Замок Вастселийна (Нейгаузен)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / Эстония замки разные / Замок Вастселийна (Нейгаузен)

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 01-08-2004 15:04
Давайте рассмотрим такой аспект. Много ли мест паломничества знаете на территории Прибалтики? Пока мне реально известно про Vastseliina. Не беру некоторые монастыри, где, возможно, имелись некоторые мощи святых.

Кстати, идею культуртрегерства всецело поддерживаю, и считаю, что немцы цивилизовали местное население на 85%, русские на 15. Посмотрите на привнесенные названия многих предметов и действий. Когда-то мечтал сделать список слов, одинаковых в немецком и эстонском языках.

Гость
Добавлено: 01-08-2004 19:28
Итак, Петр, спасибо, что Вы обратили мое внимание на замок Вастселийна! Привожу гравюру из собрания Бротце:



А теперь полный текст о замке из книги "Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония. Справочник-путеводитель" М., «Искусство», Лейпциг «Эдицион» 1986 г.

Вастселийна. Выруский р-н. Епископский замок.

Заложен магистром Ливонского ордена Бурхардом фон Дрейлебеном как пограничный замок Тартуского епископата против Изборска в 1342 г. С 1354 г. – место паломничества. Древнейшей частью замка является построенная на мысу мощная четырехгранная башня с часовней и с цейхгаузом, которые существовали, судя по письменным источникам, уже в 1353 г. В 3-й четверти 14 века был пристроен главный корпус в виде упрощенного конвентского дома (устаревший термин, ныне принято говорить «кастелла» - прим. Ренаты), состоящего из трех флигелей. В это время замок считался самым мощным в Старой Ливонии. В конце 15 – начале 16 века замок был реконструирован: построен новый форбург, сложная система ворот и круглые башни с амбразурами для огнестрельного оружия. До сих пор северо-воточная башня выделяется своим исключительно богатым декором; она построена, вероятно, мастером, возводившим западные башни Петропавловского собора в Тарту. С 18 века в развалинах.


Вот, Петр, а вы говорите, ничего особенного в истории эстонских замков не усматриваете.

Сразу отмечаю несколько любопытных моментов:
1. Орден и епископы не находились в дружеских отношениях. Тем не менее, магистр строит замок для епископа(?!)
2. При этом замок становится еще и местом паломничества, что вообще крайне любопытно.
3. Дата основания - 1342 г. - как у Алуксне! Вастселийну заложил Бурхард фон Дрейлебен, Алуксне он же приказал заложить Госвину фон Герике, который, как мы с вами уже отмечали, закладывал и другие замки. Чем же вызван столь массовый бум замкостроения именно в эти годы?

В качестве курьеза расскажу одну историю из моей жизни, косвенно связанную с Вастселийной. Было это около трех лет назад, когда я еще ездила по латвийским замкам, завершая свою программу по их фотографированию. Был в Латвии такой замок - Анненбург (Эмбурга), от которого ничего не осталось на поверхности земли. Но тогда я этого не знала, располагая информацией о том, что в начале 20 века еще были видны остатки башни. И вот до поездки в Эмбургу мне приснился сон, как будто я иду по развалинам какого-то замка - и что интересно, декор его был несколько богаче ливонских замков. Тогда я решила, что это из-за того, что я думала об Эмбурге. Но позже, просматривая фотографии, я была поражена буквальным сходством этого замка из сна с Вастселийной! Был ли то какой-то знак?

Гость
Добавлено: 01-08-2004 21:17
Поискала информацию о Вастселийне в Интернете и нашла-таки историю о паломничестве!

Насколько я поняла из английского текста: http://www.virtualtourist.com/vt/651c5/4/ - замок первоначально был посвящен Деве Марии? Фраза там как-то хитро построена. Но вот примерный перевод текста далее:

Рижский архиепископ написал римскому папе Иннокентию VI, описав чудо, что случилось в замковой часовне Вастселийны. Однажды ночью в сентябре 1353 г. люди услышали музыку в часовне, и когда они пошли посмотреть на то, что происходит, они увидели две свечи в таинственной молнии. Крест, что обычно висел на стене, теперь стоял загадочно без любой поддержки на алтаре. Это все еще находилось там, когда письмо было написано в 1354 г. После этого чудо стали приходить осматриватьть люди из Ливонии и даже из Германии. Много слепых людей прозрели и те, кто не слышал хорошо прежде, стали слышать снова.

Как вы думаете, какие выводы из этого можно сделать?

Герб Вастселийны здесь: http://vector-images.com/image.php?epsid=2809

Кстати, Петр, оказывается, все-таки есть сайт об эстонских замках и поместьях: http://www.mois.ee/english/

Гость
Добавлено: 02-08-2004 14:36
По поводу явления в Вастселийне. Хорошо бы в этом разобраться. Свойства левитации (то, что произошло с алтарным крестом), приписываются Святому Граалю. Как сейчас относится к этому католическая церковь в Эстонии? Вот что интересно было бы знать.

Или с разрушением замка в 18 веке (наверное, во время Северной войны?) все чудотворные проявления прекратились? Или до сих пор туда кто-нибудь совершает паломничество?

А вообще я тут посмотрела списки епископов.

В год основания Вастселийны (1342) Рижским архиепископом был Энгельберт фон Долен (Engelbert von Dolen) 1341-1347 (1348) - до этого он был епископом Тартуским! (С 26.11.1323 по 18.10.1341).

После этого епископом в Тарту был Весцелин, с 1342 по 1344, когда умер (только не знаю, где и по каким причинам). С 1344 по 23.10.1346 г. престол был вакантен. Целых 2 года епископа в Тарту не было. В 1346 г. им стал Иоганн I фон Фюнфхаузен, благополучно пробывший на этом посту до 1373 г. (27 лет! - по тем временам это много).

Ну а теперь остается выяснить, кто был архиепископом Рижским, писавшим папе Римскому о чуде. Пожалуйста:

Фромхолд фон Фисхузен, Фифхузен, Фюнфхаузен (Fromhold von Funfhausen) 1348-1369 (1370)

Получается обыкновенная симония? Поддержка родственника? Словом, надо тут глубже раскапывать...

Ну и займемся немного папой Римским, которому писали.

Иннокентий VI (Этьен Обер, француз из Мон) 18; 30.12.1352-12.9.1362

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 02-08-2004 15:04
Всё таки лихо мы переключились на места паломничества:-)
Замок был уже разрушен во время Польско-Шведских войн.И шведы укрепили замок ровно на столько,чтобы держать там небольшой гарнизон.По аналогии с Вильянди и Каркси.
Послушаем Николааса Витсена:"Замок стоит на высоте, валы сухие. Прежде чем добраться до замка, переходят через маленькую речку. В замке устраивают службу в маленькой церквушке. Здесь хранится лук, из которого много лет назад был поражен один великий князь. По легенде, замок был осажден 10-тысячным войском, а когда осажденные собрались сдаваться, они помолились, затем еще раз выстрелили и попали как раз в царя [князя]; поэтому они и освободились. Замок очень разрушен, как обычно разрушены замки в этих морских районах, раньше их было 150. В гарнизоне 25 шведов из Скопена, русские посты находятся на расстоянии не более выстрела от замка, и оттуда можно бросить в Россию камень".Описание 1664-1665 года.
Подробные коментарии читайте в разделе "Хроники".

Гость
Добавлено: 02-08-2004 15:59
Всё таки лихо мы переключились на места паломничества
И не говорите!
А про Витсена... я и забыла, что у него была Вастселийна, "Нивен-Хойзен" как он именует этот замок. Прочесть можно в этой ссылке, где он упоминается последним из ливонских замков: http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Vitsen.html

Кстати, замок действительно назывался в честь Девы Марии:

Хорошо укрепленный пограничный замок Ноехаузен (Nieuwehuijsn - Neuhausen), первоначально называвшийся Фрауэнбург (Frauenburg), был построен орденом Крестоносцев в середине XIV в. (1340-1345), равно как и расположенный несколько южнее замок Мариенбург (Marienburg), для охраны границ от русских.

Вопрос: почему его переименовали? Только лишь потому, что такой замок с таким названием был уже в Ливонии, основанный в 1341 г.?
Фрауэнбург или Салдус (ныне в Латвии) - спохватились и переименовали?

И еще - Петр, так как с католической церковью Эстонии? Можно ли у них навести какие-то справки?

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 02-08-2004 16:59
Мне легче найти приверженца какой-нибудь тотолитарной секты и распросить его о чём-нибудь.Кстати есть знакомые почитатели Святого Муна:-)
Вы знаете Рената,в Эстонии католиков всего около 3000 да и то большинство из них это осевшие в Эстонии поляки.Ничего старинного и католического (что может вас заинтересовать) в Эстонии нет.В основном у нас господствует Лютеранско-Евангелическая церковь.
Думаю что со времён Реформации на чудеса стали смотреть скептически и уверен что внутреннее убранство замковой церкви и места поклонения были изменены до неузнаваемости.Всё это произошло ещё до! первого захвата замка в 1558 году.

Гость
Добавлено: 02-08-2004 17:26
Жаль, конечно (это о католиках). Если секта Муна строила в Эстонии в 14 веке замки, то почему бы и не расспросить?
В принципе я о чем думала - должно же быть у руководства католической церкви что-то вроде списков святынь, которым и сегодня надлежит поклоняться (места, памятники, предметы). Может быть, есть какой-нибудь официальный сайт, куда можно обратиться с таким вопросом? В Латвии есть, а вот как в Эстонии?

Я понимаю, что в годы Реформации многое было уничтожено. В Латвии то же самое. Погибло самое ценное изображение Христа - работы самого Альбрехта Дюрера.

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 03-08-2004 13:01
У меня на это может уйти время,но попытатся постараюсь.Только интересно, является ли местом поклонения именно место или всё же предметы?Ведь если бы на территории(или около) замка было бы какое-то видение или явление то это немного другое.В любом случае я уверен что интерес к замку(в плане паломничества) прошёл ещё в средние века.Иначе где-нибудь я об этом видел информацию.

Гость
Добавлено: 03-08-2004 15:23
Только интересно, является ли местом поклонения именно место или всё же предметы?
Вот поэтому я и подняла этот вопрос. Кстати, "чудотворный" крест вполне могли спрятать во время Реформации и ныне он либо затерялся, либо находится в какой-нибудь другой церкви - и паломничество идет теперь туда. А, может, его сломали воинствующие протестанты?

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 03-08-2004 20:40
Кстати крест есть!!!! :-)
В связи с тем что замок был местом паломничества христиан на башне замка в качестве одного из декоративных элементов имеется... Смотрите картинку башни здесь: http://www.vastseliina.ee/turism.php?sub=vv крест.

Как я понял, крест находился в замковой часовне. Посетителями были паломники преимущественно из самой Ливонии,а также из Германии. Посещение часовни давало 40-дневное отпущение грехов. Кроме возвращения слуха и зрения. Это было продекларировано папой Инокентием VI в 1354 году. Как можно заметить, чудо возникло через непродолжительное время после строительства замка. Да и не стоит забывать что замок находился на границе с территорией не охваченной католичеством, и возможно замок был выбран в качестве стартовой площадки распространения католичества. Должен сразу сказать, что это была запоздалая мера, так как все население вокруг было православным. Большинство населения это народность сету - родственники эстонцев. Говорят почти на эстонском с большим добавлением русских слов.

Гость
Добавлено: 04-08-2004 01:40
Это вот этот крест?



Вряд ли он мог висеть в воздухе... Но вообще история с замком, конечно, интересная.

возможно замок был выбран в качестве стартовой площадки распространения католичества.Должен сразу сказать что это была запоздалая мера,так как все население вокруг было православным.
Интересно, а почему тогда такое сделали именно здесь, а не в других местах? Мне все-таки больше 2 другие версии нравятся:

1. Спрятали Св. Грааль, но неудачно, произошел неконтролируемый выброс энергии, породивший чудо, поэтому пришлось делать место открытым для паломничества (сам Грааль спешно убрали, а, может, и нет).
2. Рижский архиепископ добивался каких-то привилегий для своего родственника и поэтому было организовано чудо (как в шоу Копперфильда).

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 04-08-2004 09:30
Версии интересные.Но их проверять и проверять.
Вы теперь понимаете Рената почему я относил замок Вастселиина к своим самым любимым.До того как посетить его я о нем грезил несколько лет.Кстати территорию замка только недавно очистили от леса.Проходя по территории становится понятно что в плане археологии здесь могут ожидать сюрпризы.Так как под многочисленными холмиками, поросшими травой,угадываются оставшиеся части замка.Уверен что есть и глубокие подвалы со сводчатыми стенами:-)Кстати если исцеления происходили реально,то трудно было не поверить в святость места.
Кстати если одновременно строился собор святого Петра и Павла в Тарту,плюс Мариенбург(если не ошибаюсь)значит к этому периоду вполне мог быть вброс денег в Ливонию.Можно проанализировать этот период строительства в Ливонии.Херсе помните сколько настроил:-)?Могу сказать больше, большинство крупных эстонских замков строились именно в середине 14 века.Только очень не хочется чтобы поиск "Священных предметов" закрутился бы вокруг замка,так как мне всё это кажется маловероятным или по крайней мере не убедительным.

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 04-08-2004 12:38
Кстати, а вы знаете??? Существует отличная реконструкция замка. Замок был эстетен. Есть планы замка. Их я видел несколько. Правда на русском спец. литературы по замку я не видел, хотя искать буду пытаться. Кстати есть прекрасное описание замка в одной российской художественной книге. Перечитывал описание множество раз. Об этом потом.
И ещё...А вы Рената вообще в курсе, что есть книга Бестужева-Марлинского.......... "Замок Нейгаузен" :-) ????????????!!!! Я правда Этой книги не читал,так как не попадалась. Вот они кладези информации :-) Б-М написал ещё про один из латышских замков. Пишите. Жду!!!
Пётр.

Гость
Добавлено: 04-08-2004 14:02
А вы Рената вообще в курсе,что есть книга Бестужева-Марлинского.......... "Замок Нейгаузен"


Цитирую из книги С. Журавлев “Русские писатели в Латвии (в Риге, Митаве, Динабурге и других городах Остзейского края) (16 в. - 1-я пол. 19 в.) Р; “Улей” 1990

Неоднократно бывал в наших краях и один из основоположников “ливонского романа”, как называли его современники, “Пушкин в прозе” - А. А. Бестужев-Марлинский (1797-1837). Внимание будущих декабристов к жизни народов Прибалтики привлекла отмена крепостного права в начале 19-го века. Бестужев интересуется литературой о положении дел в бывшей Ливонии, в 1818 году в журнале “Сын Отечества” появляется его перевод “О нынешнем нравственном и физическом состоянии лифляндских и эстляндских крестьян”.
В мае 1821 года, отправляясь из Петергофа в заграничный поход, А. А. Бестужев по дороге, в Лифляндской губернии, заинтересовался историей древнего орденского замка в Цесисе. На собранном материале прозаик создал повесть “Замок Венден”, герой которой, рыцарь Вигберт фон Серрат, жертвует своей жизнью во имя защиты латышских крестьян от жестокого произвола псов-рыцарей, магистра ордена.
С 1821 по 1825 год, до ареста за участие в восстании 14 декабря, А. А. Бестужев создал четыре “ливонских повести” - “Замок Венден”, “Замок Нейгаузен”, “Ревельский турнир” и “Замок Эйзен”.


Цитата из другой книги - Б. Инфантьев, А. Лосев «Латвия в судьбе и творчестве русских писателей» Р., “Zvaigzne ABC” 1996

«Замок Нейгаузен» отличается от прежних произведений Бестужева этого цикла. «Эпохой своей повести,- пишет Бестужев,- я избрал 1334 год, знаменитый в летописях Ливонии взятием Риги германцем Эбергардом фон Монгеймом. Он привёл её в совершенное подданство, взял с жителей дань и письмо покорности, разломал стену и через неё въехал в город».

К сожалению, из книг Бестужева-Марлинского у меня только сборник "Ревельский турнир", где есть многое, но ни замка Венден, ни Нейгаузена... Кстати, пойду сейчас открою тему о Цесисском замке.

Гость
Добавлено: 04-08-2004 14:08
Кстати есть прекрасное описание замка в одной российской художественной книге.Перечитывал описание множество раз.Об этом потом.
Ну зачем же потом?

Вот, смотрите, не оно ли? Мне эта эта книга в свое время весьма нравилась.

В Нейгаузенской долине, где пятами своими упираются горы Ливонские и Псковские, проведена, кажется, самою природою граница между этими странами. Новый-Городок (Нейгаузен) есть уже страж древней России: так думали и князья русские, утверждаясь на этом месте. Отважные наездники в поле, они были нередко политики дальновидные, сами не зная того.

Замок нейгаузенский построен на крутом берегу речки Лелии, передом к Лифляндии. Четыре башни по углам, соединяющая их ограда, — все это грубо выведенное из дикого, неотесанного камня, — довольно глубокий овраг с трех сторон, с четвертой — обделанный берег, — вот вся искусственная сила этой твердыни. Зато как далеко, как зорко оглядывает она перед собою вправо и влево всю немецкую сторону! Все, что идет и едет от Мариенбурга, Риги и Дерпта, все движения, за несколько десятков верст, не укроются от сторожкого ее внимания. Только сзади господствует над нею отлогое возвышение, беспрестанно поднимающееся на две с лишком версты до гребня горы Кувшиновой; но там — сторона русская! Речка Лелия течет перед лицом замка, изгибаясь, в недальнем расстоянии, с левой стороны назад, с правой вперед. На углу правого изгиба насыпь (вероятно, и на левом была подобная же, но она застроена теперь корчмою); несколько таких искусственных высот, служивших русским военными укреплениями, идут лестницею по протяжению печорской дороги. Некоторые из них уцелели доныне, иные обросли рощицами, другие изрыты дождями, а может быть, и жадностью человеческою. Струи речки мелки, но шумят, строптивые, будучи преграждены множеством камней, временем брошенных в нее с высоты башен.

Вид из замка обнимает Лифляндию на несколько десятков верст; перед глазами разостлан по трем уездам край ее одежды. Прямо за речкою, в средине разостлавшейся широко долины, встал продолговатый холм с рощею, как островок; несколько правее, за семь верст, показывается вполовину из-за горы нейгаузенская кирка, отдаленная от русского края и ужасов войны, посещавших некогда замок; далее видны сизые, неровные возвышения к Оденпе, мызы и кирки. Левее струится из мрачной дали прямо на Нейгаузен дорога рижская; еще левее чернеет цепь гор Гангофских, между которыми поднимает обнаженное чело свое царь этих мест — Муннамегги (Яйцо-гора), наблюдающий, на протяжении с лишком ста верст, рубеж России от Мариенбурга через Печоры до Чудского озера, и накрест свою область от Нейгаузена, через возвышения Оденпе и Сагница, до вершины Гуммельсгофской. Между горами видна и знакомая нам оппекаленская кирка. Все как на блюде! Русская, однакож, сторона закрыта отсюда скатом Кувшиновой горы, как полою великолепного шатра. Чем далее поднимаешься по этому скату, тем картина расширяется и углубляется. Глаз без помощи орудия отказывается схватить все, что она предлагает ему. На вершине Кувшиновой горы сильнее бьется сердце русского: с нее видишь сияние креста и темные башни печерского монастыря, место истока Славянских Ключей, родины Ольги, Изборск, и синюю площадь озера Псковского. Здесь уже настоящая Русь! Только полуверцы, обычаями, верою, языком — смесь лифляндцев с русскими — означают переход из одного края в другой.

Во время, которое описываем, замок представлял, как и ныне, одни развалины. Взорван ли он и покинут без боя шведами, бессильными удержать его с малым стреженем, который он мог только в себе вмещать, от нападений русских, господствовавших над ними своими полевыми укреплениями, давним правом собственности и чувством силы на родной земле; разрушен ли замок в осаде русскими, — история нигде об этом не упоминает. Известно только, что последние в 1072 г. уже были властители Нейгаузена. Здесь и у стен печерского монастыря было сборное место русских войск, главное становище, или, говоря языком нашего века, главная квартира военачальника Шереметева; отсюда, укрепленные силами, делали они свои беглые нападения на Лифляндию; сюда, не смея еще в ней утвердиться, возвращались с победами, хотя еще без славы, с добычею без завоеваний, с чувством уже собственной силы, но не искусства. Здесь полководцы, обезопасенные упрямою беспечностью Карла, имели время обдумывать свои ошибки, готовить новые предначертания и учиться, таким образом, науке войны...


И.И. ЛАЖЕЧНИКОВ.
Последний Новик. 1831—1833

Конкретно эта цитата есть и тут: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200101608

Гость
Добавлено: 04-08-2004 14:24
Теперь от цитат перехожу к делу.

Кстати если исцеления происходили реально,то трудно было не поверить в святость места.


Интересно, где-нибудь сохранились такие описания?

Кстати если одновременно строился собор святого Петра и Павла в Тарту,плюс Мариенбург(если не ошибаюсь)значит к этому периоду вполне мог быть вброс денег в Ливонию. Можно проанализировать этот период строительства в Ливонии. Херсе помните сколько настроил


Наконец-то увидели! в том-то и дело, что в начале 1340-х гг. действительно очень много замков строилось. Только вот Херсе... а не Герике? Мы с вами говорили о Госвине фон Герике, основателе многих замков в Эстонии. А Херсе (Иоганн Вольтхузен-Герц) также был магистром Ливонского ордена, но в 1470-71 гг.

Существует отличная реконструкция замка. Замок был эстетен.
А посмотреть?!!!?

Пишите. Только бы вот компьютер у меня не вырубился бы... как тогда. Есть нехорошие признаки...

Добавляю еще информацию:

Оказывается, есть фильм по книге Бестужева-Марлинского!



Аннотация здесь:
http://www.domvideo.ru/prikl/ricar.htm


Самой книги я пока, к сожалению, не нашла.

Биография писателя: http://archivsf.narod.ru/image/persona/bestuzev/bestuzev.htm

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 04-08-2004 15:45
Сорри. Херсе "запал в душу" замком в Тоолсе :-) и переводом резиденции в Вильянди. Конечно, Госвин фон Герике.
Насчет Лажечникова - да. Но если обратили внимание, там дано также прекрасное (с романтическим флёром) описание замка Гельмет (Хелме). Глава так и называется - Замок Гельмет.
Интересно в "Замке Нейгаузен" есть что-либо интересного для нас???

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 04-08-2004 17:12
Да согласен с вами так как в книге "Последний Новик" рассказано,что Лажечников подробным образом интересовался краем(при его посещении Ливонии) и распрашивал о нём знающих людей.

Гость
Добавлено: 05-08-2004 03:45
Интересно в "Замке Нейгаузен" есть что-либо интересного для нас???
По логике вещей там как раз должно быть что-то о чуде, послужившем причиной паломничества.

Но в Интернете этой книги, видимо, нет, "прошерстила" все поисковики.
Нашла только интересное упоминание об отношении Бестужева-Марлинского к Карамзину (http://opojaz.ru/kovarskij.html)

Во второй половине своей жизни Марлинский резко меняет свое отношение к Карамзину. И характерно, что нападки свои на него он начинает именно с «Истории», ни словом не упоминая о Карамзине-новеллисте. Официально он еще как будто остается на прежней позиции, (статья о «Клятве при гробе Господнем» Полевого), но в письмах этого периода перемена уже совершенно ясна: «Никогда не любил я бабушку Карамзина, человека без всякой философии, который писал свою Историю страницу за страницей, не думая о будущей, и не справляясь с предыдущей. Он бы пустозвон, красноречивый, трудолюбивый, мелочной, скрывавший под шумихою сентенций чужих, свою собственную ничтожность. Не таков Полевой...» и т.д. (Письмо к матери, январь 1831 г.).

И совсем уже откровенно в письме к Булгарину в 1834-м году:
«Я считаю Телеграф лучшим журналом по убеждению; История народа Российского (Полевого) лучше Истории Государства Российского; может быть я ошибоюсь, но искренно. То, что мне казалось красно за десять лет, теперь кажется иначе».

Итак, на протяжении всей литературной деятельности Марлинского, встречаем мы полное признание с его стороны Карамзина-новелиста и отход от Карамзина-историка, который в Истории своей возвращался к архаическим формам языка.


И это при том, что исторических ошибок в произведениях самого Бестужева-Марлинского хватает!

Гость
Добавлено: 05-08-2004 17:12
Немного ссылок.

Вастселинна в числе Новгородов: http://www.niac.natm.ru/pressa.nsf/b42bf11a304a1ef8432566cc002405ab/0116b9ba2da2c5e94325678d003a0a56?OpenDocument

Относительно паломничества. Вот интересная цитата:

А. Туулсе отмечает одно любопытное обстоятельство: католическая Церковь стремилась сделать популярными на Западе Эстонию и Ливонию, а для этого нужно было иметь в этих землях или святых — мучеников за веру, или легенды о чудесных предзнаменованиях. Но в Ливонии не было ни того, ни другого, наоборот, по Европе шла молва о жестокостях католиков в этом крае. Тогда была создана легенда о том, что якобы датчане получили свой государственный флаг, Даннеборгское знамя, в бою под Ревелем (Линданисе) в июне 1219 г.: оно упало с неба, когда датчане уже бежали от эстов, и это воодушевило датчан на победу, завоевание и крещение Северной Эстонии. Упоминая об этой легенде, Н. М. Карамзин называет ее «басней». В действительности же известно, что знамя подарил датскому королю Вальдемару II перед захватническим походом в Эстонию папа Римский. Оно по сей день хранится как реликвия в Таллине в лютеранском храме.

Распространялись и другие легенды, например о том, что крест упал с неба в Фрекенхорстский монастырь в Вестфалии и что рыцарь Бернард из Липпе взял его в крестовый поход в Ливонию. Там это сокровище попало в руки русских, но чудодейственные силы спасли его и доставили обратно в Фрекенхорст, где он хранится и до настоящего времени. С этой же легендой связывают часовню замка Вастселинна, где на восточной стороне одной из башен находится крест, указывающий, где проходит граница с «нечестивыми русскими» на востоке

Указан источник: Tuulse A. Maarjamaa // Tulimuld. Lund, 1969. № 4.
В Интернете это здесь: http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=126&did=1474

Гость
Добавлено: 05-08-2004 18:27
Ливонская война в Эстонии и православие http://www.infonet.ee/~ettnat/PPM2.html

Северная война в Эстонии http://www.pushkin-town.net/gazeta/4272.html (там и др. статьи на эту тему)

Нашла такую информацию:
Между Псковской областью и Эстонией готовится новый проект в области туризма.
[04.02.2002 16:00]
Новый проект связан с развитием исторических памятников – Изборской крепости Печорского района и крепости Вана – Вастселина в Вырусском уезде. Как сообщил председатель Комитета по внешним связям и туризму Вадим Лаптев оба эти памятника находятся близко к границе и пунктам пропуска, представляют большой интерес для туристов двух государств. Сейчас готовится заявка в международный фонд Тасис на получение средств для реализации этого проекта. Ожидается, что на совместную программу будет выделено 150 тысяч евро.
http://www.pskov.ru/news.php?d=04022002
Что-нибудь предпринимается дальше?

Кстати, Петр, загляните сюда на нашем форуме: http://www.offtop.ru/castles/view.php?only=&part=4&t=24965&sid=ce8f7646711b1b688a16342b1f3731c0

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 06-08-2004 10:35
В этом разделе Петр пишет: "...значит к этому периоду вполне мог быть вброс денег в Ливонию".

А этот факт давно известен и в нем нет ничего таинственного. Хроника Вартберга ясно указывает источник "вливаний" - Тевтонский орден. Деньги были выделены и на постройку новых замков, и на откуп эстлядских владений датского короля. А Ливонский орден как был так и оставался бедным, ибо даже спустя несколько десятилетй не смог расплатиться "по кредиту". В конце концов тевтонам это надоело и они поставили вопрос "ребром". И вот тут случилось действительно загадочная вещь. Деньги нашлись! Но не у Ордена, а конкретно у венденского комтура. Автор хроники подчеркивает, что это был единственный случай, когда комтуры располагали такими суммами денег.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 06-08-2004 13:12
а для этого нужно было иметь в этих землях или святых — мучеников за веру, или легенды о чудесных предзнаменованиях.

Удивительно созвучно с версией возникновения "святынь" У. Эко "Баудалино".

Гость
Добавлено: 06-08-2004 17:32
Вадим пишет:
Хроника Вартберга ясно указывает источник "вливаний" - Тевтонский орден. Деньги были выделены и на постройку новых замков, и на откуп эстлядских владений датского короля. А Ливонский орден как был так и оставался бедным, ибо даже спустя несколько десятилетй не смог расплатиться "по кредиту". В конце концов тевтонам это надоело и они поставили вопрос "ребром". И вот тут случилось действительно загадочная вещь. Деньги нашлись! Но не у Ордена, а конкретно у венденского комтура. Автор хроники подчеркивает, что это был единственный случай, когда комтуры располагали такими суммами денег.
- это так. Только не у комтура, а у фогта. Вот та самая цитата из хроники Германа Вартберга (мы ее уже обсуждали на этом форуме):

В том же году, в день св. Каликста (14 октября), в Пруссии в Мариенбурге происходил большой капитул. Нужно заметить, что ливонские братья еще не вполне выплатили великому магистру деньги, занятые для покупки ревельской [Таллинн] земли. Когда же ливонские братья медлили с уплатой, то великий магистр напомнил им это и велел им заплатить 10000(?) марок прусскою монетой, после чего они совершенно освободятся от всяких притязаний со стороны прусских братьев. Эти 5000 марок (85) заплатил единственно из своего дохода от должности брат Альберт Бренкен, бывший тогда венденским [Цесис] фогтом. Должно заметить, что никто из ливонских орденских сановников и никогда до этого времени, находясь в должности, не располагал такою суммою денег, как он. Текст хроники здесь: http://www.castle.lv/castles4/hroniki/German_Vartbergsky.html

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 07-08-2004 13:08
Вы знаете, этот случай ничего не доказывает, ну вообще. Замок Вастселиина стали строить в 1342 г., восстание эстов на островах и в Северной Эстонии в 1343 г., после которого датчане продали свои земли, за исключением о. Сааремаа в 1347 г. за 19 000 марок серебром. То есть замки закладывались в отрыве от идей покупки земель. И земли это лишь не предвиденный момент для братьев. Первоначальный упор был все-таки на замки.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-08-2004 13:16
По вашему выходит, что датчане продали земли, потому что не могли больше сопротивляться эстам? Может быть и так. Хотя вряд ли - что могли полудикие варвары противопоставить рыцарям-цивилизаторам? Кратковременные успехи? Смешно.

Тевтонский орден в указанный момент находился на вершине своего могущества и упрямо шел к своей основной цели - создание и укрепление своего государста. Для этого и земли покупали, и замки строили, и денег не жалели.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-08-2004 13:26
А цитату можно? Уж очень хороша могла бы быть в качестве эпиграфа к тексту о Вастселийне...

Извольте:
...Тут, впрочем, встает один побочный вопрос. Чтобы быть подлинными, обязательно ли мощам восходить либо к святому, либо к какому-то проявлению святости?
- Совершенно не обязательно. Многие мощи, которые хранятся у нас тут в Константинополе, весьма сомнительного происхождения. Богомольцы же, прикладываясь к мощям, обоняют точимые многочудесные благовония. Их вера придает мощам подлинность, а не мощи придают подлинность их вере."

Гость
Добавлено: 07-08-2004 17:27
Интересно, а не могли ли эсты стать пешкой в политической игре? Kто-то мог подтолкнуть их на это, чтобы побудить датчан продать земли?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-08-2004 17:33
Интересно, а не могли ли эсты стать пешкой в политической игре?

Хорошая мысль! К примеру, русские князья частенько призывали половцев для решения своих проблем.
Давайте решать, кому это было выгодно.

Гость
Добавлено: 07-08-2004 17:55
Исторический детектив, да? На первый взгляд - тевтонцам, ежели они так желали этих земель. О русских князьях упомянули... хоть и не в этой связи, но они тоже могли "подтолкнуть" по принципу ослабления противника, хотя такого эффекта и не ожидали.

Вот например, похожая история была в 13 веке:

В 1224 г. идет жестокая борьба вокруг Дорпата [Тарту], опорного пункта русских в Эстонии, где князем сидит Вячко. Падение Дорпата [Тарту] окончательно решает дело в пользу немцев. Эсты покоряются, и новые владетели Эстонии - два епископа и Орден - вступают в свои права, причем датская оппозиция оказывается очень ослабленной двухлетним сидением Вальдемара II в плену в Германии. "Хроника Генриха Латвийского" http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Genrih_Latvisky.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-08-2004 19:10
Думаю, что тевтонам совсем не хотелось иметь в тылу у сябя датчан. Да и (вы говорили) кто-то из магистров двигал свою родню в епископы. Видимо датчане были против. А зря (как выяснилось). Что касается бедных эстов...по-моему, им было "по барабану" за кого воевать. В нацию они еще тогда не обьединились, так что тезис "борьбы за независимость" здесь явно не проходит.

Гость
Добавлено: 07-08-2004 22:03
Что касается бедных эстов...по-моему, им было "по барабану" за кого воевать. В нацию они еще тогда не обьединились, так что тезис "борьбы за независимость" здесь явно не проходит.
Я бы не была столь категорична в оценках. В конце концов первое народное восстание против немцев в Ливонии произошло в местечке Аутине в 1212 г., когда восстали местные ливы. Понятия "народ", "нация" тогда не существовало, это верно, но были родо-племенные отношения, которые строились почти как сейчас на Кавказе по принципу "обидели родню - надо отомстить обидчику!"

А вообще почитайте у Генриха Латвийского об эпизоде в Аутине:
2. О РАСПРЕ ЛЕТТОВ С ОРДЕНСКИМИ БРАТЬЯМИ И ЗАГОВОРЕ ЛИВОВ С ЛЕТТАМИ. По возвращении их возникла великая распря о полях и ульях между венденскими [Цесис] братьями-рыцарями и леттами из Аутине, бывшими тогда в уделе епископа и далее на странице http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Genrih_Latvisky.html

Началось ведь с небольшого конфликта - злые рыцари отобрали себе часть земли со всем, что на ней находилось, у местных жителей. Дальше-больше, от словесных перепалок перешли к оружию, поднялись ливы в Сатезеле. Затем рижане подлили масла в огонь, предав огню часть замков...

В этой связи вопрос к Петру: с какого эпизода началось восстание эстов? Ведь не просто собрались как-то вечерком мужчины, потолковали душевно, да и взялись за оружие.

И еще вопрос: неплохо было бы больше узнать о лундском епископе Эскиле, который сыграл важную роль в христианизации Эстонии. К сожалению, на русском языке в Интернете материала почти нет. Как обстоят дела с эстонским?

И только располагая этими данными, можно начинать рассуждать дальше.

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 24-12-2004 11:15
Из "Исторического описания одежды и вооружения российских войск". [Висковатов]
Вид замка Нейгаузен на заднем плане:


великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 24-12-2004 15:25
likantrop, огромное спасибо! Там и весь сайт интересный, еще поставлю ссылочек в разных темах.
Одно маленькое "но": замок Нейгаузен - это эстонская Вастселийна, посему переношу твое сообщение туда.

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 24-12-2004 17:13
Протестую !
Это разве не Валтайки ?????

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 24-12-2004 17:44
По поводу замка Нейгаузен. Их известно 3:

Нынешние Валтайки в Латвии: http://www.castle.lv/castles4/episkop.html#Valtaiki

Вастселийна в Эстонии: http://www.castle.lv/castles4/hroniki/estonia.html
http://offtop.ru/castles/view.php?part=8&t=4006&page_msg=2 - см. сообщение от 01-08-2004 19:28 и дальше.

Замок Тевтонского ордена на территории нынешней Калининградской области упоминался в нашей с Рубоном беседе здесь: http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=8&t=4617 Там же упоминаются и Нейхаузен эстонский и латвийский (начало беседы см. от сообщения за 16-12-2004 00:41 и т.д.)

В ходе Ливонской войны более известен именно Нейгаузен эстонский. Потом подберу материал.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 24-12-2004 17:55
Вот информация о Нейгаузене во время Ливонской войны:

В январе 1558 года 40-тысячная русская армия под командованием касимовского царя (хана) Шиг-Алея, князя М.В. Глинского и боярина Даниила Романовича Захарьина вторглась в Ливонию. Русская армия за месяц прошла по маршруту Мариенбург — Нейгаузен — Дерпт — Везенберг — Нарва. При этом не был взят ни один укрепленный город, но страна изрядно опустошена.

В конце мая 1558 года закончилось сосредоточение в Пскове 40-тысячной армии князя П.И. Шуйского с О.И. Троекуровым и А.И. Шейным. В начале июня русская армия осадила Нейгаузен. Магистр Фирстемберг с двухтысячным орденским войском и тысячным наемным отрядом епископа Дерптского стоял в нескольких переходах, близ Киремпе. 30 июня Нейгаузен сдался. Магистр поспешил отступить к Валку, а епископ ушел в Дерпт.
Из книги:
Широкорад Александр Борисович
"Северные войны России"

http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/3_02.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 24-12-2004 18:11
Ну и чтобы завершить дискуссию о том, что изображение данного Нейгаузена - эстонское, приведу самый убийственный аргумент :

На фоне латвийского Нейгаузена (Валтайки) не мог быть изображен русский воин ни 14, ни 15, 16 или 17 веков. По той простой причине, что замок находится в Курземе, куда русские войска просто не дошли в ходе войн тех времен.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-09-2005 03:27
Есть фото Вастселиина и Раквере http://www.bicycle.ee/index.php?leht=30&keel=1

Вастселиина http://sepwww.stanford.edu/sep/jeff/gallery/Estonia2/html/16.html
http://sepwww.stanford.edu/sep/jeff/gallery/Estonia2/html/17.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-09-2005 03:30
Среди разных эстонских видов есть фото замков Вастселиина, Алатскиви, Лайузе, Сангасте: http://www.livejournal.com/users/valerija/73377.html#cutid1

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 22-11-2005 02:59
Вастселиина (Нейгаузен) Епископский замок. http://www.mois.ee/voru/vastseliina.shtml


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-12-2005 06:34
Крест на стене замка Нейгаузен:



Здесь еще 5 фотографий замка: http://linnamuuseum.tartu.ee/et/museum/gallery/gallery.html?gid=32&pic=214

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-02-2006 04:11
Вастселиина http://vana.geopeitus.ee/aarded/vastseliina.html
http://www.geopeitus.ee/?p=350&c=219
http://www.hot.ee/kerepaalse/matkarada.htm
http://sepwww.stanford.edu/sep/jeff/gallery/Estonia2/html/18.html
http://altacarya.com/est-zamek.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-02-2006 04:23
Интересно в "Замке Нейгаузен" есть что-либо интересного для нас???

И вот получен ответ на вопрос уважаемого 777, он же Петр: книга появилась в Интернете. Но увы - замок служит лишь романтическим фоном для любовной истории с рыцарским антуражем... Ни слова о паломничестве. Вот художественные описания замка у Бестужева-Марлинского:

Летний день западал, и прощальные лучи солнца бросали уже волнистые тени на круглые стены замка Нейгаузена. Туман подернул поверхность речки, обтекающей кругом холма, на котором воздымаются твердыни, и она, гремя, бежала вдаль сереброчешуйною змейкою. Ворота замка были отворены, и сквозь них, среди широкого двора, виделись терема рыцарские. Остроконечные их кровли пестрели разноцветною черепицею; все углы обозначались стрелками, и на многих висели башенки. Неровной величины окна, с чудными изображениями, были разбросаны в стенах без всякого порядка, и контра-форсы, упираясь широкою пятою в землю, поддерживали громаду здания. Казалось, оно не было древним; но молодой мох лепился уже по стенам, из неровного плитняка сложенным, и местами зеленил мрачную их наружность. Двухъярусные переходы вокруг бойниц амфитеатром замыкали окружность, и на них грудами лежали каменья, бревна, станки для огромных самострелов, тяжелые топоры, даже стенные пищали, тогда весьма редкие и столь же опасные своим, как врагам; словом, все доказывало близость опасного соседа и возможность внезапной осады. Часовые в шишаках, однако ж без лат, бродили по гребню, и в замке было так тихо, что слышалось пенье кузнечика. Направо от ворот щипал мураву статный конь; влево тянулись полосатые гряды огорода.

Круглая зала Нейгаузена освещена была двумя большими свечами из желтого воска, воткнутыми в двурогий железный светец. Пламя их веяло по воле ветра, проникающего в неровный свинцовый переплет готических окон, но блеск не достигал под вершину остроконечных сводов, зачерненных дыханием времени, и только изредка отсвечивались по стенам щиты и кирасы и двойная тень мелькала от оленьих рогов, между ими прибитых. Две тяжелые печи, испещренные муравлеными украшениями, стояли друг против друга. Дебелый дубовый стол занимал средину комнаты. За ним сидел рыцарь Ромуальд фон Мей и беспечно стучал шашкою по доске... Игра была не кончена, стаканы опрокинуты, и владетель замка Эвальд фон Нордек ходил быстрыми шагами по зале.

Я видел живописный Нейгаузен, и в нем не раздавался уже звук стаканов, ни гром оружия. Верхом въехал я в круглую залу пиршества, - там одно запустение и молчанье. Этот замок, построенный Вальтером фон Нордеком в 1277 году и наступивший пятою на границу России, доказывал некогда могущество Ордена; теперь доказывает он силу времени. Лишь одна круглая башня, прекрасной готической архитектуры, устояла; остальное распалось. По карнизам стелется плющ, деревья венчают зубчатые стены; из бойниц, откуда летали некогда меткие стрелы, выпархивает теперь мирная ласточка, и ручей, пробираясь между развалин, омывает главы обрушенных башен, которые когда-то гляделись с высоты в его поверхность.

Нейгаузен - пограничный замок ливонских рыцарей, построенный в начале 40-х гг. XIV в. (у Марлинского неверно - 1277 г.) и служивший опорным пунктом рыцарей при набегах на псковские и новгородские земли (современное название - Вастселийна).
«Бестужев-Марлинский Александр Александрович. Замок Нейгаузен»
http://www.bestugev-m.org.ru/lib/al/book/1386
http://az.lib.ru/b/bestuzhewmarlins_a_a/text_0050.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-06-2006 04:31
Жарким летним днем бывает приятно посмотреть на зимние фото... Башни Вастселиина:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-10-2006 05:53
Замок в русско-шведских переговорах и договорах:

РУССКО-ШВЕДСКИЙ СТОКГОЛЬМСКИЙ ДОГОВОР О ПЕРЕБЕЖЧИКАХ 1649 г.

Стокгольмский договор 1649 г. о перебежчиках.

Приложение к Столбовскому миру о перебежчиках (1649 г.).

Договорная запись, учиненная в Стокгольме между дворами шведским и российским (1649 г.).

Дата подписания: 19/29 октября 1649 г.

Место подписания: г. Стокгольм.

Язык документа: договорные записи на русском и шведском языках, по 1-му экз. на каждом языке. Они снабжены вислыми печатями.

Срок действия: одинаково со Столбовским договором, ибо считался не самостоятельным договором, а приложением к Столбовскому миру.
Вступление в силу: с момента подписания.

Уполномоченные сторон:

От России:
боярин Борис Иванович Пушкин, окольничий; Афанасий Осипович Прончищев, дворянин; Алмаз Иванов, дьяк Посольского приказа.

От Швеции:
Аксель Оксеншерна, канцлер, риксдротс; Эрик Гюлленшерна, посол Швеции в Москве, член риксрода; Бенгт Шютте, барон, канцлер университета в Дерите; Юхан Монссон, секретарь канцелярии.

Условия договора:

1. Выдача перебежчиков с обеих сторон за два последних года (1648 и 1649 гг.) и обоюдный отказ приема перебежчиков на будущее.

2. Возмещение русской стороной убытков шведам от бегства с их территории русских крестьян за 30 лет - с 1617 до 1647 г. (За это время от шведов убежало не менее 20 тыс. человек.) Убытки оценены шведами в 190 тыс.руб.

3. Русская сторона обязалась произвести уплату на одну треть суммы в золотых дукатах, а на две трети - товарами по усмотрению шведов: меха, воск, зерно.

4. Место уплаты: 20 тыс. руб. - в Москве (при заключении договора); 170 тыс. руб. - в г. Нейгаузене (Новый городок). (Ныне Вастселинна, Эстония.)
Примечание:

Нерешенным в Стокгольмском договоре 1649 г. остался вопрос о торговом дворе шведских купцов в Пскове, о месте его расположения в городе: шведы требовали размещения в самом Кремле, а русские соглашались только на Посаде или в Завеличье, т.е. за пределами крепостных стен цитадели.
май 1650 г.

* * *

КВИТАНЦИЯ ОБ УПЛАТЕ РОССИЕЙ 190 ТЫС. РУБ. ШВЕЦИИ.

Дата уплаты: 22 мая 1650 г.

Место уплаты: г. Нейгаузен (Новый городок, Вастселинна) в Лифляндии.

Деньги сдал от России: Михаил Дмитриевич Волошенинов, думный дьяк.

Деньги принял от имени Швеции: Юхан де Родос, посол Швеции в Москве.

Примечание:

Кроме того, из государственных житниц шведам было отпущено 10 тыс. четвертей ржи, что вызвало восстание горожан в Пскове и Новгороде с 28 февраля по 17 августа 1650 г. Шведских посланцев схватили, отняли зерно и пытали, чтобы узнать, кто дал им разрешение на вывоз зерна из России. Люди не могли поверить, что такое разрешение иноземцам мог дать сам царь, хотя в Новгородской земле хлеба не хватало.

* * *

Операции в кампанию 1656 г.:

На северном направлении русские войска добились серьезных успехов, освободив Орешек (Нотебург), взяв Ниеншанц и выйдя к устью Невы, на побережье Финского залива.

На западном направлении русские войска также развивали успех, заняв последовательно Мариенбург (Алуксне), Нейгаузен (Вастселинну) и Дорпат (Тарту, Юрьев), а также на направлении главного удара вплотную подошли к Риге и осадили ее.

* * *

Декабрь Валиесарское перемирие 1658 г.
Условия договора:
4. За Россией временно, до заключения мирного договора, остаются завоеванные в последней войне следующие города Лифляндии (Видземе и Южной Эстонии):
Кокенгаузен (Кукейнос, Царевичев-Дмитриев); Нейгаузен (Новый городок, Вастселинна); Юрьев (Дерпт, Дорпат, Тарту); Мариенборг (Алыст, Алуксне); Анзль (Анцен, Ангела); Сыренск (Серенец, Васкинарва) и дер. Яма на левом берегу р. Наровы.
Города Малой Лифляндии — Ифлянтов, Латгалии:
Динабург (Двинск, Даугавпилс); Режица (Резекне); Лютин (Люпин, Лудзу); Марнауз (Улех).

http://around.spb.ru/history/pohlebkin/pohleb4.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-02-2007 04:42
В начале июня русская армия осадила Нейгаузен. Магистр Фирстемберг с двухтысячным орденским войском и тысячным наемным отрядом епископа Дерптского стоял в нескольких переходах, близ Киремпе. 30 июня Нейгаузен сдался. Магистр поспешил отступить к Валку, а епископ ушел в Дерпт.
http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/3_02.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-07-2007 03:02
К 310-летию Великого посольства

4 апреля (по н.ст.) 1697 года непривычно-огромный для мирного времени обоз из нескольких сотен подвод, оставив по левую руку Изборск, через двенадцать верст пересек пограничную речку Пивжу, отделявшую владения Московского царя от подвластной королю Швеции крепости Нейгаузен.

Суверен оставшихся за спиной земель, двадцатипятилетний Петр I, был тут же – среди полутора тысяч человек, ехавших в обозе. Путешествовал он под псевдонимом Михайлов, сварганенным, по старинному обычаю, из дедчества – имени деда.

http://www.polit.ru/analytics/2007/04/03/velpos.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-07-2007 03:14
Вастселийна, нем. Нейгаузен,— главный пограничный замок тартуского епископа недалеко от русской границы.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Livonia/XVI/1560-1570/Botschaft_Hoffman_1560/text.htm

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Эстония замки разные / Замок Вастселийна (Нейгаузен)

KXK.RU