор в Его пользу. Это называется предопределением, основанным на предвидении, поскольку оно основано на том, что Бог заранее знает все человеческие решения или действия.

Реформатская позиция отличается от предыдущей тем, что ее сторонники считают: окончательное решение о том, будем ли мы спасены, остается за Богом, а не за нами. В таком случае Божий выбор основан на Его суверенной воле. Он продиктован не предвидением решений или действий человека. Действительно, сторонники этой позиции считают, что наши решения зависят исключительно от Его суверенной милости.

Согласно реформатскому взгляду, ни один из представителей падшего рода человеческого, предоставленный сам себе, никогда бы не избрал Бога. Падший человек по-прежнему обладает свободой воли и способностью выбирать то, что пожелает. Но вся проблема в том, что мы сами не стремимся к Богу и не выбираем Христа до тех пор, пока не родимся свыше. Вера — это дар, который является результатом возрождения к новой жизни. Только избранные Богом могут с верой откликнуться на призыв Евангелия.

Избранные действительно выбирают Христа, но только потому, что сначала Сам Бог избрал их. Как в случае с Иаковом и Исавом, Богом делает выбор исключительно на основании Своей суверенной воли, а не на основании того, что мы сделали или сделаем. Павел заявляет:

И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего»… <…> Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Рим. 9:10–12, 16

Самая большая трудность в понимании предопределения заключается в том, что Бог не избирает к спасению каждого. Он оставляет за Собой право помиловать тех, кого Он решил помиловать. Некоторые из представителей рода человеческого обретают благодать и милость быть избранными. Остальных Бог просто оставляет в их грехах и проходит мимо. Неизбранные получают по справедливости. Избранные обретают милость. Но никто не может пожаловаться на несправедливость. Бог никого не обязан миловать. Он Сам решает, насколько милостивым Ему быть в том или ином случае. Но обвинять Его в несправедливом отношении к кому бы то ни было нельзя (см.: Рим. 9:14–15).

http://pentecost.ru/books/theology/faithbasic/1020037.html#57

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема
Раздел: 
Мерра / Учения, доктрины, ереси, спорные вопросы / Предопределение...

KXK.RU