Античность: древняя Греция и Римская империя

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Античность: древняя Греция и Римская империя

Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 17-12-2006 19:05
Пьер Грималь. "Сенека, или Совесть Империи" (ЖЗЛ) http://www.fictionbook.ru/author/grimal_per/seneka/grimal_seneka.html

Анна Берне. "Брут. Убийца-идеалист" (ЖЗЛ) http://fictionbook.ru/author/berne_anna/brut_ubiyica_idealist/berne_brut_ubiyica_idealist.html

Валентин Лесков. "Спартак" (ЖЗЛ)
http://www.fictionbook.ru/author/leskov_valentin/jizn_zamec_715_spartak/leskov_jizn_zamec_715_spartak.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 25-12-2006 16:41
Проект "Римская Слава" создан автором с целью оказания помощи интересующимся военной историей Античности в удовлетворении жажды знаний. http://www.roman-glory.com/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-01-2007 05:32
Битва при Акциуме
2 сентября 31 г. до н.э. Октавиан, точнее его адмирал Агриппа, наголову разбил флот Марка Антония, фактически решив исход гражданской войны. В середние битвы Клеопатра вместе с 60-ю египетскими кораблями вышла из боя с попутным ветром устремилась на юг. За ней на лёгкой пентере устремился Антоний. Античные авторы приписывают бегство Клеопатры женской робостью и коварством, а Антония – порывом безумной и постыдной страсти. Они и не могут объяснять по-иному, так как пишут со слов самого Октавиана и его официозных историков. Это объяснение хорошо согласуется с карикатурными образами "египетской фурии" и "влюбленного безумца", созданными октавиановской пропагандой ешё до начала войны. Однако эту версию, которую уже много веков повторяют поэты, да и многие учебники истории, вряд ли можно считать приемлемой. Если в бегстве испуганной царицы нет ничего неправдоподобного, то в то, что опытный генерал и политик покинул армию, чтобы догнать предавшую его любовницу поверить трудно. Современные историки предлагают различные альтернативные объяснения. Наиболее правдоподобной мне кажется версия, впервые предложенная в XIX веке Ж. де ла Гравьером, согласно которой побег был заранее спланирован Антонием. Она не только звучит более естественно, но и подтверждается анализом обстановки перед битвой и известных нам приготовлений Антония. Чтобы разобраться в аргументах в пользу этой версии, надо вернуться на несколько месяцев назад и проанализировать положение армии Антония накануне битвы.

http://community.livejournal.com/ru_history/713196.html

Кросспост в теме "Армии, войны и битвы" нашего форума.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-02-2007 05:17
К замечательным образцам малой скульптуры и керамики Древней Греции относятся расписные фигурные сосуды.

Существовали фигурные сосуды различных форм.

К сосудам для питья относились керас и канфар. Керас (ритон), возможно, распространился в Греции под персидским влиянием, хотя ритоны в виде головы быка и других животных часто встречаются в крито-микенском искусстве. Ритоны изготавливались из глины или металла. В нижней части сосуда было отверстие, через которое вино выпускалось в чашу или прямо в рот пирующего. Греки часто придавали этим сосудам форму головы какого-либо животного, по которому он и назывался - "олень", "собака", "змея", "мул" и т.д.

Канфар(ос) - сосуд для питья с длинной ножкой и длинными круглыми ручками, более вместительный, чем килик, также употреблялся на пирах (симпосионах).
Ойнохойя - кувшин для разливания вина с одной ручкой и трехлепестковым венчиком. Ойнохойе часто придавалась форма человеческой головы.

Фигурные сосуды различных форм использовались для благовонных масел. Замечательные фигурные сосуды были найдены в Фанагории (древнегреческая колония на Таманском полуострове), в том числе знаменитый "Фанагорийский сфинкс", хранящийся в Эрмитаже.
http://sarmata.livejournal.com/117902.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-02-2007 03:40
Три города Спарта
Самая знаменитая – конечно, классическая Спарта, прославленная мужеством своих воинов. Но и она погибла. Исчезли герои, появились стены - а ведь раньше спартанцы гордились, что их город не имеет стен: лучшие стены - воины. Теперь на потребу римским туристам устраивали представления из спартанской классики - секли обнаженных юношей на празднике Артемиды. Но пройдет и Рим. Впрочем, та Спарта, куда заезжали любопытствующие римляне, была все еще тем же, отстраивающимся и перестраивающимся, городом. Последующих нашествий она не выдержит.

Спарту разграбили готы, герулы, вестготы. После завоевания крестоносцами, та старая Спарта окончательно пришла в упадок, завоеватели недалеко от нее построили Мистру (ныне - средневековый "город-призрак"). Древнейшая церковь города – Митрополи – была построена в 1291 г. В этом соборе был коронован последний византийский император Константин Палеолог. Во времена османской империи земли долины заняли турки, а греки, как некогда периеки, были вытеснены в предгорья Тайгета. Так кончилась та вторая Спарта - Спарта Ликурга и Леонида...

Третью Спарту основал немец. По проекту немецкого архитектора Йохмуса в 1834 г. на руинах античного города возвели новый - и дали ему имя Спарта. Европа тогда бредила классической Элладой и принимала горячее участие в освободительной борьбе греков, принесшей новой Элладе независимость в 1821 г.

Но была и первая Спарта, Спарта Менелая и Елены Спартанской (затем - Троянской). Это - не город Ликурга.

Класическую Спарту основали дорийцы. Эти "грекоязычные варвары" (Тойнби) пришли с севера, с территориий современных Югославии и Албании, в то время когда на Пелопоннесе погибала микенская цивилизация.

http://meotis.livejournal.com/116577.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-02-2007 06:31
Ответ на вопрос о происхождении этрусков дали исследования митохондриальной ДНК коров Тосканы, проведенные группой под руководством Марко Пеллеккья (Marco Pellecchia) из Католического университета Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore) в Пьяченце (Италия). Об этом сообщает New Scientist.

Митохондриальная ДНК передается по женской линии и широко используется учеными для определения степени родства между популяциями животных одного вида. Исследованию были подвергнуты животные из всех регионов Италии. Как выяснилось, около 60 процентов митохондриальной ДНК коров из расположенной в центре страны Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров, разводимых на Ближнем Востоке и в Малой Азии – в регионах, где, по современным представлениям, возникла и развивалась цивилизация этрусков. При этом генетическое исследование не выявило родства между этими коровами и скотом, разводимым на севере и юге Италии.

Поскольку коровы являются домашними животными и не мигрируют по Евразии самостоятельно, эти данные доказывают факт миграции групп животноводов из восточного Средиземноморья в Тоскану.

Между нынешней Турцией и Италией не обнаружено никаких свидетельств движения этрусков по суше. Исходя из полученных данных, Пеллеккья делает вывод, что этруски, вместе со своим скотом, прибыли на Апеннинский полуостров по морю.

http://meotis.livejournal.com/118551.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-02-2007 06:16
Спартанцев было мало. Но они господствовали над обширными землями, на которых работали многочисленные крестьяне. Этих подвластных было в разы и разы больше. Поэтому спартиат, полноправный спартанец, должен был во всем превосходить тех, кем он владел. Спарта объявила полную мобилизацию - и должна была стать госудаством сверхлюдей. Иначе эта власть немногих над многими не имела шансов на существование.

Для начала спартиату надо было родиться. Прежде всего нужны родители. В Спарте практиковали, насколько могли, евгенический подход, и даже царь, взявший в жены малорослую женщину, был вынужден заплатить штраф - ибо важно не то, что думает о своей любимой женщине царь, а то, каких царей (детей) получит Спарта.

Родившись, спартанец подвергался оценке. Если он был слаб и уродлив, то его умервщляли, - так об этом рассказывает Плутарх. "Жизнь новорожденного была так же бесполезна ему самому, как и государству"
до семи лет спартанский мальчик воспитывался дома, няньками, которые славились своей строгостью на всю Элладу, а затем его отдавали на воспитание еще более строгому государству.

Мальчиков делили на группы по возрасту и размещали в бараках. Поддерживать порядок дети должны были сами. Их разбивали на отряды - агелы, в среднем по 6 человек в каждом. У каждого отряда был командир - один из его членов, самый ловкий, храбрый и сообразительный. Так воспитывались будущие командиры.

Командир отряда руководил заготовкой дров и пищи. Все это следовало добывать воровством - и наказывали именно того, кого при этом ловили. Пойманных секли нещадно. Но еще невыносимее был позор. Непойманные кормили отряд.

Старшие присматривали за младшими и обучали их. Это были "вожатые" - юноши 19-20 лет, ирены. Впрочем, каждый возрастной класс шефствовал над младшими классами.

Зимой и летом дети ходили босиком, одетые в только хитон. Гимнастические, военные упражнения выполняли голыми - также зимой и летом. Мылись в реке, зимой и летом, теплой воды не знали. Спали на тростнике, который сами ломали голыми руками. Зимой и летом. Босыми бегали по горам. Зимой и летом. Жили впроголодь. Закалялись.
Вся система была направлена к одной цели – и цель была достигнута. Почти 200 лет эллинский мир боялся встречи со спартанской пехотой в открытом сражении. Бесстрашие, закаленность, профессионализм, дисциплина, дух товарищества, патриотизм, мужество спартанцев остались непревзойденными.

Нет безупречных систем. Нет и вечно эффективных.

http://meotis.livejournal.com/116994.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-02-2007 05:53
Наступление этого нового периода в ахейской истории связано с трагическими событиями. На Грецию обрушился какой-то страшный враг. Из раскопанных к 1960-м годам ахейских поселений огромное большинство было сметено с лица земли силами вторжения. В Беотии из 26 поселений уцелело лишь 4, в Арголиде – из 27-ми – 10, в Лаконике – из 39-ти 7, в Мессениии – из 56-ти – 10.

Огромны разрушения в Микенах и Тринфе. Кто-то штурмовал циклопические цитадели; и Микены, и Тиринф выжили, их восстановили; и хотя в крупнейшем ахейском центре преемственность не прерывалась, второй из них по значению,Тиринф, был опустошен, и его пришлось заселять заново.

В довершение всего исследователи обнаружили стену, построенную поперек Истма, – эту Великую китайскую стену, Адрианов вал, линию Мажино эпохи бронзы. Так ахейцы пытались защитить Пелопоннес от постоянных вторжений с севера.

http://meotis.livejournal.com/119644.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-03-2007 05:54
Выходили замуж в 18-25 лет, а не в 14, как в Афинах. В доме мужа, куда спартанка переселялась лишь тогда, когда мужчине исполнялось 30 лет, и он уже не жил в лагере, она занималась не ткачеством и прядением - для это были рабыни, - а домоправством. Рассказывают, что когда спартанку схватили враги и спросили, что онаумеет делать, женщина ответила: "Быть свободной". Когда же ее заставили заниматься трудом, недостойным свободной, она покончила с собой со словами: "Ты пожалеешь, что прикупил такую вещь".

Чужеземка сказала жене царя Леонида: "Одни вы, спартанке, делаете со своими мужьями, что хотите". "Но ведь одни мы и рожаем мужей", - ответили та.

Суровость спартанских матерей вошла в поговорку. "Со щитом или на щите" - с победей или мертвым - только так мог вернуться сын к матери.

http://meotis.livejournal.com/121700.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-03-2007 07:11
Нет, все, конечно, признают, что Леонид и 300 спартанцев героически погибли не сойдя с места. Но некоторые спрашивают: а зачем? Зачем, вместо того чтобы отступить, они все как один полегли? Из-за спартанского скудоумия, упертости? И самым славным подвигом Спарты стал ее бессмысленный подвиг?

Когда в 481 г. до н.э. эллины заключили союз против персов и эллинских городов, добровольно персов поддержавших, в результате голосования гегемоном этого союза была признана Спарта, причем ей досталось командование как сухопутными силами греков, так и их флотом.

Первоначально персов хотели остановить в Темпейском ущелье, но Македония симпатизировала персам, и Фессалия тоже была ненадежна. Поэтому главный оборонный пункт перенесли поближе к противникам персидского царя - выбор пал на Фермопилы, протянувшиеся на 7 км между отрогом Каллидра и болотистым берегом Малийского залива, где в самом узком месте, по словам Геродота, могла проехать только телега. Там же находились и остатки оборонительной стены с воротами.

http://meotis.livejournal.com/124843.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-03-2007 03:37
Амфитеатр Марка Антония Гордиана.
Город Thysdrае.
Провинция Africa.
Похоже, что этот амфитеатр был построен, как уменьшенная копия Колизея (то есть, конечно, амфитеатра Флавиев).
Размеры у него - 148 на 122 метра, а Колизея - 188 на 156 метров. И вмещал он 30.000, а не 45.000. В остальном сходство несомненно.

Это один из самых поздних амфитеатров. Строительство завершено на 150 лет позже Колизея, где-то в 232-238 году.
Как раз в 238 проконсул Марк Антоний был объявлен императором во время восстания против императора Максимина, за что и поплатился.

Надо ли говорить, что Тисдрус (он же Тисдра), имевший такой амфитеатр, был тогда одним из главных городов Африки.

http://frederick-taer.livejournal.com/39775.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-03-2007 07:05
Хочется добавить несколько слов о внешнем облике спартанских воинов. И в фильме "300 спартанцев" и на большинстве иллюстраций современных художников спартанцы изображаются неточно. Во время греко-персидских войн спартанцы еще носили длинные волосы и бороды, при этом они выбривали усы над верхней губой.
http://sarmata.livejournal.com/126950.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 05-04-2007 19:35
Миф № 9. Нерон играл, а Рим горел

Эта история известна всем: 64 год до н.э. Рим горит, а Нерон играет на скрипке. Но это невозможно. Во-первых, скрипку изобрели через 1600 лет. Ну, хорошо, пусть это будет не скрипка, а лира. Но Нерон мог играть на ней только на расстоянии 30 миль от горящего Рима. Но то, что он был безжалостен и развращен – это стопроцентная правда.

Играющий на скрипке Нерон – безусловно анахронизм. И то, что Рим был подожжен по его приказу – скорее всего, выдумка. Нет подтверждений, что Рим поджог Нерон. Во-первых, если бы Нерон и впрямь решил расчистить место для нового дворца, ему проще было бы скупить несколько соседних имений. Во-вторых, незадолго до пожара Нерон построил себе новый дворец — так называемый «Проходной дворец». В нем хранилась обширная коллекция произведений греческого искусства. В пожаре он потерял свои сокровища. Узнав о пятидневном пожаре, полностью выжегшем 4 из 14 районов, еще 7 серьезно пострадали, Нерон возвращается в Рим, открывает двери своего дворца и предоставляет пострадавшим кров и еду, насколько он мог это сделать в те дни. «Виноватых» в пожаре скоро нашли – это были христиане.

Ему было чуть больше 30-ти, когда он, воспитанник Сенеки, свергнутый с престола, покончил счеты с жизнью.

http://www.botinok.co.il/node/27658

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-04-2007 07:19
Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон"

В центре древних Афин стояла статуя "тираноубийц" Гармодия и Аристогитона. В 514 г. до н. э. составили заговор против тирана Гиппия, сына Писистрата, но убить сумели только его брата Гиппарха. Оба происходили из рода Гифиреев, причем Гармодий был любовником Аристогитона; согласно античным авторам, именно любовная история и послужила толчком к заговору. Именно, Гиппарх начал ухаживать за Гармодием, а получив его отказ, оскорбил его сестру. После этого Гармодий решился убить Гиппия из мести за сестру, а Аристогитон - из любви к Гармодию и ревности.

Как пишет Аристотель в "Политике": "Покушения происходят в одних случаях на личность правителей, в других - на их власть. Те покушения, которые совершаются из-за наглости тиранов, направляются на их личность. А так как наглость может проявляться очень разнообразно, то каждое проявление ее бывает причиной раздражения, причем большинство людей, охваченных гневом, совершает покушения с целью отомстить, а не из честолюбия. Так, покушение на Писистратидов произошло вследствие того, что сестра Гармодия была оскорблена, а сам Гармодий обижен (Гармодий мстил за сестру, а Аристогитон - за Гармодия)". (Aristot. Politica. V. 8, 9.)
Гармодий и Аристогитон встали во главе заговора, к которому им удалось привлечь и других граждан, недовольных тиранией Писистратидов. Убийство было намечено на праздник Великих Панафиней. Однако оно сорвалось из-за того, что перед праздничной процессией один из заговорщиков подошел к Гиппию и стал с ним мирно беседовать. Решив, что он доносит на заговор, Гармодий и Аристогитон поспешили кинуться на поиски Гиппарха, и найдя его в другом месте, не дожидаясь остальных заговорщиков, закололи. Гармодий был тотчас убит телохранителями; Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен и убит после пыток. Согласно рассказам (может быть, легендарным), под пытками он не назвал никого из реальных заговорщиков, но оговорил многих приближенных тирана.

http://sarmata.livejournal.com/135550.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-04-2007 04:03
Арены Лютеции представляют собой остатки античного амфитеатра и являются редчайшим памятником римской цивилизации на территории Парижа. Остатки античного сооружения датируются 2 или 3 веком нашей эры. В амфитеатре, рассчитанном на 16 тысяч зрителей, проводились гладиаторские бои, показ диких животных и другие публичные зрелища. На некоторых местах сохранились высеченные в камне надписи с именами владельцев. Амфитеатр просуществовал до конца 3 в. В 4—6 вв. жители Лютеции использовали камни амфитеатра для постройки оборонительных сооружений." http://sananahead.livejournal.com/28004.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-05-2007 05:30
Слепок беременной женщины, погибшей в Помпеях http://keep4u.ru/full/061021/f484ee84fd5fc526f5/jpg

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-05-2007 04:39
Это сообщество создано для интересующихся историей определенного периода, названного немецким историком И.Г. Дройзеном - эллинизмом. На самом деле этот термин не четко делит историю на "до Александра Великого и после", а включает в себя описание формирования всего процесса, от первопричины до следствия. Также необходимо учесть, что все события происходили не на маленьком клочке земли, а в единовременной совокупности на достаточно больших территориях, которые включали в себя - Грецию, Египет, восточное побережье Средиземного моря, Малую Азию, Древний Восток, а так же - Карфаген и Рим. Это время - не только история войн с постоянным перемещением армий,строительства прекрасных зданий и разрушения городов, но и история политических союзов, развития торговых связей, эволюции философской мысли, которая оказывала не малое воздействие, а так же - религиозных представлений и традиций разных народов.
http://community.livejournal.com/hellenism_hist/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-05-2007 04:45
Изображения Александра Великого (Македонского) и некоторые другие, имеющие к нему отношение.
http://meotis.livejournal.com/139336.html

Македонская фаланга

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-06-2007 04:05
До нашего времени дошло очень мало подлинных произведений греческой классики. От скульптуры остались, в основном, изуродованный фрагменты, а от греческой живописи, которой древние гордились не меньше, чем статуями, не сохранилось практически ничего. До некоторой степени эту потерю могут компенстровать росписи Помпей и Геркуланума, законсервированные под слоем пепла после извержения Везувия и потому прекрасно сохранившиеся. Римляне не обладали художественным гением греков, но зато в массовом порядке копировали греческие статуи, хотя и не передающие обычно очарование оригинала, но позволяющие судить об их внешнем виде. То же можно сказать и о живописи. Несмотря на то, что в большинстве случаев речь идет о ремесленных работах, выполненных провинциальными живописцами, по ним можно судить о высоком уровне живописной техники, непревзойденном до эпохи Возрождения. Многие из этих фресок являются копиями с утраченных греческих оригиналов.

На помпейских фресках можно обнаружить почти все известные жанры живописи: портрет, мифологические и исторические картины, аллегории, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты.
"Будуар" знатной римлянки в Помпеях. Ложе реконструировано по сохранившимся деталям

http://sarmata.livejournal.com/143873.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-06-2007 04:37
Ник Марринер (Nick Marriner) и его шеф Кристоф Моранж (Christophe Morhange) из Европейского центра по изучению геологии и окружающей среды (CEREGE) рассказали миру, каким образом Александр Македонский завоевал Тир.
Точнее, каким образом ему это удалось, известно из древних текстов и иллюстраций: в 332 году до нашей эры 23-летний Александр осаждает крупнейший финикийский морской порт Тир, который был расположен на острове почти в километре от материка.
Неизвестным оставалось то, каким образом Македонский смог построить мол, да ещё такой длины и ширины.

http://www.membrana.ru/lenta/?7245

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 09-06-2007 12:06
Когда Ганнибал Барка, известный под ником Ганнибал, вел свою армию через Альпы, он рассчитывал победить Римскую Империю. Он потерпел поражение. Но карфагенский генерал удостоился вечной памяти, оставив проблему, над которой историки бьются две тысячи лет: как его армии, включая десятки слонов, удалось пересечь горы?

Кажется, эту проблему решил Патрик Хант, руководитель проекта Альпийской археологии в Стэнфорде.
Хант использовал компьютерное моделирование для определения насколько изменились природные условия, растительность и т.п. по сравнению с описаниями в древних текстах.

Это помогло ему анализировать возможный путь, по которому шел Ганнибал.
Но до того он просто путешествовал. За 10 лет он прошел 25 перевалов.
Летом он таскал за собой десятки студентов.

Знание гор и сравнение с древними текстами - в-основном Полибия, привело Ханта к выводу, что Ганнибал шел через Кол де Клапьер (обозначен красным цветом) .Только этот маршрут удовлетворял всем 11 критериям, которые использовал Хант.

Расстояния, ориентиры на местности, встречи с определенными племенами. В конце пути был 3-дневный маршрут к Турину. Вершина, где армия стояла 2 дня, должна быть достаточно большой, чтобы вместить 25000 человек и десятки слонов. Должно быть достаточно высоко и холодно, чтобы сохранился снег. Плюс требования к уклонам на подъемах и спусках. Сложить все это вместе напоминает больше работу детектива, чем историка. Собранные данные и их компьютерный анализ дали еще одни интересные результаты. Уровень растительности во времена Ганнибала был выше, что говорит о более теплом климате в то время!
http://www.botinok.co.il/node/31526


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-06-2007 06:26
Древнегреческий театр - это первоначально все-таки не театр, а – суд http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p/grechteatr.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-06-2007 03:40
КНИГА ПО ТЕМЕ

Тим Ботсвейн, Колин Николсон. Греция. История страны
В новой серии "Биографии Великих Стран" вышла книга, посвященная Греции, ее славной истории и повседневной жизни в наше время. Английская серия "A Traveller’s History Of…" адресована путешественникам и всем, кто интересуется европейской историей. Пример Греции весьма показателен в соотношении: какой БЫЛА эта страна в прошлом, и какой предстает взору туриста теперь. Такое сопоставление — главное достоинство книги Т. Ботсвейна и К. Николсон.

http://rus.delfi.lv/news/entertainment/books/article.php?id=18211614

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 16-06-2007 23:58
Правление Писистратидов в Афинах http://sno.pro1.ru/projects/pisistratides/index.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-06-2007 04:46
«Учёные всего мира в течение 10 лет трудились над трехмерным макетом Древнего Рима образца 320 года нашей эры, когда город был на вершине своего могущества. Теперь работа завершена, и каждый желающий может совершить виртуальную прогулку по вечному городу. Было создано около 7 тысяч зданий того времени, причем, не только экстерьеры, но и интерьеры. В частности, можно заглянуть внутрь Колизея, здания Сената и базилики Максенция. Все здания воссозданы с максимальной точностью, насколько это позволяли археологические сведения». © 3D News

Пока что на сайте этого проекта есть только картинки и видеоролики. Ждать финальной версии программы, где будет возможность свободных прогулок и «тысячи персонажей, некоторые из которых созданы на основе скелетов, найденных в этом районе», конечно, стоит.

Но этим учёным за прошедшие 10 лет хорошо было бы иногда отрывать голову от вумных книжек и запускать какую-нибудь Готику, Обливион или уж Rome Total War, в котором была возможность побродить по улицам различных городов античного мира, на аутентичность, правда, не претендующих, равно как и их обитатели. Ибо графика у этого жутко историчного возрождённого Рима... Желающие могут самостоятельно определить год, в котором она считалась мало-мальски приличной.

http://antoin.livejournal.com/734306.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-06-2007 05:51
Битва при Каннах
Причину поражения римлян в битве при Каннах следует рассматривать в первую очередь исходя из тактических ошибок, допущенных римским командованием. Еще в IV веке до н.э. римляне отказались от фаланги и перешли к боевым порядкам, расчлененным по фронту и в глубину (манипулярный боевой порядок). Основной тактической единицей римской армии стал легион. Его боевой порядок с III века до н.э. строился в три линии по 10 манипул в каждой. Для боя манипулы строились с интервалами, равными длине их фронта (до 20 м), располагаясь в шахматном порядке. Дистанция между линиями составляла до 90 м. Легион действовал на фронте 600 - 800м.

С фронта его прикрывала легкая пехота, а с флангов - конница. Расчленение легиона на манипулы значительно повысило его боевые возможности. Создались условия сражаться на пересеченной местности, маневрировать, наращивать усилия из глубины, вести преследование. При Каннах проверенная временем тактика была отброшена.

В ходе Второй Пунической войны (218 - 201 гг. до н.э.) карфагенская армия под командованием Ганнибала, преодолев Альпы, вторглась в Италию и нанесла римлянам ряд поражений. 2 августа 216 г. до н.э. у городка Канны произошло решительное сражение между римской (86.000 человек) и карфагенской (50.000 человек) армиями.

Командующий римской армией консул Т.Варрон отказался от испытанного манипуляционного боевого порядка и решил разгромить противника фронтальным ударом тесно сомкнутых масс пехоты. Он построил легионы в плотный и глубокий (36 шеренг) боевой порядок, занимавший по фронту 2 км. Впереди действовала легкая пехота (8.000 человек), а на флангах - конница (6.000 человек). Следовательно, римская армия практически возвратилась у изжившему себя строю фаланги, утратив возможность маневра.

Ганнибал же построил боевой порядок в форме подковы, обращенной выпуклой стороной к противнику. В центре размещалась пехота (до 20.000 человек), построенная в десять шеренг, а на флангах, уступом назад, - ударные группировки отборной пехоты по 6.000 каждая и конница (10.000 человек). Легкая пехота (8.000 человек) прикрывала фронт армии, скрывая от римлян ее построение.

С началом сражения тяжелая масса римских легионеров потеснила центр карфагенян, но прорвать его не смогла. Тем временем сильные фланговые группировки Ганнибала вышли на открытые фланги римлян, а его конница, разгромив римскую, атаковала их с тыла. В результате умело осуществленного Ганнибалом двустороннего охвата римская армия была окружена. Зажатые на ограниченном пространстве римские легионы к исходу дня были уничтожены. На поле сражения пало 48.000 римлян. До 10.000 человек было взято в плен. Потери карфагенской армии составили 6.000 убитыми.

http://erudit-loto.livejournal.com/294145.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-07-2007 06:17
К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр, один из красивейших театров древности (илл. 221). В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Всего было 52 ряда каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор. Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого — палаткой. Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум — каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st027.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-07-2007 01:49
Оживленное строительство ведется в Эпидавре, в святилище Асклепия, бога врачевания душевных и телесных ран, особенно почитавшегося в IV веке. Святилище сына Аполлона - Асклепия - расположено в живописном месте, где, казалось бы, существует полное гармоническое единство разнообразных форм природы. Утопающие в зелени оливковых рощ долины прекрасны и одним своим видом успокаивают уставшего и больного человека.
Важным местом "госпиталя" был портик семидесяти метров длиной, где спали желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. В Эпидавре были построены пропилеи, храмы Асклепию и Артемиде, куда после выздоровления приносили сделанные из гипса изображения больных частей тела, а также фимела-круглое помещение, очевидно, для концертов, огромный театр и много красивых портиков. Здесь имелся квадратный в плане гимнасий, с площадкой для игр и тренировок, классами для занятий словесностью и музыкой и стадион.

http://ellada.spb.ru/?p=204

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-07-2007 03:39
Реконструкция Эрехтейона http://www.mlahanas.de/Greeks/Arts/Architect.htm

Иллюстрации - много и без комментариев - по Помпеям, Геркулануму и т.д. http://meotis.livejournal.com/141157.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-07-2007 02:48
Культ Асклепия на священной территории Эпидавра возник в VI в. до н.э. Он был принесен из более древнего святилища Аполлона Малеата, которое располагалось на северной стороне горы Кинортий, к юго-востоку от античного Театра. Это святилище было основано в доисторические времена (XV в. до н.э.) и существовало наряду с Асклепийоном до самого конца античного мира.

Причиной, вызвавшей основание этих святилищ, явились эпидемии чумы, обрушившиеся тогда на греческие города. Эпидаврский Асклепийон и праздники в честь бога приобретают общегреческий характер. Прибытие огромного числа почитателей приносит значительные материальные ценности, благодаря чему стало возможным осуществление в IV-III вв. до н.э. роскошной строительной программы. Божественное исцеление считалось чудотворным и основывалось на вере исцеляемого. Совершив обряды очищения, больной приносил жертвы и засыпал в теменосе бога, который либо являлся ему во сне, либо давал указания. Исцеление обычно предусматривало "явление" бога либо в его подлинном образе, либо в образе его священных животных - змеи и собаки.
Находки на территории святилища (большое число медицинских инструментов) указывают, что в святилище в то же время проводились хирургические операции.

http://www.ispras.ru/~igor/Greece/day05/pages/036.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 19-07-2007 20:08
Греческие скульптуры http://www.aeria.phil.uni-erlangen.de/photo_html/bauplastik/giebel/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-07-2007 02:38
Античный театр Эпидаврос (Epidaurus; Greek: Epidauros) на полуострове Пелопоннес, Греция. Построен в 4 веке до н.э. и обладает потрясающей акустикой. Выступающим на сцене не нужно было повышать голос, их слова и так были отлично слышны во всех уголках амфитеатра. Сейчас гиды демонстрируют акустические свойства с помощью монетки, бросаемой на камень в центре сцены. Её звон слышен даже на самых дальних рядах.
Изначально существовало 34 ряда, позже римляне достроили еще 21.
В начале 2007 года ученые доказали, что уникальные акустические свойства - чистая случайность. Дело в том, что известняковые ряды поглощают все низкочастотные звуки, как например гул толпы, и отражают высокочастотные, доносящиеся со сцены. Что-то слабо верится...

http://andreev-org.livejournal.com/3400.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-07-2007 02:05
За много веков до появления средиземноморского города-порта Александрии на том месте находился маленький город Ракотис. Об этом факте свидетельствуют немногие исторические документы и разрозненные археологические находки. Чтобы внести ясность в представление о том, что это был за населённый пункт, Жан-Даниэль Стэнли (Jean Daniel Stanley), учёный из Национального музея естествознания Смитсоновского института (Smithsonian Institution National Museum of Natural History — NMNH) вместе с коллегами провёл междисциплинарное исследование донных осадков, собранных в александрийском порту.

Город Александрия был основан в 332 году до нашей эры, чтобы увековечить память полководца Александра Македонского. Ранее на этом месте находился Ракотис — поселение, которое древние историки обходили вниманием и упоминали лишь изредка. Согласно этим заметкам, оно не играло в древнем мире заметной роли и было чем-то вроде маленького рыбацкого городка.

Однако, проанализировав донные осадки из порта Александрии и проведя их датировку с помощью радиоуглеродного метода, учёные узнали, что Ракотис не всегда имел такой низкий статус.

http://www.membrana.ru/lenta/?7492

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-08-2007 02:49
Экспонаты из греческих музеев http://staplerster.livejournal.com/tag/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-08-2007 06:20
Эта уникальная находка попалась археологам в Турции во время недавних раскопок комплекса римских бань древнего города Сагалассоса, находящегося в 109 километрах к северу от Анталии. Они извлекли из-под земли мраморные фрагменты скульптуры — голову (высотой порядка 70 сантиметров) и треснувшую ногу (около 1,5 метра длиной).

Археологи утверждают, что эта статуя изображает римского императора Адриана, находившегося на троне с 117 по 138 годы. Как говорят специалисты, изваяние было создано при жизни Адриана во время его первых лет правления.

Профессор Велкенс отмечает высокую художественную ценность статуи, утверждая, что это одно из самых лучших изображений императора Адриана, известных археологам. Этот император был одной из ярких личностей римской истории. В Сагалассосе существовал культ императора, в связи с которым, видимо, и было создано это монументальное изваяние.

http://www.membrana.ru/lenta/?7555

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 01-09-2007 19:18
Троя

В 1880-х годах легендарную Трою считали сказкой не только великие поэты Гете и Байрон, но и многие европейские ученые Немецкий археолог Генрих Шлиман доверился поэме Гомера «Илиада» и в 1871 году начал раскопки на северо-западе Турции — на холме Гиссарлык Впервые холм Гиссарлык как объект раскопок заметил еще в 1820-е годы Ч Макларен, который, изучив его, пришел к выводу, что развалины Трои следует искать внутри холма Но к раскопкам он так и не приступил

Археологические работы Г Шлиман начал с компасом в одной руке и томиком «Илиады» — в другой Холм Гиссарлык, возвышавшийся к северу от города Бунарбаши, привлек его внимание сразу И большая группа греческих и турецких рабочих, вооружившись заступами и лопатами, начала «вгрызаться» в этот холм Работы продолжались несколько лет, и только в 1879 году Г Шлиман написал одной своей знакомой «Троя раскопана, и нет второй»

Однако еще с первыми сообщениями о раскопках на холме Гиссарлык начали раздаваться голоса скептиков, одни из которых вообще сомневались в исторической достоверности поэмы «Илиада», другие, хоть и признавали Трою не мифом, но отвергали разрытый Г Шлиманом холм и предлагали искать античный город на соседних возвышенностях Третьи считали, что события Троянской войны и сам город находились вне Троа-ды, а перенесли их туда греческие певцы и сказители при колонизации Малой Азии Но постепенно скепсис иссяк, и на исторических картах гомеровская Троя прижилась в северо-западной части Малой Азии

Позже к раскопкам Г Шлимана присоединился молодой американский архитектор В Дерпфельд, установивший, что было открыто целых девять Трои Все они, одна над другой, были перестроены между третьим тысячелетием до нашей эры и 500-м годом нашей эры

Троя, основанная около 3000 года до нашей эры, лежала у входа в пролив Дарданеллы, через который из Эгейского моря можно было пройти в Мраморное и далее через Босфор — в Черное А это был один из важнейших торговых путей древности, и, контролируя переправу через пролив и собирая дань со всех проходящих судов, жители Трои держали в своих руках всю торговлю между Азией и Европой Лучшего места для города, чем то, на котором была построена Троя, было и не придумать И потому всякий раз на месте разрушенного войной или землетрясением города вырастал новый

После очередного разрушения руины не разбирали, а трамбовали и строили новые сооружения на этом же месте Троя-I была крепостью с трехметровыми стенами и мощными башнями После большого пожара, связанного, очевидно, с чужеземным завоеванием, крепость отстроили заново, утолщили ее стены до 4 метров и возвели дополнительные башни В центре города появился царский дворец, в котором Г Шлиман нашел знаменитый «клад царя Приама»

Около 2300 года до нашей эры Троя-П тоже погибла в результате завоевания и пожара Ее правители, покидая город, полагали, что разлука будет недолгой, но вернуться им не довелось, и после этого города появились следующие Трои После разрушения Трои-V на это место пришло новое население, владевшее новыми методами строительства и изготовления керамики Именно Трою-VI ученые и считают гомеровской В этот период город достиг своего наибольшего расцвета, его площадь составляла 18 гектаров — больше площадей всех предыдущих и последующих Трои Таким образом, наука установила, что на холме Гиссарлык, как в «слоеном пироге», лежат остатки не менее девяти городов

А древнегреческие мифы повествуют, что первым город построил царь Ил и нарек его Илион — город Ила, называвшийся также и Троей по имени отца Ила

После Ила царем Трои Стал его сын — хитрый и умный Лаомедонт, который умел привлечь в свой город людей из других стран, и потому при нем Троя сильно увеличилась в своих размерах Лаомедонт заботился о своих подданных, строил водопроводы для орошения полей, проводил дороги, и слава о заботливом царе распространялась по всей округе Народ охотно шел к Лаомедонту, и вскоре прежние городские стены, возведенные его отцом и первыми поселенцами, стали тесными для города. Приходившие чужеземцы стали селиться вне их, и так вокруг Трои-Илиона со временем образовался второй город, обступивший со всех сторон первый. А на вершине холма в середине этого города возвышался прежний Илион, опоясанный стенами.

И решил тогда Лаомедонт и второй город обнести Стенами, чтобы стала Троя самым огромным городом на земле, а он — самым могущественным из всех царей. Но у большого города и стены должны быть другими, чтобы на них не мог взобраться самый могучий герой и не разрушили бы их самые крепкие тараны. Кто же построит царю такие стены? Собственный народ его недостаточно искусен, да и не так уж много у Лаомедонта рабов, которые могли бы выполнять эту трудную работу. А свободных своих подданных царь не хотел принуждать: «Еще, пожалуй, возмутятся да и уйдут к другому царю. Что я тогда буду делать без народа в пустом городе ?»

Во время таких размышлений пришли к Лаомедонту два чужестранца. Один из них был исполинского роста, и все в облике его говорило о дикой и неукротимой силе, однако что-то покорное и смиренное было в полусогнувшейся в поклоне фигуре. Другой был стройным и красивым юношей, который обращал внимание каждого своим спокойным и свободным взглядом.

Чужестранцы сказали, что готовы стать рабами Лаомедонта, но только на один год, в течение которого он может возложить на них любую работу Это были боги Посейдон и Аполлон: наказанные Зевсом, они, не открывая своей божественности, должны были провести год на службе у смертного. И стали Посейдон и Аполлон возводить троянские стены.

Мощный Посейдон вложил много труда: он из недр земли выламывал каменные глыбы, таскал их к городу и складывал из них стену. Аполлон же приводил в движение камни звуками своей лиры: сами собой складывались камни и сама собой воздвигалась стена. Изумился Лаомедонт при виде стены, сложенной из исполинских каменных плит Как отвесная скала, поднималась стена, оставляя местами просветы, в которых находились крепкие железные ворота. Поверх стены шла широкая дорога, по которой могла проехать колесница На углах стен возвышались высокие башни с узкими отверстиями, из которых было удобно смотреть на то, что делается под стенами. За такими стенами нечего бояться ни драконов, ни великанов, ни неприятельского войска. Стоит только запасти достаточно съестных припасов — и сиди себе за стеной хоть целые годы.

Однако вероломный Лаомедонт обманул строителей- он отказал им в обещанной награде, изгнал из своей страны и даже пообещал отрезать уши, если они еще когда-нибудь попадутся ему в руки Через некоторое время обманул царь и Геракла- не дал ему обещанного волшебного коня и с угрозами изгнал из своей земли. Пошел герой войной на Лаомедонта и взял его город. Царя и всех сыновей его, кроме Подарка, Геракл умертвил своими стрелами Подарк же и сестра его Гесиона были взяты пленниками Царственную деву Гесиону отдал Геракл своему другу Теламону, а еще ей было разрешено избрать одного из пленников и даровать ему свободу. Она выбрала своего брата Подарка, при освобождении надлежало дать за него выкуп, и Гесиона отдала свое покрывало. С тех пор брат ее стал называться Приамом, то есть «искупленным».

Гомер описывает Трою как «город, построенный славно, с изящными башнями и величественными стенами». Эта мощная крепость, господствовавшая над окружавшими ее землями, была разрушена около 1250 года до нашей эры в результате землетрясения и Троянской войны, описанной Гомером. Тогда «великий царь греческих царей» Агамемнон, собрав огромный флот, подошел к «крепкостенному» городу, но долгих девять лет греки не могли овладеть Троей.

Чтобы захватить город, нападающие изобретали различные машины для засыпания рвов, стенобитные орудия, платформы для восхождения на стены. А защитники в свою очередь старались все это разрушить или сжечь. Да и как было овладеть Троей, если городские стены возводили боги Посейдон и Аполлон и взять их можно было только «по воле богов». И тогда царь Итаки, хитроумный Одиссей, предложил действовать хитростью.

Он посоветовал соорудить такого огромного деревянного коня, в котором могли бы спрятаться самые могучие герои греков Все же остальные войска должны были отплыть от берегов Троады и укрыться за островом Тенедосом. Троянцы ввезут коня в город. Ночью выйдут из коня воины и откроют ворота города тайно вернувшимся грекам. Одиссей уверял, что только таким способом можно овладеть Троей

Читатели знают, что так оно все и случилось Но ведь у Гомера нет ни одного слова о «Троянском коне», однако, как считает И. Машников, его не следует считать и плодом литературной фантазии Вергилия. Он предлагает предположить, что «Троянский конь» — это стенобитное орудие, и если это так, то оно по своему конструктивному решению было выдающимся явлением. Значит, должно было иметь своего конкретного создателя. У Вергилия об этом сказано, что последним из коня вылезает «Эней, придумавший лошадь». Следовательно, Вергилий описал конкретное инженерно-техническое сооружение, что было вполне возможно. Но он лишь передал древние сведения о коне, не снабдив их подробными комментариями...

http://www.bibliotekar.ru/100zamkov/2.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-10-2007 05:19
Чудесный пост об Аскалоне
Римская базилика (III век до н. э.)
Находится в самом центре парка, несколько ее колонн были отреставрированы и поставлены на место. Длина ряда колонн достигает 110 м., ширина - 35 м. К югу от базилики находится полукруглый зал, заставленный рядами сидений. Скорее всего он служил для заседаний городского совета и суда.
Так базилика выглядела раньше:

http://kirulya.livejournal.com/1348048.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-10-2007 02:46
Сокровища Эгейской (Kрито-Микенской) цивилизации - архитектура, керамика, фрески http://isartorius.livejournal.com/24981.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-10-2007 05:45
Знаменитый Фестский диск http://oumnique.livejournal.com/671071.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 21-10-2007 21:21
План Эфеса:



Знаменитый Эфесский медицинский центр, в который сьезжались со всего света. По легендам слепые уходили зрячими, хромые переставали хромать и т.д.
А это арка в дом Александра Македонского, по легенде именно Александр Македонский восстанавливал этот город после очередного землетрясения. Однажды перед очередным походом, он отправился к гадалке. Она сказала ему, что там где он причалит свой корабль и выйдет на берег, он разведёт костёр, и на него из кустов выйдет страшный дикий зверь. Александр сразится с ним, убьёт и принесёт в жертву. На этом месте и будет восстановлен город. Это случилось на берегу Эгейского моря. Именно в этом месте.

http://www.botinok.co.il/node/37558

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-10-2007 07:16
Свой первый пост своей серии "Античность глазами художников" я хочу открыть рисунками о Крите и Микенах из иллюстрированной книги The Epic of man ,в которой современные художнкики пытались воссоздать и показать(как они это видели) жизнь Античного мира.Конечно,они могли и допускать при этом ошибки,но (ИМХО) как здорово хоть в воображении заглянуть хоть "глазком" в маленькое окошко, через которое мы сможем увидеть античную жизнь во всём её богатстве красок и разнообразии... http://community.livejournal.com/ru_history/1092910.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-10-2007 04:55
Все знают, что восток в верованиях древних всегда занимал особо почетное место. Оттуда всходило солнце, там начинался новый день и новая жизнь. Но скорее всего не все из вас в курсе, что и греки предпочитали восток западу и старались по возможности ориентировать главный фасад любого храма на восток. Характерный пример: туристы, восходящие на гору афинского акрополя, пройдя через пропилеи долго стоят и умиляются красотам храма Афины Девственницы, не подозревая, что смотрят на его задний фасад. В то время, как главный, восточный находится прямо с противоположной стороны.

Святилище Аполлона в Дельфах - не исключение. Здесь тоже главный фасад храма, в котором когда-то заседала и прорицала Пифия, повернут на восток. О том, как появилось дельфийское святилище, о роли Аполлона и почему дельфийского оракула называли Пифией вы можете почитать тут. Я же коротко расскажу, как оно устроено. Участок расположен на одном из южных склонов горы Парнас. Причем лощина, которую выбрали древние, несколько заглублена в гору, и таким образом с востока и запада прикрыта громадными скальными выступами. На фотографии ниже (а она сделана из соседнего святилища Афины) вы видите описанную ситуацию. Трудно предположить, что сразу за горой скрывается шумный современный городок Дельфы. Принципиально структура святилища была проста, и будет понятна жителям горных городов таких, как, например моя Хайфа. Здесь существовала одна "улица"-серпантин, которая поднималась от входных ворот и, петляя по ущелью, упиралась в стадион. Главный храм занимал самое удобное место на одной из плоских террас. Над ним располагался театр, а вся остальная территория была заполнена мелкими сооружениями, среди которых выделялись, т.н. сокровищницы или дарительницы. К сожалению, от храма Аполлона почти ничего не осталось. Туристам показывают только тройку собранных из остатков колонн. Сокровищницы тоже "лежат в руинах", кроме одной - сокровищницы афинян - маленького "храмика в антах". И по счастливой случайности главный фасад этого сооружения тоже повернут на восток.
Возможно у кого-то возник закономерный вопрос, почему из всех сооружений удалось восстановить только сокровищницу афинян? Дело в том, что афиняне, в отличие от паломников из других полисов, скурпулезно составляли на внутренних стенах инвентарные списки даров богу Аполлону, и "записывали" другие документы, относящиеся к дельфийскому культу. Сопоставляя эти записи, археологам удалось состыковать все камни целлы дарительницы. А добавить нужные колонны уже не составляло труда.

http://mi-cha-el.livejournal.com/132780.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-11-2007 07:37
Эллинистическая техника
Сб. стат. под ред. акад. И.И. Толстого. Изд-во АН СССР, М., Л., 1948 http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/hellen/hellen.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-11-2007 03:40
Весталки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Оскорбивший каким-либо образом весталку карался смертью. Впереди весталок шли ликторы, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. В случае, если какая-нибудь весталка позволяла огню погаснуть, её нещадно секли розгами.

Первоначально количество весталок, служивших богине, было 4, затем (со времени Тарквиния Приска или Сервия Туллия) число было увеличено до 6. Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике и империи — Великим понтификом) посредством жребия, из двадцати девушек. От кандидаток требовалось:

патрицианское происхождение;
возраст от 6 до 10 лет;
oтсутствие физических недостатков;
проживание обоих родителей в Италии.
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали как пожертвование на священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более 500 лет. Затем юную весталку одевали во все белое, нарекали её именем Amata («Возлюбленная»), которое прибавлялось к её номену и посвящали её в новые обязанности.

Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники и головной повязки (infula), из-под которой спускались косы, при жертвоприношениях укрывавшиеся покрывалами. Законный срок службы весталки был тридцать лет; после чего она могла вернуться домой и даже выйти замуж. Все время службы ее делилось на три периода в 10 лет каждый. В первый она обучалась у своих подруг; во второй — официально исполняла обязанности весталки; в третий — сама, в свою очередь, обучала вновь поступивших. Старшая по годам называлась великой весталкой (Vestalis Maxima) и управляла всей общиной. Редко случалось, чтобы весталка по истечении тридцатилетнего срока возвращалась к мирской жизни, так как ее положение связано было с весьма значительными преимуществами. Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.

По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж, но последнее случалось крайне редко так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру. Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось закапыванием живьём в землю на Злодейское поле (Campus Sceleratus), а соблазнителя засекали до смерти.

Для сохранения их чистоты принимались самые тщательные меры предосторожности. Ни один мужчина не мог приблизиться ночью к их дому; ни один мужчина, даже врач, не мог ни под каким предлогом войти в их атриум. Если весталка заболевала, ее отправляли к родителям или к какой-нибудь почтенной матроне, и здесь также ни на шаг не отставали от врача, который ее лечил. Чтобы удалить от них всякое искушение, им не позволяли присутствовать на атлетических состязаниях. Их начальник — великий понтифик не спускал с них глаз и заставлял шпионить за ними их служанок.

За дурное поведение весталка подвергалась страшному наказанию. «Ту, которая нарушит свой обет невинности, — говорит Плутарх (Нума, X), — зарывали живую в землю близ Коллинских ворот. В этом месте устраивали маленький погреб, в который входили через отверстие, сделанное на поверхности земли; в погребе клали постель, зажженную лампу и небольшой запас провизии: хлеб, воду, кувшин молока, масло, как бы для того чтобы не оскорблять религии, уморив голодом священную особу весталки. Виновную помещали в носилки, плотно закрытые и завязанные ремнями, так что оттуда не слышно было ее голоса. Все выстраивались в молчании, образуя ее молчаливую свиту, погруженную в самую глубокую печаль. Не было зрелища более ужасного, и никогда город не имел такого печального вида, как во время этой церемонии. По прибытии носилок на место назначения ликторы развязывали ремни. Великий понтифик произносил таинственные молитвы, воздымал к богам руки перед исполнением рокового приговора, выводил затем из носилок весталку, закутанную с 'ног до головы, ставил ее на лестницу и уходил. Когда весталка спускалась, лестницу поднимали и погреб закрывался».

Угасание огня считалось для Рима дурным предзнаменованием и разжечь его можно было только трением двух палочек. Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.

Институт весталок просуществовал приблизительно до 391, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, Храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.

Средневековая церковь однако считала их прообразом Девы Марии и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.

Согласно имеющимся сведениям, первыми весталками выбрали Геганию и Верению, затем к ним присоединились Канулея и Тарпея.
Две весталки, Туккия и Квинта Клавдия, особенно известны в истории тем, что были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Туккия смогла собрать воду в решето.
Рея Сильвия (Rhea Silvia) — мать Ромула и Рема, основателей Рима.
Аквила Севера (Aquilia Severa), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина).
Коэлия Конкордия, считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около 380 года.
Тарпея (Tarpeia) предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам.

Римляне были убеждены, что государство их будет существовать до тех пор, пока сохранятся семь священных предметов: пессинунтский камень, которому поклонялись под именем «великой Матери Богов» , терракотовая колесница из Вей, пепел Ореста, скипетр Приама, покрывало Илионы, Палладиум и щиты, которые назывались ancilia. Не все это сохранялось весталками, но древние авторы утверждают, что на их руках находились известные священные предметы. Цицерон уверяет, что в святилище весталок была «статуя, упавшая с неба». Наконец, во время пожара в их доме в 191 г. весталки, по словам Геродиана, перенесли эти таинственные предметы на Палатин; и тогда, прибавляет автор, в первый раз непосвященные увидели Палладиум. Больше мы ничего не знаем об этих святынях, разве только то еще, что они были, по-видимому, небольших размеров и могли поместиться в терракотовом кувшине. Недавно открыт был дом, в котором жили весталки: он построен во времена Септимия Севера. Этот дом находится у подошвы Палатинского холма, близ форума, около самого храма Весты. Ничто не отличает его от обыкновенного римского дома.

http://kavery.livejournal.com/970861.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 23-11-2007 12:27
За Павсанием укрепилась слава «Бедекера древности», что» в известной мере справедливо, ибо его интересуют и он описывает памятники прошлого Греции: храмы, картины, статуи, надписи, приношения в святилища, руины старых построек и т. д. Именно этим объясняется и то обстоятельство, что Павсаний дал описание отнюдь не всего греческого мира, а только наиболее богатых памятниками истории и культуры областей Греции. «Описание Эллады» состоит из 10 книг: книга I — «Аттика», II — «Коринфия» (а также Аргос, Микены, Тиринф, Эпидавр), III — «Лакония», IV — «Мессения», V-VI — «Элида», VII — «Ахайя», VIII — «Аркадия», IX — «Беотия», X — «Фокида».

В центре внимания Павсания именно древние памятники. Было сделано наблюдение, что наиболее подробно (даже в мелочах) ои описывает памятники, принадлежащие эпохе ранее 150 г. до н. э., и систематически пропускает более поздние [30, с. 294]. Объясняют эту особенность двояко: 1) его интересы действительно лежат главным образом в древности: 2) особенности метода работы Павсания: хотя он посетил все места, о которых пишет и делал заметки о памятниках «на месте», но свою работу он писал уже после завершения путешествия и в /115/ основу ее были положены труды предшественников.
http://annals.xlegio.ru/greece/istved/idg2_03.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-11-2007 07:37
Город был торговым, ремесленным и сакральным центром округи еще тогда, когда здесь проживало только племя вольсков. Его название – «Ним» - связано с именем Немосуса, божества нимского источника, к которому относились с уважением и римляне.

После завоевания Галлии римляне оставили здесь гарнизон (крепость уже была – раскопки показали, что башни и стены римского времени по большей части воздвигнуты на частично разобранных и перестроенных основаниях галльских укреплений).

Земли в ближайшей округе города были розданы ветеранам Октавиана Августа, победителя Антония и завоевателя Египта. Из бывших солдат были составлены управленческие структуры, чиновничий аппарат города. На гербе города в память об этом поныне остался прикованный крокодил, символ покоренного Египта.
Немосус прослыл тогда «галльским Римом» (в наши дни его зовут «Римом французским»). Пожалуй, все удобства и развлечения, манящие в столицу, были и здесь – гладиаторские бои и звериные травли, диспуты на многолюдном форуме, бани-термы, театр…
Нимский амфитеатр, построенный во 2-й половине 1 в. н.э., занимает только 20-е место по размерам среди римских амфитеатров, дошедших до нас (Колизей – второе). По сохранности же он - лучший из всех.

Амфитеатр имеет эллипсоидную форму, увенчан двумя ярусами дорических колонн по 60 в каждом, над которыми сохранился велариум – навес на кронштейнах. Декор цирка аскетичен – возможно потому что твердый камень не располагал к искусной резьбе (Камень добывался в двух каменоломнях поблизости от города). Кое-какие барельефы там имеются: полтушки быка, волчица с Ромулом и Ремом...

Размеры амфитеатра - 133х101 м. В нем размещались 24.000 зрителей – примерно половина населения города Немосус. Места в 34 ярусах ступеней разделялись «по социальному признаку» и по плате за вход - Так, из сохранившихся документов мы знаем, что корабельщики Rhone и Saone имели постоянные места, зарезервированные для их корпораций. На самых нижних рядах (“imma cavea”) располагались сановники и прочие важные граждане. В средних рядах "media cavea" садились свободные граждане, а галерку ("summa cavea") заполняли простолюдины и рабы.

В дни празднеств и представлений над ареной натягивалось гигантское полотнице, которое защищало зрителей от солнца и непогоды



Устройство лестниц меж рядами Нимского амфитеатра аналогов не имеет. Их так много, проходы настолько широки и так часто дублируют друг друга, что «помещение», в сущности, удовлетворяет современным требованиям пожарной безопасности – даже при повальной панике пути к отступлению будут перекрыты не все. В ситуациях же, далеких от «экстрима», по этим лесенкам просто очень удобно переходить с уровня на уровень, не слишком тревожа соседей.

Каких же зрелищ жаждали жители Нима? Venatio (когда хищных животных выпускали на арену с людьми) по сути были формой казни. С зоологическим уклоном. Помимо тигров, львов и пантер, на арену выходили слоны, жирафы, носороги, быки и медведи. А то и стравливали разные виды животных друг на друга.

А вот что касается гладиаторских боев, то сложившееся по кино представление, что это были бои рабов, посылаемых на смерть на потеху публике, в корне неверно. По сути это был спорт с тщательно разработанными правилами и хорошо натренированными бойцами. Хоть смерть и была вполне реальной опасностью, она не была обязательным исходом. Во 2-3 вв. гладиаторы были почти поголовно свободными гражданами, выбравшими эту профессию во имя денег и славы. Я тщательно засняла все разновидности гладиаторов, и если есть желающие на них посмотреть, я выложу их отдельным постом.

Амфитеатр безболезненно пережил эпоху варварских нашествий - вестготы были настолько впечатлены сооружением, что приняли его за укрепление и выкопали вокруг сооружения ров. так оно было или нет, мы не знаем. Однако достоверно известно, что визиготы использовали арену как укрепление. Гладиаторские бои были запрещены, а Арена стала убежищем для населения города во время вражеских нашествий.

В 12 в. под покровительством виконта Тулузы укрепленное поселение, в которое превратился амфитеатр, стал домом для виконтов Нима и их вассалов, внутри амфитеатра был построен замок, и прилегающие к нему городские дома, две церкви, улочки и переулочки. Еще в 18 в. в этом "районе" насчитывалось до 800 жителей, а сами строение просуществовали до 19 в.
Переустройство началось еще в 1786 г., когда в порядке очистки и реставрации римского монумента, дома и церкви были разрушены. но только в середине 19 в. архитектор Henry Revoil реставрировал это сооружение.

С 1853 г. Амфитеатр начали употреблять "по назначению", сначала для проведения Бычьих бегов, а потом - бычьих боев. Ну, в наши дни еще и для концертов.

http://yulia-m.livejournal.com/233559.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-12-2007 06:22
очередной номар альманаха Wat is wat, как раз про гладиаторов (автор Marcus Junkelmann, военный историк и археолог из Мюнхена).

Как всякий спорт, гладиаторские бои подчинялись строгим правилам. Оружие, снаряжение, состав дуэлянтов несколько менялись на протяжении времени, но к правлению имератора Августа приняли классическую форму, включающущю восемь разновдностей гладиаторов и семь комбинаций.
В начале империи Самой популярной комбинацией были тяжеловооруженный гладиатор с с большим прямоугольным щитом и м тяжеловооруженный противник с маленьким щитом.
Обладатель большого щита - Мурмиллион (мирмиллион). Что означает его название - точно не известно.Помимо щита он носил шлем с полями и забралом и своеобразным петушиным гребнем, короткий защитный наголенник поверх толстой прокладки на левой ноге и короткий меч с прямым лезвием.

В конце 1 века нашей эры внезапно стала супер-популярной другая комбинация: Ретиариус (боец с сетью) против Секутора ( преследователя). Во 2-4 веке эти двое сражались друг с другом больше, чем все остальные виды вместе взятые. (Может именно поэтому мы знаем по фильмам в основном именно о них? Ведь в большинстве произведений речь идет как раз об этом периоде).
Ретиариус - самый легковооруженный боец. КРоме бинтовой повязки на левой руке и металлической пластины на левом плече у него было никакого защитного снаряжения. Для нападения он использовал сеть, трезубец и кинжал. Трезубец держался двумя руками и был на самом деле ужасным орудием, из всех видов оружия он обладал наибольшей силой удара.

http://yulia-m.livejournal.com/234394.html


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 06-12-2007 11:44
Виды гладиаторов http://www.spronk.nu/Pagina's/Digitheek/Graphics/Clipart/Mensen/Geschiedenis/Oudheid/Romeinen/Gladiatoren/romeinen_gladiatoren2.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 14-12-2007 17:35
Помпеи - много интересной информации: http://chronologia.org/dcforum/DCForumID14/10190.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2007 03:43
Решил повторить свой давний пост о фаюмских портретах. Во-первых, потому, что не все не видели. Во-вторых, обнаружил, что многие картинки не открываются.

Знаменитые погребальные "фаюмские портреты" (названы так по месту находки в оазисе Файюм) появляются в Египте в эллинистическое время. Расцвет искусства фаюмского портрета относится к середине I–III вв. н.э. Фаюмские портреты писались в технике восковой живописи (энкаустики) на доске, вставлявшейся затем в бинты мумии на месте лица умершего.

Выполненные в реалистической манере, фаюмские портреты являются великолепным образцом позднеантичной живописи и ценным историческим источником, дающим представление о внешнем виде, этнической принадлежности, одежде, прическах, украшениях жителей Египта римского времени.

С портретов как живые смотрят на нас лица умерших 2000 лет назад людей.

http://sarmata.livejournal.com/170815.html

Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Античность: древняя Греция и Римская империя

KXK.RU