ИСКУССТВО - статьи, сведения о художниках до 18 в. и т.д.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / искусства / ИСКУССТВО - статьи, сведения о художниках до 18 в. и т.д.

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-11-2011 08:39
Очень плохой мальчик
Выставка Караваджо в Пушкинском музее открылась. 10 фактов о гении, злодее и дебошире.
Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красной «кровью».
1.
Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.
1) Мария Магдалина
2) Успение Богоматери (фрагмент). Изображение Марии заказчицы-монахини посчитали слишком "трупным" (а оно с трупа и рисовалось) и отказались платить этому чортовому фрилансеру с гонором и выдумкой
3) Распятие св. Петра (фрагмент)
2.
Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.
1) Нарцисс, вглядывающийся в свое отражение.
2) Юный Иоанн Креститель
3.
В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».
4.
Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского... Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.
Юдифь, убивающая Олоферна
5.
За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Так же он нарисовал себя в «Давиде с головой Голиафа». Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.
1) Отрубленная голова Горгоны Медузы на щите Афины
2) Давид с головой Голиафа
3) Больной Вакх
6.
Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет Шон Бин. Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации.
1) Юноша с корзиной фруктов
2) Вакх
3) Кадр из фильма с Шоном Бином
7.
Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть.
1) Портрет магистра мальтийского ордена, благодаря которому он заслужил покровительство
2) Игроки. Шулеры (обратите внимание за карты, заткнутые за пояс) обыгрывают невинного юношу.
8.
Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов. Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.
1) Мальчик, укушенный ящерицей
2) Мария Магдалина, которой сестра ее Марта показывает зеркало, упрекая в тщеславии и самолюбовании
9.
Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.
Одесский "Поцелуй Иуды" до и после ограбления
10.
От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки. Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.
1) Зубодер
2) Ужин в Эммаусе
На выставку в Пушкинский музей привезли 11 полотен, из них только 2 репродукции употреблено для иллюстраций здесь. Сходите, вживую он весьма впечатляет.

http://shakko-kitsune.livejournal.com/516450.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-07-2015 19:39
Мифы живучи. Художники представляются зрителю то отшельниками, то пророками, то бесполыми ангелами. Перечислим тех гениев, к которым вы не повернулись бы спиной.
1. В моей коллекции художников-убийц Жак Луи Давид замечателен тем, что убивал росчерком пера. Заседая в конвенте, подписывал указы. В том числе голосовал за казнь короля.
Жак Луи Давид. «Автопортрет». 1794.
2. Орест Кипренский, многообещающий выпускник Академии художеств, снимал жилье в Риме. У него служила итальянка, у которой была маленькая дочь. Женщина была уборщицей и прачкой, и кухаркой, и музой. Однажды её нашли мертвой. В тот же день обнаружили труп жившего неподалеку сапожника. Жертвы были любовниками. И хотя служители закона не нашли причин сажать Кипренского в тюрьму, соседи подвергли его остракизму. Подростки кидали в него камешки и кричали:
- Убийца! Убийца!
Кипренский скитался, пока не осел в Москве. Много лет он присылал небольшие суммы, которых было достаточно для содержания в монастыре осиротевшей девочки. Когда она достигла совершеннолетия, приехал и женился на ней. У бесприданницы не было особого выбора.
Молодые жили в Италии, не ладили, жена пилила мужа. Скоро он запил и, сгорев за несколько лет, умер. Она продала России все картины, включая свой детский портрет.
Орест Адамович Кипренский: Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.
3. Бенвенуто Челлини любил не только вонзить нож в ближнего, но и прихвастнуть победой. Сражался один против пятерых! И не просто так, а с великой ловкостью!
“Я с великой ловкостью подошел к нему с большим пистольским кинжалом, и, когда я ударил наотмашь, думая начисто перерубить ему шею, он точно так же очень быстро обернулся, и удар пришелся в конец левого плеча и расколол всю кость; вскочив, выронив шпагу, вне себя от великой боли, он бросился бежать; я же, следуя за ним, в четыре шага его настиг, и, подняв кинжал над его головой, а он сильно нагнул её, кинжал пришелся как раз между шейной костью и затылком, и в то и другое так глубоко вошел, что кинжал, что я, как ни силился его вытащить, не мог; потому что из сказанного дома Антеи выскочило четверо солдат, держа шпаги в руках, так что я вынужден был взяться за свою шпагу, чтобы защищаться против них”.
(с) «Жизнь Бенвенуто Челлини, им самим рассказанная»
4. Гойя убил на дуэли одного парня, а потом бродяжничал с труппой матадоров. Взлет карьеры художника начался после того, как он женился на дочери придворного художника Франсиска Байеу.
5. Караваджо был знаменит разбоем ещё при жизни. Если лез в карман, то не за словом, а за ножом.
Например, для вдохновения при работе над полотном «Воскрешение Лазаря» ему выкопали покойника. Натурщики возмутились и не хотели держать мертвеца!
Художник достал нож и пригрозил отправить их в свежераскопанную могилу.
Результат перед вами.
Микеланджело Меризи де Караваджо. «Воскрешение Лазаря». 1609.
Бонус-трек. По слухам:
6. Ходили слухи, что Микеланджело убил натурщика, чтобы достовернее показать муки умирающего Христа. Мне кажется, что Микеланджело мог прикончить подчиненного только за дерзкий взгляд. Вспомните об отсутствии элементарных основ защиты труда и том, что в натурщики шли не от сытой жизни. А мастер тяжелого характера Буонаротти только буркнул бы, что того требовало искусство.
7. Тициан царил в Венеции. Его трон стоял на болотистой местности переменчивых симпатий заказчиков. Конкуренция нарастала каждый год. Молодой художник Порденоне соперничал открыто, и ему случалось перехватывать заказы мастера. Поэтому, когда соперник внезапно и скоропостижно умер, все друзья художника обвинили Тициана в отравлении.

http://femunity.livejournal.com/250990.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-07-2015 04:52
Гершензон-Чегодаева Н. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. Серия: Из истории мирового искусства. М. Искусство 1972г. 198 с. илл. Твердый издательский переплет, Энциклопедический формат.

Голландское Возрождение – возможно, явление даже более яркое, нежели итальянское – по крайней мере, с точки зрения живописи. Ван Эйк, Брейгель, Босх, впоследствии – Рембрандт… Имена, безусловно, оставившие глубокий след в сердцах людей, видевших их полотна, независимо от того, испытываешь ли ты перед ними восхищение, как перед «Охотниками на снегу», или отторжение, как перед «Садом земных наслаждений». Суровые, тёмные тона голландских мастеров отличаются от наполненных светом и радостью творений Джотто, Рафаэля и Микеланджело. Можно только гадать, каким образом сформировалась специфика этой школы, почему именно там, к северу от процветающих Фландрии и Брабанта, возник мощнейший очаг культуры. Насчёт этого – помолчим. Посмотрим на конкретику, на то, что у нас есть. Наш источник – это полотна и алтари знаменитых творцов Северного Возрождения, и этот материал требует особого подхода. В принципе, этим нужно заниматься на стыке культурологии, искусствоведения и истории.
Подобную попытку претворила в жизнь Наталия Гершензон-Чегодаева (1907-1977), дочь известнейшего в нашей стране литературоведа. В принципе, личность она довольно известная, в своих кругах, прежде всего – отличной биографией Питера Брейгеля (1983 г.), её перу принадлежит и вышеуказанный труд. Если честно, то это – явная попытка выйти за пределы классического искусствоведения – не просто рассуждать о художественных стилях и эстетике, но – попытаться проследить по ним эволюцию человеческой мысли…
Какие особенности у изображений человека в более раннее время? Светских художников было мало, монахи далеко не всегда были талантливы в искусстве рисования. Поэтому, зачастую, изображения людей в миниатюрах и картинах отличаются большой условностью. Писать картины и любые другие изображения нужно было так, как положено, во всём подчиняясь правилам столетия складывающегося символизма. Кстати, именно поэтому надгробия (тоже своего рода портреты) далеко не всегда отображали истинный облик человека, скорее показывали его таким, каким нужно было его запомнить.
Голландское искусство портрета прорывает подобные каноны. О ком идёт речь? Автор рассматривает работы таких мастеров, как Робер Компен, Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Гуго Ван дер Гус. Это были настоящие мастера своего дела, живущие своим талантом, выполняющие работы на заказ. Очень часто заказчиком была церковь – в условиях безграмотности населения важнейшим искусством считается… живопись, не обученному теологическим премудростям горожанину и крестьянину нужно было на пальцах объяснять простейшие истины, и художественное изображение восполняло эту роль. Так возникали такие шедевры, как Гентский алтарь Яна Ван Эйка.
Заказчиками были и богатые горожане – купцы, банкиры, гильдиеры, знать. Появлялись портреты, одиночные и групповые. И тут – для того времени прорыв – обнаружилось интересная особенность мастеров, причём одним из первых её заприметил знаменитый философ-агностик Никола Кузанский. Мало того, что художники, создавая свои изображения, писали человека не условно, а как он есть, они ещё умудрялись передавать его внутренний облик. Поворот головы, взгляд, причёска, одежда, изгиб рта, жест – всё это удивительным и точным образом показывало и характер человека.
Конечно, это было новшество, без сомнения. Об этом писал и вышеупомянутый Никола. Автор связывает живописцев с новаторскими идеями философа – уважение к человеческой личности, познаваемость окружающего мира, возможность его философского познания.
Но здесь возникает вполне резонный вопрос – можно ли сравнивать творчество художников с мыслью отдельного философа? Несмотря ни на что, Никола Кузанский в любом случае оставался в лоне средневековой философии, он в любом случае опирался на измышления тех же схоластиков. А мастера-художники? Мы практически ничего не знаем об их интеллектуальной жизни, были ли у них такие развитые связи друг с другом, и с церковными деятелями? Это вопрос. Без сомнения, они имели преемственность друг другу, но первоистоки этого мастерства остаются всё же загадкой. Автор не занимается философией специализированно, но достаточно отрывочно повествует о связи традиций нидерландской живописи со схоластикой. Если голландское искусство самобытно, и не имеет связи с итальянскими гуманитариями, откуда взялись художественные традиции, и их особенностями? Смутная ссылка на «национальные традиции»? Какие? Это вопрос…
В общем – автор прекрасно, как и положено искусствоведу, повествует о специфике творчества каждого художника, и вполне убедительно трактует эстетическое восприятие личности. Но то, что касается философских истоков, места живописи в мысли Средневековья – очень контурно, ответа на вопрос об истоках автором не найдено.
Итог: в книге очень хорошая подборка портретов и иных произведений раннего голландского Ренессанса. Достаточно интересно почитать о том, как искусствоведы работают с таким хрупким и неоднозначным материалом, как живопись, как отмечают мельчайшие особенности и специфичные черты стиля, как связывают эстетику картины с временем… Впрочем, контекст эпохи виден, так сказать, на очень-очень дальней перспективе.
Лично меня больше интересовал вопрос об истоках этого специфического направления, идейных и художественных. Вот здесь автору не удалось убедительно ответить на поставленный вопрос. Искусствовед победил историка, перед нами – прежде всего искусствоведческое произведение, то есть, скорее – для больших любителей живописи.

http://alisterorm.livejournal.com/1865.html

Страницы: << Prev 1 2 3  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / искусства / ИСКУССТВО - статьи, сведения о художниках до 18 в. и т.д.

KXK.RU