Про оружие

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум военно-исторического клуба "Фенрир" / Доспехи и оружие / Про оружие

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Прохожий
Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 15-10-2004 00:54
Расскажите, пожалуйста, как в домашних условиях можно сделать меч и какие материалы и инструменты для этого требуются?

Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Добавлено: 23-11-2004 22:56
Я бы рекомендовал найти рессорную сталь и обратиться нам :)
А вооще можно найти какого-нибудь приятеля с бензорезом - пусть он нагревает рессору(вернее небольшой ее участок) до красна, а затем пара человек активно работает кувалдами(секунд 30) затем снова-нагрев.
После придания рессоре нужной формы работа на точильном круге с крупным зерном(электрическом) затем с мелким зерном.

Так же можно использовать паяльные лампы. Пары штук хватит. Нагрели минуты за 2-3 пятак диаметром в 10-15 см, и в две кувалды - минут 20 на клинок уходит! При хорошей лампе до красна - легко! От дырок избавляемся так: берём болт по диаметру отверстия и отпиливаем от него кусок, на 5-6 мм больше чем толщина рессоры. Берём паяльные лампы и докрасна раскаляем отверстие на рессоре и кусок болта. Потом всё это быстро на наковальню, но не в коем случае сразу не расклёпываем. Пару ударов по клёпке (болту), затем переворачиваем рессору и тоже пару ударов, и только потом раскатываете эту клёпку со всей дури молотком. Обычно получается так, что с одной стороны рессоры почти невидно клёпки, а с другой стороны небольшой наклёп, который легко сдирается на наждаке.

Вот статья о изготовлении ножа. По этому же принципу несложно изготовить и меч.
http://hedinsey.narod.ru/kuzny/nozh.htm
Вот статья, правда на ангельском языке:
http://www.tournamentproductions.org/documents/warsword.html

А это просто для ознакомления.
http://www.rusglobus.net/zlatoust/lib/magnum.htm

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 47
Добавлено: 24-11-2004 04:09
сер Малдор, не могли бы вы выложить сдесь пару ссылок на сайты в которых более менее описываются виды клинков, ефесов и прочего, желательно с ФОТО!!!!

Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Добавлено: 24-11-2004 13:35
Разумеется.

Общеознакомительная классифиация
http://knife.kazan.ws/cgi-bin/guide.pl?action=article&id_razdel=6144&id_article=10431

Общеознакомительная классифиация японских мечей
http://clubjapan.narod.ru/info/article/sword1.htm

Классификация европейских мечей.
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=5&contentid=198

И еще с Тоже Города, вес оружия:
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=5&contentid=34

И вот еще пара статей:

Меч
Современные учёные подразделяют мечи IX – XI веков, найденные на территории Древней Руси, почти на два десятка типов с подтипами. Однако различия между ними сводятся в основном к вариациям в размерах и форме рукояти, клинки же практически однотипны. Средняя длина клинка составляла около 95 см. Известен только один «богатырский» меч длиной 126 см, но это – исключение. Его в самом деле нашли вместе с останками человека, обладавшего статью богатыря. Ширина клинка у рукояти 7 см, к концу он плавно сужался.
Особое внимание хочется обратить на закруглённый кончик меча. В IX – XI веках меч был чисто рубящим оружием и для колющих ударов вовсе не предназначался. Об этом иногда забывают авторы, которые заставляют своих героев, викингов или славян, сплошь и рядом пронзать кого-то мечами. Если это и делали, то большей частью в безвыходной ситуации, когда отчаяние придаёт сил.
Как же изготавливали наши предки клинки своих мечей, которые в X веке вывозились на Восток и там пользовались исключительной популярностью, поскольку их, по словам мусульманского автора тех времён, можно было «сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение»?
Говоря о холодном оружии из высококачественной стали, мы привычно оглядываемся на арабский Восток. Всем знакомы слова «булат» и «дамасская сталь». Однако в эпоху викингов исламские мечи не ввозили в Европу, ибо они значительно уступали местным по качеству. Замечательную сталь делали несколько дальше, в Персии и Индии. Как пишут историки, название древнего царства Пулуади, занимавшего часть территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древнейших времён выделывали железо, дало персидское слово «пулад» (сталь), которое в устах наших предков и превратилось в «булат».
Вообще сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном с углеродом. Булат – сорт стали, издревле славившийся удивительными свойствами, трудно сочетаемыми в одном веществе. Булатный клинок был способен, не тупясь, рубить железо и даже сталь: это подразумевает высокую твёрдость. В то же время он не ломался, даже будучи согнут в кольцо. Как выяснили учёные-металлурги, противоречивые свойства булата объясняются высоким (более одного процента) содержанием углерода и в особенности его неоднородным распределением в металле. Достигалось это путём медленного охлаждения расплава железа с минералом графитом – природным источником чистого углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению, и на его поверхности проявлялся характерный узор – волнисто извивающиеся, прихотливые светлые полоски по тёмному фону. Фон получался тёмно-серым, золотисто- или красновато-бурым и чёрным. По мнению некоторых языковедов, именно этому чёрному фону мы и обязаны древнерусским синонимом булата – словом «харалуг»: его сопоставляют с тюркским «каралук» - «чёрная сталь». Другие учёные, впрочем, приводят название афганского племени (карлук, харлук, харлуж), которое славилось изготовлением стальных клинков.
Булатный узор бывал белым или светло-серым, матовым или блестящим. Булат с чёрным фоном считался более хрупким, знатоки предпочитали золотисто-бурый фон. Различались сорта булата и по виду узора. Крупный (признак высшего качества) узор достигал 10 – 12 мм, меньше ценился средний – 4-6 мм, ещё меньше – мелкий, 1-2 мм.
Играл свою роль и рисунок узора. «Полосатый» состоял из прямых, почти параллельных линий: такой булат считался низкосортным. Когда среди линий попадались изогнутые, булат стоил дороже и назывался «струйчатым». Ещё лучше был «волнистый» узор из сплошных изогнутых линий. Если они сплетались в пряди, это был «сетчатый» узор, ценившийся очень высоко. Но лучше всех был «коленчатый» булат. Узор на таком клинке располагался прядями, как на «сетчатом», только в виде поперечных поясков-«коленец», повторявшихся по всей длине клинка.
На высших сортах персидских и индийских булатов отчётливо виден белый «коленчатый» узор – повторяющиеся грозди, клубки, мотки и пряди волокон по тёмно-бурому с золотистым отливом фону. Когда же рисунок узора напоминал человеческую фигуру – мечу вообще не было цены.
По отзывам среднеазиатских авторов X-XI веков, литая булатная сталь боялась лишь одного – лютых северных морозов, делавших её хрупкой. Так или иначе, подобных мечей той эпохи в Европе не найдено ни одного. Однако булат с похожими свойствами делали и здесь. Только не литой, а «сварочный».
Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, западноевропейские и славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое.
Часто полосы сварочного булата («дамаска») составляли основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: её предварительно подвергали так называемой цементации – нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твёрдость. Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно.
Специалисты подчёркивают, что сварка железа и стали – сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX-XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только «умели изготавливать простые железные предметы», как полагали норманисты!
Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривлённым после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие. В Западной Европе ещё пускали комок шерсти плыть по течению речки на подставленный клинок – сложнейшее испытание для меча.
Не всякий воин обладал мечом, - это было в первую очередь оружие профессионала. Но и не каждый обладатель меча мог похвастаться великолепным и чудовищно дорогим «харалужным» клинком. У большинства мечи были попроще.
В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI-начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1кг) и тоньше. В XII – XIII веках, по мере усиления воинского доспеха, клинок снова вытягивается в длину (до 120 см) и утяжеляется (до 2 кг). Становится длиннее и рукоять: так появились на свет двуручные мечи. Мечами XII-XIII веков по-прежнему большей частью рубили, но ими можно было и колоть. Такой удар впервые упоминается в летописи под 1255 годом.
Приготовление качественного металла и ковка клинка требовали массу времени, сил и искусства. К тому же необходимой частью «технологического процесса» были молитвы, заговоры и заклинания: работа кузнеца, впрочем, как и любого ремесленника древности, оказывалась своего рода священнодействием. (Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, размеренно произносимые заговоры и молитвы ещё и помогали поддерживать нужный ритм технологического процесса.) Изготовление новой вещи, в особенности сложной, означало для древнего человека участие в Сотворении Мира – дело, требовавшее помощи свыше.
Понятно, что меч, родившийся при таких обстоятельствах, никак не мог быть «просто железкой». Это было живое, разумное существо. Более того, он был своего рода личностью.
Избрав себе хозяина, меч верно служит ему до смертного часа. Или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели, если не хуже.
Наши предки клялись своими мечами: предполагалось, что справедливый меч не станет слушаться клятвопреступника, а то и покарает его.

Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Добавлено: 24-11-2004 13:37
Мечи пяти традиций. Про японские мечи

Ямасиро

Первый кузнец, работавший в Киото в провинции Ямасиро, чье имя нам известно, - Сандзё Мунэтика. Его тати, подписанные Сандзё (от названия улицы в Киото где он жил) или Мунэтика, датированы в основном 10-м веком. Эти мечи имеют глубокий изгиб вблизи рукояти (косидзори) и значительное превышение ширины клинка у рукояти над шириной клинка у вершины (фумбари). Сама вершина (киссаки) маленькая, структура волокон стали – мелкая итамэ, линия закалки иногда типа ко-мидарэ и состоит из ниои и ниэ, встречается двойное (нидю-ха) и даже тройное (сандзю-ха) лезвие.

Далее следует отметить очень важную школу Аватагути (от названия района в Киото). Кунитомо (конец 12 - начало 13 веков) был одним из лидеров этой школы. Его тати схожи с мечами Мунэтика, но узор закаленного лезвия (хамон) обычно прямая (сугуха) с элементами ко-мидарэ (мелкий беспорядок). Другой достойный кузнец этой школы, один из лучших мастеров вообще, Тосиро Ёсимицу, известен своими плоскими (хирадзукури) прямыми и чуть вогнутыми (утидзори) кинжалами со сталью типа ко-итамэ и узором лезвия типа сугуха, с длинными хвостовиками с овальным концом (куридзири) и умеренно наклоненной насечкой напильником (каттэ-сагари).

Третья группа из Ямасиро – школа Рай. Клинки ее основателя, кузнеца Куниюки, жившего в 13-м веке, широкие и узкие тати с закалкой ко-мидарэ или тёдзи (бутоны гвоздик) с зернами ниэ и ниои, структура стали – итамэ. Позднее. В работах Рай Кунимицу (начало 14-го века) как итог влияния традиции ковки из провинции Сагами, появился узор закаленного лезвия гономэ.
Сагами

Иначе называемая традиция Сосю появилась благодаря покровительству военных правителей (сёгунов) из Камакура вблизи современного Токио. Начало было положено в 1249 году, когда Аватагути Куницуна из Ямасиро прибыл в Камакура и выковал тати для регента Ходзё Токиёри. Сын этого кузнеца, Синтого Кунимицу был учителем будущего мастера Юкимицу и великого и непревзойденного Масамунэ, который прославил школу Сагами и считается самым лучшим кузнецом. Для традиции Сосю характерны как мечи так и прямые ил утидзори кинжалы, длина обычно 24-28 см. Структура стали очень изящная, плотная итамэ, узоры лезвия разнообразные. У Масамунэ обычно узор типа мидарэ-ха, обильно насыщенный ниэ.
Бидзэн

Расположенная на побережье Внутреннего моря эта провинция в те далекие времена была центром выработки железа. С конца периода Хэйан вплоть до губительного наводнения реки Ёсииё в конце 16 века район вокруг поселения Осафунэ был, пожалуй. Самым плодовитым на клинки во всей Японии. Внутри так называемой школы Ко-Бидзэн (Старый Бидзэн), объединяющей всех мастеров 10-12 веков есть три великих имени – Томонари, Масацунэ и Канэхира. Их тати тонкие, с резко выраженным изгибом косидзори, с маленьких размеров вершиной (ко-киссаки), структура стали итамэ или ко-итамэ, узор закаленного лезвия в основном ко-мидарэ в сочетании с тёдзи и гономэ с обилием ниэ.

В 13-м веке стиль Хэйан был развит школой Итимондзи, основанной мастером Норимунэ, и школой Осафунэ, но впоследствии клинки стали шире, вершины крупнее, что могло быть связано со спецификой плотных кожаных доспехов монголов. В работах Осафунэ изгиб клинка типа косидзори сменился равномерным изгибом по всей длине (ториидзори), в 14 веке тати несколько удлинились и стали более широкими, влияние традиции Сагами стало заметно, особенно в узоре закаленного лезвия (хамон) – это узоры нотарэ и о-мидарэ. В период Муромати вначале делались изящные тати с хамон гономэ-тёдзи, но ажиотажный спрос на мечи в начале15 века вплоть до конца 16 века сделал провинцию Бидзэн (вместе с провинцией Мино) крупнейшим центром массового изготовления оружия не только для внутреннего применения, но и для экспорта в Китай. Изготавливались многочисленные клинки на любой вкус согласно запросам многочисленных заказчиков.
Ямато

Это самая древняя традиция из всех, когда эта провинция стала политическим центром Японии, что произошло аж в 4 веке нашей эры. Тогда еще использовались китайские технологии обработки железа. Полулегендарный кузнец Амакуни, называемый Отцом японского меча, был родом, по-видимому, из Ямато и жил в 8 веке, хотя сегодня все это не считается совершенно достоверным. О чертах мечей Ямато до 12 века можно лишь догадываться, но в период Камакура картина прояснилась. Это мечи с выраженным продольным ребром (синоги), со структурой стали масамэ или итамэ, узор лезвия чаще всего сугуха с использованием ниэ, встречается сочетание сугуха с мидарэ. В отличие от традиций Бидзэн и Ямасиро почти не встречается закалка тёдзи. Как правило, исключительно яркие и насыщенные зернами ниэ закалки традиции Сагами здесь не встречаются. В основном мы имеем дело со сдержанным консервативным и спокойным стилем.

История производства оружия в Ямато подразумевает тесную связь оружейников со старыми храмами Нара и другими, чьи монахи участвовали в военных действиях, что распространилось и на монахов в других провинциях. Мечи Нара в период Камакура стали известны по всей Японии. Среди значительных школ ковки в Ямато школа Тэгаи замечательна тем, все ее члены, включая мастера Канэудзи, в самом конце периода Камакура переселились в селение Сидзу в провинции Мино, и там возникла традиция Мино.
Мино

Канэудзи делал тати умеренной толщины с вершинами умеренных размеров, на хвостовиках нанесены насечки напильником с небольшим наклоном (каттэ-сагари), сами хвостовики резко обрезаны чуть наискось (кири). Это похоже на работы традиции Сагами, ведь Канэудзи учился у Масамунэ.

Черты клинков Канэудзи впоследствии стали чертами стиля Мино – структура стали сочетает итамэ и масамэ, состоящие из ниэ, наличие дзи-ниэ и тикэй в дзи, узор лезвия типа ко-мидарэ с небольшим количеством гономэ (взято из Ямато) или нотарэ (взято от Масамунэ). В области закаленного лезвия видны структуры сунагаси и хакикакэ.

Внутри традиции Мино было семь школ, из которых выделяются ясными отличительными особенностями, особенно использованием узора лезвия типа сугуха, школы Ёсисада и Канэёси (конец 14 - начало 15 веков).

В период Муромати самыми мощными центрами по изготовлению мечей были Осафунэ в Бидзэн и Сэки в Мино. Массово изготавливаемым в Сэки мечам недоставало индивидуальности, но не в той степени как мечам Осафунэ. Несколько кузнецов, вернее групп кузнецов, стоящих за подписями типа Канэсада и Канэмото, использовали выразительные узоры лезвия, например санбонсуги. Выразительность хамон со временем стала яркой чертой, что выделяло многих кузнецов в начале периода Эдо.

На практике, большинство новых школ, появившихся в период Момояма и начале периода Эдо, происходили из Мино.


Сомнительная исключительность самураев и японских мечей.

Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень и железо, и при этом не тупятся и не ломаются. Еще бы! Если судить по дешевым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь где-нибудь на задворкам Бронкса. Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее… Как ни старайся, а законы природы пока не удалось никому изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения. Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!

Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием. Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гон-Конгом, все могло быть иначе. Я считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть воспеты не менее помпезно. А чем хуже русские казаки, мадьяры …Я отвлекся, но, будучи сам увлечен японскими мечами, вижу распространенное наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.

Большая группа иллюзий в отношении японского меча вызвана катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. Чтобы понять феномен японского меча, столь важного элемента духовного мира японцев, желательно потратить много времени на изучение столь далекой для европейца восточной культуры, познакомиться с основами японского языка, иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма, конфуцианства, пройти курс молодого бойца в школе кэндо, провести месяц в Японии, желательно вне Токио, а также получить представление о чайной церемонии, японской поэзии и живописи. Очень уж сложно это выполнить, но проблема в том, что Восток очень далек от западного сознания и требуется реальное погружение в восточную культуру, чтобы можно было прийти к чему-то существенному. Вот поэтому столь живучи на Западе иллюзии в отношении многих аспектов восточной жизни.

Не следует восхищаться самураями, лишь посмотрев фильм «Семь самураев» Акира Куросава. Фильм во всех отношениях выдающийся, но снят он был много лет назад, когда и в кино Советского Союза и в мировом кинематографе властвовали предельно положительные герои, побеждавшие откровенное зло. Время было такое! На самом деле в истории средневековой Японии столько измен, подлости, мздоимстава, казнокрадства, что тюрьмы у них никогда не переводились. Судите сами. Сёгунат Асикага возник в результате предательства, сёгунат Токугава – аналогично. Причем, если Асикага Такаудзи лишь совершил измену единожды, то Токугава Иэясу, присягнув на верность совсем юному сыну правителя Тоётоми Хидэёси и письменно подтвердив это, то впоследствии утопил в крови всех, кто этой клятве остался верен. Именно эти правители и им подобные, чрезвычайно заинтересованные в преданности подчиненных, чего так не хватало, насаждали в среде воинов культ чести, одним из элементов которого была преданность господину. Выдвину неожиданное предположение о причинах подобного хода истории. Японцы не были христианами, не клялись на Христе, не имели схожей с европейскими народами шкалы моральных ценностей. И сегодня в Японии говорят, что делать плохие поступки нельзя, но если никто не видит и не узнает, то можно. Вот такая темная сторона их общественной морали. А еще в японском обществе важно добиться успеха и быть признанным, оцененным, чтобы обращались на «сэнсэй».



Если я буду так продолжать, то приду к заключению, что «цель оправдывает средства», и буду недалек от истины. Мои не столь детализированные знания истории европейских народов все же позволяют мне считать, что предательства в политике и измены на поле боя не были в средневековой Европе распространены столь сильно, как на Востоке, и Дальнем то же. Почитайте лишь названия китайских стратагем (руководств к выживанию): «Убить чужим ножом», «Грабить во время пожара», «На востоке поднимать шум, нападать на западе», «Скрывать за улыбкой кинжал», «Сманить тигра с горы в долину» и другие. Во всем этом присутствует изощренное коварство, граничащее с подлостью, но местная религия не видит в этом предосудительного, или не имеет веса (уж если буддистские монахи были солдатами и проливали кровь своих многочисленных врагов…). Японцы, во всем копировавшие китайские обычаи и нравы, и, как считал японист В.М. Мендрин, изуродовавшие китайскую культуру, воспринимали подобную логику на ура. Как известно, больше всего кричит «пожар» тот, кто поджег, и о морали говорит тот, кто не в силах обуздать свою похоть, так и с понятием верности вассала сюзерену японцы демонстрируют свое несовершенство… Хотя если почитать Басё и Мурасаки Сикибу, то люди они все тонкие и деликатные. Короче, Восток – дело тонкое,Петруха!



Теперь поговорим непосредственно о японских мечах. Мне довелось видеть их не один десяток, и среди них встречались выдающиеся экземпляры как с позиции значимости в истории этого искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции почтительного отношения к возрасту изделий, которым не одна и не три сотни лет. Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть – вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Это мне понравилось, потому что так и должно быть по природе вещей, а из возраста сказок я давно вышел. Еще я нашел информацию, что полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье - нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.



Поговорим о японских кузнецах, чье творчество окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику которых обнаружить подчас невозможно. Например, говорят, что ковали эти кузнецы один клинок по пять лет. Поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жены, чтобы прокормить ораву детишек (умирали они в средневековой Японии очень часто)? Значит их мечи были очень дорогие. Значит самураи были очень богатые. Самураев было много (богатых самураев), всем им надо было по два меча, значит кузнецов было очень много. В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего перечисленного. В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы, искали покровительства у влиятельных персон и работали на своих покровителей день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и не содержал армию кузнецов, работавших столь медленно. Да и работать над клинком пять лет невозможно – «уморишь» сталь, выгорит из нее весь углерод, кочерга получится, и кто хоть капельку разбирается в материаловедении, согласится со мной. Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много. На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких. Правда, качество от всей этой спешки падает, что и имело место регулярно. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!

Теперь – о рубке железных оград и каменных столбиков. Действительно, есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечем ствол пулемета, говорят что кузнец Котэцу мечем отколол кусок каменного столба, что кузнец перерубил мечем железную цепь на дверях храма. Эти исключения лишь подтверждают правило, что это нетипичные явления. А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч, а в случае выдающихся мечей – рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов. Ствол же пулемета перерубили для поднятия воинского духа солдат, которые этот фильм смотрели, а мне очень хочется знать, что стало с лезвием того меча. А еще здесь уместно упомянуть следующее – хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку предпочитали перепоручать специалистам. Это как боксер – на кулаках дерется, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.







Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности.

Перейдем к декору японских мечей. Менее прочных оправ клинков я просто не знаю! Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются. Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию. Но больше всего меня удивляет манера оплетения рукоятей шелковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь – многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть на себя, как эта труха рвется. Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. То же было и с ножнами, которые делались неоднократно. Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа, - пришел и посмотрел, вот они, лежат под стеклом, рукояти, изящно обвиты серебряными косичками когда-то в Венеции или Милане. Так и лежат сегодня.

Кстати, не могу удержаться от критики японского доспеха – в его многочисленных щелях, зазорах и швах плодилось так много кровососущих насекомых! Еще Ода Нобунага в 16 веке предпочел надеть европейскую кирасу, а впоследствии европейский доспех японцы широко использовали.

Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба? Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше… А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы. С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные обьединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки. Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение – все говорят, но никто не подтвердил, что это есть.



Большое поле для критики предоставляют рассуждения о мистике в ковке мечей. Тут присутствуют и сложные обряды, и амулеты, и запреты и многое другое. Методики типа «ковка на северном склоне лысой горы ранней весной в полнолуние месяца кролика после третьего крика беременной кукушки с последующей закалкой в крови двухлетнего медведя-девственника с голубыми глазами» производят сильное впечатление на западных любителей восточной экзотики. Не знаю, как часто в Японии встречаются медведи с голубыми глазами, но кукушки там точно есть, как и амулеты кузнецов, с помощью которых последние настраивались на особый лад. Этой цели служило и половое воздержание. Кстати, если ковать один клинок по пять или хотя бы по одному году, и соблюдать целибат – это разве жизнь!?

Слава Богу, Японию обошла стороной слава закалки клинка в теле раба или свиньи. Рабов в Японии не было, а свиньи были, но ни одна порядочная хрюшка не позволила бы засовывать себе под хвост раскаленный клинок, и брыкалась бы до последнего вздоха, а клинок должен был получиться ну очень кривой. Но это уже к бредовым измышлениям европейцев относительно традиции оружейной ковки на Ближнем Востоке.

по материалам книги "История Японского меча". автор Андрей Баженов

частый гость
Группа: Участники
Сообщений: 47
Добавлено: 25-11-2004 00:40
ОГРОМНОЕ С П А С И Б О!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Шпиён
Группа: Резидентура
Сообщений: 84
Добавлено: 27-11-2004 00:05
НУ ребята вы даете... эт не на форуме обсуждать надо! тут надо флудить, ругаться, кидать понты и поливать друг друга грязью

Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Добавлено: 27-11-2004 11:46
Ненавижу тебя Шарк!!! :)

Шпиён
Группа: Резидентура
Сообщений: 84
Добавлено: 29-11-2004 00:54
Я эт к чему. Просто такие трактаты на форумах это занатто! Кто прочитал хотя бы полоовину просьба отметиться!

Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Добавлено: 29-11-2004 02:05
Кому нужна информация, тот прочтет (я, например, на Тоже городе и не такие трактаты читал если тема интересовала). А остальным и читать не нужно. Воут?

Прохожий
Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 29-11-2004 21:08
Спасибо, ребята, за подробную информацию. Помогли ну очень-очень ;-)

Шпиён
Группа: Резидентура
Сообщений: 84
Добавлено: 30-11-2004 01:07
Значит я адин такой...

Прохожий
Группа: Участники
Сообщений: 4
Добавлено: 28-11-2009 20:09
Благодарю за хорошие стотейки и сылки

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум военно-исторического клуба "Фенрир" / Доспехи и оружие / Про оружие

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU