Меченосцы

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Меченосцы

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 15-08-2004 13:51
Вышла в свет книга
Михаил Бредис "Гибель ордена меча" М.: "Репроцентр М" 2004, 112 с.
Автором сделана попытка объединить художественное повествование с анализом исторических источников. Насколько это удалось - судить читателям.

Нас, в первую очередь, интересуют информационные источники. Наиболее интересные цитаты из книги, относящиеся к ордену меченосцев:

Папа же предписал рыцарям нового ордена носить белый плащ с красным крестом и двумя перекрещенными красными мечами. Отсюда и пошло название братьев SchwertbrUder (братья Меча). Этих рыцарей называли также по-разному: SchwerttrAger, Schwertritter, KreuzbrUder, Gottesritter (меченосцы, рыцари Меча, братья Креста, рыцари Господа).

О событиях, предшествовавших военному походу Ордена на Литву, закончившемся разгромом при Сауле. Союзный Псков прислал в помощь сильный отряд в двести всадников. Магистр порадовался прибытию опытных русских воинов, не раз уже бившихся с литовцами. Кстати говоря, участие русских в совместных военных походах с Орденом замалчивается ныне как с российской, так и с латвийской стороны (в учебниках об этом - ни слова).

Потери ордена оцениваются в 40-50 братьев. Сколько же всего было братьев в ордене Меча? И насколько велики потери в битве при Сауле? Немецкие историки Л. Фенске и К. Милитцер в своем генеалогическом исследовании о братьях Ливонского ордена смогли установить только 36 имен рыцарей-меченосцев.

И. Штернс пишет: "Если предположить, что в каждом орденском замке оставались 3 меченосца, тогда в Латвии - в Риге, Цесисе, Сигулде и Айзкраукле могло оставаться 12, в Эстонии в шести замках - 18 братьев; т.о., вместе с пятьюдесятью павшими рыцарями в ордене могло быть 80 братьев рыцарей".


Продолжение следует.

Гость
Добавлено: 15-08-2004 14:04
Целая глава книги М. Бредиса посвящена вопросу о том, что считать местом битвы при Сауле 1236 г. - литовский Шауляй или латвийское Вецсауле?

Речь здесь идет не о конкретном населенном пункте, а о целом районе - terrum saulorum. В примечаниях переводчика Эрнста Штрельке к изданию Хроники Вартберга на русском языке 1879 г. указано, что Саульская земля - это "местность Раден около Бауска, зовется по-латышски Сауле".
В книге упомянуты и другие мнения и документы.

"Именем Господа нашего Иисуса Христа!
Я, брат Хартман, великий магистр Госпиталя Святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме, объявляю всем друзьям Господа, которые прочтут или услышат это послание, что мы приняли Ливонию, и что те (меченосцы), которые там были, вступили в наш орден..."

Послание великого магистра Тевтонского ордена Хартманна фон Хельдрунгена
(после 1237 года).


Победа литовцев поставила под вопрос само существование Ливонии. Недаром епископ рижский Николай, разногласия которого с орденом известны, обратился в папскую курию с просьбой спасти меченосцев. Епископ дерптский Герман и епископ Самсалы Генрих также опасались набегов сос тороны литовцев и русских в Эстонии. Потому и они взывали к курии о разрешении объединения меченосцев с тевтонским орденом. Все три епископа попросту боялись потерять свои владения.

Вот наиболее интересные цитаты, относящиеся к меченосцам. Цитаты о связях меченосцев с Тевтонским орденом см. здесь на форуме: http://www.offtop.ru/castles/view.php?only=&part=9&t=7885&sid=142b01258294242d3436790992bd9038

Гость
Добавлено: 29-08-2004 03:34
Гибель Ордена Меча (фрагмент книги М.Бредиса в Интернете): http://vestnesis.narod.ru/2004_1/article_12.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 17-10-2004 23:40
Меченосцы и Венно фон Рорбах http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv059.htm

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 19-10-2004 22:52
Требуется разъяснение о символике Меченосцев.
На одном из сайтов, посвящённых рыцарской символике читаем следующее «А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику».
В другой книге (Адама Олеария, 17 век) читаем: «Орденским знаком у них (меченосцев –В.С.)были два красных меча, крестообразно наложенных один на другой; этот знак они носили на своих плащах, как рассказывает Франциск Менений в соч. «De Originibus Ordinum Militarium».
Так вот у меня вопрос, кто знает хоть что-нибудь об этом самом Франциске Менении? Хотя бы, какого он периода обитатель?

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 19-10-2004 23:17
А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику
Сразу называю первоисточник этой цитаты - сайт Ордена Северного Храма: http://www.osh.ru/pedia/history/ordens/livon/liv_ord-znaki.shtml Так что хорошо было бы выяснить научный источник этой информации... Что-то я сомневаюсь по поводу подобной символики у Ливонского ордена. Да и у меченосцев мне известно изображение лишь одного меча. Стоит поподробнее изучить этот вопрос.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 20-10-2004 00:08
В вопросе Ливонский орден – орден Меченосцев, к огромному сожалению, наблюдается частая путаница. Многие, в том числе и не последние умы в исторической науке их вообще описывают как один орден (фу! как не стыдно?!), Ливонский орден называют Меченосцами и наоборот. Из-за этого часто и возникает путаница.

Можно предположить, что у Меченосцев был один меч, а у ливонцев – два по той причине (предположить), что Меченосцы-то (gladiferi, ensiferi) - это более позднее название (если не ошибаюсь век 15 или 16). Официальное же название ордена Fratres Militae Christi – Братья воинства Христова. Кроме официального названия встречаются также «Milites Dei» - «воинство божие», «Gottes Ritter» – «божьи рыцари», в русских источниках «Божьи дворяне». В более поздней литературе встречается немецкое наименование ордена «ShcwertbrUdere» – «братья по мечу» (отсюда ещё одна версия происхождения слова «меченосцы».

Вот и напутали, эдак, веке в 15 (тогда тоже многие авторы не особо себя утруждали дифференциацией названий орденов), приписали Меченосцам символику ливонцев, которых они могли подразумевать как один орден (если предположим, что у них всё-таки было 2 меча). (Хоть бы эту запись не увидел «историк» А.Т.Фоменко «со товарищи» )

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 22-10-2004 21:30
Орден меченосцев был единственным, кому дали устав тамплиеров? Не скупитесь - поделитесь информацией!

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 23-10-2004 03:33
Немного о символике меченосцев имеется здесь: http://www.castle.lv/hroniki/znaki.html

Теперь приведу цитату об иерархии в ордене меченосцев из книги D. Vasmanis “Ce’su pils: ta’s saimnieki un iemi’tnieki gadsimtu gaita’” Ce’sis; Ce’su muzeju apvieni’ba 1997

Меченосцы были единственными, кто не подчинялся непосредственно папе, а рижскому епископу. Это привело позже к противоречиям между Орденом с одной стороны и Рижскими епископами (позднее архиепископами) с другой.

Каждый член ордена давал три обычных монашеских обета: послушания, безбрачия и бедности, к которым прибавлялся еще четвертый - борьба с язычниками во имя Христа. Члены Ордена делились на рыцарей, священнослужителей и служащих. К рыцарскому братству причислялись только выходцы из знатного сословия. Братья-рыцари были главной военной силой Ордена.

Священнослужители также занимали значительное место в жизни ордена. Церковнослужителями в орденских церквях могли быть только священнослужители Ордена. Братьями служащими могли быть свободные люди из более низких сословий, но не крестьяне.

Служащие делились на военных (стрелки, пехотинцы), из которых также назначались оруженосцы, и ремесленников (повара, кузнецы, каменщики, хлебопеки и др.)

Положение магистра выделялось тем, что ему полагались четыре лошади и оруженосец, который обязательно был знатного происхождения. При магистре находился духовный капеллан, который исполнял обязанности секретаря и хранил печать ордена.

У магистра был помощник - “Великий комтур ордена”, у которого было право в некоторых случаях замещать магистра.

Кроме них в ордене были два т.н. “провинциальных магистра”, которые жили соответственно в Цесисе и Сигулде. Истории известны два цесисских “провинциальных магистра”. Первый из них - брат Бертольд - действовал с 1207 г. и способствовал междоусобице между древними латгалами и эстонцами. Деятельность Бертольда продолжалась до 1216 г., когда он пал в битве при Отепяя. Бертольда на его посту сменил Рудольф Кассельский, который был “провинциальным магистром” до падения ордена после поражения в битве при Сауле.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 23-10-2004 13:22
По данным, приведенным в книге "German Medieval Armies 1000-1300" (Osprey) на 1204 год в Ливонии было 50 братьев-рыцарей. Не густо, однако.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 23-10-2004 21:45
По данным, приведенным в книге "German Medieval Armies 1000-1300" (Osprey) на 1204 год в Ливонии было 50 братьев-рыцарей. Не густо, однако.


По мнению Ф. Беннингховена, до 1210 года в Ордене было всего 10 братьев-рыцарей, а в период его расцвета 110-120 человек.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 23-10-2004 22:53
Цитата из “Latvijas Ve’stures Instituta z'urna’ls” R; 1998 Nr. 1, lpp. 28-38

Далее важным является вопрос, почему же Альберт передал часть своих земель ордену Меченосцев? Ответ таков же, как и то, почему Альберт передал Ливземе в лен немецкому императору: по причине военной немощи. Т.к. крестоносцы каждый год появлялись и уезжали из древней Латвии, у Альберта не было постоянной военной силы, которая бы стеной встала бы “перед домом Господним”.

Поэтому одновремено с созданием ордена Меченосцы осознавали свой вес и значение в вопросе защиты Риги и завоевании новых внутренних земель, или со слов летописца меченосцы “полагали, что с увеличением числа людей [орденской братии] и рода занятий (labore) надлежит также преумножаться их имуществу и собственности (in rebus et in bonis)”, поэтому они и требовали неотступно изо дня в день треть Ливземе (XI, 3).

Летописец также свидетельствует о том, что разделение Ливонии произошло по требованию меченосцев, говоря, что “орденская братия разделила Ливонию на три части” (XI, 3), Индрикис добавляет к тому же, что это произошло по “договору епископа”. О том, как происходило это разделение, мы можем только догадываться: скорее всего как у меченосцев, так и у Альберта уже было ясное представление о границах и величине подчиненных земель, т.к. Турайдская и Метсепольская области епископа вместе были такими же по величине как орденская область Сатеселе.

В результате этого раздела из епископских земель позже образовалась южная часть ливского предела (li'vu gals) Рижского епископата, из орденской Сатеселе – центральная часть Видземского коридора ордена с Сигулдской комтурией (komtureja).

Далее это разделение показывает, что до 1207 г. немцы уже завоевали (или же, по крайней мере, считали подчиненными своей власти) земли ливов в низовьях Гауи.

Летописец также не скрывает и того, что между епископом и меченосцами возникли ожесточенные раздоры из-за полученных территорий (XI, 3,) длившиеся до 1210 г. (Двенадцатого года консекрации епископа Альберта) (XIV, 3).

Обе стороны – епископ Альберт и магистр меченосцев Фолквин – обращались с жалобами к папе Иннокентию III (XI, 3), и оба прибывали в Рим для разрешения спора (XIV, 3), где при посредничестве папы Римского Иннокентия III спор наконец-то был разрешен: меченосцы получили от епископа треть завоеванной Ливземе и Латгале, но по поводу земель, которые орден получит вне уже завоеванной Ливземе и Латгале, орден не был связан никакими обязательствами перед Рижским епископом.

В этой связи важно было бы знать число меченосцев до 1210 г., но, к сожалению, исторические источники об этом не сообщают. Только в 1236 году в битве при Сауле, где пало 49 меченосцев, орден был так близок к гибели, что оставшихся братьев спасло единственно их принятие в Немецкий орден. Поэтому надо принять, что в 1210 г. орден еще не насчитывал даже 50 членов; что в свою очередь свидетельствует о том, как мало находилось в Риге постоянных немецких крестоносцев, которые могли бы защитить новую колонию.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 30-10-2004 06:22
Меченосцы носили на белом плаще изображение красного меча и креста и подчинялись не папе, а епископу, который обязался уступать третью часть из захваченной территории по мере ее завоевания.

Каждый член ордена должен был давать четыре обета: послушания, целомудрия, бедности и постоянной борьбы с противниками католичества. Из всех этих обетов меченосцы старательно выполняли только последний.

Члены ордена делились на три разряда:
1)"братьев-рыцарей", главным занятием которых была война,
2)"братьев-священников", составлявших духовенство ордена, 3)"служащих-братьев", отправлявших при ордене обязанности оруженосцев, ремесленников, и другие службы.

Во главе ордена стоял магистр, которого рыцари выбирали сами из своего круга. При магистре состоял совет из знатнейших рыцарей, совместно с которыми решались все важные вопросы жизни ордена. В провинциальных замках и окружавших их территориях суд и управление сосредотачивались в руках командоров, или фогтов.
http://lants.tellur.ru/history/referat/VDV-0441.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 31-10-2004 04:02
Меченосцы и Венно фон Рорбах http://www.rustusovka.com/tusovka357.html

Специальным распоряжением папы Григория IX символика ордена меченосцев была упразднена. http://worldmakers.narod.ru/Newskiy/2.html

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 31-10-2004 21:51
Специальным распоряжением папы Григория IX символика ордена меченосцев была упразднена. http://worldmakers.narod.ru/Newskiy/2.html

Парочка мыслей по поводу отдельных моментов в тексте ссылки:
1. «Тевтонский орден или Орден дома святой Марии Тевтонской был образован на базе больницы святой Марии Тевтонской» - Ну не были тогда то, что называлось «госпиталь» больницами! Смотри об этом в теме Тевтонский орден.
2. «В Польше и Чехии его так и называли - Ordo Teutonicus». Не знаю как в Чехии, но в Польше Тевтонский орден называют всегда Zakon Krzyzacki, Ordo Teutonicus – это латинское название и встречалось не только в польских и чешских документах. Вообще этот текст и другие тексты из ссылки с завидным постоянством, как под копирку повторяют многие достаточно очевидные ошибки, взятые с Guy Stair Sainty. Перевод с английского и добавления Ю.Веремеева
3. «Миндовга, мудрого правителя и непримиримого врага немцев». А такой ли он уж и непримиримый? Миндовг дарами и переговорами склонил на свою сторону магистра Андреаса фон Стирланда и принял в конце 1250 или начале 1251 года католицизм.. Кроме того, Миндовг в 1252 или 1253 году получает право от Папы Иннокентия IV быть королем Литвы. Он короновался короной, изготовленной в Риге. Правда, в Риге были орденская и епископская «партии», но, ведь, не латыши же корону готовили.
4. И наконец верх исторической мысли. Оказывается Полоцкое княжество присоединили аукштайты! Браво!
5. Зачем символику отменять, если и ордена-то нет уже. И в каком это интересно документе отменяли эту символику?

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 10-02-2005 05:12
Орден меченосцев http://www.timediver.de/schwertritterorden.html

Образы крестоносцев в культуре Латвии http://www.vestnesis.org/literature/publications/crusader/indexr.html

Печать ордена:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-11-2005 06:28
Роль ордена Меченосцев в немецком завоевании Ливонии http://teuton.alfaspace.net/sw_ord.htm

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 13-01-2006 17:06
Нашел любопытную подборочку:

Духовно-рыцарские ордена
Решил сделать краткую подборку материала по духовно-рыцарским орденам средневековья.Примерная схема: название (в различных вариантах), дата учреждения, род занятий, символика (рыцарей ордена).

Меченосцы - Братья Христова Рыцарства (Frares miliiae Chrisi). Учрежден в 1202 г. Цель - "христианизация" прибалтийских земель. На белом поле - красный меч,над ним - небольшой красный "германский" ("тевтонский с расширяющимися концами? - Ульф). Существовал до 1237 года, с этого момента стал Ливонским ландмейстерством Тевтонского ордена. (По А.Щербакову, И.Дзысю "Ледовое побоище. 1242 г.")
http://www.livejournal.com/users/hrodgar/19594.html#cutid1
http://www.livejournal.com/users/svart_ulfr/2537.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 16-02-2006 13:47
AZZY, конечно, будет брызгать слюной - но я позволю себе один хороший эпиграф для чего-нибудь предложить:

Не встанешь ты из векового праха,
Ты не блеснешь под знаменем креста.
Тяжелый меч наследников Рорбаха,
Ливонии прекрасной красота.
Н. Языков

Кто не знает, Венно фон Рорбах это первый магистр ордена меченосцев.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-05-2006 02:39
1237 – Папа римский ГРИГОРИЙ IX подписал в Витербо буллу о слиянии Ордена меченосцев с Тевтонским орденом. Причиной такого решения стал фактический разгром меченосцев осенью предыдущего года в битве при Сауле литовцами и их союзниками. Остатки меченосцев приняли устав и одежду тевтонцев, 60 рыцарей Тевтонского ордена были направлены из Пруссии в Лифляндию, и во главе Ливонского ордена (лифляндской ветви тевтонцев) поставлен магистр Герман БАЛКЕ.
http://users.livejournal.com/_m_u_/183466.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-06-2006 02:04
Конвент

1. Собрание братьев замка Ордена меченосцев или Ливонского ордена. Для обсуждения особо важных вопросов магистром Ордена меченосцев в Риге (1202-37) созывалось общее собрание всех орденских братьев – генеральный капитул (Орденский конвент), а магистром Ливонского ордена в Риге ( в 13 в.) или Цесисе (в 14-16 вв.) – Ливонский капитул.

Из энциклопедии «Рига»
О др. видах конвента см. http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=11&t=371083

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-09-2006 03:41
Реконструкция битвы при Сауле (Шяуляй, терр. совр. Литвы) в 1236г. В этой битве были разбиты силы ордена Меченосцев и их союзников, вторгшихся в Жемайтию. Орден Меченосцев в этом сражении понёс невосполнимые потери и был ликвидирован как самостоятельная религиозно-военная организация.
http://www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/photo/viewcat.php?id=21&cid=1&min=0&orderby=titreA&show=

Выглядит больше похожим на книжную иллюстрацию.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-07-2007 02:29
Вопрос о дате официального основания ордена меченосцев остаётся невыясненным. Реальным организатором этой корпорации является епископ Альберт. Вряд ли возможно отнести основание ордена к 1200 г., как думали некоторые историки (см.: Лависс, Рамбо, с. 567).

По-видимому, первые шаги по его созданию были предприняты помощником Альберта монахом-цистерцианцем Дитрихом Трейденским (названном так по месту активной проповеди его) в 1202 г. в отсутствие епископа, отбывшего в Германию для организации очередного набора крестоносцев. Генрих Латвийский пишет, что в этом (1202) году "брат Теодорих [т.е. Дитрих] учредил братство рыцарей Христовых, которому господин папа Иннокентий дал устав храмовников [т.е. тамплиеров] и знак для ношения на одежде - меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу"? (см.: Генрих Латвийский, с. 70). Понятно, что сам "брат Теодорих" учредить новый орден не мог; вряд ли мог это сделать и епископ.

В 1203 году Дитрих по поручению Альберта отправился в Рим, где, в частности, должен был получить согласие папы на создание нового ордена. Судя по всему, Дитрих возвратился домой с папским разрешением, и начало существования "братству воинства Христова" было положено. Однако, булла, по которой Иннокентий III учредил этот орден, неизвестна (невзирая на сообщения некоторых современных писателей, утверждающих, что такая булла появилась в 1202 г.; см., например: Колбергс, с.18, но ведь Дитрих Трейденский к тому времени ещё не встретился с папой!). Обычно папа возвещал о создании нового ордена специальным посланием (как это было с тамплиерами, иоаннитами, тевтонцами и т.п.).

В булле от 12 октября 1204 г. Иннокентий III упоминает о новом образовании, признавая тем самым факт его существования; видимо, поэтому некоторые авторы считали, что новый орден был утверждён в 1204 г. (например, см.: Лависс, Рамбо, с. 567; Stьckelberg, S. 116). Но о папской санкции на создание нового ордена в этой булле не говорится. Комментатор "Ливонской хроники" С.А. Аннинский считал, что "действительное утверждение ордена состоялось в 1210 г. и содержится в булле от 20 октября, утверждающей раздел Ливонии" (см.: Генрих Латвийский, с. 255). Однако, трудно представить, что папа утвердил орден через шесть лет после того как сам впервые упомянул о нём (в 1204 г.).

Скорее всего, Иннокентий III не утверждал "братство воинства Христова" отдельной буллой по той причине, что этот орден подчинялся местному иерарху (епископу Альберту). Ведь известные буллы, возвещавшие образование организаций тамплиеров, иоаннитов (госпитальеров), тевтонцев и других, касались только орденов, подчинявшихся непосредственно папе. Вместе с тем, факт слияния меченосцев с тевтонцами (точнее, включения ордена "воинства Христова" в Немецкий орден) оформлен, как и полагается, отдельной папской буллой от 13 мая 1237 г. (см.: Strehlke, S. 231).

В связи с отсутствием документальных данных об основании ордена меченосцев, в настоящее время датой появления его условно считают 1202 г., т.е. год первого сообщения о его формировании (например, см.: Brockhaus Enzyklopдdie, Bd. 17, S. 190, "Schwertbrьderorden").

31 Высказанное выше (см. примечание 9) предположение об отсутствии папского утверждения ордена меченосцев косвенно подтверждается тем фактом, что ни в булле 1204 г., ни в буле 1210 г. - не говорится об описании орденского знака.

О том, что Иннокентий III дал меченосцам "знак для ношения на одежде - меч и крест" мы узнаём только со слов Генриха Латвийского (но указания на цвета этих знаков отсутствуют), в то время как папские решения о присвоении тамплиерам, или госпитальерам, или тевтонцам характерных знаков (например, красного креста на белом поле, или белого креста на чёрном поле, или чёрного креста на белом поле) - известны.

В связи с этим интересно отметить, что, по мнению исследователей "Ливонской хроники", главная часть её написана не ранее конца 1225 г.; точнее, большая часть её появилась в конце этого года, а события 1226-1227 гг. приписывались позже, но по свежим следам. А ведь именно к этому времени (1225-1226 гг.) относятся известные печати меченосцев, содержащие изображения креста и меча (см.: Brieflade, Taf. 5, #1; Neue Nord. Misc., St. 17, S. 254. Рисунки обоих вариантов печатей приведены, в частности, в моей статье в "Гербоведе" #49 (11,2000), с.84, рис.2а и 2б).

Не исключено, что сведения об упомянутых "знаках для ношения на одежде - мече и кресте", как данных папой Иннокентием III, появились в "Хронике" Генриха Латвийского уже после широкого использования печатей меченосцев. Следует отметить, что "прижизненные" изображения рыцарей этого ордена не известны, т.е. отсутствуют надгробные плиты, настенные фрески, рисунки и прочие памятники культуры, на которых можно было бы видеть одеяния меченосцев. А ведь именно по изображениям на таких памятниках судят о внешнем виде и эмблематике рыцарей практически всех орденов, в том числе и тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев, ливонцев...

Кстати, такие термины как "меченосцы", "орден меченосцев" в "Ливонской хронике" отсутствуют, хотя события, завершающие её, относятся к 1227 г. По поводу даты смерти её автора высказывались различные предположения - от 1229 до 1259 (см.: Генрих Латвийский, с. 15, 18); в любом случае, во время возможного последнего редактирования "Хроники" (ранняя дата - 1229 г.) термин "меченосцы" в ней так и не появился.

В то же время западные исследователи практически не упоминают этот орден под "официальным" названием - "братство воинства Христова", а используют только термин "меченосцы".

Что касается изображения знака ордена на плащах, то немецкие и французские историки приписывали ему совершенно произвольные формы, например, в виде двух перекрещенных красных мечей остриями вниз (см.: Helyot, S. 180/181, Fig. 49; Rudolphi-2, [Part 2] S. 104 и другие), или с добавлением вверху золотой цепочки, связывающей рукояти мечей (см.: Perrot, p. 267 et pl. XXXVIII, #25). Ф. Бунге, специально исследовавший этот вопрос, говорит о существовании не менее семи (!) основных композиций, которые различные авторы "помещали" на белых плащах меченосцев. Эти композиции отличались и самими знаками (меч и крест, меч и звезда, меч или два меча, крест, крест и звезда), и их взаимным расположением, и цветовым исполнением (см.: Bunge-2, S. 90-98).

Уже один этот факт говорит об отсутствии чёткого представления у историков об "опознавательном" знаке меченосцев. В настоящее время предполагается, что этот знак на их плащах соответствовал изображению на их печати (например, см.: Brockhaus Enzyklopдdie, Bd. 17, S. 190, "Schwertbrьderorden"). Но на каком основании? Ведь изображения на печатях тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев в XII-XIII веках никак не были связаны со знаками, представленными на их плащах и щитах.

Таким образом, складывается впечатление, что орден меченосцев (или "братство воинства Христова") официально папой не утверждался, т.к. инициатором создания его был местный епископ. Соответственно, привилегиями, которыми наделялись ордена тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев и др., этот "местный" орден не обладал. Вряд ли был у этого ордена и официально утверждённый знак для ношения на плаще, что выделяло перечисленные выше ордена.

Достоверное известие о "знаке" меченосцев (но знаке, изображённым на орденской печати!) относится лишь к 20-м годам XIII в.; т.е. этот знак появился спустя почти 20 лет после организации ордена и просуществовал менее половины срока, отмеренного историей меченосцам. Может быть, наличие меча на печати "братства воинства Христова" и вызвало к жизни название ордена меченосцев.

Вместе с тем, отсутствие у исследователей чёткого представления о знаке этого ордена, который должен быть помещён на плаще, заставляют предположить, что этот знак историки прежних времён "выводили" из неофициального названия ордена, причём, происходило это в значительно более позднее время, когда в состав орденских гербов уже входили кресты, изображавшиеся на плащах соответствующих орденов.

http://geraldika.ru/symbols/4208

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-08-2007 05:40
Орден Меченосцев

Для покорения племён, живших на территории современных Латвии и Эстонии, нужны были значительные военные силы. Существовавшая до начала XII века система набора крестоносного ополчения, большинство членов которого через год, весною или осенью, обычно возвращались обратно в Германию, не отвечала задачам широкого и прочного завоевания Ливонии.

В 1202 году папа римский Иннокентий III и рижский епископ Алберт Буксгевден образовали духовно-рыцарский орден, официально называвшийся “ Братья Христова воинства” (Fratres Militiae Christi ). В простонародье его называли орден Меченосцев – по мечу вышитому на плаще рыцаря. Орден Меченосцев был единственным орденом, который подчинялся непосредственно рижскому епископу, а не папе римскому.

Каждый член ордена давал три обета: послушания, безбрачия и бедности. Обязательством каждого рыцаря было бороться с неверными от имени Христа. Члены ордена или “братья” не должны были иметь личного имущества, но как показывают источники, вступившие в орден феодалы и купцы, не отказывались от своего имущества, а наоборот грабежом и торговлей старались его умножить.
Члены ордена делились на рыцарей, священнослужителей и ремесленников (слуг).

Рыцарями могли стать только знатные люди. Они были главной военной силой.
Священнослужителями могли стать только члены семей священнослужителей, Они играли важную роль в жизни ордена.
Слугами могли быть люди более низкого сословия, но свободные. Слуги делились на воинов (стрелки, пехотинцы) и ремесленников (повара, кузнецы, строители, хлебопекари и др.). Из воинов выбирались и оруженосцы рыцарей.

Всё, необходимое для жизни, члены братства получали от ордена. Рыцари имели меч, пику, булаву и щит. Латы делал (заказывал) каждый рыцарь себе сам. Оружие было прочным, но без украшений (обет бедности). Каждый рыцарь получал от ордена три лошади и оруженосца. Остальные члены ордена имели одну лошадь и всё необходимое для жизни. Несмотря на обеты, члены ордена часто обогащались после завоевания местного населения и всё награбленное делили между собой.

Высшим руководителем ордена был магистр ( на латинском языке – magister , на нижне- немецком – mester , на немецком – Meister ). Он выбирался пожизненно из числа влиятельных рыцарей. Основным местом жительства магистра был Рижский замок, но во время смуты он переезжал в Цесис ( Wenden ). Магистр имел четыре лошади и оруженосца. В свиту магистра так же входили секретарь (капеллан), который хранил орденскую печать, “большой комтур” (Кулдигский комтур) - заместитель магистра, а в чрезвычайных ситуациях и исполняющий обязанности магистра. Кроме этого были ещё два провинциальных комтура – исполняющие обязанности помощников.
Ландмаршал – главнокомандующий всеми орденскими войсками. Главной резиденцией был Сигулдский замок.

Комтур - (на латинском языке – commendator, на немецком – Komtur , Kommentur ) был управляющим округа (комтурии). Он жил в центральном замке комтурии. Комтур подчинялся только магистру ордена. В его обязанности входило руководство рыцарями и войском вассалов во время боевых действий, выполнять указы магистра, заботиться об укреплении и обороне замков на территории комтурии.
Фогт – ( на латинском языке – advocatus , на немецком – vogt, voit ). В его обязанности входило управление орденскими хозяйственными имениями. Он так же был судья, полицейский, финансист и военный начальник на своей территории. Первоначально значился по должности ниже комтура, но постепенно эта разница исчезла, комтуры и фогты стали равноправными властителями на своих территориях.
По договору орден получал 1/3 завоёванных территорий, а епископ 2/3.

22 сентября 1236 года, когда орденское войско возвращалось из похода в Жемайте (Литва), у Сауле (? – Шаули в Литве или Вецсауле у Бауска) их встретило объединённое литовско-земгальское войско. Тяжёлая кавалерия рыцарей была вынуждена принять бой в болотистой местности, где все преимущества были на стороне легко вооружённых литовцев и земгалов. Немцы потерпели тяжёлое поражение. Пал магистр ордена, полностью был уничтожен командный состав – 48 братьев - рыцарей (начальники отдельных отрядов), а так же множество иноземных легионеров.

Орден Меченосцев был совершенно уничтожен. Из опасения за дальнейшую судьбу захваченных территорий епископы рижский, дерптский (тартуский) и эзельский (остров Сааремаа) просили папу римского дать согласие на присоединение остатков ордена Меченосцев к Тевтонскому (Немецкому) ордену.

http://www.travelzone.lv/Castle/__Statja/Orden_mechenoscev.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-08-2007 03:52
Пруссы начали массированные набеги, опустошая и разоряя Поморье и Мазовию, пограничная Хельмская земля была превращена в пустыню. По некоторым сведениям, было разрушено и сожжено 250 приходских церквей, не считая часовен и монастырей. Для прекращения этих набегов необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовии. Помочь развязать этот узел проблем мог бы орден Братьев рыцарей Христа «Fratres Militiae Cristi» (4), действовавший в Ливонии с 1202 года (5). Этих рыцарей называли также Меченосцами - по гербу на белом плаще в виде небольшого красного креста, с находящимся под ним красным мечом остриём книзу, носимому ими на левой стороне груди. Но у них были свои проблемы в Ливонии (Лифляндия, Эстляндия и Курляндия), и оказать помощь Польше на этом этапе они не могли.

Видя, что переговоры затягиваются и Тевтонский орден не спешит на помощь, Конрад по совету прусского епископа Кристиана (Христиана) и других князей решает в этом тяжелейшем положении, по примеру епископа Рижского Альберта, создать свой рыцарский орден.

Известно, что в декабре 1227 года или в январе 1228 при дворе князя обсуждался проект основания нового ордена (8). Сразу после принятия решения о создании ордена Конрад Мазовецкий приглашает из Ливонии орденских Братьев рыцарей Христа.

К тому времени часть рыцарей-меченосцев была крайне недовольна своим орденским руководством. Магистр ордена был вынужден проводить политику, зависимую от Рижского епископа, и приносить ему присягу. Рыцари требовали независимой политики и были настроены крайне оппозиционно (9).

После приглашения Конрада Мазовецкого оппозиционная группа орденских рыцарей в количестве 15 человек вышла из состава ордена Меченосцев и покинула Ливонию. Где-то в 1228 году они перебираются в Добринскую (Добжинскую) землю в Мазовии. Возглавлял этих рыцарей брат Бруно, имевший свои далеко идущие планы. Историк Герхард Лабуда полагает, что эти орденские рыцари происходили из Нижней Саксонии и Мекленбурга. Среди них были потомки славянского Мекленбургского рыцарства (10).

Князь Конрад в качестве резиденции пожаловал им Добжинский (Dobrin) замок, расположенный на правом берегу Вислы.

В качестве отличия Рыцари Христа имели белый плащ, на котором были нашиты красная шестиконечная звезда и меч остриём книзу, похожий на герб меченосцев в Ливонии (15), имевших такой же меч, но вместо звезды - красный крест.


(4) В латинском тексте: militaris. Латинские miles и militia в Средние века получили значение «рыцарь» и «рыцарство». Наряду с другими значениями они также означали рыцарство и его обязанности.
(5) Орден меченосцев был основан епископом Ливонии Альбертом. Утверждение ордена состоялось в 1210 году Римским Папой Иннокентием в булле от 20 октября. На начальном этапе он исполнял роль военной силы в покорении латвийских и эстонских язычников. Это был первый рыцарский орден, созданный за приделами Средиземноморья. Орден имел устав Тамплиеров.

(8) Zachorowski S. Studia do dziejow wieku 13. Washington pierwszej jego polowie. T. XXXV. Krakow, 1921. S. 72 - 201.
(9) Arbusow L Grundrib der Geschichte Liv, Est, und Kurlands. Riga, 1908. S. 35.
(10) Biskup Marian, Labuda Gerard. Dzieje Zakonu Krzyzackiego w Prusach, Gdansk, 1985. S. 91.

(15) Ketrzynski W. О powolaniu krzyzakowprzez ksiecia Konrada. Krakow, 1903. T. 45. S. 125 - 230.

http://www.klgd.ru/ru/city/750/almanac/a3_19.php?print=Y

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-10-2008 05:24
О похищении покровителя Ордена меченосцев:

Завоевание Эстонии привело к двум новым конфликтам: один возник между епископом Альбертом и орденом меченосцев, а второй – между крестоносцами и русскими. Орден, захватив господство в Эстонии, теперь начал плести заговор против Альберта. Но амбиции ордена были умерены двумя событиями. Во-первых, Вальдемар ІІ Датский, покровитель ордена, был похищен в 1223 г. графом Шверинским. Во-вторых, в том же году более трети членов ордена погибли во время восстания эстов.
http://www.templiers.info/web/a01.php?page=081012a

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-06-2013 02:34
Предлагаем ознакомиться со статьей «Административно-территориальные отделения ордена меченосцев».
Автор: А.А. Конопленко, канд. ист. наук, доцент кафедры гостинично-туристического бизнеса и сервиса Саратовского государственного социально-экономического университета.
В XIII в. развернулось крестоносное завоевание последнего остававшегося языческим региона Европы - Восточной Прибалтики. В первой трети столетия этот процесс наиболее активно протекал на территории Ливонии. Важнейшую роль в завоевании ливонских земель сыграла созданная в 1202 г. новая духовно-рыцарская корпорация - Братство рыцарей Христовых, традиционно именуемое в исторической науке орденом меченосцев.
Многие страницы его истории до сих пор остаются лишёнными достаточного исследовательского внимания. В частности, мало изучен вопрос об административной системе ордена, о том, какими отделениями, в каком числе и с какого времени он был представлен. Насколько удалось выявить, всего в разное время было создано семь орденских отделений.
Очевидно, среди первых возникло отделение ордена в Риге. Так, под 1210 г. первый ливонский хронист Генрих Латвийский называет в Риге «общину братьев-рыцарей», под 1214 г. - «церковь братьев-рыцарей». Под 1221 г. он же сообщает о выступлении орденского войска во главе с магистром Волквином (1209-1236) «из Риги» и возвращении братьев-рыцарей туда же после похода. Орденское отделение в Риге, по всей видимости, существовало с самого учреждения братства меченосцев.
В статье рассматривается административная система ордена меченосцев, действовавшего в Восточной Прибалтике в ХIII в. На основе широкого круга источников и литературы показаны отличия ордена от аналогичных духовно-рыцарских организаций Средневековья.

http://military-orders.livejournal.com/31265.html
http://deusvult.ru/111-administrativno-territorialnye-otdeleniya-ordena-mechenostsev.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Меченосцы

KXK.RU