Колдовство в Ливонии

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Колдовство в Ливонии

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-12-2005 07:42
В 1548 г. орденский магистр (Германн фон Бригеней, прозванный Хазенкампф) дал принципиальный юридический отзыв городу Цесису об испытании водой в связи с судом над ведьмой (undudtsche wuff - т.е. “ненемецкая женщина”). Это старейший известный в истории Ливонии случай процесса над ведьмой. В последующие десятилетия число подобных процессов быстро увеличивалось и следующий, XVII век, уже обоснованно можно назвать эпохой судилищ над ведьмами в истории нашей страны.

1559 г. - первый известный случай сожжения ведьмы на территории Латвии (в Гробине).
1721 г. Последний процесс над ведьмой в Курляндии.

Лентилий писал о Курляндии: "Помню, что какой-то помещик Неттельгорст в течение немногих лет подверг сожжению около 80 своих крепостных". Судебные процессы колдунов и ведьм в то время в Латвии были обычным явлением. Помещики, церковь и пасторы таким путем освобождались от особенно непокорных прихожан – своих противников.

По материалам книг:
Г. Смирин “Основные факты истории Латвии” Р; “Звайгзне” 1993
D. Vasmanis “Ce'su novada paga'tnes ainas” Ce'sis, Ce'su muzeju apvieni'ba 1996
Guna'rs Ziema “Ru'jienas novads” Ru'jiena, 1999
"История Латвийской ССР. Т.1 "С древнейших времен до 1860 г." Р., Изд-во Академии наук Латв. ССР 1952

О процессах над ведьмами и классификации можно прочесть в книге:
Я. Шпренгер, Г. Инститорис “Молот ведьм” М; “Интербук” 1990
В комментариях к этому изданию можно найти некоторые статистические данные по др. странам Европы.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-07-2006 04:25
Однако и в наши дни люди не далеко ушли от этого.

Почти половина жителей Латвии верят в сглаз, колдовство, гороскопы и различные предсказания. Это выяснилось в ходе опроса общественного мнения.

В нем приняли участие 1 066 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Более трети из них ответили, что верят в телепатию, экстрасенсорику и приметы. Около 18% опрошенных признали, что верят в присутствие инопланетян на земле, а еще 16% верят в спиритизм.

http://www.catholic.ru/svet/448/068.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 31-07-2006 19:14
Местная байка о ведьме, которая оказалась святой.
И про лобное место в Кулдиге, где могли наказывать ведьм.

Лютеранская церковь Св. Катерины

Мост у мельничного пруда ведет к лютеранской церкви Св. Катерины. Церковь была построена из дерева в 1252 году, а позже, в 1665 году, был построен нынешний каменный храм. В церкви сохранилась ранне-барочная резьба по дереву работы старинного мастера Николаса Сефренса. Легенда гласит, что набожная дева Катерина, собиравшая деньги для постройки церкви, была казнена за связь с нечистым. После смерти ее оправдали и объявили святой. В честь нее и построена церковь. На нынешнем гербе Кулдиги она изображена с терновым венцом на голове, колесом и мечом в руках.

В построенном в 17 веке здании по ул. Базницас 5 раньше находилась первая городская тюрьма. Ратушная площадь всегда была главным местом для сбора горожан. В свое время здесь находился и позорный столб, у которого наказывали преступников.

http://www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=20

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-12-2006 03:44
Полякам не удалось здесь хозяйничать слишком долго, поскольку началась Тридцатилетняя война (1600-1629) между поляками и шведами, после которой Видземе попала в руки шведов.
Так начались известные в истории "добрые шведские времена", которые, впрочем, по современным меркам никакими особо блестящими не являются. Хотя крестьяне и получают определенное облегчение, все равно по спинам латышей пляшут плети и розги управляющих и старост.

Не проходит и года, чтобы в какой-либо из волостей не вспыхивали костры ведьм. В Цесисском архиве обнаружены сведения, что в 1633, 1635 и 1636 гг. после пыток были сожжены ведьмы. 31 августа 1639 г. в Цесисе судили служанку страупского пастора Мажу за то, что она от старосты Яунземью Яниса родила ребенка и сгубила его. После пыток суд приговорил Мажу к сожжению на костре.

В 1669 г. в протоколе визитации (проверки) церкви установлено, что возле церкви нет позорного столба, поэтому было приказано изготовить его на средства церкви, дабы укрепить веру, поскольку в 1684 г. было отмечено, что люди избегают хоронить своих покойников на приходском кладбище, а закапывают их на старых местах захоронения, что они еще верят целителям, гадателям (знахарям). Так, в Мазстраупе был гадатель Рочу Томс, к которому люди обращались со своими нуждами. Поэтому устанавливалось, что тех, кто так делает, надо ставить к позорному столбу и каяться в этом на открытом богослужении.

Как трудно шло введение христианства, можно понять из того, что в том же самом протоколе были установлены наказания за непосещение богослужения. Если хозяин не был сам на богослужении или не послал своих людей, в первый раз он должен был заплатить грош, за второй прогул - полмарки, а за третий его ставили к позорному столбу. Если кто не идет к причастию, штраф 5 грошей, кто не венчается и не крестит детей - 3 гроша, а кто не почитает воскресный день - 1 талер или 3 пары розог.

Даже еще в 1744 г. отмечалось, что есть гадатели, что люди в разных местах приносят жертвы. В 1863 г. Л. Херваген в Ma'jas Viesis пишет: "... еще лет тридцать назад в Страупском приходе недалеко от Лиелстраупе видел пещеру, где находились разные кусочки и тряпочки, которые люди, может быть, издалека приносили для жертвования".

Roberts Alksnis “Straupe laiku lokos” Valmiera, "Lapa", 1997

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-08-2007 03:29
Они верят, и уверяют в том и других знатных людей, будто люди своим колдовством могут превращать других людей в волков, которые в известное время делаются оборотнями, бегают по лесам и мостам и причиняют вред, кроме того, они совершают другие, многочисленные, ужасные вещи, и это все еще ежедневно они совершают из своего языческого колдовства.. У них, однако, все таки существовало уголовное право, по которому они наказывали некоторых колдунов, которые уж слишком много наносили вреда, и у них было испытание, чтобы узнавать колдунов, обвиняемых в злодеяниях: они связывали колдунам крестообразно руки и ноги у большого пальца и бросали их в воду; если связанный был невиновен, то он прямо шел ко дну, если же был виновата, то плавал по воде как связка соломы. Это испытание переняли от них большая часть судей и сохранили его в употреблении до сих пор; так как я сам видел многих людей, которые при испытании тонули и плавали.

Таким образом прежде сооружена церковь на Гольме и внесены в нее колокола, алтарные столы и прочая церковная утварь, и начата открытая проповедь против постыдного злоупотребления языческого идолопоклонства и колдовства, и хотя сначала язычники часто прибегали в церковь, ибо и без того простая чернь любопытна видеть что-нибудь новое, во со временем все-таки более значительные язычники, которые обдумали дело, стали питать подозрения и злобу к проповедникам.

Ливонская летопись Франца Ниенштедта
http://www.castle.lv/hroniki/nienstedt.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-08-2007 03:47
Большие камни часто связывают с природными явлениями и историческими случаями. Около дороги Палмсе-Сагеди, на территории бывшего хутора Ревоя, находятся несколько валунов. Один из них — Ныйакиви (еще один «Ведьмин камень») — известен тем, что на нем будто бы была сожжена ведьма. Возможно, это правдивая история. Сохранилось и имя этой несчастной женщины — Кингу Крыт. Видимо, правда и то, что в большой впадине на другом валуне сидел, руководя войсками во время Северной войны, шведский король Карл XII.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=49409&dd=2007-08-02&query=%CA%E8%E9%F3

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-09-2007 05:26
Сло­во «обо­ро­тень» пе­ре­во­дит­ся на все язы­ки ми­ра. Нет на­ро­да, ко­то­рый бы не ве­рил, что че­ло­век при же­ла­нии и уме­нии спо­со­бен обо­ра­чи­вать­ся в зве­ря. Но ма­ло кто зна­ет, что еще не­сколь­ко ве­ков на­зад на­ша Лат­вия сла­ви­лась в Ев­ро­пе сво­и­ми обо­рот­ня­ми, как Тран­силь­ва­ния - вам­пи­ра­ми.

На­ча­лось все с то­го, что я чи­тал сво­его лю­би­мо­го Ум­бер­то Эко, «Ост­ров на­ка­ну­не», и спо­ткнул­ся о фра­зу: «Это так же обы­ч­но, как вам­пи­ры из Тран­силь­ва­нии и обо­рот­ни из Ли­во­нии». Речь шла о XVI ве­ке. Ме­ня за­це­пи­ло. По­то­му что Ли­во­ния, поз­же Лиф­лян­дия - это тер­ри­то­рия ны­неш­ней Лат­вии и Эс­то­нии. А зна­чит, про­с­то­ры имен­но на­шей стра­ны, по мне­нию сре­д­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы, бу­к­валь­но ки­ше­ли обо­рот­ня­ми. Я стал ко­пать.

- На­чал с «Лач­п­ле­си­са», ра­зу­ме­ет­ся? Ведь это на­ше все.

- Нет, рань­ше - с ан­ти­ч­но­сти. Вы­яс­нил, что еще в ра­бо­тах та­ких древ­них ав­то­ров, как Стра­бон, Та­цит, Ге­ро­дот, есть упо­ми­на­ния, что на се­ве­ре от Ой­ку­ме­ны - то есть гра­ниц оби­та­е­мо­го на тот мо­мент ми­ра - жи­вет не­кий на­род, уме­ю­щий пре­вра­щать­ся в вол­ков. Ге­ро­дот, жив­ший в V ве­ке до на­шей эры, на­зы­ва­ет это пле­мя нев­ра­ми, от­ме­чая, что ме­с­та их оби­та­ния - гу­с­тые, не­про­хо­ди­мые ле­са и что они ба­лу­ют­ся лю­до­ед­ст­вом.

- Но у ан­ти­ч­ных ав­то­ров мо­ж­но и не та­кое вы­чи­тать. О лю­дях со ртом на жи­во­те, о лю­дях с боль­шой но­гой, ступ­ней ко­то­рой они при­кры­ва­ют­ся от па­ля­щих лу­чей солн­ца... Из­ве­ст­ное де­ло: пи­са­ли вся­кие та­ци­ты с ге­ро­до­та­ми о чу­жих зе­м­лях по рас­ска­зам ку­п­цов, не от­ры­вая за­да, не раз­би­ра­ясь, где прав­да, а где вы­мы­сел.

- Вот и я так по­ду­мал. По­э­то­му стал ко­пать даль­ше. Схо­дил в му­зей ис­то­рии, про­кон­суль­ти­ро­вал­ся со спе­ци­а­ли­ста­ми, по­лу­чил от них спи­сок ли­те­ра­ту­ры, про­си­дел не­сколь­ко ме­ся­цев в би­б­ли­о­те­ках. И на­шел в ар­хи­вах по­ряд­ка пят­на­д­ца­ти под­роб­ней­ших ра­бот, в ко­то­рых лю­ди, знав­шие Ли­во­нию и ее нра­вы не по­на­слыш­ке, дру­ж­но ут­вер­жда­ли, что обо­рот­ни у нас - обы­ч­ное де­ло. При­вы­ч­ная часть пей­за­жа. Эти лю­ди ли­бо в Ли­во­нии жи­ли, ли­бо по ней пу­те­ше­ст­во­ва­ли, и это не ку­п­цы-ба­рыш­ни­ки, а ли­ч­но­сти вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ные. Как, на­при­мер, Олаф Маг­нус, жив­ший в XVI ве­ке. Гео­граф, ис­то­рик - брат зна­ме­ни­то­го Джо­на Маг­ну­са, ар­хи­епи­ско­па Уп­са­лы в Шве­ции. В его «Ис­то­рии се­вер­ных на­ро­дов» (1555 год) опи­сы­ва­ет­ся спо­соб­ность жи­те­лей Ли­во­нии пе­ре­ки­ды­вать­ся не­сколь­ко раз в год вол­ка­ми, при­чем по­да­ет­ся это как вещь из­ве­ст­ная, ко­то­рой сам он не­од­но­крат­но был сви­де­те­лем. Кни­га пе­ст­рит ле­де­ня­щи­ми кровь ис­то­ри­я­ми о вер­воль­фах.

- Я да­же до­га­ды­ва­юсь - ка­ки­ми. К при­ме­ру, как один му­жик по­шел в лес, а на не­го на­пал вол­чи­ще. Но му­жик не рас­те­рял­ся, вы­хва­тил то­пор, от­ру­бил вол­ку ла­пу, а ко­г­да при­шел до­мой, уви­дел, что со­сед - без ру­ки.

- Да, это бро­дя­чий сю­жет. У Маг­ну­са он зву­чит так: од­на­ж­ды слу­га ус­лы­шал, как же­на его гос­по­ди­на во все­ус­лы­ша­ние от­ри­ца­ет, что че­ло­век в со­сто­я­нии пре­вра­щать­ся в вол­ка. Раб воз­ра­зил и, что­бы до­ка­зать не­пра­во­ту хо­зяй­ки, про­де­лал эту тран­с­фор­ма­цию у нее на гла­зах. Хо­зяй­ке ста­ло дур­но. На ра­ба спу­с­ти­ли со­бак. Но в об­ли­чье вол­ка он су­мел от­бить­ся от них и убе­жать, по­те­ряв в же­с­то­кой схват­ке один глаз. На сле­ду­ю­щий день раб вер­нул­ся уже в пре­ж­нем, че­ло­ве­че­с­ком об­ли­ке, но од­но­гла­зым... Имел­ся там и рас­сказ од­но­го свя­щен­ни­ка. В пу­те­ше­ст­вии по Ли­во­нии, где про­вод­ни­ком был ме­ст­ный або­ри­ген, у па­с­то­ра за­кон­чи­лись все при­па­сы. До­с­тать еды не­где. Про­вод­ник ска­зал, что это не про­б­ле­ма, встал на чет­ве­рень­ки, при­ню­хал­ся и убе­жал в лес. Вско­ре он вер­нул­ся с ок­ро­ва­в­лен­ным зай­цем в зу­бах.

- Но мне по­ка­зал­ся бо­лее до­с­то­вер­ным труд Ка­с­па­ра Пей­це­ра, не­мец­ко­го эн­ци­к­ло­пе­ди­ста и фи­зи­ка - Сommentarius de Praecipibus Divinationum Generibus (1560 г.). Он опи­сал то, че­му сам был сви­де­те­лем. На­при­мер, мас­со­вое по­ме­ша­тель­ст­во в Ли­во­нии, ко­г­да по пу­с­ты­рям у нас здесь бе­га­ли го­лы­ми на чет­ве­рень­ках де­сят­ки че­ло­век и, сбив­шись в стаи, вы­ли на лу­ну, раз­ры­ва­ли мо­ги­лы, по­еда­ли тру­пы. При­чем год был уро­жай­ный, то есть все это не­по­треб­ст­во не бы­ло свя­за­но с лю­тым го­ло­дом. Пей­цер под­роб­но опи­сал так­же вспыш­ку ли­кан­тро­пии в Ли­во­нии с уча­сти­ем «вол­чь­е­го па­с­ты­ря» - во­жа­ка стаи обо­рот­ней, ко­то­рый име­ет власть и над ни­ми, и над обы­ч­ны­ми вол­ка­ми. Ци­ти­рую: «На Ро­ж­де­ст­во хро­мо­но­гий маль­чик бро­дил по­всю­ду, со­зы­вая бес­чи­с­лен­ных сто­рон­ни­ков дья­во­ла на тай­ное сбо­ри­ще. Ос­тав­ших­ся или шед­ших не­охот­но ос­таль­ные би­ли до кро­ви же­лез­ны­ми кну­та­ми... Вдруг их че­ло­ве­че­с­кие чер­ты ис­чез­ли и все они ста­ли вол­ка­ми. Их со­бра­лось мно­го ты­сяч. Впе­ре­ди шел во­жак, во­о­ру­жен­ный же­лез­ным кну­том, и вой­ско сле­до­ва­ло за ним в твер­дом убе­ж­де­нии, что они пре­вра­ти­лись в вол­ков. Они на­бра­сы­ва­лись на ста­да ко­ров и ота­ры овец, но не име­ли вла­сти умер­щв­лять лю­дей. Они про­бы­ли вол­ка­ми 12 дней, по ис­те­че­нии ко­то­рых вол­чьи шку­ры ис­чез­ли и к ним вер­нул­ся че­ло­ве­че­с­кий об­лик».

- И все же это не до­ку­мент. Вот ес­ли бы там бы­ло чи­с­то­сер­де­ч­ное при­зна­ние: «Я, кре­сть­я­нин Янис Озо­линьш, он же - волк Се­рая Лап­ка...»

- Та­кое у ме­ня то­же есть. Про­то­ко­лы до­про­сов ли­вон­ских обо­рот­ней - это, на­де­юсь, до­ку­мент? Да­ти­ро­ван­ные 1691 го­дом. Они име­ют­ся в на­шем ис­то­ри­че­с­ком ар­хи­ве - лю­бой же­ла­ю­щий мо­жет оз­на­ко­мить­ся. Чи­та­ют­ся зал­пом, как де­те­к­тив с при­ме­сью хор­ро­ра.


Под­су­ди­мый, ко­г­да и с кем вы грыз­ли кость?

- Кста­ти, в ар­хив мо­ж­но и не хо­дить. Эти про­то­ко­лы очень под­роб­но при­во­дит ис­то­рик-при­бал­то­вед Хер­ман фон Брюг­ге в ра­бо­те «Обо­ро­тень из Ли­во­нии», пе­ре­ве­ден­ной на мно­гие язы­ки. Су­деб­ный про­цесс про­хо­дил в Юр­ген­с­бур­ге - се­го­д­ня это За­убе. Там в то вре­мя сто­ял за­мок, при­на­д­ле­жав­ший се­мье Клод­тов, из ко­то­рой ро­дом зна­ме­ни­тый скульп­тор. Вот в этом зам­ке су­дьи и за­се­да­ли. В ро­ли под­су­ди­мо­го вы­сту­пал ста­рый Тис - уро­же­нец Ли­во­нии, 85 лет от ро­ду. Пред­мет раз­би­ра­тель­ст­ва: обо­рот­ни­че­ст­во и дру­гие злые по­ступ­ки.

При­ча­ст­ность ста­ро­го Ти­са к обо­рот­ни­че­ст­ву вскры­лась слу­чай­но. Сна­ча­ла рас­сма­т­ри­ва­лось де­ло о кра­же в ко­с­те­ле, где Тис в чи­с­ле дру­гих сель­чан дол­жен был вы­сту­пать сви­де­те­лем. До не­го по­ка­за­ния да­вал дру­гой сви­де­тель, тра­к­тир­щик Пе­тер. И этот Пе­тер, при­сяг­нув на Би­б­лии, вдруг за­ух­мы­лял­ся. Пред­се­да­тель су­да Бент Йо­харт Акер­штафт спро­сил, чем вы­зва­но его ве­се­лье, и Пе­тер объ­я­с­нил, что ему ста­но­вит­ся смеш­но, как он по­ду­ма­ет, что ста­рый Тис в ка­че­ст­ве сви­де­те­ля то­же бу­дет при­ся­гать на Би­б­лии. «А по­че­му он не мо­жет при­ся­гать?» - уди­вил­ся за­ме­с­ти­тель су­дьи Га­б­ри­эль Бер­гер. «Да по­то­му, -- ска­зал Пе­тер, - что ста­рый Тис - обо­ро­тень, а обо­ро­тень при­ся­гать на Свя­щен­ной кни­ге не мо­жет». Оза­да­чен­ный су­дья об­ра­тил­ся к при­сут­ст­ву­ю­щим в за­ле. Все по­мя­лись, но под­твер­ди­ли, что идея с Би­б­ли­ей не слиш­ком хо­ро­шая, по­сколь­ку ста­рый Тис дей­ст­ви­тель­но обо­ро­тень, из че­го сам он се­к­ре­та ни­ко­г­да не де­лал. Но с дру­гой сто­ро­ны, он уже дав­но обо­рот­ни­че­ст­вом не ба­лу­ет­ся и во­об­ще нор­маль­ный му­жик.

Пред­се­да­тель су­да, мяг­ко го­во­ря, от этой ин­фор­ма­ции офи­гел. Он ведь ли­ч­но знал Ти­са, тот ра­бо­тал у не­го уп­ра­в­ля­ю­щим в по­ме­стье. Ре­ши­ли до­про­сить са­мо­го ста­ри­ка. Тис охот­но под­твер­дил, что - да, он дей­ст­ви­тель­но обо­ро­тень, в чем его уже об­ви­ня­ли на про­цес­се в го­ро­де Ни­тау, ко­г­да там был судь­ей ба­рон Крос­с­мер. Дей­ст­ви­тель­но, он не­од­но­крат­но обо­ра­чи­вал­ся вол­ком. Но по при­чи­не стар­че­с­кой дрях­ло­сти дав­но с этим де­лом за­вя­зал. И ла­пы, мол, уже не те, и хвост от­ва­ли­ва­ет­ся, ку­да там по ле­сам бе­гать и ско­ти­ну драть.

Тут су­дьи взя­лись за Ти­са по-на­сто­я­ще­му, вы­де­лив из де­ла о кра­же в ко­с­те­ле де­ло об обо­рот­ни­че­ст­ве в от­дель­ное про­из­вод­ст­во. На­ча­лись до­про­сы. «Как ты стал обо­рот­нем?» Тис объ­я­с­нил, что сде­лал это не по сво­ей во­ле, его по­пу­тал ста­рый обо­ро­тень из Ма­ри­ен­с­бур­га, ко­то­рый пе­ре­дал ему свою шку­ру в дар и вы­пил пи­во со сло­ва­ми «Я пью за те­бя». Ко­г­да Тис по­чув­ст­во­вал, что он слиш­ком стар для обо­рот­ни­че­ст­ва, то сде­лал то же са­мое: пе­ре­дал свою шку­ру не­ко­му се­ля­ни­ну из Ал­лэ (Ал­ла­жи), имя ко­то­ро­го, да про­стит гос­по­дин су­дья, он за­был.

«Как ты обо­ра­чи­вал­ся?» На­ки­ды­вал на пле­чи вол­чью шку­ру, по­с­ле че­го чув­ст­во­вал се­бя вол­ком и вел се­бя как волк. Сби­вал­ся с се­бе по­доб­ны­ми в стаи, пе­ре­ме­щал­ся с ни­ми на ги­гант­ские рас­сто­я­ния, ре­зал по ху­то­рам скот, ко­то­рый за­тем по­едал с се­ры­ми брать­я­ми на пе­ре­кре­ст­ках до­рог. На тре­бо­ва­ние на­звать име­на и фа­ми­лии се­рых брать­ев Тис стал юлить и не от­ве­тил.

«Как вы ели мя­со?» Жа­ри­ли его на ре­шет­ках, ко­то­рые кра­ли по ху­то­рам. Сы­рое мя­со не ели. Кста­ти, сам он, ес­ли это ин­те­ре­су­ет гос­по­ди­на су­дью, был обо­рот­нем смир­ным - ре­зал толь­ко яг­нят, по­ро­сят и овец. Но жил в рай­оне Се­ге­вол­да ува­жа­е­мый муж­чи­на по име­ни Ти­ру­мен, ны­не по­кой­ный, так тот лю­то­вал: да­же ди­ких ка­ба­нов, слу­ча­лось, за­ва­ли­вал.

«Ко­г­да и где вы за­клю­чи­ли сдел­ку с дья­во­лом?» Тут ста­рик страш­но ос­кор­бил­ся и за­я­вил, что зря гос­по­да су­дьи пу­та­ют обо­рот­ней с кол­ду­на­ми и ведь­ма­ми. Вот те то­ч­но про­да­ют ду­шу не­чи­с­то­му. А обо­рот­ней сам дья­вол не­на­ви­дит. Смысл жиз­ни обо­рот­ня - в за­щи­те лю­дей от про­ис­ков не­чи­с­той си­лы, ведьм и кол­ду­нов, ко­то­рых обо­рот­ни, псы гос­под­ни, чу­ют из­да­ле­ка.

«Как вы за­щи­ща­ли лю­дей?» Тис по­я­с­нил, что три раза в год он вме­сте с дру­ги­ми обо­рот­ня­ми спу­с­кал­ся в ад, да­бы вы­рвать от­ту­да уро­жай, ко­то­рый уно­сят в пре­ис­под­нюю с по­лей кол­ду­ны и ведь­мы. При­хо­ди­лось, са­мо со­бой, всту­пать с не­чи­стью в кро­во­про­лит­ные схват­ки. Вот в про­шлом го­ду, лю­ди сов­рать не да­дут, ему в бит­ве нос сло­ма­ли. Сам кол­дун Скей­стон же­лез­ной пал­кой при­ло­жил­ся. («Да, бы­ло та­кое, -- ожи­ви­лись од­но­сель­ча­не. - Хо­дил ста­рик Тис со сло­ман­ным но­сом»).

«Где на­хо­дит­ся вход в ад?» Тис и на это гла­зом не морг­нул. Вход в ад на­хо­дит­ся в бо­ло­те у Лим­бур­га в по­лу­ми­ле от Клин­ден­бер­га (око­ло Мал­пил­са в Пур­вэ­зе­ре), на уча­ст­ке гос­по­ди­на за­ме­с­ти­те­ля пред­се­да­те­ля су­да, где пре­кра­с­ная рожь рас­тет. На во­п­рос, ку­да Тис рас­счи­ты­ва­ет по­пасть по­с­ле смер­ти, у не­го то­же от­вет был го­тов: в рай. Ведь он сде­лал лю­дям мно­го до­б­ра.

- Со­жгли ста­ро­го обо­рот­ня?

- Как бы не так! Всы­па­ли де­сять пле­тей за идо­ло­по­к­лон­ни­че­ст­во и от­пу­с­ти­ли. Я пред­по­ла­гаю, при­чи­на столь мяг­ко­го на­ка­за­ния в том, что та­ких Ти­сов бы­ло в Ли­во­нии воз и ма­лень­кая те­леж­ка. Чуть коп­ни ар­хив - и дру­гие ана­ло­ги­ч­ные су­деб­ные про­цес­сы об­на­ру­жат­ся. Еще до Ти­са, в 1647 го­ду, не­кий Ин­д­ри­кис из Блен­ды при­знал­ся, что мо­жет быть обо­рот­нем, для че­го ему до­с­та­то­ч­но про­скольз­нуть че­рез де­ре­во, у ко­то­ро­го вер­ши­на на­кло­не­на к зе­м­ле. То­г­да у не­го на но­гах по­я­в­ля­ет­ся гру­бая ко­жа, он мо­жет бе­жать на чет­ве­рень­ках, а сил ста­но­вит­ся столь­ко, что он спо­со­бен на ска­ку пой­мать сви­нью или ов­цу и та­щить ее с со­бой. Да ес­ли б цер­ковь взя­лась жечь всех, кто по­гряз в по­доб­ной язы­че­с­кой ере­си, ра­бо­тать в по­ле бы­ло бы не­ко­му.

Ведь ка­кой вы­вод на­пра­ши­ва­ет­ся из ис­то­рий про ли­вон­ских обо­рот­ней? Во­все не тот, что Лат­вия - стра­на клы­ка­стых мон­ст­ров. А тот, что по­зи­ции хри­сти­ан­с­т­ва бы­ли в на­ших кра­ях край­не зыб­ки­ми. Лю­ди хо­ди­ли в цер­ковь, но втай­не про­дол­жа­ли ис­по­ве­до­вать древ­ние язы­че­с­кие куль­ты и ис­по­л­нять об­ря­ды, пе­ре­ня­тые от пра­де­дов. Ча­стью этих об­ря­дов и бы­ло обо­рот­ни­че­ст­во. Эта кар­ти­на ха­ра­к­тер­на не толь­ко для Лат­вии, ку­да хри­сти­ан­с­т­во при­шло поз­же дру­гих ев­ро­пей­ских стран. Все, о чем го­во­рил ста­рик Тис, мо­ж­но най­ти и в до­про­сах ин­кви­зи­ции в Се­вер­ной Ита­лии, где под но­сом цер­к­ви про­цве­тал зе­м­ле­дель­че­с­кий культ бе­нан­дан­ти.

- То есть мас­со­вое обо­рот­ни­че­ст­во бы­ло ти­пи­ч­ным для раз­ных стран яв­ле­ни­ем?

- Ну да. И то, что в Лат­вии обо­рот­ни бе­га­ли да­же в XVII ве­ке, го­во­рит лишь о том, что пред­ки ла­ты­шей бы­ли вер­ны язы­че­с­ким куль­там доль­ше дру­гих на­ро­дов. Оно и по­нят­но. Ле­сов мно­го. Есть где от ин­кви­зи­то­ров спря­тать­ся, есть где по­рез­вить­ся.
До­ка­за­тель­ст­вом мас­со­во­сти обо­рот­ни­че­ст­ва слу­жит та­кое рас­про­стра­нен­ное в са­мых раз­ных стра­нах по­ве­рье, что ли­кан­тро­пия за­раз­на. Что стать обо­рот­нем мо­ж­но че­рез укус. А ведь это про­с­то от­го­ло­сок язы­че­с­ко­го ри­ту­а­ла, когда зверь - по­кро­ви­тель пле­ме­ни че­рез укус пе­ре­да­ет свою си­лу и зна­ния. Мы с то­бой од­ной кро­ви - ты и я. Та­ким об­ра­зом че­ло­век ста­но­вит­ся по­бра­ти­мом с жи­вот­ным. И по­лу­ча­ет воз­мо­ж­ность пре­вра­щать­ся в жи­вот­ное.

http://www.meeting.lv/guides/event.php?id=C21JCg057

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-10-2007 06:17
Полноводный рукав Красной Двины тянулся чуть ли не из современного центра города. Болотистые низкие берега затоки оказались идеальным местом для средневековых развлечений горожан. И хотя постулат "хлеба и зрелищ" появился много раньше, поглазеть на казни ведьм стекалось превеликое множество жителей. Сначала ведьму связывали и кидали в воду, если тонула — то не ведьма. На этом все и завершалось. А вот если не тонула, например, подолы одеяния накапливали воздух, тогда несчастную волокли на костер и сжигали. И бытует мнение, что именно по этой причине затоку назвали Красной Двиной. Однако это не совсем правильное трактование. Раньше, во времена парусников, когда еще никаких ледоколов придумано не было и по скованным льдами водам Двины и Рижского залива мореходство было невозможно, суда отводили на зимнюю стоянку. Одним из самых удобных мест и оказалась затока Двины, получившая благодаря выполняемым функциям прозвище Reede Duena (Рейдовая Двина). А уж потом, с течением времени, может, и благодаря экзекуциям над колдуньями, название Reede Duena трансформировалась в Rote Duena (Красная Двина), сохранившееся до наших времен.
http://rus.delfi.lv/archive/print.php?id=12898097

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 26-01-2009 19:48
В качестве курьеза о днях недавних...

В "ритуалах с поясом" участвовала и Вайра Вике–Фрейберга (понятно, отдельно от Ибериони и Подниекса). В конце 1980–х она приезжала в Лиелварде к музею Пумпурса, где хранятся разные пояса. Затем под Цесисом, на ферме известной оккультистки Расмы Розите, Вике–Фрейберга участвовала в ритуале. В земле была вырыта квадратная печь, обложенная кирпичом, внутри жгли жертвоприношения: яблоки, какие–то коренья… Во время обряда на Вике–Фрейбергу повязали лиелвардский пояс — сперва через шею, потом на поясницу — и таким образом подключили ее к энергоинформационному полю латвийской земли… У меня сохранились видеозаписи этого ритуала.
Чем же для нынешней Латвии обернулся тот поясок? В 2000 году — полным провалом на ганноверской международной и очень значимой для любой страны выставке Expo, куда в дальнейшем Латвию более не зовут. Пояс там представили как чуть ли не единственное достижение республики. Специально на госуровне разработали компьютерную программу: вводи свою дату рождения или даты интересующего тебя промежутка жизни — и машина, как если бы обладала информацией, "пророчила" будущее.

Эта программа обошлась Латвии в 3 с лишним миллиона латов, а руководителем проекта в 1999–м была Вайра Вике–Фрейберга, возглавлявшая институт по созданию светлого образа Латвии, — перед тем как стать президентом…

http://www.ves.lv/article/65686

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-07-2009 06:13
в 1680 году начало выходить Rigische Novelle. В эти годы в городе появляются и известные практикующие врачи — выпускники Упсальского вуза. Один из них — Йорге Урбан — вошел в историю тем, что добился в конце XVII столетия отмены судов над ведьмами и в Балтии, и в Швеции.
http://www.ves.lv/article/31330

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Колдовство в Ливонии

KXK.RU