|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Бетта-квадра / Творчество о нас. / Миф о Есе. |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Олег Есенин Группа: Участники Сообщений: 20 |
Добавлено: 25-03-2006 09:13 |
Обнаружил в энциклопедии «Мифы народов мира» М.1991г. любопытную статью про Еся. Привожу ее полностью. Есь (букв. «небо», «бог») в кетской мифологии верховное божество, один из главных создателей земли (той ее части, которая лежит выше по Енисею и соответствует наиболее ранним историческим местам обитания кетов). Е. как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создает ровную поверхность земли, тогда как Доотет, носитель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создает более северную, наклонную часть земли. Е. отнимает у него землю, и разбросав на поверхности, творит горы, холмы кряжи, полезных людям животных и рыб: вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом (носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные расползлись по лесу). Е. нарисовал на земле пальцами все реки (кроме Енисея, прорытого Альбэ). Первые дикий олень («олень Еся»), лось, заяц и другие животные, на которых охотились кеты, а также снег, что бы люди могли поймать этих животных, были посланы на землю Есем. Е.был супругом Хоседэм. В правремя, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира, но поссорились после того, как их старший сын Биссымдесь («западное небо») не послушался отца, советовавшего ему одеться теплее, и остался замороженным в западной части неба, откуда посылает ветер. Хоседэм ушла от Е. на землю (по одному из вариантов мифа, была изгнана Е. за то, что она изменила ему с месяцем), но и там она зовется женой Е. Свою дочь Е. отдал в жены сыну земли, но их поссорила злая Калмесэм (Калбесэм). Она подложила в мешок сыну земли березовые губки вместо съестных припасов, и тот за это обидившись на дочь Е. побил ее, а та ударилась о землю, превратилась в важенку, сына посадила в люльке на верхушки своих рогов и поднялась к своему отцу на седьмое небо – на седьмой круг верхнего мира. Тогда сын земли обессилел и должен был погибнуть, но Е. дал ему качели, качаясь на которых, он смог подняться на седьмое небо и найти свою жену. Существовало представление о том, что у Е. семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. Е. ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находившимися в введении Делеся (западное, или кровавое небо). После смерти человека его душа (ульвей) может попасть к Е. или Боксейдесю (букв. «место костра Еся»). Первоначально Е. представлял сосбой обожествленное небо, но он выступает и в антропоморфном виде: старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю. |
|
Avelinn Есенин Группа: Участники Сообщений: 83 |
Добавлено: 25-03-2006 14:05 |
Отлично! Наши люди...тьфу, то есть, боги...есть везде Я помню, как на идеале мы говорили об одной из функций Еся - маленький и отважный трубач (типа крапивинского :) и тогда в главные Еси я предложила Хеймдалля Dubravka, специалист по индуистской мифологии ;), когда мы с ней обсждали Калидасу, согласилась со мной, что Парвати в "Рождении бога войны" здорово смахивает опять-таки на Есю. Однако Шиву она однозначно и настойчиво типила в Гамлеты и утверждала, что у них, таким образом, прекрасный зеркальный брак Что вы думаете насчте соционической привязки различных близких вам мифологических фигур ? |
|
Олег Есенин Группа: Участники Сообщений: 20 |
Добавлено: 26-03-2006 18:54 |
Помнится кто-то на «Идеале» предложил протипировать смайлики :) Идея интересная, но уж больно безумная… Что касается типирования богов, то это по- моему дело еще более безнадежное, т.к. наличие ТИМа- прерогатива человека, как существа обусловленного временем, местом, обстоятельствами, кармой и т.д. Боги вольны выбирать ту модель поведения и тот ТИМ, который им необходим для выполнения своих функций и осуществления своих божественных замыслов. Поэтому один и тот же мифологический персонаж может предстать перед нами в разных ипостасях, как воплощение самых разных ТИМов зачатую прямо противоположных, а иногда в одном и том же божестве сочетаются сразу все 16 ТИМов. И такое часто бывает…. |
|
Avelinn Есенин Группа: Участники Сообщений: 83 |
Добавлено: 26-03-2006 22:25 |
Согласна . Но ведь у них есть Индивидуальность - пусть и иного, более высокого, порядка, а потому, значится и проецируется она как-то на наше человеческое восприятие . Кроме того, ведь и земные люди, помимо черт собственного тима, могут демонстрировать, при разных ситуациях и раскладах и черты совершено других типов - наносные, либо с кровью вырванные прижавшей в угол ситуацией...А значит, опять-таки, параллели меж нами и ними в чем-то не так уж невозможны |
Страницы: 1 |
Бетта-квадра / Творчество о нас. / Миф о Есе. |