Античные ордера

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Античные ордера

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 03-10-2004 23:58
Архитектура античности, фото и планы городов http://www.landart.ru/01-motivs/a-articles/01a0006.htm

Архитектурные ордера и их детали http://www.zodchiy.net/ru/guide/guide/o_system/

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 14-01-2005 21:55
КНИГА ПО ТЕМЕ
Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры
Издательство: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939
В основу настоящего издания положено первое известное нам издание виньоловского трактата, которое большинство исследователей датирует 1562 или 1563 г.
Оно состоит из 32 гравированных на меди листов со сплошной нумерацией, включая титульный лист, папскую привилегию и посвящение с обращением к читателю.
Это издание целиком воспроизводится в настоящем издании.
К тексту трактата прилагаются переводы биографических материалов о Виньоле от XVI до XVIII в.

ВИНЬОЛА (Il Vignola) (наст. имя и фамилия Якопо да Бароцци) (1507–1573), итальянский архитектор и теоретик искусства, мастер маньеристического направления в ренессансном зодчестве.
...
Написал Правило пяти ордеров архитектуры (изданное в 1562), где классическая система ордеров, с одной стороны, превращена в строгую догму, но с другой – изложена столь четко и последовательно, что трактат этот до сих пор служит прекрасным учебным пособием.

http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009257/1009257a1.htm

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 14-01-2005 22:04
Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «ИЗОБРАЖЕНИЕ В MACCAX»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ «АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРДЕРОВ»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ»
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА»
ЧАСТЬ ПЯТАЯ «ОБЩИЕ ВЫВОДЫ»
ОТДЕЛ ВТОРОЙ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «ПОДНОЖИЯ»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ «КАРНИЗЫ»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ «СТЕНЫ»
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «ОКНА»
ЧАСТЬ ПЯТАЯ «ДВЕРИ И ПОРТАЛЫ»
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ «БАЛКОНЫ И ПЕРИЛА»
http://lib.vvsu.ru/books/arhiformant/default.asp

к сожалению, картинки открываются не все

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-07-2005 19:20
О важных качествах архитектуры написано множество трудов…
Но есть несколько трактатов, в которых собраны все основные знания об архитектуре. И для того, чтобы понимать основные принципы архитектуры не отдельно какого-либо периода, а вообще, можно познакомиться со следующими книгами. Это

1) труды античного архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре», где впервые собрана и структурирована информация об античном ордере, о технике кладки, о том как следует располагать сооружение в соответствии с климатом данной местности, о функциональном назначении построек, об их эстетическом восприятии и многое др.

2) В эпоху Возрождения появляется ещё один трактат архитектора Альберти «Десять книг об архитектуре». Здесь он развивает и уточняет те принципы, которые заложил ещё Витрувий, возможно, поэтому, их труды имеют схожие названия.
3)Третьим важным сочинением на тему архитектурной теории и практики являются труды француза Виолле-ле-Дюка, жившего в XIX веке.

Витрувий же, пожалуй, сформулировал три главные составляющие архитектурного сооружения:
1) прочность
2) польза
3) красота.

И если говорить об идеальном архитектурном сооружении, то оно должно соответствовать этим трём параметрам. Также хочется отметить важную особенность такого вида искусства как архитектура, это единственный вид искусства, который имеет составляющую – польза. Как только мы забываем об этом её качестве, тут же мы теряем и само сооружение.

http://beseda.org.ru/printthread.php?s=aa5e59e8f4a21feb3a9d0f3c9aa7b2af&threadid=210&perpage=7&pagenumber=2

Трактат "Десять книг об архитектуре" римского инженера Витрувия появился, предположительно, во второй половине I в. до н.э. и посвящен автором первому римскому императору Октавиану Августу.

Ирония судьбы состоит в том, что вся многовековая история изучения трактата Витрувия представляет собой "просматривание" сквозь него эллинского опыта архитектурного творчества.
Помимо двух теоретических глав - о зрительном восприятии сооружений (VI-2)

http://www.edurss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=6071&lang=Ru&blang=ru&list=58

Giacomo Barozzi Da Vignola, Canon of the Five Orders of Architecture
http://www.nexusjournal.com/reviews_v2n2-Wassell.html

Древнегреческая архитектура – термины в иллюстрациях http://school.ort.spb.ru/library/BOOK1/archit.htm

То же на английском (др. илл.) http://ah.bfn.org/a/DCTNRY/doric/

Иллюстрации по архитектуре http://spazioinwind.libero.it/benny74/gallery.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-12-2005 06:56
Словарь терминов, используемых в ремонте и строительстве http://www.topdom.ru/terminology/index.htm

Архитектурные членения и формы http://www.lepka.ru/lepka/2/

Древнегреческие ордерные системы и их детали (VI—III вв. до н. э.) http://www.lepka.ru/lepka/3/

Особенности древнеримских ордерных композиций http://www.lepka.ru/lepka/4/

Примеры развития безордерных композиций в архитектуре
http://www.lepka.ru/lepka/5/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-02-2006 04:23
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Храмы периода ранней классики
http://www.lan.krasu.ru/studies/culture/antic/1/3/list.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-09-2007 05:04
Греки, как известно трепетно относились к числам и к их материальному выражению.Это я не о драхмах и талантах, а о том, что на них можно построить. Вот вам пример: если в греческом храме на главном фасаде было 8 колонн, то на боковом должно было быть 17 (2n+1), как например в Парфеноне. В храме Гефеста и Афины (Гефестейоне) или, как любовно называют его греки - Тессейоне, портик шестиколонный. Значит у него по бокам по 13 колонн. А вспомнил это я, как ни странно, в связи с прогулками по Вене.

Если будучи в австрийской столице у вас образовалось свободное время, стоит подышать воздухом в городских парках Венского Ринга. Год назад, пытаясь с пользой израсходовать внезапно образовавшийся лишний час, я прогуливался по Народному Саду (Фольксгартен) и внезапно напоролся на очевидно-невероятное явление. Посреди зеленых лужаек стоял Гефестейон (?!) Догадка была правильная. Это действительно оказалось сооружение, скопированное с греческого образца (так его во всяком случае позиционируют австрийцы) архитектором Пьетро Нобиле, и предназначалось оно для скульптуры Антонио Кановы "Тессей и Минотавр" (Тезей, убивающий Минотавра). Тессея я там не обнаружил, но зато обошел несколько раз сооружение вокруг и поснимал аппетитные куски. Автоматически считал все подряд. На первый взгляд все было на месте, пропорции казались правильными, на главном портике 6 колонн, число канелюр, как учили - 20, угловые метопы сдвинуты и ужаты. Однако что-то явно было не так! Обойдя "храмик" в третий раз я понял, что у австрийской "копии" куда-то исчезло заднее помещение т.н. опистодом. Другими словами Нобиле сэкономил (?) и таким образом укоротил венскую "копию" до 10 колонн.

На торцевых фасадах (в портиках) всегда было четное число колонн, чтобы по оси симметрии не загораживать вход в храм. Из пропорциональных схем, принятых у греков, самой популярной была 1\2 (обычно они базировались на целочисленных отношениях, типа 1\1, 1\2, 1\3...)Таким образом на боковом фасаде должно было быть 2n колонн. Но в таком случае не акцентировалась ось симметрии такого фасада. Для ее подчеркивания появлялась центральная колонна (+1).

http://mi-cha-el.livejournal.com/127808.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-09-2007 06:09
Элементы дорического ордера


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-01-2008 10:15
Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям. По его мнению, совершенство человеческого тела проявляется, например, в том, что человека с широко расставлеными руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются темечка, пальцев рук и пяток. Более того, если попросить того же человека широко расставить ноги, то получится описать вокруг него окружность, центр которой совпадет с пупком.

Интересно, что оригинальный манускрипт Витрувия вообще не содержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, что они там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно. Homo ad quadratum и homo ad circulum появлялись в самых разных вариациях как две отдельные иллюстрации закономерностей, описанных Витрувием:
И только у Леонардо Да Винчи два положения виртуозно совмещены на одном легком, прекрасно читаемом рисунке. Старик Леонардо был еще и первым информационным дизайнером

http://vadi448.livejournal.com/1863.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-12-2008 04:50
В Падуе родился и в Виченце развернулся Андреа Палладио - единственный архитектор в мировой истории, чьим именем назван стиль.

Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры - они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир - по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина - выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место.

Палладианские здания - архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации. Самое представительное сооружение на свете - широкие ступени, ряд колонн, треугольник с барельефом, высокие окна: там тебе непременно что-нибудь скажут, объяснят, покажут. Одинаковые парламенты, суды, театры, музеи, особняки и виллы покрыли планету задолго до "Макдоналдса" - назойливые, но необходимые ориентиры. Огонек в лесу. Хуторок в степи. "Земля-я-я!!!"

Его стиль - превознесенность. Его загородные виллы для отдыха и развлечений больше всего напоминают храмы.

Красиво, но бессмысленно. И этот стиль распространился по всему миру, до глухих углов? Все же тяга к роскоши куда неистребимее, чем стремление к нормальному удобству, не говоря о том, что это более пламенная страсть. Взять хотя бы мировые географические открытия, сделанные в поисках пряностей, золота и мехов, - не за пшеном же плыли вокруг света.

Считается, что Палладио возрождал античность. Так считал и он сам. Так оно и было. Но с поправкой: Возрождение изгоняло из греко-римской древности язычество, а с ним - низовую физиологическую телесность.

Интерес к античности возник во флорентийском кватроченто, а решающее событие произошло, когда Поджио Браччолини нашел в монастырских архивах сочинение древнеримского архитектора Марка Витрувия "Об архитектуре". Основа его: архитектура должна имитировать природу и строиться на рациональных принципах, ведущих к Красоте, Пользе и Мощи. Римлянина развил Леон Баттиста Альберти, который вычленил у язычника Витрувия библейский антропоморфизм, сравнивая пропорции колонн с соотношениями роста и толщины человека, расстоянием от пупка до почки и т.д.; человеческие же пропорции он, вслед за Блаженным Августином, соотнес с параметрами Ноева ковчега и храма Соломона. Максима "Человек есть мера всех вещей" - для нас метафизическая - имела для Ренессанса арифметический смысл.

http://mi-cha-el.livejournal.com/179557.html

Конечно не Палладио. Позиция Вайля несколько утрирована. Он не вдается в дебри ордерной специфики. Во всяком случае не в этой статье. А поэтому за кадром остается самое главное, на что не всегда обращают внимание даже архитекторы, а именно жесткая каннонизация и математизация ордера, заданная Витрувием и развитая Виньолой и Палладио. Эти сами по себе гении архитектурной мысли совершили огромную оплошность, выставив свою рецептуру ордерной архитектуры на всеобщее обозрение. Посредственности банально этим воспользовались, чтобы тиражировать неподдающееся тиражированию. Таково мое мнение. Ты же прекрасно знаешь, что греки, как основоположники использовали не каннон, а мотивы, что позволяло архитектуру видоизменять и улучшать. Палладио и Ко это развитие остановили на 5 сотен лет.
http://mi-cha-el.livejournal.com/179557.html?thread=4311909#t4311909

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 28-02-2009 23:46
Архитектурные формы античности
Автор: Михаловский И.Б.
http://lib.vvsu.ru/books/arhiformant/default.asp

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 02-07-2009 17:25
Palladian Villas http://www.unav.es/ha/006-VILL/pall-godi.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-02-2010 02:23
А теперь взгляните на левую нижнюю часть этого чертежа (или аналогичного ниже). Круг со вписанным в него квадратом и сложной графической формулой внутри - чертеж глазка волюты ионической капители. Он представляет собой систему точек, на которые поочерёдно должна опираться игла циркуля, и через которые проходят те самые прямые, соединяющие дуги и точки их сопряжений. А дуг в волюте ионической капители может быть до полусотни. Все зависит от изобретательности того или иного способа построения волюты. Чем больше дуг, тем точнее и естественнее спираль волюты.
А способов построения спирали и соответственно её глазка существовало немало.
Если не ошибаюсь, слева Витрувианская спираль, справа - спираль Альберти, а ниже вариант глазка по трактату Палладио.
Элегантное построение волюты предложил Микеланджело в капелле Медичи. Ниже вы видите спираль и структуру её глазка от великого итальянца.
А, кстати, вы не задумывались, чем Микеланджело чертил свои волюты? Исследователи его творчества настаивают, что на фотографии ниже мы видим набор его чертежных инструментов. Забавная элегантная вещица! Но это чинквеченто. А что было ранее, в Риме, в классической Греции? Чем резчики расчерчивали профили волют для произведений Иктина?
Само слово циркуль происходит от латинского circulus - "круг, окружность, кружок", от латинского же circus - "круг, обруч, кольцо"...
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого "воздухоплавателя" древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, "кронциркули" для измерения максимального диаметра, пропорциональные - для кратного увеличения и уменьшения размеров. (источник)

Выглядели античные циркули примерно так:
Что скажете? Мой вопрос в первую очередь к тем, кто не раз чертил волюту вручную и знает почем фунт лиха. Можно этим инструментом добиться идеальной точности спирали? Это еще что! Представьте себе каменотеса, процарапывающего всю эту красоту на поверхности камня! А как же иначе? Вот он ниже пример такого граффити, найденного на стенах ренессансного замка Шамбор. Могу поверить, что примерно так работали и в математизированном с лёгкой руки Витривия Риме, таким же образом была расчерчена спираль волюты из Герасы. А что было в 5 веке до н.э, в гибкой многоликой греческой античности.
Михайловский И.Б. - автор очень известного в среде русскоязычных архитекторов трактата "Архитектурные формы античности" , считал , что "тонко прочувствованные очертания элементов греческих профилей, этой каменной азбуки архитектурных поэм Эллады, не поддаются вычерчиванию циркулем, а могут быть вырисованы лишь от руки". Я бы поверил Михайловскому, если бы сам не попробовал прорисовать такую спираль от руки. Боюсь тут надо быть рисовальным гением.

Скорее всего метод греков был проще. Из всего, что я когда-то слышал и читал, мне особенно полюбилась версия, описывающая использование естественных спиралей - морских раковин. Их много. Посмотрите на фотографию, все они обладательницы идеальной спирали. Но есть среди них одна - раковина Телескопиум, которая абсолютно соответствует требованиям классической спирали.
Вы все помните, что первым греческим циркулем были две палочки соединенные веревкой? А если вместо второй палочки использовать раковину Телескопиум. Я сделал для вас небольшой коллаж, который иллюстрирует принцип изображения спирали при помощи раковины. Нить или тонкая веревка накручивается на раковину. Один её конец привязан к выступу, второй к чертежной палочке. Разматывая веревку можно получить идеальную спираль нужного размера. Причем не один раз. Проверено.

http://mi-cha-el.livejournal.com/243324.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Античные ордера

KXK.RU