Античность: древняя Греция и Римская империя

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Античность: древняя Греция и Римская империя

Страницы: << Prev 1 2 3 4  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-08-2010 03:23
Сходил еще раз на выставку помпейских экспонатов. Отснял крупным планом те предметы и их элементы, которые представляет интерес с точки зрения технологий их изготовления. А так же экспонаты, фотографии которых не получились в первый раз.
http://amigooo.livejournal.com/45525.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-09-2010 03:55
Через два года после смерти Аттилы, в 455 году, Рим разграбили вандалы под предводительством Гезериха. Эти люди переправились в Северную Африку и приобрели власть на море. Им суждено было вымирание из-за тяже­лого климата и сытой жизни. Римский поэт хорошо описал разжиревших вандалов, лежащих на палубах своих кораб­лей, лениво глядя, как за них трудятся африканские рабы.

Гезерих, чья мать была рабыней, обладал неукротимым нравом и был хром после падения с лошади. Он повел круп­ные силы вандалов и мавров на Рим, и пока его корабли стояли у причалов Тибра, его люди четырнадцать дней гра­били и убивали, пока не наполнили свои корабли сокрови­щами. Готы были просто джентльменами по сравнению с вандалами. Они не трогали церквей, щадили женщин и де­тей; слово же «вандализм» вошло в язык, как память о тех двух неделях вопиющей дикости.

Они украли золоченые бронзовые листы с крыши храма Юпитера и забрали даже медные горшки из кухонь на Па­латине. Так как у вандалов обнаружилась тяга к приклад­ному искусству и архитектуре, они забрали вещи из двор­цов, чтобы украсить ими свои виллы в Африке. По неко­торым данным, еще Аларих похитил иудейские сокровища из храма Мира на Форуме, по другим — их украли ванда­лы или, по крайней мере, украли то, что от них осталось. Они погрузили все это на свои тяжелые корабли и прихва­тили с собой императрицу Евдоксию и двух ее дочерей. Рим был парализован.

Голод, грабежи, резня, пожары и чума продолжались, и в 476 году правление западных императоров закончилось, и Апеннинским полуостровом правили короли варваров. Сре­ди них был один очень необычный варвар, Теодорих Ост­гот, который, не умея читать и писать, тем не менее глубоко уважал цивилизацию. Тридцать три года, с 493-го по 526-й, Рим переживал своеобразный золотой век. Завоеватель был влюблен в завоеванный город; враг стал верным рыцарем. Одетый цезарем, Теодорих жил со своим двором в Равен­не, а когда приезжал в Рим, останавливался на опустевшем теперь Палатине. К Сенату он обращался на своей варвар­ской латыни и учредил специальную полицию для охраны сотен статуй, которые стояли на улицах и форумах. Под по­кровом темноты опустившиеся римляне воровали бронзовые руки и ноги, чтобы переплавить их, и современник отмечает, что при Теодорихе статуи при этом не оставались безглас­ными, но издавали нечто вроде звона, которым предупреж­дали стражу, и она с пиками набрасывалась на ночных во­ров. Тот факт, что готу пришлось охранять статуи римских военачальников, консулов и поэтов прошлого от самих же римлян, — еще одно ужасное свидетельство упадка Рима.

После смерти Теодориха в 526 году отсвет его правле­ния тут же погас, и византийский император решил снова отвоевать западные провинции. В 536 году Рим был отво­еван для императора Востока Юстиниана его великим пол­ководцем Велизарием. Еще через десять лет на сцене по­явился любопытный персонаж — гот Тотила.

Он осадил город и не снимал осаду, пока жители не стали умирать от голода прямо на улицах. Суп из крапивы, крысы и собаки считались деликатесами. Когда гражданскому на­селению разрешили уехать, то из города вышла процессия привидений, некоторые из них умерли по дороге, а прочих перебили поджидавшие их готы. Тем не менее великая стена Аврелиана стояла незыблемо, и пока оставшиеся римляне держались, питаясь травой и сорняками, которые росли на улицах, в их сопротивлении было величие и благородство, которое компенсировало трусость римлян в дни Алариха. В конце концов четыре грека часовых дезертировали к го­там и предложили открыть им Ослиные ворота (Порта Азинариа) рядом с Латеранским собором Святого Иоанна; по­том они ночью незаметно проскользнули обратно, на свой пост. Ворота открыли, и с первым лучом солнца 17 декабря 546 года Тотила и его армия проникли в пустой город. Им даже не на кого было излить свою ярость. Это может пока­заться невероятным, но во всем Риме осталось всего-навсе­го пятьсот горожан, которые прятались в церквях. Дворцы стояли пустые, двери домов были открыты, знаменитые ули­цы и императорские форумы — молчаливы и покинуты, ста­туи, оставшиеся от прежних дней, довершали трагическую картину. Итак, готы одержали бескровную победу, у них была полная свобода действий, как у грабителей, забравшихся в дом, когда хозяева ушли.

У Тотилы было правило: ровнять с землей все города, какие ему случалось захватить, и так же он хотел поступить с Римом. Он сломал все ворота и начал разрушать стену. Последних жителей изгнали из города, и готы продолжали разрушения на безлюдных улицах. Когда они повалили треть стены, от Велизария пришло послание, призывавшее Тоти­лу хорошо подумать, прежде чем продолжать. В письме он предупреждал Тотилу, что, продолжая разрушать Рим, он разрушает и свою репутацию в мире. Тотила был странным человеком, иногда с ним вдруг случались приступы состра­дания, доброты и великодушия. В общем, он решил предо­ставить Рим его судьбе. Сорок дней в Риме не было ни од­ного живого существа. По улицам бродили дикие звери, в зимние холода пришли волки и разрыли тысячи могил.
Затем явился Велизарий, починил стену, привлек в го­род немногочисленных жителей, и жизнь началась в нем снова. Через два года Тотила вновь осадил город, и история повторилась. Часовые предали город, и готы взяли его; но их странный вождь больше не помышлял о разрушении Рима. Теперь ему хотелось возродить его. Огромные пространства в черте города были засажены пшеницей, а насе­ление Рима не превышало теперь населения маленького провинциального городка. Тотила зазывал новых жителей издалека и из окрестностей, а перед тем, как уйти, устроил кошмарное зрелище.

Circus Maximus, который вмещал в себя двести тысяч зрителей, стоял нетронутым, и, сидя в его мраморных крес­лах по приглашению готского короля, несчастные жители города собралось смотреть на игрища. В 549 году в послед­ний раз состоялись состязания колесниц, и тени древних римлян, должно быть, плакали и заламывали руки, глядя на эту пародию на прошлое величие. Когда игры закончи­лись, Тотила отправился наказывать Сицилию. Прошло четыре года, и вот он снова оказался вынужден защищать Рим от византийской армии. Тотила был убит в бою и тай­но похоронен, но одна готская женщина показала его моги­лу грекам, они откопали тело и отправили его в Константи­нополь, где он был похоронен в ногах у Юстиниана.

Следующие сто семьдесят лет своей истории Рим зави­сел от Константинополя. Греческий экзарх в Равенне был наместником византийского императора. Наместник зани­мал часть дворцов цезарей на Палатинском холме и являлся номинальным правителем, а истинным правителем был папа. Греческие монахи заполнили монастыри и служили в церк­вях, греческие папы сменяли друг друга на престоле Святого Петра. Церкви Рима украшала чудесная мозаика, кое-что от нее сохранилось. В населении же не могло сохраниться и капли древнеримской крови. Теперь, когда акведуки были перекрыты и холмы остались без воды, жители оказались притиснуты к Тибру, согнаны на Марсово поле. Таким уви­дели Рим первые пилигримы-саксы из Англии.

В 731 году Григорий II вышел из повиновения Констан­тинополю, и владычество наместников кончилось. Рим це­зарей теперь превратился в Рим пап. В этот великий мо­мент папство наконец повернулось спиной к греческому Востоку и лицом к латинскому Западу, которому под его руководством предстояло стать Европой. Вооруженная ду­ховным превосходством и властью, умудренная опытом про­шлого, Папская область не являлась военным государством и нуждалась в защитниках. В Рождество 800 года папа Лев III возложил корону на голову Карла Великого, коро­ля франков, и толпа приветствовала того как басилевса, словами, принятыми на коронации императоров Византии. Доктор Делайл Берне писал: «Приветствие римлян, обра­щенное к Карлу Великому как римскому императору, было первым младенческим криком при рождении Европы». http://realcorwin.livejournal.com/248849.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-10-2010 08:02
Римский додекаэдр
Римский додекаэдр — это маленький полый объект, сделанный из бронзы или камня, имеющий форму додекаэдра: двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани. Римский додекаэдр датируется II-м или III-м веком нашей эры.

Около сотни подобных додекаэдров было найдено на территории различных стран, от Англии до Венгрии и запада Италии, но большинство найдено в Германии и Франции. Размеры варьируются от 4 до 11 см, а узор и наружная текстура абсолютно различны. В основном, образцы сделаны из бронзы, но некоторое количество высечено из камня.

По сей день функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени.
Существуют различные версии их использования:

* подсвечники (внутри одного из них был найден воск)
* игральные кости
* инструмент для ориентирования на местности
* инструмент для калибровки водных труб (для этого круглые отверстия имеют разный диаметр)
* элемент армейского штандарта

Есть мнение, что они могли быть религиозным символом или инструментом для гадания. Предположение основано на том факте, что большая часть образцов была найдена на местах галло-римских поселений.

http://p-i-f.livejournal.com/1761851.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-10-2010 05:57
Аквилея — это маленький, сонный городок на севере Италии с населением 3503 человека. На самом деле, это самое сонное место из всех, где я когда-либо побывала: ощущение дремы и многовекового покоя заполняло все улицы и площади, слишком просторные для такого неактивного царства. Однако это только на первый взгляд.

Аквилея была основана в 181 до н.э. на реке Натисса, чтобы защищать северные границы империи. Первыми поселенцами стали 3000 солдат со своими семьями, к которым в 169 г. до н.э. присоединилось еще полторы тысячи человек. Стратегическое положение города, идеальное с точки зрения торговли и военного дела, привлекало окрестных жителей со всей Венетии. По римским традициям были проложены дороги, соединившие Аквилею с важными политическими и экономическими центрами империи, а в 89 г. до н.э. город стал муниципием, что позволило населению получить права римского гражданства и самоуправление. Неподалеку нашли золото, что способствовало еще большему притоку населения и инвестиций, развивалось земледелие и виноградорство, появились даже кирпичные заводы, Аквилея стала важным торговым и политическим центром.

В 168 г н.э. Марк Аврелий сделал Аквилею главным форпостом империи для защиты от варварских набегов с севера и востока, укрепив стены города. Население Аквилеи достигло отметки в 100 000, и город вступил в эпоху своего расцвета. В 4 веке Аквилея входила в десятку самых значительных городов Римской империи: здесь обитал цензор Венетии и Истрии, был открыт монетный двор, сюда частенько наведывался Константин. Диоклетиан возвел в Аквилее один из своих дворцов, который позднее служил резиденцией для императоров: город служил разменной монетой в их борьбе за власть. В 340 г. император Константин II погиб под стенами города с нежным именем, пытаясь его отбить у своего младшего брата Констанса (по другим сведениям, Константин только потерпел поражение у Аквилеи, а погиб неподалеку, в Червиньяно).

В 452 г. Аквилея, как и многие другие города Римской Империи, была разрушена войсками Аттилы, который захватил её после долгой осады; город был настолько разграблен, что позднее было сложно представить его размеры и великолепие. В разорение Аквилеи внесли свою лепту в 568 г. и лангобарды. Жители вынуждены бежать из практически уничтоженного города на острова: в Градо в 10 км от Аквилеи или в район нынешней Венеции (по некоторым данным, именно жители Аквилеи основали Венецию). Порт Аквилеи был уничтожен, и поэтому первостепенное значение получает порт в городке Градо.

Неподалеку от базилики во время раскопок были обнаружены дома местной знати начала 4 века. Самые ценные мозаики были перенесены в археологический музей, а часть оставили, чтобы можно было любоваться не только безупречными пропорциями вилл, но и яркостью мозаик среди зеленой травы на фоне базилики и баптистерия.

Колокольня и базилика стоят на виа Сакра, священной улице, которая внесена в число объектов всемирного наследия Юнеско (по ссылке можной выйти на сайт и совершить виртуальную прогулку по виа Сакра с обзором 360'). В конце улицы располагается порт Аквилеи, вернее, её бывший речной порт: тогда Натисса была достаточно полноводной рекой, чтобы позволить судам добираться до города. Набережные были облицованы истрским камнем, наиболее стойким к воздействию воды, и простирались на 300 метров. Восточная набережная была выше западной, поскольку набережные использовались в зависимости от высоты прилива. На берегах громоздились склады, а на месте нынешних кипарисов возвышались городские стены, которые прорезали трое ворот, ведущих в порт.

Как и каждый уважающий себя римский город, Аквилея располагала форумом, 2-3 век, 130 метров в длину и 70 в ширину.

Наискосок через дорогу от форума можно увидеть Большой мавзолей 1 века. На самом деле, мавзолей не принадлежал изначально Аквилее, а был собран в 1956 г. из фрагментов, найденных неподалеку.

Но самое ценное, что есть в этом городе с таким ласковым именем, за исключением мозаик и фресок базилики, собрано в местном археологическом музее, одном из лучших музеев артефактов древнего Рима в мире. Он был открыт в 1882 г. по указанию австрийского правительства, хотя начал функционировать в 1807 г., а первые коллекции собирались уже в конце 17 века. Находки коллекционеров и археологов, представленные в музее, повествуют о развитии и истории города. Здесь же представлены монеты с монетного двора Аквилеи, местное стекло, пользовавшееся популярностью в те времена, скульптуры, барельефы, погребальные урны, надгробные статуи, ну а главное сокровище сокрыто во дворах музея, где в специально построенных галереях и двориках размещены статуи и мозаики из вилл богатых патрициев Аквилеи.
Камеи и геммы из собрания музея. Вторая - из прибалтийского янтаря.

Монета с изображением римского императора Флавиуса Виктора, отлитая на монетном дворе Аквилеи

Барельеф Фортуна Аквилеи с рогом изобилия в руках. Внизу - скульптурное изображение реки, показывающее, что богатством город обязан торговле. 3 век н.э.
На таких судах, но в более крепком исполнении, ходили моряки Аквилеи.

Крытые галереи, тихие и прохладные, разворачивают одну мозаику за другой, ненавязчиво возвращая во времена римской империи, когда жарким летом римляне-аквилейцы прохаживались, небрежно завернувшись в тогу. От яркого солнца, млеющего во внутреннем дворике, в галереях светло, ветерок, искусно созданный анфиладами галерей и переходов, освежает, строгие линии и простота архитектуры дисциплинируют, а уравновешенная красота скульптур и мозаик побуждает к размышлению и беседам. И постепенно приходит понимание, почему римляне смогли создать свою великую империю: в таких условиях просто не могло появиться ничего иного...

http://rarelena.livejournal.com/167945.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-10-2010 05:06
Археологи установили место битвы в войне между римлянами и карфагенянами. Она произошла в водах Сицилии, как и указано в летописях. Археологическими подтверждениями стали обнаруженные на дне моря останки кораблей – бронзовые тараны, которыми укрепляли носовую часть судна;)
Экспедиция некоммерческого фонда RFM NAUTICAL FOUNDATION обнаружила в Средиземном море останки затонувших кораблей древнеримского периода. Место находки – воды острова Леванцо к западу от Сицилии. Исторические документы указывают на то, что именно в этой части Средиземного моря произошла решающая битва пунических войн – противостояния между Римом и Карфагеном (государством, находившимся на территории современного Туниса).
Ученые полагают, что нашли место последней битвы Первой пунической войны между римлянами и карфагенянами.Битва произошла в 241 году до н.э. Римская республика тогда лишь набирала силу, а Карфагенская империя, наоборот, угасала. В период расцвета городу-государству подчинялись обширные территории – все средиземноморское побережье Африки, юг Испании, современные испанские средиземноморские острова, Корсика, Сардиния, часть Сицилии. Растущий Рим неминуемо столкнулся с карфагенянами – потомками финикийских купцов – в борьбе за господство в Средиземном море. Так начались пунические войны (пунами на латыни называли карфагенян), продлившиеся с перерывами более 100 лет (264-146 года до н.э.) и закончившиеся полным поражением пунов и разрушением полумиллионного Карфагена

http://korollapushki.livejournal.com/305997.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-10-2010 06:14
Древняя Греция.Однополая любовь и проституция http://marinni.livejournal.com/613083.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 01-11-2010 10:43
"Ты умеешь побеждать, но не умеешь пользоваться плодами своих побед!"

Эти обидные слова по мнению Тита Ливия произнес 3 августа 216 года до н.э. начальник нумидийской конницы своему одноглазому командиру на поле около небольшой крепости Канны. За день до этого после 12 часового кровопролитного боя была уничтожена надежда Рима - соединенные армии консулов Луция Эмилия Павла и Гая Теренция Варрона. 85 тыс. солдат, включая союзников, они привели под Канны. Вдвое больше, чем привел Ганнибал. 50 тыс. остались там навсегда, включая Эмилия Павла, обоих проконсулов, трибуна и 80 сенаторов. Варрон спасся бегством.

Битва при Каннах стала вершиной военного гения победителя при Требии и Тразименского озера. Редко кому удавалось с вдвое меньшими силами окружить и наголову уничтожить противника. И совсем редким событием для войн древнего мира стало активное участие конницы в окружении и разгроме римлян.
Карта битвы раз.
Более подробная карта.
Детальное описание сражения.

А обиделся Магарбал на Ганнибала за отказ идти на Рим. Наверное правильно обиделся - Канны стали в итоге последним крупным успехом талантливого полководца. Дальше будет почти десятилетнее сидение в Италии, взаимные обиды на руководство Карфагена и бесславный проигрыш Сципиону Африканскому при Заме. http://dirty.ru/comments/293200/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-11-2010 04:50
В древнеримской империи был один варварский, но, пользовавшийся большой популярностью обычай. В циркусах на арене, при большом стечении народа происходили битвы с дикими зверями и между собой вооруженных различными видами оружия гладиаторов. Среди различных подразделений бойцов были и рабы – фракийцы, практически без доспехов, вооруженные только трезубцами. Они назывались РЕТИАРИИ.

По всей видимости, РЕТИАРИЙ с вилами не всегда оказывался жертвой хищников и, не в пример лучше экипированных и вооруженных, собратьев. Вероятно, бои с их участием интересовали зрителей. Наверное, они были достаточно подготовлены для битвы с хорошо вооруженным противником или диким зверем. Вряд - ли античные «продюсеры» выставляли на арену заведомую жертву. Сомневаюсь, чтобы зрители ходили бы смотреть на хладнокровное, заранее предсказуемое убийство плохо вооруженного человека хорошо вооружённым. Скорее всего, битва была достаточно зрелищной, а результат её непредсказуем. По крайней мере, современные футбольные болельщики предпочитают матчи яркие, непредсказуемые. Матчи команд, примерно равных по силе собирают гораздо больше зрителей, чем те, где играет команда сильная, и команда, которая будет спорить только за то, с каким счетом проиграть. Не думаю, что древние болельщики отличались от современных. А, понимая, что РЕТИАРИЙ, это хорошо подготовленный и нередко побеждающий своих противников воин, мы можем попробовать расшифровать его «древнеримское» прозвище.

Дальше можно не читать: http://community.livejournal.com/etymology_ru/176687.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-11-2010 02:32
Интересные факты из истории Древнего Рима

В вечном городе существовала такая же проблема, как и во многих современных городах: перенаселенность, поэтому дома росли не только "вширь", но и "ввысь". Император Август постановил: высота жилой постройки не должна превышать 21 метр, что сопоставимо с современной семиэтажкой. Это было связано с тем, что тем больше вверх уходило сооружение, тем менее прочными были последние этажи. А в случае пожара реальная возможность покинуть квартиры (и остаться в живых) существовала только у состоятельных жильцов нижнего уровня.

Еще одна сходная с современными мегаполисами черта - это проблема пробок. В 45 году Цезарь даже издал указ, по которому в городе запрещалось движение частных транспортных средств с рассвета до заката, т.е. весь световой день.

В древнеримских храмах пахло... ладаном. Почему? Еще в древние времена было известно, что он обладает мягким очищающим воздействием в отношении патогенных микроорганизмов, поэтому его использовали как дезинфицирующее средство, ведь среди толп верующих всегда много просящих исцеления от болезней.

Длинные имена римлян состояли из трех частей. Первой было "обычное" имя, второй - название клана, соответствующее нашей фамилии, а третьей - прозвище, обычно указывающее на какую-либо характерную для этого человека черту. Например, "цицерон" - бородавка, "брут" - тупой, "северус" - жестокий.

Антропологи установили, что на рубеже I и II веков нашей эры средний рост составлял 1,65 м у мужчин и 1,55 м у женщин, а средний вес был 65 и 49 кг соответственно. Жили римляне не очень долго: пережив младенчество и детство, мужчины дотягивали примерно до 41 года, а женщины (из-за высокой смертности при регулярных родах) - до 29 лет.

Колизей может считаться самым кровавым местом на нашей планете: количество смертей на единицу площади там зашкаливает.
Если считать, что в среднем за месяц на арене умирало от 50 до 100 гладиаторов и осужденных (а это близкое к минимальному число), в общей сложности получаются цифры от 270 000 до 500 000 погибших. В особо торжественных случаях жертвы были выше. Так, при открытии сооружения за сто дней торжеств на арене погибло пять тысяч животных! А при праздновании победы над даками и присоединения к империи территории современной Румынии за четыре месяца было убито 10 000 гладиаторов и 11 000 диких зверей. Поединки были сами различными: дрались между собой гладиаторы, сражались против львов и других хищников приговоренные к казни преступники, ставились кровавые инсценировки и живые картины, такие как "Смерть Икара", "Гибель Прометея" или "Укрощение диких зверей Орфеем".

В истории Рима был момент, когда общественных туалетов в городе насчитывалось 144. Заведения эти были платными, а моча, получаемая из них, использовалась прачечными для стирки. Уборные наравне с форумами были "публичными местами" в столице, где можно было узнать последние новости и вдоволь пообщаться на разные темы, тем более, что кабинок после разделения на мужскую и женскую части не предусматривалось.

Время - вещь сложная, а в Риме - неоднозначная. Тогда даже длина часов была... разной, в зависимости от времени года. Центральным ориентиром для жителей был полдень, момент, когда солнце оказывается в самой высокой точке. Это была середина дня, шесть часов после рассвета и шесть часов до заката. Поэтому летом часы оказывались длиннее зимних, к примеру, от полудня до часа дня проходило как 75 наших современных минут, так и 44 в зависимости от сезона!

http://community.livejournal.com/historyfakts/213396.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-11-2010 04:22
Еще со времен учебы в Университете я помнила, что «античные статуи были полихромными», но в сознании они, конечно, оставались благородного белого цвета. И так случилось, что сначала я увидела фото реконструкции цветных росписей античных статуй, а спустя несколько дней побывала на выставке в Стокгольме, где увидела этот яркий мир своими глазами.

Выставка в Стокгольме называется «Bunte G&#246;tter» («Бунте Гёттер», дословно «Пёстрые (разноцветные) боги»). Она проходит с 9 октября 2010 по 30 января 2011 года в Средиземноморском музее (Medelhavsmuseet). Впервые экспозиция была показана в декабре 2003 года в мюнхенской Глиптотеке, и с тех пор путешествует по миру. В основе экспозиции реконструкции приобретённых Глиптотекой в 1813 году по приказу короля Людовика I фигур с фронтонов храма Афайи с острова Эгина, так называемые «эгинеты». Понятно, что ученые не раскрашивали оригинальные статуи, а сделали их точные копии с помощью трехмерного сканера.

А так ли важно, какого цвета были статуи?
Представление, что античные статуи и здания были белыми, является одним из величайших эстетических заблуждений. Со времен Ренессанса и до наших день белый цвет воспринимался как одна из важнейших структурных характеристик Античности. Белый мрамор считался символом превосходства Западной цивилизации, и был одной из основ ее культурной идентичности. В отличие от других мировых культур, например, Китая, где скульптуры были цветными.

Для философов эпохи Просвещения греческая скульптура стала символом свободы и борьбы за права человека.

Визуальный язык американской нации был основан на античном искусстве и архитектуре из белого мерцающего мрамора. Отцы-основатели считали, что именно античный Рим имел особое значение для демократических идеалов новой республики. Поэтому неслучайно «Белый дом» именно белый.

Новый виток интереса к античности возник в фашистской Италии. Режим искал визуального выражения новой идеологии, и принял античный Рим за модель. Фашистские идеологи считали себя духовными наследниками Древнего Рима, и активно использовали античную традицию в скульптуре, архитектуре, живописи. И белый мрамор как нельзя лучше подходил для выражения националистических идеалов фашизма. Он стал главным символом «романита» (romanit&#224;) - нового Римского духа и величия белой расы.

Работа над реконструкцией оригинальных росписей античных статуй велась последние 25 лет в Германии под руководством профессора Винцента Бринкмана (Vinzenz Brinkmann). С помощью ультрафиолетового излучения, специальной фотосъемки, химического и оптического анализа ученые смогли восстановить пигменты, не различимые невооруженным глазом.

Ученым удалось установить, что уже в глубокой древности каменные фигуры раскрашивали для придания им большей выразительности. Самый ранний тип мраморных греческих скульптур представляют так называемые «идолы» с Кикладских островов. На одной из женских фигур (2650 – 2300 до н.э.) были найдены следы красочного слоя.

Большая часть экспонатов выставки – это статуи Храма Афайи на острове Эгина. Фигуры были созданы ок. 500 г. до н.э. Интересно, что художники древности использовали не только реалистичные, но и символические цвета. Например, гривы коней раскрашены в синий, зеленый и красный. Статуи были не просто раскрашены, а богато орнаментированы.

Традиция цветной скульптуры сохранилась и в Римский период. На выставке продемонстрирована реконструкция бюста Калигулы.

Еще в конце XVIII века французский архитектор Антуан Христозом Катрмэр де Кинси (Quatremere de Quincy) обнаружил, что древнегреческие статуи были цветными (Le Jupiter olympien, 1814.). На многих скульптурах сохранялись отчетливые следы присутствия красочного слоя, хотя и сильно блеклого.
Это открытие породило бурную дискуссию, продолжавшуюся весь XIX век.

Художники и архитекторы отправлялись в Грецию, чтобы самостоятельно изучить древние храмы и статуи. Они больше не могли отрицать, что скульптуры и здания были когда-то раскрашены. Однако, вопреки очевидным доказательствам, победила идеология, а доказательства полихромности античных скульптур игнорировались и даже сознательно изымались из научных трудов. Почему так происходило?

В конце 1980-х американский ученый Мартин Бернэл (Martin Bernal) опубликовал книгу с провокационным названием «Черная Афина», которая вызвала дискуссии не только в академических кругах. Он выдвинул гипотезу, что в XIX веке главенствующей в представлении о Древней Греции стала так называемая «Арийская модель», приверженцы которой считали, что Греческая культура сформировалась как смесь локальных культур народов, населявших бассейн Эгейского моря. Одной из основ такого подхода был евроцентризм, а также национализм, который не мог потерпеть, чтобы колыбель Европы была обязана своей высокой культурой африканцам и семитам.

Это представление значительно отличалось от более раннего подхода, которого придерживались ученые вплоть до эпохи Просвещения, когда признавалось сильное влияние культур Древнего Египта и Ближнего Востока на культуру Древней Греции. В начале XX века античность перестала восприниматься как единственный идеал. Художники искали вдохновения в других культурах. Все увлеклись Востоком. Интерес к Античности, и, как следствие, к изучению ее полихромности, угасал. И только в последние десятилетия культурный контекст и достижения науки сделали возможным появление подобной выставки.

Образ беломраморной античности много столетий популяризировался в массовой культуре. И этот образ столь силен в нас, что сложно поверить, что античные статуи были раскрашены в яркие цвета, даже, несмотря на очевидные подтверждения. Невольно, задаешь себе вопрос: «А вдруг ученые преувеличивают?» Специально для таких скептиков, коих, думаю, немало, авторы реконструкций поместили обращение. В нем говорится: «Представленные реконструкции следует рассматривать как часть продолжающегося эксперимента. Ученые вынуждены сделать ряд обоснованных допущений. Точно установлено, какие именно пигменты использовались во времена Античности, но лишь в редких случаях удается восстановить все пигменты, которые применяли для росписи конкретной статуи. Также сложно определить интенсивность и оттенки оригинальных росписей. Мы не можем утверждать, что скульптуры выглядели именно так, как представлено в экспозиции. Но можем сказать, что настолько приблизились к правде, насколько позволяют современные возможности».

Выйдя с выставки, я думала о том, почему на протяжении стольких веков люди во всем мире продолжают восхищаться, по сути, недоделанными творениями. Ведь нераскрашенные статуи считались недоделанными. И отчасти нашла для себя ответ в «трех необходимостях», о которых писал Кандинский в книге «О духовном в искусстве».
Он выделял три непременных элемента любого произведения искусства.
«1) каждый художник, как творец, должен выразить то, что ему свойственно (индивидуальный элемент);
2) каждый художник, как дитя своей эпохи, должен выразить то, что присуще этой эпохе;
3) каждый художник, как служитель искусства, должен давать то, что свойственно искусству вообще (элемент чисто и вечно художественного, который проходит через всех людей, через все национальности и через все времена; этот элемент можно видеть в художественном произведении каждого художника, каждого народа и каждой эпохи; как главный элемент искусства он не знает ни пространства, ни времени)».
«Вечно живым, писал Кандинский, - остается только третий элемент, элемент чисто и вечно художественного. Он не теряет с течением времени своей силы; его сила постепенно возрастает…. Таким образом, перевес этого третьего элемента в художественном произведении является признаком его величия и величия художника».
И как же нам повезло, что история сохранила для нас вечное, а наука позволила лучше понять эпоху.

http://community.livejournal.com/popova_artclass/33033.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 02-12-2010 10:31
В одном античном театре позаботились о бойцах потерявших в сражениях руку. Специально для одноруких вояк, перед ними сажали лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли апплодировать. И еще несколько забавных фактов из истории театра. http://dirty.ru/comments/295939/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-12-2010 03:40
Древнегреческая скульптура ранней классики (начало V в. до н.э.) отмечена особым очарованием. Чрезвычайно интересен сам переход от архаики к «суровому стилю»: перед нами все те же куросы (юноши), но в них уже почти ничего не остается от улыбающихся идолов с огромными глазами, сложными прическами из длинных завитых волос, схематическими телами, где акцентированы суставы, а мышцы образуют орнаментальный узор. Тело обретает мягкость и упругость, в моду входит короткая стрижка, исчезает улыбка. Только движение еще сковано, человек словно делает первые самостоятельные шаги по земле, пробудившись от сна. Именно так выглядит одна из самых прекрасных греческих скульптур в собрании Британского музея – так называемый Аполлон Странгфорда:
http://community.livejournal.com/ancient_ru/204486.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-01-2011 03:54
В этой части представлены мои фотографии римских напольных мозаик с геометрическим орнаментом.
Снимки сделаны в Археологическом парке города Като-Пафос на Кипре осенью 2010 года.

http://schwarzze.livejournal.com/277766.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-01-2011 03:59
Ираклион, Критский исторический музей http://yarowind.livejournal.com/177753.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-01-2011 04:45
Тимгад - римский город в Северной Африке, на территории современного Алжира


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-03-2011 04:13
Специалисты музея Стокгольма исследуют уникальную маску, которую носил римский всадник во время парада. Ценный артефакт передал археологам местный житель. По его словам, маска хранилась в его семье на протяжении многих лет. Как она попала на остров Готланд, пока непонятно. Эксперты полагают, что возраст предмета – около 2 тыс. лет. Экспонат будет выставлен в музее Готланда, сообщает Sveriges Radio.
http://community.livejournal.com/ru_archaeology/222348.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-03-2011 01:42
Эрнст Кон-Винер из известных ему реконструкций греческих храмов особо выделяет работу Адольфа Фуртвенглера - храм Афайи (Афины) в Эгине , как "совершенное воссоздание, основанное на строгом изучении и исполненное с тончайшим пониманием стиля"
http://schwarzze.livejournal.com/293939.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-03-2011 03:53
На юге Рима, близ озера Неми, где у императора Калигулы была вилла, полиция арестовала расхитителя гробниц, который пытался украсть часть 2,5-метровой древней статуи. Задержание произошло, когда злодей загружал фрагмент скульптуры в машину, сообщает Guardian.

Но это всё частности. Главное вот в чём: благодаря поимке злоумышленника удалось найти потерянную гробницу Калигулы!

Калигула, он же Гай Юлий Цезарь Август Германик, — римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев. Правил с 18 марта 37
года до 24 января 41 года. Калигула описывался современниками как безумец: якобы он состоял в интимных отношениях с сёстрами и пытался сделать консулом своего коня. Погиб император в 28-летнем возрасте в результате заговора. Его тело было кремировано.

На озере Неми император имел виллу, плавучий храм и плавучий же дворец. Обломки этих сооружений были найдены археологами во
времена Муссолини, но уничтожены во время Второй мировой.

По словам полицейских, обнаруженная «чёрным археологом» статуя «обута» в армейские сапоги — калиги, любимую обувь императора. Когда он был ребёнком, отец брал его с собой в германские кампании, где Гай носил детские сапожки наподобие калиг. Именно из-за этого впоследствии за ним и закрепилось прозвище Калигула
(«сапожок»), которое, впрочем, Гаю не нравилось.

По предварительным оценкам, стоимость статуи составляет около миллиона евро. Она выполнена из редкого греческого мрамора. Этот материал, а также тот факт, что монумент изображает Калигулу на троне в богатом одеянии, дают основание думать, что статуя находилась в императорской гробнице. После допроса арестованный привел полицию на место, где он нашёл изваяние. Сегодня там начнутся раскопки.

http://community.livejournal.com/ru_archaeology/223373.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 12-03-2011 20:25
Приходилось ли Вам в дождливый день переходить улицу, по которой несутся потоки воды?
А вот в Римской Империи даже ребенок мог это сделать, не замочив ног. Как? А просто перейти улицу по "зебре"!
Википедия утверждает, что, мол, дорожную "зебру" изобрели англичане в 40-х годах. Но это не так - "зебра" была придумана еще в древности ушлыми римлянами.
И устроена она была весьма изящно и практично.
http://designblog.nzeldes.com/2010/12/pedestrian-crossings-in-antiquity/
http://dirty.ru/comments/307004/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-03-2011 02:55
А знаете ли вы, что древние греки не только воспевали совершенное тело, но и математически рассчитали идеальные его пропорции? Впервые расчет канонов красоты произвел в V веке до н.э. скульптор Поликлет. Он считал, что тело идеально, если голова составляет 1/7 роста, кисть руки -1/10, ступня – 1/6, а центр тела приходится на уровень пупка. Современные антропологи установили, что такое деление тела точкой пупка – определяющий показатель соответствия принципу «золотого сечения» (целое относится к своей большей части, как большая часть к меньшей).

Конечно, всем этим пропорциям соответствовали эталоны красоты того времени – статуи Богини красоты и любви Афродиты (Венеры). Нас восхищает возвышенная и строгая красота Венеры Милосской скульптора Агесандра, Книдской – Праксителя и Венеры «Прекраснозадой» Каллипига, но совершенны ли они по современным меркам? Сегодня мы бы сказали, что древнегреческая красавица широковата в кости, у нее мягкие, может быть, слишком округлые формы. Талия у Венеры довольно широкая, а грудь, наоборот, небольшая. К тому же у нее плоские ягодицы, а ноги коротковаты. Параметры праксителевской Афродиты совсем не модельные: 86 – 69 – 93, а рост всего 164 см. Ни один современный модельер не выпустил бы такую красавицу на подиум!

http://aznaeteli.livejournal.com/293848.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-03-2011 03:39
3d-реконструкция Римского Форума http://community.livejournal.com/ru_archaeology/229563.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-04-2011 05:17
А знаете ли вы, что древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения? Краска, конечно, не выдержала испытания временем, но современные технологии позволяют увидеть статуи такими, какими они были созданы. Такая работа 25 лет ведется в Германии под руководством проф. Винцента Брикмана. В лучах ультрафиолета становятся видны мельчайшие следы фрагментов краски, а инфра- и рентгеноскопия помогают археологам выяснить, из каких составляющих была создана та или иная краска. Оказывается, волосы статуй были желтыми или коричневыми, для передачи ощущения живого тела краску соединяли с воском и наносили на обнаженные участки, а одежда была не только ярких цветов, но и богато орнаментирована. Причем иногда использовали символические цвета, например, гривы коней могли быть красными или зелеными. Приходится признать, что даже икона вкуса – Парфенон – имел раскрашенные фронтоны и капители.
http://aznaeteli.livejournal.com/299717.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-04-2011 01:26
Пьер Левек. Эллинистический мир. - М.: Наука, 1989. - 252 с. http://community.livejournal.com/ru_archaeology/243076.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-05-2011 04:58
Захоронение гладиаторов обнаружено группой археологов в Эфесе, некогда бывшем одним из крупнейших городов Римской империи.
О том, что останки принадлежат именно гладиаторам, исследователи поняли из надписей и изображений на трёх надгробных камнях.
Всего в могилах находилось 67 скелетов людей в возрасте от 20 до 30 лет.
В ходе исследований выяснилось, что многие из них при жизни были травмированы, у одного даже хирургическим способом ампутирована конечность, но раны подвергались тщательному лечению, что свидетельствует об особом отношении к гладиаторам.
Но ранений оказалось сравнительно немного, видимо сражения, в которых эти гладиаторы принимали участие, не были массовыми побоищами.
Помимо упомянутых травм, исследователи нашли следы других ран, которые не подвергались лечению и, очевидно, явились причиной смерти, – например, порезы от мечей на позвонках и некоторых других костях и следы от трезубцев на черепах.
На черепах также найдены отверстия квадратной формы. Такие травмы, по всей видимости, стали результатом удара тяжёлым молотом, что подтверждает одну догадку историков: на арене присутствовал «ассистент», который наносил поверженному, тяжело раненному гладиатору смертельный удар.

http://ru-archaeology.livejournal.com/252307.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 14-07-2011 16:13
В Греции в начале 6 в. до н.э. для оформления обязательства должника перед кредитором, на земельном участке должника ставился столбик, на котором делалась надпись о том, что данная земля служит обеспечением претензии кредитора. А сам столбик получил название – «ипотека».
В Римской Империи в 1-2 вв. н.э. уже создавались специальные ипотечные учреждения, выдававшие кредиты, и было разработано соответствующее законодательство, определявшее их деятельность. В Европу ипотека "пришла" лишь в средние века, а в России получила свое развитие с 18 века. В США же ипотека наиболее активно начинает развиваться в период Великой депрессии. http://dirty.ru/comments/317896/#new

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 23-07-2011 22:03
Не лучше дела обстояли в Древнем Риме: по одним данным, из 91 императора, 33 были казнены, 12 погибли в баталиях, 6 покончили самоубийством и еще один сошел с ума. По иным данным (еxcel), из 131 правителя, примерно 50 закончили свои дни с чужой помощью, как правило, собственных солдат. А с Марком Аврелием Каром, судьба сыграла злую шутку – его убило ударом молнии (видимо, утюг не выключил). http://dirty.ru/comments/318269/#new

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 02-08-2011 18:50
Не перестаю удивляться, узнавая новые факты о Древнем Риме. В этот раз узнал про тот, как в то время делали дороги. Вот цитата из А. Никонова (в комментариях будет еще): «Сначала роется траншея глубиной примерно метр — метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои — крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоеный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие — каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы.»
На фото одна из сохранившихся с того времени – Аппиева дорога. Проложена в 312 г. до н.э. У меня под окнами дорога выглядит хуже. А вот фото побольше.
http://dirty.ru/comments/318776/#new

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 06-09-2011 17:06
Об институте охотников за головами (en/рус) известно всем: именно для этих ребят писались на столбах объявления "Wanted!" или "Dead or alive" с портретом преступника и размером вознаграждения. Однако, сегодня я бы хотел рассказать об историческом прошлом этого явления.
"Тех, кто принял у себя или спас осужденного, Сулла тоже осудил, карой за человеколюбие назначив смерть и не делая исключения ни для брата, ни для сына, ни для отца. Зато тому, кто умертвит осужденного, он назначил награду за убийство - два таланта, даже если раб убьет господина, даже если сын - отца. Но самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации. Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии. И не остались не запятнанными убийством ни храм бога, ни очаг гостеприимца, ни отчий дом.
Мужей резали на глазах жен, детей - на глазах матерей. Павших жертвою гнева и вражды было ничтожно мало по сравнению с теми, кто был убит из-за денег, да и сами каратели, случалось, признавались, что такого-то погубил его большой дом, другого - сад, а иногда - теплые воды" (Плутарх)
Это были проскрипции - список лиц, объявленных вне закона. Помимо Суллы, этим инструментом террора пользовался второй Триумвират (Август, Лепид, Антоний), жертвой которого и стал герой этого поста - Марк Туллий Цицерон, именно его вы видите на фото. Блестящий оратор, политик, философ. Его ценили даже его враги (в частности, Юлий Цезарь). Но Август, которого поддерживал философ в борьбе с Антонием (знаменитые "филиппики"), в угоду Марку Антонию включил Цицерона в проскрипционные списки, что и сгубило великого оратора:
"Цицерон услыхал топот и приказал рабам остановиться и опустить носилки на землю. Подперев, по своему обыкновению, подбородок левою рукой, он пристальным взглядом смотрел на палачей, грязный, давно не стриженный, с иссушенным мучительной заботою лицом, и большинство присутствовавших отвернулось, когда палач подбежал к носилкам. Цицерон сам вытянул шею навстречу мечу, и Геренний перерезал ему горло. Так он погиб на шестьдесят четвертом году жизни. По приказу Антония, Геренний отсек ему голову и руки, которыми он писал "Филиппики"" http://dirty.ru/comments/318318/#new

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 01-10-2011 12:07
"Золотой мальчик" Рима, Гелиогабал - продолжатель дела Калигулы и Нерона, имя которого стало синонимом испорченности и жестокости.

Он всегда был довольно экстравагантен: переодевался в женскую одежду, любил публично обнажаться, обожал эпатировать окружающих (сексуальными связями с мужчинами-рабами или женитьбой на весталках например). Образ жизни его был следующий: обычными делами он занимался ночью, а ночными — днем, считая это признаком роскошного образа жизни.

Широко известны лотереи Гелиогабала, доведенные до абсурда, в которых можно было выиграть, например, десять верблюдов или десять мух, десять фунтов золота или десять фунтов свинца. Своим друзьям он каждый день что-нибудь дарил, оставляя без подарка только честных людей, которых считал пропащими.

Вошли в историю и его обеды — его любимыми блюдами были пятки верблюдов, гребни, срезанные у живых петухов, языки павлинов и соловьев. Его дворцовой охране подавали миски, доверху наполненные мозгами фламинго и дроздов, яйцами куропаток, печенью и сердцами краснобородок.

Понятно, что при таком образе жизни у Гелиогабала оставалось совсем мало времени на государственные дела. Поэтому за него правила его бабка Юлия Меза и мать Юлия Соэмия. Гелиогабал даже впервые в истории разрешил им присутствовать на заседаниях сената и дал право голоса при принятии решений.

Юный император без стеснения продавал почетные должности, звания, набирая людей в сенат, не считаясь ни с их социальным происхождением, ни с возрастом, ни с цензом.

Все это вызывало недовольство в римском обществе. Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, был приказ об убийстве Александра Севера, своего двоюродного брата: солдаты подняли мятеж против императора, убили его самого в отхожем месте, где он пытался спрятаться, а также его мать и его любовников. Их тела протащили через весь город, изуродовали и сбросили в сточную канаву, идущую в Тибр.

Интересно, что насильственная смерть была предсказана Гелиогабалу сирийскими жрецами. Поэтому он приготовил себе заранее веревки, свитые из шелка, чтобы удавиться, золотые мечи, чтобы заколоться, яды в драгоценных камнях, чтобы отравиться в случае необходимости. Он говорил, что его смерть должна быть драгоценной и роскошно обставленной. Ирония судьбы — ни одно из этих средств ему не пригодилось, а смерть его была самой позорной в истории Рима.

На картинке, представленной вашему вниманию, те самые розы Гелиобала, лепестки которых, по легенде, во время пиров император приказывал рассыпать с потолка в таком количестве, что пирующие задыхались и умирали от нехватки воздуха. http://dirty.ru/comments/323517/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-10-2011 10:14
Нерон вообще оболганный по самое нехочу.
Убийство Агриппины запланировал Сенека, а не Нерон. Собственно, за это Сенека и был отправлен самоубиваться, что было по тем временам гуманным поступком со стороны Нерона.
Убийство Британика - очередная ложь. Британик страдал приступами падучей и по всем признакам причина смерти - именно очередной приступ в неподходящий момент. Собственно, поэтому его и не откачали (хотя теоретически могли) - все настолько привыкли к приступам, что думали что это ненадолго.
Пожар в Риме - уже сказано. Единственный документ современников говорит про "Пожар, случившийся при принцепсе Нероне". Ничего о поджоге и уж тем более и песнях на фоне пожара нет и не предвидится.
Травля христиан - вранье. Впервые травля христиан появилась в рукописи 13-го века, причем только в одной - монахи переписывали древнюю историю. Гораздо более вероятно, что переписывающий правоверный монах решил нагнетать драматизма, для чего и ввел травлю христиан Нероном. При этом ни один из современников Нерона и вообще из римских историков о травле христиан не упоминает.

http://forum.exler.ru/t/171699/p/25017055

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-11-2011 11:08
Его отцом был знаменитый полководец и государственный деятель Гамилькар Барка «Молния», командовавший войсками Карфагена на острове Сицилия и в войнах против Рима. Ганнибал получил разностороннее образование по греческому образцу и рано избрал военное поприще — с детских лет он участвовал в походах отца вместе с братьями Гасдрубалом и Магоном, в частности, во время Первой Пунической войны 264–241 годов до н.э. в походе в Испанию, где карфагеняне сражались с римлянами, отстаивая свое господство на Средиземном море и право на обладание плодородным островом Сицилия. (Именно с сицилийского конфликта и началась Первая Пуническая война.) Ганнибал поклялся отцу вечно ненавидеть Рим и посвятить свою жизнь борьбе с ним. У полководца Гамилькара Барки подрастала достойная смена. Когда он погиб в столкновении с одним из иберийских племен, главнокомандующим армией Карфагена стал его зять.
Молодой Ганнибал довольно рано доказал, что он способен самостоятельно воевать против римлян. В 22 года он командовал карфагенской конницей в Испании, и уже тогда в Древнем Риме увидели в его лице опасного противника. Вскоре Ганнибал принял командование над всеми войсками Карфагена на Пиренейском полуострове. Это случилось после гибели мужа его сестры: тогда карфагенская армия избрала своим главнокомандующим Ганнибала. Народное собрание Карфагена утвердило молодого военачальника в этой должности.

http://limonada-net.livejournal.com/1019169.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-12-2011 12:39
В 215 году до н.э. в разгар Пунической войны в Риме был принят Закон Оппия (lex Oppia) - закон против излишней роскоши. По нему ни одна римская дама не должна была иметь золота больше половины унции (чуть больше 14 грамм), не могла носить разноцветных платьев и ездить в парном экипаже в Риме или в другом городе, или в окрестностях их, ближе 1 000 шагов.
Закон вызвал бурные протесты у женщин, которые устраивали демонстрации протеста и требовали вернуть им прежние украшения.
Несмотря на пламенную речь Порция Катона: "Неужели вы, граждане, хотите вызвать между своими женами такое соревнование, чтобы богатые жены стремились к приобретению того, чего никакая другая женщина не может приобрести, а бедные жены выбивались из сил, чтобы не быть презираемы за свою бедность? Поистине, они начнут стыдиться того, чего не нужно, и перестанут стыдиться того, чего должно стыдиться..." огромные толпы возмущенных женщин заставили сенаторов отменить этот закон.
Закон продержался всего 20 лет.
Или целых 20 лет.

http://mi3ch.livejournal.com/1974774.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-08-2013 18:22
Что же остановило римлян и греков от похода на север, вдоль пояса плодородных украинский чернозёмов на пике их могущества, в I веке нашей эры и в идеальных условиях "римского температурного максимума"?

И что позволило русским в гораздо более суровых условиях 900 года нашей эры, по сути дела — "с нуля" — построить одну из самых могущественных держав своего времени?
Державой, которая уже через сто лет будет соперничать с Римом (в лице Константинополя), а ещё через 500 лет просто скажет:
"Я — Третий Рим"?
Это будет две простых идеи из материального мира. Со скромными названиями — хомут и стремена.
Именно эти два изобретения позволят полностью утилизовать энергию лошади, которая начиная с этого времени станет неизменным спутником любого человека, который захочет организовать эффективное сельское хозяйство севернее нулевой изотермы января. А эффективное сельское хозяйство, как мы помним — это 90% любой античной энергетической пирамиды.
Ну а потом уже к этим двум идеям подтянется Генрих Мореплаватель и арабские мореходы, которые чуть позже "оседлают ветер" и покорят-таки моря и океаны.
Нулевую изотерма января иногда ещё называют "линией винограда". До открытия Нового Света и находок там морозоустойчивых "американских" сортов винограда (известных сейчас многим как, например сорт Лидия) виноград в Старом Свете мог расти только южнее этой магической линии. И жили люди, растившие виноград и оздававшие империи.
Севернее же этой линии виноград не рос — и империи почему-то тоже не росли.

С чем это связано? Всё дело в том, что основным тягловым животным в древнем мире была не лошадь, а вол или бык.

Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50% больше, чем вол, из-за большей скорости. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день.

Надо сказать, что даже на широте Рима и в тепличных условиях Италии римского температурного максимума вспашка земли волами была нелёгким и трудоёмким занятием.

Как пример: Первая Пуническая война. Римские части воюют в Африке. Римлянами командует Регул Марк Атилий. Атилий, разбив карфагенян, подходит к самому Карфагену и в этот момент пишет письмо домой. О чём письмо? Некому вспахать его поле, единственный раб Атилия умер, поденщик убежал, прихватив с собой инвентарь, а семья патриция — голодает.
Второй пример: Маний Курий Дентат, знатный римский патриций, трижды первый консул, прославленный полководец, победитель самнитов. Сам пашет своё маленькое поле на волах.

И это — в условиях Италии, где и зимой, в январе, +10°C — это уже холодно. А что можно сказать о широте Киева, где в январе лежит снега по колено, где вспашка начинается с марта-апреля, а в мае уже может ударить засуха?
Нет — только лошадь с нормальным хомутом, только хардкор.

Поэтому-то и обрываются римские дороги в солнечной Аджарии и в относительно тёплой Румынии.
С юга Рим подпирает пустыня горячая, с севера Рим подпирает пустыня холодная.

Свободной энергии проникнуть ни южнее, ни севернее у Рима нет!

Вот так и бьётся Римская Империя в своей тесной средиземноморской клетке: без энергии ветра закрыт путь на запад и на юг, а без энергии лошади (хомут, чтобы вспахать север и стремена, чтобы покорить восток) — закрыт путь на восток и на север.
Конец, понятное дело, немного предсказуем.

В Рим приходит белый пушной зверёк. Приходит зима — ведь "зима всегда близко":
И, если зима пришла уже пришла — твой выбор невелик.
Ведь если рушится цивилизация, если из глубин тёмного и жуткого бессознательного вылазят монстры размером с остров Сицилия, если везде горят города и рукописи, если рекой льётся кровь мужчин, женщин и детей, а на престоле в результате бесконечной игры оказываются проходимцы, тираны и негодяи — то вам стоит прорываться из тонущего Вечного Города любой ценой.

На север. И на восток.
Потому что путь на юг и на запад откроют, оседлав ветер, лишь только через пятьсот лет.

http://aftershock-2.livejournal.com/260417.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-08-2013 04:15
Плаза-де-ла-Энкарнасьон в старинной Севилье украшает сооружение очень примечательное а по некоторым параметрам просто выдающееся – Metropol Parasol, уникальное строение, одна из самых больших деревянных конструкций в мире.
Когда в начале нового столетия здесь собрались строить гараж, еще никто не знал, что на Плаза-де-ла-Энкарнасьон разместиться подобный зонтик. Проведенные предварительные археологические раскопки показали, что прежде на этом месте было древнеримское поселение, в связи с чем было решено в корне изменить будущее предназначение этого места – тут задумали сделать археологический музей, а вместе с ним открыть и целый комплекс, включающий ресторан, небольшой рынок, прогулочные дорожки на крыше и террасу, откуда можно полюбоваться видами города.

http://masterok.livejournal.com/881003.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 07-07-2015 15:08
Хотя законы Римской империи запрещали легионерам жениться, этот запрет де факто постоянно нарушался, и женщины и дети солдат жили вместе с ними. Доказательство этому факту представила археолог Элизабет Грин, внимательно рассмотревшая фигуры на колонне Траяна в Риме.

Ученая рассказала о своей находке во время ежегодной конференции Американского археологического института, а коротко о проблеме сообщил New Scientist.

На одном из рельефов колонны изображены участники религиозной церемонии, посвященной победе императора над даками. Обычно эту роль играли подростки, но Грин указала на то, что в процессии участвуют шесть женщин (или девушек). По мнению археолога, это жены или дочери центурионов (или других офицеров). Хотя колонну изучают с XVIII века, женщин на ней разглядели только сейчас: вероятно, причина в том, что обычно ее рассматривают историки военного дела, интересующиеся оружием и амуницией легионеров.

Жениться легионерам запретил император Август (63 год до нашей эры — 14 год), и просуществовал этот запрет почти два века. В сочинениях античных авторов жены и дети легионеров почти не упоминаются, так что большинство современных историков убеждены, что женщин в римской армии эпохи принципата не было.

Ситуация начала меняться в начале 1990-х, когда археологи Линдси Элласон-Джонс и Кэрол ван Дрил-Меррей нашли среди развалин Виндоланды (крепости у вала Адриана на севере Англии) обувь маленьких размеров. Там же обнаружились военные дипломы (бронзовые таблички, выдававшиеся солдатам после 25 лет службы, которая давала право на римское гражданство) с упоминанием жен и детей легионеров. После многих лет каталогизации находок, Грин выяснила, что примерно 40 процентов от всех башмаков и сандалий, найденных в Виндоланде, являются женскими и детскими.

По мнению археолога, жены легионеров находились на нелегальном положении и поэтому были вынуждены жить вне стен крепости и работать, так как жалования среднего солдата не хватало на содержание семьи. Однако ван Дрил-Меррей полагает, что некоторые женщины могли работать на нужды армии, нанимаясь в крепость поварихами, швеями и прачками.

Более того, башмаки и броши, найденные археологом Пенелопой Эллисон в крепости около современного баварского города Эллинген, говорят о том, что женщины жили в одних и тех же казармах, что и их мужья.

http://www.delfi.lv/tech/archive/print.php?id=45471606

Страницы: << Prev 1 2 3 4  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Античность: древняя Греция и Римская империя

KXK.RU