Оборонительные сооружения 17-20 веков

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / Замки Эстонии / Оборонительные сооружения 17-20 веков

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 26-07-2004 12:18
Относительно картографического сайта http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=98 - отличные спутниковые фото с того сайта и советы по их открыванию. Может, это поможет разобраться?

Место редута на о. Нарген
К сожалению, фото больше не существует...

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 26-07-2004 14:39
Сайт очень интересный.Спасибо.Систему редутов,план, на острове Найсаар(Нарген) я не видел,хотя слышал о её существовании.Это сооружение петровских и послепетровских времён.На этом острове удалось побывать 2 года назад.Отдыхали с палатками.И обошли только северную часть,где были более поздние оборонные сооружения.Маршрут по-эстонски назывался "Militari rada" или "Военная тропа".Эту фотопленку я до сих пор не проявлял.Предполагаю что редуты находятся в южной части острова для "артиллерийского перекрытия" западного прохода между островом и Таллинном.Думаю что ничего кроме землянных валов там не сохранилось.Иначе бы слышал информацию.Хотя повод посетить остров ещё появился :-)
По поводу категоричности моего предидущего заявления- по масштабам Эстонии это здание очень большое и затерятся от меня оно не могло.Прошу поверить на слово.К замкам Эстонии оно действительно не относится,так как мне удалось почитать информацию даже по самым малозначительным фактам.И я составил небольшую таблицу всех малых замков Эстонии,попутно исследовав материал по ним.Хотя хочу ещё раз её перепроверить.
Если же это здание действительно имеет отношение к замкам Эстонии, то искренне буду поражен.Хотя не исключаю что здание может быть(или было) на территории Эстонии.Помимо замков Эстонии я стараюсь не пропускать информацию о мызах,церквях и всех средневековых сооружениях на территории Эстонии.

Гость
Добавлено: 26-07-2004 14:52
Петр, значит вас интересуют не только средневековые замки, но и более поздние укрепления? Тогда вам должна быть интереснаа книга Ю.Мелконова "Батареи Моонзунда" http://www.melkon.lv/ru/books/bm.php3

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 26-07-2004 15:01
Местоположение редутов на острове.Думаю что местоположение скрывается под названием Vallimagi."Валовая гора". http://www.hot.ee/erkifreiberg/ Квадратик номер 6.Внизу можно найти старую, черно-белую фотографию редутов.
Ренате.На эту книгу я обратил внимание уже раньше.Спасибо.

Гость
Добавлено: 26-07-2004 17:04
Петр, однако очень подробный материал о Найсааре! Вот бы и о замках так - с картами и планами и пр.

А насчет книги "Батареи Моонзунда" - в ссылке указано, где ее можно купить в Эстонии. Я купила уже давно, в прошлом году, еще даже не зная об этом сайте. Что понравилось - много наглядных иллюстраций, понятно о чем идет речь.

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 26-07-2004 17:39
Цитата: "Вот бы и о замках так - с картами и планами и пр...."
....и всёбы это на русском языке :-)
Кое-что Рената будет и на русском и в цветном изображении.Толково и интересно.Думаю вам понравится.Подготовлю фотографии и вышлю в качестве сопроводительного материала.
А ещё у меня есть красочный план замка Курессааре (который так заинтересовал вас).К сожалению остался в Тарту.Когда доеду до туда, то постараюсь захватить его и прислать его вам.
Тема эстонских замков ещё только начинается.....

ландмаршал
Группа: Участники
Сообщений: 159
Добавлено: 26-07-2004 18:01
По книге "Батареи Моонзунда"- обязательно куплю эту книгу.
Думаю что многих она может заинтересовать по книге В.Пикуля -"Моонзунд" где описана батарея мыса Церель (эст. полуостров Сырве,мыс тоже Сырве).Был там целую неделю и всю неделю мы ездили по остаткам батарей.Книга Пикуля, если кто не знает,в фактологической части,во многом списана с книги Графа(фамилия) "На Новике" ..Читал копию 20-х годов.Раза наверное 3. Книга Пикуля это сочинение передающее всего лишь аромат того времени.Кстати в фильме "Моонзунд" мне увиделись неточности связанные с батареей,но это надо проверить прочитав книгу.

Гость
Добавлено: 26-07-2004 18:17
Вот ссылка на книгу В. Пикуля "Моонзунд" http://militera.lib.ru/prose/russian/pikul2/index.html

Гость
Добавлено: 27-07-2004 03:45
во многом списана с книги Графа (фамилия) "На Новике"
К сожалению, этой книги в Интернете мне обнаружить не удалось, хотя есть многочисленные упоминания в библиографиях и пр.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-11-2005 02:59
Что здесь есть интересного? Мыс Церель (так он назывался в начале 20-го века). Маяк 1960-го года. Рядом с ним - остатки береговой батареи 1914-го года (1). Весь приезжающий народ снимает обувь и босиком пытается дойти до островка у оконечности полуострова (2). Камни острые, поэтому босиком идти невероятно тяжело.

Чуть в стороне, в лесу, находятся остатки другой береговой батареи, уже советской, 1941-го года, которой командовал капитан Стебель. Орудийная позиция (3) и командный пункт (4).

http://avia.russian.ee/travel/eesti/saare_1.html

дальше по полуострову Сырве. Последние километры пришлось преодолевать по грунтовке, но вот мы наконец на знаменитом мысе Церель, где в 1914 году стояла русская береговая батарея, простреливавшая Ирбенский пролив.

А совсем недалеко от этого места в 1940 году, уже при советской власти, была построена новая батарея №315, командовал которой знаменитый капитан Стебель. Найти ее не составило труда, на дороге, ведущей вдоль южной оконечности полуострова, стояли два указателя – «STEBELI PATAREI» и «STEBELI KOMANDO PUNKT». От самой батареи осталась только бетонная яма, где и стояло орудие, да бункера в лесу вокруг. Вела туда узкая и извилистая дорожка, по которой я рискнул проехать на машине. А вот командный пункт сохранился гораздо лучше – сложенную из камней ветряную мельницу никто на металл разбирать не стал. Рядом с мельницей под землей был вырыт здоровый бункер, наверху которого стоит памятник артиллеристам батареи.

http://avia.russian.ee/travel/eesti/saaremaa/index.html

На мысе Тахкуна можно увидеть остатки советских береговых батарей 1941-го года - орудийная позиция, командный пункт, другие строения.
http://avia.russian.ee/travel/eesti/hiiumaa/tahkuna.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 03-01-2006 10:59
Сайт эстонских поисковиков:
С радостью ответим на Ваши вопросы по поисковому движению в Эстонии. Всех, кто что-либо знает о неизвестных: технике, кораблях, захоронениях или других предеметов ВОВ в Эстонии просим сообщить нам для проведения в дальнейшем корректных поисковых работ и восстановлении памяти погибшим в ВОВ. http://www.vironia.org.ee/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-01-2006 05:19
Батарея на Осмуссааре (фото) http://antsiferov.smc.ee/osmussaar/index.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 08-05-2006 13:31
Русская Балтика (Найссаар и др.) http://www.hot.ee/amsass/russo.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-08-2006 02:11
Гласис, вольганг, контр-эскарп — вряд ли что-либо говорят большинству читателей эти забытые ныне слова. А между тем, если вы успели воспользоваться осенним погожим днем и прогулялись в Тоомепарке вдоль пруда по внутренней высокой дорожке, то знайте — вы шли по вольгангу — земляному валу перед крепостью, на котором устанавливали артиллерию. Противоположный берег пруда, бывшего крепостного рва, — контр-эскарп, а дорожка за ним со стороны вокзала проложена на месте существовавшего некогда невысокого вала, маскировавшего ров и служившего прикрытием для стрелков, его называли гласисом.

После исключения Ревеля в середине ХIХ века из списка сухопутных крепостей посадили на обветшавших за ненадобностью земляных укреплениях липы, каштаны, клены, проложили дорожки и соорудили мостики. С той поры прошло почти полтора столетия, и в наши дни Тоомепарк красив в любое время года, особенно в солнечные дни осени.

Возник этот парк далеко не сразу. В середине позапрошлого века на его месте был довольно пустынный луг, через который проходили две дороги. Одна к началу Палдиского шоссе, другая — в Копли. Был и бульвар, между ним и склоном Тоомпеа, как и ныне, протянулся пруд Шнелли, бывший старый крепостной Паткульский ров. Эти два названия сохранились до наших дней, хотя пруд и старый ров не совсем одно и то же.

В 1760 году на месте заболоченного крепостного рва вырыли новый, его-то мы и зовем прудом Шнелли, по имени городского садовника, дом и сад которого находились поблизости, а старое наименование происходило от редута (земляного укрепления) Паткуля на северной оконечности рва, построенного последним шведским вице-губернатором Эстляндии Дитрихом Паткулем.

http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=32944&dd=2005-03-07&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-08-2006 04:08
А между тем, если площадь столицы Эстонии более 180 квадратных километров (!), то Старый город (и Верхний, и Нижний) занимает всего 35 гектаров, или менее двух десятых процента территории столицы республики.

11 января 1858 года, вскоре после того, как Ревель был исключен из числа сухопутных крепостей Российской империи, военные власти передали магистрату все крепостные сооружения за пределами городских стен. Это позволило в последней четверти ХIХ столетия развернуть на обширной свободной территории за пределами защитных стен интенсивное городское строительство, которое к концу века позволило объединить пригороды с древним центром. Возникли новые районы с обширной сетью улиц, которым народ присвоил своеобразные наименования. Район улиц Веэренни и Татари назвали Кививылласте (Каменная виселица) - там и впрямь в средние века был городской эшафот; Сибулакюла («Луковичная деревня») - когда-то между улицами Лембиту и Иманта были дома русских огородников; зато вдоль Пярнуского шоссе, между нынешними улицами Суур-Амеэрика и Койду, возник район с красивым названием Новый свет, ничем особенным от других он не отличался, просто был здесь когда-то захудалый трактир “Амеэрика”, а так как открытый в ХV веке континент в обиходе называли Новый свет, то и квартал невзрачных деревянных домов с трактиром получил столь громкое наименование; район железнодорожной станции Таллинн-Вяйке известен как Китсекюла (“Козья деревня”); а территория между Тоомпуйестеэ и Палдиским шоссе - Кельмикюла (“Плутишкина деревня”). Интересно, почему? О названиях других частей города разговор впереди.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=50867&dd=2005-03-07&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-12-2006 06:48
Палдиски, старинное изображение http://www.vobam.se/Bilder/Lander/paldiski.jpg

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-03-2007 06:11
Таллиннская Батарейная тюрьма откроется для посетителей — стараниями целевого учреждения «Вирумааские музеи» здание бывшей тюрьмы начинает принимать экскурсии, пока что только групповые и по предварительной записи.

Председатель правления «Вирумааских музеев» Антс Леэметс гворит, что, несмотря на название, его организация не занимается исключительно музеями Вирумаа, а движется в любые представляющие интерес стороны. Именно такой стороной и оказалась Батарейная тюрьма столицы.

«Мы намерены ознакомить посетителей с историей этого здания и в качестве морской крепости, и в качестве тюрьмы, — рассказывает Леэметс. — Мы организовали экскурсионный маршрут по зданию, по которому посетителей будут водить гиды». В планах у «Вирумааских музеев» в будущем предлагать посетителям и настоящее тюремное приключение — экскурсантов будут запирать в камеры на какое-то время, разумеется, по добровольному пожеланию.
Целевое учреждение «Вирумааские музеи» занимается многими культурно-историческими объектами, в числе которых знаменитые мыза в Палмсе, Раквереская крепость и орденский замок в Тоолсе. Всего целевому учреждению принадлежит 12 объектов общей площадью 62,1 гектара.

http://www.moles.ee/05/Sep/14/4-1.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-07-2007 03:36
В 1675 году начальником укреплений Шведского государства был назначен специалист в области фортификации Эрик Дальберг. Разработка новых проектов получила еще больший размах, но развернулось и строительство - на подступах к городу с южной стороны началось возведение большого Шведского бастиона. В 1683 году он был в основном закончен, и в 1684 году приступили к перестройке небольших земляных укреплений на месте теперешнего Ингерманландского бастиона. Поскольку бастион этот частично расположен на территории города, и частично - на территории Вышгорода, то в его строительстве участвовали и казна и город, причем строительство той части бастиона, что находилась на городской территории, затянулось, и только приказ короля, отданный в апреле 1692 года, ускорил дело - за несколько лет город закончил свою часть.

5 января 1686 года король утвердил генеральный план земляных укреплений Таллинна, составленный местным генерал-квартирмейстером, впоследствии комендантом Таллинна Паулем фон Эссоном. План был просмотрен генерал-квартирмейстером Эриком Дальбергом, под именем которого он и известен. Согласно этому плану вокруг города предполагалось возвести 11 больших бастионов и шесть равелинов. Площадь, занимаемая городом, должна была увеличиться примерно на треть. Отдельные части системы укреплений получили названия в честь провинций Шведского королевства. При взгляде на этот генеральный план поражают его размах и неосуществимость. Реализовать удалось всего лишь около трети намеченного - к концу XVII века были построены только бастион Сконе на подступах к городу с северо-запада и Висмарский равелин перед Шведским и Ингерманландским бастионами. Основным материалом для строительства бастионов служил грунт, полученный при рытье главного рва, возили землю и с Тынисмяги. За последние десять лет XVII века были построены также небольшие земляные укрепления - редуты Готский и Паткуля - у западного склона Вышгорода.
Начавшаяся в 1700 году Северная война прервала строительство укреплений.

http://www.las-flores.ru/estonia/tallinn/estonia-tallinn-sight-fortification.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 18-11-2007 00:07
Александр Моисеевич Стебель (???? — 1943) — Капитан, командир «легендарной» башенной береговой батареи №315 на о. Эзель (Сааремаа) в Балтийском море. Ранее командовал батареей на о. Вяйне-Пакри.
«Возведение батарей на о. Эзель Моонзудского архипелага можно рассмотреть на примере строительства башенной батареи № 315 (южная оконечность полуострова Сырве, мыс Церель), главной задачей которой являлась защита Ирбенского пролива. Батарея состояла из двух башенных установок (по два орудия каждая) МБ-2-180. Командиром батареи был капитан A. M. Стебель. Батарею № 315 строил 34-й отдельный инженерно-строительный батальон ВМФ в составе 1200 человек под командованием майора К. С. Воинова. На строительные работы также привлекались и местные жители в соответствии с договоренностью между правительствами (до вхождения в состав СССР). Заработную плату тогда им выплачивали золотыми червонцами, и те, кто работал на строительстве, смогли купить лошадей и обзавестись хозяйством. Однако район строительства объявлялся закрытой зоной, и более 300 семей с окружающих хуторов были переселены. Сметная стоимость работ по строительству 315-й батареи составляла 20 млн. рублей (без стоимости матчасти)».
«Двенадцатидюймовая башенная батарея ББ-315, которой командовал капитан Александр Стебель, открыла счет потопленных немецких кораблей 12 июля 1941 г. В этот день был разгромлен конвой, пытавшийся пройти по Ирбенскому проливу. Орудия ББ-315 сковывали морские перевозки немцев в этом районе в течение 4 месяцев. Возле батареи в октябре моряки-артиллеристы и красноармейцы гарнизона острова Саарема приняли последний бой. Многие из них погибли, оставшиеся в живых почти все попали в плен, в том числе и капитан Стебель. В лагере немцы предлагали ему организовать восстановление ББ-315, а затем - стать командиром одной из береговых батарей на побережье Ла-Манша. Однако Стебель отказался от этих предложений и был казнен» .
«Я был несколько ошеломлен, когда узнал, что 315-й батареей командует капитан Александр Моисеевич Стебель. Он много сделал, строя батарею меньшего калибра на Малом Рогге, славный командир и человек, но я не ожидал его встретить здесь. Оказалось, что отдел комплектования штаба флота перевел его сюда внезапно. Понятно, что при расширении системы базирования флота и росте числа береговых батарей возникла острая нужда в командирах. Но я привык подолгу командовать на каждой ступени в морской артиллерии: ведь важно серьезно освоить каждый калибр; мне казалось такое быстрое продвижение молодых командиров неестественным и опасным для дела. Помнится, когда меня самого внезапно назначили командиром дивизиона на форту Красноармейском, назначили потому, что многих командиров и политработников по решению ЦК партии перевели с Балтфлота на Тихий океан, я был ошеломлен и встревожен. Правда, я все же был доволен, что капитан Стебель снова под моим началом, и могу заранее сказать: в войну, в боях он прославился как смелый командир, погибая, вел себя бесстрашно» .
«Трагический конец выпал на долю капитана А. М. Стебеля. Бывший секретарь парторганизации 315-й батареи сержант Н. Н. Пушкин вспоминает:
«Когда гитлеровские войска приблизились к огневым позициям, более двухсот артиллеристов пошли защищать сухопутные подступы к батарее. Поддерживаемые орудийным огнем, они под руководством военкома батареи Белякова много раз ходили в контратаку на врага. Земля полуострова Сырве была усеяна трупами гитлеровцев. В кровавых схватках погибли военком Н. Ф. Беляков и многие командиры.
В первых числах октября гитлеровцы, понеся большие потери, подошли вплотную к батарее. На орудиях кончился боезапас, и капитан Стебель приказал взорвать башни. Со слезами на глазах мы подрывали пушки, уничтожали приборы управления огнем, затопляли подземные помещения.
На обломках батареи с новой силой разгорелся рукопашный бой... Капитан Стебель с группой моряков сражался до конца и, будучи раненным, попал в плен. Гитлеровцы зверски истязали его. Но командир-коммунист стойко перенес чудовищные пытки и погиб героем».
Москва приняла радиограмму, переданную открытым текстом:
«Радиовахту закрываю, идем в последний и решительный бой».
Это была последняя весточка с острова Сааремаа

http://max24.pri.ee/2007/10/23/beregovaja_batareja_osaaremaa_315.html

Гость
Добавлено: 02-12-2007 17:19
C восточной стороны Силламяэ, чуть дальше деревни Перьятси, имеются остатки укреплений периода Северной войны 1704г . Среди местных жителей они именуются как " Шведский вал". На старых картах они носят названия - "Укрепление 1704г." или "Шведские укрепления".. Предполагается, что это остатки циркумвалационной линии, построеной войсками Петра 1, для защиты русских войск, осаждавших Нарву. В пользу этой версии говорит то, что фронтом эти укрепления развёрнуты, в сторону Таллина.
Эта линия, длинной около 2 км., идёт от берега, до Синимяэских высот, пересекая Таллинское шоcсе. Профиль сооружения достаточно хорошо просматривается на спутниковых фотографиях.
Ближе к Таллину,в районе пос.Тойла находится так называемый Шуваловский редут.
http://inspe-ee.fastbb.ru/?1-4-20-00000018-000-0-0-1139928963

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 792
Добавлено: 03-12-2007 20:15
Спасибо, stranik! Очень интересная информация!

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-04-2008 05:02
Крепость Петра Великого в Таллине (1914-1918) http://forum.vgd.ru/35/6217/

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 21-05-2010 18:53
Полуостров Сырве глубоко вдается в Ирбенский пролив. На южной оконечности полуострова можно увидеть маяк 1960-го года, а рядом с ним - остатки русской береговой батареи 1914-го года. Чуть в стороне, в лесу, находятся остатки другой береговой батареи, уже советской, 1941-го года.
http://selive-olga.narod.ru/simple3.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-07-2010 03:11
Собравшись, продолжили движение по направлению к самой южной точке Сааремаа.
По дороге заехали посмотреть на батарею береговой обороны Стебеля и на командный пункт этой батареи, где установлен бетонный обелиск. Сначала полазили по подземельям, командного пункта, который изрядно подтоплен, затем залезли в башню. Из башни мы увидели как по лесной дорожке подъехал туристический автобус из которого повылезали говорливые финны. Пришлось в срочном порядке эвакуироваться.
Заехали и на пусковые площадки, там смотреть особо нечего - одни колодцы затопленные водой, а ехать от шоссе по лесной дорожке около 2км в каждую сторону.
Совсем не далеко от мыса проезжаем мимо бывшей военной части и наконец мы у цели. Проезжаем мимо маяка, а дальше к мысу только пешком - колёса закапываются в щебне.

http://community.livejournal.com/visit_estonia/31354.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-02-2011 04:04
Среди своих соседей по балтийскому региону Таллин, вне сомнения, город самый «бастионный». Убедиться в этом несложно – достаточно совершить мысленную прогулку по соседним столицам.
Рига срыла свои земляные укрепления без сожаления, сохранив, правда, парковую горку, которая даром что называется Бастионной – бастион даже внешне не напоминает. Хельсинки вынес бастионы «за скобки», соорудив для защиты с моря крепость Суоменлинна, от которой до городского центра – минут пятнадцать на катере. В принципе, конкуренцию мог бы составить Санкт-Петербург – он, собственно, и начался с бастионов Петропавловской крепости, и сохранил все шесть из шести выстроенных. Но гладь Невы однозначно отсекает их от пространства городского центра: туристам они известны куда лучше, чем самим горожанам. Таллин – случай исключительный. Пускай программа строительства бастионного пояса была выполнена здесь едва ли на одну четверть, зато не найти, пожалуй, в Европе второй столицы, где бастион XVII столетия высился бы прямо на главной площади города.

От Дюрера до Эссена
Кому впервые пришло в голову облицевать земляное укрепление каменной кладкой или же, напротив, повысить «непробиваемость» каменной башни, заполнив ее изнутри землей – неизвестно. Одни приписывают эту мысль немецкому живописцу эпохи Ренессанса, «немецкому Леонардо» Альбрехту Дюреру, другие – безвестным итальянским фортификаторам. Но кто бы это не был, к концу XV столетия прообразы бастионов уже достаточно широко использовались в оборонном зодчестве Западной Европы.

По крайней мере, с начала XVI века новые веяния в фортификационном искусстве проникают и на территорию шведской Прибалтики. В сороковых годах этого столетия первые бастионы возводятся и в Ревеле – один из них, сооруженный для защиты Больших морских ворот, уцелел до наших дней. «Золотой век» для таллинских бастионов настал 5 января 1686 года, когда король Карл XI утвердил план строительства вокруг города нового пояса укреплений, составленный генеральным фортификатором Швеции Эриком Дальбергом и ревельским комендантом Паулем фон Эссеном.

Беглого взгляда на проекты более чем трехвековой давности достаточно, чтобы убедиться: король и его инженеры мыслили с размахом. Будь подписанный Карлом XI план реализован, территория города увеличилась бы втрое. А поколения местных школяров получили бы «наглядное пособие» по географии. Ведь каждый из одиннадцати запланированных бастионов должен был носить имя той или иной провинции Шведского королевства. «Швецию», а также «Ингерманландию» и отвоеванную у Дании «Сконию» можно отыскать в городском пространстве Таллина и по сей день. Правда, современным горожанам они больше известны под именами горок Харьюмяги, Линдамяги и Раннавяравамяги. Краеведы вспомнят, пожалуй, что начали строить и «Финляндию» - бастион на нынешней площади Торниде. И только специалистам известно, что если бы не Северная война, то трассу теперешнего Пярнуского шоссе перегораживал бы бастион «Эстония», а на площадь Виру можно было бы любоваться с бастиона «Карелия».

Городское владение
Какое-то время проекты довести намеченное шведским монархом появлялись и после того, как Ревель капитулировал перед войсками Петра I. Но они так и остались на бумаге: не потому ли, что три выстроенных шведами бастиона никоим образом не смогли защитить город в годы Северной войны? Последний раз в боевую готовность таллинские укрепления приводились во время Крымской кампании: вопреки закрепившемуся в историографии названию, военные действия 1853-56 годов велись и на Балтике. Тогда же стало очевидным: гарнизон, необходимый для обслуживания даже трех существующих бастионов, городу «не потянуть». Да и развитие артиллерии сделало свое дело: от каменных и чугунных ядер XVII столетия бастионы защитить могли, от бронебойных снарядов второй половины XIX века – увы. В 1857 году Ревель был вычеркнут из списка крепостей. А еще через десять лет военное ведомство окончательно передало городские укрепления во владение городу.

Срыть, по примеру соседней Риги, крепостные валы и бастионы, ревельский магистрат на тот момент не мог и помыслить. Средств на это в городской казне не было. Равно как и не было особой необходимости – Ревель едва-едва перешагнул за границы средневековой застройки.

Пора парков
Отцов города полуторовековой давности следует искренне отблагодарить: вместо того, чтобы уничтожать доставшиеся им от предков памятники фортификационного искусства, они стали их активно использовать. На новый – гражданский - манер. В биографии бывших Шведского и Ингерманландского бастионов парковая страница открылась в 1862 году. В биографии Сконеского – на четверть века позднее. Пик популярности бастионных парков приходится на рубеж XIX-ХХ столетий: время от времени в газетах даже проскальзывает нечто вроде сожаление по поводу того, что горожане словно позабыли о существовании аллей Екатериненталя-Кадриорга.

На бывших бастионах и впрямь было чем заняться. Здесь играли духовые оркестры и выступали популярные шансонье, занимались спортом и дивились цирковому искусству, наслаждались «почти загородным свежим воздухом» и брали напрокат книги в летнем филиале городской библиотеки. Веселье на бастионах продолжалось и во времена Эстонской Республики, однако звезда их популярности начала клониться к закату. Когда герой опубликованного в «Вестях дня» в 1931 году стихотворного фельетона признавался, что «…как истый патриот/я отменно отдыхаю/лишь на Горке у ворот», читателю было ясно: речь идет о старомодном и не слишком богатом таллинце.

Почти метро
Кто не питал к таллинским бастионам особенной любви – так это, похоже, проектировщики линий общественного транспорта. Нелюбовь эта началась еще в 1888 году, когда при прокладке первой в городе линии конки было решено прорыть бастион у Вируских ворот. Задуманное реализовали: две «половинки» разделенного бастиона превратились в нынешнюю горку Мусумяги и Бастионный сад, расположенный ныне во дворе здания по улице Виру, 23.

Перевод трамвая с конной тяги на электрическую не замедлил породить новый проект: в горку Мусумяги в 1922 году предлагали встроить подстанцию. А в толще бывшего Сконеского бастиона намеревались прокопать почти трехсотметровый туннель, по которому трамваи должны были идти от Балтийского вокзала к площади Виру. И хотя столь амбициозным планам стать реальностью оказалось не суждено, трасса будущего «подземного трамвая» на карте города заметна: примерно по ней в 1931-32 была проложена улица Раннавярава. Занятые на общественных работах безработные прокопали ее, отрезав парк на бывшем бастионе от Старого города.

Монументальное основание
Впрочем, таллинские бастионы вдохновляли на грандиозные проекты не только специалистов-транспортников. Монументальный облик былых фортификационных сооружений словно бы сам подсказывал отцам городам: быть тут месту для памятников и монументов! Памятник, посвященный семисотлетию основания города, должен был появиться на Сконеском бастионе к 1919 году. Правда, инициаторы его создания никак не могли предположить, что за два года до намеченной даты в России грянет революция, а Ревель превратится в Таллин, где актуальным станет вопрос сооружения иных монументов.

Дискуссия о том, как именно должен выглядеть будущий памятник Свободе и где именно он должен стоять – на нареченной в ее честь площади или же по соседству, на горке Харьюмяги, непрестанно продолжалась на протяжении двадцатых-тридцатых годов. В итоге – «выросло что выросло». Единственное, за что нынешний Крест Свободы можно помянуть добрым словом – так это за то, что в ходе работ по его сооружению восточная стена бывшего Ингерманландского бастиона была почти в точности воссоздана. Не обделены произведениями монументальной пластики и другие таллинские бастионы. В 1921 году скульптура скорбящей Линды была установлена на Шведском бастионе. А осенью 1996-го на бастионе у Больших морских ворот был открыт памятник жертвам крушения парома «Эстония».

По праву
«Новейшая история» таллинских бастионов – череда приобретений и утрат. Искренне жаль, что летом 1997 года сгорел расположенный на Сконеском бастионе летний театр – оригинальный памятник архитектуры сталинского ампира и крупнейшее на тот момент деревянное строение в странах Балтии. Жаль, что и сам расположенный на бастионе парк никак не удается привести в порядок. С другой стороны, нельзя пройти мимо того факта, что во второй половине восьмидесятых годов семейство бастионов Таллина… пополнилось. Реставраторами была полностью воссоздана внешняя стена бастиона у Малых морских ворот, за которой скрылись современные постройки: где еще в ХХ веке строили «бастионы», кроме Таллина?

И главное – с весны прошлого года таллинские бастионы стали доступны для таллинцев и гостей города не только «снаружи», но и «изнутри»: подземные ходы под горкой Харьюмяги стали частью экспозиции Городского музея. Случай, между прочем, уникальный: в какой еще европейской столице можно прогуляться по катакомбам фортификационных сооружений XVII столетия? А раз так – то право называться «бастионной столицей» Таллин в очередной раз подтверждает. На радость горожанам – и многочисленным туристам.
Фото 20-ых годов ХХ века. Под крылом самолета - Ингерманландский бастион, нынешняя горка Харьюмяги.

http://jesenija.livejournal.com/257374.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-09-2015 05:18
Многочисленные потайные ходы под таллиннскими земляными укреплениями были построены вместе с бастионами в 17-18 веках.
Ходы были созданы для того, чтобы сделать для противника невидимым перемещение солдат, боеприпасов и прочего снаряжения. Кроме того, ходы можно было использовать с разведывательной целью – для слежения за вражескими работами по подземному минированию. В 1857 году земляные укрепления были исключены из списка военных объектов, и после этого на Ингерманладском и Шведском бастионах были разбиты парки. При планировании посещения музея просим учесть, что в бастионные ходы можно входить только в сопровождении гида. Максимальная численность группы - 20 человек.

http://www.visitestonia.com/ru/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Замки Эстонии / Оборонительные сооружения 17-20 веков

KXK.RU