Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 17-03-2006 01:23
Более интересны мне комтуры замка Мемель (ныне - Клайпеда).

Я же писал, что списки есть по Прусии. Каие Вас оттуда комтуры интересуют (примерно до 1310 года)? Вообще доделаю как-нибудь сайт, вывешу всех комтуров всех прусских замков Помог бы кто, т.к. информации гора

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 22-03-2006 20:35
На одном из сайтов ( http://www.arxangel.by.ru/library/hist_kross_rus.html ), читаем следующее: «Поздним летом 1234 г. новый папский легат прибыл в Ригу. Прежде всего, он сменил рижского епископа, назначив вместо отставленного Николая из ордена цистерцианцев доминиканца Генриха.
Эта смена показательна. В этот же период во всей "миссионерской" деятельности папства цистерцианские монахи заменяются монахами так называемого ордена проповедников (доминиканцев), лишь незадолго до этого возникшего и в короткое время захватившего в свои руки монополию "борьбы за веру"»
.
Что-то я епископа Рижского Генриха больше нигде не встречал. Этот фрагмент ошибочен?

Рената напомнила мне один должок. Во исполнение его привожу информацию о епископе Генрихе. Книга Deutsche Geschichte im Osten Europas. Baltische Laender. Berlin, 1994. Автор Gert von Pistohlkors. Cтатья, фрагмент которой привожу называется «MACHT UND ENDE DES SCHWERTBRUDERORDENS» (Могущество и конец ордена Меченосцев). Стр.61. Перевод мой – Вячеслава Стаховского:

«В сентябре 1234 года легат (Вильгельм Моденский – прим. В.С.) повысил статус Курляндии до уровня епископства, назначил священника Энгельберта епископом и создал соборный капитул. Одна треть Курляндии, вероятно, Bandowe, предоставлялась ордену, епископ сохранял две трети. Вильгельм в низовьях реки Пернау определил новую сухопутную границу епископства Эзель-Викского, вследствие чего облаготетельствованный им орден получал пустынную область к югу от реки вдоль побережья. Доминиканец Генрих неизвестного происхождения назначался новым епископом Эзель-Викским. Отсутствие и самоотстранение его предшественника, более раннего аббата цистерцианца Готтфрида из Дюнамюнде, можно отметить как признак уменьшения влияния этого ордена, в то время как, например, одновременно с назначением Генриха обосновывались доминиканцы в Риге. На Домберге в Ревеле они проживали уже в 1229 году».
Теперь понятно, кого и с кем перепутали. И кто из какого ордена. А мы мучались!

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 26-03-2006 15:24
В художественной книге Яна Ниедре «И ветры гуляют на пепелищах… Рига, 1984», на странице 91 встречаем сведения, относящиеся к периоду начала 1230-х гг., а именно, что епископ Рижский (оспаривавший эту должность с Альбертом Зуербеером) Николай, в это время строил собственный замок в Герцикском княжестве и задабривая Орден Меченосцев, начал раздавать рыцарям бывшие под властью церкви земли. Вопрос в том, какой именно замок? И какие земли? Если, конечно, эти факты имели место быть.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-03-2006 04:26
Вопрос в том, какой именно замок? И какие земли? Если, конечно, эти факты имели место быть.

Какой именно замок, говорилось и у самого Ниедре:
...пленникам было невдомек, каким дьявольски огромным был начатый епископом Николаем Круста Пилс, Крестовый замок. Угловые башни отстояли одна от другой на таком расстоянии, на каком уместилась бы вся ограда обширного поселения. А валуны и битый камень добывали не только для стен епископского замка, но и для домов дружинников и управителя, для амбаров, кладовых, для конюшен, мельничных сараев, кузниц, для каменных заборов…”

Замок действительно построен при епископе Николае, на тему земель нужно уточнять. На сегодняшний день это один из лучше всего сохранившихся замков на территории Латвии - замок Крустпилс в городе Екабпилс:



О нем на форуме есть отдельная тема здесь:
http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=10&t=209346

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-03-2006 05:16
Лютеранский собор, Мариенкирхе, более известный под именем Домкирхе, был построен в 1215 г. и, как сказано, в 1551, во времена введения реформации, совершенно “мирным путем”, “денежной сделкой”, перешел от последнего архиепископа Вильгельма за 18.000 марок в пользование лютеран; некрасивый чепчик на колокольне помещен на нее в 1776 г. и только еще недавно освобождены боковые нефы храма, служившие складами соли и льна. Храм этот о трех нефах, из которых средний значительно выше... В соборе покоятся: первый по времени епископ Мейнгард (1196), первый проповедник католичества, прибывший на пустынные берега Двины, в струях которой до того не отражались облики меченосцев, и последний, продавец собора, Вильгельм (1563), видевший своими глазами обмирание орденской силы, безвозвратно затмившейся. Здесь же покоится знаменитый архиепископ Стодевешер, самое ехидное, самое лживое воплощение католического духовного лица средневекового типа, настолько же обманный и лицеприятный при жизни, насколько молчаливый и поучительный собеседник в качестве одного их характернейших покойников почтенного собора; Стодевешер руководил судьбами архиепископии тридцать лет и назначен папскою буллой 1448 г. Всяких гробниц, как и подобает, в соборе очень много, и на значительном числе их читаются сразу несколько надписей, потому что, вслед за торжеством реформации, лютеране начали пользоваться готовыми католическими могилами, удвояя в натуре и надписями безмолвное население собора...
Ю. Абызов “От Лифляндии - к Латвии” М; “Аркаюр” 1993

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-04-2006 07:09
Церковь памяти первого святого и епископа Ливонии.

Церковь Св. Мейнарда. Подарок Ватикана Лиепае. Это здание являлось Ватиканским павильоном во время выставки EXPO 2000.
http://www.europa.km.ru/latvia/liepaja.htm

Документ Вильгельма Моденского 1237 г., относящийся к одной из таллинских церквей (Tallinna Jaani seeki)
http://www.linnamuuseum.ee/~linnamuu/pildid/index.php?image=12.jpg&list=Jaani%20seek&page=1

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-04-2006 05:55
Печать епископа Альберта Буксгевдена:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-04-2006 04:39
Памятник епископу Альберту Буксгевдену в Крестовой галерее Домского собора в Риге – большое фото 1200х1600 http://www.marz-kreations.com/Photos/Photos/19-Ltv/Riga_Latvia30.jpg

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 15-05-2006 23:06
Уважаемые коллеги, в примечаниях к Хронике Балтазара Руссова прочитал следующее: «споры продолжались при … Зигфриде фон Бломберге (с 11 Февраля 1370 г.), известным своим спором об одеянии духовенства орденского и архиепископского, кончившимся тем, что в 1373 году неорденскому духовенству воспрещено было носить белые мантии с черными крестами, присвоенная духовными братьями ордена, а носить черное одеяние августинских монахов; спор с особенною силою разгорелся при Иоанне фон Синтене, сделавшимся архиепископом, по смерти Зигфрида, 23 октября 1374 года». Кто-нибудь что-нибудь может сказать по поводу этого спора, прокомментировать его. Что-то слышал я давно, что причиной стала белая одежда членов рижского домкапитула, живших тогда по уставу премонстрантов, а спор стал поводом продвинуть на их должности членов семей вассалов архиепископа. Так это?

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-05-2006 01:46
Кто-нибудь что-нибудь может сказать по поводу этого спора, прокомментировать его.


Уважаемый Rubon, я посмотрю, возможно, в книге Штерна что-нибудь про это есть. А пока сообщаю, что мне наконец-то прислали перевод того немецкого текста, который Вы приводили где-то в феврале. Только вот не могу вспомнить, откуда он...

В стремлении к завоеванию земель и расширению власти орден мог ссылаться на документ императора Фридриха II от 1245 года, которым тот, дословно повторяя привилегию ордена в отношении Пруссии от 1226 года, уполномочил орден на завоевание Курляндии, Литвы и Земгалии. Также папа Иннокентий IV призвал к крестовому походу и назначил Альберта Зюрбеера своим легатом и архиепископом Пруссии, а также митрополитом всех прусских и внутренних епископств и в 1246 году – легатом на Русь.

После того, как в 1250 были подчинены и земгалы, которым пришлось платить подати и участвовать в военных походах, границы диоцезов и приходов были перераспределены. Епископ Николай Рижский должен был отказаться от Восточной Курляндии и за это получил Земгалию, которая перестала существовать как самостоятельное епископство.

Последний епископ земгальский Генрих фон Лютцельбург получил расширенный за счет Восточной Курляндии диоцез Курляндию. В 1255 году Курляндия была так разделена на основании документа от 1245 года, что ему досталось пять частей, среди которых построенный в 1252 году замок Мемель, бывший временной резиденцией епископа. В разделе Земгалии в 1254 году участвовали орден, рижский соборный капитул и Альберт Зюрбеер, который тем временем наследовал умершему в 1253 году епископу Николаю и в 1255 году был утвержден архиепископом Риги.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 17-05-2006 20:35
Коллеги, у кого есть списки епископов Ливонии (Курляндских, Дорпатских и т.д., кроме Рижских)? У меня были, да вот что-то не могу найти теперь.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 17-05-2006 21:59
Последний епископ земгальский Генрих фон Лютцельбург получил расширенный за счет Восточной Курляндии диоцез Курляндию. В 1255 году Курляндия была так разделена

Сразу, чтобы не было в дальнейшем недоразумений, замечу, что здесь опечатка. Следует читать не 1255, а 1253. Но вопрос не в этом, а в том что из чего выросло и что за сёт чего расширялось. В переводе читаем: «Последний епископ земгальский Генрих фон Лютцельбург получил расширенный за счет Восточной Курляндии диоцез Курляндию». То есть, была уже территория епископства Курляндского, а к нему прибавили Восточную Курляндию. Но всё не так-то просто. Возникает вопрос, входила ли Восточная Курляндия в епископство Курляндское ранее? В тексте оригинала написано: «…Heinrich von Lutzelburg, erhielt die um Ostkurland erweiterte Diozese Kurland». Меня смущает вот этот самый предлог «UM». Он обозначает «вокруг». То есть получается «…Генрих фон Лютцельбург получил расширенный вокруг Восточной Курляндии диоцез Курляндию». Получается, что епископство существовало на территории Восточной Курляндии (это, кстати, был регион, который сохранил верность ливонцам после битвы при Сауле 1236 года, остальная часть Курляндии отпала, но была завоёвана вновь с 1240 по 1246 гг.), а потом к этому ядру прибавили отпадавшие после Саульской битвы земли остальной Курляндии и они составили единое епископство? Или «um» можно перевести как «за счет»? Как переводить, чтобы понять что же именно тогда происходило? Вот в чём состоит запутанность ситуации.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-05-2006 01:52
у кого есть списки епископов Ливонии (Курляндских, Дорпатских и т.д., кроме Рижских)?

У меня есть в книге кардинала Вайводса на латышском языке. Давно уже хотела перепечатать на русском, но пока не собралась...

Есть список Сааре-Ляэнемаских (Эзель-Викских) епископов на каменной стеле замка Аренсбург (ныне - Курессааре в Эстонии): http://www.castle.lv/est/kur2/k9.jpg

А еще есть такая ссылка на эстонском, из которой я пока и приведу информацию ниже http://my.tele2.ee/uno/0001/v_liivimaa.htm
- но она неполная, не все даты указаны (подозреваю, что имена тоже - надо с книгой Вайводса сверяться).

ЕПИСКОПЫ ТАРТУСКИЕ

Hermann I 1224-1248 (Tartu piiskopi ametinimetus 1234)
Aleksander (1272)
Frederick (1273)
Bernhard (1294)
Dietrich Vyshusen 1302-1312

Engelbert von Dolen 1323-1341
Johannes Viffhusen 1346-1373
Heinrich Velde 1373-1378
Dietrich (Theoderic) III Damerow 1378-1400
Heinrich Wrangel 1400-1410
Bernhard BUlow 1410-1413
Dietrich (Theoderic) IV Resler 1413-1441
Bartholomeus Savijerwe 1441-1459

Andreas Pepler 1468-1473
Johannes Bertkow (1478)
Dietrich Hake 1485-1498

Johannes Duesborg 1513-1514
Christian Bomchower 1514-1518
Johann Blankenfeld 1518-1527
Johannes Bey 1528-1543
Jodokus von der Recke -1551
Hermann II Wesel 1552-1560 (venelased vallutavad Tartu)

ЕПИСКОПЫ ТАЛЛИНА

Ludovicus de Monasterio 1352-1389
Johannes II Rekelink 1390-1403
Theodericus Tolke 1403-1405
Johannes III Ochmann 1405-1418
Arnoldus I Stoltevoet 1418-1419
Heinricus UexkUll 1419-1456
Evehardus Call 1457-1475
Iwanus Stoltewoet'i 1475-1477
Simon von der Borch 1477-
Nikolaus Roddendorp

СААРЕ-ЛЯЭНЕМАСКИЕ (ЭЗЕЛЬ-ВИКСКИЕ) ЕПИСКОПЫ

Heinrich I 1234-1260
Hermann (1284)
Konrad I 1297-
Jacobus 1323-1337
Winnrich von Kniprode 1383-1419
Kaspar Schuwenpflug 1420-23
Christian Kuband 1423-31
Johannes Schutte 1431-1439
Johannes II Croweli 1439-57
Ludolph Grove 1439-1456
Jodocus Hoensteini 1458-71
Johannes III Orgas
Johannes IV Kievel 1515-1527
Reinhold BuxhOveden (1532)
Johannes von Monnickhusen 1541-1560

КУРЗЕМСКИЕ ЕПИСКОПЫ

Engelbert 1234-38
Heinrich von LUtzeburg 1251-1263
Emund de Werd 1263-1299
Burchardus 1300-1310
Paulus I 1322-1329
Johannes I 1328-[1331]
Johannes II 1332-1353
Ludolfus 1354-1359
Jacobus 1360-1371
Otto 1371-1398
Rotger de Bruggenei 1399-1403
Gotschalcus Schutte 1405-1424
Johannes III Tirgart 1425-1456
Paulus II Einwald 1457-1473
Martinus Lewitz 1473-1500

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 18-05-2006 20:46
Есть список Сааре-Ляэнемаских (Эзель-Викских) епископов на каменной стеле замка Аренсбург (ныне - Курессааре в Эстонии): http://www.castle.lv/est/kur2/k9.jpg

Благодарю за списки. А того изображения, что по этой ссылке нет в большем разрешении?

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 18-05-2006 20:48
мне наконец-то прислали перевод того немецкого текста, который Вы приводили где-то в феврале. Только вот не могу вспомнить, откуда он...

Книга Deutsche Geschichte im Osten Europas. Baltische Laender. Berlin, 1994. Автор Gert von Pistohlkors.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-05-2006 05:57
У меня есть в книге кардинала Вайводса на латышском языке. Давно уже хотела перепечатать на русском, но пока не собралась...


Сделала. Полдня провозилась, кстати, и ничего больше не успела посмотреть. Вот: http://www.castle.lv/spiski.html

Сразу в процессе работы возникло несколько вопросов и соображений.
Во-первых, как я и говорила, приведенный выше эстонский список епископов был далеко не полным и несколько дат там не совпадает с моим источником (но я об этом на сайте упомянула и отметила другим цветом).

Во-вторых, некоторые названия с латышского языка на русский было сложно записать адекватно в той части, что не имеет отношения к Ливонии. Отсюда вопросы (если кто знает, подскажите, пожалуйста):

Балдуин Альнский (Balduin von Alna, bei Thuin) 1232-1236 (умер в 1243 как архиепископ Вариса(?))
Что за Варис, Варезе или как-то еще?

Генрих фон Лютцельбург (Heinrich von Lutzelburg) 1245-1263 или 1251-1263 (умер 3.10.1273 как епископ Хицмзеи(?)). Химзее? Или как-то еще?

А того изображения, что по этой ссылке нет в большем разрешении?


Нету. Это был кусок, вырезанный из большой фотографии с интерьером. Я не выставила тогда в фотоаппарате большое разрешение фото.

Все же я попыталась разобрать надписи с этой стелы и сравнить со списком кардинала Вайводса. Обнаружились кое-какие отличия, кстати.

Привожу их здесь:

После Генриха II обозначен некий Якоб 1294 г.

Епископат Лудольфа Грове и Иоганна Креула завершается 1458 г. Но там вообще была спорная история, связанная с папским назначением.

Епископат Иодока завершается 1472 годом.

После Иодока вдруг объявился еще епископ Иоганн III! (1458-1462 гг.) К сожалению, именно его фамилия на фото нечитаема... Из-за него сбивается вся нумерация последующих Иоганнов, и из-за этого я склонна полагать, что это был местный кандидат, не поддержанный папой и потому не включенный в официальный список.

Отчего я так думаю? Дело в том, что на сайте музея в Хаапсалу и в его материалах, приобретенных мною там же, епископ Иоганн Кивель значится как Иоганн IV, а с новым Иоганном он был бы V.

Вот герб Иоганна Кивеля из вестибюля музея в замке Хаапсалу (Хапсал):



Ну и после Рейнгольда Буксгевдена там еще указан Маркграф Вильгельм фон Бранденбург 1531-1534, тот самый, который считается последним архиепископом Рижским.

Какие будут соображения?

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 19-05-2006 23:41
Во-вторых, некоторые названия с латышского языка на русский было сложно записать адекватно в той части, что не имеет отношения к Ливонии. Отсюда вопросы (если кто знает, подскажите, пожалуйста):

Балдуин Альнский (Balduin von Alna, bei Thuin) 1232-1236 (умер в 1243 как архиепископ Вариса(?))
Что за Варис, Варезе или как-то еще?

Генрих фон Лютцельбург (Heinrich von Lutzelburg) 1245-1263 или 1251-1263 (умер 3.10.1273 как епископ Хицмзеи(?)). Химзее? Или как-то еще?

Итак, боевой путь Генриха фон Лютцельбурга († 1274).
1247-1251 Епископ Семигалии.
1247-1261 Викарий (заместитель епископа) по торговле в архиепископстве Кёльнском 1251-1263 Епископ Крляндии
1254-1265 викарий по вопросам торговли в архиепископстве Трирском (Trier).
1263-1274 епископ Химзее (Chimsee) – это озеро Хим в южной Баварии, ныне на границе с Австрией, на юго-восток от Мюнхена. Из более-менее крупных городишек – Траунштайн. По берегу городки Gstadt, Seebruck, Chieming, Bernau.
Около 1268 викарий по торговле в епископстве Льежском
Источник: Erwin GATZ, Clemens BRODKORB Die Bisch&#246;fe des Heiligen R&#246;mischen Reiches 1198 bis 1448. Ein biographisches Lexikon, Berlin 2001, 1, S. 128-129

Balduin von Alna († 1243).
1232-1236 епископ Семигалии.
1237-1238 викарий по торговле (Weihbisch&#246;fliche Handlungen) в епископстве Оснабрюкском
1237-1239 викарий по торговле в епископстве Льежском
1237-1243 викарий по торговле в архиепископстве Кёльнском
1239 латинский титул Aep. tit. Viziensis (Venissensis?) во Фракии. Возможно это венецианский в Фессалии. Главное, что с регионом понятно, а уж конкретный город…
На карте есть город Варесе в Италии на самой границе со Швейцарией в Ломбардии, но там, похоже, епископства и не было. Есть Вареш в Боснии и Герцеговине, но это ещё менее вероятный вариант. Есть ещё мыс Варес в Галисии. Может сойдёмся на Фессалии?
Источник: Erwin GATZ , Clemens BRODKORB , Die Bisch&#246;fe des Heiligen R&#246;mischen Reiches 1198 bis 1448. Ein biographisches Lexikon, Berlin 2001, 1, S. 729-730
К стати в этой книге на стр. 301-302 есть и статья про Хейденрика, там говорится, что он был только епископом Кульма (Хелмно).

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-05-2006 03:18
Спасибо, уважаемый Rubon. Список епископов я также получила и размещаю на форуме, как Вы и просили. Одно "но": форум не поддерживает немецкие буквы, поэтому мне придется все умляуты заменить на апострофы...

Courland

1234-1249 Engelbrecht
1251-1263 Heinrich I von Lu'tzelburg
1263-1298 Emund von Werd
1300-1311 Burkhard
1322-1326 Paul I
1328-1332 Johann I
1332-1353 Johann II
1354-1359 Ludolf
1360-1371 Jakob
1371-1398 Otto
1399-1404 Rutger von Bru'ggenei
1405-1424 Gottschalk Schutte
1425-1456 Johann III Tiergart
1457-1473 Paul II Einwald
1473-1500 Martin Lewitz
1500 Michael Sculteti
1501-1523 Heinrich II Basedow
1524-1540 Hermann II Ronneberg
1540-1560 Johann IV von Mu'nchhausen
Sold to duke Magnus of Holstein 1560

Dorpat

1211-1219 Dietrich I (Theodoric)
1220-1247 Hermann von Buxho'vden
1247-1263 Unknown period
1263-1268 Alexander
1268-1288 Friedrich von Haseldorf
1289-1302 Bernhard I
1303-1312 Dietrich II von Vyshusen
1313-1323 Nikolaus
1323-1341 Engelbrecht von Dolen
1342-1344 Wescelus
1346-1373 Johann I von Vyshusen
1373-1377 Heinrich I von Velde
1379-1400 Dietrich III Damerau
1400-1410 Heinrich II von Wrangel
1411-1413 Bernhard II von Bu'low
1413-1441 Dietrich IV Retzler
1442-1459 Bartholoma'us Savijerwe
1459-1468 Helmich von Mallinkrodt
1468-1473 Andreas Peper
1473-1485 Johann II Bertkow
1485-1498 Dietrich V Hake
1499-1505 Johann III von der Rope
1505-1513 Gerhard Schrove
1513-1514 Johann IV Duisburg
1514-1518 Christian Bomhower
1518-1527 Johann V Blankenfeld
1532-1543 Johann VI Bey
1544-1554 Jobst von der Recke
1554-1558 Hermann II Wesel
Conquered by Russia 1558

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-05-2006 03:27
Продолжаю Ваш список сааре-ляэнемаских епископов в отдельном сообщении.

O'sel-Wieck

1228-1229 Gottfried
1234-1260 Heinrich I
1262-1285 Hermann I
1290-1294 Heinrich II
1297-1307 Konrad I
1310-1321 Hartung
1322-1337 Jakob
1338-1362 Hermann II Osenbru'gge
1363-1374 Konrad II
1374-1381 Heinrich III
1385-1419 Winrich von Kniprode
1420-1423 Kaspar Schuwenflug
1423-1432 Christian Kuband
1432-1438 Johann I Schutte
1439-1458 Ludolf Grove (deposed by the pope 1449)
1449-1457 Johann II Creul
1460-1471 Jodokus Hoenstein
1471-1491 Peter Wetberch
1491-1515 Johann III Orgas
1515-1527 Johann IV Kyvel
1527-1530 Georg von Tiesenhausen
1532-1541 Reinhold Buxho'vden
1542-1559 Johann V von Mu'nchhausen
Sold to duke Magnus of Holstein 1559

Вы пишете в пояснениях к списку:

Среди Эзель-Викских епископов здесь на 1294 никакого Якоба нет. НО. С 1294 по 1297 гг. там вообще никаких епископов не указано. Возможно тогда какой-нибудь Якоб и исполнял там роль епископа.

В упомянутой мной выше книге Die Bischo'fe des Heiligen Ro'mischen Reiches 1198 bis 1448. Ein biographisches Lexikon, Berlin 2001, 1 на страницах 491-492 есть статья о епископе Конраде. Годы его епископата обозначены так «Konrad (von Bekeshovede) († fru'hestens 1307). 1294?-1307?» Выводы делайте сами.

Епископат Лудольфа Грове по этой книге заканчивается в 1457 году.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-05-2006 04:12
Теперь дальше. Я сравнила наши списки (не считая пока той стелы из замка). Есть несостыковки в датах у шести курземских епископов, трех эзельских и у одиннадцати тартуских. Если будем сейчас обсуждать всех, неминуемо запутаемся. Поэтому разберемся сначала с эзельскими епископами.

Среди Эзель-Викских епископов здесь на 1294 никакого Якоба нет. НО. С 1294 по 1297 гг. там вообще никаких епископов не указано. Возможно тогда какой-нибудь Якоб и исполнял там роль епископа.

Скорее всего так и было. Как мы видели, случаи, когда выдвигался местный кандидат, исполнял обязанности епископа, но которого затем папа не утверждал, в ливонской истории нередки.

на страницах 491-492 есть статья о епископе Конраде. Годы его епископата обозначены так «Konrad (von Bekeshovede) († fru'hestens 1307). 1294?-1307?»

То есть Konrad I (1297-1307) это Конрад фон Буксгевден, один из родственников рижского епископа Альберта? Любопытно.

Теперь о несостыковках в датах списков.

В Вашем: 1460-1471 Jodokus Hoenstein - в моем: 1458-1471
Кардинал Вайводс пишет, что епископат Иодока начался 12 июля 1458 г. Думаю, что это может быть дата, когда он приступил к своим обязанностям, а 1460 - год, когда его утвердил папа. Тем более учитывая даты предыдущих епископов.

Еще несостыковка:
У Вас: 1542-1559 Johann V von Munchhausen - у меня: 1541-1559.
Вайводс пишет, что Иоганн V с 13 июля 1541 г. был администратором Эзеля (Сааремаа), исполняя обязанности Курземского епископа. Опять, видимо, какие-то официальные утверждения корректируют даты?

И, наконец, по шведскому списку Эзель отходит к герцогу Магнусу в 1559 г., по моему - в 1560. Это я тоже буду смотреть отдельно.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-05-2006 03:08
О Балдуине Альнском.

1239 латинский титул Aep. tit. Viziensis (Venissensis?) во Фракии. Возможно это венецианский в Фессалии. Главное, что с регионом понятно, а уж конкретный город…
На карте есть город Варесе в Италии на самой границе со Швейцарией в Ломбардии, но там, похоже, епископства и не было. Есть Вареш в Боснии и Герцеговине, но это ещё менее вероятный вариант. Есть ещё мыс Варес в Галисии. Может сойдёмся на Фессалии?


В латышской Википедии обнаружила следующее (перевод мой):

В 1239 г. он принял участие в крестовом походе и принял должность архиепископа в Визи (Варисе) в Турции между Адрианополем и Константинополем.
http://lv.wikipedia.org/wiki/Alnas_Baldu%C4%ABns

Там же в Википедии есть список епископов Икшкильских и Рижских на латышском языке: http://lv.wikipedia.org/wiki/R%C4%ABgas_arhib%C4%ABskapi#Ik.C5.A1.C4.B7iles_b.C4.ABskapi

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 23-05-2006 14:26
1239 латинский титул Aep. tit. Viziensis (Venissensis?) во Фракии. Возможно это венецианский в Фессалии. Главное, что с регионом понятно, а уж конкретный город…

архиепископа в Визи (Варисе) в Турции между Адрианополем и Константинополем.


Во-первых, сам не знаю почему написал в Фессалии. Хотел написать «во Фракии». Во-вторых между Адрианополем и Константинополем, это и есть Фракия.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-05-2006 02:08
Епископ Альберт Буксгевден, основатель города Рига - восковое изображение из музея Мюнхгаузена в Дунте (Латвия):


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-06-2006 04:37
В Икшкиле будет статуя Св. Мейнарда, первого ливонского епископа. Статья на латышском языке. http://www.delfi.lv/news/national/novadi/article.php?id=14281364

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-06-2006 05:23
Испытание Теодориха - картина А. Бауманиса "Конь судьбы" (1887):
http://www.muzejs.lv/foto_all.php?index=-atm06&path=image/big&img=fot

На картине изображен следующий эпизод из Хроники Генриха Латвийского: I-10. http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Genrih_Latvisky.html


К моему сообщению от 04-01-2006 02:47 можно добавить еще один вариант сюжета "Испытание Теодориха"
http://www.utlib.ee/ekollekt/bskunst/ilu/047_1.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-06-2006 06:56
У впадения реки Ленупе в Венту расположен поселок Ленас, который упоминается в исторических документах уже в 1253 г. Заслуживают внимания бывший помещичий дворец и костел, в подземных склепах которого похоронены два последних пилтенских (курземских) епископа и родственница первого курземского нерцога Готарда Кетлера Елизавета.
“Курземе. Туристские маршруты” Р; Латгосиздат 1960

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 07-08-2006 00:01
На сайте Томаса Баранаускаса (Центральные ворота Интернета Литвы), правда сейчас он почему-то недоступен (возможно сайт уже не существует, но это не важно, главное - информация), читаем: «В августе 1253 года Рижский архиепископ Альберт посвятил в епископы члена Ливонского ордена Христиана и принял его присягу».
Сразу возникает несколько замечаний.
1. Насколько известно, архиепископство в Риге было учреждено только в январе 1255 года [LUB, Bd. 1, №№ CCLXXIX, CCLXXXIII: 361-362, 364-367], по этой причине Альберт не мог быть архиепископом.
2. Епископ Николай умер, кажется, осенью 1253 года. Поэтому в августе он, видимо, ещё был епископом рижским.
3. Если Николай умер в 1253 году, но раньше? Тогда вопрос в том, был ли на кафедре Альберт уже в 1253 году? Примечания к Хронике Балтазара Руссова говорят, что Альберт вступил в управление Рижской кафедрой с 1254 года.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-08-2006 03:20
пока информация для форумной темы из моей статьи о замке в Кокнесе http://www.castle.lv/latvija/koknese.html

Фридрих Пернштейн, единственный Рижский архиепископ, бывший францисканским монахом (1304-41), внушал страх Ордену. Из-за гражданской войны в Ливонии он в 1307 г. покинул Ригу и поселился при папском дворе в Авиньоне, откуда всего два раза - в 1311 и 1325 г. - приезжал в Ливонию. Пользуясь влиянием при папском дворе и немалыми средствами, он назначил следствие, и из Рима выехали монахи-францисканцы для проведения расследования. По заданию папы Климента V следователь Франциск Молиано разбирал изложенные архиепископом Фридрихом и городом Ригой в 230 статьях жалобы на Ливонский орден. В Кокнесском замке установили столы и с февраля по июль 1312 г. были допрошены 24 рыцаря Ордена, обвиняемые в превышении власти, шантаже и грабежах, неуважении к духовной власти. Главным свидетелем был францисканский монах Генрих из Кокнесе. Номинально Орден считался в подчинении у архиепископа, и потому не мог посягать на жизнь и свободу своего сюзерена. Поэтому рыцарей признали виновными и Орден подвергли штрафу в пользу церкви.

В 1420 г. Кокнесе стала летней столицей Рижского архиепископства: в теплое время года здесь размещалась резиденция Рижского архиепископа с Троицына дня по Михайлов день (29 сентября). Он прибывал в Кокнесе после Троицы из Лимбажи, где проживал со Дня свечей, проводил лето, а затем переезжал в Рауну (в действительности же этот порядок соблюдался далеко не всегда).

После смерти Стодевешера магистр Борх попытался путем интриг сделать архиепископом Рижским своего брата Симона, но папа Сикст IV этого не одобрил и в булле от 19 августа (которая для Ордена была как гром с ясного неба), вынес наистрожайший выговор Симону, отлучил обоих Борхов вместе с их друзьями, наложил интердикт на всю область Кокнесе, признал недействительным акт Домского капитула об избрании Симона и в следующем году назначил архиепископом Рижским Стефана Грубе.

и т.д.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 08-08-2006 01:36
На сайте Томаса Баранаускаса (Центральные ворота Интернета Литвы), правда сейчас он почему-то недоступен (возможно сайт уже не существует, но это не важно, главное - информация), читаем: «В августе 1253 года Рижский архиепископ Альберт посвятил в епископы члена Ливонского ордена Христиана и принял его присягу».
и т.д.
Вот тут грамоту Миндовга от 12 апреля 1254 года обнаружил, так там он пишет, что Христиан только станет епископом Литвы (в одном из переводов «которого мы намереваемся посвятить в епископы нашего королевства» (это на vostlit.info), в другом переводе «…которого просили посвятить в епископы нашего королевства» (это в книге «Мiндау, кароль Летовii, Мiнск, 2005 (кстати, книгу очень рекомендую)). Выходит, что в августе 1253 г., да и вообще в этом году, Христиана и в епископы-то не посвящали…

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-08-2006 05:06
В книге кардинала Вайводса "История католической церкви Латвии" к сожалению, не приводится точных дат смерти епископа Николая и вступления в должность Альберта Зауэрбера, только год. В обоих случаях 1253, что удивительно, потому что для других епископов подобные точные даты имеются.

Зато у меня для Вас есть другая интересная информация: Епископские гербы Сааре-Ляэнемаа (Эзель-Вика) http://www.muuseum.haapsalu.ee/index.php?lk=10008

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-08-2006 06:29
На надгробных памятниках конца XVI в. уже видно начало перехода к круглой скульптуре. Среди них выделяется позднеренессансное надгробие епископа И.П. Нидецки (ок. 1588 г.), где в нише размещено скульптурное изображение полулежащей фигуры покойного.
http://www.castle.lv/latvija/joanna-c.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-08-2006 06:09
Одна значительная находка - тесаный камень с гербом одного из архиепископов. О нем упоминает уже Н. Бокслаф, а более подробно его описывает Ю. Деринг в своем сообщении о находках в старом здании, которое сносят. Найдена плита из известняка размером около 3 футов, на которой очень тщательно в стиле поздней готики выбит герб архиепископа Рижского Яспера Линде (1509-1523). Один угол плиты был отломан. Тесаный камень не находился на своем первоначальном месте, а был использован как строительный материал, чтобы замуровать одну из оконных ниш в стене склада, направленной против Даугавы.
Местожительством епископов в Риге в то время было второе епископское подворье на берегу Даугавы, которое оставил в качестве своей резиденции и архиепископ.

“Latvijas viduslaiku pilis. I. Pe'ti'jumi par Ri'gas arhibi'skapijas pili'm” R; Latvijas ve'stures institu'ta apga'ds, 1999

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-09-2006 02:34
Rubon, я думаю, это будет Вам интересно. О Христиане и Хейденрике.

В.В.Гончаров К вопросу о становлении и развитии хелминского диоцеза в 1243-1264 гг.

Церковное деление Пруссии было окончательно установлено в первой половине XIII века. Вся территория, вместе с землями хелминской и любавской, была поделена на IV диоцеза. В июле 1243 года папа Иннокентий IV уполномочил легата Вильгельма Моденского к разделу прусского епископства. Вильгельм просьбу папы выполнил и для начала выделил хелминскую и любавскую земли в отдельный диоцез, а затем обозначил границы еще трех: вармийского, помезанского и самбийского. Стоит оговориться, что становление этих церковных территориальных единиц произошло не сразу. Дело которое начал Вильгельм Моденский в 1243 году, завершил его приемник Генрих только через два года.

Образование прусских диоцезов привело к изменению политической ситуации в регионе. Прежний епископ Пруссии цистерцианец Христиан должен был выбрать себе один из четырех диоцезов и стать там епископом. Но до самой смерти он не смог принять решение. В 1245 г. папа Иннокентий IV создал для Пруссии и Ливонии архиепископство, во главе которого поставил архиепископа Альберта. Уже через десять лет (1255 г.) все церковные структуры в Пруссии были подчинены рижской метрополии.

Диоцезы хелминский, помезанский, вармийский и самбийский находились на территории государства Немецкого ордена, который начал проводить активную завоевательную политику в Пруссии с 30-х годов XIII века. Поэтому отношения между Орденом и рижской метрополией, которой были подчинены прусские диоцезы велись только в рамках конфликтов, претензий и взаимных обвинений. Рижский архиепископ поддерживал прусских епископов и стремился не допустить подчинения прусской церкви Ордену.

Первым конфликтом между хелминским епископом Хейдериком и Орденом можно считать спор о земле Сассовии. Название Сассовия происходит от названия прусского племени сассинов заселявших эту землю. Скорее всего, как отмечает польский медиевист Ян Поверский, она составляла одно целое с любавской землей, входившей в состав хелминского диоцеза. Вначале эта территория принадлежала мазовецким князьям, но в 1257 году от князя Казимира Куявского Орден получил все права на Сассовию. В планах епископа Хейдерика было отторгнуть эту область у Ордена. Он упоминал о Сассовии как о части своего диоцеза. Крестоносцы совершенно не хотели мириться с притязаниями хелминского епископа.

В 1263 году было несколько встреч Хейденрика и магистра Анно фон Зангерхаузена, которые закончились соглашением, согласно которому епископ 27 марта 1263 года выставил документ, в котором он своим именем предохранял Казимира Куявского от возможных претензий к нему и Ордену в отношении Сассовии. На следующий день (28 марта 1263 года) Анно фон Зангерхаузен уступил часть спорной территории Хейденрику. Но он вскоре умер и она была присоединена к хелминскому диоцезу только в 1303 г. при епископе Германе.

После смерти Хейдерика на пост епископа был избран орденский каноник Фридерик фон Хаузен. Это стало возможным в виду прусского восстания (1260-1264 гг.), принесшего сильные опустошения в диоцезе, а также под давлением магистра Немецкого ордена Анно фон Зангерхаузена. Но в дело вмешался рижский архиепископ Фридерик и не утвердил нового епископа в должности. В августе 1264 года уже папа Урбан IV приказал, чтобы он сам, или через своих суфраганов утвердил Фридерика фон Хаузена на епископский пост. Однако рижский архиепископ не сделал шагов в этом направлении. Тогда магистр Немецкого ордена обратился к папе напрямую, и тот утвердил нового епископа. Папский легат Ансельм, который являлся варминским епископом, а в добавок еще и духовником крестоносцев в документе от 1 февраля 1264 подтвердил смену устава хелминским капитулом с св. Августина на устав Ордена. Другим актом, но исходящим от нового хелминского епископа Фридерика фон Хаузена (episcopus Culmensis), который в точности повторял документ Ансельма было аналогично зафиксировано положение о смене устава. Все каноники прежнего капитула вынуждены были вступить в Орден. Перечисленные процедуры привели к инкорпорации хелминского диоцеза в 1264 г.
http://www.augenzeuge.narod.ru/1.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-09-2006 03:30
Вдогонку о епископе Христиане.

Первый пруский епископ Христиан назначен на должность папой Инокентием III в 1215 году
http://www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/photo/viewcat.php?id=28&cid=11&min=0&orderby=titreA&show=12


рыцарь
Группа: Участники
Сообщений: 31
Добавлено: 23-10-2006 11:51
Simon von der Borch

Епископ Таллина с 1477 по 1492 гг.
Родился предположительно в г.Детмолде(Detmold). Родители - Johann von der Borch и Sophija von der Lappe zur Ruhr. Братья Фридрих и Эбергард - с 1451г. рыцари Ливонского Ордена. Двоюродный брат-магистр ЛО Берд вон дер Борх.

1452 г. - Симон входит в состав думы Гилдесгейма(Hildesheim)
1476 г. - Священник в Липпе, схоластик в Гилдесгейме, и участник гор. думы в Dorpat.
1477-1492 Епископ Таллина.

После утверждения Симона Таллинским епископом (16.06.1477), он отправился из Рима в Ригу, где по заданию Папы отменил проклятие церкви на ЛО, наложенное архиепископом Силвестром Штодевером. После смерти Штодевера в 1479 г. магистр Борх просил Папу утвердить Симона Борха архиепископом Ливонии и перенести центр архиепископства из Риги в Таллин или Курляндию. Но Папа воспротивился этому. В 1481 г. 18 ноября в Валмиере Симон Борх по заданию Императора принимает клятву вернести от магистра Бернда Борха.

В 1487 г. по заданию нового магистра ЛО Симон вел переговоры в Риме, откуда вернулся с буллой наказания от Папы для Риги, которую прибил на дверях церкви Гертруды. Потом как папский легат вел переговоры в Польше, Дании, Норвегии, Швеции, Пруссии и Литвы. В 1479 г. в интересах ЛО вел переговоры с Ригой. В своем епископстве Симон хотел открыть женский монастырь Св. Бенедикта, и даже приглашал для этого монахинь из Германии. Но из-за козней города это идея не увенчалась успехом.
(использованы работы Л.Арбузова и К.Миллицера).

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-11-2006 06:35
Игорь, большое Вам спасибо за все те сведения, что Вы сообщаете на форуме!

Нашлась информация о месте захоронения курземских епископов:
У впадения реки Ленупе в Венту расположен поселок Ленас, который упоминается в исторических документах уже в 1253 г. Заслуживают внимания бывший помещичий дворец и костел, в подземных склепах которого похоронены два последних пилтенских (курземских) епископа и родственница первого курземского нерцога Готарда Кетлера Елизавета.
“Курземе. Туристские маршруты” Р; Латгосиздат 1960

Копия сообщения - в теме о роде Кетлеров.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-11-2006 06:36
Лиепая вообще богата красивыми храмами: это и церковь Святой Анны с удивительным деревянным алтарем, и православный собор Святого Николая, первый камень в фундамент которого заложил император Николай II, и чудо современной архитектуры — костел Святого Мейнарда. http://www.tournavigator.ru/pclub.php?id=267

Причем фотографии этого храма в Интернете нет...


Теперь есть:


рыцарь
Группа: Участники
Сообщений: 31
Добавлено: 06-11-2006 12:04
Рената
Спасибо за оценку моего скромного вклада, которому еще очень далеко до Ваших успехов.
Пилтенская курия существовала довольно долго. Несколько лет назад я копировал материалы из книги "Протоколы генеральной визитации курий Инфлянтской и Курляндской(Пилтенской) в 1761г."

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-11-2006 04:15
Уважаемый Игорь, загляните, пожалуйста, в раздел "История Ливонии" - возможно, последние темы покажутся Вам интересными. И, возможно, Вы сможете что-нибудь подсказать.

Делаю сюда выкопировку из темы "Реформация в Ливонии":

В начале XVI в. жизнь Тарту отличалась внутриполитической напряженностью. Тартуским епископом в 1518г. стал доктор Иоганн Бланкенфельд из Берлина, который был таллинским епископом (1514-1525 гг.) и архиепископом рижским (1524-1527 гг.). Этот властный, с абсолютистскими замашками правитель всячески покушался на привилегии города, несмотря на то, что сам подтвердил их, став во главе тартуской епархии. Политическая борьба сливалась с борьбой против католической церкви. Движение реформации приобрело в Тарту с его сложной внутренней политикой особенно острые формы. Раздор между Тарту и епископом завершился лишь со смертью Бланкенфельда (1527 г. Новым епископом был избран тартуский гражданин Иоханн Бей (1528-1543 гг.), который удовлетворился компромиссом в церковных делах и подтвердил все прежние привилегии города. При этом, хотя и сохранилась власть епископа, в городе Тарту утвердилась лютеранская реформация.
Альманах “Сквозь века. К истокам культуры народов СССР. Выпуск второй” Москва “Знание” 1986

P.S. Спасибо на добром слове, но, к сожалению, о каких-либо моих заслугах в этой области говорить не приходится. То, что я уже третий год выкладываю сюда интересные цитаты, еще ни о чем не говорит...

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-11-2006 04:43
Рассказывая о себе, Генрих Латыш отмечает, что его молодым привез в Латвию епископ Альберт, очевидно, из Зегебергской семинарии. О Мейнарде Генрих отзывается с большей симпатией, чем об Альберте.

В хронике Генриха Латвийского описываются похороны епископа Мейнарда "с плачем и стонами", которые характеризуются как показуха и лицемерие. Подобную оценку легко понять, учитывая цель хроники - оправдание деятельности Альберта, 3-го епископа Икшкиле, который при христианизации отбросил миролюбивый путь евангелизации Мейнарда и, чтобы победить вероломство и непостоянство ливов, устраивал военные походы.

Епископ Альберт посещал Рим 3 раза. Он участвовал в IV Латеранском соборе вместе с Теодорихом, который в то время был епископом Эстонии, и Генрихом Латышом, который описал многие события и упоминал важнейшие для Ливонии решения собора. Эти 2 епископа представляли особую нацию, отличавшуюся от других, например, от немцев. Это подтверждают списки епископов-участников собора. К тому же папа обещал защищать Ливонию - "Землю Мары" - так же, как и Палестину, которая называется "Землей Ее Сына". Т.к. это решение не найдено в документах собора, можно допустить, что папа дал это обещание, встретившись с ливонцами частным порядком. Этим титулом-званием гордились и латыши, и эстонцы, и католики, и некатолики.

Почин этого марианского культа (Земля Мары) следует приписать св. Мейнарду, который свою первую каменную церквушку, позже ставшую Икшкильским собором, посвятил Пресвятой Деве Марии. 3-й ливонский епископ Альберт, перенеся собор из Икшкиле в Ригу, это посвящение Богоматери еще усугубил, назвав церковь в честь Пресвятой Девы Марии, Взятой на небо. Это было опережение времени, т.к. догму о взятии Богородицы на небо объявил только папа Пий XII в 1950 г.

Хроника Генриха говорит, что в 1225 г. рижский еп. Альберт послал в Рим своего священника Мауриция (о котором больше ничего не известно) и попросил папу Гонория III назначить папского легата в Ливонию. Папа согласился и выбрал на эту должность Моденского епископа Вильгельма, которого Генрих Латыш ошибочно именует папским канцлером - "palatii sui cancellarium". Эта ошибка может так же быть своего рода дипломатией. Известно, что Вильгельм Моденский работал в папской канцелярии с 1209 г., и только с 1220-1222 г. служил вице-канцлером.

Церковь в Ливонии в это время существенно возросла. Ее составляли 4 епископства, и еп. Альберт, получив от Рима широкие полномочия (напр., право создавать новые епископства), пытался создать Ливонскую или Рижскую метрополию. По мнению многих историков, именно по этой причине Альберт просил папу отправить в Ливонию своего легата.

Альберт до этого уже не дожил, но эту работу начал Вильгельм Моденский 20 лет спустя, будучи легатом в Пруссии. Он создал 4 епископства и в 1245 г. объединил их в одно архиепископство, однако свои планы до конца не смог реализовать из-за сопротивления Тевтонского ордена. В 1251-1255 гг. при объединении этих епископств со всеми ливонскими епископствами, кроме Таллинского, была создана Церковь рижской метрополии, существовавшая вплоть до Реформации.

Папский легат Вильгельм Моденский в новом, еще не законченном рижском соборе, созвал торжественный собор, или синод, во время Господнего поста (1226 г.) и руководил им. В синоде участвовали рижский епископ Альберт, епископ Земгале Ламберт, епископ Таллина Веселин и священники, клирики, братья из Ордена меченосцев (военный орден, учрежденный в 1202-1203 гг. еп. Альбертом и монахом Теодорихом), вассалы Церкви и жители Риги. Акты этого собора не сохранились. Возможно, что они сгорели вместе с др. документами, когда Тевтонский орден уничтожил архив епископа в замке Кокнесе (1478-1479 гг.).

Католический историк Густав Мантейфель в опубликованной в Варшаве в 1902 г. брошюре утверждает, что епископ Альберт (ум. 17.01.1229 г. в Риге, похоронен в соборе, но его могила уничтожена) торжественно перенес бренные останки Мейнарда из Икшкиле в новый Домский собор в Риге. К сожалению, Мантейфель не указывает ни дату перенесения, ни источник этих сведений. Подобную информацию с теми же неточностями дает Э. Пабст по публикации в газете балтийских немцев Inland (том 1847 г., с. 289).

Четко известно, что Мантейфель эту информацию не выдумал и не распространил бы ее как заслуживающую доверия, если бы она такой не была <Откуда это автору известно? Он не уточняет.> Перенос бренных останков Мейнарда произошел после 1225 г. Учитывая плохое здоровье епископа Альберта в последний год его жизни (такой факт упоминает Генрих в хронике), "торжественное перезахоронение" следует объединить с рижским синодом. На эту мысль наводит также и факт, упоминаемый в т.н. епископской хронике, что перевезенные в Ригу бренные останки епископа Мейнарда были захоронены перед или под алтарем Св. Крови, и это объясняется тем, что собор еще только строился.

Факт о скором переносе бренных останков Мейнарда в новый рижский собор с целью выделить его значение допускает также современный историк Б. У. Хаукер. По его мнению, это могло произойти в 1229-1230 гг. в присутствии папского вице-легата Балдуина Альнского, который был великим защитником прав местного населения по вопросам церковного государства. Хаукер также не указывает конкретных документов, которые делают возможным это допущение. Напротив, Г. Мантейфель утверждает, что бренные останки Мейнарда перенес епископ Альберт в 1226-1228 гг.

S. Kuc'inskis “Sve'tais Meinards Latvijas apustulis” R.; 1993
(перевод с латышского Юлии Рудокайте)

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2006 05:14
Айзпуте находится в западной части Латвии, на западной окраине Западнокурземской возвышенности, на берегах р. Тебра.
В конце XIII в. в Айзпуте была резиденция капитула Курляндского епископства.
На месте куршского городища на правом берегу Тебры в конце XIII в. построена церковь (ныне - лютеранская). В правой части алтаря - надгробная плита епископа Курляндского Х. Базедова (1523).

V. Veilands “Latvija kabata'” Ri'ga., 1995

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-12-2006 07:01
В 1198 г. в епископы Икшкиле посвятили бременского каноника Альберта. Зная судьбу предшественников, он уже в Германии начал собирать крестоносцев. Тут ему помог призыв папы Иннокентия III в 1199 г. саксонцам и вестфальцам идти в крестовый поход. Собрав крестоносцев, Альберт в 1200 г. на 23 кораблях прибыл в Ливонию. После нескольких столкновений с ливами наконец был заключен мир, в заложники были взяты 30 сыновей турайдских и даугавских ливов, которых отправили в Германию. Ливы указали епископу Альберту новое место для поселения ближе к морю, в старинном торговом пункте у реки Ридзене. Сюда в 1200 г. Альберт перенес свою резиденцию.

Так как обычно прибывшие весной крестоносцы осенью возвращались домой, для защиты ливонской Церкви был учрежден новый орден Fratres militiae Christi ("Братья-рыцари Христа", или Орден меченосцев), который утвердил папа Иннокентий III. У ордена был устав тамплиеров, одежда -- белый плащ с красным крестом. Был заключен договор, что епископ из всех завоеванных здесь земель 1/3 отдаст этому ордену.

Во время епископа Альберта в Риге начали строить (1211 г.) церковь Св. Мары - собор епископа.

В 1205 г. в Ригу к епископу Альберту прибыл правитель Кокнесе - король Ветсеке и заключил мирный договор. В 1207 г. Ветсеке просил епископа помочь в борьбе против литовцев. За оказанную помощь епископу отдали половину Кокнесе.

В это время среди ливов и латгалов Видземе пламенно трудились привезенные епископом Альбертом миссионеры Аллебрандт, Александр и Генрих (Индрикис). Поэтому уже на 9-м году правления епископа Альберта (1207) были окрещены все ливы и часть латгалов.

В 1210 г. папа Иннокентий III утвердил примирение между еп. Альбертом и орденом меченосцев. Согласно ему, 1/3 земель ливов и латгалов была отдана под управление ордена. В 1214 г. папа освободил Рижское епископство от подчинения Бремену, и оно стало подчиняться непосредственно Риму.

В 1215 г. на IV Латеранском соборе от Ливонии участвовал рижский епископ Альберт, от Эстонии - епископ Теодорих. После того, как Альберт сообщил собору о новоокрещенной земле, папа Иннокентий III объявил эту землю посвященной Богоматери (Terra Mariana - "земля Мары"). На этом же соборе были приняты другие важные решения: 1) священники, которые служили в общинах, принадлежавшие к которым говорили на разных языках, должны были знать эти языки, чтобы слово Божье было проповедано местному населению понятным образом; 2) священники не имели права участвовать в т.н. Божьих судах, когда подсудимого проверяли, бросая в воду или испытывали каленым железом; 3) для содержания прелатов было запрещено увеличивать повинности барщинных крестьян.

Епископ Альберт, будучи в 1215 г. в Риме на IV Латеранском соборе, познакомился со св. Домиником и был пламенным сторонником созданного им ордена.

В 1219 г. у селов уже был свой епископ - бывший начальник Даугавгривского монастыря Бернард; в Земгале был еп. Ламберт, на Сааремаа и в Леале - брат еп. Альберта Герман.

В 1225 г. папа Гонорий III взял под свою защиту все новоокрещенные земли в Ливонии и Пруссии, освободив их тем самым от верховенства Св. Римской империи.

В 1225 г. в Ригу прибыл легат Вильгельм Моденский.
В 1226 г. был созван 1-й синод Рижской провинции.
17.01.1229 г. умер еп. Альберт.

H. Tru'ps “Katol,u bazni'cas ve'sture” R.; 1992 (перевод с латышского - Юлия Рудокайте)

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-12-2006 03:29
Цитата из брошюры для студентов Рижского Технического университета:

В 1200 г. в Ригу прибыл епископ Альберт с 23 кораблями и 500 крестоносцами. Хитростью он взял в плен ливских господ и потребовал землю возле Ri'gas ciems (Рижского поселения) для строительства города. Считается, что Рига основана в 1201 г.

Датировка основания Риги не проста. Археологи признают, что в центре теперешней Старой Риги уже весь XII в. существовало поселение городского типа. 1198 г. связан с первым упоминанием Риги в хронике Генриха Латвийского. В 1201 г., согласно той же хронике, епископ Альберт велел начинать строить город Ригу на территории, указанной ему ливами. В 1223 г. начинает функционировать рижский рат, т.е. Рига как бы получает городские права. В строго датированных документах (не хрониках) Рига упомянута в 1209 г. 1201 г. как время основания Риги должен считаться условным. Эта дата опирается на не слишком давнюю историческую традицию. В XIX в. в различных изданиях как год основания Риги указан 1223 г.

Рига стала главным опорным пунктом для немецких завоевателей. У крестоносцев был Орден меченосцев. Его начальником был магистр. Епископ Альберт использовал разногласия племен Латвии и Эстонии. Уже в нач. XIII в. Альберт подчинил даугавских и гауйских ливов, а вскоре и латгалов Ерсики и Талавы.

Завоеванную землю Альберт посвятил деве Марии. Так кроме Ливонии появилось второе название - Terra Mariana - земля Мары. В наше время так все еще называют Латгале.

Вначале крестоносцы Курземе и Земгале не трогали. Когда прибыл Альберт, самым значительным правителем Земгале был Виестардс (Виестур). Виестур пытался использовать крестоносцев в борьбе против ливов. Позже он перестал сотрудничать с немцами и руководил борьбой против них. Курши с самого начала были против немцев. Они даже пытались захватить Ригу. В 1236 г. произошла знаменитая битва при Сауле. В ней литовцы и земгалы полностью разбили Орден меченосцев, и он перестал существовать. После этой битвы Земгале и Курземе снова стали независимыми. В 1237 г. немцы учредили новый орден - Ливонский. В начале он боролся против русских, потом пошел на земгалов и куршей. Теперь немцы были осторожны, строили каменные замки. Курши и земгалы восстали. Немцы становились все безжалостнее - сжигали поля, убивали детей, уводили жителей. Так они добились того, что курши в 1267 г., а земгалы в 1272 г. заключили с ними мирный договор. Курши и земгалы обещали принять христианство и платить налоги, но они оставались свободными людьми со своей собственностью. Литовцы и земгалы еще раз разбили немцев - под Айзкраукле. Вся Земгале восстала.

“Latvijas ve'stures un kultu'ras pamatjauta'jumi” Ri'ga; RTU, 1994

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-12-2006 05:19
За свою 30-летнюю деятельность епископ Альберт "превратил Балтию в немецкую колонию; поэтому Альберта можно назвать ливонским Юлием Цезарем" (Latvju enciklope'dija)

В этот период, столь мрачный для христианства Ливонии <после убийства Бертольда>, епископ Альберт назначается преемником Бертольда. Не удивительно, что еще до прибытия в Ливонию он собирает крестоносцев и прибывает в страну своей миссии в их сопровождении. О епископе Альберте национальная история сообщает следующее:

"Следующий епископ Альберт еще до прибытия на свое рабочее место организовал крестовый поход против ливов. Собрав в Германии и на Готланде много крестоносцев, он в 1200 г. прибыл в устье Даугавы, дошел до Икшкиле и силой принудил ливов покориться; многих окрестил и принудил ливских старейшин дать детей в залог, что будут верны епископу". Тот же автор (А. Грин) продолжает: "Первыми под власть немцев подпали даугавмальские ливы. Господин турайдских ливов Каупо уже раньше перешел в христианство, был в Риме у папы, стал другом немцев и пошел вместе с ними на войну против людей своего округа, которые не хотели креститься и подчиниться епископу. Турайдский замок сожгли. Напали также на второй замок гауйских ливов Сатезеле (у Сигулды), но его не удалось взять. Наконец всем гауйским ливам пришлось подчиниться епископу".

Как просто! И все согласно нелепому допущению, что немцы прибыли на нашу землю порабощать, крестя ее население насильно. Картина, которую дают исторические документы, выглядит иначе. Почему процитированный нами автор не упоминает, что привезенные для защиты христиан крестоносцы еще не подняли оружия, когда ливы уже напали, убив священника Николая и других? Почему он не упоминает, что привезенные епископом воины вместо войны заключили мир с ливами, однако ливы, "нарушив мир, жестоко напали на них, и один корабль вернулся и убежал, второй они захватили и почти всех, кто на нем был, убили; и так отправились в Салу, окружили епископа со своими"? Когда мир снова был заключен, епископ Альберт, хорошо зная, как легко ливы нарушают свои обещания, не мог чувствовать себя в безопасности, пока не получил в заложники 30 ливских мальчиков (не для того, чтобы убивать, а для отправки в Германию, где им дали возможность получить образование в духе западной культуры. Позже им позволили вернуться на родину.).

Известная нам история считает Орден меченосцев, основанный епископ Альбертом, инструментом порабощения. Однако хронист о цели ордена говорит следующее: “тот же самый брат Теодорих (помощник Альберта) предвидел предательство ливов и боялся, что не сможет сопротивляться множеству язычников, и поэтому, чтобы умножить число верующих (не мечом заставляя креститься, а оберегая новоокрещенных от тех, кто принуждал их отпасть в язычество) и содержать церковь у язычников, он учредил братство рыцарей Христа, которым господин папа Иннокентий дал тамплиерский устав и дал знак, который носить на одежде, т.е. меч и крест, и велел быть в послушании у своего епископа”.

P. Cirsis “Kristi's'ana ar uguni un zobenu”

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-01-2007 07:37
Первый рижский епископ Альберт уже в 1207 г. передал всю Ливонию (значит, и земли, которые еще предстояло завоевывать) Германской империи в качестве провинции или округа, однако получил ее обратно в ленное владение со всей властью и правами господина. По просьбе епископа Альберта германский император Генрих VII в 1225 г. признал все земли епископа одной территорией Германской империи, или маркой, а епископа Альберта - князем империи, предоставив ему те же самые регалии, или права правителя, что и остальным князьям империи.

Первый замок Дюнамюнде вместе с цистерцианским монастырем строили уже во времена правления епископа Альберта в 1205 г. на правом берегу Вецдаугавы, где теперь находится дом "Сканстениеки"; замок находился приблизительно в 10,5 км от города Риги. Епископ Альберт строил этот замок, чтобы подорвать латышскую торговлю в Земгальском порту (который ищут и в Даугмале, и в Земгале, и в Болдерае); орден укрепил Дюнамюндский замок, чтобы держать под своим контролем внешнюю торговлю Риги, поэтому рижане в течение всего XIV и XV вв. пытались захватить замок, что им наконец удалось в 1483 г., когда рижане снесли Дюнамюнде.

В первой половине правления епископа Альберта епископ был суверенным и единственным господином Риги, но уже в начале 20-х гг. XII в. рижане получили право сами избирать своего судью и правление города, и по крайней мере с 1226 г. избираемое рижанами правление называлось городским советом или ратом (consulatus, rat).

В основе всей средневековой монетарной системы Ливонии была рижская марка (marca Rigensis, marck Rigish). Уже в 1211 г. первый господин Риги епископ Альберт предоставил привилегию готландским торговцам, которые посещали ливонские порты, в которой среди прочего было указано, что 4 1/2 рижских марок в пфеннигах (peni&#326;os) должны весить столько же, сколько готландская марка серебром, и чеканенные в Риге пфенниги должны быть той же стоимости, что и готландские пфенниги, но они должны быть другой формы; из отчеканенных денег чеканщику причиталось 2 эре. Эта торговая привилегия содержит самое раннее документированнное свидетельство о рижских деньгах. Монетарные правила Альберта снова утвердил в 1225 г. папский легат в Ливонии епископ Вильгельм Моденский, а в 1305 г. рижский архиепископ Фридрих Перштейн.

Монетарные правила епископа Альберта от 1211 г. определяли, что рижскому чеканщику монет за чеканку пфеннигов от каждой марки веса причиталось 2 эре. Эре (ora, ore) - это была скандинавская единица веса в марке, она весила 1 унцию или 1/8 марки; значит, марка составляла 8 эре. Скандинавская эре далее делилась на 3 артаугов или артав (arto, artig), следовательно, в марке считалось 24 артауга. Монетарные правила еп. Альберта также упоминают пфенниги (denarius, penning). Пфенниг был наименьшей денежной единицей, всегда чеканенной монетой, и хотя число пфеннигов в скандинавском артауге колебалось с 8-10 до 12-16, традиционное число пфеннигов в 1 артауге было 12; это значит, что пфенниги обычно считали дюжинами.

Нет сомнений, что епископ Альберт в начале XIII в. приравнял рижскую марку к готландской марке в результате сильного давления готландских торговцев; можно даже смело допустить, что многие рижские бюргеры после основания города пришли с Готланда и поддерживали живую связь с Готландом.

Епископ Альберт в 1211 г. запретил учреждать в Риге гильдии без разрешения епископа, однако после смерти Альберта рат это условие игнорировал и уже в 1235 г. в Риге была основана гильдия подмастерьев булочников (maizniekze&#316;&#316;u).

Первую рижскую Домскую церковь строил епископ Альберт в 1211 г., очевидно, из дерева. Когда в 1215 г. она сгорела, новый собор начали строить из известняка. При Альберте успели построить хор церкви, или алтарное помещение, однако церковь полностью закончили только ок. 1270 г.

Епископ Альберт уже в 1220 г. строил больницу или госпиталь (hilgen, hus, sickenhuss) в новой части города, за первыми городскими стенами. Госпиталь подчинялся епископу, и он резервировал себе право назначать его руководителя или заведующего. В госпитале также следовало проводить богослужения по надобностям его обитателей, а также поминальные мессы для братьев и доброжелателей, но в нем нельзя было проводить похороны и общинные обряды.

Через 5 лет, в декабре 1225 г., в Риге было уже 2 госпиталя - св. Духа и св. Лазаря - и они не были подчинены юрисдикции рижского гор. судьи. Теперь принято считать то, что было основано Альбертом в 1220 г., госпиталем св. Духа. Он первоначально - до 1330 г. - находился на теперешней территории Рижского замка, но после капитуляции Риги в 1330 г. рат был вынужден отдать место госпиталя ордену для строительства нового замка, и поэтому рат перенес госпиталь св. Духа с берега Даугавы на прежнее место орденского Белого замка к стенам Риги между нынешними ул. Л. Калею и Скарню.

О встречах отдельных господ Ливонии для обсуждения различных вопросов есть сведения уже в источниках XIII в. - в "Хронике Генриха" и в документах. В 1209 г. епископ Альберт в Риге принял капитуляцию Висвалдиса из Ерсики в присутствии рижского пробста, домского капитула, крестоносцев, магистра и рыцарей ордена меченосцев, вассалов и рижского гор. судьи. В 1226 г. еп. Альберт, магистр ордена меченосцев Фольквин, рижские бюргеры вместе с остальными немцами в Латвии написали общее письмо любекским бюргерам, а в 1230 г. рижский домский капитул, меченосцы и г. Рига заключили совместный договор с куршами об их крещении.

S'terns I. Latvijas ve'sture 1290-1500. Ri'ga; 1998

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 09-01-2007 20:22
Возвращаясь к теме первого епископа Кульмского Хейденриха. Из фондов www.genealogie-mittelalter.de следует, что он был правнучатым племянником первого епископа Селонии Бернарда цур Липпе. Его двоюродный дед был аббатом монастыря Винкельрид, от которого зависел Дюнамюнде. Более того, его дед граф Хейденрих фон Луттерберг дважды посещал Ливонию, а его отец погиб во время захвата Межотне. Из рода Луттербергов в Ливонии был епископы Буркхард (Куронии, а затем Кульма) и Герман (Кульма), а также несколько магистров и высших чинов Тевтонского Ордена.

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 09-01-2007 20:38
Епископы Герман и Буркхард были сыновьями графа Буркхарда V Криспуса фон Луттерберга. Хейденрих приходился им двоюродным братом, а кафедра Кульма была как-бы фамильным достоянием.Еще один брат Генрих фон Луттерберг(+после 1327), тевтонский рыцарь, основал прецепторию Лаутерберг в Кульмской земле. Он был орденским наместником в Куронском епископстве(1311-19), а затем комтуром торнской земли(ок. 1327). Их племянник Оттон (Отто) I Старший(+16.2.1270) граф фон Луттерберг фон Роденштейн был ландмейстером Ливонии(1266-70). Его кузен граф Отто П Младший фон Луттерберг с 1303 года также был членом Ордена: комтуром Вилисаса (1307-16), бальи Кулмерланда(1321-33) и Неймарка(1334), а его брат - епископом Куронии(1313-26).Их кузен Оттон занимал кафедру Кульма(1323-49 гг.. Кроме того, род Луттербергов имел собственную прецепторию в Беле(Саксонский Гарц).После этого род захирел и выродился(1398).Дальним потомком этого рода в Ливонии считался Йост фон Хейде, первый ленник Борнемюнде(1462-99).

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 09-01-2007 21:00
Итак, рижский каноник Хейденрих, а затем приор земгальского капитула, удерживавший Межотне до 1243 года... Роль Бернарда цур Липпе в завоевании Ливонии, влияние его сыновей в католической иерархии того времени, интрига Балдуина Альнского, а также исчезновение во время церковной реформы земгальского приора Хейденриха и появление кульмского епископа с тем же именем позволяет выдвинуть гипотезу об идентичности этих двух лиц. Еще одним фактором является "дружественность" литовцев как к приору,который 10 лет удерживал Межотне без помощи Ордена, так и епископа, который крестил Миндовга. Не этим ли фактом объясняется влиятельность Луттербергов в Ордене. До середины 14 века в Хелмской земле была прецептория Лаутерберг(неподалеку от Лобау, резиденции епископов), комтурами в котором были исключительно Луттерберги. Кстати гербы Лаутерберга в Гарце и Лидзбарка Велявского(Лаутерберга в Пруссии) идентичны.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 10-01-2007 21:07

Из рода Луттербергов в Ливонии был епископы Буркхард (Куронии, а затем Кульма) и Герман (Кульма), а также несколько магистров и высших чинов Тевтонского Ордена

Интересно, когда (даты) этот Буркхард был епископом Кульмским (Хелминским)? Что-то такого в списках епископов нет. Наверно вписать забыли.

О доепископской биографии Хейденрика говорилось в данной теме, в сообщении за 13 марта 2006. Но это не значит, что в Ливонии он не мог побывать. Хотя довольно неплохой справочник Erwin GATZ , Clemens BRODKORB , Die Bischoefe des Heiligen Roemischen Reiches 1198 bis 1448. Ein biographisches Lexikon, Berlin 2001, 1, на стр. 301-302 говорит, что Хейденрик действовал только в Кульмской земле.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 10-01-2007 21:33
Из рода Луттербергов также несколько магистров и высших чинов Тевтонского Ордена.

Об этом можно посмотреть моё сообщение в теме «Другие должностные лица Тевтонского ордена» за 2 апреля 2006 года.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

KXK.RU