Статистика населения Латвии и вопросы немецкого культуртрегерства

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Статистика населения Латвии и вопросы немецкого культуртрегерства

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 01-08-2004 15:49
На тему немецкого культрегерства в Прибалтике можно говорить долго.
Кстати, применительно к Латвии можно посмотреть эту ссылку:
http://www.wsws.org/ru/2002/dez2002/latv-d04.shtml

Цитата:
Еще не было и зачатков государственности у латгалов, куршей, земгалов и селов, а русское централизованное государство находилось в стадии становления, но торговые и человеческие контакты были довольно интенсивными. Наиболее тесные и стабильные связи у предков современных латышей были с племенем кривичей, их ближайших соседей, затем само название племени было распространено на всех этнических русских – krievi. Уже одно это говорит об исконности, древности балто-русских отношений, а также о том, что русские здесь были издавна. Причем ни о каких-либо серьезных конфликтах между латышами и русскими сведений в истории России или Латвии не содержится, следовательно, их и не было. Люди торговали, встречались, праздновали одни и те же языческие праздники, да и боги у них были общие (Перун – Перконс).

Несколько позднее, когда Русь приняла христианство по православному образцу, русские священники вели миссионерскую деятельность на территории Латвии, выступая носителями христианских верований и христианской культуры. До сих пор в латышском языке сохраняются слова русского происхождения, относящиеся к религиозному культу: baznica – божница (церковь), sveces – свечи, svets – святой, svetki – святки (праздник). Значит, не было языкового отторжения и не было неприязни, поскольку не было насилия.

Другой подход был со стороны германских рыцарей-крестоносцев. Они с презрением и ненавистью относились к местным верованиям и обычаям, а православную церковь рассматривали как нежелательного конкурента, которого следовало уничтожить. Это и было сделано, православные храмы сжигали, священников убивали, а поскольку Русь в то время напрягала все силы в противостоянии татаро-монгольскому нашествию, отпора не было, и территория Латвии была захвачена немцами. Едва возникшая государственность латышей была уничтожена, первая столица (Ерсика) была разрушена, латышские князья были убиты. Ливы и латышские племена сопротивлялись агрессии, но силы были неравны, победили более жесткая организованность, профессиональная военная подготовка и лучшее вооружение. Вот об этом в истории содержится достаточно много фактов.
(Отсюда - http://www.rusedina.org/?id=6003)

При всей политизированности материала хочу заметить следующее:
1. Немцы действительно внесли много нового именно в техническом развитии.
2. Многие русские термины действительно прижились в латышском языке до прихода немцев, и так и остались.
3. Движение младолатышей в 19 веке стало возможным только после того, как русская администрация разрешила латышам учиться наравне с немцами и русскими. Немцы, поляки и шведы такого покоренной нации не разрешали.
4. Национальная культура Латвии начала формироваться именно при России. Так что это не 15% ни в коем случае.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 03-09-2005 04:30
Особенностью истории Латвии во второй половине XIX в. было сочетание трех культур – латышской, немецкой и русской. При этом интересно не само такое сосуществование, а то, что практически каждую из названных культур в определенной степени можно рассматривать как культуру меньшинства. Действительно, немцы не составляли большинства населения, но имели политическую власть; латыши были меньшинством в политике, где монопольные позиции занимали немцы; русские же вообще были чуждым элементом как этнически, так и политически – они не смогли ассимилировать латышей, но были и не в силах окончательно лишить политической власти немцев, хотя Прибалтика входила в состав Российской империи.
http://krugozor.pochta.ru/hist/02kirchanov.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 02-12-2005 04:06
«Русская опасность» и идеи немецкого «культуртрегерства» в Прибалтике

Прибалтийские историки в работах об этом периоде в очередной раз развивали теорию немецкого «культуртрегерства», приписывая особые заслуги в развитии края немецкой лютеранской Церкви (Г. Браунинг, А. Транзе-Розенек, П. Иогансен, Г. Боссе, А. Швабе, Ю. Улуотс). Эта же теория давала им основание считать Ливонский орден неким общим немецко-латышско-эстонским государством; она же в XX в. использовалась в своих целях и профашистскими силами в Прибалтике.

Из местных источников, подробно описывающих события XVI в., широкой известностью пользуется «Хроника Ливонской провинции», составленная пастором эстонского прихода в Ревеле Балтазаром Рюссовом, ревностным лютеранином, во всем оправдывавшим политику Швеции в войне. В этой хронике, пожалуй, впервые выдвигалась идея «русской опасности», нашествия «варваров с Востока». К этому же времени относятся и другие хроники (И. Реннера, Г. Брезенбаха, Д. Фабриция, Ф. Ниенштедта, Г. Каярна и др.), которые также придавали своим повествованиям направленность, угодную шведским, немецким лютеранским или польским католическим властям. Из этих хроник черпали свои аргументы многие западные историки, грубо искажавшие историю Прибалтики XVI в. Они представляли этот период как расцвет Ливонии и доказывали, что всеобщее благополучие было прервано вторжением Ивана Грозного. Героем для них был магистр Ордена фон Плеттенберг, который в 1502 г. якобы на полстолетия предотвратил «агрессию Московии»

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=127&did=1481

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 06-03-2006 07:40
Поскольку прибалтийские немцы не могут считаться «вполне эстонцами» и «вполне германцами», то для них придумали термин «выходцы из Эстонии», отрицающий их национальную принадлежность. Такой подход позволяет эстонцам гордиться всеми фон паткулями без исключения.
Чем конкретно следует гордиться в остзейском наследстве просто и доступно сформулировал профессор Ф.Мюлау еще в 1906 году:
«Образование возникло только и исключительно у них и от них [остзейских дворян], истинно немецкую культуру развили они здесь и благодаря вековой работе развернули они ее все прекраснее и шире. Понятно само собою, что здесь на чуждой основе своеобразно развилась немецкая сущность. (...) Однако же никто не смеет умалить их славы, так как они были верными хранителями тех священных благ, которые вверены нашему народу...»

Остзейский немец профессор Вильгельм фон Роланд в начале ХХ века сформулировал это так:
«Латыши и эстонцы не являются немцами, однако не даром они находились семь столетий под немецким влиянием. Их развитие совершилось под немецким воздействием, их воззрения и образ мыслей в некоторых отношениях онемечены. (...)
Руководящая роль германского начала воспитала туземцев к труду и сознанию долга, к уважению перед законом и правом, которыми обладает немец».
http://www.hot.ee/russconference/2-trag/trag-19.html

Тут еще есть подобные статьи:
РУССКИЕ В ЭСТОНИИ. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
http://www.hot.ee/russconference/
http://www.zone.ee/russinstitut/

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 31-05-2006 18:20
У немцев был и есть очень хороший термин Volksdeutcshe Это люди которые по крови немцы но живут в других странах. Этот термин относиться как к Балтийским немцам, судетским и так далее. Для немцев живущих в Германии был придуман термин Reichsdeutsche

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 15-07-2006 18:30
Любопытно было бы посмотреть статистику по городам и регионам. Например, в Цесисе немцы не составляли хоть сколько-нибудь значительного большинства:

Перепись 1897 года (без военныx) Венден

ВСЕГО - 5 734 (100,0%)
Латыши - 4 164 (72,6%)
Немцы - 872 (15,2%)
Pусские - 332 (5,8%)
Eвреи - 264 (4,6%)
другие - 102 (1,8%)

http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=14947142&com=1&s=1&no=80

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 24-07-2006 13:06
Статистика народонаселения города Риги в том числе и жители родной язык для которых был немецкий с 1867 по 1913 год

http://rizanin-velery.livejournal.com/3892.html

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 56
Добавлено: 01-08-2006 13:51
Статистика Доля немецкого национального меньшинства в разных странах Европы в том числе и странах которые входили в Ливонскую конфедерацию
http://rizanin-velery.livejournal.com/4841.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-09-2006 04:06
Немного статистики:

По составу населения Латвийская республика всегда была многонациональна. По данным переписи населения 1935 года, в Латвии было 1472616 латышей, 206499 русских, 93479 евреев, 62 144 немца, 48949 поляков, 26867 белорусов, 22913 литовцев, 7014 эстонцев, 3839 цыган, 1844 украинца, 944 лива.

В Латвийской республике были школы для восьми национальностей с преподаванием на девяти языках - латышском, немецком, русском, польском, еврейском, древнееврейском, литовском, белорусском и эстонском. Об изучении латгальского диалекта уже говорилось ранее. Кроме того, в шести основных школах рыбацких поселков Курземе был факультатив по изучению ливского языка. В 1933/34 учебном году в немецких гимназиях обучалось 1207 учащихся, в русских - 1172, в еврейских - 1326, польских - 293, белорусских - 144. Для сравнения - в латышских гимназиях было 9152 ученика, а в школах для национальных меньшинств 4352.

В 1936/37 учебном году в Латвии были следующие народные школы: 166 русских, 95 для смешанных национальностей, 72 немецкие, 62 еврейские, 18 польских, 11 литовских, 4 эстонские и одна белорусская. В этом же учебном году из 112 средних школ Латвии было 10 еврейских, 8 немецких, 3 русские, 2 польские, одна литовская и одна для смешанных национальностей. Латышские студенты, обучающиеся в Латвийском университете, составляли 85,22% от общего числа студентов, еврейские - 6,8%, немецкие - 4,13%, русские - 2,77%, остальные национальности - 1,05%.

В Латвии издавались книги и периодика на всех языках основных национальных меньшинств. В 1925 году вышли в свет книги 262 наименований на других, кроме латышского, языках, а в 1935 - 672. Больше всего книг издавалось на русском и немецком языках. Так, в 1937г. издано 78 немецких, 66 русских, 23 английских и 15 книг на других языках.

Проф. П.Зейле, 1989г.
ЛАТЫШСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА В ЛАТВИИ В 20-30-Е ГОДЫ
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/Z/Zeile/LatKult.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-01-2007 05:54
Еэкабпилс. Город назван именем отца-основателя герцога Еэкаба (он же Яков у русских, Джейкоб у новозеландцев и так далее), который якобы совершенно случайно остановился посреди леса и заявил, что тута будет город. На деле тут уже имелся посёлок, причём русский. Гонимые в России староверы бежали в Латвию и построили тут слободу почти напротив Крустпилса. Слобода жила неплохо, поскольку в этом месте пороги Даугавы вынуждали бурлаков перегружать вещи на повозки и везти в значимую тогда Яунъелгаву - тем самим, транзитный пункт по обе стороны реки зарабатывал по мере сил. Вскоре жители местечка скумекали, что в Латвии не хватает приличных плотогонов, и занялись этим, тем самим "интегрировавшись" в местный рынок труда. В 1670 поселение было признано городом и с тех пор спокойно развивалось, пока построенная на другом берегу железная дорога покончила с традиционным промыслом обслуживания и транзита. Впрочем, традиционная для Латвии деревообработка - главная промышленная отрасль сохранилась. Любопытно, что герцог в 1670 запретил в городе селиться и немцам и латышам - видимо, считая, что те должны сидеть в Крустпилсе и не докучать староверам. Не знаю уж, когда это остроумное распоряжение было отменено... Лень искать точных цифр, но по атласу, в конце 19 века население города составляли: 45% евреи, 30% латыши, 20% русские; все +- 5%. К 1912. в городе работали три фабрики музыкальных инструментов, войну не пережила ни одна.

Первая мировая сильно изменила национальный состав латвийских городов - российские власти изгоняли евреев из зоны боевых действий, подозревая тех (часто не без основания) в пронемецких симпатиях. После войны Еэкабпилс более-менее восстановился, но национальный состав изменился - в 1935., по атласу, имелись 65% латышей, 15% евреев и 15% русских.

Русская власть принесла традиционные изменения: население города возросло втрое, отчасти за счёт завоза колонистов, отчасти за счёт разрушения сельского хозяйства. Тем более что политика довоенной Латвии на искусственное удержание населения на селе, легко и часто бесплатно выдавая чуть ли не всем желающим крошечные участки земли, к 1940 уже была явным архаизмом, годным только для времени мировой войны, и народ повалил в города.

Этнический состав тоже был должным образом исправлен - к 1989 латыши составили лишь 48% населения города. Сейчас, после вывода войск, латышей 58%, русских 31%.

Оба города были объединены в 1962., с восстановлением моста между ними. Однако по-прежнему они очень отличаются.

http://belshevic.livejournal.com/24912.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-02-2007 04:15
Kак стало известно, в Латвийском государственном архиве обнаружился фонд, в котором содержатся сведения о сделках, заключенных накануне Второй мировой войны с оставленным балтийскими немцами имуществом. Покупателям недвижимости недоставало именно этих данных, чтобы претендовать на получение компенсации. Сейм уже обратился с просьбой к премьеру рассмотреть этот вопрос. Всего в списке перечислено 1279 объектов недвижимости по всей Латвии.

В период с 1939 по 1940 год Латвию покинули около 52 тысяч человек из более чем 60-тысячной — и весьма зажиточной — немецкой общины. Многочисленную недвижимость, которую они оставили здесь, переняло латвийское государство, заплатив компенсацию правительству Германии.

http://rus.delfi.lv/news/daily/realestate/article.php?id=16855663

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-06-2007 02:08
Причины возникновения письменности на древневерхненемецком. Письменность на немецком, "народном" (diutisk), языке возникла в первую очереди как вспомогательное средство при обучении в монастырских школах латинскому языку. В основу немецкого алфавита был положен латинсккй алфавит, причем его приходилось приспосабливать к фонетическому строю немецкого языка, отличавшегося по составу фонем (особенно гласных) от латинского. Это приспособление осуществлялось стихийно, кустарно; каждая монастырская школа следовала своим правилам. Такое положение приводило к большой пестроте, к разнобою в написаниях, что стало одной из характерных особенностей большинства памятников древневерхненемецкого, еще усугубленной многочисленными диалектными особенностями. Так, например, слово со значением "народ" встречается в следующих вариантах написания: deot, thiot, diot, thiet, diet в мужском и среднем роде и thiota, dheotha, deota, diota в женском роде; производное от него прилагательное со значением "народный" - diutisk, diutisc, diudisch; глагол со значением "искать" имеет варианты написания suoh(h)en, suohhan, suochen, söhhen, souhhen, suah(h)en, suahan, suahchan, suehhen, suahhen, söhhen, siuhhen и ряд иных.

Возникновению письменности способствовало также усиление торговых связей, вызывавших необходимость в ознакомлении с языками других народов.

И, наконец, для эффективной пропаганды новой религии - христианства, пришедшей на смену древним языческим верованиям, необходимы были тексты религиозного содержания, доступные народу, написанные на его родном языке. Эта последняя и, пожалуй, самая важная причина появления письменности на немецком языке в значительной степени определила характер древневерхненемецких памятников. Почти все они по содержанию религиозные и, как правило, переводные. Они создавались монахами, клириками в монастырях (первый монастырь, в Сан-Галлене, основан в 614 г., ряд других - в 8 в. и позже), в монастырских школах, единственных в эпоху средневековья очагах культуры и образования.
Средневерхненемецкий период. Общая характеристика эпохи. К 12 в. завершается процесс формирования феодальных государств на территории Европы. В социально-экономическом отношении 12-14 вв. в Германии - это эпоха развитого феодализма. Устраняя последние следы родового строя, феодальное общество строилось на четком разграничении и противопоставлении классов, что повлекло за собою и социальное расслоение культуры. Феодальная Германия представляла собою к этому времени конгломерат поместий-государств, иерархически подчиненных одно другому и в значительной степени независимых от центральной власти императора Священной Римской империи, основанной Оттоном I в 962 г. Города, центры ремесла и торговли, в этот период еще не оказывали определяющего влияния на культурную жизнь страны.

Господствующий класс - феодальная знать - образует особое привилегированное сословие. Из конной свиты феодала формируется рыцарство. Для нового понятия "рыцарь" в языке появляется слово ritter (восходящее к средненидерландскому riddere "всадник", "рыцарь"). Новое сословие породило новую, узко-сословную идеологию и культуру. Эта рыцарская идеология и культура с ее куртуазной (ср. ст.-фр. courtois "придворный" от court "двор") литературой, нравами и обычаями приходит в Германию из соседней Франции, классической страны феодализма, приходит через Рейн, причем важную роль посредника сыграли Нидерланды, особенно двуязычная Фландрия, опережавшая Германию в своем развитии. Светская рыцарская литература, преимущественно стихотворная по своей художественной форме, была по существу первой светской литературой на немецком языке. В результате ее расцвета религиозно-церковная литература оказалась оттесненной на задний план.
Интересно также рассмотреть и распространение немецкого языка в этот период.
Распространение немецкого языка. Восточная колонизация. В средневерхненемецкий период существенно расширились границы немецкой языковой области. На западе ее границы определились еще в 9 в. в результате завершения романизации западных франков в пределах Западнофранкского королевства, на юго-востоке в 9-11 вв. эта граница продвинулась от р. Эмс приблизительно до нынешней австрийско-венгерской границы. Швейцария была заселена алеманнами и бургундами еще во времена Великого переселения народов. В 6 в. почти вся территория современной Швейцарии вошла в состав Франкского государства. В 1003г. Швейцария была присоединена к Священной Римской империи.

Наиболее важное значение для дальнейшего развития немецкого языка принадлежит захвату и освоению земель к востоку от Эльбы и ее притока Салы (Заале). Здесь с 6 в. жили балтийские и славянские племена - полабские (от славянского названия реки Эльбы - Лаба) и поморские славяне, сорбы, поляки, древние пруссы, литовцы, латыши. Начало восточной экспансии относится еще к 10 в., но систематическое освоение и заселение этих земель началось в 12 в. В 1170 г. на землях славян-ободритов между Эльбой и Одером было образовано герцогство Мекленбургское, в 13 в. маркграфство Бранденбургское, к востоку от Одера было захвачено польское Поморье, между нижним течением Вислы и Немана - земли литовского племени пруссов (ср. Preußen - Пруссия). Восточная экспансия немцев особенно усилилась с образованием в 13 в. духовных рыцарских орденов, объединившихся в 1237 г. в Тевтонский, или Немецкий, орден (Deutscher Orden) и осуществлявших колониальную экспансию под знаменем христианизации языческих славянских и прибалтийско-финских племен. Захваченные земли заселялись крестьянами, ремесленниками, торговцами из густонаселенных западных областей Германии. Местное население частично уничтожалось, частично подвергалось онемечиванию. Избежать этой участи, сохранить свой язык и культуру удалось лужицким сорбам на р. Шпрее - в Лужице (Lausitz), составляющим в наше время национальное меньшинство на территории ФРГ. В захваченных Тевтонским орденом Курляндии и Ливонии, землях литовцев, латышей, ливов, эстонцев, онемечиванию подверглись города, в сельской же местности население сохранилось. Немецкие поселения возникали при благоприятном для Тевтонского ордена соотношении сил также в западной части польских земель. В середине 14 в. в состав Германской империи была включена Чехия (Богемия).

О том, что предшественниками немцев на землях к востоку от Эльбы были славяне, свидетельствуют многочисленные топонимы славянского происхождения; например, названия городов Дрезден (ср. слав, дреждане "лесные жители"), Лейпциг (ср. Липецк), Росток (ср. слав, росток "развилка рек") и др. Славянскими по происхождению являются также многочисленные немецкие фамилии на -ow, -in, -ien, -iz, например: Basedow, Virchow, Zeppelin, Tauentzien, Leibniz, также Lessing (ср. рус. лесник). Заимствованиями этого периода из славянских языков являются, например, Schmand (ср. рус. "сметана"), Grenze (ср. чеш. hranice), Petschaft (ср. чеш. pečet).

Особенности языкового развития в средневерхненемецкий период. В условиях экономической и политической раздробленности Германии, закрепившейся в 12-13 вв., каждая феодальная территория-княжество живет своей замкнутой жизнью. В итоге различия между диалектами в пределах одного княжества сглаживаются, а отличия от диалектов других княжеств углубляются, расхождений становится больше.

Ни в 12 в., ни в 13 в. в Германии не сформировалась и не могла сформироваться единая наддиалектная норма литературного языка. Единство языка народности в эту эпоху, как и в предыдущую, проявляется в общности грамматического строя и лексического состава, а также основных внутренних законов развития - факторов, общих для всех диалектов, носителей которых объединяла принадлежность к одному народу и одному государству. Даже в условиях ослабления связей между отдельными политическими образованиями, входившими в состав Священной Римской империи в 13-в., несмотря на ее экономическую и политическую раздробленность, немцы, тем не менее, все явственнее ощущают себя как представителей одного, единого - немецкого - народа. Это сознание этнической общности, непосредственно связанное с общностью языковой и в известной мере обусловливаемое ею, находит отражение в литературе. Старым (восходящим к племенным) названиям "швабы", "баварцы", "саксы", "франки" и др. противопоставляется объединяющее всех жителей Германии название свн, tiutsche liute, возникшее еще в 11 в. Множественному числу свн. diu lant "земли", отражающему сепаратизм княжеств, противостоит словосочетание свн. Diutisk lant.

http://community.livejournal.com/teutonic_order/6790.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-04-2008 03:00
Перепись 1881 года - перепись Лифляндии и Эстляндии http://forum.vgd.ru/35/4873/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-04-2008 05:51
В петербургском издательстве «Мiръ» вышла монография кандидата исторических наук Н.С.Андреевой «Прибалтийские немцы и российская правительственная политика в начале XX века» (СПб., 2008), посвященная политике правительства в Прибалтике.
http://community.livejournal.com/archives_ru/113350.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-04-2008 04:52
Культурная, религиозная и музыкальная жизнь Латвии в 17–18 вв. В то время как городская культура Латвии была по большей части связана с немецкоязычной элитой, в среде латышского крестьянства бытовало самобытное устное народное творчество на родном языке – в основном это были народные песни и былины. Ещё в 16 в., когда балтийские немецкие священники предприняли первые попытки обеспечить латышское крестьянство религиозными текстами на родном языке, оба эти культурных потока стали смыкаться. Заметной вехой в этом процессе было издание Эрнстом Глюком Библии на латышском языке (1694).

Мастер Мориц (Мауритиус) Вендт, проживавший в Риге в 1608–1633, изготовил позитив для церкви в Гробиня. В 1609 он взялся отремонтировать орган в церкви в Кулдиге, однако до 1611 заказ так и не был выполнен, поэтому был приглашён другой органостроитель: Иоганнес Паули (Паулус). Паули работал в Риге в 1611–1614, в 1630–1633 (на этот раз он построил новый орган в церкви св. Иоанна) и в 1642. В январе 1642 Якоб Вендт, сын Морица Вендта, закончил новый орган в Елгаве.

Связи между крупными городами Балтийского моря нашли отражение и в деятельности таких органостроителей как Кристофер Майнеке (Кристофф Менке) из Любека (работал в Риге в 1674–1675), Мартин Зиверт (Зиферт) из Данцига (в Риге в 1676–1687), Габриель Брандитиус (Брендитиус) из Кёслина в Померании (в Дурбене и Риге в 1674–1698) и Бартоломеус Шуман из Кёнигсберга (в Риге в 1695–1705).

В годы правления герцога Якова (1642–1682) и в особенности герцога Фридриха Казимира (1682–1698) Елгава стала культурным центром Курляндии. Придворный оркестр и придворный ансамбль духовых инструментов, включавший в себя 12 труб и барабан, использовались по различным поводам.

Первые церковные певческие книги на латышском языке появились в 1587 и 1615. В течение 17 в. распространялась традиция унисонного пения в сопровождении органа. Как результат этого процесса в Риге в 1686 были опубликованы замечательные музыкальные сборники. Их автором стал уроженец Риги (или замка Зунцель) Густав фон Менгден (1625 или 1627–1688), занимавший придворные должности ландмаршала (1653–1660) и ландрата (1660).

Эти собрания церковных песнопений для сопрано и бассо континуо, изданные Георгом Матиасом Нёллером на тексты самого Менгдена (Воскресные размышления христианина, предавшего себя Богу, Sonntages Gedanken eines Christen, So sich An Gott Ver-Miethet и Преследование, спасение и хвала Давидовы, Der Verfolgte, Errettete und Lobsingende David) – выдающиеся памятники немецко-балтийской протестантской церковной музыки.

Другим одаренным музыкантом, относящимся уже к следующему поколению, был Иоганн Валентин Медер из Васунгена на Верре (1649–1719). Каталог его духовных произведений, составленный его сыном, рижским нотариусом Эрхардом Николаусом Медером, в год смерти отца, свидетельствует о чрезвычайной творческой продуктивности композитора. Этот каталог включает в себя около 130 сочинений, среди которых 12 месс, 4 пассиона, 5 магнификатов и множество концертных мотетов. Его перу принадлежат и светские сочинения: зингшпиль Верная Аргения (Die beständige Argenia), две оперы, опера-балет, вокальные произведения и камерно-инструментальные композиции. Маттесон, Букстехуде и другие его современники ценили его творчество. В 1701–1719, работая кантором и органистом в рижском Домском соборе, он осуществил первое исполнение своих ораториальных композиций Страсти по Луке и Страсти по Матфею.

В начале 18 в. на территории Латвии распространяется новый стиль в искусстве – т.н. курляндское барокко. Прежде других земель он завоёвывает популярность в Курляндии, сохранявшей тесные связи с Германией, Голландией и Польшей. Важную роль в утверждении этого стиля в искусстве сыграла мастерская семьи Сефренсов. Николас Сефренс Младший (1662–1710) завершил в 1697 работу над алтарем церкви св. Анны в Лиепае (нем. Либау). Вскоре мастерская получила заказ на изготовление органного проспекта для церкви в Угале. Он был выполнен Михаэлем Марквардтом, зятем Сефренса, работавшим в мастерской тестя резчиком по дереву. Сам инструмент (1697–1701, II/P/28, вкл. рюкпозитив), старейший на территории Прибалтики орган, сохранивший свой первоначальный облик, был изготовлен Корнелиусом Ранеусом (1671–1719) из Кулдиги – наиболее известным органостроителей Латвии в это время. Среди др. работ Ранеуса: орган в капелле замка в Елгаве (1695–1697); орган для церкви в Лестене (1707–1708, 33 регистра, вкл. рюкпозитив) – проспект этого инструмента и декоративное убранство самой церкви были выполнены в 1704–1709 Николасом Сефренсом с помощниками; а также орган для церкви св. Екатерины в Кулдиге, 1712–1715.
http://www.krugosvet.ru/articles/93/1009331/print.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-06-2008 04:55
«Разумеется, если русский и иностранец равного достоинства, я всегда предпочту русского, но, доколе не сошел с ума, не скажу, чтобы какой-нибудь Башуцкий, Арбузов, Мартынов были лучше Беннигсена, Ланжерона или Паулуччи. К тому же должно отличать немцев (или германцев) от уроженцев наших Остзейских губерний: это русские подданные, русские дворяне, охотно жертвующие за Россию кровью и жизнью, и если иногда предпочитаются природным русским, то оттого, что домашнее их воспитание было лучше и нравственнее. Они не знают русского языка в совершенстве, и в этом виноваты не они одни: когда наша литература сравняется с немецкой, у них исчезнет преимущественное употребление немецкого языка. А теперь можно ли негодовать на них, что они предпочитают Гёте и Лессинга Гоголю и Щербине? Я написал эти строки в оправдание Александра: помышляя о спасении России, он искал пособий и средств повсюду и предпочитал иностранцев, говоривших ему правду, своим подданным, которые ему льстили, лгали, интриговали и ссорились между собой. Да и чем лифляндец Барклай менее русский, нежели грузинец Багратион? Скажете: этот православный, но дело идет на войне не о происхождении Святого Духа! Всякому свое по делам и заслугам. Александр воздвиг памятник своему правосудию и беспристрастию, поставив рядом статуи Кутузова и Барклая. Дело против Наполеона было не русское, а общеевропейское, общее, человеческое, следственно, все благородные люди становились в нем земляками и братьями…Впрочем, отказаться в крайних случаях от совета и участия иностранцев было бы то же, что по внушению патриотизма не давать больному хины, потому что она растет не в России.»
(Греч Н.И. Воспоминания старика.)

http://catherine-catty.livejournal.com/50418.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-06-2008 06:23
В петербургском издательстве «Мiръ» вышла монография кандидата исторических наук Н.С.Андреевой «Прибалтийские немцы и российская правительственная политика в начале XX века». (СПб., 2008). Автор уделил большое внимание предыстории вопроса, поэтому в работе рассматривается и политика правительства в Прибалтийских губерниях в XVIII в., в частности, реформы Екатерины II. Кроме того, представленная во введении характеристика историографии и источников исследования также может быть полезной для специалистов по истории в XVIII в. Работа легко читается и ее вполне можно рекомендовать не только историкам, но и широкому кругу читателей.
http://community.livejournal.com/18century_ru/274910.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-09-2008 02:01
НЕМЦЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В.

В решение вопроса дефицита «мозгов» и рабочих рук за счет иностранцев нет ничего нового. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к богатому опыту Российской империи. Это государство на протяжении нескольких столетий не только активно приглашало иностранцев, главных образом немцев, но и управлялось представителями иностранной династии.

Начиная с XVII в. российской правительство использовало иностранных военных и гражданских специалистов, которые обладали высокой квалификацией и помогали решать те задачи, справиться с которыми местными кадровыми ресурсами было невозможно. Северная война и присоединение к России Восточной Прибалтики, где жило достаточно большое количество немцев, надолго обеспечило державу практически неисчерпаемым источником квалифицированных ресурсов для казенной службы. Спустя более полувека, когда Российское государство столкнулось с проблемой недостатка свободного населения для освоения новых земель, в 1763 г. императрица Екатерина II начала заселять выходцами из Германии Поволжье и Причерноморье.

Таким образом, немецкий кадровый и трудовой резерв России складывался из следующих элементов: так называемые городские немцы, т.е. прибывшее на службу или работу в Россию, либо их потомки; остзейские немцы – немецкие дворяне, проживавшие на территории современных Латвии и Эстонии; колонисты, т.е. переселенцы из Германии, основавшие колонии в малоосвоенных регионах империи. Последние занимались главным образом сельских хозяйством, жили относительно замкнуто и, до определенного времени на государственной службе практически не использовались.

Как уже было сказано, массовый приток немцев в Россию приходился на XVIII в. Так, в 1789 г. в Санкт-Петербург проживало 18 тыс. немцев, в 1818 г. – 24 тыс., в 1860 г. – 28 тыс., а на конец столетия – 50 тыс. Всего же, по результатам переписи 1897 г. в Российской империи, включая Финляндию и Польшу, проживало чуть меньше 2 млн. немцев. На протяжении XVIII - XIX вв. социальный состав столичной немецкой диаспоры оставался почти неименным. Треть ее составляли дворяне, остальные были специалистами с высшим образованием (врачи, преподаватели), купцами или ремесленниками.

Немцы внесли достаточно большой вклад в развитие экономики Российской империи. Достаточно вспомнить, что строительство знаменитой железной дороги из Петербурга в Москву, «воспетое» Некрасовым, финансировалось берлинском банковским домом «Штеглиц». Однако в рамках данной статьи нас больше интересует использование немцев на казенной службе, т.е. в армии, государственном аппарате и сфере образования.

XIX век начался для России убийством императора Павла I, которое при поддержке британской дипломатии организовал граф Петер Людвиг фон Пален, а осуществил граф генерал Левин фон Беннигсен. Так своим восхождением на престол Александр I оказался обязанным немецкому дворянству.

В 1803-1806 гг. первую кругосветную экспедицию русского флота возглавил остзейский немец Иоганн фон Крузенштерн. Впоследствии он стал одним из основателей Русского географического общества. В этой экспедиции принимал участие еще одним немец – Фадей фон Беллинсгаузен. Он встал во главе следующего кругосветного путешествия 1819-1821 гг., в ходе которого была открыта Антарктида. Кругосветное плавание 1825 – 1827 гг. проходило под командованием барона Фердинанда фон Врангеля.

Выходец из старинного эстляндского рода Карл фон Толь прославился как талантливый штабной работник. Именно ему как начальнику оперативного отдела русского Главного штаба принадлежит план войны с Наполеоном 1812 г. фон Толь является автором оперативного плана Бородинского сражения. Затем он руководил операциями русской армии в ходе войны с Турцией 1828-1829 гг.
Свой вклад в победу над Наполеоном внес и князь Петр Витгенштейн, командовавший 1-м корпусом, прикрывавшим от «Великой армии» петербургское направление. Он происходило из древнего рода германских имперских графов, которые в XVIII в. переехали в Россию и традиционно служили в армии.
Правление Николая II принято считать временем «засилья» немцев в государственном аппарате, что является большой натяжкой. Новый император использовал немецкий кадровый ресурс не более активно, чем его предшественники.

Остзейский граф Александр фон Бенкендорф внес значительный вклад в развитие государственных учреждений в Росси, став основателем печально известного III отделения канцелярии Его Величества. Он бессменно руководит этим учреждениям, рожденным по следам восстания декабристов, с 1826 по 1833 гг. Следует добавить, что один из руководителей декабристов Пауль фон Пестель также был немцем.

В течение 40 лет, с 1816 по 1856 гг. российской внешней политикой руководил министр иностранных дел граф Карл фон Нессельроде. Можно по разному относиться к его деятельности, однако именно в его министерство российские войска стояли у ворот Константинополя. Одним из наиболее знаменитых военачальников николаевской эпохи также был немец – выходец из Пруссии Иоганн фон Дибич, дослужившийся в России до генералиссимуса.

Во времена Александра II генерал Константин фон Кауфман захватил почти всю Среднюю Азию, принеся империи новые земли. В 1868 г. русские войска под его командованием покорили Бухарское ханство, а в 1873 г. Кокандское.

В середине XIX века А. Герцен писал: «Балтийские немцы, сыны древней цивилизации, много веков тому назад отстали от великого исторического движения; отныне они приобрели неизменный уклад, они остались какими были, ничем с тех пор не обогатившись; в своих идеях и делах они установили порядок, правила и меру, чтобы никогда от них не отступать. Поэтому-то они, несомненно, должны ненавидеть расплывчатость, склонность к преувеличению и беспорядок, царящие не только в русских законах, но даже нравах». Знаменитый революционер-демократ, будучи сам немцем по матери, был склонен к преувеличениям. Однако проблемы непонимания между немцами и русскими действительно существовало. Она проявлялась как в отношениях между колонистами и местным населением на бытовом уровне, так и между остзейскими дворянами и правительством. Прибалтийские немцы считали, что цари ограничивают их права, а Петербург в свою очередь, начиная с середины XIX в. проводил на территории Лифляндии и Эстляндии политику русификации, пытаясь свести на нет немецкое культурное влияние. Однако до открытого противостояния дело не доходило. До начала Первой мировой войны история не знает ни одного немецкого погрома в России или острого межнационального конфликта.

Немцы отличились не только на военном и государственном поприще, но и на ниве просвещения. Еще в XVIII в. Байер, Мюллер и Шлецер практически создали российскую историческую науку как академическую дисциплину. Эта традиция продолжалась и на протяжении XIX в., когда многие профессора истории Петербургского университета были немцами, преимущественно остзейскими.
Наиболее известными историками были Александр Брюкнер и остзейский барон Теодор фон Шиман. Оба профессора занимались историей России, довольно долго преподавали в различных российских университетах, но в конце концов вынуждены были уехать в Германию. Брюкнен разработал теорию европезирования России, углубленную и развитую Шиманом. Согласно его теории, в результате татаро-монгольского ига русские земли отошли от Европы и превратились в Азию. Начиная с Петра I пошел обратный процесс, не последнюю роль в котором играли немцы, как остзейские, так и выходцы из Германии. Данное учение довольно наглядно иллюстрировало представления немцев о себе в России и о своей роли в истории страны. Правда, это касалось только нерусифицированных немцев. Довольно большое количество обрусевших немцев оставалась таковыми только по происхождению, сливаясь с коренным населением.

В исторической перспективе Россия не смогла до конца использовать немецкий трудовой ресурс. После того, как в результате реформ Александра II в 1871 г. была введена всеобщая воинская обязанность, начался отток немцев обратно в Германию или в США. Те же, кто остался стали жертвой сталинских репрессий по национальному признаку. Прибалтийские немцы были депортированы в Германию в 1939 г., после вхождения Латвии и Эстонии в состав СССР. В начале 1990-х гг. более миллиона так называемых русских немцев покинули территорию бывшего Советского Союза и переселились на историческую родину. Большинство из них не смогли полноценно социализироваться в Германии, а СНГ потерял довольно ценные кадровые ресурсы, на подготовку которых были затрачены немалые средства.

http://community.livejournal.com/ru_history/1507736.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-09-2008 02:44
Про натурализацию неграждан в Латвии, если кому интересно

18 сентября 2008 года гражданство Латвии в порядке натурализации получил 130-тысячный житель. Это Дмитрий Савченков из Вентспилса. Две крупнейшие латышские газеты поместили о нем статьи с фотографиями, рассказали о том, как он любит Латвию, хотя сам родом из Брянска.

Мало кто помнит, что когда в 1995 году было создано Управление натурализации, ее глава Эйжения Алдермане обещала, что 200 000 тысяч человек будут натурализованы к концу XX века. Планы натурализации провалились, Евросоюз сердится и никакими сладкими статьями про юбилейных натурализантов дело тут не поправишь.

Зато к юбилею можно вспомнить, как эта натурализация проходила.

22 июля 1994 года латвийский Сейм принял Закон о гражданстве.

Процесс натурализации, то есть индивидуального приема иностранца в гражданство по его заявлению, начался в Латвии 1 февраля 1995 года. В 1997 году гражданство получила 5-тысячная натурализовавшаяся жительница страны, а 9 сентября 1998 года — 10-тысячная.
Ею стала жительница Балвского района Людмила Кузьмина. Она прошла натурализацию как супруга гражданина Латвии в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве.

Имен более ранних юбилейных натурализантов найти не удалось. Даже на сайте Управления натурализации.

Зато известен самый первый натурализовавшийся. Конечно, условно, так как первой была группа из 103 человек. Поскольку власти почему-то опасались, что все неграждане толпой ринутся натурализовываться, условия были суровыми — существовали квоты, ограничения по возрасту — так называемые "окна натурализации".

Согласно одним данным, первые новограждане появились 11 августа 1995 года, когда Кабинет министров издал распоряжение об этом. С другой стороны, министр по особым поручениям в делах общественной интеграции Оскар Кастенс в этом году предложил отмечать День граждан 3 августа. По его словам, именно в этот день латвийское гражданство в порядке натурализации было предоставлено первым 103 жителям Латвии.

Как бы там ни было, 28 июля 1995 года первые претенденты на гражданство подписали клятву верности Латвийской Республики.

Известно, что среди первых натурализовавшихся граждан были люди разных национальностей — русские, литовцы, поляки, украинцы, белорусы, а также по одному эстонцу, еврею и татарину. Самому младшему из первых натурализовавшихся граждан было 20 лет, самому старшему — 70 лет.

Как-то на одном из юбилеев своего ведомства г-жа Алдермане заявила, что первым натурализовавшимся был Теодорас Тверийонас, президент Ассоциации коммерческих банков Латвии. Сам он этого не отрицает, в интервью охотно рассказывает как сдавал экзамен.

4 июня 1998 года депутаты Сейма после длительных дебатов приняли поправки к Закону о гражданстве, предусматривающие автоматическое предоставление гражданства родившимся после 21 августа 1991 года детям неграждан, а также отмену окон натурализации. В ноябре эти поправки вступили в силу.

Предусматривалось, что на получение гражданства могут претендовать лица, достигшие 16-летнего возраста. Натурализоваться могут лица, включенные в Регистр жителей, прожившие в Латвии к моменту подачи заявления о натурализации постоянно не менее пяти лет, которые владеют латышским языком, знают гимн и историю Латвии. Претенденты должны указать легальный источник существования, а также засвидетельствовать верность Латвийской Республике.

В первую неделю после отмены окон натурализации заявления на получение гражданства были приняты у 280 жителей Латвии, а до вступления поправок в силу количество претендентов на гражданство не превышало 100 человек в неделю, сообщали из Управления натурализации. Например, в декабре 1997 года во всей Латвии было принято лишь 340 заявлений о предоставлении латвийского гражданства.

В марте 1999 года Управление по натурализации приняло небывалое до этого число заявлений — 1481.

В октябре 1999 года латвийское гражданство получил 20-тысячный натурализовавшийся, а в феврале 2000 года — 25-тысячный.

Первые 14 детей неграждан, родившиеся в Латвии после 21 августа 1991 года, получили гражданство 10 мая 1999 года.

7 июня 2000 года в исполнительной дирекции Земгальского предместья Риги торжественно поздравили 30-тысячную натурализованную гражданку Латвии Валентину Шеверенко. Она родилась и выросла в Латвии.

7 июня 2000 года в исполнительной дирекции Земгальского предместья Риги торжественно поздравили 30-тысячную натурализованную гражданку Латвии Валентину Шеверенко. Она родилась и выросла в Латвии.

Еще больше повезло 40-тысячной натурализованной гражданке Анне Галич — ее 8 марта 2001 года поздравил премьер-министр Андрис Берзиньш.

Другого круглого юбиляра — пятидесятитысячную натурализованную Елену Куренкову из Вентспилса, 1975 года рождения, в 2002 году поздравляла тогдашний министр юстиции Ингрида Лабуцка.

60 000-ю натурализовавшуюся гражданку Латвии Татьяну Бакирову, 1980 года рождения, в феврале 2003 года поздравил сам мэр Вентспилса Айвар Лембергс.

А вот 70 000-ю гражданку Татьяну Ляхович, ученицу 12-го класса Межмальской средней школы в Юрмале впервые поздравила президент Вайра Вике-Фрейберга. Случилось это в 2004 году, в той самой школе, ученики которой еще и выступили перед президентом с концертом.

80-тысячным натурализантoм в 2004 году стал житель Айзкраукле Игорь Рыбинский, 1970 года рождения, водитель асфальтобетонного завода. Его приветствовали местные муниципальные власти и начальник Управления натурализации г-жа Алдермане, которая по долгу службы присутствует на всех таких мероприятиях.

Про 90-тысячного сведений найти пока не удалось, но скорее всего, он появился в 2004 году.

Хотя в прессе сообщалось, что 100 000 заявлений на гражданство Управление натурализации получило уже до февраля 2005 года, когда праздновало свой десятилетний юбилей, имя стотысячного гражданина стало известно только осенью того же года. Кстати, на юбилее было сообщено, что всего за 10 лет натурализовалось 85 352 человек.

100 000 тысячного поздравляли торжественно — в Гербовом зале президентского замка 8 сентября 2005 года. Президент Вайра Вике-Фрейберга лично вручила распоряжение Кабинета Министров о присвоении гражданства не ему одному, а 15 новым гражданам. Среди которых был и юбиляр Денис Ростковский, ученик 11-го класса из Саласпилса.

В июне 2006 года в малом зале Даугавпилсской думы выписку из распоряжения Кабинета министров о присвоении гражданства получила и 110 000-я натурализованная гражданка. Ею оказалась ученица 12 класса Дугавпилсской 6-й средней школы Юлия Шурховецка — полька, родившаяся в 1989 году в России и в 1990 году вместе с родителями переехавшая на постоянное местожительство в Латвию. Официальную бумагу и цветы новым гражданам вручали министр юстиции Гунтарс Гринвалдс и начальник Управления натурализации Эйжения Алдермане.

Про 120-тысячного тоже пока ничего не удалось найти. 16 июля 2006 года было официально сообщено, что за время с начала в Латвии процесса натурализации решением Кабинета министров гражданство страны предоставлено 111 953 лицам.

А 20 мая 2007 года стало известно, что за время с начала натурализации латвийское гражданство получили 123 199 человек.

Вот где-то в этот промежуток он и появился.

В июле 2007 года Алена Сластникова, выпускница Яундубултской средней школы, стала 125-тысячным натурализованым гражданином Латвии. 19-летняя Алена сообщила, что собирается поступить в вуз, а потом, возможно, свяжет свою жизнь со службой на границе.

Перспективы

16 мая 2007 года министр юстиции Гайдис Берзиньш заявил, что темпы натурализации в Латвии замедляются. По его словам, частично это связано с тем, что неграждане получили права на свободное перемещение по территории ЕС.

Из-за нехватки претендентов Управление натурализации все чаще вынуждено отменять назначенные экзамены.

18 июня 2008 года в докладе о положении национальных меньшинств, подготовленном Латвийским центром прав человека, было сказано, что процесс натурализации в Латвии практически остановился.

Тем не менее, 21 июня 2007 года Управление натурализации выступило с прогнозами о том, что численность неграждан в Латвии к 2010 году может сократиться до 247 тысяч. На начало этого года их было 372 421.

Планируется, что 2008 году гражданство получат 12,1 тысяч человек, в 2009 году — 12,3 тысяч, в 2010 году — 13,4 тысяч.

http://auseklitis.livejournal.com/64994.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 17-12-2008 20:52
У истории есть одно интересное свойство — уже случившиеся события кажутся наиболее логичными, а нереализованные варианты — изначально проигрышными. Тем более что объяснениями "почему случилось так, а не иначе" занимаются поколения историков, "альтернативная" же история остается уделом дилетантов–фантастов. Но вот какое дело: что аксиома для потомков, далеко не так очевидно для современников. Кто, например, в 1906 году предвидел создание Латвийской Республики? Скорее уж наклевывался другой вариант — германский протекторат над прибалтийскими губерниями.

В недавно вышедшей книге Н. С. Андреевой "Прибалтийские немцы и российская правительственная политика в начале ХХ века" описан любопытный эпизод из истории первой русской революции. "Гуманитарная интервенция" Германии в Прибалтику в 1906 году стала вполне реальной перспективой.

Неспокойно тогда было по всей России, но в остзейских губерниях революция быстро приняла формы межнациональной войны. Только за три последних месяца 1905 года здесь было убито 80 немцев, сожжено 180 баронских имений. "Российское правительство оставило немецкое меньшинство на произвол дикой толпы", — доносил немецкий консул в Риге Онесзайт в Берлин. Петербург в этот момент действительно пребывал в растерянности. Надежных воинских частей в империи почти не осталось, все висело на волоске, и одно время прорабатывался даже план эвакуации царской семьи из Петергофа на германских миноносцах. В такой ситуации лидеры остзейцев обратились к Германии с просьбой "спасти немецкую культуру в Прибалтике", проработав вопрос о "европейской интервенции" и оккупации остзейских губерний.

От лица остзейцев выступили лифляндский дандрат фон Сиверс и предводитель лифляндского дворянства фон Мейендорф. Их инициатива встретила полное одобрение и поддержку общественности в самой Германии. С осени 1905 года там действовал "Комитет помощи нуждающимся российским немцам" во главе с экс–рижанином фон Феэ. Помимо сбора средств он развернул широкую агитацию в прессе с призывами идти на помощь прибалтийским братьям по крови. В газетах писали, что, если не вмешаться, прибалтийских немцев ждет "Варфоломеевская ночь", что российское правительство не способно защитить не только своих подданных, но и немецких граждан, которые находятся в Прибалтике. А раз так, то на их защиту должна выступить Германия.

В декабре 1905 года в Берлине серьезно обсуждался вопрос об отправке в Рижский залив эскадры боевых кораблей: для начала чтобы обеспечить эвакуацию немецкоподданных, а там — видно будет. В итоге немцы боевые корабли все же решили не посылать, ограничившись пароходом "Волга", который вывез из Риги 1259 человек — граждан Германии, Англии, Швейцарии и несколько десятков российских немцев. Рижские немецкие газеты Duna Zeitung и Rigasche Rundschau в редакционных статьях негодовали: мы ждали броненосцы, а вы прислали пароход.

Весь 1906 год шли упорные слухи о подготовке немцами операции по оккупации Прибалтики. И небезосновательные. Например, на банкете своего гвардейского драгунского полка Александры кайзер Вильгельм II произнес речь, в которой назвал остзейские губернии "кусочком нашей земли". Эти слова попали во французские газеты, возникла паника. Тогда же, в июле 1906 года, кайзер завел разговор с высокопоставленным чиновником германского МИДа Енишем, сообщив, что не намерен оставлять остзейские губернии на произвол судьбы. Он–де недавно читал донесение посла Германии в Петербурге, так тот прогнозирует распад России на несколько федеративных республик. В такой ситуации Вильгельм твердо решил "прийти на помощь" прибалтийским немцам.

Да, одно время казалось, что прогноз германского посла близок к реализации. Большая часть России контролировалась революционными комитетами, советами, республиками, на Балтийском флоте и в крепости Свеаборг вспыхнули восстания. Но в итоге правительству удалось переломить ситуацию, в том числе массовыми казнями по приговору военно–полевых судов.

И вот возникает интересный парадокс. Безусловно, репрессии против повстанцев в 1906–1907 гг. — черная страница в истории Латвии (хотя и революционеры в средствах не стеснялись). Но альтернативой подавлению революции мог быть распад России на 10 лет раньше, чем в реальности. И тогда… Тогда слово "Латвия" еще очень долго не появилось бы на карте, если бы появилось вообще. Тогда Курляндия и Лифляндия стали бы протекторатом Германии. Это и произошло — но уже в 1917–м, за год до краха Германской империи. В альтернативе это случилось бы в 1907–м, когда Германия была на подъеме — экономическом, военном, культурном, демографическом. А значит, все то, что немцы наметили для "Балтийского герцогства"в 1917–м — колонизация, германизация и в итоге ассимиляция автохтонного населения, превратилось бы из невнятной исторической альтернативы в самую что ни на есть реальность. И довольно быстро. Ведь процесс албанизации Косово по историческим меркам произошел вообще моментально.

К Российской империи у латышей может быть много претензий, но одно неоспоримо — она очень вовремя погибла, успев перед этим нанести смертельную рану своему визави — германскому рейху. Образовавшийся в итоге "силовой вакуум" и позволил балтийским странам стать тем, чем они стали. Вот уж порой не знаешь — где найдешь, где потеряешь.

http://www.ves.lv/article/56659

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-01-2010 05:09
Из истории латышской письменности: хотя в принципе известно, что с 13 века попадались мелкие записи на разных диалектах латышского, самый старый связный текст на латышском, что есть в Национальной Библиотеке, относится к 1586 году - это лютеранский катехизис, переведённый добельским пастором Ривием по наущению курлядского герцога Готхарда Кетлера. Насколько уж это можно назвать латышским...
http://egil-belshevic.livejournal.com/593032.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-07-2010 07:44
Ирши - посёлок и волость в центральной Латвии 10 км севернее Кокнесе. В 1762 году Екатерина Вторая призвала немцев приезжать в Россию и показать, как надо обрабатывать землю, и в 1766 их колония была образована в Ирши (Хиршенхоф). В договоре с колонистами им гарантировалась личная и религиозная свобода, освобождение от налогов и воинской повинности, выборное самоуправление. Туземных крестьян распределили по окрестным имениям.
Операция завершилась крахом. Несмотря на все льготы, урожаи немцев были на треть ниже, чем у окрестных латышей. Колонисты стали разбегаться, их ловили и отсылали обратно. В 19 веке с отменой крепостного права и колонисты смогли выбираться в города - примерно 2000 их осталось на месте, а 8000 переехало. Так они и жили, пока во время массовых ссылок во внутренние области России в 1916 колония не была разгромлена. Часть колонистов потом возвратилась, и в 1935 92% населения всё ещё были немцами (латвийские власти во время земельной реформы в начале 20-ых отобрали землю у "баронов", но не у простых немцев). В 1939-40 население репатриировалось в Германию, их заменили латгальцы из восточной Латвии и нынче в посёлке немцы уже не живут. От них сохранилось только несколько домов, вместо принятых в Латвии названий имеющих номера - местность серьёзно пострадала во второй мировой. Преобладающая религия соответственно - католичество.

http://latvijskie.livejournal.com/45206.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 14-07-2011 17:28
Когда англичане в 1920 году делили Прибалтику на Эстонию, Ливонию, Курляндию и Литву, они были по сути правы: этнографические границы совпали бы с государственными и разноплемённого народа-монстра "латыши" не образовалось бы. Но надо понимать особенность многовекового расселения балтских оккупантов: их расселяли хозяева - остзейские немцы.

Немцам было по сути плевать на местную этнику, они брали балтов сёлами - как картошку - и пинками переселяли всё дальше на север, где требовалась рабочая сила. Занимались эти племена сельским хозяйством и лесозаготовками, поэтому больше подходили для ударного труда, чем местные рыбаки.

Тем самым коренные народы ставились перед выбором: либо эмигрировать под натиском наглых селяков, либо стоять до последнего. Несчастные курсениеки предпочли эмиграцию. Их сейчас осталось 9 человек. А несчастные ливы предпочли стоять - и стали одной из составляющих нынешних "латышей", несмотря на то что вообще из другой этнической группы (родственники ливов - эстонцы, вепсы, карелы, коми, марийцы, удмурты).

Лев Гумилёв констатирует: «В борьбе с немцами прибалты ограничивались обороной. Но оборонялись они до последнего. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы». К ХХ веку ливов, впрочем, оставалось лишь несколько тысяч человек - остальные были уже ассимилированы балтскими огородниками.http://dirty.ru/comments/317659/#new

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 16-11-2011 13:17
Если вас интересуют источники, то мнение, что "на месте немцев сюда бы пришли татары и русские" высказал известный латышский историк Арвед Швабе (светило исторической науки Латвии), а мнение, что крепостное право было консервантом латышскости высказал Август Деглав (надеюсь, представлять не надо). Так что это не мои высказывания, а более известных людей.
http://reporter.delfi.lv/news/witness/article.php?id=41424473&com=1&s=1&no=20

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-12-2011 07:37
Если сохранятся нынешние тенденции, количество латышей в Латвии через 80 лет составит только 10-20%, прогнозирует известный демограф Илмар Межс.
"Рождаемость снижается, эмиграция не прекращается. Семьи вынуждены реагировать на ситуацию, предложенную государством. Не так важно пособие 8 латов, как стабильная работа с хорошей зарплатой и места в детских садах. У правительства правильный курс на рост рабочих мест, экономическое развитие, но мест в садиках по-прежнему не хватает. Это создает проблемы для тысяч семей", — отметил он.
Межс напомнил, что Латвия занимает первое место в Европе по количеству семей с детьми, подверженных риску бедности. Он также опроверг миф о том, что в самой сложной ситуации находятся пенсионеры. "Давайте сравним с мамами, которые родили до накопления рабочего стажа. Материнская зарплата у них — только 50 латов, пособие на второй год — 30 латов, а потом только 8 латов в месяц. Работать они не могут, ведь в детских садах нет мест. Мне кажется, это самая кричащая ситуация", — сказал эксперт.
"Эти мамы, которые родили детей до начала трудовой карьеры, такие же хорошие, и Латвии их дети нужны точно так же", — заявил Межс.
Демограф сообщил, что за 10 месяцев текущего года родилось менее 19 000 детей, что меньше, чем в прошлом году. При этом смертность достигает 30 000 человек. "Раньше правительства не верили, что демография так важна. Все решалось по остаточному принципу… Сейчас давление общества на политиков растет, но оно еще недостаточно", — сказал он.
"Большинство латышей не верит, что с демографией все настолько плохо. Мол, мы ведь пережили плен, чуму, войны. Якобы произойдет чудо и все само по себе нормализуется. Это напрасные надежды. Есть только одно "чудо" — на пустую землю прибудут мигранты и заселят Латвию вместо наших неродившихся или уехавших детей. Как только экономика улучшится, эти приезжие появятся в большом количестве. Лишь от нашей демографической политики зависит, сохранится ли перевес латышей, содержание и смысл существования латвийского государства", — пояснил эксперт.
"Знаете, в прошлом году умер последний лив с родным ливским языком и еще 50 ливов, которые себя таковыми считают, но не говорят в семье на этом языке. Сколько латышей об этом беспокоится и пытается как-то спасти? Говорят, ну, не везет ливам. Некоторым немного жаль, но большинство лишь пожимает плечами. Так же может обстоять дело с самими латышами через столетие, когда здесь будет котел народов, религий, языков, происхождения. В Латвии будет так же мало людей, которых заботит латышский язык и культура", — предупредил Межс.

http://eliah2.livejournal.com/682676.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-12-2011 09:55
Райвис, как Вы думаете, а что будет с Латвией, которая по уши втянута в долги, когда евроатлантический мир, куда вы так стремились, треснет как гнилой арбуз? Когда вчерашняя идиллия превратится в завтрашнюю войну всех против всех? И что станет с Латвией в случае, если блок НАТО решит начать агрессию, к примеру, против РФ? Если скрытая война между странами, обладающими МРЯО, перейдет в открытую фазу?
Даже безо всякой войны ситуация — безвыходная. В Латвии нет ни промышленности, ни сельского хозяйства в том объеме, чтобы поддерживать прежнее количество и качество населения.
Маленькие города и села Латвии практически пусты: население трудится в Ирландии, Англии и Скандинавии. Большинство уехавших людей домой никогда не вернется, поскольку в Латвии для них просто нет работы. И поскольку Великая Депрессия-2 еще толком не началась, и продлится еще неизвестно сколько, ситуация не улучшится. Неизвестно, закончится ли эта Величайшая Депрессия вообще.
Поэтому люди будут уезжать, и не смогут вернуться при всем желании. Через лет 8 человек уже пускает корни по месту жительства, дети идут в школу. Они уже не вернутся в Латвию. Это факт. Тем более, что в ближайшие десятилетия здесь будет реально страшно жить.
Латвия стремительно пустеет, но статистика боится об этом говорить (не случайно оглашение результатов переписи населения перенесли на следующий год). Ученые (Райта Карните, Михаил Хазан) говорят о том, что для дальнейшей работы предприятия "Латвия" сюда нужно ввезти много иностранной рабочей силы. Речь идет о сотнях тысяч людей. Это — новые "мигранты", и их приезд неотвратим.
Если бы Латвия была в СССР, это снова были бы работники из РСФСР, УССР и БССР. Поскольку мы в ЕС, и самые бедные, то вправе рассчитывать лишь на то, что наша метрополия потребует у нашего правительства разместить здесь сотни тысяч беженцев из Ливии, Египта, Туниса и других стран, где вдруг обнаружился резкий дефицит демократии. Не селить же их у приличных людей. И вы должны быть рады такому повороту — ведь вы сами поддерживали "установление демократии" в этих странах.

http://rus.delfi.lv/news/daily/versions/kirill-danilin-rajvisu-dzintarsu-ot-russkih-s-lyubovyu.d?id=41998640

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / Статистика населения Латвии и вопросы немецкого культуртрегерства

KXK.RU