Вернулась молодость (опять про звук)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:     lalka  

Раздел: 
Портативное ретрорадио / / Вернулась молодость (опять про звук)

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 16 17 18 19 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3408
Добавлено: 09-04-2014 18:55
Про слух, что это субъективно, согласен. Однажды были на прослушке разной акустики в магазине. Все обсуждали у какой пары колонок какой звук, и какой правильнее. А мне по звучанию понравились как раз ни те, которые все считали "правильными", а те которые, скажем так, никто не обращал особого внимания. Поэтому я считаю акустику надо выбирать "под себя", а чужое мнение под чужие уши. А насчет предыдущего сообщения, если я не услышал такие искажения, смысл проверять кабели...

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3782
Добавлено: 09-04-2014 19:55
Вы знаете, я как-то раньше скептически относился к тому, что соединить усилитель с колонкой каким-то кабелем что-то значит. Но, видимо, этот ньюанс не учёл. Судя по всему, здесь нет мелочей, поэксперементирую. Есть у меня в загашнике хороший кабель, откопаю, на суд спецам здесь выложу.Не хочу изобретать велосипед, советы не помешают.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 09-04-2014 21:27
Господа. Собрался написать письмо А.М. Лихницкому, полез в интернет чтобы уточнить адрес, а он, оказывается, умер в прошлом году.
Господи, какая потеря. Никак не могу опомниться. Как же так.
Я вырос на его мыслях, идеях. Считаю себя, если не его учеником, то последователем. А вот лично познакомился всего несколько лет назад.
Мир праху его.
Дополнение. Посмотрел в интернете. А там Анатолия Марковича больше хают, чем хвалят. По-моему это несправедливо. Я виделся с ним всего два раза. И во второй раз уже было заметно, что на старости лет у Лихницкого немного "поехала крыша", действительно он постоянно и много жаловался на козни и интриги окружающих, но при этом, сохранял замечательную ясность мышления, и демонстрировал отточенное инженерное чутье. Несмотря на то, что я общался с Лихницким всего несколько часов, я с уверенностью могу предположить, что наверняка Александр Маркович для хорошо знающих его людей был малоприятным человеком. Но он писал прекрасные умные статьи и книги для всех. И из написанного ясно, что у этого человека был большой инженерный талант. А талантливых вечно травят менее одаренные люди. Я надеюсь, что в конце концов хула забудется, а написанное Лихницким будет еще долго служить отличным примером четкости мышления для новых поколений аудиоинженеров.

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3782
Добавлено: 09-04-2014 21:37
Господа. Собрался написать письмо А.М. Лихницкому, полез в интернет чтобы уточнить адрес, а он, оказывается, умер в прошлом году.
Господи, какая потеря. Никак не могу опомниться. Как же так.
Я вырос на его мыслях, идеях. Считаю себя, если не его учеником, то последователем. А вот лично познакомился всего несколько лет назад.
Мир праху его.

Жаль, что такие люди уходят.. Мои соболезнования...

гроссмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 1178
Добавлено: 10-04-2014 20:14
"Резисторы – МЛТ2 и ППВ. Но звук повкуснее в оконечниках дают ВС2 (или1 и 5,10, но последние тяжело найти). У кого деньги есть – танталовые." Отсюда
Очень хочется увидеть танталовый резистор,да и ППВ тоже интересен.

Гость
Добавлено: 10-04-2014 22:33
Земля пухом Анатолию Марковичу.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 26-04-2014 02:59
Где-то здесь, уважаемый alex1959 задал мне вопрос: Что лучше ОЯ или ОНКЕН. Я сначала не придал этому вопросу особого значения, а потом что-то зацепило внутри. Именно сама постановка вопроса. Я полез почитать имеющийся у меня Jensen Technical Manual №1060, который, собственно и является первоисточником по ОНКЕНУ. Ну и пришел к некоторым на мой взгляд забавным выводам. А чтобы это было наглядно, понятно и интересно всем, мне пришлось перевести кусок Jensen Technical Manual №1060, а именно стр 12-17, где описывается построение 12" АС. В конце перевода я приложил страничку со своими несложными выкладками, но название всему документу дал свое (терминология в названии подсмотрена на сайте http://www.jensen-onken.narod.ru/).
Критерии построения корпусов Jensen с туннельным отражателем баса (DBR):
http://yadi.sk/d/h9RiBAc7NKNy8
Хотелось бы услышать мнение коллег по этому поводу. Заранее спасибо.

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3782
Добавлено: 26-04-2014 03:14
А я так вообще буду ждать...Пересмотрел много всякой доступной информации и мнений по этому поводу - ясно только одно, что мороки их делать много, а вот конечный результат не всех устраивает (это я про ОНКЕН).

знающий
Группа: Участники
Сообщений: 411
Добавлено: 14-05-2014 22:33
Достался мне трансляционный усилок У-100, приблизительно середины 70ых. Попробовал - работает вполне ничего, слушать можно. Однако, подходит он только одноухим людям, ибо моно. Так как купить второй такой же усилок не представлялось возможным, были мысли намотать второй выходник самостоятельно. Однако, выход из положения был найден совершенно случайно. Мне напомнили, что ТН36-127/220 вполне используется в усилителях в качестве выходного. Единственные парные трансформаторы, где был отвод от середины, были ТПП3-9-220-50к. Посчитал Ктр - 7 у родного и 11 у ТПП. А принципе, для АС с сопротивлением 6 Ом подходит, хотя Ктр надо всё же поменьше. С трудом воткнул два трансформатора на место родного. Дальше была слизана родная схема, немного доработана, и разработана новая печатная плата под 2 канала. Был так же переделан выпрямитель, добавлено больше блокировочных конденсаторов и размещена 4ая лампа 6Р3С-1. В результате получился довольно мощный стерео усилок,с вполне хорошими характеристиками. При финальной отделке были добавлены две 6Е1П и пара ТХ17А в качестве индикаторов питающих напряжений.
Сторона трансформаторов.
Сторона ламп.
Лицевая панель.
Сначала усилок гонялся на музыке, от инструменталок Марека Белинского и Владыслава Комендарека до "глубоко пурпурных" (Дип Пёрпл) и Лед Зеппелин. Затем, вспомнив про такую вещь, как "измеритель нелинейных искажений автоматический С6-11", были проведены замеры реальных параметров, попутно с подстройкой усилителя, в качестве генератора использовался НФГ-12, контрольный осцил - С1-91.
С6-11 и НФГ-12.
До 40Вт выходной мощности Кни не превышает 5%, до 80 - всё ешё ниже 10. Выше 80Вт Кни растут в прогрессии.
Впервые на нём смог громко и без завалов/хрипов/других искажений послушать Nazareth - Please don't Judas Me.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 15-05-2014 12:53
Попробовал - работает вполне ничего, слушать можно.

Все дело во внутренних критериях. Слушать можно и циклевальную машину, а вот наслаждаться такими звуками вряд ли.
Сторона трансформаторов. Сторона ламп.

Сделано очень аккуратно. Такое впечатление, что это работа профессионального радиомонтажника. Внушает уважение.
были проведены замеры реальных параметров

Вы почитайте книжку Данилов А. А. "Прецизионные усилители низкой частоты" 2004. Встречается в сети. Там про лампы и параметры ламповых усилителей очень доступно написано и без пафоса. Я многим эту книжку советовал. Некоторых проняло.

знающий
Группа: Участники
Сообщений: 411
Добавлено: 15-05-2014 16:12
Ну, на данный момент и наслаждаться тоже можно, уже часов 10 наработал он. Устраивает по всем пунктам, кроме веса, уде на уровне 20-25кг. Ну и небольшой фон переменного тока - не мешает, но можно было бы, конечно, полностью удалить.

Над разводкой проводов и вязкой жгутов работал очень много, ушло 1.5 сотни стяжек, ибо несколько раз переделывал. Поэтому и вышло аккуратно. Жаль, что у меня больше не было оплёток для экранирования проводов - было бы ещё лучше.

Книжку скачал, почитаю.

мастер
Группа: Участники
Сообщений: 564
Добавлено: 15-05-2014 16:35
Устраивает по всем пунктам, кроме веса, уде на уровне 20-25кг.

А какова же потребляемая мощность сего девайса?
Сеть 220 не просаживается как от сварочного аппарата? Я это к тому что не ругаются ли часом Ваши соседи?

знающий
Группа: Участники
Сообщений: 411
Добавлено: 15-05-2014 23:12
Ну, не киловаттный же он.
80 ватт на канал в максимуме + КПД + накал - ватт 300, но я на полную его не включал, колонки не выдержат. Ватт 120-150 потребляет.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 18-06-2014 03:13
Довольно долго не писал сюда и даже не заходил на форум. Пустоголовая юность задает тут одни и те же идиотские вопросы и, конечно, отвечать то надо, но скучновато стало.
Я в общем времени не терял. Занимался звуком. Доделал наконец прототип новых колонок. Вот эскиз:

Верхний сателлит имитировал табуреткой, прикрутив динамики прямо к ней, а вот нижний пришлось воплотить очень близко к картинке. Без отделки конечно пока, но вуфер 21" и так впечатляет неподготовленного человека.
Теперь насчет звука. Достаточно прогнозируемо все. Фазоинвертор прибубнивает. Излучатель Хейла с рупором дает звук узким лучом. Мидбас сильно пересекается с басом (крутизна фильтра 48 дБ/октаву) и в полосе пересечения мощные интермодуляции.
И преследуют технические аварии. Сгорел один канал цифрового усилителя, а так как у меня триамплинг, то замену организовать оказалось нелегко. Пришлось вспомнить про Ямахи В-2. Поэтому пока нет штатного усилителя перестраивать кроссовер на 300 дБ/октава не стал. Сложно эта штука программируется. Инструкция на 150 страницах. Первый раз это заняло три дня.
Далее заинтересовался небубнящей альтернативой фазоинвертору. Даже рассчитал ящик под J-O. Разработал методику расчета J-O и, попутно, накачал много материалов по акустическому оформлению Karlson. Вот типичный образец для наглядности:

В некоторых кругах бытует мнение, что "акустическое оформление типа Karlson в настоящий момент является наиболее экзотическим и загадочным" и, действительно, судя по потугам некоторых товарищей из Киева, пытающихся творчески перерабатывать Karlson, это мнение подтверждается. Не могу удержаться и не выразить здесь свое негодование по поводу выкладывания этими товарищами переводов чужих материалов по Karlson под видом своих. Но суть не в этом. Суть в том, что товарищи до конца так и не разобрались как работает Karlson. Не те материалы переводили. . Я далек от мысли, что я разобрался в работе Karlson полностью. Вовсе нет, но кое-что стал понимать. Для начала попробовал сделать K-Coupler (это более простое название Karlson) на излучатель Хейла. Получилось неожиданно здорово. Диаграмма направленности по горизонтали шире 120°.

Полноценный стереоэффект теперь почти в любом месте помещения. И вместе со звуковыми лучами исчезла рупорная окраска звука. Правда не бесплатно. КПД K-Coupler не более 50%. Пришлось добавить мощности в ВЧ канал.
Пришел к выводу, что надо построить полноразмерную перестраиваемую модель K-Coupler для НЧ и СЧ звена. Для проверки теоретических выкладок. А пока перевожу первоисточники, готовлю чертежи. Ну и Ямахами занимаюсь. Мне же надо 6 каналов. Это три стереоусилителя. У меня 4 Ямахи. Две на 220 В, а две чистые японки на 100 В. Т.к. Ямаха В-2 это двойное моно, то переход со 100 на 220 В заключается в коммутации силовых трансформаторов с параллельного включения на последовательное. Возник забавный момент. Первичные обмотки у японок, судя по схеме, рассчитаны на 117 и имеют отвод на 100 В, т.е. я могу сделать два варианта на 234 и на 200 В. В одном случае на вторичных обмотках будет чуть меньшее напряжение, а в другом чуть большее при подаче 220 В. Я, конечно выбрал вариант с большим напряжением на выходе, но вот беда, на реальном трансформаторе в первой же вскрытой японке отвода не оказалось. Надеюсь, что этот трансформатор рассчитан на 100 В (где это, вообще, в сети 117 В? Наверное в каком-нибудь Богом забытом Гондурасе.). И еще одно неприятное открытие: мой усилитель оказался утопленником. Помните у них там в Японии (не в Гондурасе) было очередное наводнение или цунами несколько лет назад, так вот, мой аппарат явно пережил этот катаклизм. Вторую японку теперь боюсь открывать. Вдруг она вместе с первой ныряла.
Так что легкая модернизация Ямах оказалась совсем не легкой. Главная цель была замена электролитов 18000х63. Nippon Chemicon достать не удалось. Вернее не так. Пару лет назад, когда я искал конденсаторы на замену, удалось купить только Epcos и то с большим трудом. Посылку с конденсаторами завернули на таможне и пришлось её отправлять ещё раз. Epcos считаются неаудиофильскими конденсаторами, но я это призрел, как суеверие. В прошлом году, будучи в Токио, я нашел на Акихабаре ларек который снабжает электролитами Nippon Chemicon весь земной шар и совсем недорого, но я же уже Epcosы приобрел (целый ящик между прочим, в сумме прилично вышло), вот я и зажидился покупать Nippon Chemicon, да и тащить 16 больших конденсаторов на себе не хотелось. А как дошла, наконец, очередь до установки Epcosов в Ямаху, то выяснилось, что они чуть-чуть толще, ровно настолько, чтобы не влезть на место родных и чуть-чуть длиннее, ровно настолько, чтобы натрахаться всласть передвигая все что можно в Ямахе в попытке освободить место. Вот и пришлось заказывать под них новую плату и наслесарничаться по самые помидоры. Далее заказал я FRED диоды для выпрямителя (раз уж все равно плату новую делаю). Диоды пришли по почте. Я распечатал посылочку и успокоился. А вчера стал распаивать, а их не хватает! Я тупо обсчитался. Не знаю о чем я думал, когда заказывал. Теперь придется заказывать еще раз и примерно месяц ждать посылку. Ну, и на сладкое, я заменил в Ямахе выходные разъемы 30-летней давности в которые не лезут современные толстые провода и убрал шнур питания на который все время наступаешь при переноске аппарата - сделал обычную приборную розетку под "мониторный" сетевой кабель. Кстати, у усилителей той эпохи две пары выходных разъемов А и В, которые коммутируются специальной кнопкой. Контакты кнопки за десятилетия поизносились и частенько западают, поэтому всю эту ненужную коммутацию тоже пришлось убрать. Я специально поинтересовался, а зачем надо было делать два выходных коммутируемых разъема. Оказывается тогда была идея фикс, иметь в жилище две пары колонок в разных комнатах, которые при переходе из комнаты в комнату и предполагалось коммутировать кнопкой. Уверен, что никто такого никогда в реальной жизни и не видывал, а идиотские кнопки и разъемы десятилетиями ставили во все усилители. Поэтому я вторую пару разъемов, естественно, ампутировал. Ещё надо сказать, что Ямаха имеет шикарный блок стрелочных индикаторов, даже имеющий отдельный вход, но шкалы этих индикаторов освещаются миниатюрными лампочками "для магнитолы", которые, естественно, постоянно дохнут. Я на Сайгэ как-то встретил специальные светодиоды предназначенные на замену таких лампочек, ну и купил пакетик. Замена вроде не сложная, но тоже часок отнимает. И напоследок я оставил замену проводов. От блока питания к выходным каскадам и от выходных каскадов к разъемам. В 70-е годы ставили обычные монтажные провода. Которые соплей можно перешибить. Сегодня полагается литцендрат не менее двух квадратов сечением, а вы пробовали когда-нибудь залудить советский литцендрат состоящий из 609 тонюсеньких проводков? Даже если и получится, то результат имеет мягко говоря совсем не товарный вид. Есть правда, корейский литцендрат в полиуретановой изоляции, с самолудящимися проводниками, но найти его в розницу мне не удалось, а покупать катушку весом в 30 кг оказалось и сложно и накладно. Поэтому вместо лужения на советский литцендрат надеваются специальные трубочки и провариваются дугой, сварка обтачивается и уже потом это можно паять. Всего надо заменить 14 проводов. Это 28 концов. С учетом сварки только подготовка проводов занимает пол дня.
Вот такая модернизация получается. Не удивительно, что за модернизированную Ямаху просят в три раза больше, чем за оригинальную.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 18-08-2014 16:55
Все хорошее когда-нибудь кончается. Но подпадание под действие этой банальной истины тем не менее довольно неприятно. Так было и со мной. Я сидел за компьтером и слушал B-tribe 5 и вдруг раздалось громкое "ссык!" и звук из колонок у меня за спиной моментально стал глухим. На встроенном мониторчике многоканального усилителя Sony TA-DA9000, который я использую в качестве усилителя, появилась надпись "PROTECTOR ERROR 11". В мануале я прочитал немногословную расшифровку этого сообщения: "Irregular current output to the speakers. Turn off the receiver and check the speaker connection. Then turn on the power again. Be comes this display, when short current flowed with breakage of the power MOS, or when detection resistor becomes open in connection with it", что в вольном переводе означает: "Нерегулярный выход тока на динамики. Выключите ресивер и проверьте подключение громкоговорителей. Затем включите питание снова. Это сообщение остается на дисплее, когда ток короткого замыкания протекает через пробитый мощный MOS-транзистор, или когда связанный с ним детектирующий резистор становится открытым". Немного мутновато, но понять можно, что таким образом японцы намекают, что скорее всего накрылся транзистор мощного МОП-ключа. Неприятный факт.
Я когда приобрел этот агрегат (а я купил его б/у), то первое время слушал его только в стерео включении, т.е. использовал только два из семи встроенных усилителей. И все было прекрасно. Мне тогда было невдомек, что я просто везунчик. Случайно ткнул пальцем в небо и попал. Много позже выяснилось, что из семи встроенных усилителей уже не работал как минимум один, но так как я не использовал аппарат в многоканальном режиме, то этот факт оказался от меня на какое-то время скрыт. Далее, когда дошла очередь до триамплинга, я попытался использовать уже не два, а шесть усилителей. Тут то и начались проблемы.
Первая. Так как использовать цифровое подключение уже стало невозможно, т.к. цифровой вход у TA-DA9000 только один, я стал подключаться через аналоговые входы и тут выяснилось что они неравнозначны в аппаратном отношении. Качественные ЦАПы PCM1802 (24/96) стоят только на фронтальных каналах, а все остальные каналы работают через бюджетные DSD1800 (20/48). Это оказалось здорово заметно на слух и разъяснилось только после долгого изучения принципиальной схемы (это запутанная книга объемом почти 200 страниц).
Вторая. Оказалось, что каналы зависимы друг от друга, причем хитрым образом. Мне удалось получить только два независимых стерео усилителя (4 канала), а остальные всегда зависели от фронтального (возможно я не разобрался до конца в руководстве). Тогда же и выяснилось, что один канал просто мертвый, так что эта затея умерла именно по этой причине и разбираться в руководстве стало неинтересно.
Пришлось для триамплинга использовать другие усилители, а TA-DA9000 поставить на ВЧ-звено в режиме стерео, где он и проработал пару месяцев до "Ошибки 11".
Тут надо сказать, что я заменил TA-DA9000 на другой усилитель в ВЧ-звене, но получить такой же кристально прозрачный звук уже не удалось. Все таки TA-DA9000 очень хороший усилитель. Надо чинить.
SONY-TA-DA9000ES

Вскрыл почти 30 килограммовый ящик усилителя. Фантастическое зрелище. Невероятно красивый монтаж. По сути TA-DA9000 представляет собой специализированный компьютер, поэтому он и сделан как компьютер, т.е. имеется материнская плата в которую воткнут целый лес "карт расширения" в данном случае плат обработки сигналов от входных разъемов и к выходным разъемам.
Общий вид

Первое что бросилось в глаза это обилие электролитов в одинаковых золотистых корпусах. Это оказались конденсаторы фирмы Nichicon серии FG (Fine Gold). Производитель позиционирует эту серию как "High Grade Standard Type, For Audio Equipment", что переводится как: "Высший сорт стандартного типа, для звукового оборудования".
Серия FG

На непосредственно плате усилителя мощности стоят другие электролиты. Это более уместные для цифровой техники полимерные электролиты Nippon Chemicon серии PS. Интересно что согласно даташиту эти конденсаторы выпускаются в алюминиевом корпусе, а здесь на корпус надета термоусаживаемая трубка, т.е. это явно заказная серия.
Серия PS

Здесь же на этой же плате есть и золотистые Ничиконы, но уже серии FW(M), которые позиционируются как :"Standard, For Audio Equipment" (Стандартные для звукового оборудования), но буква"М" означает, что они Модернизированные по требованию заказчика, т.е. Sony. В чем заключается модернизация неизвестно; габариты у них точно такие же как у стандартных FW соответствующих номиналов.
Серия FW(M)

А вот стоящие на материнской плате два черных "поросеночка" это электролиты Nichicon серии KG(M) 6800 мкФ х 71 В, позиционируемые производителем "For Audio Equipment" (Для звукового оборудования), имеют уже более понятную модернизацию. Во первых нестандартный номинал напряжения, а во вторых габариты (диаметр 40 мм, длина 70 мм). Для сравнения стандартный KG 6800 мкФ х 80 В имеет габариты (диаметр 35 мм, длина 50 мм). Видим, что здесь при меньшем рабочем напряжении гораздо большие габариты. Серьезная модернизация. Наверное у Sony есть резоны для таких заказов. И нам неплохо будет намотать на ус, что является важным для электролитов фильтра блоков питания.
Серия KG(M)

Последний электролит самый большой во всем устройстве 12000 мкФ х 100 В. На нем написано " Sony", а рядом помельче "Nippon Chemi-con", а далее "AUDIO 85°", он имеет габариты (диаметр 64 мм, длина 85 мм). Это уже совсем заказной вариант. Наверное не подпадает ни под какую серию у NCC.
Электролит Sony

Еще очень понравился забавный "паучок" на материнской плате. Видимо точка соединения земель. Но зачем нужен сам "паучок" не совсем понятно. Может при отладке земли должны быть разъединены, а потом ставят "паучка" и все сразу соединяют.
Паучок

Мне, собственно, нужен усилитель мощности.
Усилитель в сборе

На этом фото видно, что практически все радиаторы в устройстве "модернизированы" фторопластовым скотчем (одна или две ленточки в верхней части радиатора. Возможно это увеличивает скорость теплообмена за счет дополнительной "тяги" в получившихся между ребер радиатора импровизированных трубах.
Вот усилитель извлеченный из устройства.
Усилитель

П-образная плата

Видно, что он представляет собой П-образную плату; на основном лопухе БИС цифровых усилителей и выходные каскады, а на "ножках" выходные фильтры.
Выходные каскады каждого канала выполнены в виде гибридного модуля с интегрированным радиатором.
1-805-248-11 MODULE (HYBRID IC)

Так сделано потому, что это мощное высокочастотное устройство и длина проводников имеет важное значение. Проводники должны быть как можно короче. Вот Sony и изголяется. Считается, что подобная схемотехника плохо масштабируется по мощности и 200 Вт на канал, является практически максимальным значением без применения специальных ухищрений. Это касается и источника питания. Так что TA-DA9000 является на самом деле очень продвинутой и современной конструкцией.
Кстати, считается, что именно на этой модели был вбит окончательный гвоздь в гроб идеи DSD-тракта. До этого в специализированных изданиях тщательно муссировалась идея "идеального" цифрового тракта по которому будут проходить DSD-сигналы непосредственно от SACD привода прямо на выходной каскад цифрового усилителя. Идея оказалась несостоятельной. Во-первых выяснилось, что DSD-сигналы очень трудно обрабатывать, а во-вторых оказалось, что такой подход не дает никаких преимуществ по сравнению с классическим PCM высокого битрейта, а неудобств создает много. У TA-DA9000 есть специальный цифровой вход i.LINK для DSD-потока и внутри специальный тракт для обработки этого потока, но на выходе тракта сигнал преобразуется в PCM, хотя у БИС цифровых усилителей CXD9730Q есть специальный вход для DSD, но он не используется. Тем самым инженеры Sony на практике подтвердили несостоятельность идеи "DSD-машины". В следующих поколениях БИС цифровых усилителей входы DSD незаметно исчезли, как незаметно исчезла и соответствующая риторика со страниц рекламных каталогов.


главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3408
Добавлено: 18-08-2014 20:46
Еще очень понравился забавный "паучок" на материнской плате. Видимо точка соединения земель. Но зачем нужен сам "паучок" не совсем понятно. Может при отладке земли должны быть разъединены, а потом ставят "паучка" и все сразу соединяют.
Паучок

"Паучек" даже на принципиальной схеме обозначен такой же формой как и в натуре. Интересно, корпус болтом подключается к трехвыводному лепестку (который рядом расположен), два вывода которого идут на "паучка", а третий вывод на пленочные конденсаторы идущие с обмоток трансформатора. Скорее всего разработчики учитывали все перемещения токов (по аналогии с четырех-проводной схемой включения резистора, только более усложненное).
Можно выложить фотку гибридного узла в хорошем разрешении?

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 18-08-2014 23:45
Можно выложить фотку гибридного узла в хорошем разрешении?

Обязательно выложу (приведенное фото не мое), уважаемый slami, но немного погодя, когда дойдет до них очередь.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 18-08-2014 23:46
Продолжение.
Рассмотрев банки больших электролитов, я, естественно, заинтересовался, где они стоят и как работают. Оказалось, что все большие электролиты стоят в цепях питания выходных усилителей. Схема заслуживает нескольких слов, .т.к. помимо питания ещё выполняет функцию регулировки громкости.
Структурная схема питания цифровых усилителей.

Итак вторичная обмотка сетевого трансформатора (50 Гц) со средней точкой имеет отводы. Двухполупериодные выпрямители включены таким образом, что при срабатывании реле RY1001 по сигналу 4/8 RY от управляющего контроллера, напряжение на конденсаторе С839 (12000 µ/100 В) становится выше (на задней панели имеется переключатель 4/8 Ом связанный с управляющим контроллером). На схеме указано только одно значение 85,6 В. Предполагаю, что это и есть напряжение для 8-омной нагрузки, для 4-омной, соответственно ниже. Это напряжение с конденсатора С839 подается на два стабилизатора-регулятора выполненных на транзисторах 2SK1382, которые уже и стабилизируют питание выходных каскадов усилителей +V1 и +V2, причем +V1 служит для питания двух фронтальных и центрального канала, а +V2 для четырех тыловых. Конденсаторы С835 и С840 (6800 µ/71 В) стоят на выходе стабилизаторов-регуляторов. С помощью двухканального 8-битного ЦАПа с буферными усилителями M62342FP можно регулировать напряжения +V1 и +V2 в широких пределах, что соответственно и является регулировкой громкости усилителей.
M62342FP

Заметим, что на линии напряжения +V1 имеется схема "разряда", которой нет на +V2. Это еще одно свидетельство неравнозначности фронтальных и тыловых каналов. Схема "разряда" выполнена на паре довольно мощных транзисторов 2SC4793 и 2SA1837 и, видимо, позволяет более точно управлять громкостью фронтальных каналов при снижении оной.
Теперь понятно почему конденсаторы С835 и С840 (6800 µ/71 В) такие здоровые. Они работают в довольно тяжелом режиме и инженеры Sony старались учесть это обстоятельство. Конденсатор С839 (12000 µ/100 В) является просто накопительной емкостью выходного фильтра двухполупериодного выпрямителя и от него требуется только большая емкость.
Подобная схема регулировки громкости цифровых усилителей нахваливается в литературе, а на практике показала себя не очень хорошо. При низких уровнях громкости звучание усилителя становится "невыразительным", иначе не скажешь. Все вроде хорошо, но слушать не хочется. Помимо этого при низких уровнях громкости почти все мощность источника питания бесполезно превращается в тепло и рассеивается огромным радиатором (170х240х50 мм), что не есть хорошо на мой взгляд. На этом радиаторе даже установлен датчик температуры, сигнал с которого постоянно анализируется управляющим контроллером. Какие выводы делает из него контроллер, точно не известно, но вариантов не много. Сигнал с датчика подается на обычный цифровой вход, поэтому он может принимать только два значения, т.е. "норма"/"перегрев". Кстати, у управляющего контроллера есть еще один вход (THP) для контроля температуры выходных гибридных модулей, но тоже пороговый.
Продолжение следует.



пришел поспрашивать
Группа: Участники
Сообщений: 20
Добавлено: 19-08-2014 02:52
Вроде бы где-то читал что такая форма синусоиды бывает из-за наличия большой второй гармоники. И такие искажения я не СЛЫШАЛ!, хотя я бы не сказал что мне медведь на ухо наступил, ну и не музыкальный слух тоже.

Вторая гармоника на фоне первой будет слышна слабо, вернее не будет восприниматься как что-то отдельное. А вот третья, которая строго в квинту от второй, будет слышна четко.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 19-08-2014 13:47
Продолжение.
Обнаружил первую неисправность. Испарился зероОм R1664 в цепи питания одного из модулей. Теперь понятно, что он служит в качестве предохранителя.

Сам модуль IC1529 внутри ничем не отличается от собратьев. Но он должен быть явно тухлым.
Модули все выпаял. Буду строить стенд для их испытаний.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 19-08-2014 23:34
Продолжение
Дошло дело, наконец, и до гибридных модулей. В мануале они называются Hybrid IC Module, оригинальный номер компонента: 1-805-248-11. По номеру его и продают. Вот фото на котором можно разглядеть кишочки.
Hybrid IC Module (1-805-248-11)

Под черными кляксами кристаллы бескорпусных транзисторов, по непроверенным данным это SUP18N15-95. Драйвера HIP2101.
Первое, что сразу бросилось в глаза, это ошибка в мануале. На схеме нумерация выводов модулей с левой стороны перепутана, относительно платы конечно. Нумерация идет сверху вниз, а надо снизу вверх. Вот правильная схема включения с правильной цоколевкой.

Не составило особого труда набросать и принципиальную схему (публикуется впервые):

Нумерация выводов согласно маркировке на печатной плате.
Датчик температуры оказался тоже достаточно тривиален.
Довольно долго не мог определить диоды. Наконец выяснилось, что это довольно редкие у нас EC31QS10 малоизвестной фирмы Nihon Inter Electronics Corp. Они представляют собой вполне заурядные SBD (3 А, 100 В). Не вполне понимаю, зачем поставлено два диода в параллель, тем более, что есть ещё и встроенный диод.
Продолжение следует.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 23-08-2014 02:46
Продолжение.
Ко мне тут привели молодого человека, 16 годков. Типа ребенок тянется к знаниям и интересуется электроникой. Его мама долго с гордостью рассказывала, что сынок не водится с хулиганами, не курит травку, не заглядывает под юбки к девочкам, а полностью самостоятельно освоил очень сложный конструктор "Юный электрик" и хотел бы в дальнейшем связать свою жизнь с электроникой. Пусть ему придурковатый дедушка с паяльником все покажет и расскажет. Я как раз выпаивал модули из усилителя Sony. Недоросль посмотрел-посмотрел, как здорово все получается и загорелся сам попробовать. Мамаша его тоже смотрит на меня умоляюще. Я скрепя сердце дал мальцу порулить. Уже через минуту дитя схватилось рукой (всей ладонью) за мощный перегретый паяльник и стоит и смотрит в ступоре, как у него рука горит. Дым валит, сало шкворчит и жареным пахнет. Мамаша тоже в столбняке, наверное это семейное у них. Еле отодрал паяльник от мальчика. Как только отодрал, он тут же, хлоп и упал в обморок. Мамаша вышла из астрала и сразу в крик; давайте скорую помощь, везите в реанимацию и т.п. Привел деточку в чувство с помощью нашатыря, руку ему залил медицинской пеной. А он глазки открыл, навел их на резкость, на меня посмотрел с ужасом и обоссался. Какой-то кошмар, чувствую себя настоящим Фредди Крюгером. Сам чуть лужу не напустил от огорчения.
Короче, меня обвинили, что я грубо, унижая человеческое достоинство, отдирал паяльник, используя при этом травмирующую психику ребенка ненормативную лексику, собственно из-за которой он и упал в обморок, так как у него случился культурный шок. И, самое ужасное, я использовал для самодеятельного (не имея даже диплома фельдшера) лечения просроченную аэрозоль из-за чего у мальчика могут быть осложнения вплоть до инвалидности. Слава Богу, я нашатырь этой стерве не дал в руки, а то бы быть настоящей беде, так как он ещё при Брежневе был выпущен. Теперь психологи будут показывать ребенку по очереди паяльник, пылесос, карманный фонарик и телевизор и, если он продолжит ссаться при виде этих предметов, то я ему буду обязан платить всю жизнь пенсию. А теперь я думаю, что он обязательно будет ссаться, а если не сможет, мамаша его доить станет.
Жду повестки в суд. А деточка, говорят, теперь пойдет по юридической линии... Очень заинтересовался юриспруденцией. Ну, флаг ему в оставшуюся руку. Уверен, что тут ему будет легче, особенно, если памперсы не будет забывать надевать.
Вот такая была попытка заинтересовать молодое поколение электроникой. Напрочь отбило охоту дальше ковыряться с усилителем. Да и запах тяжелый остался в районе катастрофы. Шкварками пахнет. Свиными...

гроссмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 1113
Добавлено: 23-08-2014 03:23
Привели по родственной или по дружеской лини? А с усилителем интересно продолжение.Шибко навороченный агрегат.Интересно можно-ли его победить без заказа оригенального модуля.

Из рассказа мне представился почему-то вот такой молодой человек.

http://www.youtube.com/watch?v=TS88I7EFTFE

Был у меня подобный стажёр.Тоже мама привела.За год ничему не научился.Сейчас линолиумщиком работает и всё у него хорошо.Видать электроника не его тема была.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 23-08-2014 10:29
Привели по линии дальних знакомых. После долгих предварительных переговоров через жену.
Не похож. Ну, может выражение лица. Мой такой типичный юрист или "сын юриста" и сильно помоложе.
По поводу продолжения. Я уперся в определение типов разъёмов на платах усилителя. Не всех, конечно, а некоторых. Чтобы сделать удлинители и иметь доступ к работающим платам (фирменных ремонтных удлинителей мне не достать). Пока определил только один тип. В мануале нет никакой информации на эту тему.
Позже сделаю фото и выложу здесь, может кто поможет.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 23-08-2014 12:03
Вот фото разъемов для определения. Видно плоховато, но так уж вышло.
Сначала условный тип 1. Шаг 1, 25 мм. Выводы под плату и у папы и у мамы идут в шахматном порядке.

Это скорее на будущее. Чтобы иметь возможность ставить новые платы расширения.

Условный тип 2. Шаг 2, 5 мм. Выводы под плату и у папы и у мамы идут в линию.

На фото виден логотип производителя. Тип этого разъема очень нужен прямо сейчас.

вошел во вкус
Группа: Участники
Сообщений: 205
Добавлено: 23-08-2014 12:49
Александр, первые (да и вторые) могут быть продукцией японской Taiko Denki. Семейство 231 (TKC-F) www.taiko-denki.co.jp/english/products/usage.html#boardtoboard мне видится похожим. Размеры не исследовал.

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3408
Добавлено: 23-08-2014 13:13
Вот с сервис-мануала CN816 и CNS816 (по фотографии), правда указан только Part № (пробовал гуглить по Part № - выдает такие же разъемы в других аппаратах Sony):

Сам сервис-мануал
Второй похож на 255(TAC-L)Series по указанной выше ссылке

главный по тарелочкам
Группа: Участники
Сообщений: 3408
Добавлено: 23-08-2014 14:18
Смотрел каталог TYCO по разъемам, там в конце Part № с ссылками на страницы, но к сожалению близкие были, этих нет (1-770190 и 1-770834), думаю если найти еще каталоги возможно по этому номеру можно аналог найти.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 23-08-2014 17:30
Спасибо, друзья. Очень помогли.
Особенно поражен широтой твоего кругозора, Георг. Впечатляет.

гигант мысли
Группа: Участники
Сообщений: 4243
Добавлено: 24-08-2014 11:39
Оказывается я "угадал" с названием "паучок". Вот перевод оригинального текста из рекламных материалов Sony.
Пластина заземления "Паук"

Разработчики усилителей часто предполагают, что все различные схемы внутри шасси одинаково "видят" общую землю. К сожалению, небольшие различия в заземлении могут оказывать тонкое влияние на звук. Вот почему Sony создала специальную пластину заземления "Паук" для своих цифровых усилителей. Пластина устанавливает "стандартный эталон земли" для всех контуров и уменьшает общий импеданс. Для достижения стандартного опорного потенциала пластина заземления "Паук" использует десять точек подключения и имеет проводники значительно большего сечения чем на печатной плате.
А вот так, согласно тем же материалам, выглядит бескорпусной транзистор силового ключа:

Сам транзистор это маленькая пластиночка сверху, а параллелепипед под пластиночкой, это медный теплораспределитель.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 16 17 18 19 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Портативное ретрорадио / / Вернулась молодость (опять про звук)

KXK.RU