|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / религия / Культовые сооружения Эстонии |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 12-12-2005 15:08 |
Большое фото церкви Нигулисте http://alfredos.ch/Reisen/Nordost/Bilder/P4250041_JPG.jpg | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-02-2006 02:40 |
В Кихельконна есть церковь. Как в каждой деревне. Конечно, это церковь старая. Конечно, построена не позднее 13 века. http://eutrapelia.livejournal.com/572725.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-05-2006 01:18 |
В церкви Нигулисте в часовне Св. Антония расположена сохранившаяся часть внушительной картины "Танец смерти". Она принадлежит кисти известного любекского художника Бернта Нотке. На картине изображена цепочка из людей разных классов общества, от римского папы к младенцу и танцующие рядом с ними фигурки Смерти, призывающие людей к танцу. Художник изначально создал две одинаковые картины, одна из них была уничтожена в Любеке во времена Второй Мировой войны, в Таллинне удалось сохранить лишь фрагмент этого шедевра. Эта очень впечатляющая живопись 15-го века, стоимость которой оценена в 100 млн. долларов (1,8 млрд. эст. крон). Церковь Нигулисте – здесь находятся три из четырех сохранившихся в Эстонии наиболее значимых художественных произведений средневековья. Эта церковь, построенная в XIII в., когда-то была центром религиозной жизни Нижнего города. Сегодня она - музей и концертный зал одновременно. Церковь Нигулисте, названную в честь покровителя всех мореходов - святого Николая, построили немецкие купцы, переселившиеся в Таллинн с острова Готланд. Свой первоначальный облик церковь приобрела в XIII веке и в те давние времена больше походила на крепостное сооружение. В последующие столетия церковное здание не раз перестраивалось и достраивалось. Особого внимания заслуживает позднеготическая часовня Антония у южной стороны церкви и северный придел в стиле ренессанс. Церковь Нигулисте - единственное сакральное сооружение в Нижнем городе, которое не подверглось разорению, сопутствовавшему лютеранской Реформации 1523 года: хитрый приходской староста приказал залить все церковные замки свинцом - и разъяренная толпа просто не попала внутрь. В ХХ веке церковь Нигулисте сильно пострадала: сначала от бомбежки весной 1944 года, а затем после большого пожара в 1982 году, сразу по завершении реставрационных работ. Главный алтарь Нигулисте был выполнен в 1482 году знаменитым любекским мастером Херменом Роде, а алтарь Девы Марии конца XV века, принадлежавший Братству черноголовых, - неизвестным автором из голландского города Брюгге. Однако по некоторым сведениям, алтарь был изготовлен в мастерской художника Ханса Мемлинга. Кроме того, в Нигулисте хранится уникальная коллекция серебряных изделий, принадлежавших церкви, гильдиям, цехам и Братству черноголовых. В настоящее время в зале церкви Нигулисте, славящемся своей превосходной акустикой, устраиваются концерты органной музыки. http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/633.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-09-2006 02:56 |
Собор Святой Марии Центральным и одновременно старейшим сооружением Большой крепости является собор св. Марии (Домская церковь). Церковь дала название всему Вышгороду (немецкое "Домберг" - эстонское "Тоомпеа"). История строительства этой древнейшей, по нашим данным, культовой постройки не только Таллинна, но и всей материковой Эстонии продолжительна и сложна, и до сих пор многое в ней еще остается неясным; ведется она, в общем, с 1210 года, когда в Таллинн вместе с захватчиками прибыло и несколько представителей высшего духовенства во главе с лундским архиепископом Андреасом Сунонисом. Тогда же, вероятно, и была построена предшественница современной церкви - временная деревянная церковь. В 1229 году в Таллинн из датского городка Рибе приехали доминиканцы, они построили себе на Вышгороде монастырь и, по всей вероятности, приступили к строительству каменной церкви на месте имевшейся деревянной, но в 1233 году между Орденом меченосцев и вассалами, поддерживавшими наместника папы римского, вспыхнула распря. В ходе ее монастырский конвент погиб, и строительство церкви продолжили, вероятно, меченосцы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что когда-то это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. К северной стене ее примыкала ризница. Все части здания имели деревянные перекрытия. Это скромное сооружение относилось к широко распространенным в XIII-XIV веках в Дании и Скандинавии однонефным церквам с прямоугольной алтарной частью. Известен был этот тип церквей и в Вестфалии. В 1240 году, после восстановления датского владычества в Эстонии, церковь Спасителя и Девы Марии (лат. templum Salvadoris et Mariae) освятили как соборную, статус этот она сохраняет и поныне. Таллиннский епископ был высшим духовным лицом таллиннской епархии, на первых порах доходы его были более чем скромны. Так что он не имел возможности предпринять более обширное строительство. Только в последней четверти XIII века благодаря укреплению позиции епископа и усилению его влияния в датских владениях - в конце XIII - начале XIV века епископ даже выполнял роль наместника короля в вопросах управления здешними землями - удалось начать перестройку собора. Возросшие доходы епархии и расширение землевладений епископа и позволили приступить к этой перестройке. Работы начались в алтарной части - восточную стену снесли, алтарную часть удлинили, и она получила полигональное завершение, а в западной части возвели новую триумфальную арку, соединившую алтарную часть с самим храмом. Алтарная часть была перекрыта кирпичным сводом с нервюрами, нервюры получил и свод алтарной апсиды. К концу XIII века работы в этой части церкви были закончены. Затем в первой половине XIV века началась перестройка основной части церкви. В 1319 году работы шли полным ходом, как это можно заключить из изданного в том же году указа короля Эрика Менведа относительно основания Домской школы, где сказано, что всякий родитель, который откажется послать своего ребенка в школу, будет оштрафован на 10 марок: четыре из них пойдут на строительство замка, три - на строительство городской стены и три марки - на строительство Домской церкви. На месте однонефной возвели трехнефную церковь зального типа, наружные стены ее сохранились до наших дней. Нефы, имеющие примерно одинаковую ширину, были перекрыты кирпичными сводами. Толщину западной стены центрального нефа увеличили настолько, что в южную часть ее удалось встроить винтовую лестницу, рядом поставили небольшую часовенку, над ней - ложа, выходящая в церковь. Была расширена и примыкающая к северной стене алтарной части ризница, с помощью большой арки ее соединили с продольным северным нефом. В церкви господствовал типичный для церквей зального типа того времени принцип единого пространства. Сравнительно короткая и широкая в плане церковь напоминает вестфальские образцы, о них напоминает и восьмипарусный нервюрный свод. Архитектурная выразительность здания определялась богатым использованием каменного декора в оформлении арок, отделяющих алтарную часть и алтарную апсиду, а также деталями оформления угловых консольных столбов, замковых камней и т. п. Использованные в каменном декоре растительные мотивы относятся больше к абстрагирующему стилю переходного периода, их свежее и непринужденное исполнение связывает новое здание с готикой. Внешняя архитектура здания отличается компактной, сравнительно мало расчлененной массой, выразительность которой во многом сообщали поверхности, украшенные каменной резьбой. В таком виде церковь просуществовала до второй четверти XV века, когда в Таллинне более ранние церкви зального типа начали перестраивать в базилики. Коснулась перестройка и главной церкви епархии, началась она примерно в 30-х годах и закончилась лишь где-то в 60-х годах XV века. Строительными работами руководил мастер, прибывший из Падизе: в деталях из тесаного камня, использованных при перестройке, много общего с деталями монастырской церкви в Падизе, тогда как сходство с камнетесными работами, найденными в Нижнем городе, отсутствует. Общность с архитектурным стилем Нижнего города выражается в исчезновении пышного растительного орнамента, господствовавшего в XIV веке, в геометризации деталей из тесаного камня, и в целом - в строгости используемых форм. В ходе перестройки, проведенной в XV веке, были возведены стены центрального нефа, боковые стены дополнили новыми опорами сводов, и все здание перекрыли простыми крестовыми сводами, отделенными друг от друга профилированными подпружными арками. Затянувшаяся перестройка объясняется, вероятно, экономической слабостью епархии, что обусловило, по-видимому, и временную приостановку работ. В результате перестройки архитектурный облик здания стал беднее, поскольку в интерьере тесаный камень в качестве декоративного элемента производит весьма скромное впечатление. Зато благодаря своим великолепным пропорциям огромное эстетическое впечатление производит само помещение - с точки зрения цельности решающее значение имеет то, что ряды арок вдоль центрального нефа и арка, отделяющая алтарную часть, имеют примерно одинаковую высоту и ширину. Усилилось и членение силуэта церкви. Большую роль сыграла в этом консольная башенка, надстроенная над восточным щипцом центрального нефа (подобное решение встречается и в монастырской церкви в Падизе). Над внешним углом южного нефа поднялась и вторая башня - колокольня. А характерная для церквей Нижнего города мощная западная башня в ходе этой перестройки собора так и осталась невозведенной, зато сама церковь обросла капеллами. В XV веке к средней части северного нефа была пристроена капелла св. Георгия, капелла, находившаяся на северо-западном углу собора, не сохранилась. В том же XV веке к средней части южного нефа пристроили часовню, которая в настоящее время служит притвором. К западу от нее располагаются канцелярия и капелла на юго-западном углу. Ее после перестройки также использовали как притвор. Восточнее главного притвора находится построенная в XVI веке так называемая капелла Ферсена. Из дополнений, относящихся к XVII веку, следует отметить построенную над главным притвором библиотеку со сводчатым потолком, она обосновалась там в 1641 году. В том же веке с западной стороны к ризнице пристроили небольшую часовенку, принадлежавшую важному вельможе Гюльденбанду. Часовенку соединили с северным нефом аркой. Полон драматизма был разгоревшийся 6 июня 1684 года пожар, южным ветром огонь сильно раздуло, и за несколько часов в пламени погибла почти вся застройка Большой крепости, в том числе и собор. Особенно пострадали изящный каменный декор алтарной части и подпружные арки северного нефа, до нас дошли только бесформенные, растрескавшиеся от жара каменные поверхности. Восстановительными работами после пожара руководил столяр Даниэль Бикель, в камнетесных работах ему помогал врезчик по камню Йохан Густав Стокенберг, в оформлении нового интерьера участвовал ведущий скульптор тогдашнего Таллинна Кристиан Аккерман и весь цех таллиннских столяров-краснодеревщиков. Самые необходимые работы были закончены к рождеству 1686 года, однако восстановление собора продолжалось вплоть до конца столетия. Тем не менее возведение спроектированной тогда же западной башни в стиле барокко пришлось отодвинуть еще почти на сто лет. Она была построена в 1778 - 1779 годах по проекту К. Л. Гейста и дошла до нас в своем первозданном виде. Это одна из последних крупнейших перестроек, изменивших облик собора. На протяжении веков под сумрачными сводами собора скопилась интересная и разнообразная коллекция всевозможных предметов искусства, существенно дополняющих аскетический по своей архитектуре интерьер. Древнейшие надгробные плиты с надписями, которые выполнены маюскулами, относятся к концу XIII - началу XIV века и первой половине XIV века. Один из наиболее интересных образцов того времени, например, фрагмент надгробной плиты, расположенной под органом, на ней изображена рука, которая держит чашу для причастия. В середине XIV века на смену маюскулам приходят минускулы, из надгробных плит нового образца можно отметить надгробную плиту вируского вассала Вольдемара Сорсевера, она находится в северном нефе и выполнена в 1372 году. Тут же неподалеку - надгробная плита начала XVI века в готическом стиле, с изображением епископа в полном облачении. Эпоха Возрождения способствовала бурному расцвету искусства создания надгробных монументов. Господствующим типом надгробия стал саркофаг, украшенный горельефом, изображающим покойного. Наиболее известен из подобных памятников - памятник шведскому полководцу Понтусу де л а Гарди и его супруге Софии Гюлленхель, законченный скульптором и архитектором Арентом Пассером в 1595 году и установленный у южной стены алтарной части храма, над ним расположена эпитафия. Этот памятник - самое стильное и совершенное из всех надгробий тех времен, сохранившихся в Эстонии. Тот же мастер исполнил и находящийся у северной стены алтарной части саркофаг Тизенхаузенов, выполненный в 1599 году (художественный уровень его не столь высок). Над ним расположена вытесанная в камне эпитафия, созданная в 1594 году Гансом фон Акеном в память шведского гофмаршала Олофа Рюнинга. Арентом Пассером созданы также плиты для саркофагов Карла Хорна с супругой, а также Отто фон Юкс-кюля, прислоненные к южной стене алтарной части храма. Обе работы выполнены в 1601 году. Тот же Арент Пассер создал находящиеся в капелле св Георгия саркофаги Рихарда Розенкранца (возле северной стены, 1623) и Томаса Рамма (у западной стены, 1632). Интереснейшим образцом саркофага в стиле барокко является находящийся в часовне Ферсена незаконченный монумент губернатору Эстонии фельдмаршалу Отто фон Ферсену, относящийся к началу XVIII века. В северном нефе находятся саркофаги Отто фон Таубе и фельдмаршала Фабиана фон Ферсена работы скульптора Йохана Густава Стокенберга. Работы эти несколько тяжеловесны и представляют меньший интерес, относятся они к последним десятилетиям XVII века. Зато эпитафия майору Йохану Хастферу, расположенная в южном нефе и созданная скульптором Николаэсом Миллихом в 1676 году, отличается высоким художественным уровнем. В северном нефе находится представляющий большой художественный интерес монумент адмиралу русского флота Сэмюэлю Грейгу, выполненный в 1788 году из белого мрамора в стиле раннего классицизма по эскизу петербургского архитектора, итальянца по происхождению, Джакомо Кваренги. Типичным образцом надгробия в стиле классицизма является и памятник Фердинанду фон Тизенхаузену в виде обелиска, создан он неизвестным мастером, вероятно, в 1806 году. Здесь же, в северном нефе, установлен памятник адмиралу Адаму Иоганну фон Крузенштерну, уроженцу Эстонии, - он первый из русских флотоводцев совершил кругосветное путешествие. Памятник выполнен в 1848 году Иоханном Готфридом Экснером в виде миниатюрной капеллы в псевдоготическом стиле. По барочному живописную, динамично расчлененную кафедру собора (1686) и великолепный, но несколько более строгих форм алтарь в том же стиле (1696) создал скульптор и резчик по дереву Кристиан Аккерман. Живописное полотно, украшающее алтарь, - работа живописца Франца Карла фон Гебгардта (1881). В мастерской Кристиана Аккермана выполнено и большинство из 107 эпитафий, украшающих собор, все они свидетельствуют о том, что он мастерски исполнял орнаменты с мотивами аканта. Из флагов, украшающих северный неф, большинство относится к XIX веку. На восточной стене нефа ими обрамлен небольшой кенотаф известного мореплавателя и путешественника Фердинанда Врангеля. Скамьи, стоящие в церкви, относятся к XVIII веку. Галерея для органа построена в 1780 году, фамильные ложи, расположенные вдоль восточной и южной стен южного нефа, устроены несколько раньше. http://estoniya.sexnarod.ru/topic103579_35.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-09-2006 02:35 |
Церковь Святого Николая в Таллине Начало строительства церкви св. Николая обычно относят к первой половине XIII века, однако, впервые в анналах истории о ней упоминается в 1316 году. Предполагается, что на месте существующей ныне церкви в 30-х годах XIII века была деревянная. Уже в последней четверти XIII века ее сменило каменное здание. Новая церковь, очевидно, зального типа в плане короткая и широкая (длина здания - четыре травеи), восходит к вестфальской сакральной архитектуре. Здание было трехнефным и значительно ниже ныне существующих боковых нефов. Центральный неф церкви шире боковых. К нему примыкали столь же широкие четырехугольные хоры, с северной стороны которых - небольшая ризница. Вероятно, церковь перекрывал домикальный свод, поддерживаемый четырехгранными столбами и слегка выступающими пристенными четырехгранными пилонами наподобие лизенов - редкий мотив в архитектуре Таллина. Как и план церкви, этот мотив, должно быть, восходит к вестфальской церковной архитектуре, однако он известен и в городах Прибалтики. Здание имело, очевидно, три портала. Частично сохранился южный портал с верхней частью в форме трилистника в стене южного нефа у второй травеи от запада. Очевидно, на месте существующего ныне северного портала был другой, подобный ему, а ныне существующий как главный портал - находился в западной части стены. Достопримечательный портал открывал вид на маленькую площадь, на которую выходит улица Ратаскаэву. Растительный орнамент этого портала во многом напоминает мотивы декора, встречающиеся в соборе Линчепинга в Швеции и в церкви Готланда. Это позволяет отнести создание портала к концу XIII века. По всей вероятности, церковь св. Николая планировалась первоначально как низкое строение без башни. Идея сооружения башни возникла лишь в середине XIV века. Башню предполагали строить невысокую, пропорционально высоте церкви, исходя из этого, заложили слабый фундамент. Поскольку нижнюю часть башни соединили большой аркой с центральным нефом, то главый портал пришлось разобрать и установить его в гнездо разобранной стены на месте прежнего северного портала. Это обстоятельство подтверждается отсутствием каких-либо характерных конструкций, свойственных готической архитектуре при сооружении больших порталов. Сравним для наглядности этот портал с главным порталом собора св. Марии на Тоомпеа, где каждая отдельная часть как перспективного портала, так и дверной ниши с сегментной аркой в помещении церкви находятся в строгом соответствии с требованиями готики. В конце XIII века широкое, короткое и невысокое здание церкви выполняло несколько функций: главным образом - здания культового, но в то же время - склада. Под склад были приспособлены надсводные помещения - характерное для того времени решение, предложенное купцами прибалтийских городов. Кроме того, церковь служила и крепостным сооружением: вместе с расположенным вокруг нее поселением церковь находилась за чертой городских укреплений и вошла в их пределы в первой половине XIV века. Церковь не просто служила убежищем - она была приспособлена к активной защите, так как в стенах складского этажа (над сводами) находились амбразуры. На своды церкви вела лестница в толще западной стены с началом на высоте 5 метров от пола, до которой поднимались по стремянке - типичная деталь для крепостных церквей. В XIV веке, кроме башни, к церкви были пристроены капеллы, две из которых известны. В 1342 году упоминается капелла св. Барбары, примыкавшая к северной части башни. В 1370 году говорилось о капелле св. Матфея с южной стороны башни. Судя по этим упоминаниям, капеллы были низкими строениями длиной в две травеи, а их надсводное пространство использовалось под склады. От капеллы св. Барбары сохранился лишь портал, не имеющий характерного для порталов XV века горизонтального импоста, а колонки перспективных откосов у него завершаются капителями. Эта деталь роднит его с северным порталом примерно того же времени (середина XIV века) церкви Святого духа и несколько более ранним южным порталом монастырской церкви св. Катарины. Здание, сооруженное в XIII веке, начали перестраивать, очевидно, в первом десятилетии XV века. В ходе работ были модернизированы хоры и продольная часть церкви, ее первоначальную ширину сохранили. Удлинению церкви с западной стороны препятствовала с массивными стенами и капеллами. Поэтому основным изменениям подверглась восточная сторона: к ее продольной части вместо прежних тесных четырехугольных хоров пристроили просторные, во всю ширину церкви хоры с полигональным завершением, роковые нефы которых образуют обход. Зданию придали форму базилики, сохранив ширину нефов; перекрыли безнервюрными крестовыми сводами на четырехгранных пилонах, которые на завершении хоров приобретают стройную восьмигранную форму. На стенах своды опираются на консоли, которые, как и подпружные арки, по форме схожи с элементами из тесаного камня в других зданиях, завершенных в то время. 1423 году закончили продольную и алтарную части приступили к надстройке башни. Однако по просьбе магистра ордена работы были прекращены: очевидно, Тоомпеа боялись, что враждебно настроенный Нижний город использует высокую башню в борьбе с ними. Работы прекратились на длительный срок, и башня была готова лишь в 1514 году. Так как в XV веке башня возводилась, то центр тяжести работ перенесли на строительство капелл. К западным травеям северного нефа пристроили 2-травейную капеллу св. Юрия, которая, закрыв главный портал, превратилась в притвор. Между капеллой св. Юрия и ризницей у стены алтаря построили 2-травейную капеллу, соединив ее двумя аркадами непосредственно с северным нефом. Переделке подверглась также и капелла св. Барбары, |расположенная к северу от башни и находившаяся к югу от башни капелла св. Матфея (позднее - св. Антония). В 1486-1492 годах капеллу св. Матфея удлинили на две травеи и надстроили по высоте. В архитектуре фасада этой капеллы, построенной мастером Адреасом Камом, доминирует типичный прием для Таллинна первой половины XV века: щипец с ложными нишами и перспективный портал (под влиянием главного портала монастырской церкви св. Катарины). Интерьер капеллы представляет собой встречавшийся Уке в западной Эстонии и на Сааремаа тип центрического здания с одним центральным пилоном (капелла замка Курессааре, церковь св. Креста и др.). С окончанием строительства капеллы св. Матфея завершились обширные строительные работы, в ходе которых форму базилики, характерную для ранней готики, объединили с присущим поздней готике принципом целостности помещений. Последнее объясняет то, что продольная часть здания с хорами и соединенные аркадами капеллы и помещения башни составляют единое целое. Такой целостности помещений нет в других таллиннских церквах. Более поздние работы, проведенные в здании, не дополнили его пространственную композицию. Это были работы лишь ремонтного или даже искажающего характера. Так, западная травея капеллы св. Георгия перестроена в капеллу регента Густава Адольфа Клодта (1673). Ее полуциркульный барочный портал с витыми колоннами выходит в притвор церкви. В архитектуре фасада существенную роль играет куполообразная крыша с маленьким фонарем. В 1678 году сохранившаяся часть капеллы св. Георгия приняла вид стены с роскошным убранством. В пластичном контуре щипца, скульптурах, полуциркульном портале и декоре фланкирующих его колонн отражается победоносное начало барокко в архитектуре Таллинна. Перестройкой руководили Ханс Гербер, Ханс Киндт и скульптор Винант Наке. В последней четверти XVII века приступили к существенной реконструкции башни. Поскольку фундамент башни, построенной в XIV веке, не был рассчитан на большую нагрузку, то он не выдержал надстроенной башни и все строение начало оседать. Чтобы приостановить оседание, разобрали основную часть башни и снесли капеллу св. Барбары, укрепили фундаменты и заанкеровали стены. К 1695 году вновь был готов ствол башни, снабженный кивером в стиле барокко (изготовили кивер Ханс Дорш и Георг Винклер). В 1773 году к северу от церкви была построена усыпальница губернатора Петера Аугуста фон Холь-штейн-Бека - маленькое самостоятельное ранне-классицистическое здание. В 1846 году снесли старые, грозившие развалиться хоры, и, укрепив фундамент, реставрировали их. В 1897 - 1898 годах заменили верхнюю тонкую часть кивера башни. 9 марта 1944 года церковь св. Николая сгорела. Реставрация здания началась в 1956 году и длится с перерывами до сих пор. В ходе работ установлены новые пилоны, стены продольной части, а также своды. В 1970-1972 годах был поставлен новый кивер башни, опирающийся на металлические конструкции. От великолепного внутреннего убранства церкви сохранился главный алтарь, заказанный в Любеке в мастерской Гермена Роде и установленный в Таллинне в 1481 году. Гигантский алтарь (ширина в открытом виде 632 сантиметра) с двойными створами и с приделом. Композиционное строение его внутренних створок и средней части по сравнению с другими сохранившимися в Таллинне однотипными алтарями весьма монотонно. Наиболее интересны и ценны в художественном отношении расписные створки алтаря с очень живым и красочным изображением сцен из жизни св. Николая и св. Виктора. Большую художественную и историческую ценность имеет фрагмент полотна любекского мастера Бернта Нотке "Пляска смерти". Это полотно в 7,5 метра стало редкостью в Европе благодаря своей теме. Сохранился и алтарь св. Антония, находившийся в капелле св. Матфея, в честь которого впоследствии стали называть капеллу. Роспись створчатого алтаря выполнена всемирно известным художником, родом из Таллинна, Михелем Зиттовым в 1518 году. Кроме этих алтарей, сохранился пожертвованный церкви в 1519 году большой семирожковый канделябр, сделанный в Любеке. Из богатейшего собрания эпитафий церкви сохранились лишь некоторые. Единственная из них находится на первоначальном месте, на стене южного нефа церкви - эпитафия из камня Антониусу фон дем Бушу, изготовленная Арентом Пассером после 1608 года. Большинство многочисленных плит, покрывавших полы церкви и капелл, было уничтожено пожаром 1944 года. Целиком сохранилась могильная плита доктора Иоганнеса Балливи (приблизительно с 1520 года), набросок которой сделал Михель Зиттов http://estoniya.sexnarod.ru/topic103579_70.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-10-2006 02:47 |
Лепрозорий Святого Иоанна На Тартуском шоссе, 16, находится маленькая каменная церковь с деревянной колокольней. Уже с 1237 года здесь был лепрозорий, в пользу которого папский нунций епископ Модены Вильгельм разрешал делать пожертвования. Впоследствии он стал лечебницей для хронических больных, которая существовала еще долгое время, ее закрыли лишь в 60-х годах нашего века. В средние века пожертвования в его пользу составляли крупный капитал, из которого стали давать займы под 6 процентов. Часто заложенная под займы недвижимость становилась собственностью лепрозория. Так, в XVI веке были заложены 69 городских домов. Судя по недельному пайку одного больного или убогого, в первой половине XVII века обитатели богадельни жили неплохо. Можно заметить, что богадельня хорошо обращалась со своими крестьянами и даже перевела их на не очень обременительный денежный оброк. Первое более подробное описание лепрозория было дано в 1378 году. К числу зданий лепрозория относились в то время: церковь (как можно предположить, деревянная), жилой дом, амбар, мельница, конюшня, карцер для провинившихся обитателей богадельни, старая деревянная баня, уборная, а также новая каменная баня с предбанником, покрытая сводом. В бане имелись печь с трубой и водопровод. В случае необходимости капитально сооруженная баня могла служить и убежищем. В 1449 году таллиннский епископ Хейнрих освятил новую церковь. Это было маленькое здание - часть нынешней церкви. Здание церкви, вопреки обычаю, стояло не в западно-восточном направлении, а с ориентацией на юго-восток. Главный план здания также не отвечал требованиям сакральной архитектуры, алтарь находился в северо-западной, а вход - в юго-восточной части. Здание, сооруженное в XV веке, продлили в юго-восточном направлении в 1647 году. В этом масштабе оно сохранилось до наших дней. В те же годы была пристроена и деревянная колокольня, сохранившаяся до наших дней, колокола восходят к XVII и XVIII векам. В 1781 году был проведен обширный ремонт богадельни и церкви. Тогда в стволе башни были найдены грамота и монеты, спрятанные во время предыдущего ремонта в 1721 году. В последний раз фасад церкви ремонтировали в конце прошлого столетия. Сейчас здание церкви используется для хозяйственных нужд. Из деталей интерьера сохранился лишь каменный алтарь в северозападной части здания, относящийся, очевидно, к XV веку. На внешней стене церкви сохранилась роспись - слепец с мальчиком-поводырем. Другая картина с изображением нищего Лазаря хранится в музее. Столетиями собственностью церкви было кладбище, где в исключительных случаях хоронили и горожан (вероятно, во время вспышек эпидемии). http://estoniya.sexnarod.ru/topic103579_70.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-10-2006 06:37 |
Материалы про обитель в Пюхтице http://estoniya.sexnarod.ru/topic103579_105.html | |
Jaanilinn вассал Группа: Участники Сообщений: 64 |
Добавлено: 13-10-2006 17:37 |
Мормонские храмы в Европе. Обычные воскресные богослужения проходят в небольших молитвенных домах (chapels) и лишь достойные могут войти в храм (temples) и совершать там обряды, в том числе и крещение за умерших. Молитвенный дом (chapel) в Таллинне |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-10-2006 06:54 |
1. Вильяндиская церковь Яани После долгих лет забвения церковь была заново освещена в 1992 году. Выстроенная (1466-1472) на территории монастыря францисканцев, она просуществовала до 1560 года, когда монастырь был закрыт. Разрушенное здание было приведено в порядок во времена правления шведов. Во время Северной войны оно вновь серьёзно пострадало. После II-ой Мировой войны церковь стала действовать, и была снова закрыта в 1950 году, превратившись в торговый склад. На сегодняшний день храм реконструирован и находит широкое применение не только для богослужений, но и для проведения концертов. Наряду с выполненным по эскизу Айвара Оя алтарём и витражами Ренеэ Ауа внимания заслуживают настенные ковры местного профессора текстильного искусства Ану Рауд. Церковный орган был подарен городом-побратимом Вильянди - Аренсбургом. http://www.viljandimaa.ee/turismiinfo/print.php?lg=eng&mod=9 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-10-2006 02:41 |
Сууре-Яани примечателен своим красивым озером. Здесь стоит остановиться подольше и осмотреться. Достопримечательностями являются монумент Лембита в честь борцов освободительной войны и Сууре-Яанинская церковь, построенная в начале XIV века. В стену церковной башни вмурован круглый крест - крест Анне. Согласно легенде Анне обмывала и облачала в одежду людей, умерших от чумы во время Ливонской войны, после чего крестьяне освятили её именем крест. На Сууре-Яанинском кладбище захоронены многие культурные деятели Эстонии (Йохан Кёлер, графы Олустверской усадьбы Ферсены и род композиторов Каппов). Те, кто испытывает интерес к музыкальной истории Эстонии, могут посетить музей композиторов Каппов. 6. Церковь Иоана Крестителя в Сууре-Яани Сууре-Яанинский кихельконд находится на территории, центром которой в древности было городище Лембиту в Лыхавере. Воздвигнутая в 13 веке церковь состояла из хоров, продольного здания с тремя пролётами и башни, которая, возможно, была первой церковной башней в Эстонии. Примечательны церковные порталы с романтичными капителями. Лишь отдельные детали сложившегося в 1869-1872 годы интерьера церкви, напоминают нам средневековье. В помещении башенного основания представлен кладбищенский колёсный крест, lдатированный 1598 годом, с надписью Anne Ratecep. Согласно легенде Анне во время Ливонской войны обмывала и обряжала умерших от чумы людей, за что сельчане посвятили ей этот крест. http://www.viljandimaa.ee/turismiinfo/print.php?lg=eng&mod=9 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-11-2006 06:10 |
ЭСТОНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Святого Иоанна (ул. Декабристов, 54) С середины XVIII века число эстонцев в Петербурге постоянно возрастало. Это были главным образом поденные рабочие, прислуга, солдаты и матросы. Вначале они молились вместе с финнами, затем – в немецкой церкви св. Михаила 1-го кадетского корпуса (см. № 556), где для них в 1787–1801 службы шли на родном языке. Когда в 1839 эта церковь была закрыта, эстонцы перешли в шведскую кирху (см. № 547). В мае 1842 они наняли в Дровяном переулке в Малой Коломне дом, где 16 мая 1843 была освящена церковь во имя св. Иоанна, отделанная по проекту В. А. Шрейбера. В 1852 решено было возвести отдельный храм, предназначенный в основном для эстонцев, служивших в гвардии. Для этой цели казна выдала субсидию, остальные средства собрали прихожане под руководством барона Е. Ф. Мейендорфа, попечителя церкви и покровителя эстонцев, а также придворного врача Шольца. Первый проект храма принадлежит К. К. Циглеру, однако утвержден был проект акад. Г. Э. Боссе, выдержанный в романском стиле. 24 июня 1859 пастор К. Лаланд заложил на купленном участке храм и прилегающий к нему церковный дом, возведением которых занимался Циглер. Здание вмещало 800 человек и снаружи было украшено перспективным порталом и колокольней высотой 18 саж. со шпилем, покрытым цинком. На фасаде все выступающие части были сделаны из фасонного кирпича. Д. И. Иенсен исполнил терракотовые украшения. Общие расходы на новое здание составили 65 тыс. руб. серебром. 27 ноября 1860 церковь была освящена в присутствии представителей столичных лютеранских общин. Внутри она выглядела довольно скромно: облицовка „под дуб“, две люстры, хоры, резная кафедра и большое распятие. Хорошую акустику создавали перекрытия из деревянных балок. Дважды – в 1890 и 1905 – здание подвергалось ремонту. В прилегающем церковном доме размещались сиротский приют, богадельня и эстонская школа. Приход насчитывал около 24 000 человек (включая эстонцев из близлежащих городов), вкупе с небольшой, но богатой немецкой общиной, отчего службы шли поочередно по-эстонски и по-немецки. К храму был приписан молитвенный дом в Колпине. Пасторов перед революцией было двое: Адальберт Класап и Фридрих Штокхольм. Летом 1930 (постановлением Ленсовета от 27 июля 1930) церковь была закрыта, передана под клуб и сильно перестроена: колокольня снесена, к главному фасаду пристроена лестница, внутри сделаны межэтажные перекрытия. Весной 1993 в городе зарегистрирована эстонская община, для окормления которой в церковь св. Михаила (см. № 556) дважды в месяц приезжал пастор из Таллина. 29 мая 1997 церковь св. Иоанна возвращена верующим и 25 ноября 2000 на четвертом этаже состоялось первое богослужение. Службы идут только на эстонском языке. Архитекторами В. Фоминым и Р. Вайксоо разработан проект реставрации всего здания, в котором долгие годы находился стройтрест. http://community.livejournal.com/retro_piter/34936.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-12-2006 03:03 |
Церковь Св. Симеона и пророчицы Ханны Это православная церковь была построенна в пригороде Таллинна после Северной войны. Инициаторами возведения церкви (1752 - 1755 гг.) возле гавани выступили российские моряки. Церковь построили у самой кромки воды, а в насыпь под фундамент, по преданию, укладывали остовы затонувших и состарившихся кораблей. В советский период здание сильно пострадало, так как его использовали в качестве спортивного зала. Тогда же церковь лишилась колокольни и купола. С 2001 года здесь вновь открыт эстонский православный приход (подчиняется Константинопольскому патриарху), здание отреставрировано. http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/14223.html Также сообщаю, что из темы "Христианские культовые сооружения: церкви, соборы, памятники" выделены сообщения в эту отдельную тему "Культовые сооружения Эстонии". Также на форуме есть тема "Святой Олаф и церковь Олевисте в Таллине" http://offtop.ru/castles/v15_385691__.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-12-2006 03:26 |
Лютеранская церковь в Хальяла http://www.eelk.ee/h_haljala.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 10-03-2007 17:26 |
Список православных сооружений можно составить из этой статьи. Оценивая успехи православной миссии в Прибалтийском крае, можно сказать, что жатва была обильной, но жнецов на ниве православия мало: епископ Филарет и не более десяти священников, из которых местным языком владели только ряпинский и чернопосадский http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=129&did=1509 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 14-03-2007 05:48 |
Директор Тармо Саарет приглашает прийти в музей 6 декабря, ведь день Святого Николая - один из трех дней в году, когда можно увидеть крупнейший из сохранившихся в странах Балтии алтарей поздней готики вместе с его скульптурной частью. Лет 150 назад прибывавшие в Таллинн путешественники старались непременно заглянуть в церковь Нигулисте. Не только для того, чтобы осмотреть уникальный храм, но и для того, чтобы взглянуть на... мумию. По некоторым сведениям, построенная чужестранцами часовня стояла на месте церкви Нигулисте еще до крещения Эстонии. Современную же церковь основали немецкие купцы, переселившиеся в Таллинн с острова Готланд. Назвали в честь покровителя всех мореходов Святого Николая, но на эстонский манер - Нигула. Тогда, в 1230 году, церковь больше напоминала крепостное сооружение. Поскольку никакой оборонительной стены вокруг Нижнего города еще не было, увенчанный мощной башней-колокольней храм служил надежной крепостью. В последующие столетия церковь много раз достраивалась-перестраивалась. Сегодня особенно отмечают позднеготическую часовню Святого Антония у южной стены церкви и северный придел в стиле Ренессанса. А еще церковь Нигулисте осталась единственной, не разоренной во время лютеранской реформации 1523 года. Причина удивительно проста: приходской староста залил церковные замки свинцом, и толпа не смогла попасть внутрь - не зря церковь несколько столетий была крепостью! Зато пострадала во время Второй мировой войны, когда была разрушена чуть ли не до основания. И во время большого пожара 1982 года, сразу после окончания реставрационных работ. И все же главные шедевры удалось вовремя эвакуировать. Сегодня церковь Нигулисте - Музей средневекового искусства. И здесь экспонируются три из четырех самых значимых средневековых художественных произведений Эстонии. Самым-самым известным считается всемирно известная картина конца XV века любекского художника Бернта Нотке «Пляска смерти», ее фрагмент можно увидеть в часовне Святого Антония. На уцелевших семи с половиной (из первоначальных 30) метрах уникального полотна изображена цепочка людей разных классов общества - от Папы Римского до младенца - и танцующие рядом и призывающие людей к танцу фигурки смерти. Ученые считают, что благодаря этому символизирующему бренность жизни и неизбежность смерти, не выбирающей между бедными и богатыми, можно изучать похоронную культуру Средневековья. Изначально художник нарисовал две одинаковые картины, одна из них была уничтожена в Любеке во время Второй мировой войны. В Таллинне сохранился фрагмент второго шедевра. Он, кстати говоря, оценивается в 100 миллионов долларов. «В этой комнате когда-то был кабинет директора церкви, - показывает комнату с высокими готическим потолками нынешний директор Музея средневекового искусства Нигулисте Тармо Саарет. - А небольшой каменный «шкаф», который мы используем в качестве одной из витрин, был когда-то старинным сейфом». Сейчас в средневековом кабинете располагается музей серебра, где представлены экспонаты одной из лучших коллекций серебряных вещей, принадлежавших церкви, гильдиям, цехам и Братству черноголовых. Впервые экспозиция открылась в 2001 году, в 2002-м был выпущен большой каталог выставки, составленный куратором Ану Мянд на английском и немецком языках. - Какой экспонат можно назвать самым ценным? - спрашиваю у директора. - Серебряного попугая с рубиновыми глазками, - отвечает Тармо Саарет. - Изготовленный в первой половине XVI века, он был призом самому меткому стрелку, определявшемуся в турнире Майского графа. Существенная, если не большая, часть экспозиции - всевозможные кубки и бокалы. Один, например, выполнен в виде ноги оленя. Второй - на тонкой ажурной ножке. На крышке третьего - миниатюрный рыцарь в доспехах и с синим щитом. Между прочим, в коллекции церкви есть и два кубка, подаренные российскими императорами - Петром I и Николаем II. Немало в витринах музея серебряных блюд, на них в старые времена подавались кушанья к столу. Есть и особое блюдо, изготовленное в XVI веке в Нюрнберге, круглое и довольно глубокое, оно использовалось в церкви Нигулисте во время крещения. Рядом пузатый позолоченный кувшин для церковного вина. Обращает на себя внимание также колокольчик, звоном которого вызывали слуг: на большом серебряном колокольчике стоит важный рыцарь в доспехах посреди миниатюрного дворика с крошечными воротами. Или небольшая серебряная с позолотой булава. Есть также серебряные знаки, ими мастера отмечали свои произведения. Рассмотреть все это подробно, руководствуясь описанием каждого предмета в книге-гиде на эстонском или английском языках (по-видимому, вскоре появится и гид на русском языке), можно со среды по воскресенье с 10.00 до 13.30 и с 14.00 до 17.00. А вот заказанный в 1482 году в мастерской любекского мастера Хермена Роде главный алтарь церкви Нигулисте лучше осматривать в дни больших церковных праздников, которые бывают в декабре, мае и ноябре. В обычные дни алтарь представляет собой живописные полотна, рассказывающие о жизни Святого Николая, а в особые дни экспонируется также и его скульптурная часть - крашеные деревянные скульптуры. «6 декабря, в будущий вторник, в день Святого Николая, у нас пройдет большой праздник, - говорит Тармо Саарет. - И можно будет осмотреть алтарь вместе с деревянными скульптурами. Алтарь церкви Нигулисте - самый большой из позднеготических образцов Балтийских стран. В этот день у нас будут также тематические экскурсии, в том числе в 16 часов - на русском языке. По телефону 631 4330 можно заказать и дополнительные экскурсии на русском языке». В фойе Музея средневекового искусства есть стенды с материалами об истории церкви Нигулисте, приход в которой действовал до Второй мировой войны. Помимо прочего, на одном из стендов можно увидеть старинную фотографию некоего вполне мумифицированного господина. «Это - герцог Карл Евгений де Круа, из-за его неумелого руководства войска Петра I проиграли первое сражение под Нарвой, - говорит гид Марина Дунаева. - Проигравшего битву и плененного герцога шведы привезли в Таллинн и освободили под честное слово. Поскольку средств у де Круа не было, в Таллинне он жил в долг и ухитрялся при этом еще играть в азартные игры. Скоропостижно скончавшийся герцог оставил много долгов, к тому же хоронить его было некому и не на что. Поэтому знатного господина временно поместили в подвал церкви Нигулисте - до появления родственников, которые оплатили бы долги и взяли на себя расходы на похороны. И забыли о нем. Дело было в 1702 году. А через 120 лет в подвале случайно обнаружилась хорошо сохранившаяся мумия...» В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль. Как бы то ни было, в первой половине XIX века в церкви Нигулисте был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове - завитой парик. Упоминания об этом уникальном экспонате обнаруживаются в письмах друзей Пушкина, бывавших в Ревеле и не упускавших возможности «нанести визит герцогу». Похоронили уже в конце XIX века - в качестве мумии герцог де Круа заработал значительно больше, чем при жизни. И хотя сегодня мумию увидеть невозможно, не возбраняется сфотографироваться перед захоронением знаменитого герцога в капелле Клодта. «Думаю, со следующей субботы, 10 декабря, мы будем проводить экскурсии и на русском языке», - говорит директор. Помимо экскурсий в церкви можно послушать серию лекций «Произведения искусства в тени шедевров». Пока только на эстонском языке, в будущем, по-видимому, и на русском языке. Цена билета - 35 крон, льготный - 20 крон, для группы - 250 крон. Кроме того, в церкви хорошая акустика, и здесь регулярно устраивают органные концерты. Орган из 6 тысяч труб в начале 80-х годов теперь уже прошлого века был изготовлен в Чехии специально для церкви Нигулисте. В декабре, например, по средам, четвергам и пятницам в 16 часов будет проходить серия концертов «15 минут рождественской органной музыки». Вход - по музейным билетам. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=51153&dd=2006-12-09&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-03-2007 04:11 |
Сегодня команда Марека Лилля занимается фасадными работами и крышей Домской церкви. В прошлом году отреставрировали башню, в этом году – северную часть фасада церкви, на очереди – восточная и южная части. — Рельеф фасада неоднороден, и традиционные материалы не всегда выдерживают более 50 циклов смены плюсовой и минусовой температуры в течение года, — говорит Марек. — От этого у здания могут возникать ангины — трещины на фасаде. И как водится, работы над решением этой трудной задачи гораздо больше, чем выделено денег. Хотелось бы быть независимым и далеким от политики… …Больше всего мне нравится, пожалуй, восстановленный нами фасад Доминиканского монастыря, находящегося на улочке Катарина-Кяйк, — признается Марек, – где царит дух Ганзейского союза, мастеров-ремесленников. Нашей задачей было оставить все это здесь. Хотя вывески Tarrest Ehitus на улочке нет, мы все же на ней присутствуем. Сохраняя своим ремеслом Старый город, его историю, традиции, сказки и легенды, остаемся в нем. И потому мне не стыдно показать свою работу сыну! http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=38825&dd=2006-12-09&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-06-2007 06:21 |
Итак, Варнья, одно из древнейших русских рыбацких поселений на берегу Чудского озера с конца 16 века (1582 г.). В конце 18 в. в Варнья была построена деревянная моленная, в начале 20 на месте обветшавшей моленной построили кирпичную (освящена в 1903 году), которая существует до сих пор. Необычность моленной заключалась в том, что она была построена на плотах, вкопанных в основание из-за зыбкого берега. Но сейчас озеро отодвинулось, и вокруг моленной самая обычная, заросшая травой земля. http://yasczerka.livejournal.com/13635.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-07-2007 03:30 |
Лютеранская церковь св.Николая в Косе Местечко Паункюла со всеми посёлками и хуторами с древности входил в приход Косе (Kose). Церковь святителя Николая - одна из старейших в Эстонии. Точная дата постройки, как часто бывает, неизвестна, но предположительно, что она - почти ровесница Таллинну, но как и в случае со столицей, официальная дата считается с момента занесения в исторические летописные документы, что значительно омолаживает города и постройки. Ориентируясь по хроникам, в 1931 году было принять решение отпраздновать 700-летний юбилей церкви и соответственно датой рождения считать 1231 год. Церковь в Косе выстроена как мощное крепостное укрепление, что типично для Средневековья. в случае нападения врагов в ней могло укрыться всё местное население. Холм с мощной стеной и храмом огибает река Пирита. Это кажется слегка забавным для таллиннцев, привыкших считать эту речку исключительно принадлежностью одноимённого городского района, где расположено живописное устье реки, впадающей в Таллиннский залив. Под церковью Косе находятся глубокие катакомбы, вход в которые находился в алтаре, и в случае опасности оттуда можно было подземным ходом попасть за ограду в Косе-Ууэмыйса. Сейчас вход в катакомбы замурован. Шпиль у церкви совершенно замечательный. По всей Эстонии мы встречаем готические шпили, крытые железом или медью, но здесь - прекрасный образец драночной кровли (по-эстонски laastukatus). Деревянные дощечки укладываются по принципу «рыбьей чешуи», как правило, в три слоя. Основанием служит дощатый настил из обрезного пиломатериала. На готовая драночная кровлядощатый настил вдоль стропил набивается контробрешетка и обрешетка, на которую снизу вверх горизонтальными рядами вплотную укладываются деревянные дощечки. Для хребтов и стыков подбираются элементы одного размера. Верхушку шпиля увенчивает крест и фигура петуха. Нынешний орган церкви Косе выстроен в 1890 году мастером Густавом Норманном. Из самых известных личностей, похороненных на кладбище в ограде церкви - первый эстонский мореплаватель и открыватель новых земель Отто фон Коцебу. Его именем назван залив на западном побережье Аляски. Вообще Коцебу - русский графский и дворянский род, происходящий из Штендаля, где предки его упоминаются в начале XV в. Первым членом этого рода, переселившимся в Россию, был известный писатель Август Коцебу. У него было 12 сыновей, из которых Отто (родился в Ревеле в 1788 году) - тот самый известный мореплаватель; Маврикий (1787 - 1861) - генерал-лейтенант и сенатор; Павел - государственный деятель, возведен в 1874 г. в графское достоинство Российской империи; Вильгельм - посланник в Дрездене и Берне: Александр - известный живописец. Графский титул и фамилию Коцебу в 1878 г. дозволено барону Федору Пиллар фон Пильхау присоединить к его фамилии и именоваться граф Коцебу Пиллар фон Пильхау. Род Коцебу внесен в дворянский матрикул Эстляндской губернии и во II части родословной книги Петроградской губернии. http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/80029.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-07-2007 02:24 |
«Идея выпустить серию изданий, посвященных архитектуре церквей Эстонии родилась еще в конце шестидесятых годов, – рассказывает редактор книги Аннели Рандла. – Правда, в те годы все задуманное вылилось лишь в скромную одиннадцатистраничную брошюру, посвященную церкви в Каарма. Вернуться к задуманному нам удалось только в последние годы, когда в серии «Церкви Эстонии» вышла первая книга, посвященная, кстати, тоже Каармаской церкви». Как поясняет А.Рандла, выбор очередного объекта исследования был обусловлен, прежде всего, соображением контраста и сравнения. «Каармаская церковь находится на Сааремаа, таллиннская Каарли кирик – на материке, – перечисляет она. – Первая выстроена в Средние века, вторая – во второй половине XIX века. Церковь в Каарма, наконец, первоначально строилась иноземцами как католическая, церковь же Каарли на Тынисмяги изначально замышлялась как лютеранский храм для эстонского прихода». О строительстве церкви Каарли в контексте растущего самосознания горожан-эстонцев в годы Национального пробуждения и стремления к подчеркиванию в архитектуре особенностей именно лютеранского богослужения, рассказала на презентации издания одна из его соавторов Тийна-Малл Креэм. Среди прочего она отметила, что данная церковь – уже третья, носящая такое название: первая, выстроенная еще в годы шведского владычества, была уничтожена в годы Северной войны – от нее уцелели лишь колокола, подаренные некогда королем Карлом XI и по сей день звонящие на двух башнях церкви Каарли. Вторая же, выстроенная как раз на том самом тынисмяэском пятачке, где до апреля этого года стоял Бронзовый солдат, стала ненужной после возведения к 1870 году нынешнего «двуглавого» церковного здания и была снесена. С точки зрения искусствоведа Эгле Тамм, практически любое упоминание о Каарли кирик неизбежно вызывает в памяти созданное выдающимся эстонским художником эпохи Национального пробуждения Йоханном Келером фресковое изображения Христа в алтарной части. «Стандартный набор знаний говорит о том, что написано оно было в рекордно короткий срок – всего за десять дней и что прототипом для изображения Иисуса послужил конкретный человек, эстонец, – напоминает она. – Между тем стоит обратить внимание и на роспись нижнего ряда алтарной части церкви. Выполнена она была остзейской художницей Салли фон Кюгельген, одной из первых художниц, родившихся и творивших в Эстонии». По мнению Э. Тамм, заслуживает внимания и тот факт, что созданные женщиной-живописцем фрески во многом повторяют композиции уроженца Эстонии, остзейского художника Карла Тимолеона фон Неффа в петербургском Исаакиевском соборе. «Ровно десять лет назад, в 1997 году, уже вышла книга, посвященная истории церкви Каарли, – отметил епископ Эстонской евангелической лютеранской церкви (EELK) Эйнар Сооне. – Но то издание было в большей степени посвящено истории церковного прихода Каарли кирик, нынешнее же – вопросам искусствоведения. http://www.moles.ee/07/Jul/12/4-1.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-10-2007 07:31 |
Церкви Рухну (фото) http://annely.livejournal.com/174069.html | |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 18-11-2007 00:04 |
Часовня Саха - это эстонское стародавнее святилище, над строительством которого работал один из передовых христианских представителей. По народному преданию часовня аж на 50 лет старше города Таллинн, основанного епископом Fulco. Точное время основания часовни не известно, однако первоначальная деревянная церковь сгорела в 1223 году в день Пасхи. Нынешняя часовня, как видно, была построена в то же время что и монастырь Пирита, II половина 15 века. Эти две построийки очень похожи, часовня выглядит как миниатюрный вариант монастыря. Некоторые архитектурные детали, например такие как, высокорасположенные окна, угловая башня, высокая двускатная крыша, и пр. показывают что у часовни были и другие функции помимо просто божьего храма. В случае необходимости эта постройка могла служить укреплением от нападения, становище для поломника, и складским местом для купцов и торговцев. Известно, что уже в1725 году часовня была в очень жалком состоянии. Обветшалая часовня возрадилась в период с 1968- 1971 года в ходе реставрационных работ. По легенде эту часовню построили 3 купца: попав в кораблекрушение они увидели вдалеке на берегу большую рябину и поклялись, что если спасутся, построят здесь часовню, что они и сделали. http://max24.pri.ee/2007/05/08/chasovnja_sakha.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-12-2007 06:11 |
Церковь Нигулисте Niguliste Museum-Concert Hall Страна: Эстония Город: Таллинн Статус: построено в период 1405-1420 гг. Высота: 105 м Ее основание связано с колонией готландских купцов, прибывших в Таллин около 1230 г. Первоначальная церковь была построена не позднее конца XIII в. Ее возведение было начато с хоровой части. Предполагалось соорудить однонефную церковь, но в процессе строительства от этого замысла отказались, и была построена трехнефная, четырехтравейная псевдобазилика (зальная церковь со ступенчатым покрытием) или базилика. Подпружные арки продольной части опирались на лизены (лопатки), что являлось исключением для местной архитектуры. Первоначальная церковь имела ризницу у северной стены хора и массивную, но низкую западную башню. Главный портал располагался на северном фасаде. Горизонтальный импост этого пятиступенчатого перспективного портала с вимпергом над ним украшен раннеготическим декором из листьев винограда, заимствованным из готландских образцов. Южный портал имеет трехлопастной тимпан. Располагаясь сначала вне городской стены, церковь Нигулисте исполняла и оборонительные функции. В верхних частях ее боковых стен предположительно находились бойницы. Дверь, ведущая на своды, размещалась в западной стене на высоте около 4 м. Помещение над сводами являлось одновременно и складом, - это говорит о том, что эта церковь принадлежала типу так называемых купеческих церквей, распространенному в регионе Балтийского моря. В середине XIV в. в углу между башней и южным нефом церкви была построена двухтравейная капелла евангелиста Матфея. В начале XV в. (очевидно, между 1405 и 1420 гг.) церковь была преобразована в базилику. Старый хор был снесен, и на его месте появился равный по ширине продольной части церкви полигональный хор с деамбулаторием. Началась надстройка западной башни, но работы были приостановлены, и она была готова лишь в 1514 г. В XV в. было построено несколько капелл. Среди них выделяется сооруженная на месте старой новая капелла евангелиста Матфея с центральным столбом в интерьере; ее высокий щипец украшен стрельчатыми нишами (1486-1492, мастер А. Кам). К эпохе барокко относятся часовня Г.А. Клодта (1973) у северной стены и новый фасад северного притвора (1676-1678, скульптор В. Нак). Кивер башни появился в 1695 г. Сохранился главный алтарь, изготовленный в 1479-1481 гг. в мастерской Г. Роде в Любеке. Скульптуры алтарного триптиха, вероятно, работы И.Стенрата, роспись двух пар его створок (житие св. Николая и житие св. Виктора) выполнена Г. Роде. Ок. 1510-1515 гг. А. Изенбрандт создал створчатый алтарь св. Антония, а его внешние створки около 1518 г. переписал К. Зиттов. Концом XV века датируется фрагмент прославленного произведения Б. Нотке «Пляска смерти». Надгробная плита И. Балл ива исполнена в ренессансных формах около 1520 г. (эскиз М. Зиттова). Разрушенная во время второй мировой войны церковь реставрирована к 1984 г. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6187 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 03-12-2007 06:35 |
Церковь Св. Духа Страна: Эстония Город: Таллинн Статус: построено в XIII веке Заложена как капелла, видимо, в 1-й половине XIII в.; позже была одновременно церковью при богадельне и капеллой магистрата города. К северному нефу двухнефной, пятитравейной церкви, возведенной, очевидно, в XIV в., примыкает прямоуголный хор, перестроенный, вероятно, из первоначальной капеллы; крестовый свод хора, очевидно, конца XIII в. Четырехгранные столбы, широкие плоские подпружные арки и крестовые своды в интерьере церкви несут на себе влияние архитектуры Готланда. На северном фасаде расположен главный портал, импост которого следует его ступенчатому профилю. Стройная восьмигранная консольная башня на западном фасаде возведена в середине XIV в. по нижнерейнскому образцу. Ее кивер в формах позднего Ренессанса (1630, мастер Г. Графф) обновлен из сохранившихся в 1688 г. Здесь находится самый древний из сохранившихся в городе колоколов (1433, мастер М. Зейферт). Интерьер церкви украшает позднеготический створчатый алтарь-триптих (на фотографии слева) с двумя парами створок работы любекского мастера Б. Нотке (1483). В его средней части помещено резное изображение «Сошествия св. Духа», над ним, в скинии, - коронация Марии. На внутренних сторонах первых створок представлены фигуры св. Улафа, Марии с младенцем Христом и Анной, св. Елизаветы и св. Виктора (мастер Х. Вилсник). На внутренних сторонах внешних створок и внешних сторонах внутренних створок - росписи со сценами страстей господних и жития св. Елизаветы (анонимный мастер «таллинского Пассиона» и анонимный мастер «Легенды св. Елизаветы»). Боковая стенка одной из скамеек украшена рельефом с изображением апостола Андрея (1513), другой - ренессансным рельефом со сценой из Вергилия (ок. 1530 г.). Кафедра в стиле маньеризма (1597). Эмпор хора с резными аллегорическими фигурами и хрящевидным декором исполнен около 1660 г. мастером Э. Тиле. На северном фасаде церкви расположены часы с деревянным резным украшением работы мастера К. Аккермана (1684). © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6181 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-02-2008 05:17 |
Приходы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата http://www.orthodox.ee/index.php?d=hramy/hrameok В уездном центре Курасааре множество исторических памятников, в том числе церквей разных конфессий. Есть и православная. Ее как раз ремонтируют. Мы поинтересовались у экскурсовода, кто выделил деньги. Оказалось - местная власть. Принимая во внимание проблемы с русскоязычными, мы удивились, почему не РПЦ. Ответ был, что большинство приходов перешло из РПЦ под константинопольского патриарха. большая часть приходов принадлежит константинопольцам, но и большая часть их храмов отдана в пользование ЭПЦМП. Если говорить о церкви и о количестве прихожан, то в константинопольской их 25000 (официально, но очень сомнительно). В ЭПЦМП около 200 000. На Сааремаа действительно храмы у константинопольцев в пользовании, и в южной Эстонии почти нет русских приходов. В свое время было принято такое политическое решение: зарегистрировали константинопольцев как православных в Эстонии, отдали им все имущество. А православные МП (теперь такое название), остались с носом. РПЦ сама была частью Константинопольского патриархата, а потом решила стать автокефальной. Точно так же православные эстонские приходы решили перейти под омофор Константинополя, став автономной юрисдикцией. Кстати, Константинополь долго не признавал самозванцев. Около 100 лет Русская церковь была под анафемой Константинопольского патриархата. Bот так искуствнно складывается впечатление что у нас в основном константинопольская церковь. http://forum.exler.ru/index.php?showtopic=131313 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 10-05-2008 03:43 |
Купили карту и немедленно начали с осмотра Нигулисте. Церковь 13-го века, несколько раз разрушенная, в которой хранится очень симпатичный фрагмент картины Нотке "Танец смерти". При взгляде на нее мне вспомнились "Байки из склепа" Сейчас церковь выглядит отлично... а вот какой она была после войны. Ну и еще определенное впечатление производят фотографии после пожара 1980-х годов, в результате которого рухнул шпиль. http://it-moscow.livejournal.com/32460.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-07-2008 02:31 |
Церкви Таллина на почтовой открытке http://picasaweb.google.ru/golverk/EstoniaCards/photo#5176526290270315218 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-07-2008 05:39 |
В 1-й четверти 13 в. вторжение немцев и датчан, создавших мощную сеть крепостей, привело к резкому перелому в развитии архитектуры. Строительные мастера — выходцы из Германии и Скандинавии принесли с собой новые стройматериалы (кирпич, известь, стекло) и методы конструкции, присущие романскому стилю (арка, свод, кладка на известковом растворе). Главным типом здания стали церкви, использовавшиеся и в оборонных целях. Позднероманские мотивы проявились в церкви в Вальяла (13 в.). С середины 13 в. они сочетались с раннеготическими формами (стрельчатая арка, кубкообразная капитель). В 13—14 вв. сложились самостоятельные архитектурные школы. В Западной Э. и на островах преобладали однонефные церкви без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством (Вальяла, Муху, Каарма на о. Сааремаа, Хаапсалу и др.). В Центр. Э. господствовал тип трехнефной зальной церкви с башней, безнервюрными «купольными» сводами, круглыми столбами с резными капителями (в Амбла, 3-я четверть 13 в.; в Коэру, Тюри и др. — конец 13 — 1-я половина 14 вв.). В Южной Э. преобладали кирпичные трехнефные зальные церкви без башни, с ложными нишами щипцов, крестообразными в плане столбами, нервюрными сводами (в Ныо, конец 13 в., в Пылве, конец 15 в., и др.). Крупнейшая готическая постройка в Э. — базиликальный собор Петра и Павла в Тарту (13—15 вв.) с хором зального типа и двухбашенным фасадом. В 14 в. была возведена базиликальная церковь Яана в Тарту. Образцом позднеготического зодчества Северной Э. стала архитектура Таллина. В 13—16 вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готические гражданские здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (15 в.) и Большая гильдия (15 в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский монастырь св. Екатерины, 13—16 вв.), Михкли (св. Михаила, 13—16 вв.) и Пирита (св. Бригитты, 15—16 вв.), дома горожан с жилой комнатой высотой в 2 этажа («diele») и главным фасадом, украшенным резным порталом с предпорожьем. В 14 в. таллинские мастера строили на всей территории Северной Э. (церкви Кейла и Козе в у. Харью, Люганузе и Йыхви в у. Виру). В 15 в. в Северо-Западной Э. преобладали одно-двухнефные церкви, на С.-В. — трехнефные зальные церкви с башней (Хальяла, Виру-Яагупи, Вяйке-Маарья и др.). В сел. местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей (Вальяла, Кихельконна, Ныо, Лайузе, Йыхви, Марьямаа, Пюха и др.) имели крепостной характер. Ранними образцами живописи являются фрагменты настенных росписей в церквах Вальяла, Муху, Каарма, Ридала и Карья (13—14 вв.). Наиболее выдающиеся произведения 15 в. — живопись створок алтарей церкви Нигулисте и церкви Пюхавайму, большой фрагмент «Пляски смерти» Б. Нотке (конец 15 в., Художественный музей Эстонской ССР, Таллин). http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/127/240.htm Архитектура 13 — начала 20 вв. Церковь на острове Муху. Около 1300. Рельеф южного портала церкви (Карья). Камень. 14 в |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-10-2008 04:26 |
Остров Рухну - самый отдаленный из эстонских островов. До Второй мировой войны на нем жило около 300 человек, основной процент составляли "береговые шведы" - rannarootslased. В 1944 году практически все шведское население было эвакуировано в Швецию в связи с опасением возвращения советской власти. Своеобразная островная культура со временем практически полностью растворилась в Швеции, однако остались еще люди, которые говорят на специфическом рухнусском диалекте шведского. На острове же остался уникальный памятник деревянной архитектуры - ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ середины XVII века (1644 - завершение постройки, в 1851 делали ремонт) и ряд старых шведских хуторов. Теперь на острове живут около 60 человек. Церковь действующая. http://community.livejournal.com/ru_woodarch/352370.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-11-2009 03:49 |
Церковь Олевисте довольно долго была самым высоким сооружением в средневековой Европе. Первые упоминания об этой церкви относятся к 1267 году. Можно подняться наверх, вход платный. Этот экран установлен возле Niguliste kirik. Можно выбрать один из пяти языков и посмотреть фильм о церкви. http://community.livejournal.com/foturist_ru/206218.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 21-05-2010 18:54 |
Церковь в Вальяла - старейшая постройка на Сааремаа, относящаяся к 1-й половине XIII века. Церковь построена в романском и готическом стиле. В каменной кладке шпиля встречаются многочисленные фрагменты архаических могильников. Такие древние могильники находили только в Западной Эстонии. Церковь на острове Муху построена в XIII веке. Три объема церкви - продольное здание, хоры и завершение хоров - имеют чрезвычайно крутую кровлю. Церковь не имеет шпиля. Остров Рухну (площадь 11.2 км2, население около 60 человек) самый отдаленный эстонский остров. До мыса Колка на побережье Латвии от него всего 37 км, до Курессааре 70 км. Первое упоминание о Рухну относится к 1341 году. Епископ Курляндии дал вольную местным шведам и разрешил им заниматься сельским хозяйством. Рухнуская деревянная церковь, построенная в 1644 году, одна из самых старых деревянных построек в Эстонии. Пейдеская церковь XIII века. Одна из древнейших церквей на территории Эстонии. Очень внушительное сооружение http://selive-olga.narod.ru/simple3.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-04-2011 06:32 |
Церковь в Отепя http://baczyn.pl/olek/wikipedia/w/et/Otep%C3%A4%C3%A4_kirik | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-08-2011 03:41 |
Есть там у меня и "своя" параллельная церковь - церковь святого Михаила в Кихельконне. Церквей на Сааремаа много, они очень интересны. Многие являлись церквями-крепостями, своеобразными убежищами для местного населения. По потайным ходам и лестницам люди поднимались и укрывались в башнях. Самые интересные на мой взгляд церкви: Катарины в Карья, Мартина в Вальялла, св. Марии в Пейде. Простая но восхитительная. Очень красивые витражи. Один из старейших в Эстонии алтарей. Но это же не главное. Главное, что она как-то очень мне душевно близка. Всё время напоминает о моём первом визите на Саарема: прохладное наше лето, вечер, звуки органа и красивое пение. И всё это было слышно на приличном расстоянии от церкви. Такая акустика! Для меня просто незабываемо. Правда, здание сейчас на реконструкции, и как поведала нам хранительница (зачОтная бабка!) будет реставрироваться ещё года три. То есть витражи уже сделали, теперь взялись за остальное. Внутренности в лесах, зато нам разрешили поднятся на колокольню, но быть осторожными с колоколами. Подьём по тёмны лестницам сам по себе романтичен, а если вспомнить, что некоторое время башня служила также и маяком, то прямо начинаешь ощущать и впитывать эту немного загадочную атмосферу. Наверху я конечно не удержалась и провела рукой по колоколу, думала же, что он такой тяжёлый, что его можно только снизу раскачать. Раскачать-то да, но даже от лёгкого прикосновения пошёл такой звук, что пришлось убрать руку. Уж я-то знаю, как там всё слышно! http://aranciorosso.livejournal.com/290583.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 16-11-2011 11:54 |
Иоанно-Предтеченская церковь в Нымме Церковь строилась в начале 1920-х годов стараниями, главным образом, русских эмигрантов. Средства собирали по подписке, получали пожертвования, устраивали благотворительные концерты. Человек широкой души, владелец всего Нымме барон Николай фон Глен безвозмездно передал в вечное пользование лютеранам, баптистам и православным земельные наделы по 1200 кв. сажен (это около половины гектара) каждому из приходов. Архитектор А.Голубков составил проект церкви и подарил его будущим прихожанам. Она была освящена 7 октября 1923 года.За то время, что прошло с тех пор, церковь и ее прихожане пережили и нелегкое эмигрантское время предвоенной поры, и немецкую оккупацию, и трудные советские годы, когда одна за другой закрывались православные церкви и когда дважды, в 1962 и 1972 годах храм поджигали. И только беззаветное служение двух его первых настоятелей помогло сохранить в Нымме этот оазис православия. Почти 90 лет скромная деревянная церковь дает духовный приют окрестным жителям. Здесь работает воскресная школа, которую открыл нынешний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, в прошлом – настоятель Иоанно-Предтеченской церкви. Источник информации: http://www.moles.ee/03/May/06/15-1.php http://www.russedina.ru/articul.php?aid=5847&pid=44 http://clubs.ya.ru/4611686018427420428/replies.xml?item_no=2225 |
Страницы: 1 |
средневековые замки / религия / Культовые сооружения Эстонии |