Цистерцианский монашеский орден и Бернар Клервоский

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / религия / Цистерцианский монашеский орден и Бернар Клервоский

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 03-08-2004 02:34
Бернар Клервоский:







Несколько старинных изображений Бернара Клервоского. http://callisto.si.usherb.ca/~croisade/Crois_1.htm

Аббатство Клерво http://vieuxtroyes.free.fr/t/abclairvx.htm и http://comtedechampagne.free.fr/clairvaux.htm

Библии Св. Бернара и графа Шампанского http://www.bm-troyes.fr/bmtroyes/pages/expos-en-ligne/fs-expo-ligne2.asp

Цистерцианские аббатства http://comtedechampagne.free.fr/citeaux.htm

Гость
Добавлено: 08-08-2004 19:17
Пятьюдесятью годами позднее, при подготовке II Крестового похода, св. Бернар в своих проповедях нередко говорил о том, что преследовать евреев нельзя: "Спросите любого, кто знает Святое Писание, что предсказывается касательно евреев в Псалмах. "Не о гибели их молюсь я". Евреи для нас - живые слова Писания, ибо всегда напоминают нам о страданиях, которые перенес наш Господь... Под властью христианских князей терпят они тяжкое рабство, но "ждут лишь срока своего освобождения".

Тем не менее, другой цистерцианец, монах по имени Радульф, разжигал в народе вражду по отношению к евреям рейнских земель, невзирая на многочисленные письма, в которых св. Бернар требовал это прекратить. Наконец Бернару пришлось самому отправиться в Германию, где он изловил Радульфа, отослал обратно в монастырь и тем положил конец убийствам.

В этой статье вообще несколько нетрадиционный взгляд на Крестовые походы. http://www.christianity.org.ru/unafides/madden_crusades.html

Гость
Добавлено: 23-08-2004 18:08
Интересное сообщение информационных агентств:

Происшествия | 23.08.2004 | 13:01
Сотни людей заблокированы в монастыре пожаром
Триста человек заблокированы пожаром в знаменитом монастыре бенедиктинцев Монтекассино в Италии. Как сообщает РИА «Новости», второй день огонь бушует вокруг стен монастыря на вершине горы к северу от Неаполя.
Причиной возгорания, по предварительным данным, стал умышленный поджог.
http://www.ntv.ru/news/index.jsp?nid=50204

Монастырь известнейший! Цистерцианцы вышли из Бернардинского ордена и цистерцианские аббаты посещали Монте-Кассино. Вообще этот монастырь сыграл не последнюю роль в истории.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 05-10-2004 23:05
Св. Бернард Клервосский (Bernard de Clairvaux) http://www.binetti.ru/auctores/bernardus.shtml http://antology.rchgi.spb.ru/St_Bernard/Studium_I.rus.html

Св. Бернард Клервосский "Похвала новому рыцарству" http://www.christianity.org.ru/unafides/bernard_knighthood.html

Цистерцианцы http://www.krugosvet.ru/articles/25/1002533/1002533a1.htm
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Mulen6.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-12-2005 05:02
Основанный в 1147 году, цистерианский монастырь Маульбронн
считается самым совершенным и лучше всего сохранившимся средневековым монастырским
комплексом к северу от Альп. Окруженные крепостными стенами, основные постройки его
возведены между XII и XIV веками. Монастырская церковь, выстроенная в переходном
романско-готическом стиле, в значительной степени повлияла на распространение
готической архитектуры по большей части северной и центральной Европы.
Система водоснабжения в Маульбронне с ее сложной сетью сточных канав,
оросительных каналов и резервуаров не имеет себе равных.
Из «Списка мирового наследия» ЮНЕСКО
Маульбронн настолько достоверно сохранил типичный облик старого монастыря, что в нем происходили съемки фильма «Имя Розы», и ЮНЕСКО включило его в число 582 наиболее ценных архитектурных пaмятников.

http://spintongues.msk.ru/hesse2/hesse2.htm


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-12-2005 04:35
Наряду с клюнийцами, сила которых как будто истощилась, возникли новые ордена: картезианский, получивший свое название от обители близ Гренобля Шартрез (Cartasia), и основанный в 1086 г. Бруно Кёльнским цистерцианский (от обители Сито - Cistercium), учрежденный близ Дижона (1098 г.) Они выросли вскоре в большую конгрегацию, подобную клюнийской, но превосходившую ее и нашедшую себе в лице одного бургундского дворянина, молодого Бернара, аббата в Клерво, вождя, о громадном влиянии которого будет сказано впоследствии (аббатствовал с 1115г.). Был еще основан орден премонстрантов неким регентом хора из Ксантена, Норбертом, который жил в одном округе близ Лана, потом был избран в архиепископы Магдебургские и внес здесь большой вклад в дело обращения вендов, еще мало подвинувшееся вперед.
http://www.world-history.ru/countries_about/21/2082.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-12-2005 05:13
Bernard, of Clairvaux, Saint (1090-1153) http://www.ccel.org/b/bernard/

Он присоединился к маленькому монастырю Citeaux в 1113, в возрасте двадцати двух лет, …он привлек туда не только его двух младших братьев, но также и его двух старших, Гидо и Джерарда, и старшего, который был женат и имел детей.
http://www.ccel.org/b/bernard/bernard.html

Все его братья следовали за Бернардом в Сито кроме Ниварда, самого молодого, которого оставили, чтобы заботиться о его отце в старости
http://www.ccel.org/b/butler_a/lives/lives-bernar.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 03-01-2006 11:27
К сожалению, в июле 1153 г. Папа Евгений III умер, а в августе того же года умер св.Бернард. Биография св. Бернарда была составлена еще при его жизни; Гийом де Сен-Тьерри и Арнольд Бонневальский написали работу Vita prima, которую завершил Жоффруа Осерский.
http://antology.rchgi.spb.ru/St_Bernard/Studium_I.rus.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 08-03-2006 23:22
Цистерцианские монастыри в Германии
http://www.evangelische-zisterzienser-erben.de/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-03-2006 05:48
В центре Дева Мария и слева направо три святых: Стефан (Стивен) Хардинг, со свитком, на котором изображен герб Сито (Цистерциума), св. Роберт Молезмский на коленях и св. Альберик, держащий в руках макет монастыря (все трое были некогда монахами Молезмского монастыря)


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 10-03-2006 16:17
Цистерцианцы

— монашеский орден, ветвь бенедиктинского ордена. Название Ц. происходит от монастыря Cistercium, основанного в 1098 г. св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (C î teaux, франц. департамент Кот д'Ор). Роберт был отпрыском знатного шампанского рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Солемского м-ря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию папы, пришлось вернуться в Солемский м-рь. Его преемником по должности аббата Цистерцианского м-ря был Альберих, при котором папа Пасхалис II взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил "Instituta mo n achorum Cisterciensium", в основу которых лег бенедиктинский устав. Сначала строгость правил Ц. служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард Клервоский (см.) с 30 товарищами (1112), число Ц. стало быстро расти, и в 1200 г. ордену принадлежало около 2000 монастырей — во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Бернарда называют, поэтому, вторым основателем ордена и вместо Ц. иногда употребляют название бернардинцев. В 1119 г. папа Иннокентии III утвердил "Charta libertatis", которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального м-ря Cistercium; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Клервоского (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и Моримонского (с 1115 г.) — составлял коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нем участие, аббаты более отдаленных — через более продолжительные промежутки времени. В середине XII в. начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 г. среди Ц. образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него. В эпоху своего процветании Ц. среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама — в Испании, фельянтинцы (см.) и трапписты (см.) — во Франции. В XVIII в. начались правительственные меры против Ц.: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции — национальное собрание, в 1790 г. В настоящее время больше всего членов орден насчитывает в Австрии; несколько м-рей, кроме того, осталось в Италии, Бельгии, Швейцарии и бывших польских провинциях. Из Франции Ц. изгнаны в 1880 г. Ц. носят в монастыре белое одеяние с черным наплечником, черный капюшон и черный шерстяной пояс; на улице ходят в сером одеянии вследствие чего известны в народе под именем "серых братьев". К тому же ордену принадлежали и женские цистерцианские м-ри. Первый из них по времени основал Стефан Гардинг в 1120 г. Самый известный — Пор-Рояль (см.). Цистерцианки, так же, как Ц., рано утратили монашеский дух, завели внутренние раздоры и во время третьей республики изгнаны из Франции http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/112/112402.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 12-03-2006 23:38
Несколько ссылок на английском
http://www.templarhistory.com/cistercians.html
http://www.osb.org/cist/intro.html
http://www.uh.edu/engines/epi1311.htm

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 15-03-2006 20:54
Роберт Молезмский http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Robert

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-03-2006 03:45
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (480 - 547), основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал Устав, во многом определивший строй жизни западного монашества. Сам монастырь несколько раз подвергался разрушению, но отстраивался заново. В последний раз это были бомбежки союзной авиации. С датами его жизни много неясного, но в таких случаях все же лучше что-то, чем ничего вообще и не иметь возможности упомянуть имя человека. http://users.livejournal.com/_m_u_/135339.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 26-03-2006 19:39
Герб Сито


вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 27-03-2006 18:43
Цистерцианский орден с выраженным культом святой Девы Марии, образовался во Франции на востоке от Дижона и слово CITEAUX ( по латински Cistercium), дало название монастырю.

Устав этого монастыря требовал жесткой и аскетичной жизни, возвращение к бедности, простоте, воздержания и скромности. Девиз ордена был “ Ora et labora”, ( Работай и проси бога). Этот принцип требовал возвращения к простой физической работе, таким образом цистерцианци хороший пример материальной культуры. Они умели культивировать землю, были отличными садоводами, животноводами, а также были знакомы с горным делом.

Монастыри этого ордена как правило не строились в вблизи населенных пунктов и городов а как раз наоборот, идеальное место для них была низины рек, болота и так далее. Такое местонахождение помогало монахам показать их способности и таланты. Первоначально цистерцианские монастыри были только мужскими, но в дальнейшем широкое распространение получили и женские обители.

Согласно строительному уставу ордена монастырская церковь не должна была быть большой и не длинной, не широкой и не высокой, церковь должна быть без башни и скромным интерьером. Необходимо отказаться от каменных украшений и картин. Святые не станут священ ней, если они будут рябые. В церкви допускалось ставить только образы святой Девы Марии и Иисуса Христа, крест должен был быть сделан из дерева, кубки могли быть только из не украшенного серебра, а подсвечники из простого железа. Простота в одежде должна была быть и у монахов.

Простота и аскетизм относилась и к книгам. Литургические книги не могли быть в цельнометаллическом переплете и не могли храниться в шелковых оправах, инициалы в текстах тоже должны были быть простыми.

Информация взята из книги Oja'ra Zandersa Sena's Ri'gas gra'matnieci'ba un kultu'ra Hanzas pilsetu kopsakara'.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 29-03-2006 02:19
Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу. Был создан идеальный план образцового монастыря, в основе которого лежал регулярный принцип организации всей монастырской деятельности и регламентировалось местоположение различных построек на территории монастыря, вместо спорадически разбросанных зданий, как это было раньше. В библиотеке Сент-Галленского аббатства в Швейцарии сохранился уникальный документ датируемый около 829 года, на котором неизвестный архитектор на 5 листах нарисовал детальный план для перестройки Сент-Галленского аббатства. По подобному плану были построены знаменитые монастыри Сен-Рикье, Сен-Дени, а всего между 768 и 855 годами было построено 417 монастырей, 27 новых соборов и 100 королевских резиденций, помимо этого - школы, больницы, мосты, города, крепости. Возможно, этот план никогда не был полностью реализован, однако, он стал идеалом, к которому стремились строители монастырей и который стал моделью для Цистерцианских монастырей 12 века. В монастырях развивался культ священных реликвий. Он привел к созданию в восточной части соборов крипт - подземных капелл с кольцевым обходом, перекрытых крестовыми сводами, для доступа паломников к реликвиям. Только возрождение римской техники каменного строительства, кладки арок, возведения сводов позволило достичь такого размаха строительной деятельности. Вплоть до 12 века мы не увидим столь совершенной техники кладки, когда каменные блоки перемежаются с рядами кирпича, так как последующие поколения ее не переняли, и в эпоху романики ее пришлось возрождать снова. http://visaginart.km.ru/ART/kar.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-04-2006 04:36
На высоком холме - старинное аббатство Везлэ, основанное в 864 году, и романская церковь св. Магдалины, построенная в начале 12 века.

Церковь включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А холм, на котором она расположена, имеет почти такую же громкую славу, что и чудотворный Лурд.

Крипта 9-го века, выдолбленная в скале под церковью.
Там с 800-х годов нашей эры хранятся мощи - палец святой Марии Магдалины.

В аббатстве Везлэ перед началом третьего крестового похода встретились французский король Филипп-Август и Ричард Львиное Сердце. Здесь же бывал Св.Франциск Ассизский, сюда неоднократно приезжал Людовик Святой и другие французские короли.

В аббатстве Везлэ был провозглашен второй крестовый поход. 31 марта 1146 года на службе в храме присутствовал король Франции Людовик VII и королева Алиенор Аквитанская. Страстную проповедь произнес мыслитель и воин, святой Бернар Клервосскй. Тысячи людей, охваченных невероятным религиозным энтузиазмом, стояли на северном склоне холма возле аббатства, готовясь выступить в поход.

Здесь благословил воинов святой Бернар Клервосский
1146 г. св. Бернард присутствовал на государственном собрании в Бургундии (Везеле), он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом с 1146 г. вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.

Бернар Клервоский. Богослов и мистик, один из самых влиятельных духовных авторитетов своего времени; канонизирован католической церковью в 1174 г. Аббат монашеской общины в Клерво с 1115 г.
Он родился в 1090 году, в городке Фонтенэ под Дижоном, умер в аббатстве Клерво, 20.8.1153.

В 22 года этот бургундский аристократ принял монашество в новооснованной обители Ситэ; он убедил четырех своих братьев (которые почитались «блаженными») и двадцать семь друзей уйти в монахи вместе с ним. Бернар фактически стал основателем цистерцианского (траппистского) ордена, основал во Франции множество монастырей, благословил создание ордена тамплиеров, рыцарей-храмовников, защищавшую от басурман паломников в Палестине.

Аристократически изысканный и даже нежный, обаятельный Бернар превращался в льва, когда он публично обрушивался на Абеляра, Жильбера Порретанского, Арнольда Брешианского, с богословием которых не соглашался, обличал разврат духовенства или защищал евреев от погромов.

"Духовная политика XII столетия находилась в руках Св. Бернарда, аббата недавно основанного монастыря Клерво. Личность Бернарда в высшей степени импозантная и авторитетная. Величественная фигура, изможденное лицо, пылкая огненная речь - все это доставляло ему непобедимую силу и громадное влияние, перед которым никто не мог устоять. Бернард был уже хорошо известен во всей Европе: он не раз являлся в Риме решителем дела того или другого папы. Ему не раз уже предлагали епископские и архиепископские места, но он всегда отказывался от повышений и этим еще более выигрывал в глазах современников".

Почему-то очень важно мне было пройти по северному склону возле аббатства. Как будто что-то осталось здесь от них, десятков тысяч воинов, идущих во второй Крестовый поход.
Вот здесь они стояли - множество искренне верующих людей, готовых тронуться в путь.

http://stilo.livejournal.com/355206.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 29-07-2006 23:58
Ансамбль бывшего аббатства цистерцианцев в Пельплине учрежден в 1258 г. Большой костёл Пресвятой Девы Марии строился с конца XIII до второй половины XIV века.
http://www.eldivi.ru/cgi-bin/fotos.pl?glrid=11&fotoid=110


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 05-08-2006 18:12
Руины цистерцианского аббатства Виллерс-ла-Вилла являются свидетельством монашеской власти в Бельгии в 12-ом веке. Многие художники, живописцы и писатели, в том числе Виктор Гюго, были привлечены красотой величественных развалин и черпали здесь свое вдохновение.
http://www.tours.ru/country/article.asp?id_host_country_pages=682

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-08-2006 02:42
Алкубаса, цистерцианское аббатство Пресвятой Девы Марии.
Монастырь в Алкубасе одно из наиболее значительных произведений готической архитектуры Португалии. Его строительство, начатое в 1178, напрямую связано с первым португальским королём Афонсу Энрикешем, поклявшимся отдать земли Алкубасы монахам, если войска захватят Сантарем.

В Гостиной Королей могучие португальские правители величественно взирают (у кого голова в наличии :)) сверху вниз на слоняющихся без дела туристов. Можно заметить, что местечковые имена монархов (Жуан, Педру и т.д.) заменены царственными (Иоанн, Пётр). Наш герой – Пётр Первый – крайний справа

После коронации королева была перевезена в цистерцианское аббатство Пресвятой Девы Марии, где и похоронена в роскошном саркофаге. После смерти Педру занял место в саркофаге напротив, чтобы, когда наступит время воскреснуть, первым делом увидеть ту единственную, которую любил в своей жизни...

Однако не стоит думать, что король вёл монашеский образ жизни. Монарх разделял понятия «любовь» и «секс». Данная прагматическая позиция оказалась дальновидной и в дальнейшем спасла португальское государство от захватчиков.
http://blackimola.livejournal.com/312585.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 02-09-2006 20:53
В рамках скромненького проекта «Письма Бернара Клервоского против Петра (Пьера) Абеляра» мы пытаемся представить по-русски историю «величайшего культурного эпизода XII столетия» (М.Т. Ратисбон). На данный момент на сайте представлены все письма Св. Бернара против Абеляра, вошедшие в собрание писем цистерцианского мыслителя в Patrologia Latina (т. 182).

Насколько нам известно, все письма Святого Бернара, представленные на этом сайте, издавались на русском языке лишь однажды - в переводе Н.А. Сидоровой в собрании «История моих бедствий» Петра Абеляра в 1959 г. Этот перевод является основой для почти всех текстов, представленных на нашем сайте.

Необходимость нового, исправленного перевода писем Св. Бернара возникла в силу следующего: тексты аббата Клерво являют собой своего рода постмодернистские произведения ante litteram - почти весь текст Бернара строится на осмыслении, толковании и применении в различном контексте библейских цитат. К сожалению, советской переводчицей был узнан минимум отсылок к тексту Писания. Цель данного ресурса, таким образом, - представить письма Бернара Клервоского в правильном переводе и с соответствующим аппаратом, который позволит лучше понять оттенки мысли лидера цистерцианцев в контексте культурного фона своего времени. http://bernard.oneiros.ru/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-09-2006 02:20
Стихотворное произведение Гио де Провена, трубадура, ставшего впоследствии монахом – поэма «Библия» (после 1181 г.). В поэме описано паломничество в Иерусалим, в том числе посещение монастырей различных орденов по дороге. По поводу четырех месяцев, проведенных у цистерцианцев в Клерво:

«Это вовсе не было чрезмерным злом, я уехал оттуда совершенно свободно», хотя, по его словам, ни один орден не был ни «менее братским», ни более склонен к «лицемерию и нашептываниям». Он находил, что цистерцианцы слишком увлечены хозяйством, вплоть до того, что строили свинарники на своих кладбищах и держали ослиц в монашеских покоях.

(Стр.231) М. Мельвиль «История ордена тамплиеров» Спб., «Евразия» 1999

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-02-2007 03:23
Во главе врагов стоит св. Бернар. По удачному выражению отца Шеню, аббат из Сито находится по другую сторону христианства. Этот сельский житель, оставшийся по духу своему феодалом и даже прежде всего воином, не создан для понимания городской интеллигенции. Против еретика или неверного он знает только одно средство — силу. Проповедник крестового похода, он не верит в то, что такой поход может быть интеллектуальным. Когда Петр Достопочтенный просит его прочесть перевод Корана, чтобы возразить Магомету пером, он просто ему не отвечает. В монастырской келье он предается мистическому созерцанию, чтобы, дойдя до его высот, вернуться в мир как судия. Апостол одинокой жизни всегда готов сразиться с теми, кто хочет привнести новшества, кажущиеся ему опасными. В последние годы своей жизни он, по существу, правит христианским миром, диктуя приказы папе, приветствуя создание воинских орденов, мечтая об обращении всего Запада в рыцарство, в воинство Христово. Это уже готовый великий инквизитор.

Столкновение с Абеляром было неизбежным. Атаку начинает правая рука Бернара, Гийом из Сен-Тьерри. В письме Бернару он разоблачает нового богослова и побуждает своего именитого друга начать преследование. Св. Бернар приезжает в Париж, он пытается увещать студентов. Успеха он не имеет, убеждаясь в размерах учиняемого Абеляром зла. Один из учеников Абеляра предлагает, чтобы в Сансе состоялся диспут перед собранием теологов и епископов. Мэтр должен еще более возвыситься в глазах своих слушателей. Св. Бернар тайком меняет характер этого собрания.
Аудитория превращается в Собор, а его противник по диспуту — в обвиняемого. В ночь перед дебатами он созывает епископов, показывает им собранное на Абеляра досье и представляет его как опасного еретика. Наутро последнему не остается ничего другого, как поставить под сомнение правомочность Собора и воззвать к папе. Епископы посылают в Рим довольно мягкое осуждение.

Встревоженный этим Бернар торопится, чтобы его обогнать. Его секретарь мчится к преданным Бернару кардиналам с письмами, которые помогают вырвать у папы суровое осуждение Абеляра, книги которого приговорены к сожжению. Абеляр вновь должен отправиться в путь, он укрывается в Клюни. На этот раз он сломлен. Петр Достопочтенный принимает его с бесконечным милосердием, примиряет его со св. Бернаром, добивается от Рима снятия отлучения и помещает Абеляра в монастырь Сен-Марсель в Шалоне, где тот умирает 21 апреля 1142 г. Великое аббатство Клюни посылает ему письменное отпущение грехов и напоследок делает еще один весьма деликатный жест — передает его прах Элоизе, аббатисе в Параклете.

Св. Бернар восклицает: Рожденные во грехе грешники, мы порождаем грешников; рожденные должниками — должников; рожденные в разврате — развратников; рожденные рабами — рабов. Мы ущербны уже при появлении в мире сем, пока живем и покидая его; от корней наших ног и до вершины нашей головы в нас нет ничего неиспорченного. Абеляр отвечает на это, что грех есть лишь недостаток: грешить — значит презреть нашего Творца, значит не совершать во имя Его действий, которые мы считаем нашим долгом самоотречения ради Него. Определяя тем самым грех чисто негативно, как согласие на дела порочные либо как отказ от дел добродетельных, мы ясно показываем, что грех не есть некая субстанция, ибо он заключается, скорее, в отсутствии, нежели в присутствии, и сходен с тьмой, которую можно было бы определить: отсутствие света там, где должен был быть свет. Он отдает человеку способность решения — согласие на добродетель или отказ от нее, в чем и видит центр моральной жизни.

http://lib.aldebaran.ru/author/le_goff_zhak/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka__3.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-02-2007 04:36
Св. Бернар взывает к парижским учителям и студентам: Покиньте сей Вавилон, бегите, спасайте ваши души. Летите все вместе в города-приюты, где сможете раскаяться 6 прошлом, жить благодатью в настоящем и с надеждой о будущем (речь идет о монастырях). В лесах ты найдешь куда больше, чем в книгах. Деревья и камни научат тебя большему, чем любой учитель.

Другой цистерианец, Пьер де Сель, пишет: О Париж, как ты умеешь завлекать и обманывать души! Твои сети порока, капканы зла, твои адские стрелы губят невинные сердца… Напротив, счастлива та школа, учителем в коей Христос, учащий наши сердца слову мудрости, где мы без всяких лекций постигаем путь к вечной жизни! Тут не покупают книг, не платят профессорам-грамотеям, тут не слышно шумихи диспутов, нет сплетений софизмов. Решение всех проблем здесь просто, а учатся здесь причине всего.

Так, партия святого неведения противопоставляет школу одиночества школе шума, монастырскую школу — городской, школу Христа — школе Аристотеля и Гиппократа.

Фундаментальная оппозиция между новыми городскими клириками и монастырской средой, обновление которой в XII в. обнаруживает на Западе (через эволюцию бенедиктинского движения) крайности первоначального монашества, звучит в восклицании цистерианца Гийома из Сен-Тьерри, близкого друга Бернара: Братья Божьей Горы! Они несут во тьму Запада свет Востока, а в холода Галлии — религиозное горение древнего Египта, а именно уединенную жизнь, зерцало жизни небесной.

По странному парадоксу, в тот самый момент, когда городские интеллектуалы закладывают в греко-арабскую культуру закваску того духа и метода мышления, который станет характерным для Запада и создаст его интеллектуальную мощь — ясность суждения, заботу о научной точности, взаимную поддержку веры и разума, — монастырский спиритуализм в самом сердце Запада провозглашает возврат к мистицизму Востока. Это важный момент: городские интеллектуалы уводят Запад от миражей Азии и Африки — от мистических миражей леса и пустыни.

Но сам этот уход монахов расчищает дорогу, ведущую к расцвету новых школ. Собор в Реймсе в 1131 г. запрещает монахам заниматься медициной за пределами монастырей; в результате это поприще освобождается для Гиппократа.

Парижские клирики не послушались св. Бернара. Иоанн Солсберийский пишет Томасу Беккету в 1164 г.: Я обошел Париж. Когда я увидел изобилие продуктов, людское веселье, почтение, коим пользуются клирики, величие и славу всей церкви, разнообразную деятельность философов, то восхитился — словно узрел лестницу Иакова, вершина которой соприкасалась с небесами и по которой поднимались и спускались ангелы. В восторге от сего счастливого странствия я должен был признать: здесь жив Господь, а я того не ведал.
http://lib.aldebaran.ru/author/le_goff_zhak/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka/le_goff_zhak_intellektualy_v_srednie_veka__2.html

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 24-02-2008 22:13
В 1119 г. папа Иннокентии III утвердил "Charta libertatis", которая определяла внутреннюю организацию ордена.

А как папа Иннокентий III сумел утвердить конституцию ордена в 1119 году, если родился на свет в 1161 (а на папский престол взошел так и вовсе в 1198)? То есть от этого папы всего можно ждать, но столь активное участие в жизни монашеских орденов за сорок лет до рождения граничит с чудом...

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-02-2008 05:15
А как папа Иннокентий III сумел утвердить конституцию ордена

Любопытно, первый раз вижу сбой в энциклопедии на культинфо. Спасибо, что обратили внимание!

В 1119 году это должен был быть папа Каликст II http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/papy_rim10.html

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 25-02-2008 12:47
А как папа Иннокентий III сумел утвердить конституцию ордена

Любопытно, первый раз вижу сбой в энциклопедии на культинфо. Спасибо, что обратили внимание!

В 1119 году это должен был быть папа Каликст II http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/papy_rim10.html

Да там и с Charta libertatis ерунда какая-то. Как я понимаю, данная конституция называлась Charte de Charité. Проверили бы Вы всю эту статью от начала до конца, право!

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-05-2009 08:30
Картина Эль Греко "Святой Бернард" попала в Эрмитаж после Второй Мировой войны. Долгое время она хранилась в запасниках и не выставлялась из-за притязаний на нее Германии. Дело разрешилось в нашу пользу и теперь мы можем лицезреть эту картину в Испанском зале Эрмитажа.

Бернар Клервосский — французский средневековый мистик, общественный деятель, аббат монастыря Клерво (с 1117).Бернар Клервосский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров. Вдохновитель второго Крестового похода 1147. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев.

http://community.livejournal.com/hermitage_spb/8969.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-09-2009 07:04
Первое упоминание о Сопоте относится к 1283 году, когда поморский князь Мстивой II подарил эту небольшую рыбацкую деревню оливским цистерцианцам. Они владели этими землями почти пятьсот лет, лишь в 1772 году Сопот перешел в немецкие руки.
Впервые Гдыня была упомянута в документе 1253 года как деревня принадлежащая приходу в Оксыве. Гдыня, как и Сопот, была собственностью цистерцианского монастыря в Оливе, а позднее принадлежала Яну из Ружентина, который в 1382 году подарил эту крестьянско-рыбацкую деревню приглашенному им ордену картузов. В течение почти 400 лет до 1772 года Гдыня принадлежала картузам.

http://neringa-iris.livejournal.com/5756.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-10-2009 04:28
главный алтарь, учрежденный в 1688 году. На мраморном пьедестале полукругом расположено 14 семиметровых столпов из песчаника. В центре находится изображение Марии и Св. Бернарда – заступников Оливского аббатства.

Главный неф, как и весь костел, согласно цистерцианским традициям окрашен в белый цвет. Только ребристый свод орнаментирован золотистыми звездочками, а начало свода цветными гербами благотворителей костела.

http://neringa-iris.livejournal.com/6039.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-03-2011 04:56
Собор Цистeрианского монастыря Алькобаса.(Cistercian Alcobaca Monastery) (Portuguese: Mosteiro de Santa Maria de Alcobaca)
Цистерианцы (от лат. названия села Сито близ Дижона - Cistercium)- члены католического монашеского ордена, основанного бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 г. и возглавленного в 1115 г. Бернаром Клервоским.
Бернардинцы - второе название ордена цисторианцев (с 12 в.) - по имени Бернара Клервоского.

http://anirik-01.livejournal.com/718458.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-05-2011 04:13
Сопот. История города берет свое начало много веков назад. Тогда, в период раннего средневековья (VII-XI вв.), на этом месте находилось небольшое людское поселение.
С XIII по XVIII века маленькая приморская деревушка относилась к Оливскому монастырю и управлялась монахами Цистерианского Ордена, постепенно превращаясь из рыбацкого поселения в место отдыха польской знати и богатых купцов, которые брали в аренду монастырскую землю и строили на ней свои летние дома отдыха.

http://blacktroll.livejournal.com/18524.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-09-2011 07:34
Монастырь (штифт) Раин - это монастырь цистерцианцев (OCist) в Раин баи Гратваин в Австрии. Сегодня это старейший существующий монастырь ордена цистерцианцев в мире, и называют его также „колыбель Штирии“. С принятия конвента из монастыря цистерцианцев Хоэнфурт, сегодняшнего монастыря Vyschi Brod в Чехии после Второй мировой войны вплоть до обновленного заселения монастыря Хоэнфурт после 1990 монастырь Раин носил двойное название: штифт Раин-Хоэнфурт.
В настоящее время в монастыре проживает 20 монахов. Замечательные, похоже, ребята - эти монахи-цистерцианцы. Во всяком случае веб-страничка поражает техническими шедеврами, а виртуальное путешествие по монастырю увлекательнее любой игры - бродилки, знай находи входы-выходы.
С удивлением обнаружила в списке аббатов монастыря Konrad („von Grodno“) 1195 - 1205. Кинуласъ искать и обнаружила, что Гродно имеется еще и в Zagorze Slaskie и, судя по всему, аббат происходил именно оттуда.
Цистерцианский штифт Раин (lat.: runa) был основан в 1129 как 38-ой монастырь ордена. Так как 37 монастыря до Раина были распущены, Раин сегодня старейший в мире монастырь ордена цистерцианцев.
Еще при жизни святого Бернарда произошло учреждение монастыря маркграфом Леопольда I Штирийского. Монастырь лежит в 15 км. к северо-западу от от Граца в боковой долине Мура. Первые монахи прибыли из Эбраха во франконии. Монахи Раина основали 4 дочерних монастыря: в 1138 монастырь Зиттих в Словении, 1146 Вильхеринг около Линца, в 1444 новый монастырь около Винернойштадт и в 1620 Шлирбах в Верхней Австрии.
На последней фотографии отчетливо видно интересное решение с органными трубами, вынесенными наружу.
Летом 2006 при реставрационных работах в барочной капелле хора были найдены фундаменты бывшего романского зала для собраний. При этом также были раскрыты несколько могил , причем одна из могил - могила основателя, маркграфа Леопольда сильного. Бывшая барочная ризница была освящена его святейшеством аббатом 4 февраля 2007 как капелле Богоматери. Со этого дня здесь находится старейшая Мадонна монастыря. В капелле Богоматери монахи совершают ежедневно молитву.
Из первоначально трехпролетной романской базилики, которая была торжественно освящена в 1138, возникла базилика со стенными колоннами в 1738-1747 по проекту архитектора Иоганна Георга Штенгга из Граца.

http://olgina67.livejournal.com/97951.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / религия / Цистерцианский монашеский орден и Бернар Клервоский

KXK.RU