Литовцы, литвины, жемайты, аукштайты и др. народы на территории Литвы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Литовцы, литвины, жемайты, аукштайты и др. народы на территории Литвы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 20-07-2004 19:43
Предки литовцев – айсты (балты) проживали на побережье Балтийского моря уже во II тысячелетии до нашей эры. Впервые о них упоминается в труде римского историка Тацита Германия. Территория, на которой жили балты, простиралась от Вислы до Даугавы и от Балтийского моря до Днепра. С течением времени балты разделились на различные племена, среди которых были курши, жемайты, аукштайты, литовцы, йотвинги (ятвяги), пруссы, селы, скалвы, латгалы, земгалы. Основой формирования литовской нации были племена аукштайтов и жемайтов, а также частично – куршей, земгалов и селов.

Первое упоминание о Литве встречается в Кведлинбургских анналах под 1009 годом (14 февраля), где сообщается о трагической гибели от рук язычников архиепископа Бонифация, который был направлен польским королем Болеславом Храбрым проповедовать христианство в землях йотвингов. Эти земли являлись объектом спора между Болеславом и русским князем Владимиром, который уже в 983 заставил йотвингов признать свою власть над ними.

После походов князя Ярослава в 1040 и 1044 Литва почти на полтора столетия попала в зависимость от русского государства. Литовцы выплачивали дань, которую собирали полоцкие князья. Завязывались и более тесные экономические связи Литвы с русскими землями. Вмешиваясь почти на протяжении всего XII века в междоусобные войны полоцких князей, литовцы использовали эту борьбу в своих целях, распространяя свое влияние на соседние территории. В 1183–1184 литовцы предприняли первый крупный военный поход в русские земли, дойдя до Пскова и нанеся ему значительный урон. В 1185 литовцами была опустошена Ливония, после чего перепуганные ливы согласились с постройкой крестоносцами на их территории двух каменных замков. До конца XII века литовцы не раз нападали на новгородские земли, а также, предположительно, вместе с йотвингами совершили поход на Волынское княжество.

В 1201 литовские посланцы прибыли в Ригу и заключили мирный договор с крестоносцами – первый международный договор в истории Литвы.

В то время Литва представляла собой рыхлое объединение (конфедерацию) раннефеодальных княжеств. Это объединение носило характер военно-политического союза между литовцами, пруссами и земгалами. В 1219 был заключен союз между Галицко-Волынским князем и 21 литовскими князьями, 5 из которых считались старшими. Среди последних был упомянут Миндаугас, который позднее, около 1236, объединил литовские земли в единое государство.
http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006310/1006310a3.htm#1006310-L-123

Гость
Добавлено: 24-05-2007 00:08
У Вас на форуме есть информация о латышах и эстонцах, но о литовцах я ничего не нашел. Не посоветуете ли, где можно о них прочесть?

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 24-06-2007 16:22
Выделяю отдельную тему о литовцах.

ЛИТОВЦЫ (самоназвание: летувяй, летувник, жемайты) – народ, основное население Республики Литва (2,9 млн чел., 2001). Общая численность в мире – около 3,5 миллиона человек. За пределами Литвы живут в США, Канаде, Латвии, Польше, Австралии, Украине, Белоруссии, Казахстане. В Российской Федерации проживает 45,6 тысячи человек (данные 2002 года), причём основная часть – в Калининградской области (почти 14 тысяч человек).

Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской языковой семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века – на латинской графической основе. Верующие литовцы – главным образом католики.

ЭТНОГЕНЕЗ. Основой формирования литовского этноса были древнебалтские племена бассейна рек Неман и Даугава: собственно литовцы, или аукштайты (в русских источниках – литва), жямайты (жмудь), скальвы и надрувы, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотагов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).

В IX-XII вв. складываются небольшие княжества – «земли»: Делтува, Каршува, Летува и другие, объединенные в первой половине XIII века в Великое княжество Литовское. В течение последующих двух столетий Литва вела непрекращающуюся борьбу против агрессии Тевтонского ордена, а с другой стороны – постепенно включала в свой состав северо-западные области Белоруссии и западнорусские земли вплоть до верховьев Оки и Волги.

После принятия в 1387 г. католичества усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 г. единого польско-литовского государства Речи Посполитой и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литовский язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII века.
На рубеже ХVIII-XIX веков этническая территория Литвы вошла в состав Российской империи. В 1918 г. была образована независимая Литовская республика, в 1940 г. – Литовская ССР в составе СССР. В 1990 г. восстановлено суверенное Литовское государство.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. К таковым у литовцев относятся пашенное земледелие (рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лен, с конца XVIII в. – картофель) и скотоводство – разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. На морском побережье было развито рыболовство. Второстепенное значение имело бортовое, затем – пасечное пчеловодство. Сегодня наиболее популярными формами декоративно-прикладного искусства являются: деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка и обработка янтаря.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ. Традиционный женский костюм сохранялся в быту до XIX в. и имел шесть вариантов, в зависимости от района проживания. Основу его составляют длинная холщовая рубаха, широкая юбка (обычно 2-3), передник, тканый или плетеный пояс, безрукавка, наплечное покрывало (скара). На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда – на твердой основе, замужние женщины – полотенчатый убор (намитку). Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые, стеклянные бусы.

Мужская одежда – холщовая рубаха, полотняные, суконные или полушерстяные штаны, жилет, холщовый или суконный кафтан, валяная шляпа. Зимой мужчины и женщины носили сермягу, овчинные шубы или полушубки.

Традиционная рабочая обувь – лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки, в праздничные дни – сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма, сохранились традиции узорчатых перчаток, чулок и т.п.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ. Основу питания литовцев составляла ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупы, горох, молоко, мясо. С начала XIX века широкое распространение получил картофель. И сегодня сохраняются традиционные блюда из тертого картофеля с мясной, творожной и другой начинкой (цепелины), молочные супы (с мукой и крупой или с картофельными клецками), картофельные блины, картофель с молоком или простоквашей, сыр с тмином и др.

http://krsgz.narod.ru/2007/39/1.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-08-2007 05:54
Жемайты, жямайты (самоназвание — жямайчяй, русское и польское — жмудь), древнее литовское племя в западной части Литвы (Жемайтии, Жямайтии), вошедшее в состав литовцев. В 13—14 вв. Ж. упорно боролись против агрессии Тевтонского ордена, но оказались под его властью. Вскоре после разгрома ордена в Грюнвальдской битве (1410) Ж. вошли в состав Великого княжества Литовского (окончательно в 1422). До 20 в. Ж. отличались от населения соседних частей Литвы некоторыми особенностями в материальной культуре, обычаях и народном творчестве.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/039/519.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-08-2007 05:27
Аукштайты были очень старым по возрасту этносом. «Массивный широколицый антропологический тип балтских племен восточной и средней Литвы (территория восточнолитовских курганов и западной Аукштайтии), который, вероятнее всего, генетически связан с племенами, проживавшими во второй половине I тыс. до н.э. в юго-восточном регионе балтского массива, повторяет весь комплекс антропологических особенностей юхновцев без каких-либо следов трансформации или смешения. Такое длительное сохранение без изменений архаичного комплекса признаков в течение целого тысячелетия, несмотря на значительное передвижение племен, могло реализоваться только в случае существующего здесь крупного массива родственных по происхождению племен с единым антропологическим типом, в пределах которого меняющиеся во времени и пространстве брачные связи, нередко выходившие за пределы отдельных племен, не влекли за собой существенных изменений в их генофонде».

В Упите (территория т.н. восточнолитовских курганов) жили одни аукштайты, и там управлял один из ставленников литовских князей. Летописные литвины управляли и Жемайтией. Так, при заключении литовскими князьями мирного договора с галицко-волынским княжеством в 1219 году (Ипатьевская летопись), жемайтским князем был Ердивил, родной брат Миндовга. Товтивил, Довмонт (Арвид), и Тройнята – родные сыновья Ердивила и племянники Миндовга. В 1256 году Миндовг дал Товтивилу удел в Полоцке, Довмонту – в Нальшанах, Тройняте – в Жемайтии.

Поэтому-то Аукштайтия к концу XIII в. полностью входила в состав ВКЛ и нигде не упоминалась в летописях. Впервые она засвидетельствована у Петра из Дусбурга в "Хронике земли Прусской" в связи с событиями 1294 года:

"Он (тевтон) вел многочисленные сражения на судах, одно в Аукштайтии, земле короля литовского".173

Иного взаимодействия между двумя некомплементарными этносами история человечества не знает. Эту гипотезу подтверждает еще один факт уже позднейшей истории – национальное движение летувисов середины XIX в. зародилось на территории Жемайтии, а не Аукштайтии, то есть, более молодой части летувисского этноса.

Известно, что "в Жемайтии культура V – X вв. имела много общего с культурой земгалов"174. Поэтому можно предположить, что жемайты как обособленное от земгалов племя, возникло около середины I тыс. н.э. Аукштайты были намного старше жемайтов.

РОЛЬ ЖЕМАЙТОВ И АУКШТАЙТОВ В ОБРАЗОВАНИИ ВКЛ
См. http://www.veras.litvin.org/Content/018.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-08-2007 06:41
Литвины — средневековое название части населения Великого княжества Литовского, проживавшего в его северо-западной части, потомки кривичей. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
http://e-vse.ru/rus/article/litviny.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-09-2007 07:13
Предками литовцев были балты. На Балтийском побережье они появились приблизительно в 2000 г. до н.э. и заняли территорию от Балтийского моря до реки Дугавы на севере, на востоке - до верховьев Оки, на юге - до среднего течения Днепра, на западе - до реки Вислы.

С течением времени происходило формирование племен балтов: появились различия в языке, обычаях, верованиях. Выделились следующие племена: курши (проживали на побережье Балтийского моря), жемайты (жили у рек Вирвите, Миния и Вянта), аукштайты и литовцы (занимали большую часть центральной, южной и восточной Литвы, вместе с жемайтами и земгалами составили основу литовской нации), пруссы (жили между Вислой и Преголем у Балтийского моря), селы (занимали Северо-Восточную Литву, часть территории Латвии и Даугавы; слились с литовской народностью), скалвы и надрувы (жили в низовьях реки Нямунаса), йотвинги, латгалы (образовали латышкую народность).

Как и славянские племена, литовцы на заре своего существования придерживались языческих верований: поклонялись множеству богов и богинь. Верховным божеством считался Девас (также назывался Предвечный, Всевышний, Господь). Бог грома Пяркунас (у славян Перун) тоже относился к числу главных божеств. Богиней земли и плодородия считалась Жямина, богиней огня - Габия.

Для своих главных божеств литовцы строили в священных лесах, на городищах, возле рек и озер святилища - ромувы. Самое главное находилось в центре современного Вильнюса, в долине Швентарагиса, на том месте, где сейчас стоит Кафедральный собор. Главный жрец назывался Кривис кривайтис.

http://www.yestravel.ru/countries/lituania/

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 24-05-2009 20:58
Литвины — средневековое название части населения Великого княжества Литовского, проживавшего в его северо-западной части, потомки кривичей. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
http://e-vse.ru/rus/article/litviny.html


Что за белиберда?
Потомки кривичей, то есть непосредственно это жители Полоцкого, Витебского, Смоленского и Мстиславского воеводств Литвы и некоторых прилегающих районов, были лишь частью литвинов. Как нации, то есть в широком смысле.

Но вот "Собственно Литвой" - одним из регионов внутри Литвы (наряду с Полесьем, Подляшьем, Русью и Понизовьем) - эти земли как раз не были. "Cобственно литвинами" были жители Менска, Вильни, Новогородка, Гродно, Троков и пр. То есть население, не имеющее прямого отношения к кривичам.

И при чём тут вообще "северо-западная часть" ВКЛ? Северо-западная часть ВКЛ - это Жамойть. Северо-западная часть собственно Литовского княжества - это и Полоцкое и Виленское воеводтва.
Земли бывших кривичей (Русь, Литовская Русь, познее - Белая Русь) располагались на северe и северо-востоке Литвы.

P.S. Ссылка, к сожалению, не открывается.

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 24-05-2009 21:39
был заключен союз между Галицко-Волынским князем и 21 литовскими князьями, 5 из которых считались старшими. Среди последних был упомянут Миндаугас
http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006310/1006310a3.htm#1006310-L-123


Среди последних был упомянут не Миндаугас, а Мидогъ.
http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat31.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-05-2009 07:35
Уважаемый LICVIN, добро пожаловать на форум! И спасибо за уточнения!

Ссылка не открывается потому что многие сайты за это время, сколько существует форум, исчезли из Интернета, в том числе и указанный.

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 05-09-2010 06:03
Дворец Зубовых в Шяуляй, домик Петра I в Екатеринентале и многие другие уникальные памятники культуры нашли свое отражение в издании о прибалтийских русских, которое сегодня было представлено в Вильнюсе. "Самое существенное – это то, что в книге памятники культуры трактуются как носители символических ценностей и важный связующий момент для самосознания русских", - сказал в интервью DELFI один из авторов книги, доцент Вильнюсского университета Павел Ларинец.

Книга «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010)» содержит 224 очерка 34 авторов из Латвии, Литвы и Эстонии. Она была издана латвийским Институтом европейских исследований. В центре внимания авторского коллектива – объекты материальной культуры, созданные русскими этих стран: памятники, храмы, монастыри, дворцы, инженерные и военные сооружения.

«В проекте представлены памятники культуры, в том числе и несохранившиеся, в трех Балтийских странах. У каждого хронологического раздела издания есть вводная статья, которая описывает жизнедеятельность русских того времени. Например, в Российской империи, в советский период и т.д. Здесь также отмечается, какие в это время строились памятники культуры: начиная от крепостей и церквей и заканчивая жилыми домами, учреждениями культуры и тому подобным», - сказал в интервью DELFI один из авторов издания Павел Лавринец.

Книга, вышедшая в этом году в Риге тиражом в 500 экземпляров, подготовлена коллективом авторов и фотографами под руководством доктора экономических наук Александра Гапоненко.

В этом труде впервые систематически излагается история русского населения Прибалтики с 1710 по 2010 год. Все статьи проиллюстрированы фотографиями или рисунками, снабжены картами, сопровождаются списками использованной литературы.

Среди памятников, описанных в книге, – Дворец Зубовых в Шяуляй, домик Петра I в Екатеринентале (Таллинн), Дворец Петра I в Нарве, Мавзолей Барклая-де-Толли в Йыгевесте, Здание ратуши в Риге, Торговые порты в Лиепае и Вентспилсе и многие другие.

«Например, вильнюсский стадион «Жальгирис» проектировал русский архитектор Виктор Аникин. Кроме того, в 50-е в Вильнюсе была открыта тогдашняя Республиканская библиотека, которая сейчас носит название Национальной библиотеки Литвы. Русским архитектором было спроектировано и нынешнее здание Академии наук Литвы. Тогда оно строилось под Русский государственный банк. Кроме того, в книгу вошли здания промышленных объектов – фабрики и заводы русских купцов, которых было больше в Латвии и Эстонии. Конечно, нашли здесь свое отображение и церкви, а также здания, в которых пребывали российские императоры, особенно это актуально для Эстонии. В качестве примера можно привести домик, в котором жил Ганнибал», - рассказал П.Лавринец.


Материал в книге сгруппирован в пять разделов: от присоединения Эстляндии и Лифляндии к России (1710 год) до времени после развала СССР.

«Самое существенное – это то, что в книге памятники культуры трактуются как носители символических ценностей и важный связующий момент для самосознания русских. Если у нас есть какая-то коллективная память, то в чем она может воплощаться? В том, что мы одинаково понимаем важность для нас того или иного материального объекта, хотя он состоит всего лишь из цемента, камней, досок. Но для нас это важно, потому что знаменует собой важный этап в истории или личность в истории русской культуры или истории России, связанной с Балтийскими странами. Если говорить о социальном воспроизводстве русских Прибалтики, то за этим стоит причастность к русской культуре, русской истории, в том числе и на этих землях, а также общее осознание значимости этих объектов культуры», - сказал П.Лавринец.

Из последних наиболее ярких событий он отметил открытие мемориальных досок Л.Карсавину и П.Столыпину в Вильнюсе, а также 300-летий юбилей, который отмечали общины староверов Эстонии, Латвии и Литвы. Недавно в свет вышло издание «Культура староверов стран Балтии и Польши», в которое вошли статьи и изображения старинных икон.

Как рассказал П.Лавринец, издатели книги «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры» планируют выпустить DVD-версию книги, а также опубликовать ее в интернете.
http://ru.delfi.lt/misc/culture/v-vilnyuse-predstavlena-kniga-o-pribaltijskih-russkih.d?id=35519395

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 02-02-2011 11:43
"Мы просто хотим напомнить, что еще во времена Саюдиса было продекларировано, что Литва состоит из четырех регионов: Жемайтии, Аукштайтии, Дзукии и Сувалкии, мы просто хотим, чтобы выполнялись те решения", - сказал Скарбалюс. Экс-депутат отметил, что "это общеевропейская практика, когда культуру и самобытность стараются изо всех сил сохранить". "У нас же все наоборот. А ведь жемайтийский язык отличается от литовского намного больше, чем украинский от русского. У нас говорят, что каждый жемайт - это литовец, но не каждый литовец - жемайт. Культура Литвы уникальна тем, что на такой маленькой территории сосредоточено так много культур. Мы мультикультурная страна", - подчеркнул Скарбалюс.

Жемайты (в исторических документах также встречаются названия жмудь, жамойты, жмудины, в латинском и английском языке упоминаются как самогиты) - этническая группа в составе литовцев в Западной Литве, население исторической области Жемайтия. Носители отдельного языка, по одной из версий жемайтийский язык - это наречие литовского, но сами жемайты утверждают, что это отдельный язык, так как в него входит три наречия. По одной из версий, предки жемайтов по археологическим данным в XV веке населяли бассейн реки Швентойя. Затем племя жмудь продвинулась на запад до Жмудской возвышенности в верховьях рек Дубиса и Юра (археологическая культура грунтовых могильников Центральной Литвы V-VI вв.). С XIII в. отстаивали независимость в борьбе с Тевтонским орденом, в 1422 г. окончательно вошли в состав Великого княжества Литовского, образовав там Жмудское староство. К XV-XVI в. ассимилировали южных земгалов и южных куршей Западной Литвы. Жмудь последними из европейских народов были обращены в христианство (XV в.). В XIX в. Жемайтия стала центром литовского культурного возрождения. На жемайтийском диалекте были изданы несколько литературных произведений. В 1-й пол. XX в. была создана отдельная письменность на латинской основе.

http://www.runet.lt/press/1527-kazhdyjj-zhemajjt-litovec-no-ne.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Литовцы, литвины, жемайты, аукштайты и др. народы на территории Литвы

KXK.RU