La Cite ideale - Идеальный город

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / La Cite ideale - Идеальный город

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 17-01-2008 19:40

Замосць (м. р., польск. Zamosc, старая транскрипция Замосьц, старые русифицированные формы названия: Замость, Замостье) — город в Люблинском воеводстве Польши, около 240 км юго-восточнее Варшавы и 110 км северо-западнее Львова. Был выстроен после 1578 по планам венецианского архитектора Бернардо Морандо, придавшего городу стиль итальянской эпохи Возрождения. За это город получил прозвище « восточная Падуя ». Город прежде был сильно укреплен и выдержал много осад. В 1830—31 гг. — опорный пункт польского восстания. С 1992 старинный центр города относится ко Всемирному наследию ЮНЕСКО.
http://ru.wikipedia.org


Замость - город, который называют " жемчужиной Ренессанса ", внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Коронный канцлер Ян Замойский, самый влиятельный магнат Речи Посполитой, правая рука короля Стефана Батория, решил построить для себя город-крепость. Замость построен в 1580 году по проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо. Город строился на пустом месте и представляет собой единый архитектурный ансамбль

Замость был обнесен городскими укреплениями, которые строились по проекту итальянца Андреаса дель Актава. Крепость выдержала многие военные испытания. До наших дней сохранились отдельные фрагменты укреплений - ворота, бастионы, части крепостной стены и т. п.

http://www.tour-planeta.ru/info/654.html



Замосць. Гравюра Георг Брауна и Франца Гогенберга (Hogenberga) (1617)
http://pl.wikipedia.org/wiki/Zamo%C5%9B%C4%87


Про Ян Замойского см.постинг от 17-01-2008 18:40 в теме Гетманы в Речи Посполитой


магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 17-01-2008 19:45


Замосць. Сердцем города является очень красивый рынок размером 100 на 100 метров, со строго перпендикулярно расходящимся от него восемью улицами
http://www.livetravel.ru/p529/Poland/Zamosc/foto/show/3629/

Воплощение идеального города эпохи Ренессанса, он задумывался как центр культурной и политической жизни. Замость был построен после 1578 года по планам венецианского архитектора Бернардо Морандо, который и придал городу стиль итальянской эпохи Возрождения.

Помимо своей красоты город был уникален своей оборонительной системой – крепость ни разу не была захвачена! Он стал одним их трех польских городов, выдержавших шведскую атаку в 1656 году. Крепость утратила свое значение в 1866 г., перестав соответствовать тогдашним методам ведения войны.

На месте мощных стен возникли городские сады. Но некоторые элементы старой крепости сохранились и по сей день: Коец, Новые и Старые Львовские ворота, полевые укрепления, сооруженные много веков тому назад на плоской равнине, и высокие валы. Доказательства истории и былого могущества крепости можно увидеть в здании бывшего Арсенала, где находится музей оружия.

Резиденция Замойских (ул. Рынок 23), построенная самим Морандо, стала образцом для постройки других домов. Отлично сохранился фасад, характерный для стиля Морандо.

Благодаря тому, что Замость и поныне остался городком времен Возрождения, замысел архитектора до сих пор прекрасно прослеживается.


©livetravel.ru
http://www.livetravel.ru/p529/Poland/Zamosc/



Замосць.Ратуша Эпохи Возрождения с высокой стройной башней



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 17-01-2008 19:55

Заказчиком и идейным вдохновителем постройки был Ян Замойский, правая рука польского короля Стефана Батория, его канцлер и гетман. Этот вельможа, наследник одного из крупнейших состояний в Польше, постановил иметь в своих владениях городкрепость, а в нем свою резиденцию. С этой целью он вызвал из Падуи талантливого итальянского архитектора Бернарде Морандо.

Умелые руки польских ремесленников обеспечили успех строительства. Замойский, которому Замость был необходим также и для управления огромными волостями, собрал в новом городе предприимчивых купцов и ремесленников из Польши и из-за ее границ. Поселилось здесь немало армян и греков. Они придали городу южный, в некоторой степени восточный характер и определили стиль богато украшенных купеческих домов

Городские укрепления возводил также иностранец: автором первоначального проекта крепости был итальянец Андреас дель Аква - специалист в строительстве оборонных сооружений. Позднейшие укрепления модернизировались польскими военными.

Крепость утратила свое значение в 1866 г., перестав соответствовать тогдашним методам ведения войны. На месте мощных стен воз- никли городские сады. Сохранились, однако, некоторые элементы старой крепости: Коец, Новые и Старые Львовские ворота, полевые укрепления, сооруженные много веков тому назад на плоской равнине, и высокие валы. В свое время крепость Замость прекрасно выполняла свою задачу : в XVII выдержала нашествие 100тысячной армии казаков и татар, а позднее осаду хорошо подготовленной шведской армии.

Благодаря тому, что Замость не претерпел метаморфоз большого города, а остался городком времен Возрождения, замысел архитектора до сих пор прекрасно прослеживается. Сердцем города является очень красивый рынок размером 100 на 100 метров, со строго перпендикулярно расходящимся от него восемью улицами. Ратуша Эпохи Возрождения с высокой стройной башней как бы обнимает площадь крыльями лестниц, ведущих на второй этаж. Итальянский архитектор не проектировал лестниц, они были пристроены позже.


http://www.oknovmir.ru/countries/poland/zamost.php



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 17-01-2008 19:56


Замосць. План города в 16—17 вв.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/043/091.htm




План Старого города Замосца




Вид на Старый город Замосца

http://pl.wikipedia.org/wiki/Osiedle_Stare_Miasto_w_Zamo%C5%9Bciu




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 17-01-2008 20:08


http://commons.wikimedia.org/wiki/Zamo%C5%9B%C4%87#Inne_budynki_i_miejsca_.2F_Other_buidlings_and_places

Академия Замосца (Академия Замойских) (Akademia Zamojska), университет, основан в 1595 году Яном Замойским в Замосце. После смерти основателя со временем университет потерял свою важность как университет и в 1784 году был пересформирован в лицей. Лицей Замосца один из престижнейших гимназии в Замосце.
http://en.wikipedia.org/wiki/Akademia_Zamojska






магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 18-01-2008 13:43

В Польше есть идеальный город
04.09.2005

Власти Замостья планируют следующим летом организовать выставку работ польских и зарубежных художников и фотографов, посвященных этому городу, сообщает соб. корр. Travel.Ru. Совместный польско-немецкий проект называется "Замостье - идеальный город". Организаторы выставки подчеркивают, что Замостье создавалось как идеальный город в стиле "ренессанс", а его структура и сплетение улиц до сих пор сохранили первозданный облик. Его образ стал источником вдохновения для создания мультимедийной выставки.


http://www.orbits.ru/news/50.html

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 20-01-2008 15:59

Бернардо Морандо (Bernardo Morando) (ок.1540 - 1600), польско-италянский архитектор, знаменитый автор нового города Замосца, который был спроектирован по теории Ренессанса о идеальном городе. Морандо родился или в Падуа или Венеции. В 1569 году он приехал в Польшу, где начал работать архитектором. 1 июля 1578 года он дал согласие Яну Замойскому, одному из самых состоятельных людей в Речи Посполитой, спроектировать идеальный город и крепость.

До 1586 года он занимался проектированием нового города, а так же руководил воздвиганием первых достопримечательных памятников архитектуры, таких как люблинские ворота, арсенал и замок Замойских.

В промежутке с 1587 по 1594 гг. под его руководством были построены городская ратуша и соборноя церковь, одни из самых выдающихся примеров Ренессанской архитектуры в северных Альпах.



Ратуша в Замостце


соборноя церковь в Замостце


Его преемник Андреас дель Аква (Andrea dell'Aqua) закончил строительство крепости в двадцатые годы 17 –го столетия. В следующие года были построены Академия Замозца и несколько церквей.

Кроме Замосца Морандо также занимался проектированием двух укрепленных (поменьше) города: Томашув-Любельски и Шаргород в Подолье.

В промежутке с 1591 по 1593 гг. Морандо был выбран мэром Замосца. Морандо умер в Замосце в 1600 году. Один из его сыновей, Габриэль Моренда, стал доктором наук в Падуаском университете и вернувшився в Замосць, его выбрали мэром и судьей. А также он предподавал математику в Академии Замосца, построенной по проекту его отца.


(мой пер.)
http://en.wikipedia.org/wiki/Bernardo_Morando







магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 20-01-2008 16:08


Пьеро делла Франческа . Идеальный город (1475)
http://pl.wikipedia.org/wiki/Perspektywa
http://www.staratel.com/reness/franchesko/pic11.htm

Работы, приписываемые мастеру
Искусствоведы почти уверены в том, что кисти Пьеро делла Франческа принадлежат, помимо всем известных работ, еще несколько картин. В частности, ему приписывают несколько портретов и изображений Мадонны с Младенцем, а также " Вид идеального города " (ввеху). Последняя работа представляет особый интерес для исследователей. Ныне "Вид идеального города" (с точки зрения эстетики эпохи Возрождения, он действительно идеален) хранится в Национальной галерее делле Марке в Урбино.




Говорить о том, что эта картина принадлежит кисти Пьеро делла Франческа, позволяют ее колорит и математическая выверенностъ. Впервые "Вид идеального города" приписал Пьеро делла Франческа британский искусствовед Кеннет Кларк в своей монографии, посвященной творчеству мастера. Возможно, правда, автором этой работы был Лучано Лаурана, архитектор, которому принадлежит, проект герцогского дворца в Урбино.

http://www.artprojekt.ru/Gallery/Francesca/fra12.html




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 20-01-2008 16:11

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (ок. 1415/1420—1492), итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.

Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма.

Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI—XVII вв., чем живописью.

«Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».

Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.


http://ru.wikipedia.org



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:04

Градостроительство эпохи Ренессанса основывалось скорее на любви к геометрии, чем на античных моделях. Идея идеального города захватила художников и архитекторов, и Пьеро делла Франческа был одним из них.

Тем не менее лишь изредка город планировался как единое целое. Примером такого подхода является Пальманова, город с оборонительными сооружениями, спроектированный на основе блокнотных зарисовок Джулио Саворьяно, где выдержаны требования как симметрии так и к обороне.

Иерархическое учение Альберти о разделении архитектуры на религиозную, светскую и домашнюю, было реализовано в Пиенце, которую папа Пий перестроил в свою честь. Микеланджело вернул площади Капитолия древнюю функцию символа светского Рима, а Вазари во Флоренции Экспериментировал с видами схожих протяженных зданий.


http://renaisance.narod.ru/arhitectura.htm



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:06

Старинная средневековая планировка, узкие улочки затрудняли проезд подвод с грузами и карет, поэтому при застройке новых районов им уже стремились придать новую регулярную планировку — с прямыми широкими улицами и кварталами правильной формы.

Итальянские архитекторы разрабатывали модели идеальных городов, представлявших в плане правильные круги или квадраты, где господствовал бы чистый воздух, а в дома подавалась свежая вода. Первые попытки воплотить эти идеи на практике были сделаны в итальянских городах в XVI в. В Риме, Неаполе, Генуе сносили старые средневековые кварталы, прокладывали ровные широкие проспекты и разбивали просторные площади. Вскоре их примеру последовали Париж и Лондон.
Европейские города начали приобретать современные очертания.


http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001367/004fam/main/002fam.html



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:07

Идеальный город

“Город будущего” в Италии проектировали только на бумаге. Но известна одна попытка осуществить задуманное... А спорить не надо. Идеальный город есть. Всего один на свете. Зафиксированный, зарегистрированный — терминологическая истина. Это Пиенца. Pienza. Находится в Тоскане, в 50 километрах к югу от Сиены, в 12 километрах к западу от Монтепульчано.

В 1405 году в этой деревеньке (здесь и сейчас 2300 жителей), которая тогда называлась Корсиньяно, родился Энеа Сильвио Пикколомини, один из образованнейших людей раннего Возрождения. В 1458 году он стал Папой Пием II, а уже в следующем году поручил архитектору Бернардо Росселино превратить родную деревню в идеальный город.

Надо повторить: это было четкое понятие. Термин. Идеальный город призван был воспитывать нравы и чувства, исправлять души и умы. В трактатах той эпохи рекомендовалось, например, устраивать площади и перекрестки так, чтобы молодые были под постоянным наблюдением старших. Одни резвятся в открытом пространстве, другие чинно беседуют в колоннаде. Переписи показывают, что половина мужского населения итальянских городов XV века — люди до 40 лет, подавляющее большинство из них холостые. Альберти трогательно пишет: “Играющую и состязающуюся молодежь присутствие отцов отвратит от всякого беспутства и шалостей”. Ага, щаз. Футбола, допустим, еще не было, но перечтем
Шекспира: с чего сцепились Монтекки и Капулетти?

Идеальный город изображали и проектировали многие : Леон Баттиста Альберти, Филарете, Лучано Лаурана, великий Пьеро делла Франческа. Но все это осталось на бумаге. В камне попытка сделана была лишь одна — Пиенца.

Когда приезжаешь сюда, как бы ни готовился заранее, цепенеешь от миниатюрности идеала. Выходящие на главную площадь кафедральный собор и три палаццо — обычного ренессансного размера. Но сама площадь — двор. Едва не дворик. И вдруг понимаешь — да так оно и есть: это же итальянский сад камней эпохи Возрождения. Для себя, для эстетическо-интеллектуальной утехи. Там, вне — черт знает что с безобразиями и жестокостями, а у нас тут, внутри, идеал. Вышло? Нет, конечно, и не могло. Но был замах — и остался на века в камне, золотистом песчанике Пиенцы.


Петр Вайль
08.06.2007
Источник: Ведомости
http://archive.travel.ru/italy/111115.html



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:15


Пиенца
http://www.italynews.ru/photo_m466_pg7.html

Пиенца, Пьенца (Pienza), город в Средней Италии (провинция Сиена). П. выстроена по заказу и названа в честь папы Пия II (Энеа Сильвио Пикколомини), пожелавшего возвести новый город на месте своего рождения - деревня Корсиньяно. По плану Б. Росселлино была проложена прямоугольная сетка улиц П. (с 1459) и возведены (во 2-й половине 15 в.) наиболее примечательные здания: собор зального типа дворцы Пикколомини и Комунале; тогда же выстроен Палаццо Весковиле (или Борджа). Епархиальный музей религиозного искусства.
http://bse.chemport.ru/pientsa.shtml


Пьенца (итал. Pienza) — городок в итальянской провинции Сиена с населением 2231 чел. (2005). В XV веке на месте города стояла деревня Корсиньяно, уроженцем которой был папа Пий II из сиенского семейства Пикколомини. Он велел флорентийскому архитектору Бернардо Росселино перестроить деревню в идеальный ренессансный город, что и было осуществлено после 1459 г. Среди наиболее значительных сооружений — соборная церковь и многочисленные палаццо (Пикколомини, Борджиа, Комунале, Гонзага). Впервые применённая в Пьенце рациональная схема городской планировки была перенята архитекторами многих других городов Европы. В 1995 г. ренессансная Пьенца была объявлена памятником Всемирного наследия.
http://ru.wikipedia.org



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:20

Город в форме звезды

Составить мнение о градостроительстве времен Возрождения не просто. При сравнении уровня, достигнутого градостроительством того периода, с необычайным расцветом других областей искусства видно, что здесь, на первый взгляд, недоставало гениального нового видения, которое уже существовало в живописи и скульптуре. Как это объяснить?

Для того времени, когда была открыта перспектива, комплексная структура города с его различными социальными взаимоотношениями была чем-то противоречивым по своей сущности в сравнении с духом коллективизма, присущим готике.

Насколько Ренессанс был ослеплен определенной схемой плана города, видно из того, что в течение полувека - от Филарете до Скамоцци - во всех идеальных планах города господствовала одна схема - город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города. В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки, как в звездообразном городе Пальманова (1593). Из этой идеальной точки можно было просматривать диагонально идущие улицы в перспективном ракурсе.

Несомненно, что резко очерченная форма города в виде шести-девяти- и двенадцатиконечной звезды определялась функцией обороны с применением огнестрельного оружия. В средние века было достаточно окружить город стеной. А теперь город окружали рядом зубчатых, выступающих вперед башен-бастионов для того, чтобы иметь возможность вести фланкирующий огонь по наступающему противнику.

Но не это было решающим фактором. За такой схемой построения города лежала идея о центрическом сооружении. Ему посвятил жизнь Браманте, а Леонардо да Винчи в области архитектуры больше всего интересовало сочетание пространства с купольным покрытием, с радиально отходящими от него капеллами. Центрическое сооружение в центре города служит как бы идеальным наблюдательным пунктом.

Повсюду в произведениях живописи появлялись такого рода центрические сооружения. Здесь мы упомянем лишь раннюю работу Рафаэля "Обручение Марии", написанную в 1504 г. и находящуюся в Брера в Милане. В этой картине доминирует центрическое сооружение-Иерусалимский храм, доходящее до верхнего края картины. От ступеней его многоугольной паперти отходят радиально во все стороны в перспективном ракурсе темные мраморные дорожки.

Здесь сохранена схема города эпохи Возрождения, так же как и центрическое здание храма. Рисунок Витторе Карпаччио может служить одним из многих примеров. Идеальный город в форме звезды эпохи Возрождения представляет собой усовершенствованный, получивший значительное развитие средневековый тип города с собором, крепостью или площадью в центре и окружающими их одним, двумя, тремя или четырьмя кольцевыми рядами застройки?

На "древовидном" плане города Баньякавалло была принята почти такая же планировка города, как в средние века. То, что в средние века самым различным образом органически развивалось, в идеальном городе Возрождения вначале схематизировалось. В средние века главными являлись широкие кольцевые улицы, а во времена Возрождения - радиальные, отходящие от центра.


Из книги «Мир архитектуры: Лицо города» (1990, недописана, завершена В. Л. Глазычевом)
http://www.maxios.ru/lib/architect/architect0052.shtml

От авторов А. Гутнова и В. Глазычева:
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st001.shtml
Про авторов:
http://ru.wikipedia.org
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.glazychev.ru/


Антонио ди Пиетро Аверлино (Филарете) (Antonio di Pietro Averlino) (Filarete) (ок.1400 - ок.1469), архитектор, скульптор и теоретик архитектуры эпохи Возрождения.
http://en.wikipedia.org/wiki/Filarete



Филарете. План идеального города Сфорзинда. 1457 г.
http://en.wikipedia.org/wiki/Filarete

Идеальный город Антонио Филарете
Город представлял собой в плане восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом в 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выступах звезды располагались восемь круглых башен, а в «карманах» – восемь городских ворот. Ворота и башни соединялись с центром радиальными улицами, часть из которых представляла собой судоходные каналы. В центральной части города на возвышении располагались главная, прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинным – судебные и городские учреждения. В центре площади размещались водоем и дозорная башня. К главной площади примыкали две другие, с домами наиболее именитых жителей города. На пересечении радиальных улиц с кольцевой располагались еще шестнадцать площадей: восемь торговых и восемь для приходских центров и церквей.

http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2001/Mecht_o_ideal_gorode/




Виченцо Скамоцци (Vincenzo Scamozzi) (1548 -1616), итальянский архитектор и теоретик архитектуры.
http://en.wikipedia.org/wiki/Vincenzo_Scamozzi

Идеальный город Виченцо Скамоцци
По плану Скамоцци территория города была окружена двенадцатью бастионами и имела четверо городских ворот, от которых шли две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их пересечении находилась главная площадь, на которую выходили дворец, собор, университет и городские учреждения. К главной площади с запада и востока примыкали две торговые площади, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге – площадь для торговли сеном и дровами. Территорию города пересекала река, а ближе к его периферии располагались восемь приходских церквей. Планировка города была регулярной.

http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2001/Mecht_o_ideal_gorode/








магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:22


http://www.friuliveneziagiulia.info/guida/Comune/Palmanova.asp



План Пальманова
http://fr.wikipedia.org/wiki/Palmanova

Город Пальманова (1593) в окрестностях Удине, один из форпостов Венецианской республики.
http://www.krugosvet.ru/articles/52/1005204/0004769g.htm

1593 - В Пальманова возводится крепость по плану девятиугольной звезды. Цель сооружения - защита от турок и от Габсбургов. В память о битве при Лепанто, первый камень закладывается 7 октября.
http://www.ciaocacao.ru

Про Пальманова см. также в постинге Ренаты от 11-06-2007 в теме Фортификация крепостей - от Ренессанса до наших дней




http://www.universutopia.net/note.asp?L=EN&note_id=42




http://it.encarta.msn.com/media




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:36

Аэрофотография Пальманова



Аэрофотография Пальманова



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:52



http://turismogoogle.net/index.php?p=51



http://www.liceocalini.it/author/mmento



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 14:57


http://www.storiapatriafriuli.it/elencomostre.html




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 15:01


http://www.bbcasarenata.it/indexGE.htm



http://www.stpsas.it/dovesiamo.php



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 17:15


Нёф-Бризах (фр. Neuf-Brisach), город в Эльзасе (Франция), строительство которого началось в 1698 г. в результате Рисвикского договора, обязавшего Людовика XIV уступить Вьё-Бризах (Старый Бризах), который сейчас называется Брейзах-на-Рейне (Германия). Людовик XIV поручил построить новый укрепленный город с целью предотвращения переправы через Рейн в данном районе. Строительство было поручено Себастьяну де Престру, сеньору де Вобану (1633 г. - 1707 г.). В плане город представляет собой восьмиугольник с бастионами (внешними), образующими звезду.

http://ru.wikipedia.org



http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Neuf-Brisach


Про де Вобан см. постинг от 28-01-2008 12:01 в теме Фортификация крепостей - от Ренессанса до наших дней





магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 17:21


Аэрофотография Нёф-Бризах



Аэрофотография Нёф-Бризах




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 17:38


Сравним два города:





http://www.clubitalianoautogiro.it/galleria_immagini.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Neuf-Brisach

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 18:07


Идеальный город Томаса Мора - Амауротум. 1512 г.
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st019.shtml




Идеальный «город Солнца». Томмазо Кампанелла. 1602 г.
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st019.shtml


Город Солнца Томмазо Кампанеллы
http://www.universutopia.net/note.asp?L=EN&note_id=42





магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 25-01-2008 18:28


МЕЧТА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ

Пусть не было воплощено в камне ни одного идеального города, их идеи обрели жизнь в реальных городах эпохи Возрождения...

Пять веков отделяет нас от того периода, когда архитекторы впервые обратились к вопросам перестройки города. И эти же вопросы остро стоят для нас сегодня: как создавать новые города? Как перестраивать старые – вписывать в них отдельные ансамбли или сносить и заново строить все? А главное – какую идею закладывать в новый город?

Мастера Возрождения воплощали те идеи, которые уже звучали в античной культуре и философии: идеи гуманизма, гармонии природы и человека. Люди вновь обращаются к мечте Платона об идеальном государстве и идеальном городе. Новый образ города рождается сначала как образ, как формула, как замысел, представляющий собой дерзкую заявку на будущее, – подобно многим другим изобретениям итальянского кватроченто.



Построение теории города было тесно связано с изучением наследия античности и, прежде, всего трактата «Десять книг об архитектуре» Марка Витрувия (вторая половина I в. до н.э.) – архитектора и инженера в войске Юлия Цезаря. Этот трактат был обнаружен в 1427 г. в одном из аббатств. Авторитет Витрувия подчеркивали Альберти, Палладио, Вазари.

Самым большим знатоком Витрувия был Даниеле Барбаро, который в 1565 г. выпустил его трактат со своими комментариями. В работе, посвященной императору Августу, Витрувий обобщил опыт архитектуры и градостроительства Греции и Рима. Он рассматривал ставшие уже классическими вопросы выбора благоприятной местности для основания города, размещения главных городских площадей и улиц, типологии зданий. С эстетической точки зрения Витрувий советовал придерживаться ординации (следования архитектурным ордерам), разумной планировки, соблюдения равномерности ритма и строя, симметрии и соразмерности, соответствия формы назначению и распределения ресурсов.

Сам Витрувий не оставил изображения идеального города, однако многие архитекторы Возрождения (Чезаре Чезарино, Даниеле Барбаро и др.) создали схемы городов, в которых отразили его идеи. Одним из первых теоретиков Возрождения был флорентиец Антонио Аверлино по прозвищу Филарете. Его трактат целиком посвящен проблеме идеального города, он выдержан в форме романа и повествует о строительстве нового города – Сфорцинды. Текст Филарете сопровождается множеством планов и рисунков города и отдельных зданий.



В градостроительстве Возрождения теория и практика развиваются параллельно. Строятся новые здания и перестраиваются старые, формируются архитектурные ансамбли и одновременно пишутся трактаты, посвященные архитектуре, планировке и укреплению городов. Среди них знаменитые работы Альберти и Палладио, схемы идеальных городов Филарете, Скамоцци и других. Мысль авторов далеко опережает нужды практического строительства: ими описываются не готовые проекты, по которым можно спланировать конкретный город, а графически изображенная идея, концепция города.

Приводятся рассуждения о размещении города с точки зрения экономики, гигиены, обороны, эстетики. Ведутся поиски оптимальных планов жилых кварталов и городских центров, садов и парков. Изучаются вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции. В этих идеальных построениях планировке города свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями. И, наконец, то, что отличает архитектуру Возрождения от других эпох, – человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений. Внимание к человеческой личности было столь велико, что даже архитектурные сооружения уподоблялись человеческому телу как эталону совершенных пропорций и красоты.


Теория

В 50-е годы XV в. появляется трактат «Десять книг об архитектуре» Леона Альберти . Это был, по существу, первый теоретический труд новой эпохи на эту тему. В нем рассматриваются многие вопросы градостроительства, начиная от выбора места и планировки города и кончая типологией зданий и декором. Особый интерес представляют его рассуждения о красоте.

Альберти писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Фактически Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля Возрождения, связав античное чувство меры с рационалистическим началом новой эпохи. Заданное соотношение высоты застройки к расположенному перед ней пространству (от 1:3 до 1:6), согласованность архитектурных масштабов главных и второстепенных зданий, уравновешенность композиции и отсутствие диссонирующих контрастов – таковы эстетические принципы градостроителей Ренессанса.

Идеальный город волновал многих великих людей эпохи. Размышлял о нем и Леонардо да Винчи. Его идея состояла в создании двухуровневого города: верхний уровень был предназначен для пешеходных и наземных дорог, а нижний – для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым движется грузовой транспорт. Известны его планы реконструкции Милана и Флоренции, а также проект веретенообразного города.



Другим видным теоретиком города был Андреа Палладио. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» он размышляет о целостности городского организма и взаимосвязи его пространственных элементов. Он говорит, что «город – не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом – некий малый город». Про городской ансамбль он пишет: «Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Заметное место в трактате отводится вопросам интерьера зданий, их габаритам и пропорциям. Палладио пытается органично соединить внешнее пространство улиц с интерьером домов и дворов.

Ближе к концу XVI в. многих теоретиков привлекли вопросы торговых площадей и оборонительных сооружений. Так, Джорджо Вазари-младший в своем идеальном городе много внимания уделяет застройке площадей, торговым пассажам, лоджиям, палаццо. А в проектах Виченцо Скамоцци и Буанаюто Лоррини существенное место занимают вопросы фортификационного искусства. Это было ответом на заказ времени – с изобретением разрывных снарядов на смену крепостным стенам и башням пришли земляные бастионы, вынесенные за городские границы, а город по своим очертаниям стал напоминать многолучевую звезду. Эти идеи воплотились в реально построенной крепости Пальманова , создание которой приписывают Скамоцци.


Практика

Хотя и не было воплощено в камне ни одного идеального города, за исключением небольших городов-крепостей, многие принципы его построения воплотились в реальность уже в XVI веке. В это время в Италии и других странах прокладывались прямые широкие улицы, соединяющие важные элементы городского ансамбля, создавались новые площади, перестраивались старые, а позднее появились парки и дворцовые ансамбли с регулярной структурой.



Несмотря на то что искусство Возрождения в достаточной мере противопоставлялось искусству средневековья, оно легко и органично вписалось в средневековые города. В своей практической деятельности архитекторы Возрождения использовали принцип «строить новое, не разрушая старое». Им удалось создать удивительно гармоничные ансамбли не только из зданий одного стиля, как это можно видеть в площадях Аннуциаты во Флоренции (проект Филиппо Брунеллески) и Капитолия в Риме (проект Микеланджело), но и объединить в одну композицию постройки разных времен.

Так, на площади св. Марка в Венеции средневековые сооружения объединены в архитектурно-пространственный ансамбль с новой застройкой XVI века. А во Флоренции из площади Синьории со средневековым палаццо Веккио гармонично вытекает улица Уффици, выстроенная по проекту Джорджо Вазари. Более того, ансамбль флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре (реконструкция Брунеллески) прекрасно сочетает в себе сразу три архитектурных стиля: романский, готический и ренессанс.


Город средневековья и город Возрождения

Идеальный город Возрождения появился как своего рода протест против средневековья, выразившийся в развитии античных градостроительных принципов. В отличие от средневекового города, воспринимавшегося как некое, пусть и несовершенное, подобие «Небесного Иерусалима», воплощение не человеческого, но божественного замысла, город Возрождения был создан человеком-творцом.

Человек не просто копировал уже существующее, он созидал более совершенное и делал это в согласии с «божественной математикой». Город Возрождения был создан для человека и должен был соответствовать земному миропорядку, его реальной социальной, политической и бытовой структуре.
Средневековый город окружен мощными стенами, отгорожен от мира, его дома больше походят на крепости с немногочисленными окнами-бойницами. Город Возрождения открыт, он не защищается от внешнего мира, он его контролирует, подчиняет. Стены зданий, разграничивая, объединяют пространства улиц и площадей с внутренними двориками и помещениями. Они проницаемы – в них много проемов, аркад, колоннад, проездов, окон.

Если средневековый город – это размещение архитектурных объемов, то город Возрождения – в большей степени распределение архитектурных пространств. Центром нового города является не здание собора или ратуши, а свободное пространство главной площади, раскрытое как вверх, так и в стороны. В здание входят, а на улицу и площадь выходят. И если средневековый город композиционно стянут к своему центру – центростремителен, то город Возрождения центробежен – он устремлен во внешний мир.



Идеальный город Платона
В плане центральная часть города представляла собой чередование водных и земляных колец. Внешнее водное кольцо было соединено с морем каналом длиной в 50 стадиев (1 стадий – ок. 193 м). Земляные кольца, разделявшие водные, имели вблизи мостов подземные каналы, приспособленные для прохода судов.

Самое большое по окружности водное кольцо имело в ширину три стадия, таким же было и следовавшее за ним земляное; следующие два кольца, водное и земляное, были шириной в два стадия; наконец, водное кольцо, опоясывающее находившийся в середине остров, было в стадий шириной.

Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев в диаметре и был, так же как и земляные кольца, обведен каменными стенами. Кроме дворца внутри акрополя находились храмы и священная роща. На острове были два источника, в изобилии дававшие воду для всего города. На земляных кольцах было сооружено множество святилищ, садов и гимнасиев.

На самом большом кольце по всей его длине был устроен ипподром. По обе его стороны стояли помещения для воинов, но более верные были размещены на меньшем кольце, а самым надежным стражам были даны помещения внутри акрополя. Весь город на расстоянии в 50 стадиев от внешнего водного кольца опоясывала начинавшаяся от моря стена. Пространство внутри нее было густо застроено.


Средневековый город следует естественному ландшафту, используя его в своих целях. Город Возрождения – это, скорее, произведение искусства, «игра в геометрию». Архитектор видоизменяет местность, наложив на нее геометрическую сетку расчерченных пространств. Такой город имеет четкую форму: круга, квадрата, восьмиугольника, звезды; даже реки в нем спрямлены.

Средневековый город вертикален. Здесь все устремлено вверх, в небеса – далекие и недоступные. Город Возрождения горизонтален, здесь главное – перспектива, устремленность вдаль, к новым горизонтам. Для средневекового человека путь на Небо – это вознесение, достижимое через покаяние и смирение, отречение от всего земного. Для людей Возрождения – это восхождение через обретение собственного опыта и постижение Божественных законов.

Мечта об идеальном городе дала импульс для творческих исканий многих архитекторов не только эпохи Возрождения, но и более позднего времени, она вела за собой и освещала путь к гармонии и красоте. Идеальный город всегда существует внутри города реального, так же отличный от него, как мир мысли от мира фактов, как мир воображения от мира фантазии. И если уметь мечтать так, как это делали мастера Ренессанса, то можно увидеть этот город – Город Солнца, Город Золотой.


http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2001/Mecht_o_ideal_gorode/


магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 08-02-2008 09:26



Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) (1511 —1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма. Известен как автор биографий итальянских художников. Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 г. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 г.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

http://ru.wikipedia.org



Джордже Вазари. План идеального города. 1598 г.
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st018.shtml



Джордже Вазари. План главной городской площади
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st018.shtml



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 08-02-2008 09:28


Идеальный город Перре. 1601 г
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st022.shtml



Идеальный город Жака Перре. 1601 г.
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st014.shtml



Идеальный город — крепость Жака Перре
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st014.shtml




Идеальный город Даниэля Спекле. 1608 г. Последовательное использование радиальной планировочной системы
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st020.shtml



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 08-02-2008 09:30


Франция. Саарлуи. XVII в.
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st015.shtml


Саарлуис (Зарлуи) (нем. Saarlouis), промышленный город в Германии, в федеральной земле Саар.Основан в 1680 как крепость Людовиком XIV и назван в честь короля Сар-Луи (фр. Sarre-Louis). Укрепления крепости построил главный инженер короля, будущий маршал Франции Вобан. В нацистской Германии именовался Зарлаутерн (нем. Saarlautern), чтобы избежать напоминаний об оккупации Саара французским королём.
http://ru.wikipedia.org

Про де Вобан см. постинг от 28-01-2008 12:01 в теме Фортификация крепостей - от Ренессанса до наших дней




Крепость Саарлуис в 1693 г.
http://en.wikipedia.org/wiki/Saarlouis



магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 08-02-2008 09:34

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сами по себе идеи упорядочения, геометризации городских планов возникли именно в эпоху Возрождения. Мир осмыслялся по-новому, и город не стал исключением в той лавине новых идей и подходов, на которые было таким щедрым это время. О городе писались целые трактаты, составлялись проекты идеальных городов.

Леон Батиста Альберти — первый в истории человечества подлинный теоретик градостроительства — подробно описывает, «как делать город», начиная от выбора места и кончая его внутренним устройством.

Характерно, что все проекты эпохи Возрождения демонстрируют нам новые города, выстроенные по новым правилам и на чистом месте. Все они имеют четкую геометрическую форму круга или многоугольника, вписанного в круг. Характерная форма подчеркивается расположением внешних фортификационных укреплений, а центрическое расположение главной площади легко объяснить стремлением по возможности удалить ее от опасности артиллерийского обстрела.

Во всех проектах идеальных городов — а их в XVI—XVII веках в одной только Италии появилось немало — прослеживается четкая система планировки улиц и главных площадей в местах их пересечения. Сами улицы, как правило, ориентированы, с одной стороны, на входные ворота в город, а с другой — на важнейшие сооружения города, расположенные на центральной площади (или площадях).

Именно идее замкнутой уличной перспективы, ясно ведущей к значимой архитектурной цели, предстояло вызвать серьезные сдвиги в практике градостроения, радикально изменить облик городов, характер взаимосвязи архитектуры и планировки. Однако поначалу столь важная идея оставалась только на бумаге. Обладая высокоразвитым чувством места, архитекторы Возрождения преемственно развивали средневековые города, умело подстраиваясь к сделанному их предшественниками.

Попытки осуществить идею в чистом виде поначалу не вдохновляли. Известный архитектор и теоретик архитектуры Виченцо Скамоцци, автор одного из проектов «регулярных» новых городов, попытался осуществить свой замысел в натуре при строительстве города-крепости Пальма Нуова близ Венеции. Результат оказался обескураживающим. Девять лучевых магистралей, пересеченных кольцами поперечных улиц, сходились в одной точке — на главной площади города. Примитивная геометрия плана порождает быстрое разочарование и скуку у всякого, попавшего в этот город.

Очевидно, идея осевой перспективы должна была реализовать себя в конкретной и достаточно сложной (а не вымышленной с начала до конца, как в Пальма Нуова) градостроительной ситуации.
Неудивительно, что таким местом стал Рим — самый древний, самый большой и, пожалуй, самый запутанный благодаря наслоениям разных эпох город Италии.

Удивительно же то, что первый шаг к реализации идеи осевой перспективы был сделан все тем же великим Микеланджело. Нельзя не отдать дань восхищения поистине титаническому гению человека, который не только составил целую эпоху в скульптуре, живописи, архитектуре, но успел предвосхитить дальнейшее развитие, заложить краеугольные камни новых подходов в каждой из этих областей. В том числе в сложном искусстве созидания города.

Теперь читатель должен вспомнить о том, что новые улицы и площади формируются в эпоху господства «барокко» (и снова первый архитектор барокко — Микеланджело) — архитектурного стиля с необычайно богатой пластикой форм, обилием и вычурностью архитектурного декора, сочной игрой светотени. Все это должно дополнить картину новых градостроительных начинаний — создания крупномасштабных, торжественных (если не сказать пышных) объемно-пространственных композиций. Не отдельных сооружений или даже ансамблей, а целых градостроительных композиций.


Из книги «Мир архитектуры: Лицо города» (1990, недописана, завершена В. Л. Глазычевом)
авторы А. Гутнов и В. Глазычев
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st014.shtml




Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti) (1404 —1472), итальянский ученый, гуманист, писатель, выдающийся архитектор эпохи Возрождения, теоретик искусства.

Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом.

Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников и мелких торговцев.
Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений.

Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий — школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.


http://ru.wikipedia.org




магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 08-02-2008 09:44


Город Телч. Чехия
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st021.shtml

Тельч (чешск. Telc), город в Чехии. В честь Захариаша из Градца названа главная (рыночная) плоащдь города. При нем замок перестраивается в стиле ренессанс мастерами Антонио Влачем и Бальдассаром Магджи де Ронио.

Захариас намести (площадь Захариаса). Изначально Старый город Тельча был построен из дерева и в 1386 году сгорел за одну ночь. Дома были выстроены в камне заново, а после перестройки замка фасады домов были также перестроены в стиле ренессанс и барокко. Все дома на площади объединены общими аркадными галереями и сохранили свой облик со средневековья. В 1992 г. площадь внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Дома №№ 15 и 61 украшены особо ценными фресками в технике сграффито.

В январе 2007 г. замок Тельча победил в чешском конкурсе «Самый сказочный замок Чехии». Построен в стиле ренессанс.

http://ru.wikipedia.org


Тельч. Главная площадь. Дома XVI века
http://en.wikipedia.org/wiki/Tel%C4%8D


Тельч. Главная (рыночная) площадь
http://de.wikipedia.org/wiki/Tel%C4%8D


Тельч. Фасад на главной (рыночной) площаде
http://de.wikipedia.org/wiki/Tel%C4%8D


Этот город, являющийся памятником ЮНЕСКО, был основан как королевская крепость в XIII веке в Южной Моравии, неподалеку от серебряных рудников. Город Тельч - центр южной части Чешско-Моравской возвышенности. Ренессансный облик город получил благодаря Захариасу из Градец (1527-1589) и его любви к Италии. Замок Тельча является одним из замечательнейших сооружений стиля Ренессанса Чехии. В городе устраивались еженедельный рынок и 4 ежегодных ярмарки. К этому времени Тельч стал местом епархии для большой области юго-западной Моравии.
http://www.oldcity.ru/doc/272.htm


Тельч
http://cs.wikipedia.org/wiki/Tel%C4%8D


Тельч
http://de.wikipedia.org/wiki/Tel%C4%8D







магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 29-02-2008 15:10



Джорджо де Кирико. Итальянская площадь (Piazza d'Italia) (1913)
http://www.abcgallery.com/C/chirico/chirico10.html

Подробнее о Джорджо де Кирико и его piazza см. в постинге от 29-02-2008. в теме Художники 20-21 веков





Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-06-2010 04:38
А знаете ли вы, что в Италии, недалеко от границы со Словенией, расположен удивительный город – Пальманова, представляющий собой в плане абсолютно правильную девятиконечную звезду. Город этот был основан 7 октября 1593 года с целью увековечить победу венецианцев над турками в битве при Лепанто 1571 года. Проект этого «идеального города» был разработан архитекторами под руководством военного инженера Джулио Саворньяна. В самом центре Пальмановы находится шестиугольная площадь Гранде. От нее лучами расходятся шесть улиц, ведущих к оборонительным стенам. Воротами кончаются только три из этих лучей. Стены сооружены таким образом, чтобы каждый из бастионов смог защищать соседний. Вообще город представляет собой идеальное наглядное пособие по истории фортификации, поэтому каждый, кто любит прогуливаться по старинным крепостям, просто обязан доехать до Пальмановы. Ну а если вы пока не собираетесь в Италию, по улицам Пальмановы можно «прогуляться», используя сайт города.
http://aznaeteli.livejournal.com/161220.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 16-01-2011 20:38
Сомалийские города в виде животных (про которые сегодня писали) имеют реальный прототип. В 1955 году кандидат на пост президента Бразилии поклялся, что в случае его избрания, он построит новую столицу страны. Всего через четыре года город будущего был построен. В плане город Бразилиа должен был быть похож на летящую птицу Ибис.

Так как город с самого начала планировался как административный центр, то в голове у птицы расположились здания федеральной власти, площадь трёх властей и президентский дворец. Главную улицу Эспланаду отдали под министерства и банки, а вокруг неё в туловище птицы расположились офисы и магазины. Для муниципальных властей определили место ближе к хвосту. Промышленные предприятия вынесли далеко на запад, в хвост птицы. В широких крыльях птицы расположились жилые кварталы города.

В целом эксперимент оказался удачным. Город выполнил свою функцию и стал новой столицей и центром развития Бразильской глубинки. К сожалению, план проекта не учёл строителей, которые предпочли остаться в построенном ими городе, но не могли купить дорогие квартиры. Так вместе с городом возникли его первые пригороды. Сегодня в самом Бразилиа проживает только 400 тысяч человек, многие квартиры пустуют. Более 2 миллионов человек обосновалось в пригородах, которые имеют все проблемы обычных городов - плохая планировка, хаотичная застройка в трущобах, высокий уровень преступности и проблемы с транспортом. http://dirty.ru/comments/301740/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-03-2011 03:09
Жилой квартал в пражском районе 6 был спроектирован в 1919 году архитектором Ярославом Вондраком (Jaroslav Vondrák), который использовал идею города-сада предложенную английским архитектором Эбенизером Говардом (Ebenezer Howard).
http://archigrafo.livejournal.com/306973.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-07-2014 03:32
Девять городов-утопий http://masterok.livejournal.com/1824265.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-07-2014 17:22
“…Для шведов Таллинн был всего лишь колониальной крепостью, используемой в военных целях. В этот период /1561-1710 – Й.К./ возводились лишь мощные земляные и каменные бастионы, остатки которых сохранились до наших дней…”
Цитате, с которой я позволю начать своё небольшое исследование чуть болле четверти века. Взята она, правда, не из научного труда, а из менее “серъёзной” книги – путеводителю по Таллинну, выпущенному издательством “Периодика” в 1974 году. Однако цитата эта неплохо иллюстрирует позицию официальной историографии тех лет по отношению к т.н. Шведскому времени.
А фортификационные сооружения 17ого столетия – низкие, приземистые, не чета живописному частоколу башен на Торниде вяльяк – обыватель и не сразу догадается,что это творения рук человеческих.

Эпоха Возрождения, затронувшая практически все стороны человеческой деятельности, оставила свой след и в архитектуре. Наряду с выработкой нового языка архитектоники зданий и их декоративного убранства, велись поиски новых концепций “идеального города” и городской планировки. Основой изысканий были труды античных философов Платона и Аристотеля, а так же политические трактаты современников.
Поиски образца идеального города сочетались с идеями утопического “социализма” – ярким примером тому служит план идеального города Амаурота – столицы государства социального равенства Утопии, созданный самим Томасом Мором для первого издания одноимённой книги /1516 год/.
Поиски схем идеального города сопровождался разработками как радиальных, так и регулярных планировочных структур.
Наиболее “популярным” сторонникам радиального решения является, пожалуй, не профессиональный зодчий, а писатель, имя которго известно многим, хотя навряд ли и десятая часть из них может назвать себя читателями его произведений. Я имею в виду столь горячо любимого Лениным утописта Томмазо Кампанеллу, который в своём труде “Город Солнца”, появившемся более века спустя после сочинения Мора /в 1623 году/, представил тип идеального города, выстроенного по радиальной схеме. Правда, градостроительная идея принадлежит свё же не ему, а итальянскому архитектору Филарете, который впервые предложил подобное решение в проекте звездообразного города Сфорцинда.
Кругообразный многогранный в плане город со сходящимися к центру радиальными улицами встречается так же в теоретических работах французского архитектора Жана Франсуа Перре /1601/ и англичанина Даниеля Спекле /1589, 1608/.
У регулярного решения планировки городов имелись не менее знаменитые поклонники. Первым теоретиком квадратного или прямоугольного плана города с пересекающимися под прямым углом улицами можно считать немецкого художника Альбрехта Дюрера (кстати, помимо “квадратного города”, изобретенем Дюрера считаются и заполненные грунтом орудийные башни – предки последующих бастионов, о чём, однако, упомянают куда реже, чем о гравюрах “Апокалипсиса” или знаменитой “Меланхолии” – вероятно, что бы не “дискредитировать” великого гуманиста…). Из имён менне известных можно упомянуть так же автора утопии “с христианским уклоном” Йогана Валентина Андреа /1619/, французских романсистов 17 века Дени Вэрасса /1675/ и Габриэля де Фуаньи, а так же сотрудника Лейденского университетеа Симона Стивена /труды опубликованы посмертно, в 1660 г./.
Крупнейшим теоретиком и практиком

фортификационной системы Нового времени является французский военный инженер, маршал Себастьян ле Претр де Вобан. Разработанная им система оборонительного пояса с бастионами, равелинами и рвами получила всеобщее распостранение и вошла в историю архитектуры под именем своего создателя. По системе Вобана в Европе было выстроено и укреплено более сотни городов.

Теоретические схемы идеального города проводились в ряде случаев и в действительность. Так, по радиальной системе сторилась с конца 16ого века город-крепость Пальманова, основанный как форпост против турок на рубеже венецианских владений. В Брабанте в 17ом веке строился семигранный, окружённый поясом бастионов, новый город Шерпенхеувель.

Говоря о примерах Германии, в лоне архитектурной традиции которой издавна находились и эстонские земли, нельзя обойти вниманием посёлок Фуггерай, выстроенный для своих работников коммерческой фамилии Фуггеров в Якобовском форштадте Аугсбурга /1516/, прямоугольный город Фройденшрадт, основанный в земле Шварцвальд герцогом Фридрихом Вюртембергским /1599/, а так же Новый город в Ханнау-Нойштадте, созданный для бежавших из Валлонии и Нидерландов протестантов рейхсгерцогом Филиппом Людвигом II /1600-1608/. Последний примечателен своим сочетанием всех вышеупомянутых трёх черт идеального города; по своей площади Новый город превосходил средневековую часть практически в три раза.
Градостроительные и фортификационные теории и практика европейских стран нашли отражение в сторительстве и реконструкции городов как самой Швеции (включая и Финляндию), так и на завоёванных территориях по южному и восточному побережью Балтийского моря. Шведскими градостроителями создавались новые города, расширялись существующие, совершенствовались планировочные структуры средневековых городов. На захваченных землях, в том числе и в Ливонии, градостроительные меры сопровождались, как правило, возведением развёрнутых оборонительных соорцужений.

В конце 16ого-начале 17ого столетия шведское градостроительство имело прямые связи голландской школой. Для составления планов и руководства работами первоначально приглашались специалисты из Нидерландов. В частности, голландцами Хансом Флемингом и Петером Николаем де Кемпе был спроектирован и реализован город Готенбург (на территории современной Южной Швеции, отвоёванной незадолго до того у Дании; примечательно, что основную часть населения вновьоснованного города состовляли переселенцы из Голландии)

Начиная со второй четверти 17века в Швеции появляется целый ряд фортификационных инженеров-планировщиков местного происхождения – Олоф Буре, Олоф Ханссон Эрнехефвуд, Йоган Верншельд и др. Однако, это не означало прерывания традиционных связей с нидерландской архитектурной школой. Для совершенствования образования шведские фортификаторы направлялись в Лейден /см. выше/.

Однако, знакомство с новейшими достижениями фортификационного искусства не ограничвалось Нидерландами. Ведущий архитектор и планировщик Швеции середины 17ого века Жан де ла Валле принёс стране приёмы градостроительства Франции. Занимавшие во второй половине 17ого столетия ведущее положение в архитектуре и в фортификационном строительстве Швеции Никодим Тессин-Старший И Эрих Дальберг, совершали поездки в Италию, приобщаясь, таким образом, к архитектурно-художественным концепциям этой страны. В Италии бывал так же и Пауль фон Эссен, разговор о котором пойдёт более подробный в связи с Эстонией.

Подводя итог данной части своей работы, попытаюсь вывести главные тезисы:

*Идеальным городом в европейском градостроительстве считался многогранник или окружность, рассечённая прямыми линиями улиц, пересекающимися либо под прямым углом, либо расходящихся радиально от центральной площади. Неотьемлемой чертой идеального города считалось наличие мощного оборонительного пояса, состоящего из каменно-земляных укреплений, способных выдержать пушечный огонь – бастионов, равелинов, редутов.

*Применеие вышеуказанного идеала имело место в реальности на всей территории Европы – от Мраморного моря до Ботнического залива Балтики.

*Строительство идеальных городов или реконструкция имеющихся в соответствии с идеалом в абсолютном большинстве проводилось силами центральной власти; отыскать примеры перепланировки города по инициативе городских властей мне не удалось, хотя работы по укреплению фортификационного пояса велись и местными магистратами.

* Швеция, в состав которой в интересующее нас время входила и современная Эстония, обладала как политическим и экономическим потенциалом, необходимым для реализации градостроительных идеалов в жизнь, так и специалистами в данной области, причастных к достижениям европейской архитектуры и планировки.

Посмотрим, насколько и в какой мере шведам удалось применить обшеевропейский градостроительный идеал в своих Прибалтийских провинциях, прежде всего в той их части, которая ныне является территорией Эстонской Республики.

http://tallinn.cold-time.com/2012/03/18/%D0%B4%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%BF%D0%BE%D0%BB/

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 18-08-2014 05:10
Город-сад Ратсхоф
Балдур Кёстер. Перевод Алексея Шабунина.
19.04.2007
Поселение, строительство которого началось в 1907 году является первым “городом-садом”, которые возникли по образцу английских городов-садов в Германии (ещё до более известного города-сада Геллерау около Дрездена в 1910 году). Идея пользовалась поддержкой владельца вагонной фабрики “Штайнфурт”, доктора Феликса Хойманна, который с 1904 года переводил вагонзавод на территорию, расположенную к востоку и доходящую до Прегеля. Он предпринимал усилия для того, чтобы построить для своих сотрудников здоровые и дешёвые квартиры. Подрядчиком на поселении было основанное в 1895 году Всеобщий союз (объединение) жилого строительства; проекты общего плана и отдельные дома с 1906 года перерабатывались или выполнялись по-новому правительственным строительным мастером Фритцом Брайером.
Дома были возведены на участках с наследственной арендой, в большинстве своём, высотой в 2 этажа как дома рядовой застройки с 4 квартирами, как двойные дома или как отдельно стоящие односемейные дома. Частью каждого дома является собственный сад. Большая часть поселения была застроена только в 20-х годах. В 1910 году на восточной окраине поселения, у Арндтштрассе, вводится в строй школа Шеффнера, а в 1936/37 гг., так сказать, в центре поселения строится церковь Христа.

http://kn.koenig.ru/kn/138/

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / La Cite ideale - Идеальный город

KXK.RU