Симпосион. 18+

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Политика. История. / Симпосион. 18+

Страницы: 1 2 3 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 15:52



Предупреждение: поскольку многие представленные здесь рисунки не отличаются особой благопристойностью, в посте помещены превью: кто захочет рассмотреть подробности, пусть щелкнет по картинке - она увеличится.

Поехали? Сперва немного теории. Эпиграф от Плутарха: «На симпосион разумные люди для того и отправляются, чтобы доставить удовольствие себе и друзьям»


Древнегреческий философ Платон заметил: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества».
В основном это были торжества, посвященные какому­либо божеству греческого пантеона, однако часто праздники устраивались частными лицами и по другим поводам. Поводом, чтобы собраться друзьям за праздничным столом, могли стать свадьба, день рождения, победа в спортивном или поэтическом состязании, отъезд друга или его возвращение из дальнего
путешествия.

На такие мероприятия друзей и знакомых обычно приглашал хозяин дома, где планировалось пиршество; но самые близкие друзья могли приходить и без приглашения. Кроме того, приглашенный гость мог привести с собой одного гостя незваного, хотя этим правом старались не злоупотреблять: дело в том, что оптимальным числом гостей считалось 9 — по количеству муз на Олимпе. Именно когда гостей не более девяти, они могут общаться одновременно, иначе застолье — симпосион — теряло всякий смысл.

Симпосион назначали на вечернее время. В зависимости от договоренности между участниками будущей трапезы, стол накрывался либо за счет хозяина дома, где предстояло пировать гостям, либо вскладчину — и тогда каждый гость приносил с собой какое­либо кушанье. Приличия требовали приходить на симпосион после посещения бани, в нарядной одежде, не ранее, но и не позднее указанного времени — опоздавших не ждали.

При входе в дом рабы снимали с гостей обувь, омывали им ноги и приглашали в андрон — мужскую часть дома. В этом помещении вдоль стен на возвышающихся панелях находились кушетки­ложа, покрытые пестрой тканью. На таких ложах, рассчитанных на 1­3 человек, гости возлежали, левым плечом опираясь о твердые подушки, а правой рукой беря кушанья с придвинутого к ложу столика. Особенно ценилось умение приглашенного разместиться на ложе в красивой, и в то же время свободной и непринужденной позе.



Перед трапезой мыли руки, затем занимали места на ложах. Сначала на стол подавали хлеб в плетеных корзинках, мясо (зайчатину, ягнятину, телятину), рыбу под соусом, колбасы (мясные и кровяные), овощи, грибы, соленые оливки. Скатертей и салфеток не было, поэтому руки вытирали хлебным мякишем, который затем скармливали собакам. Это была первая часть обеда, в ходе которой вина никто не пил.

Когда с первыми блюдами было покончено, рабы убирали столики, сметали крошки и кости, мыли полы. Это означало переход ко второй части обеда, собственно симпосиону. Прежде всего, избирали «царя пира» — симпосиарха. Именно он определял способ, порядок и меру питья, руководил увеселениями, наказывал за нарушения. Гостям раздавали сплетенные из плюща, роз и фиалок венки, которые одевали на голову и вешали на шею. Плющ был растением, посвященным Дионису, научившему людей делать вино. А розы и фиалки считались средством от головной боли; иногда к ним добавляли шафран — для безболезненного похмелья.

А посуда для питья могла иметь очень специфические формы: да-да, вы не ошиблись, именно он



В зале тем временем зажигали благовония — мирру, ладан, гости еще раз омывали руки душистой водой и трижды совершали возлияние неразбавленным вином в честь богов Олимпа, героев и отдельно — в честь Зевса Сотера (Защитника). Затем под звуки авлоса (флейты) хором пели хвалебную песнь богам.



После ритуала можно было переходить к десерту. На десерт обычно подавали сыр, виноград или изюм, финики, орехи, каштаны, миндаль. Для возбуждения жажды ели соль с примешанными к ней благовониями и тмин.
Вино пили разбавленным водой или водой со льдом в пропорции 1:2, 2:3, 1:3.

Однако если симпосиарх объявлял «усиленное питье» или требовалось выпить кубок залпом, то подавалось вино, разбавленное в пропорции 1:1 — оно считалось очень крепким. Позднее римляне назовут такой способ питья вина «греческим». Но каким бы способом вино не употреблялось, хорошим тоном было пить его ровно столько, чтобы потом идти домой самостоятельно, не держась за плечо раба.

На картинке последствия перепоя: юноше стало плохо, а гетера заботливо поддерживает его голову, пока он…



По своей сути симпосион вовсе не являлся банальной мужской пьянкой. Здесь было принято вести беседы, их темы зависели от интересов собравшихся. Кому-то по вкусу были долгие философские беседы о смысле жизни, о мире и войне; кого-­то волновали цены и судебные тяжбы, а кто-­то предпочитал легкие и остроумные пикировки на тему любви.

Питье вина перемежалось пением песен, причем поющий мог внезапно умолкнуть, и, передав миртовую ветвь другому участнику пира, потребовать от него продолжения, импровизации на эту же тему или новой песни. Такие застольные песни назывались сколиями («кривыми»), поскольку очередь для следующего исполнителя шла не по порядку размещения гостей, а по желанию поющего.



Согласно правилам симпосиона, на нем запрещалось присутствие женщин — жен и родственниц приглашенных. Но этот запрет не распространялся на танцовщиц, музыкантш и гетер, которых приглашали для развлечения гостей. Выступления танцовщиц нередко носили прямо¬-таки акробатический характер. Это мог быть танец на вертящемся гончарном круге, между торчащих острием вверх кинжалов, с подбрасыванием большого количества обручей.

Музыкальное сопровождение танцев обеспечивали профессиональные музыкантши.



Аулетриды (флейтистки), как и танцовщицы, относились к средней прослойке женщин легкого поведения: гражданских прав они не имели, но благодаря своему искусству они ценились на подобных мероприятиях. Иногда их приглашали для развлечения хозяйки дома, пока муж принимал гостей в андроне.



Гетерами (подругами) называлась высшая прослойка женщин данного ремесла.



Многие из них являлись беспринципными, алчными особами, озабоченными личным обогащением. Но были и такие, чьи манеры, образование и воспитанность делали их истинным украшением мужской компании на симпосионе.



В Северном Причерноморье были свои «звезды»: в V в. до н.э. в Ольвии была известна гетера Анагора, в V в. до н.э. в Нимфее пользовалась популярностью танцовщица или флейтистка Геликопида, в I в.н.э. в Пантикапее — Гемера.






В качестве развлечения на симпосионе популярны были игры коттаб, халкисмос, петтея. Смысл игры в коттаб заключался в следующем: в широком сосуде с водой плавали чашечки. Нужно было плеснуть вином из своего кубка таким образом, чтобы чашечка погрузилась в воду.

На этой картинке изображены две гетеры, играющие в коттаб



Эта игра требовала немалых усилий: чернолаковые килики, за немногими исключениями, довольно тяжелы по весу.



Игра халкисмос требовала особой ловкости пальцев: тремя пальцами одной руки нужно было привести монету в кружение, а одним пальцем остановить ее так, чтобы она осталась стоять на ребре.

Петтея требовала более вдумчивого отношения: на раскрашенной доске расставляли 60 камешков, которые игроки могли двигать вперед и назад, «прыгать» через чужой камешек; если один камешек оказывался между двух чужих, его можно было забрать.

Но особенной популярностью пользовались азартные игры в кости и астрагалы. В кости играли тремя фишками в виде кубиков. На каждой стороне кости точками были отмечены очки от 1 до 6. Кости бросали в сосуд, именуемый «башня», трясли, бросали на доску с бортиками и посчитывали выпавшие баллы.

В астрагалы играли аналогично. Здесь фишками служили пяточная кость свиньи или барана (позднее их стали делать из металла и слоновой кости). На четырех сторонах фишки отмечалась цена стороны. У каждого игрока было по 4 фишки; каждая выпавшая комбинация имела свое название и цену.

Но рано или поздно приглашенным приходилось покидать дом гостеприимного хозяина, хотя часто это не означало конец симпосиона. Порядком захмелевшие гости с музыкой и песнями, в сопровождении гетер бродили по улицам, заходя в те дома, где еще сидели гости, но хозяин имел полное право не пускать этих гуляк в свой дом. Однако большинство придерживалось принципа, высказанного поэтом Онестом:
«Вы, многопийцы, прощайте.
Пусть только для радости выпью,
И этой меры вполне хватит, чтоб
радостным быть»


Хайре! (Желаю здравствовать, впрочем, прощались греки так же)

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 17:46
Интересно было узнать о симпосионе, я даже не слышала о таком названии, хотя сама суть времяпровождения знакома по книгам. Вот только эти гетеры вызывают у меня сомнение





Чем-то они напоминают мне "голубеньких"

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 05-03-2016 18:04
Ндя, чего только не выделывали греки! Наряду с философией и стихами.)))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 18:11
Вот только эти гетеры вызывают у меня сомнение Чем-то они напоминают мне "голубеньких"


Галочка, иногда на росписях женщины изображены с коротким волосами, скорее всего, это так прическа с подобранными волосами передана. в платье, точнее хитоне - знач, женщина. а голубые...щас покажу

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 18:14
вот они



вроде ничего такого, но мужчина постарше дает молодому зайца: для греков здесь было все ясно - заяц символ Афродиты, это подарок любимому за благосклонность или просьба о ней

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 18:15
А если я приду к подруге с кроликом, то тогда

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 18:20
а ви шо, таки древние эллины, шо ли? иди,не бойся, сейчас на кроликов другие взгляды))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 18:26
Хоть успокоила, а то я ужо переволновалась, чтоб обо мне чего такого не подумали

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 18:44
Галочка, никто тебя к трибадам не причислит, не волнуйся))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 18:47
трибадам
фуууу... какое слово некрасивое((((

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 20:57
нда, Галочка, и тебе лучше не знать, почему это так называется))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 21:12
пришлось в поисковик сползать)))) да, это точно не про меня

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 05-03-2016 21:17
ну вот зачем оно тебе? ладно, я-то закаленная, по истории еще и не такое читала, но у тебя-то психика не готова)) пожалей себя

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 05-03-2016 21:18
Уже пожалела и забыла это слово

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 06-03-2016 19:45
Ну я тогда не буду читать про это.)))

Страницы: 1 2 3 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Политика. История. / Симпосион. 18+

KXK.RU