Рыцарство в Скандинавии, крестовые походы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Рыцарство в Скандинавии, крестовые походы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 05-06-2004 19:01
Тема открыта после того, как в Выборге была опубликована версия о том, что Торкель Кнутссон - тамплиер. Так что со скандинавским рыцарством следует разобраться.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 05-06-2004 19:10
Существовали ли в средневековой Швеции какие-либо рыцарские ордена?

Читая о крестовых походах (по-моему у Мишо) наткнулся на упоминание участия норвежских рыцарей в "пилигримстве". Кто-нибудь расскажет о связях скандинавов с тамплиерами или другими орденами?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 05-06-2004 19:29
Интересующимся этой темой
http://norse.narod.ru/other/erik/index.html

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 07-06-2004 11:22
Хм....
Не совсем уверен , что по теме... Норвежским не владею...
Вот тут сайтец про норвегов средневековых... Есть миниатюры , костюм.. Правда эпоха 13-14 века...
В общем поюзайте , может что и найдёте....
http://steel.laiv.org/kjertesveinene/kilder/frontaler/index.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 07-06-2004 12:45
Браво, likantrop! Весьма занимательно в плане изучения крестов. Рената, обратите внимание, там попадаются многие из тех, которые мы обсуждали!

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 09-06-2004 12:36
Вадим...
Я извиняюсь, что не о тамплиерах, но рекомендую обратить внимание на знаменитые скандинавские шахматы 12-го века (как раз эпоха крестовых поползновений на гроб господень)
Есть и кресты на щитах, равно как и языческий орнамент...
http://rubens.anu.edu.au/new/england/london/museums/british_museum/ivories/scandinavian/

http://www.chez.com/cazaux/first-european.htm

http://www.chez.com/cazaux/first-european.htm

Гость
Добавлено: 11-06-2004 03:21
likantrop, приятно видеть, что ты принимаешь самое деятельное участие в изысканиях нашего форума!

По поводу крестов в первой ссылке от Ликантропа. Действительно, форма некоторых из них совпадает с формой тамплиерского креста, но цвета не те...





"Те цвета" здесь, но форма не та. Интересная задачка, прямо скажем.


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 11-06-2004 19:50
Рената! Я имел ввиду тот крест, который расположен под этим названием Stygge hedninger stjal kors (1) в ссылке указанной likantropoм. "Колесный" крест.

Гость
Добавлено: 11-06-2004 20:22
Понятно. Но мне как раз более интересны именно кресты на щитах - это именно классическая форма тамплиерского креста. А на нижней картинке два цвета - белый с черным - цвета Тевтонского ордена и белый с красным - меченосцев. Надо поискать, о каком историческом сюжете конкретно повествуют эти картинки, иначе можно уподобиться тому же Фоменко.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 16-06-2004 23:46
Северные войны России:
http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/index.html

Гость
Добавлено: 17-06-2004 01:52
Да, и особенно интересно здесь про нашего Торгильса Кнутсона: http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/2_04.html

А особенно вот эта цитата: При этом Рим помогал ему не только морально, хотя по традиции римские папы обещали всем идущим на Восток отпущение грехов и райские блаженства. На сей раз папа Бонифаций VIII снял лучших инженеров со строительства своего дворца и замка Святого Ангела в Риме и отправил их в Швецию строить крепости на землях "русских язычников".

Нестандартный случай, верно?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 17-06-2004 13:01
Рената! Мыслим параллельно. Именно из-за этой цитата я и дал ссылку!

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 14-07-2004 20:29
Рената. Я как-то уже упоминал имя епископа Эскиля (наверно в переписке). Ну... тот который по утверждению Линкольна втречался с Бланшфором. Читая в отпуске книжку о Барбароссе натнулся на него. А был он епископом Лундским. Любопытно, что это епископство лично учредил Адриан IV в ходе своего "скандинавского вояжа" еще до того, как стать папой римским (в пику Фридриху, ибо отнимал часть "поляны" у Бремена). Адриан - англичанин (со всей относительностью этого понятия для того времени). Известен также факт, что возращаясь от папы с вышеуказанным епископом случился конфуз - он был ограблен в Бургундии (что же он там вез?. В этом обвиняли Фридриха.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 15-07-2004 12:36
Привожу анонс книги "Тайный остров тамплиеров":

В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.
В качестве доказательства, пишет Reuters, историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со "священной геометрией" тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них - Реннэ-ле-Шато на юге Франции).
Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.
Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников - эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.
Тамплиеры участовали в крещении "огнем и мечом" северных балтийских народов и возвели на Борнхольме соборы; авторы книги уверены, что в этих соборах и следует искать таинственный Святой Грааль, столетия уже не дающий покоя любителям мистики и конспирологии.

Самой книги я пока не читал. Возвращаясь из отпуска, в Риге, познакомился с одним книготорговцем. Есть надежда, что получу эту книгу.

Гость
Добавлено: 15-07-2004 20:33
Вадим, а то, что Адриан IV был папским легатом в Скандинавии, это интересно, вот отсюда стоит копать. Попозже постараюсь этим заняться. Пока немного ссылок общего плана:

Герб Адриана IV и др. http://www.heraldique-europeenne.org/Regions/Italie/Papes_0.htm
Копия герба и список пап: http://www.templiers.info/applications/index.php?id=text_materials&text_materials=Popes

Адриан IV и Ирландия http://www.ireland.ru/irelandrussia/russia/Anna_Kiseleva3.html

Немного о его деятельности http://papi.at.tut.by/data/adrian4.html

Гость
Добавлено: 16-07-2004 03:53
Кое-что "накопала".

Затем в последующие годы миссионеры устремились на север и восток, во всех случаях, когда позволяла политическая ситуация, и около 9б5 года Дания официально приняла христианство. Вслед за этим христианство приняла Норвегия. Это произошло в начале 1000-х годов. А Швеция была обращена в христианскую веру постепенно, в том же столетии.
Ансгарий миссионерствовал в Дании, где также пользовался благосклонностью короля. Ко времени его смерти он являлся архиепископом вновь открытого Гамбургско-Бременского епископата. Здесь находился отправной пункт для миссионеров, действовавших в Скандинавии. Этот епископат являлся официальной главой скандинавской церкви вплоть до 1103 года, когда епископат бьш основан в Лунде (Сконе, Швеция).
Отсюда: http://larato.narod.ru/skand.html

Но архиепископ Эскиль из Лунда, друг цистерцианцев, выступил против своего короля и поддержал Папу Александра III. Вскоре Эскиль был вынужден покинуть страну.

Между тем отец Генрих приехал на собор в Сансе, где Эскиль, в присутствии самого Папы, помазал Стефана на архиепископство в Свеаланде и двух гетских областях. Поскольку архиепископство Норвежское также было верно истинному Папе, расстановка сил была теперь не в пользу Фридриха Барбароссы и его кандидата. Стефан уже принял сан в Восточном Аросе, и Эскиль мог с триумфом вернуться в Данию.


Источник: Гийу Я. "Путь в Иерусалим" http://giju-yan.viv.ru/cont/vagent/1.html

Причиной изоляции клерикальной литературы послужило еще и то, что первый монашеский орден, утвердившийся в Швеции, — цистерцианский, — относился к орденам строгого соблюдения устава и не допускал никакого мирского тщеславия, вроде занятий светской литературой. В этом отношении наши скандинавские соседи имели более благоприятные условия, чем те, которые царили в Швеции. И в Норвегии, и в Исландии, к примеру, в XII веке имелись монахи, которые пересказывали сочинения древних скальдов как на латинском, так и на скандинавском языках. А в Дании жил знаменитый историк Саксон Грамматик (умер около 1220 года), который на прекрасном латинском, заимствованном у Вергилия и других древнеримских поэтов, пересказал песни Эдды и древнескандинавские мифы. Тогда как в шведских монастырях, основанных в XII веке в Альвастре, Нюдале, Варнхеме и других местах, не предавались столь явным мирским занятиям. И пропасть между двумя культурами осгавалась непреодолимой. Отсюда: http://norse.narod.ru/articles/lennurt.html

Он явился в Швецию, вероятно, вместе с кардиналом-легатом Николаем Альбанским, будущим Папой Адрианом IV в 1153 г. и стал епископом Уппсалы.
интригующая фраза, но, к сожалению, этой страницы, указанной в поисковике, больше нет - http://www.agnuz.info/index.php?cal=1&yr6=2004&mr6=1&y=2004&moun=January&dy=19

На "закуску" немного об Адриане IV (к Скандинавии это отношения не имеет)

Дедушки мирового страхования
Системы этой не было бы и по сей день, если бы не "вперед смотрящие" мыслители прошлого. Один из них - папа римский Адриан IV. В 1155 году он учредил в Варезе общество по защите от краж и грабежей, обязав состоятельных граждан вносить в него по 12 динаров в год. Таким образом, первоначальный вариант был в корне пересмотрен: это уже не были кассы взаимопомощи, на которые "скидывались" единовременно. Это был долгосрочный проект, постепенно формирующий страховой фонд под конкретный риск
Отсюда: http://www.haute-finance.ru/magn/ps/112.shtml

А это - пример вопиющей безграмотности:

Епископ Кракова Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II, был избран Папой Римским 16 октября 1978 года. Он стал первым понтификом-славянином и вторым за 455 лет Папой-неитальянцем (первым был в 1522 году голландец, известный под именем Адриан IV). Отсюда: http://sm-k.narod.ru/archives/2003/oct/156-157/32.htm

Папа - "Летучий Голландец", да и только... мало того, что из англичанина сделали голландца, так еще в дате напутали. А где папы-французы или они итальянцы?

Гость
Добавлено: 17-07-2004 03:18
"Путь в Иерусалим" Яна Гийу. О самом авторе (кстати, интересная личность!) читайте в разделе "Мои любимые книги", а пока немного о самой книге. Хотя она и художественная, но содержит немало интересных подробностей, которые и процитирую здесь:

Сигрид много времени проводила на строительстве, и отец Генрих (из Клерво) терпеливо рассказывал ей, что делается и с какой целью. Но Сигрид настояла на своем и объяснила, что у бургундских послушников и английских каменотесов, которых нанял отец Генрих, можно многому поучиться. И она, как обычно, добилась своего, несмотря на то что вестгету часто очень сложно объяснить, что чужеземцы строят гораздо лучше, чем его народ.


В качестве последнего усилия конунг Сверкер уговорил папского кардинала Николауса Брейкспира по дороге в Рим посетить Свейна Грате, чтобы попытаться образумить его и предложить мир.
Кардиналу это не удалось, как недавно не удалось ему и создать архиепископство в объединенных Свеаланде и Геталанде.
Папское повеление назначить архиепископа не было исполнено потому, что свей и геты не смогли договориться о том, где должен находиться архиепископский собор и, следовательно, архиепископский престол - в Восточном Аросе, как требовали свей, или в Линчепинге, как хотел король Сверкер.
Мирское поручение кардинала - добиться мира, в котором церковь была заинтересована больше, чем в войне, теперь, когда приближалось создание еще одного объединенного государства во славу Господа, не было выполнено по той простой причине, что датский конунг был уверен в своей предстоящей победе. Тогда его новые, завоеванные, земли будут находиться под управлением архиепископа Эскиля в Лунде, и война может оказаться очень полезной и для церкви.


Поэтому он попытался выйти из положения, пустившись в долгие и путаные объяснения того, насколько велико значение знаний, которые принесли с собой в страну монахи. Достаточно лишь посмотреть на Арнес. Ведь это монахи показали, как строить по-новому, как можно подвесить значительно большее, чем раньше, мельничное колесо, как можно сеять пшеницу осенью, оставив ее на зиму, чтобы потом она колосилась вплоть до сбора урожая. И возможность обменивать товар на серебро вместо того, чтобы менять товар на товар, несомненно, получит широкое распространение в будущем.


Летом Сигурд Крестоносец поплыл в Святую Землю и был радушно встречен в Иерусалиме королем Баддуином. Для Балдуина было большой честью принять у себя такого отважного северного воина, и вскоре он отправился с Сигурдом к реке Иордан и хорошо укрепленному портовому городу Акка, где бросил якоря северный флот.
Король Балдуин понимал, какую пользу могут принести ему могучие северные воины, и отправился вместе с ними в Сирию, где освободил от язычников Сидон, так что еще один город в Святой Земле был спасен для верующих.
Но за эту помощь Сигурд не потребовал ни золота, ни шелков. Вместо этого по совету патриарха и короля Балдуина он получил частицы креста Господня. Сигурд поклялся священной клятвой отвезти эти реликвии на могилу Олава Святого в Нидаросе и построить там большой собор.


Они с молодости были вместе и входили в ту первую группу, которая получила строгие наставления от самого Бернарда. Святой повелевал им направиться в холодную варварскую Скандинавию и основать там монастырь. Путешествие на Север получилось долгим, холодным и мрачным.

он был полон решимости продолжить путь до самой резиденции цистерцианцев в Сито, чтобы поставить вопрос об отлучении от церкви Эрика сына Эдварда и его жены Кристины. Это было делом принципа, ибо цистерцианцев впервые принуждали оставить монастырь из-за прихоти какого-либо короля или королевы. Этот вопрос имел также решающее значение для всего христианского мира: кто повелевает церковью, сама церковь или королевская власть?

когда окончилась тяжелая, продолжавшаяся десять лет междоусобная война и к власти пришел новый могущественный род. Нынешнего короля звали Вальдемар; через какое-то время его станут называть Вольдемаром Великим.
Теперь ему наконец удалось убить обоих своих соперников, Кнута и Свенда, и перед решающей битвой он пообещал, что заложит цистерцианский монастырь, если Господь дарует ему победу. Его архиепископ, Эскиль из Лунда, хорошо знал об этом обете, потому что его вынудили благословить войну перед решающим сражением. А архиепископ Эскиль был давним другом не кого-нибудь, а самого святого Бернарда. И именно у святого Бернарда в Клерво он подружился с отцом Генрихом.


Через пять лет монастырская церковь в Витскеле наконец была готова; ждали, что ее освятит архиепископ Эскиль, который для этой цели выехал из Лунда. После освящения церкви монастырь должен был получить собственное имя, потому что у всех цистерцианских монастырей были имена. Отец Генрих уже давно решил, что Витскель будет называться Vitae Scholae, Школа Жизни.


Но королю Людовику никак не удавалось убедить своих вассалов отправиться в столь длительный поход. У графов и баронов не было семейных неурядиц, которые мучили его, и их вполне удовлетворяла спокойная жизнь в родной стране.
Расстроенный Людовик рассказал о своих затруднениях Папе, который нашел единственно правильный выход из этой ситуации. Он призвал под священные знамена Бернарда из Клерво.
Бернард Клервосский был в то время самым влиятельным лицом в церковном мире и, вероятно, лучшим оратором в мире светском. Когда стало известно, что Бернард будет говорить в Везельском соборе в марте 1146 года, туда пришло столько людей, что стало ясно: все в собор не поместятся. Вместо этого за пределами города была сооружена деревянная трибуна. Бернарду не пришлось говорить долго, ибо вскоре огромная толпа из десятков тысяч человек начала кричать, требуя крестов.
В запасе имелось большое количество крестов из материи, которые и начал раздавать Бернард, сперва королю и его вассалам, ибо даже критически настроенные графы и бароны не смогли устоять перед волной воодушевления, а потом всем остальным. В конце концов Бернарду пришлось рвать на клочки собственную одежду, чтобы новые добровольцы могли прикрепить к своим одеяниям крест из материи в знак того, что они теперь посвящают свою жизнь Священной войне и, кстати, готовы уже через некоторое время получить отпущение своих грехов.
Бернард мог не без гордости написать Папе:
"Ты отдал приказ. Я повиновался. И Сила, отдавшая приказ, сделала так, что мое послушание принесло плоды. Я отверз уста. Я заговорил, и число воинов Христовых сразу же увеличилось до бесконечного множества. Селения и города теперь покинуты. На семь женщин едва приходится один мужчина, везде можно увидеть вдов при живых мужьях".
И христианское движение стало распространяться по Европе с той же силой, с какой движение Hyp эд-Дина распространялось вокруг Алеппо, хотя христиане, конечно, не могли понимать, как они похожи в этом на мусульман. Бернард из Клерво отправился в долгое путешествие и день за днем повторял свои слова - сперва в Бургундии, затем в Лотарингии и Фландрии.
Когда движение достигло пределов Германии, возникли те же проблемы, что и во время первого крестового похода. Архиепископ Кельнский вынужден был срочно призвать Бернарда, поскольку один цистерцианский монах по имени Петр Достопочтенный путешествовал по Германии, повторяя слова Бернарда о Святой Земле, но при этом говоря нечто странное о евреях, живших в Европе.
Как следствие его проповедей, в Кельне, Майнце, Вормсе и Страсбурге начались погромы. Евреев убивали, иногда уничтожая целые семейства.
По приезде Бернард немедленно наложил наказание на Петра Достопочтенного: молчать в течение года, каяться, вернуться в свой монастырь в Клюни и не вмешиваться в то, чего не понимает.
Далее Бернарду пришлось совершить поездку по Германии, где он, несмотря на вынужденную необходимость говорить с людьми с помощью переводчика, тоже сумел вызвать желание участвовать в Священной войне. Но теперь он должен был делать все, чтобы покончить с преследованием евреев, и потому он раз за разом повторял, что "поднять руку на еврея с целью убить его - все равно что поднять руку на Иисуса Христа".


По возвращении домой король Людовик выслушал справедливые упреки своей жены. Второй крестовый поход обернулся тяжелым поражением. Вскоре Hyp эд-Дин смог занять Дамаск, ни разу не обнажив меч и не выпустив ни одной стрелы.
С точки зрения логики христианское королевство в Иерусалиме было теперь обречено на гибель. Нельзя было больше надеяться на помощь из Европы. Ни одна из крупных европейских стран не смогла бы сейчас послать туда новую армию, как бы много и красиво ни говорили Бернард из Клерво и другие проповедники о спасении и прощении всех грехов тому, кто примет участие в Священной войне. Однако пройдет еще много лет, прежде чем правоверные освободят Иерусалим. И не Hyp эд-Дин удостоится чести очистить священный город от невежественных и кровожадных европейцев.
Все зависело от одного монашеского ордена.
Рыцари-храмовники, или тамплиеры, имели то же религиозное происхождение, что и цистерцианский орден. Монастырский устав для храмовников написал Бернард из Клерво. Шайкам арабских грабителей было легко и выгодно нападать на христиан, жаждущих омыться в Иордане. Сначала орден тамплиеров задумывался как своего рода религиозная служба охраны, которая могла бы защитить паломников прежде всего на пути от Иерусалима к реке Иордан. Мысль о монахах-воинах, которая сперва казалась парадоксом, скоро получила распространение далеко за пределами Святой Земли, и многие из лучших рыцарей Европы почувствовали в себе призвание стать тамплиерами. Однако выбраны были немногие. Только самые лучшие и наиболее серьезно относящиеся к вере имели право вступить в орден. С созданием ордена тамплиеров появились лучшие рыцари, которые когда-либо проезжали с копьем и мечом по Святой Земле. Или по какой-либо стране вообще.
Арабы не питали большого уважения к западноевропейским воинам. Те часто были тяжело вооружены, слишком плохо сидели в седле, с трудом переносили жару и не стремились вести трезвый образ жизни. Но были среди них такие рыцари, перед которыми арабы отступали, если не имели численного перевеса в десять против одного. Или же отступали и в этом случае, потому что тогда победа досталась бы слишком дорогой ценой. Рыцари-храмовники не сдавались никогда. И, в отличие от других рыцарей, обладавших меньшей верой, они не боялись смерти. Они были твердо убеждены в том, что их война священна и в тот миг, когда они умирают в бою, они сразу же входят в райские врата. Их аскетическое мировоззрение и суровый монастырский устав не только запрещали грабеж и все безудержные грехи, в которые впадают победители - то, что постоянно и быстро понижает боеспособность армии, - но и предписывали, что время, не занятое войной или молитвой, должно посвящаться упражнениям в воинском искусстве. Эти правила были обязательными как для новичков, так и для опытных воинов.
Рыцари в белых плащах с красным крестом и белыми щитами, на которых был изображен такой же крест, оставались теперь единственной надеждой Иерусалимского королевства.


Цистерцианцы победили в опасной и сложной игре против самого императора германского, Фридриха Барбароссы. В этом принял посильное участие и он, отец Генрих, и два его добрых друга - архиепископ Лундский Эскиль и отец Стефан из Альвастры. Никто не мог и мечтать об этом двадцать лет назад, когда он сам и Стефан проделали длинный, мрачный и холодный путь до Скандинавии.
Император Фридрих Барбаросса сместил Папу Александра III, посадив на его место своего кандидата, более сговорчивого. После этого христианскому миру пришлось выбирать между истинным Папой, Александром, и узурпатором в Риме. За исход этой борьбы нельзя было ручаться.
Многие короли боялись германского императора и хотели сохранить хорошие отношения с ним, среди них были, к сожалению, и конунг Вальдемар Датский, и некоторые из его самых трусливых епископов. Но архиепископ Эскиль из Лунда, друг цистерцианцев, выступил против своего короля и поддержал Папу Александра III. Вскоре Эскиль был вынужден покинуть страну.
На самом деле суть борьбы оставалась прежней: получат ли короли и императоры власть над церковью, или же она будет независима от светской власти.
Цистерцианцы предприняли ответный ход в Свеаланде и Геталанде. Конунга Карла сына Сверкера, который знал об императоре Фридрихе Барбароссе не так много, чтобы бояться его, убедили в необходимости создания нового архиепископства именно над Свеаландом и двумя гетскими областями. Не имело большого значения то, в каком именно городе будет архиепископский престол, только бы он был учрежден. Когда-то конунг Сверкер поступил разумно, отказавшись от своего собственного города Линчепинга в пользу свейского города Восточный Арос. Пусть будет так, решили цистерцианцы, нужно только ковать железо, пока горячо.
Между тем отец Генрих приехал на собор в Сансе, где Эскиль, в присутствии самого Папы, помазал Стефана на архиепископство в Свеаланде и двух гетских областях. Поскольку архиепископство Норвежское также было верно истинному Папе, расстановка сил была теперь не в пользу Фридриха Барбароссы к его кандидата. Стефан уже принял сан в Восточном Аросе, и Эскиль мог с триумфом вернуться в Данию. Бой был выигран.


Этот меч, который теперь будет твоим до конца жизни, - священный, его можешь носить только ты или рыцарь-храмовник. Этот меч и ему подобные - единственные, которые могут находиться в храме Божьем, запомни и это.

Отец Эрика, Едвард с Оркнейских островов, плавал вместе с Сигурдом Крестоносцем в Святую Землю и оказал там большие услуги норвежскому королю. В благодарность за это Сигурд подарил Едварду две частицы Креста Господня. Сам же король получил святые частицы от короля Балдуина Заморского, правившего в Иерусалиме.
Так вот, потом отец Кнута, Эрик сын Едварда, стал владельцем этих частиц Святого Креста. Он вставил их в свой золотой крест, который всегда носил на шее. Когда Эмунд Однорукий отрубил ему голову, священная реликвия упала на землю, а коварный злодей взял ее и отнес тому, кто стоял за этим убийством, - Карлу сыну Сверкера. Так что он не только убийца короля, но и святотатец, присвоивший себе чужую святыню. Тот самый золотой крест носит теперь на шее он, Карл сын Сверкера.


Некоторые факты общеизвестны, но в сочетании с другими они получают иную окраску.

Гость
Добавлено: 07-08-2004 22:12
Вот, кстати, еще "скандинавский след" в Святой Земле (Вадим, заметьте, что в этом замешан епископ Выборга!):

По одной из версий, византийская Церковь апостолов погибла в пожаре в 614 году во время вторжения персов. Грот, который составлял ее крипту, был похоронен под руинами. XIII веков он оставался спрятанным под ними (614-1910). По другой версии, в начале мусульманского захвата Иерусалима церковь еще возносилась над Елеонской горой. Легенда рассказывает, что, когда мусульмане начали строить мечеть на Храмовой горе, их строение рухнуло без видимой причины. Тогда евреи им посоветовали: “Если вы не снимете крест, который находится против вашей мечети на Елеонской горе, не построите мечеть”.

В течение четырех с половиной веков арабского правления память о гроте сохранялась христианами. В 1102 году крестоносцы построили маленькую капеллу, а спустя пятьдесят лет, была построена церковь “Патер Ностер” при содействии патронов из Дании братьев Свенсен. Братья Свенсен пришли из Ютландии, где один из них – Свейн, был епископом Выборга, а другой – Эскил – адмиралом флота. Оба они похоронены около церкви “Патер Ностер” под огромнейшими плитами, одна из которой отмечена грубо вырезанным епископским крестом. Их могилы были восстановлены принцессой де ля Тур де Оверн.

Источник: Сергей Баландин «ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ»
ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЗРАИЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ И РАЗМЫШЛЕНИЯМИ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ ЭКЗЕГЕТИКА ДУХА
Глава шестая ПОСЛЕДНИЕ ЗАВЕТЫ
http://balandin.by.ru/FifthGospel/Gospel31.htm

Ну и еще ссылка просто по истории средневековой Скандинавии: http://larato.narod.ru/skand.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 08-08-2004 15:21
Сопоставим некоторые даты. Как указывалось выше, в 1162 Эскиль всретился с Бланшфором, якобы для обсуждения участия храмовников в крещении балтов. А в 1167 году у эстов появляется цистерцианец Фульк. Учитывая связь между цистерцианцами и тамплиерами, можно предположить, что переговоры увенчались успехом. Только вот тамплиеры там так и не появились, если не считать нашего "храмовника" Кнутсона. В тоже время скандинавы начинают принимать участие в крестовых походах...

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 08-08-2004 16:15
http://www.dkinst-rom.dk/nemi/scand/siit03.htm
Без комментариев. Оцените.

Гость
Добавлено: 08-08-2004 18:12
Посмотрела. Особенно понравился аббат Гийом, который не единожды побывал в Италии, в 1177 г. в Венеции (а не там ли была штаб-квартира Тевтонского ордена впоследствии?) и в 1194 г. в Риме. Интересно, не он ли впоследствии стал епископом Модены, или же папский легат в Ливонии Вильгельм Моденский - другое лицо?

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 08-08-2004 18:17
По-моему, он, ибо принимал участие в основании Тевтонского ордена, а спустя несколько лет и ордена меченосцев.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 08-08-2004 18:43
Источники "Хроники земли Прусской" Петра из Дусбурга.
Оригинальный латинский текст Пролога, в котором говорится об утверждении Ордена и автором которого, как полагают, был Вильгельм Моденский, приводится Петром из Дусбурга дословно, вероятно, потому, что в Ордене этот текст особенно почитался...

Правда в списке лиц, участвовавших на церимонии вообще легатов не значится. Предполагаю, что Вильгельм учавствовал в разработке "доктрины".

Гость
Добавлено: 08-08-2004 19:05
О Вильгельме Моденском есть на сайте нашего общего знакомого Гудвина: http://a-nevskiy.narod.ru/library/19.html - но вот связи с тем аббатом Гийомом, который ездил из Франции в Данию, а оттуда в Италию, я пока не вижу.

Гость
Добавлено: 08-08-2004 19:21
Если бы нам удалось связать в лице одного человека Скандинавию, Ливонию и папский престол - это было бы интересно. Одного Эскиля здесь маловато.

Гость
Добавлено: 08-08-2004 19:34
Вот и ответ на вопрос. Как известно, Вильгельм Моденский стал кардиналом Сабинским:

В область деятельности папского легата кардинала Вильгельма Сабинского входила вся Скандинавия, побережье Балтийского моря, и его присутствие при отплытии флотилии от берегов Швеции было вовсе не случайным.

Кардинал мирил между собой гордых шведских феодалов, выступал посредником в межгосударственных распрях, прекращал кровопролитие там, где даже малейшая приостановка его казалась сомнительна, и все для того, чтобы соединить воедино силы и направить их против Руси. Уже в 1237 году произошло событие, в немалой степени подводившее итог деятельности посланца папы — два соперничавших между собой рыцарских ордена — меченосцев и тевтонский — слились в единый, который получил название Ливонский. А незадолго до этого Вильгельм стал распространителем в прибалтийских землях папской буллы, которая грозила анафемой всем, кто вступит в торговые контакты с российскими купцами.

Тучи сгущались над Северной Русью. В крестовом походе, направленном против нее, территориальные претензии напрочно переплелись с идеей обращения славян в истинную, читай, католическую веру. Тонкий политик и стратег Вильгельм торопил шведских и немецких военачальников с выступлением. Русь в то время была разорена, обесчещена и подавлена жестоким татарским нашествием. Вонзить нож в спину сопернику из-за угла, вложить в руки чашу отравленного зелья было делом привычным для папских слуг. И то, что в результате сношений с Римом был избран путь открытой агрессии, говорит лишь о прочной уверенности в победоносном исходе похода, которая существовала у вершителей судеб Руси.

Епископы убедились, что церковная утварь доставлена и погружена на суда, поочередно поцеловали руку кардинала и, получив благословение Вильгельма, заняли отведенные им места. Ульф Фаси и Биргер подошли к папскому легату, преклонили колени и, вытянув перед собой руки с обнаженными мечами, выслушали напутственные слова.


Б.А. Костин "Рака Александра Невского" http://gosudarstvo.voskres.ru/army/kostin2.htm

Гость
Добавлено: 09-08-2004 04:59
Еще о Вильгельме Моденском:

Вильгельм, епископ Моденский (с 1222 г.), затем кардинал-епископ Сабинский (с 1244 г.) был активным проводником политики папства в Прибалтике и Скандинавии. Назначенный 31 декабря 1224 г. легатом, он посетил Ливонию, Эстонию и о. Готланд. В 1234—1243 гг. Вильгельм постоянно находился в Прибалтике, преимущественно в Пруссии и Ливонии. В конце 1246 г. он был назначен легатом в Норвегию и Швецию и в следующем году короновал в Бергене норвежского короля Хокона IV Старого. В 1248 г. Вильгельм участвовал в коронации германского антикороля Вильгельма Голландского. Вплоть до своей кончины в 1251 г. он находился при папском дворе в Лионе, исполняя, по-видимому, обязанности советника по прусско-ливонским делам (Regesten Wilhelms von Modena // Scriptores rerum Prussicarum. 2. Bd. Leipzig, 1863. S. 116—134; Donner G. A. Kardinal Wilhelm von Sabina // Soc. Scient. Fennica. Comment. Human, litterarum П, 5. Helsingfors, 1929). http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Livonia/vertrag_riga1226/primtext.htm

РУССКО-ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 1240-1242 ГОДОВ
Дмитрий Шкрабо

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ
Существуют два основных взгляда на инициаторов войны. Одни историки полагают, что папство через посредство своего легата Вильгельма Сабинского организовало совместный крестовый поход шведов, датчан и немцев против Северной Руси. Другие утверждают, что шведские и немецко-датские экспедиции не были связаны и сомневаются, что они имели характер крестовых походов. Инициативу немецко-русской войны в этом случае связывают с деятельностью дерптского епископа и одной из фракций Ливонского отделения Ордена. Первый взгляд сложился в 19 в. среди русских и финских историков. В 1929 г. его разрабатывал Г.А.Доннер (G.A.Donner). Вторую точку зрения впервые высказали в нач. 20 в. Л.А.Арбузов и П.Остен-Сакен. В кон. 20 в. ее обосновывали Д.Феннел, Э.Хёш и другие.
Строгих документальных подтверждений обеих точек зрения нет. Отсутствуют документы о провозглашении крестового похода против Руси накануне войны. В то же время договор Ордена и эзельского епископа упоминает о распространении папой юрисдикции епископа на зависимые от Новгорода земли. Это показывает, что папа по меньшей мере не возражал против экспансии. Он действовал в манере, традиционной для первых десятилетий 13 века . Римская курия в это время в письменном виде обычно призывала к экономическим санкциям и вооруженной борьбе против русских только из-за их противодействия шведам в Финляндии. Шведское продвижение в этой стране было медленным и нуждалось в прямой поддержке. Специальных стимулов для ливонских немцев не требовалось. Всем было известно, что земли по нижней Даугаве и к северо-востоку от нее входят в сферу влияния древнерусских земель.
http://www.xlegio.ru/armies/shkrabo/war1240d.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 21-01-2005 05:23
Еще в булле от 24 ноября 1232 г. папа Григорий IX обратился к ливонским рыцарям-меченосцам с призывом начать активную деятельность в Финляндии, чтобы "защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских".

В очередном послании от 27 февраля 1233 г. русские (Rutheni) прямо называются "врагами" (inimici). Координатором совместных действий был назначен "апостольский легат" Вильгельм Моденский.

Однако в ближайшие годы другие заботы и соседи Руси занимали крестоносцев. Но в папской булле от 9 декабря 1237 г.Григорий IX обращается уже к шведскому архиепископу и его суффраганам-епископам с призывом организовать "крестовый поход" в Финляндию "против тавастов" и их "близких соседей".

"Очевидно, - замечает Б. Я. Рамм, - что призывая крестоносцев уничтожать "врагов креста", папа имел в виду наряду с тавастами также карелов и русских (тех самых "близких соседей" - А. У.), в союзе с которыми тавасты в эти годы энергично противились католической экспансии" (12).

Интересно отметить, что призыв этот приходит после объединения (при участии той же папской курии) в 1237 г. ливонского Ордена меченосцев с Тевтонским орденом, владевшим значительной частью Пруссии.

В свою очередь, Вильгельм Моденский по распоряжению папы стал активно формировать антирусскую коалицию. При его участии 7 июня 1238 г. в Стенби, резиденции датского короля Вальдемара II, состоялась встреча короля с магистром уже объединенного Тевтонского ордена в Ливонии Германом Балком.

Тогда был составлен договор по Эстонии, согласно которому треть завоеванных земель отдавалась Ордену, остальные - датскому королю (13). Тогда же обсуждался и вопрос о совместном выступлении на Русь трех главных участников коалиции: с одной стороны - датских крестоносцев, располагавшихся в Эстонии, тевтонцев из Ливонии и крестоносцев, обосновавшихся в Финляндии, а с другой - шведских рыцарей (14).

"Единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане - для нападения на русские земли" (15).

Уже и западные ученые начинают склоняться к мнению, что этот поход шведов был "крестовым" и предпринимался под нажимом папы: "Возможность для шведов вести боевые действия на Неве в 1240 г. была связана со Вторым (! - А. У.) шведским крестовым походом в Финляндию", - пишет профессор Копенгагенского университета Джон Линд.

"Вслед за Галленом мы склонны считать, что упомянутый крестовый поход может расцениваться как результат папской буллы 1237 г. Он был предпринят вскоре после призыва папы Григория IX. В этой связи шведская военная экспансия на Неву в 1240 г. — звено шведской экспансии на Восток, что особенно активно проявляется в начале XIV в. и будет преследовать цель установления контроля над водными путями в регионе Ладожского озера, рек Невы и Волхова"(16) (курсив мой — А. У.).

"...Что поход носил характер "крестового", указывает и отмеченное летописью наличие в войске, пришедшем на Неву, нескольких "пискупов" (упомянуты летописью во множественном лице); в обычном походе, не носившем религиозной окраски, нескольким епископам было нечего делать" (17).

Если учесть, что в Шведском государстве на то время насчитывалось всего шесть епископов, включая и Финляндского, то "присутствие в войске даже двух (тем более трех) епископов означало участие в ходе значительной части руководителей шведской церкви" (18).

Теперь можно объяснить, почему медлили высадившиеся на берегу Невы в первой декаде июля шведы, и почему так спешил Александр Ярославич: шведы дожидались немцев, но те опоздали. И хотя 15 июля 1240 г. князь Александр Ярославич разбил шведов, у него уже не осталось сил для отражения в августе-сентябре нашествия с запада "задержавшихся" немцев.

Немецкие рыцари, не торопясь, захватили крепость Изборск, разбили посланный на выручку Изборска отряд из Пскова, взяли вскоре и сам Псков, и подошли на 30-40 верст к Новгороду. Они оккупировали берега Невы, Ладожские земли и Карелию, построили близ Финского залива крепость Копорье.

Если монголо-татары прокатывались волной, опустошая русские земли и увозя все, что можно было забрать с собой, то немецкие католические рыцари основательно оседали на захваченных землях. И даже получали на это из Рима "узаконенное право".

"Благородным" жестом папа Григорий IX "отдал" захваченные крестоносцами русские земли эзельскому епископу Генриху, который в апреле 1241 г., в свою очередь, заключил договор с рыцарями, по которому управление землями передавал им, в том числе и сбор податей (поскольку "на них падает труд, издержки и опасность при покорении язычников", в число коих были причислены и православные христиане), десятую часть которых забирал в пользу католической церкви (19).

Даже в среде западноевропейских ученых постепенно складывается мнение о "наличии непосредственной связи между выступлением немецких рыцарей и предшествующим ему шведским наступлением на Неве". Как замечает Э. Хеш, можно "сделать более или менее убедительные выводы из очевидного положения дел одновременных военных операций 1240-1241 г.".

"Свои приоритетные права в самой стране и свою долю в новых завоеваниях (курсив мой — А. У.) оспаривали друг у друга немецкие, датские и шведские епископы, рыцари Ордена в Пруссии и Лифляндии... и внявшие призывам к крестовым походам рыцарские вассалы.

Далеко идущие планы в отношении Восточных земель, которые не исключали также и севернорусских территорий, можно было бы прежде всего ожидать от Папской курии. Особенно активна она была во времена понтификата Григория IX (1227-1241).

Первые попытки координации миссионерских (?! — А. У.) усилий предпринимались уже при его предшественниках Иннокентии III и Гонории III. Вышеупомянутые папы действительно пытались путем неоднократных призывов к крестовым походам в 20-е и 30-е cc. XIII в. помочь притесняемой молодой церкви Финляндии, обязать к активной помощи как епископов Севера, так и рыцарский Орден" (20). "Притесняемой", надо полагать русскими, поскольку еще в 1227 г. Ярослав Всеволодович "крести множство Корелъ, мало не все люди" (21), которые вместе с тавастами и емью выступили против католиков шведов (22), (т.е. "молодой церкви Финляндии" по Э. Хешу), противостояли продвижению католицизма на свои земли. Тогда-то в "миссионерскую деятельность" включились крестоносцы, мечем внедряя католицизм.

Изгнавшие в 1240 г. молодого князя новгородцы видимо успели за год ощутить прелести "новой жизни", принесенной рыцарями на их земли, и вновь призвали Александра Ярославича в Новгород. В 1241 г. стремительным ударом он захватил Копорье и разбил немцев на побережье Финского залива. Его активность не вызвала восторга у подбиравшегося к вековому рубежу папы Григория IX. В новой булле от 6 июля 1241 г. он призывал уже норвежского короля содействовать "крестовому походу... против язычников в земли соседних", что, по мнению Б. Я. Рамма, означало "Прибалтику, районы Финского залива, где развернулась большая война против Руси" (23).

http://www.pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzol.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 20-03-2005 02:28
Генеалогия ярла Биргера http://www.american-pictures.com/genealogy/descent/Birger.Jarl.FOLKUNGA.htm

Торгельс Кнутсон.
Памятник работы В. Вальгрена
в Выборге. 1908 г.


великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 05-06-2005 15:28
Посредником в споре Тевтонского ордена и датчан был послан Вильгельм - епископ итальянского города Модены. Успехи папского легата на нивах дипломатии оказались не совсем такими, как ожидали в Риме, но след в истории Таллинна Вильгельм Моденский оставил. Сохранившийся в Городском архиве пергамент подтверждает льготы и привелегии, которыми Вильгельм одарил таллиннский госпиталь св. Иоанна.
http://www.dobro.ee/mesto/kats03.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-07-2006 03:39
К вопросу о рыцарях в Скандинавии

Воинское, становящееся феодальным, сословие, также было весьма разнородным по своему составу. Слой, соответствующий западноевропейскому рыцарству, в Скандинавии образовали богатые сельские хозяева – “крепкие бонды”, хельды, привычные и сами держать меч, и водить в бой при необходимости ополчения простого люда. Схожим образом сформировался слой “лучших людей” на Руси, уже в XIII веке почти сливавшийся с боярством.

Иначе произошло в Норвегии XIII века, где сложное по социальному составу и вовсе не “антифеодальное” движение биркебейнеров привело к власти новую династию. Над этим феноменом интересно поразмышлять. Но размышления, скорее всего, приведут просто к выводу о личных дарованиях короля Сверрира и его наследников – дарованиях, достаточных для управления государством.

В любом случае, норвежский пример еще раз подтверждает устойчивость политического и социального устройства в Европе того времени. Внутренний строй европейских государств в своих основополагающих принципах сравнительно мало изменился за средневековое тысячелетие. Изменения же коснулись еще большего усиления власти монарха, что далеко не всегда шло на пользу.
http://udod.traditio.ru/esse.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-11-2006 07:30
Выборг: Торгильс Кнутссон (цветное фото памятника) http://www.vadimpl.ru/vyb/php/20050723_072.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-08-2007 03:24
Воинское, становящееся феодальным, сословие, также было весьма разнородным по своему составу. Слой, соответствующий западноевропейскому рыцарству, в Скандинавии образовали богатые сельские хозяева - "крепкие бонды", хёльды, привычные и сами держать меч, и водить в бой при необходимости ополчения простого люда. Схожим образом сформировался слой "лучших людей" на Руси, уже в XIII веке почти сливавшийся с боярством.
http://zaborische.narod.ru/history/alekseev1.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-12-2007 06:27
The Scandinavian Baltic Crusades 1100–1500 (Men-at-Arms 436) http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/149616.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Рыцарство в Скандинавии, крестовые походы

KXK.RU