|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Латыши: этнография, фольклор, традиции |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
castles-ren Гость |
Добавлено: 12-07-2004 18:42 |
Замечаю, что информации по этому вопросу в Интернете маловато... Предлагаю вам, если что-то попадется, скидывать ссылки в эту тему. Итак, начнем. *Латышский народный костюм *Орнаменты Лиелвардского пояса *Просто фотографии костюмов *Копии старинных украшений |
|
Renata великий магистр Группа: Главный администратор Сообщений: 2765 |
Добавлено: 29-10-2004 19:55 |
O латышской мифологии и символике Латышская мифология и символикa (на лат.) http://www.liis.lv/folklora/mitol/citati/saules_meitas.htm http://www.pbla.lv/izglitiba/ornamenti.htm http://www.pbla.lv/izglitiba/raksti.htm Здесь об этом же на английском http://www.angelfire.com/al2/LatvianStuff/Skydeities.html http://www.nordwear.com.lv/symbols.htm На русском есть небольшая табличка в тексте http://www.travelinfo.lv/rus/ Немного о лат. орнаментах (на англ.) http://webwm.com/w/h/frame0.htm |
|
Роман великий магистр Группа: Модераторы Сообщений: 1557 |
Добавлено: 19-08-2005 03:23 |
Одежда и украшения на территории Латвии. Орнаментальные узоры Уцелевшие остатки одежды, найденные в местах захоронений Х—XII веков, дают возможность судить о том, какую одежду и украшения носили предки латышей. Мужчины носили длинные рубахи и штаны, сшитые из льняной ткани. Поверх рубахи надевался шерстяной кафтан. Как рубаха, так и кафтан застегивались у шеи особой булавкой или кольцевидной пряжкой (sakta). Кафтан был украшен бронзовыми спиральками и различными подвесками. Его носили с поясом — тканым или изготовленным из кожи и украшенным чеканным металлом. У пояса обычно носили нож или другие необходимые предметы. Воины прикрепляли к поясу меч. На ногах носили обмотки из шерстяной ткани, которые наматывались до колен. Обували кожаные постолы или лапти, плетейные из липового лыка. Богатые люди носили кожаные башмаки или сапоги. У всадников на сапогах были шпоры. Шапки шили из шерстяной ткани или звериных шкур, особенно из куницы, и украшали их бронзовыми спиралями. Необходимым элементом одежды была накидка из шерстяной ткани. Зимой носили меховые накидки пли шубы. Женщины носили льняные рубахи, которые были украшены различными орнаментами, юбку из шерстяной ткани, онучи (портянки) и кожаную обувь. Неотъемлемой частью женской одежды было виллайне — особое наплечное покрывало из шерстяной ткани. Виллайне были украшены красивыми ткаными узорами, бронзовыми или серебряными нитями, лентами и спиралями. На плечах виллайне держалось с помощью кольцевидных пряжек (sakta). Талию опоясывал узорчатый тканый пояс. Замужние женщины носили на голове особые чепцы. Головным украшением девушек служили так называемые венки (vainags) — самая красивая принадлежность латышской женской одежды. Венки изготавливались из бронзовых спиралей и обручей, а также из ткани с орнаментом. Летом девушки часто носили также венки, сплетенные из цветов. Конечно, роскошные одежды с украшениями носили не всегда и не все. Одежда простых земледельцев, а тем более невольников была незамысловатой, без каких-либо украшений. Одежда из различных местностей (округов) Латвии различалась как цветовой гаммой, так и орнаментом. И женщины, и мужчины носили различные украшения: пряжки, подвески, цепочки, кольца, браслеты и шейные гривны. Материалом для их изготовления служили бронза, серебро. http://rianova.narod.ru/ist/istoria1.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 09-12-2005 05:43 |
Ювелирные украшения по мотивам старинных древнелатвийских. NB! Для исторической реконструкции следует изучать материалы археологических исследований. Данные ссылки лишь призваны продемонстрировать примерно на что могут быть похожи нужные Вам артефакты. http://www.smithy.times.lv/rings.html http://www.balturotas.lv/jewelry.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-04-2006 06:49 |
Алфавитные перечни национальностей и языков для кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года. Любопытно, что там представлены следующие национальности: латвиетис латвиеши латгальцы латгалиетис латыши http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/alfavit/alfavit_nacional.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-04-2006 05:17 |
Распределение грамотных по национальности на 1926 г. (латыши на втором месте после финнов) Грамотность в различных странах (не совсем корректное сравнение, т.к. данные за разные страны взяты в разное время, но все же общее представление дает) - http://community.livejournal.com/ru_history/466932.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 08-05-2006 13:24 |
Подумал, что такой темы на русском языке в Сети не хватает. Хочу оговорить, что здесь может быть информация после 15-16 вв., когда был завершен этногенез латышского народа. Куршей и латгалов по-прежнему рассматриваем в отдельной теме. Впрочем, не весь этот край населен латышами: в северной его части соседями латышей являются эстонцы - народ финского происхождения. Граница между латышами и эстонцами проходит приблизительно вдоль 58 градуса северной широты. Если взглянуть на карту Прибалтийского края, то нельзя будет не заметить, что этот градус разделяет Лифляндию на две части: северная составляет побольше 1/3 всего пространства губерни, а южная до 2/3; занимая эту южную часть Лифляндии, латыши составляют вместе с тем сплошное население Курляндии и северо-западных уездов Витебской губернии (так называемые лифляндские уезды: Устьдвинский, Режицкий и Люцинский). Естественные условия занимаемого латышами края благоприятствуют более всего тому, чтобы выработать из латыша земледельца и рыболова. Латыши принадлежать к одному племени с литовцами. В песне, языке и древних языческих верованиях этих двух народов есть много общего. Латыш обладает довольно высоким ростом и стройностью, но телосложение у него не отличается крепостью: спина и грудь плоски, плечи не широки, шея вытянутая. Волосы у него по большей части светлые, глаза сирые. Усов и бороды латыши прежде не носили: обыкновение отпускать то и другое распространилось лишь в наше время. Латыши говорят языком одного происхождения с литовцами. Латышский язык, впрочем, не так древен. Тем не менее он удержал лучше всех других европейских языков, после литовского, формы, сходные с санскритским. Так, „Бог" по-санскритски Daiwas, по-латышски Diwas, „я есмь" по-санскритски asmi, а по-латышски esmi, и местоимения, причастия, имена числительные, названия главных животных и растений и т. п. представляют в обоих языках также много сходства. Латышский язык не всюду одинаков: в нем есть свои наречия. Латыши обладают бойкими умственными способностями. Из их среды, правда, выдвинулось мало видных деятелей в литературе и науки, но причина этого кроется в долговременном рабстве. Чтобы лучше держать народ в ежовых рукавицах, немцы не давали ему никакого образования. Природные способности самых даровитых людей при таких обстоятельствах должны были глохнуть. Нравственные качества латышей, как и всякого народа, жившего долгое время под гнетом, представляют пеструю смесь хороших и дурных черт. Латышам нельзя отказать в трудолюбии, добродушии и веселости. Трудолюбие они признают великим достоинством человека. Молодец, собираясь жениться, выглядываетъ себе трудолюбивую невесту, а девица, думая о замужестве, желает себе работящего супруга. Но латышу присущи раболепство, скрытность, наклонност к пьянству. Невозможно, однако, ставить в вину им этих вызванных историческими обстоятельствами некрасивых качеств. Невозможно требовать от народа, целые века жившего в рабстве, возвышенных душевных свойств, „Рабская пугливость и недоверие, — говорит Меркель, — самые выдающиеся черты в характере ливонского крестьянина. За 30 шагов, даже проходя мимо помещичьего дома, он снимает шляпу и приседает. Потом он крадется, понурив голову, чтобы поцеловать у него кафтан или ногу. Если барин заговорит с ним, латыш, подозревая своекорыстную хитрость, отвечает двусмысленно". Влача печальную судьбу, латыш искал утехи в водке. Отсюда развилась в нем наклонност к пьянству. Даже матери, по словам Меркеля, разделяли поднесенный им стакан вина с грудными младенцами. Обвиняют латышей еще в том, что они вороваты. У латышей большая любовь к цвътам. При всяком не совсем бедном латышском хуторе проглядывает желание девушек развести цветник. Так как баня для современного латыша такая же необходимость, как и для его предка, то она играет видную роль в постройках у латышей. Из предосторожности от пожара, ее нередко строятъ особо, на берегу речки. Баня посещается латышом неукоснительно каждую субботу. Старинные обычаи, костюмы мало-по-малу исчезают среди латышей. Так, например, в окрестностях больших городов, каковы Рига и Митава, латыши уже утратили национальную старину, — в их жизнь проникли новые привычки, новые взгляды. Пища латышей состоит по большей части из растительных и молочных продуктов (молока и сыра), а также свинины. Национальным латышскимъ кушаньем служит путра, — похлебка с ячменною крупою, солью, сладким молоком и простокваша. Путра употребляется в скисшем виде в качестве ежедневной и часто, можно сказать, единственной похлебки латыша-крестьянина. Отправляясь на сельские работы куда-нибудь вдаль от дома, рабочие берут с собою объемистые сосуды с путрой и хлеб. Безъ рыбы также не обходятся. В жизни латыша сельдь и камбала играютъ не последнюю роль. Мелкая сельдь, ловимая в. большом количестве у курляндских и лифляндских берегов, служит дешевым пищевым продуктом для местного населения, более же ценная камбала приносит рыбакам xopoшие чистые барыши. Склонность латышей к пению так велика, что поражает всякого, кому приходилось наблюдать латышскую народную жизнь. Любимое пение латышского народа — хоровое, но можно слышать, особенно от пастухов, и пение сольное. Латышские песни посвящены довольно разнообразным предметам, но круг последних далеко уже не тот, чем песен русского народа. Былины и историческия песни, можно сказать, положительно отсутствуют. Только немногие произведения народной поэзии содержат какие-то слабые намеки на прошлые судьбы народа, на прежние войны его с Литвою и Польшею. http://www.hleb.net/library/0101/27/27latyshi.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-05-2006 01:48 |
Разнообразные материалы о латышском фольклоре и народном творчестве: Каталог латвийских фольклорных ансамблей, содержащий информацию (в том числе фотоснимки и аудиозаписи) о почти всех фольклорных ансамблях Латвии, участок Сведения о латышских музыках, повествующий о народных музыкальных инструментах, а так же участок Фольклорные мероприятия, в котором пытаемся рассказать о латвийской фольклорной жизни. http://folklora.lv/ru.shtml Сайт содержит ресурсы и ссылки по латышскому языку, культуре и фольклору http://www.ailab.lv/ Хранилище латвийского фольклора http://www.lfk.lv/ Сервер латышских песен http://www.dziesmas.lv/ Энциклопедии на Летонике http://www.letonika.lv/ |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-06-2006 02:19 |
Латышские народные сказки http://skazki.eclub.lv/ Латышские народные сказки (иллюстрации) http://community.livejournal.com/kidpix/143538.html Латышка с прялкой (Латышские народные сказки, 1957 г.) Художник - Павилс Шенгофс. |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 12-06-2006 17:31 |
Латыши В. уезда говорят особым наречием, будучи потомками особого племени древних вендов, живших по обоим берегам р. Виндавы и теперь еще носящих название "вентенееки" или "таменееки". Они особенно отличаются привязанностью к старине: у них сохранилось много прежних обычаев, песен, плясок, одеяний, старинные национальные музыкальные инструменты "когкле" и "тауре"; похоронные и свадебные обряды отличаются своеобразностью. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/021/21248.htm |
|
DOMINIC великий магистр Группа: Участники Сообщений: 560 |
Добавлено: 30-06-2006 19:25 |
Древнелатышская символика: Jumis http://altreligion.about.com/library/glossary/symbols/bldefsjumis.htm Star of Auseklis, Morning Star http://altreligion.about.com/library/glossary/symbols/bldefsauseklazvaigzne.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 10-07-2006 03:55 |
Символы древних латышей Знак Мары Мара представляет материальную часть мира, защитница женщины, дающая плодородие, а также владычица земного и подземного царств. Значимое место в латышской мифологии занимает богиня-мать. Человек после смерти переходит в царство матери Земли и это божество в свою очередь заведует множеством других матерей – Леса, Ветра, Моря, Молока, Коров, Белья и других матерей – удерживая в своем ведении так же подземное царство и опять объединяя в образе Мары. Знак Мары обычно изображается как равносторонний треугольник, крюк, полукруг, с вершиной вниз. Изображая сей знак в горизонтальной плоскости, его вершина смотрит на СЗ и СВ, это те направления, где в Латвийское лето на Солнцестояние Солнце заходит и в Яново утро встает. Для знака является присущим глубокий символический смысл и противоположная треугольнику Бога сила, поэтому объединяя их, получают равновесие и созвучие. Оба этих знака пропущеные один сквозь другой, создают шестиугольный крест ужаса (знак против злой силы, которая мучает скот и человека). Треугольник Мары может разветвлятся и обогащатся. Многие виды Мары отображены в знаках Мары – это наиболее заметно в – треугольнике Мары, воде Мары, земле Мары, кресте Мары или кресте крестов. Это знаки дают основательность, безопасность (защиту), связь с силами природы и земли. Далее тут: http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/13886.html http://www.akmens.org/index.php?mod=Articles&go=view&a=16 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-07-2006 05:20 |
Концепция экспозиции «Этнография южной Курземе. 19 – первая половина 20 века» основывается на трех основных событиях человеческой жизни – рождение, свадьба и уход в мир иной и с ними связанными жизненными периодами. Части экспозиции сюжетно показывают каждое из этих событий, дополняя их изображением жизни земледельца и отображением влияния христианской церкви на жизнь крестьянской семьи. Быт деревни южной Курземе характеризуется наиболее длительным, чем где-либо в Латвии, сохранением элементов старинной материальной и духовной культуры. Наиболее яркими этому доказательствами являются народные одежды и украшения округов Руцавас и Ницас, выставленные на экспозиции. Руцава с середины 17 века была известна как важный центр гончарного дела, каковым она оставалась до 30-х годов 20 века. На экспозиции представлены изделия руцавских гончаров вплоть до 30-х годов 20 века. http://www.liepajasmuzejs.lv/public/26141.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-08-2006 03:50 |
В отделе этнографии насчитывается около 84 000 единиц хранения. Это самая большая коллекция латышского этнографического и народно-прикладного искусства. Коллекции сельскохозяйственных орудий, домашней утвари, керамики, текстиля, народных костюмов, украшений, народных музыкальных инструментов, а также документальные материалы прекрасно характеризуют латышский образ жизни в XVIII – нач. XX в. В собрании отдела особую ценность представляют предметы XVII – XVIII вв., выполненные в традициях далекого прошлого. Многие уникальные предметы вошли в собрание музея благодаря собирательской деятельности Рижского Латышского общества в XIX веке. Столь давние вещественные источники – музейная редкость в собраниях других латвийских музеев. Огромная коллекция народно-прикладного искусства свидетельсвует о приемственности традиций и их дальнейшем творческом развитии в народно-прикладном искусстве в настоящее время. Документы, собранные в 1920 - 1940-х гг., во время этнографических экспедиций, проводимых Управлением памятниками, являются существенными источниками, содержащими важные этнографические данные, т.к. описанные в них предметы датируются XVIII – нач. XX в. Многие предметы и экспонаты из собрания отдела имеют сведения об их истории. http://www.history-museum.lv/russian/pages/krajums/etnografija.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-08-2006 03:57 |
Образ жизни крестьян в Латвии. XVIII – нач.XX в. Крестьянские хозяйства производили сельскохозяйственные продукты для собственных нужд и уплаты помещику натурального оброка. Развитие орудий труда и введение новых способов производства шло медленно. Более стремительные изменения в крестьянских хозяйствах начались в 19 веке, после отмены крепостного права в 1817-1861 гг. , которая проходила в разных частях Латвии в разное время. Основой хозяйственной деятельности в Латвии было земледелие и животноводство. Значительным источником доходов также были льноводство и бортничество (пчеловодство). Важное место среди видов деятельности занимало рыболовство. Латышские традиционные праздники делятся на два цикла – годовой и семейный. Годовой цикл включает в себя праздники солнцеворотов на протяжении года – Пасха, Иванов день, Мартынов день, Рождество. Эти праздники приходятся на начало весны, лета, осени, зимы и связаны с началом или концом сельскохозяйственных работ. Семейный цикл связан с важнейшими событиями в жизни человека – крещение, свадьба и похороны. Наиболее богатое старинными традициями торжество – это свадьба. Латышский язык принадлежит к крупнейшей в мире семье индоевропейских языков и вместе с литовским входит в группу балтских языков. Латышский язык сформировался из языков латгалов, селов, земгалов и куршей в период с 13-16вв. До настоящего времени сохранились образцы традиционной праздничной одежды, из которых самые ранние датируются 18 веком. Различают ансамбли народной одежды Курземе, Земгале, Видземе, Латгале и Аугшземе. Традиционный комплект женской одежды состоял из льняной рубашки, шерстяной юбки, пояса и соответствующего головного убора. Девушки украшали голову венком или лентой, замужние женщины –платком или чепцом. Самой красивой частью одежды было наплечное покрывало – виллайне. Мужской костюм состоял из льняной рубахи, шерстяных штанов, короткого или длинного кафтана и пояса. Украшения изготавливались из бронзы, серебра, янтаря, цветного стекла и др. Качество и количество украшений характеризовало материальное положение их владельца. http://www.history-museum.lv/russian/pages/pamatekspozicija-un-izstades/zemnieku-dzivesveids-latvija-18-gs-96-20-gs-sakums.php |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 03-09-2006 17:19 |
Крестьянский двор в Микелиши В 12 километрах к югу от Бауски, в волости Гаилиши (Петушки) расположен "Крестьянский двор" и музей сельскохозяйственной техники. Это - типичное для Земгале крестьянское хозяйство, включающее в себя жилой дом, хлев, овин, мельницу, кузницу и баню; в помещениях размещены коллекции орудий труда и предметов быта. По особому заказу для Вас здесь будет накрыт обеденный стол. http://www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=21 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-09-2006 05:44 |
Имеются латышские пиктограммы тысячелетнего возраста, которые кое-кто считает доказательством латышского письма и вроде расшифровал на базе народных орнаментов - которые действительно сильно напоминают письмо, судя по их старым обозначениям. Но я позволю себе считать, что всё это притянуто за уши. В любом случае, если кто и пытался писать этими пиктограммами, то одни волхвы (криивы), а не простонародье. Символику же цепи орнаментов можно счесть стихами, но опять же - небесспорно. Правда, латыши в прошлые века отличались такой ненормальной склонностью к песнопению и сочинению, что попытку записи стихов путём стилизованных рисунков нельзя совсем скинуть со счета. Официально же доказанным считается, что первая книга на латышском - конечно, библия - была издана в 1525. в Германии лютеранами, но католики перехватили и уничтожили тираж на границе. К середине века лютеране уже издали несколько книг религиозного содержания. До этого имелись лишь отдельные записи на разных латышских диалектах, либо религиозные, либо деловые. Использовался немецкий шрифт. Язык первых книг был уродлив, поскольку писали или переводили их чаще всего немецкие пастора, более-менее научившиеся языку самоучением. Кроме того, грамотность была очень низкой и практически эти книги были лишь помощю священникам. В 17. веке язык книг стал более хорошим, появились словари, художественные попытки - но опять же, немцами либо онемеченными латышами. К концу 17. века резко возросла грамотность, появились латышские авторы. Процесс лет на сто застопорился после Северной войны (если кому-то преступления второй мировой кажутся дикими, почитайте про эту войну в Латвии), но потом народ восстановился и снова пошло развитие. Массовой же литература, в том числе художественная, стала только в середине 19. века. (Собственно, как и в России.) На практике же вся культура - а она была - была устной. Эпос "Лачплесис" - это лишь сборник мифов, обработанных в 19 веке в единое целое, но функции воспитания и образования исполняли... народные песни. Созданы они почти все в 9.-17 веках, и сохранившееся количество просто убойное - более миллиона, и это при том, что их стали записывать только в конце 19. века. Они просто вьелись нам в душу, включая и тех, кто, как я, очень плохо разбираются в жанре и наизусть помнят хорошо если несколько десятков (это жалкий показатель даже по совремённым меркам). Народные песни сформировали образ мышления, который то и дело прорывается наружу - так, такие слова как "солнце", "бог", "брат", да вообще существительные в обычной форме чаще всего не используються, вместо них идут уменьшительные формы - "солнышко", "боженька", "братик"... Куча эвфемизмов, например, стая волков - "божьи собачки" (причём речь отнюдь не о юдейско-христианском боге - фактически, латыши никогда и не были христианами, да и сейчас ими в массе своей не являются). Собственно, в этом - и наша философия. Всё остальное - просто пристройки. Даже если самого здания не всегда видно, всё равно оно является определяющим, поскольку вся остальная культура выросла на этом. http://rianova.narod.ru/kul/kultist.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-09-2006 04:08 |
Когда в Москве составлялось большое энциклопедическое издание "Мифы народов мира" (1980, 1982), выяснилось, что исследования латышских ученых в области мифологии своего народа столь ничтожны, что их невозможно включить в вышеназванное издание. Статьи о балтийской мифологии были написаны двумя русскими авторами В.Ивановым и В.Топоровым. В них доминируют материалы литовской мифологии, а явления латышской мифологии упоминаются фрагментарно. В библиографической статье нет ни одного послевоенного труда латышских авторов, потому что таких и не было (в то время как литовских имеется более десяти). Фигурируют только работы, созданные или в 20-30-е годы, или же в наши дни - авторами латышского происхождения, но живущими за пределами Латвии. Это "Латышская мифология" П.Шмита (1926), "Религия древних латышей" Л.Адамовича (1937), "Латышские народные верования" I-IVтт. (1940-1941) и труд X.Биеза, изданный в 1972 г. в Швеции на немецком языке "Gotten familie der alten Letten". Еще следует упомянуть статью Э.Блесе о латышской мифологии в "Конверсационном словаре" и некоторые другие издания. В 20-30-е годы в области философской мысли произошли качественные изменения. Проф. П.Зейле, 1989г. ЛАТЫШСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА В ЛАТВИИ В 20-30-Е ГОДЫ http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/Z/Zeile/LatKult.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-12-2006 07:31 |
Праздник песни 1888 г. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 09-01-2007 06:17 |
Латыш с точки зрения генетики Факсимиле Леонида Федосеева Генетика развивается бурно. И в Латвии уже второй десяток лет проводятся генетические исследования. Так, например, удалось выявить некий характерный для латышей генетический компонент. Этого компонента, обозначенного литерами LWb, оказывается, у латышей значительно больше, чем у представителей других наций. Так, если у латышей он составляет около 5,9 процента, то у русских его всего-то 2,2 процента. Ну нашли, а дальше что? В принципе, ничего, так как существенного значения этот компонент не имеет и его удельный вес на способности людей не влияет. Правда, политики с этим не считаются. Так, веками антропологи измеряли черепа, составляли графики роста людей, описывали расовые особенности. Все вроде ничего, пока некие политики не додумались это применить на практике, доведя научные выводы до абсурда. Ну а если серьезно, то, как ни странно, это исследование нанесло жестокий удар именно по "ментальному" расизму. Выяснилось, что эстонцы, которые сами себя причисляют к северянам, о которых латыши рассказывают анекдоты и которые по языку и историческому происхождению должны быть совершенно чужды латышам, так как не только не балты, но даже и не индо-европейцы, генетически оказались... идентичны латышам. Другими словами - национальная принадлежность и гены не имеют прямой связи. http://www.whiteworld.ru/rubriki/000104/002/00122901.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 01-05-2007 06:29 |
Эссе о латышах, особенностях национального характера и мышления - автор Лайма Муктупавела - прозаик, эссеист, драматург. Закончила Рижский колледж прикладного искусства и историко-философский факультет Латвийского государственного университета. Публикуется с 1993 года. Работала архивариусом, служащей в лесничестве, журналисткой, менеджером в Клубе защиты окружающей среды, редактором в журнале “Карогс”, заместителем председателя Союза писателей Латвии. Лауреат нескольких национальных литературных премий. http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/10/mu13.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-05-2007 06:19 |
Латышская этнография (на лат. яз.) http://www.liis.lv/majtur/darbmac/etnogr.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-06-2007 06:05 |
Латышские народные сказки (1957 г.) Эта книга из тех, которые я помню столько же, сколько себя :-) Она очень толстая, вся разваливается, страницы желтые, а иллюстрации в ней как вкладыши - печать с одной стороны на толстой бумаге... В детстве я над ними зависала по полной программе, они казались какими-то просто волшебными, впечатление это настолько сильное, что сейчас я не могу адекватно их оценить, возможно, они суховаты, но... Итак: "Латышские народные сказки", Издательство Академии Наук Латвийской ССР, Рига 1957 г. Художник П. Шенгоф. http://community.livejournal.com/kidpix/356819.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-08-2007 03:22 |
О народных промыслах в наше время: В черте старого Вентспилса в недавно совершенно заброшенном доме открылся замечательный музей-магазин ремесленников. (Фоторепортаж) http://lenaneo.livejournal.com/139218.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-08-2007 04:28 |
Сам музей скорее выглядит мелким филиалом рижского этнографического. На странице много образцов латышского фольклора http://egil-belshevic.livejournal.com/120799.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-08-2007 02:30 |
Veveri (Вевери) - филиал Латвийского этнографического музея под открытым небом. Посетители смогут осмотреть орудия труда ткачей, а также попробовать в этом ремесле собственные силы. http://www.pstr.ru/info/296.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 14-09-2007 04:49 |
Этнографический музей в Риге (несколько фотографий) http://annely.livejournal.com/158044.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-10-2007 05:50 |
Об Этнографическом музее в Риге на латышском http://www.tournet.lv/page.php/page.php?id=2288 | |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 20-04-2008 23:47 |
ЛАТЫШИ (самоназвание — латвиеши), народ, основное население Латвии (1390 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 47 тыс. жителей. Общая численность 1,54 млн. человек (1992). Язык латышский. Верующие латыши в основном протестанты, часть — католики. Первые жители на территории Латвии появились в 9 тысячелетии до н.э. это были племена охотников и рыболовов, этническая принадлежность которых определялась трудно. Предполагают, что древнейшие жители на территории Латвии проникли с юга. По антропологическому типу они были европеоидами. В 3 тысячелетии до н.э. из лесной зоны восточной Европы в Латвию продвинулись племена, принадлежащие к культуре ямочно-гребенчатой керамики, которые по антропологическому типу были европеоидами, но с монголоидными признаками. Эти племена рассматривают как возможных предков прибалтийских финнов. Пришельцы проникли из районов со сходной географической средой, селились по берегам рек и озер, смешиваясь с местными племенами или создавая свои поселения. Проживая в тесном контакте, пришельцы и местное население заимствуют культурные традиции, особенно с южной и западной частях Латвии, где преобладает местное население, а в восточной и северной частях, где волна пришельцев была выше, различия сохраняются сравнительно долго, в отдельных случаях культура пришлых племен даже становится преобладающей. В конце 2-3 тысячелетия до н.э. в Латвию с территории между Одером и Висло, Днепром пришли племена балтов с характерной культурой шнуровой керамики. Балтийские племена занимались главным образом скотоводством и земледелием. В ходе развития этнических процессов в северной части Прибалтики консолидировалась финно-угорская этническая группа, в южно-балтийская. В конце 2 - начале 1 тысячелетия до н.э. на территории к югу от Даугавы распространились характерные грунтовые могильники балтов и курганные насыпи. В 1 тысячелетии н.э. в Латвии сформировались родственные в культурном отношении группы племен: курши, земглалы, латгалы и селы, а также ливы - потомки финно-угорских племен. Эти племенные группы имели тесную связь с другими балтийскими племенами - жемайтами, аукштайтами и древними прусами, а также с восточными и западными славянами. Древние латыши были одной из последних этнических групп в Европе, которые держались за язычество и не принимали христианства (последними язычниками в Европе были литовцы, крестившиеся только в 1387 году). (Ответить)(Ветвь дискуссии) renatar 2008-04-19 04:41 pm (local) (от 78.84.213.186) (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать Выбрать ЛАТЫШИ БАШКИРИИ ЛАТЫШИ (самоназв. latviesi, latvji), коренное население Латвийской Республики. Численность латышей в Латвии - 1,4 млн., в Россиийской Федерации - 47 тысяч, в Башкортостане 1956 чел. (1989). Они проживают на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельских советов и в селе Архангельское Архангельского района, в селах Ауструм и Балтика Иглинского района, в деревне Банковка Стерлибашевского района РБ. Латыши Башкортостана - лютеране, их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии. На территории Башкирии латыши появились в 70-х гг. 19 в. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Они устремились в Уфимскую, Саратовскую, Оренбургскую и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. К 1897 в Уфимской губернии насчитывалось 385 латышских хуторов с 3875 жителями. Следующий этап переселения латышей в Башкирию связан со Столыпинской аграрной реформой. К 1920 их численность в Башкирии достигла максимального уровня - 8128 человек, в 1928 было 25 латышских колоний. Самые крупные из них находились на территории Уфимского кантона: поселок Ауструм, Озолы, Балтия, Баложи и Архангельское. С середине 20 в. латыши начали возвращаться в Латвию, в основном молодое поколение, стремящееся к сохранению национального языка, традиций, культуры. Латыши принесли в Башкирию традицию жить хуторами (viensetas). Средние хозяека владели 20-40 га земли, 1-2 лошадьми, 4-5 коровами, участками леса и луга. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома (istaba) в центре насаждений деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. Латышские поселения потеряли свой колорит в годы коллективизации, когда латышей переселяли из хуторов в деревни. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой гор. типа уже ко времени переселения латышей в Башкирию, однако многие элементы народного костюма сохранились. Женский костюм состоит из длинной, туникообразной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса и наплечного покрывала - льняного (снатене) или шерстяного (виллайне), украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венец из материи, вышитой бисером, часто с лентами. Замужние женщины носили разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс). Мужскую традиционную одежду составляла короткая льняная рубаха, льняные или шерстяные белые, темные или полосатые штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями, иногда картуз и кожаная обувь (пасталас). Старинные традиции устойчиво сохраняются в орнаментации вязаных изделий. В современной латышской кухне распространены каши на кислом молоке (путра), иногда с мясом или жиром; вареная капуста, варево из свежих и квашеных овощей (капости) и др. В праздничные дни готовят пирожки со шпиком или мясом, тушеную капусту со свининой и др. Самым большим праздником у латышей считается день Лиго (день Яниса), отмечающийся вечером и ночью накануне дня летнего солнцестояния. Из христ. праздников наиб. почитаемы Рождество, Пасха и Троица. В латышских деревнях имеются самодеятельные фольклорные коллективы, в т.ч. мужские духовые оркестры. Среди латышей Башкирии первые кавалеры орд. Ленина в БАССР (Анна Дусе и Дора Бите), 8 Героев Сов. Союза. В 1985 АН Латвийской ССР организовала комплексную экспедицию в Башкортостан для обследования степени сохранения языка, фольклора, этнографических традиций латышей. Летом 1993 башкирские латыши создали национально-культурное общество "Ауструми", которое установило контакты с латышскими общинами России, с обществом латышей России, с посольством Латышской Республики в России. http://fio.novgorod.ru/projects/Project1046/15.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 26-04-2008 03:17 |
"Я на вопросы не отвечаю, я всего лишь сторож", — пугливо высунув голову в дверь сказал нам вахтер Янис, когда мы решили ознакомиться с исторической территорией. Как выяснилось, он ничего не слышал о том, что раньше практически на его рабочем месте целый год творил великий композитор. В Риге Вагнер работал в немецком театре капельмейстером. http://www.d-pils.lv/news/89876 - там и дальше примеры того, что мало интересуются своей историей. |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-04-2008 03:08 |
Реконструкции облика людей и замков, картины художников на историческую тему и др. http://dev.gamez.lv/viewtopic.php?start=90&t=20 | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 04-05-2008 03:22 |
Бегом дальше – пока не стемнело – в этнографический музей! Он находится рядом с Ригой, на берегу озера Юглас. Это самый большой в Европе музей такого типа – он занимает площадь около 100 га. В нем собраны постройки со всей Латвии, кажется, их около 70: мельницы, амбары, жилые дома, ремесленные мастерские и т.д. – в них летом работают мастера: ткачи, кузнецы, ложечники, плетельщики, гончары, бондари и др. Также проводятся фестивали, концерты органной и фольклорной музыки, ярмарки народного прикладного искусства. В собрании музея — 100 000 единиц хранения. Самые большие гуляния здесь начинаются за неделю до ночи на Ивана Купалу, которые длятся целую неделю. Да, в июне здесь дни длиннее. Когда мы подъехали к этнографическому музею, солнце уже зашло. Музей оказался закрыт. Настя уговорила тётушку пустить нас побродить среди домов, взглянуть буквально одним глазком и обратно. Там мы встретили ещё двоих таких же отмороженных, как мы. На горизонте оставалась лишь розовая полоска заката, и быстро темнело, однако, до самой красивой, по мнению Насти, мельницы мы всё же добежали. Несколько кадров на память, и пошли обратно. Где-то между сосновых стволов нас уже искали Настина сестра Вика с мужем. Освещения, кстати, никакого не было, и вот опять мы бродили по морозному лесу в темноте. http://blogs.mail.ru/mail/falcon17/62387F988720789E.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-05-2008 05:36 |
Перевод известной колыбельной "Ай-я жужу, лача берни собственно, "лача берни" и есть "детеныш медведя" Перевод: Ай-я-жу-жу, медвежонок, Ай-я-жу-жу. Ты не плачь не плачь спросонок, Жу-у-жу. Дремлют сосны, Дремлют ели, Ай-я-жу-жу. Малыши легли в постели, Жу-у-жу. Скоро спать все звезды лягут, Ай-я-жу-жу. Принесет нам мама ягод, Жу-у-жу. Принесет нам меду папа, Ай-я-жу-жу. Спи малыш мой косолапый, Жу-у-жу. http://forum.cofe.ru/showthread.php?s=&threadid=71366&perpage=25&pagenumber=16 |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 01-08-2008 16:50 |
Латышский язык http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-08-2008 03:49 |
Латвийские орнаменты http://www.zime.de/index_int.cfm?Language=LV&un=0.07255588 | |
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 07-09-2008 22:01 |
Для тех, кто хотя бы немного знаком с латышской этнографией, лиелвардский пояс ассоциируется с одной из загадок, ключ к которой ищет не одно поколение исследователей. А с виду это просто традиционная деталь латышского национального костюма. Широкий, тканый пояс, длиной в три-четыре метра и расшитый красно-белыми узорами, сам по себе – не диковинка. Загадка в самом орнаменте. Как признают ученые, он не имеет в мире равных по сложности, так как ни разу не повторяются композиции узоров, сходные с индоевропейскими. Примерно такие же знаки встречаются и в символике народов Японии, Индии, Китая, американских индейцев. Это разного рода свастики, зигзаги, ромбы, кресты. Что означает эта узорчатая связь, неизвестно и сегодня. Мастера прикладного искусства, создающие декоративные тканые пояса, тоже не знают ни названий большинства узоров, ни их смысла. Самый древний образец пояса на территории Латвии был найден в небольшом поселке под Ригой – Лиелварде. От этого местечка и пошло его название. Само Лиелварде впервые упоминается в хрониках за 1201 год. Так что этот маленький городок – ровесник Риги. Тогда в этих местах по реке Даугаве шли суда русских купцов, двигались немецкие крестоносцы, путешествовали ливы и балты. Сегодня о былом величии напоминают лишь развалины старинного замка. Но вечный след Лиелварде в истории сохранился именно благодаря поясу. Этнографы, посвятившие многие годы изучению орнаментов, пришли к выводу, что это не просто узоры, а закодированное послание далеких предков. В композициях, содержащих до 200 тысяч точек, отражается их представление о космосе, мироздании, о жизни и смерти, отмечены циклы солнечной активности и даже есть указания о сроках сельхозработ, правилах семейного уклада, национальных традициях. Ученые считают, что таким образом народ, не имеющий письменности, стремился сохранить знания, накопленные предками. Эти пояса обязательно носили представители религиозных культов. Повязывание пояса – это обычай, свойственный всем арийским народам. Как известно, и поныне о людях, пренебрегающих правилами поведения в обществе, мы говорим: «распоясался». Сенсационным оказалось и утверждение латвийских ученых о том, что лиелвардский пояс содержит кроме всего прочего, и руководство по сексуальной культуре балтов, своего рода латышскую «Камасутру». Многие непонятные значки лиелвардского пояса – ничто иное, как сексуальные позы. Немецкий ученый-просветитель Гарлиб Хельвиг Меркель был убежденным сторонником теории индоевропейского происхождения латышей. Он считал, что индийский и балтийские народы имеют общие корни, сходство в языке, легендах, фольклорных традициях. Поэтому не удивительно, что они использовали сходные орнаменты. Трудно сказать, какие еще сюрпризы преподнесут настойчивые попытки людей расшифровать бесконечно богатую символику лиелвардского пояса. Но в том, что он будоражит воображение современников, сомнений нет. http://www.gorod.lv/novosti/37874/latviyskoe_chudo_sveta |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-10-2008 03:59 |
Рига. Музей под открытым небом http://melanyja.livejournal.com/389866.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-11-2008 05:45 |
Сегодня листал публикации по истории латышского костюма (переиздание 2007 г. классики жанра) и местном археологическом текстиле IX-XVIII вв. (свежак 2008 г.). Надо сказать толковые книжки. Стяжные горловины, вроде бы, не зафиксированы. Они известны по этнографии. Офигел с нагрудника по типу гнёздовского Дн-4, только без отделки и на крючках. Отмечена ещё одна треугольная горловина с висюльками, куча обрывков виллайне и обмоток, обрывки всевозможных тряпочек и вязаные вещи. Тут в архиве обнаружил рисунок О. Фёдорова. Почему он так нарисовал? То есть он-то рисовал височные кольца по материалам подмосковных вятичей, но почему на рубашке ТАКАЯ горловина? Вообще я склонен верить Фёдорову. При внимательном изучении исторических материалов его творчество находит подтверждения. Не могу сказать что во всём (так как не всё видел, не во всём разбираюсь на отлично), но в целом очень правдоподобно. И всё же, почему? Финно-угорское влияние? На основе каких данных? Пресловутая этнография? Вон в "Славянах и скандинавах" вообще такая вот штука нарисована. Складывается впечатление, что я что-то пропустил... http://ms-reenactor.livejournal.com/117626.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-04-2009 06:16 |
А происхождение слова *мульк* нам в Вильянди объясняли так – это латышское слово, обозначающее *дурак*. Так латыши прозвали своих соседей-эстонцев, проживающих в тех краях. Есть и вторая версия – проживавший в Вильянди церковный учитель Август Вестрен-Долль в своем исследовании говорил о более гордом переводе и значении этого слова. Что в переводе с арабского это слово означает - сановник или господин http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/87528.html?thread=261608#t261608 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 14-04-2009 00:38 |
Символы древних латышей Знак Бога Обычно треугольник или угол вершиной вверх. Этот знак располагают в вертикальной плоскости, пиком указывая на небеса. Обозначает небесную (крышу), мужскую силу, свет, движение наверх. В латышской мифологии верховным светлым божеством являлось небо. Небо это сфера, в которой находится главная движущая сила - Бог, посему его графический символ соответствует символическому изображению неба. И языковеды считают, что изначально слово “Бог (Dievs)” обозначало тоже самое что и “Небо (debesis)”. Знак Бога обычно вырезали на вещах, использующихся в обиходе. В самом простом виде этот знак изображается как равносторонний треугольник с верхним углом 90 гр., что выглядит похожим на крышу и символизирует небо, как земную крышу. Наши предки сооружали крыши в соотвествии с этим знаком, и таким образом жили под знаком Бога. Широко известное представление знака Бога – традиционный треугольник с одним кругом (глаз Бога) или тремя кругами на вершине. Знак встречается как разветвляющийся или объединяющийся с Деревом Аустры (Орнамент – символическое изображение мирового древа, основывается на водах земли Мары, символизирует утро) и знака земли (знак Мары). В этом знаке очень большое символическое значение, он привлекает божественные и созидательные силы, встречающиеся во всем мире. Знак Мары Мара представляет материальную часть мира, защитница женщины, дающая плодородие, а также владычица земного и подземного царств. Значимое место в латышской мифологии занимает богиня-мать. Человек после смерти переходит в царство матери Земли и это божество, в свою очередь, заведует множеством других матерей – Леса, Ветра, Моря, Молока, Коров, Белья и других матерей – удерживая в своем ведении также подземное царство и опять объединяя в образе Мары. Знак Мары обычно изображается как равносторонний треугольник, крюк, полукруг, с вершиной вниз. Изображая сей знак в горизонтальной плоскости, его вершина смотрит на СЗ и СВ, это те направления, где в Латвийское лето на Солнцестояние Солнце заходит и в Яново утро встает. Для знака является присущим глубокий символический смысл и противоположная треугольнику Бога сила, поэтому объединяя их, получают равновесие и созвучие. Оба этих знака пропущеные один сквозь другой, создают шестиугольный крест ужаса (знак против злой силы, которая мучает скот и человека). Треугольник Мары может разветвляться и обогащаться. Многие виды Мары отображены в знаках Мары, это наиболее заметно в треугольнике Мары, воде Мары, земле Мары, кресте Мары или кресте крестов. Это знаки дают основательность, безопасность (защиту), связь с силами природы и земли. Зигзаг Мары, Вода Мары Говоря о зигзаге, нужно отметить, что как у латышей, так и у других народов это является символическим отображением воды. Можеть быть поэтому было принято считать, что знак зигзага символизирует Мару как Мать Моря и Мать Воды. Так же принято считать, что простая горизонтальная линия символизирует Мару как Мать Земли и этот знак называется земля Мары. Зигзаг это один из из основных элементов геометрического письма, которые использованы уже в палеолите. Вообще-то, удельный вес зигзага, как укращающего элемента, вырос в эпоху позднего железа. В художественных образцах народного творчества находятся много разветвляющихся изображений зигзага Мары. Часто зигзаг показывается также как главный орнамент. Зигзаг довольно часто использован как основание для сочетания других орнаментов. Встречается также зигзаг с отколотыми верхушками, в том числе прекращенный зигзаг. Крест Мары, Крест Крестов Древние латыши верили, что весь материальный мир находится в ведении Мары, в том числе хлеб, огонь и его сохранение. Может по этому крест крестов изображали на буханке хлеба и вечером вычерченный в пепле очага, также именовался крестом Мары. Перечеркивая концы креста, получаем знак, который заключает в себе как замкнутость, так и совершенство, и смерть. Знак непосредственно связан с огнем, домом, плодородием. Вещь, на которой изображают крест, символизирует жертву Маре, получая взамен ее благословение и надзор (скорее присматривание, приглядывание). Иногда крест крестoв называют также крестом Лаймы. Знак Лаймы Знак Лаймы является очень древним знаком. В восточной Балтии в эпоху мезолита он являлся одним из самых популярных шейных украшений. Лайма в фольклоре отвечает за уклад человеческой жизни, как существо, определяющее (выбирающее) каждому из нас судьбу, контролирует жизненый путь. Лайма представляет особую группу божеств, божеств судьбы. В латышском фольклере упомянуты 3 божества судьбы Лайма, Декла (читается Дэкла – не знаю как переводится), Карта (читается Каарта – порядок), на место которых во многих случаях становится Лайма. Как символ вечнозеленой природы и жизни в народных традициях, свадьбах и похоронных ритуалах, так и в орнаментах вплоть до 20 века устойчиво держалась хвоя и ель. Хворостина, хвоя и метла со своими символическими свойствами переносят счастье и осуществление добра также и на предметы, на которых они отображены. Метелка Лаймы Схожесть Знака Лаймы с птичьими перьями заставляет думать, что это сохранилось с тех времен, когда поклонялись животным. Птица была символом души, и Лайма считалась хранителем души. Символическим атрибутом Лаймы также является метелка, почему на подметание дома обращается особое значение. Метла находится у Лаймы всегда рядом, ею она выпарывает в бане только что родившегося ребеночка. Метелка Лаймы чаще всего встречается в узорах тесемок и поясов. Графически метелка Лаймы представляет собой сгруппированую хвою с акцентированной центральной частью. Метелка выметает из дома прочь всю плохую, недоброжелательную информацию, которую имеют обыкновение назвать сглазом. Знак Солнца Небеса мы наблюдаем в 2-х состояниях – дневное небо и ночное небо. В древних культурах различных народов у небесных светил было различное смысловое значение. В латышском фольклоре Солнце является центральным небесным светилом. Солнце является символом вечного движения и жизни. Среди других знаков, знак Солнца находится на одной из высших ступеней. Солнце - самое заметное и самое известное. На территории Латвии солнечные символы в виде концентрических кругов в украшениях предметов из кости и рога встречаются уже в периоде неолита. Ромб или четырехугольный Солнечный знак встречается на керамике в период мезолита. Месяц это муж Солнца и у Солнца довольно обширный полк родственников. В фольклоре встречаем Солнечного отца, Солнечную мать, Солнечных дочерей, Солнечных братьев, Солнечных детей, Солнечных сыновей, Солнечных невесток и т.д. Среди остальных знаков знаку Солнца отведено почетное место, также потому, что Солнце рассматривается как матерь всех детей. Обозначениями Солнечного знака являются все круглые предметы (шар, яйцо, золотой желудь и т.п.), которые обозначают движение Солнца по небу. Самое простое обозначение Солнца – это круг. У всех производимых и самых сложных Солнечных символов есть графически акцентированная средняя часть. Символ Солнца геометрический и строго симметричный. Знак Солнца помещался обычно в середине украшения и обогащался другими мелкими знаками. Производных от символа Солнца очень много, обычно это обогащенный многоугольник – изображенный как 8 лепестковая розетка, но достаточно часто встречаются также четырехугольные солнечные знаки. В латышском народном творчестве Солнечный мотив встречается на всевозможных предметах. Часто знак Солнца в одном мотиве повторяется несколько раз, обозначая магические ритуалы плодородия и тепла. Солнечный знак чаще всего использовался в женских украшениях и одежде, больше всего Солнечных знаков находятся на тех орудиях труда, которые были необходимы дочерям для изготовления приданого. Знак Месяца Месяц является одним из центральных элементов солярной символики почти во всех древних цивилизациях. В Латвии символ Месяца известен уже с эпохи неолита. Знак Месяца чаще всего используется вместе со знакомы Солнца и Звезд. Работа (обязанность) Месяца заботиться о звездах, как отцу о детях. Столь милым как матерь-Солнышко, Месяц не является, но так же держится в большом уважении. Наши предки использовали Месяц календарь в планировании своих обыденных работ. У знака Месяца - самая тесная связь с культом земледелия. Крестьяне знали, что Месяц во влиянии и способствует росту, поэтому поклонялись Месяцу. Растущий и стареющий Месяц - знаки жизни и тленности. Месяц также считался охранителем воинов, и знаком Месяца чаще украшали мужчин, особенно одежды воинов и игрушки. Самым простым символом Месяца является полукруг, который по техническим причинам часто показан как равносторонний 90-градусный угол – часть хвои. Знак Месяца может быть с отогнутыми концами или проломленной серединой. Часто встречаются также более пышное изображения Месяца, из которых самый популярный знак, тот, что сформирован из двух 90-градусных углов. По парам соединенные знаки обычно указывают на символическую связь с культом плодородия. Старинные традиции формирования знаков свидетельствуют, что символы, которые связаны со сферой неба, являлись украшением почетных одежд, и в иерархии знаков им отведена высшая ступень. Одним из самых сложных производных знака Месяца является также Усиньш – символ весеннего бога плодородия. В среде латышских орнаментов встречается также Месяц-крест – вокруг круга или четырехугольника симметрично размещенны четыре символа Месяца. В этом знаке могут быть отображены четыре фазы Месяца. Месяцу-кресту приписывают защитную силу. Знак Звезды Третьим самым важным из небесных светил является знак Звезды. Этот знак имеет большое значение в отражении сил тьмы и подземного мира. Звездным узорам в латышских верованиях придается магическое значение – они уберегают от зла. Ночью одеяло со Звездами оберегает душу спящего. Обычно встречаемая в узорах звезда - сочетание прямого и косого креста. Самой простой формой звезды является крест. Знак креста у многих народов является воздушным и также огненным символом. Часто в языческих верованиях и магических ритуалах большое значение уделяется знаку креста или его производным. В латышских этнографических изображениях крестообразной звезды имеются четыре, шесть или восемь лучей. Исключительно великолепный вариант Звезды - символ звезды утра – утренняя звездочка (аусеклиитис). Эта звезда с восемью лучами символизирует свет побед в борьбе с тьмой (2-е изображение с углами и квадратом в середине). Аусеклиитис также считают самым сильным вариантом креста ужаса (так же как в рунической практике шлемы ужаса), потому что это нужно рисовать за один раз (одной линиией, не отрывая руки), притом это необходимо делать в определенное время, никому не показывая. Обычно это делают в вечер Рождества, вечер Старого года или в вечер Ивана Купалы. Знак охраняет и не подпускает близко силы тьмы, колдунов и злых людей. В фольклоре Аусеклиитис упомянут и как сын Бога, и как звездный счетчик, так и как жених дочери Солнца. Интересно, что Аусеклиис как синоним восьмиугольной звезды начали использовать исследователи латышского орнамента в 30-х годах. Из литературы это распространилось в народ. Вторым самым известным производным знака Звезды является Шестиугольная Звезда, которая часто видна на деревянных изделиях. Шестиугольная Звезда часто содержится в кругу и в связи с этим не всегда понятно это Знак Звезды или Знак Солнца. Также крест ужаса считается производным от знака Звезды. В археологических материалах мотив звезды появился только около 16 столетия. Знак Звезды более распространен для финноугорских народов, поэтому на территории Латвии более часто встречается в поселениях ливов. Крест Грома, Крест Огня, Свастика (Перконс = Перун, так что еще Крест Перуна) Перун является одним из старейших богов предков и называется также за Старым Отцом. В Латвии крест Перуна встречается уже при раскопках на вещах, относящихся к 3-4 столетию. В эпохе раннего железа это отображено, например, в латгальских бронзовых украшениях и в эмалированных сактах (сакта это брошь, держащая плед на плечах) финноугорских племен. В эпоху позднего железа у изображения появилось множество производных и встречаются так же всевозможные роскошные (пышные, великолепные) варианты. У этого знака есть множество названий: Крест Перуна, Крест Огня, Крест Ветвей или свастика. Крест Перуна или Крест Огня символизирует и привлекает удачу, энергию, огонь, гром и ветер. У этого знака множество вариантов изображения. Крест Огня связан с Солнцем, Счастьем, почему его иногда называют Крестом Лаймы (Счастья) и Громом (Перуном), поэтому имели обыкновение врезать в конце младенческой кроватки, а также вплетали в пояс, которым подвязывали ребенка. Когда-то в Северной Курземе существовал обычай, перед рождением ребенка, на коньке крыши (спааре) (по русски - матице) вешали вырезанную из дерева свастику, которую снимали только после смерти человека. Этот знак, так же как и Юмис, часто наблюдаем на священных камнях, так же обширно использовался в амулетах, украшениях и в колдовстве. В поясах, в покровах, в перчатках и т.д. этот знак вплетали, чтобы носителя уберечь от всего злого. Перун действует как преследователь всех злых сил. Крест Перуна очень сильный и популярный знак во всем мире, известный как минимум 5000 лет. Плохо то, что часто это знак ассоциировался с нацистским движением 30-х годов в Германии. Без соменния то, что Гитлер навязал к этому знаку плохую славу еще на долгое время, однако нужно учиться отличать случаи применения Креста Перуна или Огня – где это задумывается как поддержка неонацистов, или где это уважение и использование культурного наследия своего народа. Остается только сожалеть, что так много современных людей все еще столь плохо знают свою историю и этнографию. Юмис (JUMIS) Юмис - знак плодородия, с ним связаны различные ритуалы покоса и урожая. Графически Юмис напоминает 2 скрещеных крючка или перевернутую букву W. По одной из версий, этот знак получился после соеднинения знака Мары со знаком Бога. Знак Юмиса был найден на очень древних предметах и на священных камнях. Местом Юмиса в доме можно считать 2 сросшихся цветка или орешка, а так же традиционно 2 хлебных колоса – Юмис подается вдвойне. Юмис имеют обыкновение хранить в комнате почетном месте, а также в приданом молодых дев. Графические изображения знака встречаются во всевозможных вариантах, из которых часть бывает трудно распозноваема. Часто вплетают в пояса, ими ударяют над дверью, погребами, клетями, шкафами. Так же часто, изготовленный из дерева, знак Юмиса помещают на матицу, тем самым обеспечивая в домах богатство и согласие. Уж Символизируют мудрость и колдовство. Уж считается священным животным, которому доступна вся мудрость. Самый сильный - белый уж. Знак Ужа относят группе знаков Мары, потому что Мара умела перевоплащатся в змею. Знак Мары содержит в себе также символ матери Вещей (Одежды, Белья) и уж в свою очередь плотно связан с миром вещей (одежды, белья). Знак Ужа часто изображался на женской одежде и на банных пренадлежностях. Знак Ужа связан с вещами и миром вещей, на узорах расположенных на священых камнях он обозначается как символ подземного мира или как знак священного животного, символ подземного царства. Знак ужа по изображению является схожим со свастикой, но негде нет информации, что пересекая два знака Ужа можно получить свастику. Знак Усиньша Знак Усиньша похож на две буквы Е поставленные спинами друг другу или на ключ. Знак Усиньша обозначает коней древнего Бога света – Усиньша, возчиков Солнца. По фольклорным материалам Усиньш является Богом света и попечителем коней. Усиньша иногда называют отцом, и также упоминаются его сыновья. В более старинных представлениях Усиньш принадлежит к божествам неба. Но затем понемногу на передний план стала выдвигаться связь Усиньша с весной, началом течения нового года в жизни крестьян и с его заботой за лошадях. Знак Усиньша чаще всего встречается на варежках. Такие варежки называются ключевыми и дают носителю особую удачу в пути. Вообще-то Усиньш - древнее название более юного божества – Юрия. Посему день Усиньша празднуется 23 апреля, когда первый раз выпускали лошадей пастись, закалывали Усиньшу петуха и устраивали Усиньский базар для покупки и продажи лошадей. Древо Аустры Древо Аустры, Древо Солнца – обобщенная модель человеческих знаний и представлений. Специалист по орнаментам Дайна Крауке объясняет: “Для этого в символе высказано человеческое представление о мире: деревянные корни символизируют подземный мир, ствол – срединный мир - середину, в которой мы находимся вместе с животными и растениями, а листва символизирует верхний мир, мир неба, на который все стремятся. В этом дереве объединено понимание прошлого, настоящего и будущего, о наших предках, о нас самих, о наших детях. Дерево - связь с духовным, а не только связь, но также и проявление духовности.” Символ мирового древа связан также с Солнечной дорогой, это персонификация Солнечного восхода и заката. В самом простом варианте знак напоминает новую, начинающую расти веточку, но в самых роскошных производных знак столь же богат, как его объяснение. Нередко Дерево Аустры обогащено Солнцем, Луной или элементами знака Аусекля, знака Мары. Особенно роскошная обычно делается центральная часть этого знака, т.е., наша жизнь. Солнечное дерево как украшение использовано именно в женских одеждах - в шерстяных тканях, в рубахах, в венках. Может быть это показатель того, что именно женщинам нужно быть творцами красоты и хранителями ценностей Заключение Эти знаки можно считать основными магическими символами древних латышей. Но все-таки, это лишь короткое введение в область древних знаков, ибо существует еще множество различных знаков, к примеру: Крест ужаса (5, 8 или 9-лучевая звезда), знак Яниса (Ивана), прямой крест, косой крест, Солнечный крест, Крестовая звезда или знак Колодца (знак Акас), знак Птиц, Кривулис, Крест Месяца, Петух Мартина и т.д. Существуют так же всевозможные комбинации уже выше описанных знаков, например: Вывернутый Огненный крест, Разветвляющийся крест Лаймы, Двойной Юмис и т.д. В общей сложности древних латышских мифологических знаков - тысячи всевозможных видов и вариаций этих знаков http://community.livejournal.com/balty_slavjane/12129.html Этот перевод с латышского по ссылке выполнен с большим количеством грамматических ошибок, поэтому здесь на форуме выкладываю отредактированный мною вариант. |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 16-04-2009 15:52 |
Латышский орнамент При изучении костюма древних балтов важно уделить внимание орнаменту. Нашел неплохую ссылку, которая, несомненно, пригодится всем заинтересованным. http://www.ndg.lv/lapa/ornamenti/saturs.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-07-2009 07:24 |
Вентспилс, часть III Приморский музей под открытым небом открыт в 1954 году. Это единственный посвященный рыболовству музей под открытым небом в Латвии. Здесь можно увидеть рыбацкие усадьбы, амбары, ветряную мельницу из Ужавской волости, деревянные домики, коптильни, будки для сушки и хранения сетей, другие объекты народного строительства и предметы быта. http://awful-mouse.livejournal.com/281386.html |
|
Valerij великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 3753 |
Добавлено: 19-09-2009 19:21 |
Солнце в латышском фольклоре (пока только на латышском языке) http://www.saulesmuzejs.lv/SauleLatviesuFolklora_lv.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-01-2010 07:18 |
Латышские орнаменты http://www.liis.lv/majtur/darbmac/etnografija/ornamenti.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-03-2010 06:31 |
Мы уже говорили о том, что ливы, жившие на территории современной Латвии оставили свой опыт (и весьма успешный) проживания в данном регионе. Способ передачи знаний при этом был выбран просто великолепный. Есть мода, но она чересчур изменчива. Есть традиция, но она чересчур постоянна. А есть "умные вещи". Они традиционно модны. Из всех элементов латвийских народных костюмов больше всего говорят и пишут о лиелвардском поясе. Причем все, что говорят и пишут, крайне загадочно... Посмотрим, что известно о лиелвардском поясе официально. Первые письменные свидетельства о нем появились в ХIII веке. Но сам пояс гораздо старше. Дело в том, что на территории современного города Лиелварде жили леневардские ливы. Дословный перевод названия места с ливского — "слово, которое звучит". Поэтапное правильное надевание пояса По своему мироощущению леневардские ливы, конечно, были язычниками. И, естественно, у них были жрецы. Алтарями же служили камни (традиция сохранилась в этих местах по сей день — многие хозяева частных домов ставят во дворе камень). Ведь камень — это своеобразная дискета, которую Мать–Земля выдает для пользования желающим. Жрецы носили длинные белые одежды с белым же плетеным поясом. Он нужен был для того, чтобы при работе в алтаре легче было самостоятельно управляться с камнями. Поэтому пояс делали довольно длинным, а плетение использовали исключительно для того, чтобы он меньше изнашивался. Жрецы — люди посвященные, т.е. знающие и внимательные. В процессе исполнения служб, отслеживая возникающие закономерности, они вносили их в виде общеизвестных и понятных знаков на пояс. Смысл этих знаков вполне понятен многим людям вне зависимости от времени и места географического пребывания. Ведь мы не зря говорили о том, что ливы оставили свое хозяйство в полном порядке! Итак, несколько несложных правил обращения с поясом. Правило 1. Пояс — умная вещь, т.е. при неправильном его использовании не стоит удивляться неправильным результатам. Правило 2. Знаки вплетаются в пояс с одной стороны красным цветом по белому полю. Это информация для людей. С другой стороны пояса знаки идут белым цветом по красному полю. Это информация для богов. Следовательно, пояс надо надевать так, чтобы красные знаки прилегали к телу. Пояс никогда не завязывают на узел. Его надевают, приговаривая: "3 раза изнутри и один раз наружу", т. е. пояс надо трижды обернуть вокруг поясницы и затем более длинный конец перекинуть изнутри наружу. Цветок папоротника. Считается, что он способен находить сокрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы. Я упоминала, что камни являются дискетой. А вот пояс, с нанесенными на него знаками, является аппаратом для считывания записанной на камне информации. Вот так все простенько. Для пользования поясом нужна некая подготовка, например, умение быстро переключаться, слушать мир, отслеживать происходящее. И уж точно нельзя, работая с камнем, быть эгоистом. Для того чтобы получить личную информацию, достаточно просто надеть пояс. Знание — вещь несмываемая, а вот понимание того, что знаем, уходит. Именно поэтому на поясе использованы узнаваемые знаки. Узнаваемые не столько нашими быстро устающими мозгами, сколько всей нашей сутью в целом, генетической памятью. rus.tvnet.lv%2Fnews%2FprintArticle.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 05-05-2010 06:20 |
На 52-м километре шоссе Рига-Даугавпилс находится настоящая кладезь достопримечательностей - Лиелварде. Именно этот городок дал название загадочному лиелвардскому поясу - тому самому, что не просто часть латышского национального костюма, а, по преданию, еще несет в своих орнаментах и сокровенные тайны. Считается, что в знаках и символах, вытканных в этом поясе, некими пришельцами из других миров записаны судьбы как латышей, так и других народов, а также зашифрованы сакральные знания о будущем нашей планеты. Газета "Суббота", 24.07.2003 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-08-2010 03:18 |
Потрясающее место в Вентспилсе, где можно погулять, отдохнуть, на праздники здесь всегда проходят массовые мероприятия, в самом музеи на входе проходят различные выставки. На территории музея экспонируются жилые постройки, лодки и другие экспонаты связанные с Вентспилсским краем. http://olya-orange.livejournal.com/185876.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-08-2010 06:15 |
Юрмальский музей под открытым небом основан в 1970 году, как Народный музей рыболовецкого колхоза «Узвара». Здесь размещено настоящее рыбацкое подворье со всеми характерными постройками конца 19 – начала 20 века: жилым домом, амбаром, сараем для сетей, коптильней, и баней, привезенными с различных районов Юрмалы. Здесь же можно увидеть коллекцию лодок, якорей, веревок. Можно заказать групповую экскурсию с обучением витью веревок, вязанию морских узлов, починки сетей, а также дегустацией копченой рыбы с участием латышского фольклорного ансамбля. Специальная программа для молодоженов. Музей находится на территории природного парка Рагакапа. Открыт: Вт. – Вс.: 10.00 – 18.00, вход: LVL 0.50 - 1.00, по вторникам - бесплатно. Aдрес: Tiklu iela 1a, Lielupe, Jurmala, LV-2010 Tелефон: +371 67754909 http://glukovarenik.livejournal.com/419223.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-09-2010 07:14 |
Екабпилс. Этнографический музей В разы меньше рижского. Находится в черте города. Мы пришли под закрытие. Как раз закончился какой-то местный праздник. Кассирша со смотрительницами убирали остатки еды со столов. Зато посетителей - ни души. http://pumbuk.livejournal.com/206725.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 14-09-2010 06:52 |
Продолжим прогулку по Юрмальскому музею под открытым небом http://melanyja.livejournal.com/413539.html |
Страницы: 1 2 Next>> |
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Латыши: этнография, фольклор, традиции |