|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Краслава - замок Креславка и дворец Плятеров |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
likantrop ландмейстер Группа: Участники Сообщений: 246 |
Добавлено: 22-04-2004 13:26 |
Хм... Я слышал что есть какой то дворец в Краславе ...Вроде в ужастном состоянии... |
|
castles-ren Гость |
Добавлено: 23-04-2004 02:55 |
Ликантроп, вы сами того не зная, затронули очень интересный вопрос! Этот дворец в Краславе - не творение Растрелли, а другого итальянца - Д. Паракко. Кстати, принадлежал дворец графам Плятерам, ополячившемуся немецкому роду Платтер, в свою очередь происходившему от рыцаря Ливонского ордена фон дем Бреле. Но стиль один один и тот же - барокко. Но! Здесь проявилась разница между католиками и протестантами. Дворец магната-католика не должен был внешне выглядеть богаче, чем храм Божий - церковь. Лютеране, напротив, отрицали роскошь в церкви, считая это богопротивным делом, но свои дворцы отделывали как можно роскошнее. был дворец в Елгаве (роскошь лютеранина Бирона) и его же дворец в Рундале. А теперь - скромное жилище католика... К сожалению, не могу вставить те фото сюда, так что заходите на этот сайт и щелкайте на картинках для увеличения. Дворец Плятеров в Краславе и еще один вид дворца Что сказать, глядя на эти окна, заложенные кирпичом... И это, между прочим, самый роскошный дворец стиля барокко в Латгалии. Дворец в духе великих итальянских архитекторов Гварини и Ювары. Печальна участь сего дворца! |
|
castles-ren Гость |
Добавлено: 24-08-2004 04:19 |
Дворец Плятеров в Краславе * http://www.fortunecity.com/oasis/oahu/876/kraslava/sama.htm * http://kraslava.euro.ru/history.htm * http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/K/k_55.htm * http://www.castles.lv/a_pnm/view.php?id=80&prop_id=168 * http://www.tournet.lv/page.php?id=143 * http://www.kraslava.lv/ievads/lv/content/view/122/67/ Как видите, исчерпывающей информации нет, так, по мелочам, причем с повторами. Поэтому привожу текст из книги Л.Л.Тайван “По Латгалии” М., “Искусство” 1988 (но предупреждаю заранее: книга эта местами грешит неточностями, поэтому информацию нужно тщательно перепроверять) На Краславу в разное время имели свои виды и польская аристократия и русское правительство. В середине XVIII века было решено сделать Краславу духовной столицей Инфлянтского воеводства путем создания там кафедры инфлянтского епископа. Была получена на это папская булла, но первый раздел Польши в 1772 году перечеркнул эти планы. С 1809 по 1822 год, когда строилась крепость на месте старой столицы Латгалии - Динабурга, в Краславу были переведены присутственные места двинской провинции. Предполагалось даже купить Краславу в казну. Этого, однако, не произошло, и городок еще надолго оставался на положении частного города Плятеров. ДВОРЕЦ ПЛЯТЕРОВ. Воевода Мстиславский Плятер пригласил для строительства дворца итальянского архитектора Парако. Такие сведения на протяжении почти двухсот лет кочевали из книги в книгу. В 1984-1985 годах при обследовании памятника реставрационной группой Рундальского музея под руководством Евы Ланцман, хрестоматийные сведения были поколеблены. В первую очередь подверглось сомнению авторство Парако. Но об этом - чуть позже. Чем примечателен типичный дворец польско-латгальского магната? Во-первых, тем, что дворцы, в отличие от церквей, не имели черт народного творчества. Ополяченная немецкая знать Латгалии была склонна считать себя наслед ницей рыцарской культуры времен Ливонии. Во-вторых - она стремилась во всем подражать европейским аристократическим вкусам, стремясь не отставать от столиц старого континента. Генетически дворянское гнездо Латгалии ведет свое происхождение от рыцарских замков. Первоначально - после крушения Ливонского ордена в 1561 году - дворяне жили в этих старых “бургах”, постепенно терявших свое оборонное значение. Новые формы строительства дворцов вызревали постепенно на протяжении всего XVIII века и достигли расцвета только после Северной воины 1700-1721 годов. Элементы чистого барокко внедряются лишь в XVII-XVIII веках, обнаруживая этим отставание не только от Западной и Южной Европы, но и от церковного строительства в той же Латгалии. Тормозила развитие архитектуры дворцов строгость католицизма. С времен Стефана Батория иезуиты зорко следили за тем, чтобы местная знать не выходила в своем стремлении к роскоши за пределы христианских приличий. Такая ситуация сложилась на юге Европы в пору раннего барокко, но в Латгалии она прослеживается даже в XVIII-XIX веках. Барочный храм мог иметь роскошный декор, но дворец магната-католика должен был сохранять строгость убранства. Краславский дворец Плятеров как бы воочию демонстрирует это правило, которое столь удачно описал немецкий искусствовед Г. Вёльфлин: “Фасад дворца подчинен другим законам, чем фасад храма. Первый истолкован лишь как внешнее украшение здания, которому отвечает совершенно иное внутреннее убранство, снаружи холодная, нерасполагающая к себе торжественность, внутри - пышная, опьяняющая роскошь. Во времена барокко всякое благородство стало проявляться на испанский лад: тяжелая чопорность в обращении, выработанная сдержанность вместо естественных выражений живого чувства. Общепринятый, равнодушный тон вместо разнообразия индивидуальных оттенков. Этими чертами определялся любой аристократический дворец". Действительно, от стен ныне полуразрушенного дворца веет официальной холодностью. По своему внешнему облику он - типичная усадьба польского помещика Латгалии. Архитектурно выделенный центральный объем и простые по формам, симметрично расположенные крылья с фланкирующими здание боковыми ризалитами, сообщают облику здания строгость и простоту. Первые обследования реставраторов в 1984-1985 годах показали, что плятеровские палаты строились в два этапа. Константин Людовик Плятер успел завершить строительство дворца только частично. Первоначально, - рассказывает руководитель исследовательской группы Ева Ланцман, - дворец имел внешний барочный декор, но в конце XVIII - начале XIX века он был перестроен по канонам классицизма. Самый большой сюрприз ожидал реставраторов внутри здания. Уже в предшествующие годы искусствовед Э. Дубиньш высказал предположение, что под штукатуркой дворца скрыта уникальная настенная роспись. Первые зондажи подтвердили правильность гипотезы, а дальнейшее вскрытие стен превзошло все ожидания: они оказались украшенными настенной живописью, выполненной в позднебарочной манере. Перед реставраторами открылись виды Рима, такие, как Пьяццо Киринале - излюбленные мотивы живописи XVIII века. Краславский дворец оказался единственным дворцом с такой росписью в Латгалии и вторым (после Рундальского дворца работы Ф.-Б. Растрелли) - в Латвии. Исследовательская работа во дворце Плятеров только начата, поэтому вопросов больше, чем ответов. Было подвергнуто сомнению авторство Парако. Неизвестен и автор росписи. Возможно, им был Гастольди, мастер иллюзорной итальянской школы живописи. Его кисти принадлежит алтарная фреска краславского кафедрального собора. Естественно полагать, что итальянский мастер поработал также во дворце. Если дворовая, парадная сторона дворца холодна и надменна, то стоит оказаться с парковой стороны дворца, чтобы почувствовать, что ты “дома”. Отсюда во дворец можно попасть через портик, уютно окруженный полукругом колонн. По склону - к Двине спускается парк, концентрически пересекаемый дорожками. Прямая как стрела бежит вниз к реке узкая каменная лестница, и стоит ступить на нее, как увидишь спрятанные в зарослях буйной зелени искусственные руины. Они были данью моде, порожденной идеями Руссо. В парке все поддерживает настроение элегической сентиментальности, воспроизводит образ чистой, девственной природы, к которой страстно стремится душа, закованная в путы условностей чопорного парадного этикета. Прогулка по парку открывает немало интересного. Здесь флигеля в романтическом немецком стиле с деревянной решеткой - “фахверком”, вплетенной в каменную кладку стен (вспомним, что род Плятеров был немецким по происхождению), хозяйственные постройки с приземистыми, массивными крышами “на лифляндский манер”. Уникален дендрологический состав насаждений. Из верхних окон дворца открываются пять видовых лучей: деревья по высоте рассажены так, чтобы не закрывать их. Средний луч ведет взгляд зрителя через Западную Двину к расположенным на той стороне холмам. Два других открывают вид на дальние излучины реки. Крайние направлены в сторону города, причем один из лучей совпадает с главной городской магистралью. За оградой дворца по улице Пушкина, 11 стоит бывшая библиотека Плятеров, в которой при жизни Константина Людовика было собрано 20 тысяч томов. Позже там размещалась монастырская школа для сирот и детей малоимущих родителей. Трехэтажное здание украшает по барочному изящно изогнутый центральный ризалит. Углы здания украшают пилястры. Первый этаж более похож на громадный цоколь, на который водружена элегантная двухэтажная барочная вилла. Внешнее убранство библиотеки отражает ее внутреннее решение: два верхних “этажа” внутри не были разделены перекрытиями. Вдоль верхнего ряда окон шла деревянная галерея с книжными полками. Теперь в здании библиотеки - учебный корпус средней школы. До недавнего времени и в центральном здании дворца была школа. Теперь здесь развернуты восстановительные работы. В краславском костеле св. Людовика в полукруге свода изображение коленопреклоненной фигуры французского короля Людовика IX, Перед нами полотно великого польского художника Я. Матейко “Святой Людовик отправляется в крестовый поход" (1884). За картиной скрыта фреска итальянского художника Гастольди, украшавшая алтарь первоначально. На ней изображен восседающий на троне король Франции Людовик IX в воинских доспехах. Авторство алтарной картины, однако, не до конца установлено. Предполагается, что полотно было написано в Кракове в мастерской профессора Яблоньского Т. Лишевичем, а Я. Матейко только прошелся кистью к концу работы над картиной. Современник этих событий историк и краевед Г. Мантейфель в своей книге “Из истории костелов Инфлянт и Курляндии” излагает несколько иную версию. “Эскиз полотна был написан самим Я. Матейко. Работу в увеличенном масштабе исполнил в Кракове профессор Яблоньский под надзором Матейко, который придал полотну окончательный вид". Участие Лишевича не упомянуто. Правда, Людовик не был крестьянским героем. Его именем редко называли своих сыновей простые латгальские земледельцы. Он был патроном элиты. Людовик - имя многих из рода Плятеров. На примерах добродетелей Людовика Святого воспитывали знатную молодежь. Но и для крестьян он был героем по-своему. Ведь справедливый царь - извечный герой фольклора. Итак, немного об этом историческом персонаже в изложении русского историка Т. Н. Грановского. Тяжело заболев в 1244 году, король дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь и посох паломника, Людовик с крестоносцами в 1248 году прибыл на Кипр и в следующем, 1249 году, в Египет - к Да-миетте, которую французы взяли. Однако под Мансурой в 1250 году мусульмане, воспользовавшись раздорами в лагере крестоносцев, разбили их и захватили французского короля в плен. Потеряв цвет своего рыцарства, Людовик IX вынужден был откупиться ценой сдачи Дамиетты. Читая дошедшие до нас биографии этого французского короля, нельзя не спросить себя, как находил он время для управления государством. Его день был наполнен посещением всех церковных служб, немало часов проводил он в одинокой молитве, жестоко бичевал себя, читал творения отцов церкви, беседовал с богословами и учеными. Важное место в его жизни занимали акты милосердия. Так страшнейшей болезнью средневековья была проказа. Люди, пораженные этим недугом, навсегда отлучались от общества; жилища, в которых их содержали, были предметом общего страха. Но Людовик не разделял и этого общего чувства: он ухаживал за прокаженными и собственноручно омывал их зловонные язвы. Подлинное сострадание к своей рыцарской братии он проявил в Египте. Начавшие разлагаться отвратительного вида трупы умерших от язвы остались бы непогребенными - испуганное духовенство отказывало им в последнем христианском обряде. Но король собственным примером пристыдил малодушных и заставил исполнять тяжкий долг, присутствуя при каждом отпевании. Слава святого короля широко разнеслась по миру: послы из Армении, прибыв в сирийский лагерь крестоносцев, просили дозволения видеть “живого святого”. Политическая практика Людовика IX была преисполнена стремлением утвердить в государственных делах христианскую этику. Терзаемый сомнениями о справедливости захвата земель его дедом у Иоанна Безземельного, Людовик договором от 1258 года возвратил внуку пострадавшего - Генриху III - три богатые провинции. Однако наибольшую популярность у современников Людовик стяжал своим знаменитым судом под Венсенским дубом. Ежедневно после утренней мессы король садился под дуб и разбирал тяжбы приходивших к нему подданных. О его решениях шли легенды, и способность короля отличить правду от лжи была феноменальной. Так, женщина, искавшая защиты у короля в деле не вполне честном, выслушав приговор, недовольная воскликнула: “Ты не король, а монах!” “Людовик IX, - пишет русский историк, - был завершителем средневековой жизни, осуществлением ее чистейших идеалов”. К его имени обращались в тяжкую годину военных испытаний, оно было на устах многих в темные годы оккупации. Погибший от чумы под стенами Туниса во время Восьмого крестового похода (1270), Людовик Святой был героем и для многих латгальцев. К его имени обращались восставшие в 1863 году под руководством графа Леона Плятера крестьяне. Восстание потерпело поражение. Граф Плятер был казнен, а его соратники из крестьян проделали дальний путь в сибирскую каторгу. Но в Латгалии еще долго жили легенды о графе Плятере, в фигуре которого смешались воедино эпизоды из жития чтимого народом святого и быль недавней истории. Романтические мотивы этих сказаний повлияли на творчество классика латышской поэзии Яна Райниса, родившегося и выросшего в этих местах. |
|
castles-ren Гость |
Добавлено: 24-08-2004 04:51 |
О Плятерах есть в этой теме | |
Роман великий магистр Группа: Модераторы Сообщений: 1557 |
Добавлено: 24-08-2004 13:23 |
О Краславе из рекламной листовки: Кажется, что гордость Краславы создала знаменитая семья Плятеров, но наиболее красивым ее детищем был Краславский дворец, из которого управляли не только городком, но и землями вдоль Даугавы и далями зеленых лесов в Белорусской стороне. Строительство дворца начато в 1765 г. по руководством архитектора Д. Паракко, но его интерьер декорировал другой итальянец - Ф.Кастальди, расписавший многие помещения первого этажа декоративными иллюзорными росписями, где видны также пейзажи Рима. |
|
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 24-01-2005 02:30 |
Первые признаки барокко – тяготение к художественной организации больших пространств. В латгальском городе Краславе начала формироваться качественно новая пространственная композиция градостроительного ансамбля, примечательная активным использованием ландшафта, раскрытием перспектив на главные архитектурные и природные доминанты. ...росписи с изображением пейзажей, архитектурных композиций и аллегорий (дворец в Краславе, ок. сер. 18 в. – 1820-е гг.). http://www.baltworld.ru/latvia/publications/history/ |
|
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 12-03-2005 20:32 |
Одна из легенд, связанных с Чертовым озером [в Краславском районе], гласит: кто его переплывет с одного берега на другой, будет долго жить. Возможно, это и так, но не стоит по этому поводу слишком обольщаться, принимая во внимание небольшие размеры лесного водоема. О пловцах-долгожителях сведений у местных аборигенов практически нет, зато о канувших в озерную бездну — сколько угодно. Это самый распространенный местный "ужастик". Оказывается феномен имеет объяснение. http://www.necton.lv/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=275 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-10-2005 06:00 |
Краслава (на лат.) http://www.travellatvia.lv/8/20/?pilseta=136 | |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 09-11-2005 02:26 |
В свое время владелец Краславского замка граф Плятер подарил собору Св. Людовика в Краславе алтарную картину. Во время реставрации и укрепления холста картины «святой Людовик отправляется в Крестовый поход», которая находилась в церкви Св. Людовика в Краславе обнаружился сюрприз. Когда польские реставраторы Юзеф Сточиньский и Томас Джуравец сняли картину со стены, взору зрителей предстала фреска итальянского художника Гастольди, на которой изображено как святой из рук епископа принимает боевой стяг. Об этой фреске не было известно 140 лет. Об этом рассказано в ссылке на латышском языке: http://www.delfi.lv/archive/article.php?id=6560663&categoryID=4972241&ndate=1066356125 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-06-2006 02:53 |
Начиная свою работу по исследованию замков, уже в 1888 году К. фон Левис оф Менар искал в военном архиве Стокгольма, рисунки замеренных оборонительных сооружений 17 века в Латвии и Эстонии, которые он использовал в дальнейшем, как источник для обследования замков. Сам К. фон Левис оф Менар изготовлял планы замков на данный момент с топографической зарисовкой окружающей местности, например, в Краславе (Lowis 1898). I. Ose “Latvijas viduslaiku pilis. I. Latvijas viduslaiku pil,u pe'tnieci'ba 18.-20. gadsimta'” R; Latvijas ve'stures institu'ta apga'ds, 2001 |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 07-08-2006 18:44 |
Город Краслава расположен в живописном древней долине реки Даугава, в окружении сумрачных еловых и сосновых лесов. Насыпи по всей его территории указывают на то, что местность, на которой сформировался этот один из самых красивых городов Латвии, была административным центром еще в давние времена; её древние замки были разрушены во время нападений славян. Примерно в 1000 году нашей эры в Краславе правила Полоцкая княгиня Рогнеда Горислава, на которой потом женился киевский князь Владимир Святой. В летописях Краслава впервые упоминается в 1558 году, но начало истории города связывают с именем графа Людвига Платера, ставшего хозяином Краславы в 1729 году. В течение почти двух веков графский род Платеров определял направления экономической и культурной жизни города. Краславу невозможно представить без строений, возведенных во время эпохи Платеров - Римской католической церкви и Краславского дворца, который был основной резиденцией графов Платеров. Невозможно представить город и без речки Яньупите, протекающей через его центр, а также без здания нынешней библиотеки, которое было построено на берегу речки по указанию Казимира Платера как дворец для его сына, местра ордена Мальты. Дворец и парк Строительство резиденции графов Платеров бьио начато в 1750 году; классический стиль в его архитектуре сменил стиль "барокко". В начале XIX века стены внутренних помещений дворца были богато расписаны сценами из жизни древнего Рима, наподобие творениям Джованни Батиста. Автор неизвестен. Краславский дворец - единственный в Латгалии, который мог гордиться подобным интерьером. Вокруг дворца был разбит парк, сочетающий в себе особенности английского, французского и итальянского стилей, в котором росли редкие сорта деревьев и кустарников. В оранжереях выращивался виноград, абрикосы, ананасы и другие тропические растения. Теперь в парке живет множество виноградных улиток. Когда во время первой мировой войны Платеры покинули Краславу, дворец пришел в запустение. Позже в нем была размещена школа, но после того, как она была перенесена в другое здание, дворец со временем был разрушен. На "Театральной горе" Вы сможете услышать сказания о Полоцкой княгине Рогнеде. http://www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=23 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-10-2006 06:28 |
Краслава – рис. Наполеона Орды http://pawet.narod.ru/orda/images/kouna/kraslaw.jpg Старинные изображения др. мест из собрания Наполеона Орды можно видеть на этом сайте: http://pawet.narod.ru/orda/index.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-08-2007 04:00 |
Краславский замок вассала ордена (Kreslawka) Краславский замок Старые названия: на польском языке – Kraslaw ; на немецком языке – Kreslawka Краславский район. Краслава. Квадрат между улицами Аглонас, Ганибу и Зиеду. В западной части города, на вершине основного берега долины реки Даугава (Театра холм) Замок вассала ордена - ?. Как средневековый замок в хронике не упоминается. Первые сведения о замке относятся к 1558 году, когда Краслава стала собственностью Энгельберга Плумпера. В 1569 году Краслава перешла канцлеру Курземско-Земгальского герцога Михаэлу де Брунаву, что в 1603 году подтвердил польский король Сигизмунд III Август. Историк Л.Арбузов (1938) Краславский замок не относит к средневековым замкам. Историки К.Левисс оф Менер (1922) и А.Тулсе (1942) считают, что отсутствие упоминаний в хронике не повод для этого. Историк О.Э.Шмит в 1914 году опубликовал свои выводы в календаре. Он пишет: “В начале города, напротив парка, на высоком берегу реки Даугава можно увидеть развалины строения из валунов, значение которого не известно. Некоторые местные жители уверяют, что это остатки театра, который содержал хозяин Краславского имения. Другие уверяют, что это остатки укреплённого дома (fester Haus ). Окрестности сейчас используются под огороды. Среди капусты поднимаются четырёхугольные развалины, длина которых в восточно-западном направлении 62 пяди и ширина в юго-северном направлении 50 пядей. Стена, сложенная из валунов и кирпича, имеет толщину 3 пяди. Стен с окнами нет. Вход находится в восточной стене“. Переведя пяди на метры, получается, что строение было 20х15метров. Толщина стены примерно 1 метр. По строению он похож на Криевциемский замок. В 30-е годы ХХ века в прессе появились и другие мнения. Историк С.Сахаров (1936) пишет, что на территории Краславского имения находится Театра холм, который своё название получил от клети, в которой граф Платер устраивал театральные представления для своих гостей. В 1936 году ещё существовали развалины строения и возможно, что Сахаров их осматривал. Не известно, откуда А.Тулсе (1942) взял данные для своей книги, в которой он пишет, что в Краславе находился укреплённый склад (хранилище) с такими же размерами как Алтенский замок. Он предполагал, что склад был построен в XIV веке, и здесь орден хранил свои запасы продовольствия. Место замка (?) находится на самом высоком месте Краславы – Театра холме. Холм 150х200 метров с двух сторон ограничен глубокими оврагами. От старого строения над поверхностью земли ничего не сохранилось. На площадке холма, в её восточной части, находится возвышение 17х7 метров и 1 метр высотой. Оно поросло деревьями и кое-где видны валуны. На самом возвышении растёт старая яблоня. От холма в западном направлении отходит земляной вал около 1,5 метров шириной и 40 метров длиной. Местами из него торчат остатки стены. Её ширина 1,0-1,4 метра. Она сложена из валунов с известковым раствором. Севернее неё видны ямы и траншеи, которые, вероятно, появились во время второй мировой войны. Археологические раскопки на этом месте не проводились, поэтому ясности с этим замком нет. План Краславского замка. 1. остатки стены сохранившейся к 2003 году. 2. предполагаемые стены. А. месторасположение стен (20х15) описанных О.Э.Шмитом в 1914 году. В. возможный двор замка. http://www.travelzone.lv/Castle/vas_Kraslava/index.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-10-2007 03:23 |
Дворцовой библиотеки здание Возведена в 1759 г. в низинной части дворцового парка в виде компактной, прямоугольной в плане, трехэтажной виллы (архитектор А. Паракко). Ее главный фасад, акцентированный волнообразным ризалитом, обращен к холму, чья вершнна занята постройками дворца, противоположный - к берегу речки Краславка, за которой раскрывается панорама застройки у костела св. Людвига. Библиотека имела мансардную крышу, ее ризалиты были завершены мезонинами, обрамленными с боков барочными волютами. Здание обращает на себя внимание совершенством форм и гармонией пропорций, что указывает на руку незаурядного зодчего. На всех этажах дома применена единая планировочная схема, несколько видоизмененная лишь на первом этаже (партере), где находились жилые покои: на средней оси размещены продолговатый восьмигранный салон и прямоугольный зал, с боков - небольшие комнаты с закругленными углами. Располагавшийся на втором этаже центральный зал библиотеки (ок. 60 кв. м), поделенный ныне перегородками и междуэтажным перекрытием, имел первоначально двухсветное решение. Жилой этаж снаружи выглядит как рустованный цоколь, особенно высокий со стороны реки, где за счет понижения уровня земли в состав цоколя включены также стены сводчатого подвала. Верхние этажи оформлены большим ордером и увенчаны сочным карнизом, центральный ризалит своеобразно выделен двумя расположенными по его краям свободно стоящими колоннами. Во 2-й четверти XIX в. в здании библиотеки находилась повятовая школа, затем - уездное училище. В этот период были разобраны мезонины, мансардная крыша заменена пологой, а в 1920-е гг. характерная деревянная лестница - современной каменной. В нем только на первом этаже сохранились фрагменты барочного обрамления оштукатуренных плафонов. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=4128 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-10-2007 05:49 |
Дворец Плятеров в Краславе на латышском http://www.kraslava.lv/kulturvestures/ http://forum.travellatvia.lv/8/20/?pilseta=136 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-04-2008 04:22 |
Каждый, кто въезжает в Краславу со стороны Даугавпилса, может видеть слева при дороге огромный валун. На его щеке, обращенной к проезжей части, выбиты корона, вензель и дата «1729». Люди, знающие об истории валуна и связанной с ним легенде, не задерживаются возле местной достопримечательности. А приезжие всегда останавливаются и расспрашивают об этой реликвии — Когда я покупала этот дом, — рассказывает Лилия Васильевна, — то вместе с домовой книгой вручили мне и свидетельство об этой реликвии, о которой раньше приходилось только слышать. Пришлось вникать в историю, расспрашивать местных людей о камне, о надписи на нем. И оказалось, что новая хозяйка стала хранительницей настоящей легенды. Когда в 1729 году Краславское имение, принадлежавшее разорившемуся помещику Вульфу, купил граф Платер, здесь была польская территория. А Польша тогда все время с кем-то воевала, шел постоянный передел земель. Король Польши Август II относился к тем правителям, которые считали своим долгом посещать свои владения. Потому однажды — а случилось это в год перехода Краславы во владение Платера — его путь пролегал по берегам Двины. В те времена на излучине реки рос густой сосновый лес, в котором король удачно поохотился. К полудню, гласит легенда, король Август устал и решил отдохнуть. Его взор привлек огромный валун, возле которого и была развернута самобранка от графа Платера. Зато нет никаких сомнений в том, что в честь приезда Августа в Краславу граф Платер приказал вырубить на том самом камне дату, а также корону — знак королевского имени. А чтобы увековечить и себя, дал задание каменотесам вырубить на камне и свой родовой герб в виде трех горизонтальных линий, перечеркнутых по диагонали (символ плавно текущей Двины). В народе тоже хранится память о визите в Краславу короля Августа: окраина города во все времена называлась Августовкой, в его честь была названа и улица, где находится камень. Правда, в советские времена улица называлась Московской, позже — Рижской. И только сейчас восстановлена историческая справедливость — улице возвращено имя короля Августа. Рассказывают, что неподалеку от Краславы был еще один памятный камень — на его боках каменотесы высекли вензель: рыцарский меч, над которым сияло солнце. Под этими символами силы и могущества была начертана какая-то надпись на древнеславянском языке. К сожалению, никаких документов об этом камне не сохранилось, потому расшифровать надпись нет никакой возможности. А камень, говорят, был взорван при расчистке водного пути и выпрямлении русла Даугавы в 1918 году. Работами руководил лейтенант Дебонал: солдаты высверлили в теле валуна шурф, заложили взрывчатку и взорвали. Не сохранилось даже осколков. http://www.nasha.lv/article.php?id=5599295&date=4-1-2007 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-04-2008 02:12 |
На сайте появился текст о средневековом замке в Краславе и немного информации об остальных памятниках поблизости. http://www.castle.lv/latvija/kraslava.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 17-04-2008 16:42 |
Фото Краславы и Лудзы http://www.miestai.net/forumas/showthread.php?t=1613&page=2 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-04-2008 04:47 |
С 1729 года – во владении графа Платера. В комплекс входят два дворца – старый и новый. Старый дворец построен в 18 веке по проекту архитектора Д.Пароко и представляет собой роскошное здание в стиле барокко с колоннами и волнистым ризалитом. Во второй половине 19 века здание лишилось мезонинов и мансардной крыши. Позже, после постройки нового дворца, в здании разместилась библиотека. На первом этаже фрагментарно сохранилась первоначальная отделка интерьера в стиле барокко. У старого дворца разбит парк в стиле барокко с регулярной планировкой. Новый дворец для графов Платеров начали строить в 1760 году и закончили строительство в 1791 году. Автором проекта является архитектор Д.Пароко. Это здание в стиле барокко с элементами классицизма, которые наиболее ярко проявляются в отделке интерьеров. В Новом дворце сохранились выдающиеся стенная роспись 60 – 70 годов 18 века. Около 1820 года у дворца была разобрана мансардная крыша, вместо которой построена четырехскатная. Рядом с Новым дворцом расположены два двора с хозяйственными постройками. На склоне реки Даугава – пейзажный парк со ступенями и гротом. Новый дворец находится в аварийном состоянии и не используется Pils iela 13 Краслава Краславский район http://www.pilis.lv/tulk_ru/view.php?id=80&prop_id=168 |
|
Роман великий магистр Группа: Модераторы Сообщений: 1557 |
Добавлено: 25-04-2008 18:13 |
А на гербе города Краславы — пять весел, пять наций. Латыши, белорусы, русские, поляки, евреи — историческая данность. http://www.bb.lv/index.php?p=1&i=539&s=8&a=22124 На англ. яз. http://www.avd.edu.lv/Novads/VIETAS/KRaSLAVAW1.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-05-2009 04:50 |
Ровно год назад пришлось мне побывать в маленьком городке Краслава, главной достопримечательностью которого является родовой замок графов Плятеров. Об этом у меня даже пост был: http://lana-1909.livejournal.com/82723.html Я тогда писала, что замок находится в ужаснейшем состоянии и фотографии выкладывала. Вот такие, словно из фильма ужасов: И вот спустя год (ну, без месяца год) оказалась я снова в Краславе. Побывать рядом с замком я была просто обязана. Вот он на какой горе стоит: Подняться к нему можно по крутой лестнице: Когда мы по ней поднялись и увидели сквозь деревья замок, то показалось мне в нем что-то странным: Потом мы поняли что. Его начали реставрировать. Вот он уже какой сейчас, оштукатуренный: А вот таким он станет, будем надеяться, в ближайшее время: http://lana-1909.livejournal.com/159549.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-08-2010 04:24 |
У нас уже появилась традиция - каждый год посещать маленький городок Краслава со знаменательным для Латгалии родовым замком графов Плятеров. http://lana-1909.livejournal.com/287592.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-01-2014 08:30 |
Это ж как надо наплевательски относиться к истории и культуре своего родного края, чтобы позволить уникальным памятникам старины разрушаться прямо на глазах. И ладно если бы речь шла о так ругаемых нынче советских временах, когда "проклятые оккупанты" не давали свободно дышать местным патриотам. Отнюдь. Как раз тогда знаменитый дворец графов Плятеров в Краславе содержался в чистоте и порядке. Более того, в конце 80-х годов прошлого века были выделены средства и начата его капитальная реставрация. К сожалению, не успели "красные оккупанты" превратить этот памятник культуры государственного значения в настоящую жемчужину — грянула долгожданная независимость. Сегодня Краславская краевая дума предпринимает тщетные попытки продать то, что осталось от усадьбы Плятеров — комплекс полуразрушенных строений и крайне запущенную парковую территорию в несколько гектаров. Никто не берет. Бананы и львы остались в прошлом - Плятеры были самые богатые люди, и в их владения входили почти все латгальские земли, — поднимаясь по неровным каменным ступенькам на дворцовый холм, рассказывает Дзинтра Букевича, главный инспектор Краславского района Государственной инспекции охраны памятников культуры. — Занимая важные должности при польском правительстве, они заботились не только об экономическом процветании Краславы, но и многое делали для развития здесь культуры и образования. Открыли библиотеку, создавали школы, изучали историю края и местную природу и даже сами писали научные труды. При костеле было образованно первое в Латвии высшее учебное заведение — духовная семинария. Усадьба Плятеров состояла из великолепного дворца, хозяйственных зданий, дома управляющего, который вот-вот рухнет, и парка с уникальными деревьями и цветами, привезенными сюда со всех концов света. В зимних садах выращивались экзотические фрукты, вплоть до бананов. А в специальном зверинце жили даже два льва. Еще чуть-чуть — и фресок не увидим Нельзя без слез смотреть сегодня на творение итальянского архитектора Парако, по чьему проекту был построен дворец графов Плятеров. В начале 20-х годов поместье было национализировано молодым Латвийским государством. Во дворце расположилась Краславская гимназия. После прихода Советов здесь работала средняя школа. В 1972 году состоялся последний ее выпуск. Самое интересное, что нынешний убогий вид здание приобрело буквально в последние годы. - Я сам здесь учился и прекрасно помню, как все было досмотрено и ухожено, — говорит директор Краславского исторического и художественного музея Валдемар Гекиш. — Но известная истина гласит — стоит оставить без хозяина даже какой-нибудь захудалый хутор, как через полгода он уже начнет разрушаться. Так же произошло и с усадьбой Плятеров. Новая школа — это, конечно, хорошо, но нельзя же было оставлять на произвол судьбы дворцовую территорию. В последнее время за ней вообще никто не присматривает. Даже внешнего осмотра хватает, чтобы понять — дворец Плятеров погибает. Директор музея абсолютно прав, хозяина у этих строений нет. Правда, юридически вся территория усадьбы принадлежит самоуправлению. Но о потугах местной власти чуть позже. Сейчас же о более важном — проводя в 80-е годы исследовательские работы, специалисты обнаружили на внутренних стенах дворца под слоем штукатурки фрески, представляющие собой высокую художественную ценность. Их восстановление требует немалых средств и пока еще возможно. Пока — потому что время делает свою черную работу и, если оно будет упущено, то фресок мы никогда не увидим. Маркиза требует посуду Последний из живших здесь Плятеров, граф Густав, покинул Краславу вместе с женой во время Первой мировой войны. Они уехали, чтобы больше никогда сюда не вернуться. Граф умер в Риге в 1923 году. Графиня же эмигрировала в Испанию, где прожила до 1947 года. Детей у них не было, поэтому все движимое и недвижимое имущество Плятеров, а это практически вся Краслава, "досталось" по завещанию некой испанской маркизе Марие Фуэнтос Бустильо. И невдомек было испанке, что завещание это не имеет никакой юридической силы, поскольку, по законам первой Латвийской Республики, владения графов Плятеров на вечные времена перешли в собственность государства. Вот только не выдюжило это возрожденное в 90-х годах государство свалившегося на него богатства — не имея возможности содержать графскую усадьбу, оно передало его самоуправлению, которое само едва сводит концы с концами. В поисках хоть каких-то партнеров по совместному восстановлению дворца, представители краевой думы отправились несколько лет назад в Мадрид, ища моральной и материальной поддержки у псевдонаследницы, которая в начале 90-х проявила конкретный интерес к "своей собственности". - К сожалению, мы увидели в Испании лишь материальную заинтересованность тех людей, в пользу которых было составлено завещание, — делится воспоминаниями участник этой поездки Валдемар Гекиш. — Восьмидесятилетняя маркиза и ее дети требовали все им вернуть, включая графскую посуду. А сами они даже не знали, где похоронена графиня Плятер. Мы нашли ее могилу в ужасном состоянии. И до сих пор из Испании приходят письма в адрес нашей думы с различными требованиями и протестами. Последний касался аукциона по продаже графской усадьбы. "Виселица" для депутатов - Мы провели уже два аукциона по продаже территории усадьбы, но ни на одном из них не было ни одного претендента, — сетует исполнительный директор Краславской думы Илгварс Анджанс. — Думаю, что связано это с теми условиями, на которых идет отчуждение муниципальной собственности. В их основе — обязательная реставрация дворца и приведение в порядок всей территории графского парка вместе с имеющимися строениями. Плюс ко всему этот объект должен сохранить свое культурно-историческое значение и быть доступным для общественности. Все это требует немалых финансовых вложений, что скорее всего и отпугивает потенциальных покупателей. Но от идеи продажи мы не отказались, поскольку передача объекта в частные руки, на наш взгляд, единственная возможность его сохранить и восстановить. Весной продолжим работу по поиску инвесторов, в том числе и за пределами Латвии. Трудно сказать, увенчается ли работа думы успехом. Многие считают, что требования к покупателям слишком завышены. Например, восстановление на территории парка эстрады. Сейчас от нее остался лишь металлический каркас, который краславчане метко назвали "виселицей" для депутатов. Что ж, похоже, тема графского наследства и впрямь стала камнем преткновения для муниципалитета Краславы. Решить этот вопрос — дело чести депутатов. В противном случае, образно говоря — виселица. http://rus.delfi.lv/archive/vsya-kraslava-zaveschana-ispancam.d?id=10174283 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-07-2014 03:45 |
Первое поселение в районе нынешней Краславы возникло еще в эпоху неолита (II—IV тысячелетие до н. э.) [5]. На берегу Даугавы возле Шкершкан и в Адамове при раскопках были найдены останки поселений каменного века. А чуть позднее в Адамове, Цимошках, Айшпурах, Пундурах и в других местах — захоронения предков из железного века.[6]. В II—III тысячелетии до н. э. здесь жили угро-финские племена, позднее — балты, из которых в VIII веке нашей эры выделились латгалы. Под властью полоцкого княжества Полоцкое княжество и его вассалы Расположение прилегающих племен в VII—VIII вв. Расположение племен балтов по состоянию на начало XIII века По одной из версий город получил название (Краслава) от имени Рогнеда-Горислава. Предполагается, что княжна Рогнеда, дочь князя полоцкого Рогволода, была в Х в. правительницей краславской округи. Позднее она стала женой «князя всея Руси» Владимира Святого (980—1014 гг.), известного своим крещением Руси. Есть версия, что на Театральной горе (Театра калнс) стоял замок Рогнеды. Хотя это скорее всего «городская легенда», но события связанные с княжной Рогнедой происходили очень близко в Полоцке и могли быть так или иначе связаны с городом. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-08-2014 04:54 |
Путешествие по Западной Двине — это и история Дриссы (Верхнедвинска), латышских городов Даугавпилса (в Витебской губернии известного как Динабург, а затем Двинск) и, конечно же, Краславы (ранее — Креславка). Во время Второй мировой войны Краславу постигло много горя и трагедий, как, впрочем, и всю Витебщину. В июне 1941 года город защищали части 112–й Пермской стрелковой дивизии Красной Армии. Немцы направили туда 111–й и 121–й пехотные и 18–ю ударную дивизии. О силе сопротивления советских солдат говорит тот факт, что здесь погиб немецкий генерал Отто Ланцелле. Помнит Двина, и как на окраине Краславы 23 августа 1941 года фашисты расстреляли 200 евреев. Освобождение пришло в город 22 июля 1944 года. http://www.sb.by/post/91551/ |
Страницы: 1 |
средневековые замки / Латвия средневековые замки от A до К / Краслава - замок Креславка и дворец Плятеров |