и музыка звучащая...

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства / Общий / и музыка звучащая...

Страницы: 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 11-05-2007 09:47
Но об этом завтра. Поскольку в этом мире случайностей нет, в чем я полностью согласна с Б.Г. и все закономерно вытекает одно из другого, то поводом к размышлению о скульпторе явились билеты на концерт "Музыкалии для Пинзеля" в рамках фестиваля "Виртуозы", плавно перетекшего из предыдущего "Флюгеры Львова", и информация, впервые услышанная, что 2007 год объявлен годом Пинзеля. А пока возможность рассказать о том, что кому ближе.

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 11-05-2007 12:15
Мои композиторы и ,соотвественно, музыка - Это Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина и, вообще, я люблю гобой. Эта музыка сотрясает во мне то, о чём я переживаю в жизни. Видимо и Бах и Моцарт и Гайдн отвлечённо можно слушать и не погружаться глубоко. А вот Шостакович и Прокофьев меня не заставит во время исполнения делать что- то посторонее , а переживать ощущения которые разум воспринимает по - своему

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 12-05-2007 22:24
Прокофьев нравится очень, но хотелось бы изучить так, чтобы напевать по одному названию любую часть, а это, увы....
Шнитке по настроению. Да и остальные, и еще Малер, Рахманинов, Глюк и тд и тп. Прибавлять можно, отнимать - нет)

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 12-05-2007 22:26
Немного о концерте. Флейта и клавесин, Вивальди, Корелли, Березовский (не тот) и як то у нас звучит – табулятуры 16-17 веков, Львовские, польские. Атмосфера холодного готического органного зала – вообще-то, поздняя готика и немножко ренессанса, и испорчен даже не реставрацией – внутренним бесвкусным ремонтом, но сейчас это неважно (Вот и прелести отдельных тем, как быть, если музыка со скульптурой переплетается, и вообще архитектура – это застывшая музыка)) Да и, кстати, органный зал расположен в костеле Марии-Магдалены, и на фасаде опять таки Пинзель, после концерта мной осмотренный.
Сам по себе клавесин инструмент настолько – вещь в себе, что исполнитель там не играет такой роли, как в фортепьяно, из-за специфики звучания. То есть, экспрессия пианиста к звучанию клавесина ни добавит, ни отнимет(это только мое, личное мнение, возможно, оно ошибочно, и сказанное не исключает необходимости мастерства) Но настроение, создаваемое этой музыкой, безусловно светской, вызывает в воображении залы замков, народные танцы, карнавалы, особенно испанско-португальские композиторы и названия – фанданго, фолья, что в дословном переводе – безумство, и исполнялось под конец карнавала, когда – ахтунг – основным безумством было переодевание мужчин в женские наряды))
А флейта – инструмент действительно волшебный. Простенькая такая дудочка, а музыка летает в воздухе.
Еще иногда имела место какая-то специфическая трещотка, управляемая ногой.
Время от времени сбоку из-за колонны появлялась голова обычной слушательницы, на пышных рыжих волосах не то обруч, не то повязка, и профиль – чистый Боттичелли. Под конец она незаметно куда-то исчезла, и я подумала – привиделось)
И возникала сцена из фильма Елизавета, когда Кейт Бланшетт желала танцевать с возлюбленным и приказывала – музыканты, вольту.
Флейтистка львовская, Божена Корчинская, клавесинистка – профессор Национальной Музыкальной академии им.Чайковского Светлана Шабалтина, пропагандистка и исследовательница клавесиновой музыки, не так давно записавшая найденные в архивах Кракова сонаты для клавесина Березовского.( В моих архивах имеется)))))))
По ассоциации я вспомнила вашу пластинку камерной музыки с Перголези, Скориком и прочими, которую слушала до последнего дня работы последнего проигрывателя))

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 12-05-2007 22:28
Попутно маленькое воспоминание в связи с табулатурами – это вообще буквенная или цифровая запись старинной музыки – в прошлом году на этом же фестивале звучали фрагменты лютневой табулатуры в аутентичном варианте в исполнении швейцарца, фамилию не помню.Попутно отвлекусь на замечание о том, как, к примеру, первый букварь Федорова, кстати, и изданный у нас же, видно, оффшорная зона уже тогда была во Львове, просто лежит в отделе библиотеки, а музыка, найденная в архивах, расшифровывается, популяризируется.
Лютня тоже, как все условно средневековые инструменты, очень камерный и какой-то личный. И как этот швейцарец говорил, многие музыканты путем проб и ошибок ищут свой голос. Как иллюстрация – валторнист Аркадий Шилклопер, о котором я уже отчитывалась, нашел себе альпийский рог, и играет на нем в цельном варианте, и на разных его частях( а части на три он разбирается), в зависимости от необходимого эффекта. Так, я, естественно, отвлеклась.
А лютнист начинал с гитары, но потом понял, что его голос – лютня. В записях, найденных во Львове, есть пьесы, которые невозможно найти ни в каких других сборниках, Поэтому желательно, конечно, непременно издать факсимиле этих нот, и с сохранением всех деталей и цветов.
Несколько сумбурно, но уж простите) Писала, пока страницы открывались, суббота, провайдеры тоже люди.

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 13-05-2007 10:36
Немного о концерте. Флейта и клавесин, Вивальди, Корелли, Березовский (не тот) и як то у нас звучит – табулятуры 16-17 веков, Львовские, польские. Атмосфера холодного готического органного зала – вообще-то, поздняя готика и немножко ренессанса, и испорчен даже не реставрацией – внутренним бесвкусным ремонтом, но сейчас это неважно (Вот и прелести отдельных тем, как быть, если музыка со скульптурой переплетается, и вообще архитектура – это застывшая музыка)) Да и, кстати, органный зал расположен в костеле Марии-Магдалены, и на фасаде опять таки Пинзель, после концерта мной осмотренный.
Сам по себе клавесин инструмент настолько – вещь в себе, что исполнитель там не играет такой роли, как в фортепьяно, из-за специфики звучания. То есть, экспрессия пианиста к звучанию клавесина ни добавит, ни отнимет(это только мое, личное мнение, возможно, оно ошибочно, и сказанное не исключает необходимости мастерства) Но настроение, создаваемое этой музыкой, безусловно светской, вызывает в воображении залы замков, народные танцы, карнавалы, особенно испанско-португальские композиторы и названия – фанданго, фолья, что в дословном переводе – безумство, и исполнялось под конец карнавала, когда – ахтунг – основным безумством было переодевание мужчин в женские наряды))
А флейта – инструмент действительно волшебный. Простенькая такая дудочка, а музыка летает в воздухе.
Еще иногда имела место какая-то специфическая трещотка, управляемая ногой.
Время от времени сбоку из-за колонны появлялась голова обычной слушательницы, на пышных рыжих волосах не то обруч, не то повязка, и профиль – чистый Боттичелли. Под конец она незаметно куда-то исчезла, и я подумала – привиделось)
И возникала сцена из фильма Елизавета, когда Кейт Бланшетт желала танцевать с возлюбленным и приказывала – музыканты, вольту.
Флейтистка львовская, Божена Корчинская, клавесинистка – профессор Национальной Музыкальной академии им.Чайковского Светлана Шабалтина, пропагандистка и исследовательница клавесиновой музыки, не так давно записавшая найденные в архивах Кракова сонаты для клавесина Березовского.( В моих архивах имеется)))))))
По ассоциации я вспомнила вашу пластинку камерной музыки с Перголези, Скориком и прочими, которую слушала до последнего дня работы последнего проигрывателя))



Насчёт клавесина согласен. Ассоциаций вызывает много и спать не даёт как Орган ,который слушаешь то ли во сне, то ли он в сон погружает. А что за заезженные мои пластинки.

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 13-05-2007 10:39
Попутно маленькое воспоминание в связи с табулатурами – это вообще буквенная или цифровая запись старинной музыки – в прошлом году на этом же фестивале звучали фрагменты лютневой табулатуры в аутентичном варианте в исполнении швейцарца, фамилию не помню.Попутно отвлекусь на замечание о том, как, к примеру, первый букварь Федорова, кстати, и изданный у нас же, видно, оффшорная зона уже тогда была во Львове, просто лежит в отделе библиотеки, а музыка, найденная в архивах, расшифровывается, популяризируется.
Лютня тоже, как все условно средневековые инструменты, очень камерный и какой-то личный. И как этот швейцарец говорил, многие музыканты путем проб и ошибок ищут свой голос. Как иллюстрация – валторнист Аркадий Шилклопер, о котором я уже отчитывалась, нашел себе альпийский рог, и играет на нем в цельном варианте, и на разных его частях( а части на три он разбирается), в зависимости от необходимого эффекта. Так, я, естественно, отвлеклась.
А лютнист начинал с гитары, но потом понял, что его голос – лютня. В записях, найденных во Львове, есть пьесы, которые невозможно найти ни в каких других сборниках, Поэтому желательно, конечно, непременно издать факсимиле этих нот, и с сохранением всех деталей и цветов.
Несколько сумбурно, но уж простите) Писала, пока страницы открывались, суббота, провайдеры тоже люди.


Интерсно почему пропала старинная музыка? и может всё - таки в инете есть ссылки, где её можно послушать?

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 14-05-2007 17:59
Это в глубоком детстве? тебе повезло ибо я всю фонотеку отдал в театр "Юность".
А по поводу слушания? Почему? Есть много ссылок, где можно послушать музыку и скачать

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:24
Немного теории - и возможность бескомпомиссно определить свой тип))

Теодор Адорно.
Типы отношения к музыке

Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой. Такое познание требует по своему существу обширнейших эмпирических исследований, на плодотворность которых можно, однако, рассчитывать только тогда, когда проблемы уже в теории образуют определенную структуру, когда известно, что релевантно и что, собственно, требуется узнать. Только тогда исследование не будет простым набором ничего не говорящих фактов. Этому скорее будет способствовать конкретная постановка вопросов, чем общие рассуждения о музыке и обществе.

Поэтому я начну с теоретического установления определенных типов слушания музыки в условиях современного общества. При этом нельзя просто абстрагироваться от ситуаций прошлого, иначе станет неясным все характерное именно для наших дней. С другой стороны, как и во многих отделах экономической социологии, здесь нехватает надежных и сопоставимых данных, относящихся к прошлому. Отсутствием их охотно пользуются в научных дискуссиях для того, чтобы лишить острия критику существующего, ссылаясь на то, что и раньше, видимо, дело обстояло не лучше. Чем больше исследование ограничивается констатацией имеющихся данных и чем меньше внимания оно обращает на ту динамику развития, в которую они вплетены, тем более апологетическим оно становится, тем более оно склоняется к тому, чтобы данное состояние, данный уровень считать реальностью в высшей инстанции и вдвойне признать его право на существование.

Так, утверждают, например, что средства массового механического воспроизведения музыки впервые донесли музыку до бесчисленного множества людей и потому, по абстрактным понятиям статистики, средний уровень слушателей музыки повысился. Сегодня я не хочу касаться этого злосчастного комплекса идей: невозмутимая убежденность в прогрессе культуры и консервативная иеремиада по поводу ее опошления достойны друг друга.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:25
Первый тип — тип эксперта, можно определить через совершенно адекватное слушание. Эксперт — это вполне сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет в том, что слышит. Кто, например, впервые встретившись с таким свободно построенным и лишенным осязаемых архитектонических опор произведением, как вторая часть Струнного трио Веберна, сумеет назвать ее составные части, тот уже удовлетворит — по крайней мере, здесь — предъявляемым к этому типу требованиям. Спонтанно следуя за течением самой сложной музыки, он все следующие друг за другом моменты — прошлого, настоящего и будущего — соединяет в своем слухе так, что в итоге выкристаллизовывается смысловая связь. Он отчетливо воспринимает все усложнения и хитросплетения данного момента, т.е. сложную гармонию и многоголосие. Вполне адекватное слушание музыки можно обозначить как структурное слушание. Его горизонт — конкретная музыкальная логика: слушатель понимает то, что воспринимает в логических связях — в связях причинных, хотя и не в буквальном смысле слова. Эта логика заключена в технике;

если слух думает вместе с музыкой, то отдельные элементы услышанного обычно сразу же бывают ясны и как моменты технические — в технических категориях существенным образом раскрывается смысловая связь целого.

Этот тип сегодня, вероятно, ограничен кругом профессиональных музыкантов, хотя не все из них удовлетворят таким критериям, а многие исполнители, скорее, станут противиться им. Количественно этот тип крайне малочислен; он отмечает крайнее значение для целого ряда типов, постепенно удаляющихся от него. Следует быть осторожным и не спешить объяснять привилегию профессионалов этого типа общественным процессом отчуждения объективного духа от индивида на позднем этапе развития буржуазного общества и тем самым дискредитировать сам этот тип. С тех пор как известны высказывания творцов музыки, они признают способность вполне понимать свои работы только за себе подобными. Дальнейшее усложнение композиции, должно быть, еще больше сузит круг вполне компетентных слушателей, по крайней мере относительно: по сравнению с растущим числом вообще слушающих музыку.


Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:26
Но тот, кто при существующих условиях хотел бы превратить всех слушателей в экспертов, вел бы себя негуманно и утопично. Та сила принуждения, которую вынужден испытать слушатель со стороны интегральной структуры произведения, несовместима не только с условиями его существования и уровнем непрофессионального музыкального образования, но и с индивидуальной свободой. Это оправдывает наряду с типом эксперта и существование типа хорошего слушателя. Последний тоже слышит не только отдельные музыкальные детали, он спонтанно образует связи, высказывает обоснованные суждения — судит не только по категориям престижа или произволу вкуса. Но он не осознает — или не вполне осознает — структурных импликаций целого. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, — ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе, — неосознанно владея имманентной музыкальной логикой. Этот тип имеют в виду, когда говорят о музыкальном человеке, если при этом вообще вспоминают о способности непосредственного и осмысленного следования за музыкой и не ограничиваются только тем, что некто “любит” музыку.

Такого рода музыкальность исторически нуждалась в определенной гомогенности музыкальной культуры и помимо этого в некоторой замкнутости вполне определенных групп, реагирующих на произведения искусства. Нечто подобное сохранилось вплоть до XIX в. в придворных и аристократических кружках. В свое время Шопен хотя и жаловался в одном из писем на рассеянный образ жизни высшего света, но при этом признавал за ним понимание музыки в собственном смысле слова и упрекал буржуазию за то, что той нравится лишь внешний блеск и эстрадная виртуозность, теперь сказали бы “show”. У Пруста есть образы, относящиеся к этому типу, в окружении Германтов. Как, например, барон Шарлюс10. Можно предполагать, что хороший слушатель встречается теперь все реже (в условиях безудержного обуржуазивания общества и победы менового принципа, но опять же относительно, поскольку абсолютное число слушателей растет) или даже близок к тому, чтобы исчезнуть совсем. Намечается поляризация по крайним точкам типологии: тенденция такова, что сегодня всякий или понимает все, или не понимает ничего.

Долю вины за это несет, разумеется, и упадок музыкальной инициативы непрофессионалов под давлением средств массовой коммуникации и механического репродуцирования музыки. У любителя несколько больше шансов выжить там, где сохранились остатки аристократического общества, как в Вене. В среде мелкой буржуазии этот тип вряд ли уже вообще встретится, кроме, может быть, полемически настроенных индивидов, которые уже сближаются с типом эксперта, — с последними хорошие слушатели прежде находились, кстати сказать, в лучших отношениях, чем теперь так называемые образованные люди — с передовым творчеством.




Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:28
С социологической точки зрения наследником этого типа стал третий тип, собственно буржуазный, имеющий важнейшее значение в среде посетителей оперы и концертов. Его можно назвать образованным слушателем — потребителем культуры. Он много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, он хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе: такое attitude* простирается от глубокого чувства долга до вульгарного снобизма. Спонтанное, непосредственное отношение к музыке, способность структурного слушания субституируются нагромождением знаний о музыке, особенно биографических сведений и сравнительных достоинств исполнителей, о каковых ведутся многочасовые пустые разговоры. Этот тип часто обладает знанием обширной литературы, но выражает это только тем, что насвистывает темы известных и часто повторяемых музыкальных произведений и сразу же узнает услышанную музыку. Развитие музыкального произведения не интересует его, структура его слушания атомарна: этот тип ждет определенного момента, так называемых красивых мелодий, величественных моментов. Его отношение к музыке в целом несет в себе нечто фетишистское. Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара. Он поглощает музыку с такой радостью, с таким удовольствием берет то, что она, по его словам, дает ему, что это явно превышает удовольствие от самого произведения искусства, которое предъявляет ему свои требования.

За два-три поколения до наших дней “потребитель культуры” воображал себя вагнерианцем; теперь он, скорее, склонен бранить Вагнера. Если он идет на концерт скрипача, его интересует то, что он называет “тоном” скрипки, если не сама скрипка, у певца — голос, а у пианиста иногда даже, как настроен рояль. Это — человек, который считает нужным оценить все. Единственно, на что этот тип реагирует непосредственно, инстинктивно, — это “экскорбитантное”, из ряда вон выходящее, так сказать, уже доступное измерению исполнение, например, головоломная виртуозность совсем в стиле идеала “show”. Ему импонирует техника, средство как самоцель, и здесь он не далек от распространенного сегодня массового слушания. И, однако, он враждебен массам, ведет себя как представитель элиты. Его среда — буржуазия средняя, выше средней и с переходами к мелкой; его идеология чаще всего, должно быть, реакционна и в области культуры консервативна. Почти всегда он враждебен новой музыке, если ее характер ясно выражен, — свой высокий уровень хранителя ценностей, человека с тонким вкусом, можно подтвердить ссылками на толпу, негодуя по поводу всех этих “безумных выходок”. Конформизм, склонность к общепринятому в значительной мере определяют социальное лицо этого типа.

Количественно этот тип еще очень незначителен, даже в странах со старой музыкальной традицией, как Германия и Австрия, хотя он включает в себя гораздо больше представителей, чем второй. Но речь идет о ключевой группе. Она оказывает решающее влияние на официальную музыкальную жизнь. Из их числа не только набираются держатели абонементов больших концертных обществ и оперных театров, не только те, кто совершает паломничество к местам торжеств, как Зальцбург или Байрейт, но из них состоят и комитеты, которые утверждают концертные программы и оперный репертуар. Например, комитетские дамы американских филармонических концертов. Именно они направляют тот фетишистский вкус, который не по праву смотрит свысока на вкусы, насаждаемые индустрией культуры. И все большее число музыкальных ценностей, которыми распоряжается этот тип, превращается в товар организованного потребления.

К этому типу примыкает другой, который равным образом руководствуется не отношением к специфической внутренней организации музыки, а своей собственной ментальностью, независимой от объекта. Это тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры, но с другой точки зрения он уходит еще дальше от объекта: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности, которая только и позволяет вообще что-то чувствовать человеку, раз и навсегда погруженному в рациональную машину самосохранения. Такой подход не имеет почти ничего общего со структурой услышанного: функция музыки здесь — это по преимуществу функция высвобождения инстинктов. Музыка прослушивается в соответствии с таким закономерным явлением из области физиологии чувств: если ушибить глаз, возникает ощущение света.

Представители этого типа, действительно, особенно охотно обращаются к чувственной, эмоциональной музыке, например Чайковского; их легко заставить плакать. Переход к типу потребителей культуры постепенен, и в их арсенале тоже редко отсутствует ссылка на “эмоциональные ценности подлинной музыки”. Эмоциональный слушатель менее характерен для Германии (возможно, под влиянием традиции уважительного отношения к музыкальной культуре) и более характерен для англосаксонских стран, где более сильный гнет цивилизации принуждает искать спасения в неподконтрольных внутренних областях чувства; он может играть определенную роль и в странах, где техническое развитие музыки отстало, прежде всего в славянских странах. Как и в музыке, представители этого типа в своем поведении вообще наивны или, по крайней мере, настаивают на своей наивности. Непосредственность реакции подчас сочетается с упорным непониманием самой вещи, на которую он реагирует. Он не желает ничего знать, и потому его в принципе легко направить в ту или иную сторону. Музыкальная индустрия учитывает это в своих планах, например, в Германии и Австрии в жанре “синтезированной” народной песни уже с начала 30-х годов.

Трудно указать социальные корреляты этого типа. Некоторую теплоту чувств за ними нужно признать. Вполне возможно, что он менее ожесточен и самодоволен, чем потребитель культуры, по сравнению с которым он — по понятиям официального вкуса — занимает более низкую ступень. И, однако, к этому типу могут принадлежать как раз однобокие профессионалы, пресловутые tired businessmen*, которые в этой области, не имеющей ровно никаких последствий для их жизни, компенсируют все то, от чего вынуждены отказываться в жизни. Масштабы этого типа:

от людей, у которых музыка, какова бы она ни была, вызывает образные представления и ассоциации, до людей, у которых музыкальное переживание близко к снам наяву, к грезам. Родствен ему слушатель музыки чувственный более узком смысле слова, слушатель, который как гурман наслаждается изолированным звуком. Часто они, возможно, используют музыку как сосуд, куда изливают свои эмоции страха, “свободно текущие”, согласно психоаналитической теории; часто, отождествляя себя с музыкой, они заимствуют в ней эмоции, которых не находят в себе.





Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:30
И препарирование любимого мной джаза и джазфанов.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 15-05-2007 22:31
С недавних пор в журналах рессантиментного направления встречаются рассуждения о джазе. И если джаз долгое время находился на подозрении у этой группы как музыка, несущая разложение, то теперь все больше замечаются симпатии к нему, что, может быть, связано с тем одомашниванием джаза, которое для Америки есть давно уже свершившийся факт и которое в Европе есть только вопрос времени. Тип джазового эксперта и jazzfan'a*, оба не так далеки друг от друга, как хотелось бы думать экспертам, льстящим этим себе, родствен рессантиментному типу своей позой “одобренной ереси”, протестом против официальной культуры, который был уловлен и обезврежен обществом, далее, потребностью в музыкальной спонтанности, выступающей против повторения одной и той же музыки, и, наконец, своим сектантским характером. Всякое критическое слово о джазе в той форме, которая на сегодняшний день почитается как передовая, преследуется этими группами как кощунство, дело рук непосвященных, и это особенно в Германии. Тип рессантиментного слушателя имеет с типом слушателя джаза одну общую черту — отвращение к классически-романтическому идеалу музыки; но последний тип свободен от аскетически-сакральной манеры поведения, как раз все математическое в музыке он высоко ценит, хотя и свел его к шаблонам — “standard devices”. И он иногда адекватно — хотя не всегда — понимает свой предмет, и он причастен к ограниченности рессантиментного слушателя с его реактивностью. Испытывая справедливое отвращение к спекуляции культурой, он предпочел бы заменить эстетическое отношение к искусству технически-спортивным. Себя самого он иногда ложно воспринимает как представителя смелого, авангардистского искусства, тогда как и самые далеко идущие его эксцессы серьезная музыка превзошла более чем за пятьдесят лет до него, доведя их при том до логических выводов. С другой стороны, джаз в самых решающих своих моментах замкнут в самом тесном кругу — это касается и его гармонии (расширенная импрессионистическая гармония), и примитивно-стандартизованной формы.

Безраздельное господство метра, которому повинуются все синкопические ухищрения, неспособность представить музыку как собственно динамику, как нечто развивающееся свободно, придают этому типу особое свойство — связанность путами авторитета. Правда, у него эта связанность предстает, скорее, в форме Эдипова комплекса по Фрейду: он задирает нос перед отцом, чтобы затем покорно склонить перед ним голову — эта покорность внутренне присуща ему. Что касается общественного сознания, то этот тип часто прогрессивен; естественно, что он чаще всего встречается среди молодежи, он взращивается и эксплуатируется бизнесом, рассчитанным на teenager'ов*. Протеста едва ли хватает надолго; у многих остается только покорность — готовность следовать за другими. Среди слушателей джаза нет единства, каждая группа культивирует свою разновидность. Вполне компетентные в технике джаза эксперты презирают орущую толпу почитателей Элвиса Пресли как хулиганов. Но действительно ли между тем, что предпочитает та и другая сторона, как группы крайние, лежат миры, — это следовало бы проверить с помощью музыкального анализа. Даже те, кто отчаянно трудится над тем, чтобы отделить чистый, по их мнению, джаз, от джаза, запятнанного коммерцией, — даже они не могут не включать коммерческих band leaders** в сферу своего почитания.

Джаз связан одной цепью с коммерческой музыкой уже основным своим материалом — шлягером12. Облик джаза определяется еще и дилетантской неспособностью дать отчет о музыке в точных музыкальных терминах — неспособностью, которая напрасно пытается придумать себе рациональное оправдание, ссылаясь на трудность материально запечатлеть “тайну” джазовых иррегулярностей — после того как серьезная музыка уже давно научилась фиксировать в нотах несравненно более сложные отклонения. Отчуждение от санкционированной музыкальной культуры этого типа приводит его к тому, что он отбрасывается в область варварского, первобытного, в область, предшествующую искусству, — это тщетно афишируется как прорыв архаических эмоций. И этот тип количественно, даже если причислить сюда всех тех, кого вожди считают только попутчиками, пока еще скромен, но, возможно, что в будущем он распространится в Германии, слившись с типом рессантиментного слушателя.

Количественно самый значительный из всех типов — это, несомненно, тот, который расценивает музыку как развлечение, и только.

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 16-05-2007 19:37
Прекрасный автор и прекрасная статья

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 16-05-2007 22:45
Я вспомнила еще одного композитора, который меня очень будоражит. Вилла-Лобос с его бразильскими бахианами. Я так долго искала, что, увидев на раскладке, не поверила глазам. И вот, прослушав все, пришла к интересному мнению. Местами он кажется мне гениальным, а местами - на уровне шлягеров. Чтобы быть более точной, из всего, что слышала, дальше буду слушать только бахианы. Интересно, такое разделение возможно ?

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 17-05-2007 18:56
А почему невозможно? Очень приличный композитор

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 19-05-2007 00:28
Что ж так буквально.Но я бы послушала, невзирая на уровень))))
Или спеть, как караоке. Там партия для сопрано хороша.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 21-05-2007 09:56
Колоратура, фиоритура, клавиатура, адвокатура, консерватория, суд, Сибирь. Может, в консерватории что-то поменять ?
Вы хотели музыки. Так запевайте иногда хоть арию королевы ночи. Дочь моя на горшке в младенчестве сидела и пела. Я сообразила не сразу, что это именно и есть одна из сложнейших партий в мировом оперном искусстве. Я сегодня что-то в воспоминания ударилась, простите и одерните, если что не так, но все-таки оживляжик и человеческое лицо)))))

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 21-05-2007 19:13
как сяду на горшок, так спою арию Индийского гостя

Страницы: 1 2 3 4 5 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства / Общий / и музыка звучащая...

KXK.RU