Бальтазар Руссов

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Бальтазар Руссов

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 29-03-2006 11:19
Baltazar Russov (1542-1602)

Балтазар Русов родился в 1542 г. в Ревеле (Revel) в семье эстонских крестьян которые уже много поколений жили в Ревеле и владели недвижимостью в городе. Его учителем был Иоханн Сумм (Iohann Summ), священник Рижского Домского собора. В дальнейшем Русов учил теологию в Германии. После окончания обучения становиться пастором лютеранского прихода в Ревеле. Также Русов занимаеться преподовательской деятельностью.
В историю он вошел как автор хроники Ливонской провинции (Chronica der Prouintz Lyffland). В ней он осуждал Ливонский орден, дворянство. Был стороником защиты интерессов домовладельцев.

В дальнейшем попробую написать побольше о его хронике.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-03-2006 05:01
Вообще-то у нас была тема на форуме "Историки и псевдоисторики" http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=2&t=5921&page_msg=all
Но, скорее всего, Вы правы - пора выделять отдельные темы в том, что касается ливонской истории.

Немного о Бальтазаре Руссове было на моем сайте (там же некоторые отрывки из его хроники) http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Baltazar_Russov.html

Но надо там уточнить немного. Дело в том, что есть и русский перевод Хроники! Вот он, на этой странице: http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/R.phtml

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 07-04-2006 18:30
Продолжу тему о хроникере

Как пишет Оярc Зауерс в книге Senas Rigas gramatnieciba un kultura Hanzas Pilsetu Kopsakara стр 161

“Балтазар Русов не только пастор но и моралист, он упрекает Ливонцев в том что, они распущенны и верят больше в Бога. Бо с Ливонцами обошелся по отечески, но поняли ли это Ливонцы? На земле которая по объему может равняться королевству,нет Университетов, кроме того недостаточно и школ среднего уровня, по этому и задерживается распространения христианства. Чтобы стать пастором, надо ехать учиться за границу, но финансировать это может не каждый позволить. „ Один, другой хороший человек с удовольствием бы отдал своего ребенка учиться в зарубежный университет, но он беден и не может себе этого позволить”- жалуется Б. Руссов

В своей хронике Б. Русов, часто упоминает эпидемии чумы, пожары, другие природные явления, например кометы. Иногда синхронно показывает различные события которые происходили в одно и тоже время. Так в пригороде Риги 1547 году произошел большой пожар, который нанес большие убытки городу, сгорело много зданий, пострадала также и церковь. И в тоже время не такое печальное событие происходит в Ревеле. Из Италии в Ливонию приезжает танцор на канате, который дает представления ревельцам. Канат натягивают на башни Св Олава и все задрав головы наблюдают за его выступлениями.

Бальтазар Русов не просто беспристрастный хроникер как пастор и моралист он исчет ответ, почему пострадала Ливония. „Не то чтобы в Ливонии не осталось понятливых и богобоязненных людей, они есть, но они в меньшинстве. Больше Ливонцы уважают другое. Во всем мире известны ливонские порочные песни, их здесь поют все и молодые и старые-говорит Русов. Церковь люди посещают редко и мало что, знают о слове Божьем. Зато свадьбы празднуют роскошные, как помещики так и торговцы, которые стараются не отстать в богатстве. И делают это по воскресеньям, вместо того чтобы больше думать о Боге и молиться. В свою очередь свадьбы празднуют с таким шумом, что можно подумать начался военный поход. В конце книги Б.Русов пишет в 1578 году я издал простую и правдивую Ливонскую хронику потому что, не нашел другого человека кроме себя, что мог бы взвалить на себя эти усилия и работу” писал Б.Русов.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-07-2006 03:49
Хозяйственный двор, находившийся за арсеналом, у подножия холма Тоомпеа, связан с именем человека, оставившего заметный след в истории Таллинна. В тридцатые годы XVI века в семье возчика этого двора Симона Риссо родился мальчик. Ему дали имя Бальтазар. Он не стал ни возчиком, как отец, ни кузнецом. Учился в школе Доминиканского монастыря, оказался способным и после ее окончания был послан в Штетин, в тамошнюю академию. Шла в это время Ливонская война, и деньги за учебу приходили от отца нерегулярно, и Бальтазару пришлось бежать из Штетина. Побывал в Виттенберге и Бремене и там посещал академии, а после смерти отца вернулся в Таллинн и в 1563 году был посвящен в пасторы церкви Пюхавайму и прослужил там до своей смерти в 1600 году. В общем, пастор как пастор, если бы не дошло до нашего времени главное дело его жизни «Хроника Ливонской провинции». Читал пастор проповеди и записывал события, свидетелем которых был. Из «Хроники» мы узнаем много интереснейших сведений о жизни города и горожан, о купеческих и дворянских обычаях и праздниках. Рассказывал Руссов живо и с большим юмором. Писал он и о более серьезных вещах. О сражениях Ливонской войны, современником которой он был, о взаимоотношениях Ревеля с другими городами и странами, о событиях не только в Ливонии, но и в Европе. И не просто описывал эти события, а думал, размышлял, давал оценки и событиям, и поступкам людей, пытался понять причины и влияние событий на ход истории.

В предисловии к последней части «Хроники» Руссов писал: «Писал я не ради собственной выгоды, и не по любви или злобе к кому-нибудь, писал на пользу потомкам, писал не с радостью, а с великой печалью, вздохами и слезами».

http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=23355&dd=2006-07-13&query=%CE%EB%E0%F4

Сегодня на улице Дункри в многочисленных ресторанах, кафе и барах все располагает тратить деньги, если они, конечно, есть. А в XIV веке на этой улице деньги... делали, и самое древнее ее наименование — «Маленькая улица за монетным двором». Между современными улицами Дункри и Нигулисте находился второй по счету монетный двор города Ревеля. Там чеканили серебряные артинги, впоследствии их называли шиллингами. Одним из чеканщиков монетного двора был некий мастер Шекенберг. Его сын Иво известен как первый пожарный Ревеля. Во время Ливонской войны, когда город был осажден войсками Ивана Грозного, он организовал из местных молодых людей дружину, которая тушила зажигательные бомбы. Об их успешной борьбе с пожарами написал в своей «Хронике Ливонской провинции» пастор церкви Пюхавайму Бальтазар Руссов.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=23520&dd=2006-07-13&query=%CE%EB%E0%F4

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 17
Добавлено: 30-01-2007 01:42
Есть еще и художественная книга в двух томах
Яан Кросс Между тремя поветриями -роман о Балтазаре Руссове
перевод с эстонского О,Самма Издательство Художественная литература Ленинград 1990год Тираж 50000экз, Но по всей вероятности эта книга издавалась в Издательстве Советский писатель в 1975 и 1979гг,

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-01-2007 03:49
Уважаемый Sanger7, большое спасибо за информацию! Поискала книгу в Интернете, но не нашла. Есть ли у Вас эта книга? Если привести здесь отрывок из нее, есть шанс найти ее, если кто-то выкладывал в Интернете.

Но зато нашлось вот что, связанное с книгой:

Где можно купить.
Между тремя поветриями. В двух томах
Роман Яана Кросса "Между тремя поветриями" - историческое повествование о событиях XVI века, когда под ударами войск русского царя Ивана Грозного потерпел поражение Ливонский орден и пала его власть над эстонскими землями.

http://www.4fish.ru/books/book_2232063.html
http://www.4fish.ru/books/book_2232068.html

Из интервью с писателем.
- Ваши герои, Ваши рукописи как-то давят на Вас, что-то требуют, вмешиваются в Вашу жизнь?

- Постоянно. Предлагаю Вам почти мистическую историю. Я работал над романом "Между тремя поветриями" о Балтазаре Руссове, авторе Ливонской хроники. Действие романа развертывается во второй половине шестнадцатого века. Мне все время не хватало материала, все время оставались какие-то исторические пробелы. Порой я выскакивал из-за стола и кричал, что невозможно писать в этой стране, где никто не хочет сделать предварительную историческую работу и помочь писателю...
Как-то я особенно был гневен из-за того, что не мог найти нужного описания, а Эллен как раз скоблила комнату нашей дочери-школьницы, где царил привычный бедлам. Мы в тот период решили позволить себе домработницу, но Эллен было стыдно демонстрировать посторонней женщине чудовищный дочерний беспорядок, и поэтому перед приходом помощницы моя супруга производила там генеральную уборку.
И вот Эллен выволакивает из комнаты все содержимое - вещи, книги, белье, журналы, тетради, альбомы для рисования, банку с водой для разведения красок, которой уже заляпано все вокруг. Из общей кучи выпадают несколько журналов, которые Эллен машинально кладет на крышку рояля. Верхний - номер журнала "Горизон"; я в раздражении листаю его и обнаруживаю там статью с данными, которые мне были в тот момент так необходимы!

http://www.idelo.ru/219/25.html
http://www.veneportaal.ee/le/publicistika/Makarov.htm

Литературоведческие заметки о писателе.
Третья возможность внешне напоминает первый великий роман Кросса - "Три поветрия". В Смуту три чумы угрожали эстонцам: польская, шведская и русская. Стало быть, тогда они искали четвертую возможность…
http://magazines.russ.ru/druzhba/2001/2/anin.html

По книге снят фильм!
Между тремя поветриями
Режиссер Виpвe Apуoя
Актеры Гeopг Oтc, Aнтc Лaутep, Xeйнo Maндpи, Aнтc Эcкoлa, Вoльдeмap Пaнco, Mикк Mикивep
Оператор А. Мутт
Композитор Э. Тамберг
Производство киностудия "Таллинфильм"
Фильм cнят пo пepвoй книгe poмaнa эcтoнcкoгo пиcaтeля Яaнa Кpocca "Meждy тpeмя пoвeтpиями" ("Kolme katku vahel").
Кapтинa paccкaзывaeт o cyдьбe филocoфa втopoй пoлoвины XVI вeкa - Бaлтaзapa Pyccoвa - aвтopa "Xpoники Ливoнcкoй пpoвинции".
Год 1975

http://www.ruskino.ru/movie/forum.php?category=kino&razdel=sov&class=vzr&lit=%CC&aid=8963

Здесь немного подробнее о фильме, исполнителе главной роли и фото
Руссов во время описываемых в фильме событий - это мужчина лет 40-45, крепкий, жизнелюбивый, волевой и темпераментный.

Обрисованная в сценарии любовная драма указывает на то, что Руссову присуще было и мужское обаяние. Неожиданно пришла мысль, что для этой роли весьма подошёл бы, если бы он согласился, Георг Отс: ведь в последние годы Отс разрабатывал свои оперные роли с блестящим актёрским мастерством".

http://georg-ots.narod.ru/film6.htm

Пересказ книги?
Балтазар Руссов - светильник истины во мраке средневековья.
Далекое время, средневековье, вторая половина XVI века. Столетия отделяют нас от того времени. Маленькая Эстония стонала тогда под гнетом завоевателей; сильные соседи терзали ее земли, селения, народ.

В 1558 году русский царь Иван IV начал Ливонскую войну. Ему довольно легко удалось отвоевать Нарву, Тарту, потом - Вильянди, Пайде и другие города. Былому могуществу Ливонского ордена пришел конец.

Русские дважды пытались взять Таллинн. В августе 1570 года, несмотря на голод и вспышку чумы, двухтысячное бюргерское ополчение не только выстояло, но и нанесло ощутимые потери 25-тысячной русской армии. Осада была снята.

Повторная осада Таллинна в 1577 году тоже не удалась.

Вскоре после этого город присягнул на верность шведскому королю и отдался под его защиту. В 1581 году шведские войска под командованием Понтуса Делагарди перешли по льду Финский залив и вторглись в Эстонию. Не выдержав осады, капитулировал Раквере, сдался Хаапсалу, взят Пайде, после штурма пала Нарва - вся Северная Эстония оказалась под властью шведов. В это же время польский король, энергичный и решительный Стефан Баторий, вытеснил русских из Южной Эстонии.

Остров Сааремаа в эти годы оставался частью Датского королевства. Так Эстония оказалась под властью трех королей. Под этими тремя влияниями и складывалась тогда судьба Эстонии, ее народа.

В те далекие времена жил в нижнем городе старого Таллинна извозчик по имени Сиймон Русс. Его богатство составляли лошадь, экипаж да телега. С утра раннего до вечера позднего развозил он по городу седоков. А когда к причалам швартовались купеческие парусники, Сиймон и другие извозчики возили грузы. Жена Сиймона вела домашнее хозяйство да прислуживала в богатых семьях. Так и жили.

Известно, что в 1536, по другим источникам в 1542 году, у них родился сын. Назвали его Балтазаром. Мальчик оказался смышленым и необычайно способным к учебе. Вопреки всему, отцу удалось определить его в таллиннскую школу. Потом, нанявшись работником-матросом на купеческий торговый парусник, Балтазар отправился в Германию, где продолжал учебу в течение трех лет.

В 1562 году Балтазар возвратился на родину, в Таллинн. Невеселым было это возвращение. Шла война. Бои велись в предместьях города. Воевали все со всеми: иноземцы, рыцари, бюргеры, горожане, крестьяне. А в результате - разорение, мор, чума.

Отец не дождался возвращения сына, умер. В печали и скорби, обращаясь к Богу и памяти отца перед горящей свечой на могиле, Балтазар обещал рассказать будущим поколениям о тех страданиях и бедах, которые выпали на долю многострадальной Эстонии и ее народа. Так родились первые строки "Хроники Ливонской провинции", написанные эстонцем, пастором Таллиннской Святодуховской церкви Балтазаром Руссовым.

История Ливонии знает несколько средневековых хроник. События ХИ-ХШ веков описаны в "Хронике Ливонии" Генриха Латышского и в новгородской летописи. "Ранняя рифмованная Ливонская хроника", автором которой был священник Ливонского ордена Бартоломеус Хоонеке, повествует о событиях XIV века. Симпатии автора - на стороне завоевателей, эстонские крестьяне для него - враги. Все эти хроники написаны чужеземцами.

Особенность "Хроники Ливонской провинции" Б.Руссова состоит в том, что ее написал эстонец, симпатизирующий крестьянам и горожанам Таллинна. Зоркий глаз Руссова видел то, чего не видели или не хотели видеть глаза чужеземцев.

Дадим слово Руссову:

"В тот самый год (1563) германские и шведские воины столь безжалостно разоряли земли..., что некоторые бедные крестьяне были вынуждены впрягаться в соху, а женам их приходилось сей сохой править, ибо все их волы и лошади были разграблены.

Весной 1578 года в городе Таллинне и во всей Эстонии начался такой голод, что несколько сотен бедняков повымерли... Ливония же была в то время так обчищена своими же жителями, немцами и не немцами, а так же всякими чужеземцами, что во многих местах не осталось более ни зверя, ни человека.

И такое разорение, нищета и стоны царили по всей эстонской земле, что и не описать всего этого".

Предполагается, что численность населения, составлявшая накануне Ливонской войны 280000 человек, сократилась к 1605 году до 100000 жителей. Эстонский народ оказался под угрозой уничтожения.

И в то же время ливонская знать, по словам Руссова, была охвачена великой беззаботностью, ленью, высокомерием, расточительством и распутством.

"Что же касается до повседневных занятий орденских господ, вышгородских господ и дворянства с их прихлебателями, то они состояли в то время в одной лишь охоте, игре в кости и карты, верховой езде и поездках с одной свадьбы на другую, с одного вакуса на другой, с одной церковной ярмарки на другую.

...В замках орденских господ, где доходы были больше, жили гораздо шире; там не запирали никогда подвалов и от простых слуг, и они лакали ночи и дни так, что каждую весну во множестве умирали".

Вспомним, в какое жестокое время были написаны эти строки, и склоним головы перед памятью этого умного, талантливого, смелого и мужественного человека, у которого во время осады Таллинна умерли от чумы жена и две дочери.

"Хроника Ливонской провинции" Б.Руссова впервые была издана на немецком языке в Германии в 1578 году, позже несколько раз переиздавалась. Это стало важным фактом истории и крупным литературным событием не только для Эстонии.

Балтазар Руссов умер 24 ноября 1600 года.

***

В настоящем биографическом очерке кратко изложены события, которым Яан Кросс посвятил 4-томный роман "Между тремя поветриями".

http://www.las-flores.ru/estonia/history/estonia-great-people-baltazar.html

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 17
Добавлено: 02-02-2007 21:14
Да,у меня есть этот двухтомник! Возможно 18-20 мая я буду в Риге на семинаре могу Вам привезти эти книги- он наверняка Вам нужнее! Александр,

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-02-2007 03:20
Ой, право, мне неудобно... Спасибо, уважаемый Александр!

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-03-2007 07:12
Несмотря на современное «рыцарское» название, в средние века на Рюйтли отливали колокола и пушки. На этой улице в доме номер 12 жил пастор церкви Святого Духа Бальтазар Руссов. Дворики XV века, такие, как на Тоомпеа или, например, на Рюйтли, 16, представляют собой мощеную площадку между домами. Сажать деревья тогда запрещалось: во время пожара по дереву огонь мог перекинуться с одного дома на другой.

Стоит пройти под небольшой аркой служившего арсеналом дома на Рюйтли, 10, как окажешься в Литейном дворике. Огнестрельное оружие изготавливалось здесь с XV века, пушки отливали отец и сын Хартманы.

http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=43007&dd=2006-12-09&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-06-2010 05:45
Титульный лист Хроники Бальтазара Руссова http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:RussowChronicle.jpg


Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Бальтазар Руссов

KXK.RU