|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / исторические вопросы / Арабы |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 07-02-2006 21:42 |
История арабов с древности до наших дней http://www.kmartel.chat.ru/ | |
Cazadora вассал Группа: Участники Сообщений: 51 |
Добавлено: 08-02-2006 02:43 |
извините, если оффтоп....
гм...интересный сайт, о многом заставляет задуматься...всегда почему-то относилась к арабской культуре с симпатией а можно ли считать этот ресурс относительно достоверным источником? |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-02-2006 06:48 |
На мой взгляд, достоверных источников вообще не существует, есть более или менее достоверные, подтверждаемые не зависимыми от них сведениями из других источников. Что же касается арабского мира - то он настолько сложен и многогранен, что под одну гребенку у меня не получается уложить искусства и науки Кордовы и Гранады средних веков, поход Саладина против крестоносцев, режимы талибов и Усаму бен Ладена... Поэтому стопроцентной достоверности тут ждать сложно, как и непредвзятых мнений. | |
Cazadora вассал Группа: Участники Сообщений: 51 |
Добавлено: 08-02-2006 22:31 |
это точно как говаривал наш преподователь по источниковеденью...абсолютно достоверным источником можно считать тот документ, к которому прилагается справка о психическом здоровье лечащего врача автора, да и то не всегда |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 01-04-2006 19:36 |
Арабский путешественник Ал-Гарнати в XII веке так описывал Булгар: "Вокруг города живут турецкие племена, не сосчитать их". Жившие здесь Волжские Булгары, используя водные пути рек Волги и Камы и многочисленные сухопутные пути, вели оживленную торговлю с Русью, народами Верхней и Средней Камы, Прибалтики, Скандинавии, Византии, Далмации, Хорезма и Ирана, Китая и Индии. Город Булгар обладал мощными оборонительными сооружениями - валом и рвом длиной почти 6 километров. До прихода в XIII веке к берегам Волги монголов это был передовой, процветающий город… "От множества войск земля стонала и гудела и столбенели дикие звери…" Свободолюбивые Волжские Булгары оказали монголам отчаянное сопротивление. 13 лет город выдерживал регулярные набеги монголов. Для покорения непокорных внук Чингисхана Батый собрал огромное войско - 200-250 тысяч человек. Но взять и разрушить город удалось только в 1236-м. А через два года, когда монгольские войска ушли завоевывать Русь, в Булгаре вспыхнуло восстание… Татаро-монголы включили Булгар в состав Улуса Джучи Великой Монгольской Империи. В 1242-м Бату-хан основал временную ставку в Булгаре. Позднее правитель Золотой Орды перенес ее в Сарай, неподалеку от Астрахани. Именно сюда, в Булгар, за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоеванных монголами стран. Может быть, поездки за ярлыками к монголам в Булгар и породили перенос понятия "татары" не только на представителей Орды, но и на всех обитателей Булгарии. Только через 20 лет Булгарии удалось оправиться от ран, нанесенных монголами. В конце XIII века Булгар, именуемый в русских летописях как "Бряхимов" - "город Ибрагима", был самым значительным городом Поволжья, где сосредоточились ремесло и торговля. В 1250-х здесь уже чеканились монеты от имени верховных монгольских правителей. Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. В 60-х гг. было закончено строительство Соборной мечети, проложены мостовые и водопровод. Волжская Булгария, хотя и вошла, как Русь, в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле. Впрочем, богатые Булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 г. великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара русские впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов, но победа все же осталась за ними. Булгарский князь Асан просил мира и уплатил русским огромный выкуп, "чтобы войска не грабили города". Сын Дмитрия Донского, московский князь Василий I, в 1399 г. предпринял еще один поход, ему даже удалось на время "выгнать из Булгара татар". В 1409-м новгородский разбойник Анфал отправил по Волге и Каме 250 насадов с воинами, но булгарам храбростью и хитростью удалось устоять. Булгарские князья, в свою очередь, активно принимали участие в междоусобице русских князей. В 1411 г. булгарские войска принимали сражались при Лыскове с московским и суздальским войсками. Усиления Москвы боялись не только суздальцы и новгородцы, но и булгарские эмиры… Последнее, известное в древности упоминание о Булгаре касается военного похода московского князя Федора Пестрого в 1431 г. При котором, вероятно, город и был разрушен... В 1712 г. в центре развалин Великого Булгара, рядом с Большим Минаретом, была построена церковь Успения Богородицы. А позднее устроен православный монастырь. Настоятели менялись часто, и христианский дух на мусульманских развалинах не прижился - монастырь существовал до начала XIX века. Однако первое известное подробное описание городища было составлено дьяком Михайловым… Монахи не разрушили мусульманские здания, а лишь приспособили под свои нужды. В XVIII веке остатки Восточного Мавзолея переделали в церковь св. Николая, а Северный мавзолей использовали как монастырский погреб. Первые описания, обмеры и чертежи сохранившихся строений были сделаны в начале XVIII века. Петр I, посетивший Булгар в 1722 г., даже издал специальный указ "о сбережении памятника". Однако биографы Петра тогда писали об остатках 70 каменных зданий. Почти полвека спустя Екатерина II в письме графу Н.Панину упоминала уже о 40. Сейчас их осталось всего 9. Удивительно, но, возможно, благодаря существованию православного монастыря и указу Петра I мусульманские святыни сохранились до наших дней… Большой Минарет в Булгаре обрушился в 1821-м. За 23 года местные крестьяне разобрали его на кирпичи. За последние годы Большой Минарет был восстановлен. А в Успенской церкви теперь находится археологический музей… Со многими строениями в Булгаре связаны легенды. По одной из них, Великий Завоеватель Востока Тамерлан, захватив Булгар, велел обложить деревом и поджечь Судную Палату, где укрылись семья и приближенные последнего булгарского хана Абдуллаха, предпочтя смерть позору и бесчестию плена. Когда огонь утих, Тимур вошел в почерневшую палату и увидел девушку необыкновенной красоты - юную дочь Абдулаха. Так в народе родилась легенда о "несгораемой царевне". По одной из версий, Тимур взял ее в жены, по другой - царевна отправилась к родным братьям Алтынбеку и Галимбеку - основателям Казани… http://worlds.ru/europe/russia/history49.shtml |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 05-04-2006 06:41 |
Арабский Запад Магриб (араб. - запад), регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока - Машрика). В средние века в понятие М, включалась также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия). Наряду с литературным арабским языком в странах М. распространены арабские диалекты, в том числе диалект хасания (в Мавритании и Западной Сахаре), берберские диалекты и так называемый мальтийский язык (с письменностью на основе латинского алфавита). После достижения независимости Марокко и Тунисом (1956) король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения "Великий Арабский Магриб". Проблеме объединения были посвящены конференции ряда стран М. в Танжере (1958) и Рабате (1963). В 1964 был создан Постоянный консультативный комитет стран М., в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. В 1964-68 созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран М. в различных областях экономики. С 1970 в комитете участвует Мавритания (в качестве наблюдателя). Ливия в 1970 вышла из всех региональных организаций М. http://erudit-loto.livejournal.com/214461.html?mode=reply |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-05-2006 01:35 |
ИБН ХАЛЬДУН Абдурахман Абу Зейн ибн Мухаммед (1332 - 17.3.1406), арабский историк и философ. Основной его труд "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" является основным источником по средневековой истории Северной Африки. http://users.livejournal.com/_m_u_/194893.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-06-2006 02:16 |
ДРЕВНЕАРАБСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Источниками изучения домусульманских мифологических представлений (1-е тыс. до н. э. - нач. 7 в. н. э.) арабских народов, населявших северную и центральную Аравию, служат древнеарабские надписи (по характеру письменности выделяются сафские надписи племён Сирийской пустыни, самудские - племён центральной Аравии, надписи из государства Лихьян и др.), содержащие упоминания тех или иных богов, иногда - их святилищ; надписи из государств со смешанным арабо-арамейским населением - Пальмиры и Набатеи на арамейском языке, в эллинистическую эпоху также на греческом, латинском и двуязычные (они имеют особое значение, поскольку отождествляют арабских богов с греческими и римскими); отдельные упоминания в сочинениях греческих и римских авторов; немногочисленные археологические данные. Некоторые сведения о Д. м. даёт мусульманская традиция, прежде всего Коран; важное значение имеет также «Книга идолов» Ибн аль-Кальби (8 в.); эта литература, однако, является тенденциозной, интерпретируя Д. м. в зависимости от текста Корана. Мифологические представления арабов не сложились в единую систему. Наиболее развитые мифологии были у земледельцев оазисов, в государственных образованиях - Лихьян, Кедар и др., менее развитые - у полукочевых и кочевых племён пустынь. На севере аравийские племена вступали в контакты с оседлыми народами Сирии и Палестины, принимали арамейский язык как язык письменности. Это приводило к контаминации и синтезу культур, в частности и мифологий (см. также Западносемитская мифология). http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_5157.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-07-2006 05:58 |
Описание битвы вестготов и арабов (следствием которой стало завоевание арабами Пиренейского полуострова и затем почти 800 лет Реконкисты) из сочинения историка Ахмеда ибн Мохаммеда аль-Маккари (совершенно замечательно описано) http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Makkari/text41.phtml | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-11-2006 04:07 |
"Золотой век" ислама в Испании – несколько тенденциозная подборка сведений из средневековой истории региона. Разбор ошибок – см. в комментах к тексту http://stilo.livejournal.com/406871.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-01-2007 05:42 |
Багдад был построен в этом древнем месте только в 762 г. н.э., но стал величайшим городом из всех, какие видело Междуречье до сих пор - больше даже Вавилона. В пору расцвета он насчитывал 2 млн. жителей - и был крупнейшим городом мира. Халиф, правящий в Багдаде, простирал свою власть от Афганистана на востоке до Алжира на западе. В 786 г. на трон вступил Гарун аль-Рашид, Ааарон Справедливый. Однажды Гарун написал свой знаменитый ответ византийскому императору: "Я получил твое письмо, сын неверного, и ты не услышишь мой ответ - ты его увидишь". Каждая из кампаний Гаруна в Малой Азии была успешной, каждый раз византийцы были вынуждены принимать мир на тех услових, которые предлагал им халиф. В 807 г. Гарун аль-Рашид обменялся посольствами с Карлом Великим. Успехи халифа на войне и его влияние в цивилизованном мире соответствовали просвещенному управлению. Империя процветала. Чисто арабская элита, которая господствовала в первом столетии мусульманской власти, когда столицы были в Мекке и Дамаске, начала уступать позиции персам. Цивилизация принимала все более персидский оттенок, хотя язык Месопотамии постепенно становился арабским. Через столетие после смерти Гарун аль-Рашида начали собирать вместе волшебные сказки, куда вошли рассказы о добром и великодушном халифе, который со своим другом Джафаром бродил переодетым по Багдаду, устраняя зло. Связующей нитью собрания сказок и легенд стала царица Шахерезада, которая рассказывала эти истории ночь за ночью в течение почти трех лет. Свод сказаний получил название "Тысяча и одна ночь", в Европу их привез А. Галланд и между 1704 и 1717 гг. вышло первое многотомное издание. В 813 г. халифом стал младший сын Гаруна - аль-Мамун. Он был человеком высокой культуры и находился целиком под персидским вличнием. Первые несколько лет своего царствования он провел в Персии и даже собирался перенести туда столицу. В Багдаде он создал академию, которая работала, в частности, над переводами и исследованием греческих научных и философских трудов, используя несториан как переводчиков. Халиф построил также астрономическую обсерваторию. Мировое лидерство в науке, тринадцать столетий назад, после Навуходоносора, перешедшее от Месопотамии к Греции, снова пришло в Месопотамию. Джабир был одним из пионеров алхимии (сегодня его назвали бы химиком), равного которому не найти вплоть до современной эпохи. Аль-Хорезми, работавший в Багдаде во времена аль-Мамуна, известен трудами по математике. Название одного из них дало нам слово "алгебра". Он также ввел новые символы чисел, происходящие из Индии, которые мы сейчас называем арабскими. Территория империи продолжала расширяться - были захвачены Крит и Сицилия. Цивилизация Месопотамии претерпела жесточайший удар от кочевников, захлестнувших Евразию. Армия Хулагу устремилась в Междуречье. Вестники помчались вперед с призывом халифу явиться перед Халугу и разрушить Багдад. Халифом тогда был аль-Мутасим. Он ранее отказался от союза с монголами, а теперь отказался покориться. В 1258 г. монголы захватили Багдад. Перерезаны были сотни тысяч жителей, сокровища, накопленные столетиями, были безжалостно уничтожены. Халифа, согласно одним рассказам, задушили, другим - забили пинками до смерти. Еврейская община в Месопотамии, после 18-ти столетий пестрой истории, восходящей ко временам Навуходоносора, прекратила существование. Монголы же подорвали саму основу цивилизации в Междуречье. Каналы, поддерживающие ее в течение пяти тысяч лет, были уничтожены. Месопотамия впала в нищету, слава ушла и до сих пор не вернулась. В 1259 г. Хабибулай вступил на трон монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Центральной Европы. Ислам был сокрушен, почти уничтожен. На пути монголов оставалась лишь одна мусульманская держава. В Египте правили наследники Саладина. Вождем мамелюков был Бейбарс, человек, исполненный ярости и маниакальной храбрости. Он во главе своих мамелюков бросился в Сирию, и в 1260 г. близ Дамаска не знавшие поражений и жалости монголы были сломлены бешеной атакой мамелюкских всадников. Это было первое поражение, понесенное монголами за полстолетия непрерывной экспансии. Оно спасло Египет. Оно показало миру, что демонические кочевники, уничтожающие все на своем пути, могут быть разбиты. Расширение монгольской империи остановилось. Но Персия и Месопотамия остались под властью монголов. Когда американцы оккупировали Ирак, был разграблен археологический музей в Багдаде. Так исчезли остатки той самой древней на нашей Земле культуры. http://meotis.livejournal.com/109558.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-02-2007 06:55 |
Арабские оригиналы, арабские версии греческих текстов, греческие оригиналы — их нужно было переводить, либо в одиночку, либо — и чаще всего — группами переводчиков. Христианам Запада помогали испанские христиане, жившие под властью мусульман (мозарабов), евреи и даже сами мусульмане. Тем самым происходило объединение всех способностей и умений. Известность получила одна из таких команд, собранная ученым аббатом Клюнийским, Петром Достопочтенным, для перевода Корана. Он отправился в Испанию для инспекции клюнийских монастырей, рождавшихся вместе с продвижением Реконкисты. Петру Достопочтенному первому пришла мысль о том, что с мусульманами нужно сражаться не только в военной, но и в интеллектуальной области. Чтобы опровергнуть их учение, его следует знать. Нам эта мысль кажется до наивности очевидной, но она требовала необычайной смелости в эпоху крестовых походов. http://lib.aldebaran.ru/author/le_goff_zhak/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka__1.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-09-2007 07:19 |
Арабы (самоназвание - аль-араб), группа народов, населяющих арабские страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А. живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и других странах Вост. Африки. Значительные группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне арабских стран, около 96 млн. чел. (1967, оценка), в том числе в Азии - около 32 млн. и в Африке - около 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке. По религии большинство А. - мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к другим направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании). Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского полуострова. В 1-м тыс. до н. э. возникли первые арабские государственные образования: Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян - на северной границе Аравии. К 5-6 вв. н. э. относится образование арабских государств Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс складывания единого арабского народа. В это время арабское общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения - вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть, авункулат, ортокузенный брак и др.). К 5-6 вв. арабские племена составляли б. ч. населения Аравийского полуострова. Проникновение А. в соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания,в результате которых был создан обширный Арабский халифат, простиравшийся от Индии до Атлантического океана и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнической истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А. восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Арабский халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате освободительной борьбы завоёванных народов и роста феодального сепаратизма. В 16 в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Сев. Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см. Турция). Начиная с 19 в. арабские земли подвергались систематическому ограблению и захвату колониальными государствами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть территории Марокко была захвачена Португалией ещё в 15-16 вв.). Но национально-освободительная борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В конце 19 - начале 20 вв. она особенно усилилась. В 40-60-х гг. 20 в. мощный подъём национально-освободительного антиимпериалистического движения завершился для большинства арабских стран завоеванием государственной независимости. Подавляющее большинство А. ведёт оседлый образ жизни, причём значительная их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства арабских стран сложились национальная буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского арабского населения имеется значительная прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет полукочевое хозяйство, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преимущественно верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьей дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде арабских стран (Сирия, Ирак, ОЛР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется современная с.-х. техника. Типы традиционных домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома средиземноморского типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика); в Юж. Аравии - башнеобразные дома в несколько этажей; у крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европейская одежда всё более вытесняет традиционную белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений - перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов - и молочные продукты. Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. и городских рабочих - всё это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменных и феодальных отношений. В ряде арабских стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономические преобразования антикапиталистического характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. (Об истории, хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. в статьях о соответствующих странах.) Лит.: Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю. Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, "Советская этнография", 1957, № 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М., 1961; Тахир Абдаль-Джалиль, Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в арабских странах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Епсусlopédie de l'Islam, v. 1, P., 1960. БСЭ |
Страницы: 1 |
средневековые замки / исторические вопросы / Арабы |