Ароматы античной красоты или В чем хранили соблазны

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Политика. История. / Ароматы античной красоты или В чем хранили соблазны

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 07-01-2016 20:53



Хрупкий, как стекло… Мы используем это выражение, чтобы подчеркнуть, что предмет отличается ломкостью, тонкостью, непрочностью. Однако сегодня в музеях мы можем видеть стеклянные изделия, возраст которых исчисляется сотнями лет.
Первое в мире стекло было изготовлено самой природой. После извержений вулканов среди застывшей лавы встречались куски черной или серой блестящей массы. Это был обсидиан – вулканическое стекло.
Римский ученый Плиний Старший приводит легенду о том, как стекло впервые было изготовлено людьми. "Существует предание, – пишет Плиний, – будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла". Спустя сотни лет исследователи попытались проверить достоверность рассказа Плиния, в точности повторив действия финикийских мореходов. Однако стекла они не получили. Тем не менее, Плиний не ошибся, указав некоторые материалы, которые входят в состав стекла – песок и соду.
В действительности первое стекло было получено около 5-6 тысяч лет назад. Традиционно считалось, это было сделано в Египте. Но современные исследователи полагают, что в то же самое время стекло стали изготавливать и в Месопотамии. Учеными в долине рек Тигр и Евфрат обнаружены клинописные таблички, на которых записаны рецепты приготовления стекла.
В древности, чтобы изготовить стеклянную массу, ее приходилось варить дважды. Сначала сырье – смесь песка, извести и соды (или золы растений) варили в горшках. Остывшую растрескавшуюся массу сортировали и проваривали вторично. В III-II тыс. до н. э. еще не умели изготавливать бесцветное, незамутненное стекло, поэтому его «глушили», т.е. делали непрозрачным, и окрашивали. В качестве красителей использовались соединения металлов. Сурьма придавала стеклу белый цвет, медь зеленый или красный, кобальт – синий, марганец – фиолетовый, свинец – желтый.



Древнейшей техникой для изготовления стеклянных сосудов была техника сердечника. На металлический прут надевали влажную песчано-глиняную болванку, которой придавали форму будущего сосуда. Затем сердечник вращали, постепенно обматывая жгутом горячего, вязкого и тягучего по консистенции стекла. При этом перемежали жгуты разного цвета. Наиболее популярными были сочетания темно-синего с желтым и голубым, молочно-белого – с пурпурно-фиолетовым. По окончании процесса обмотки поверхность горячего стекла прочесывали инструментом в виде гребенки, образуя зигзагообразный орнамент. Затем поверхность изделия прокатывали по каменной плитке. При остывании металлический стержень сжимался и легко вынимался из болванки, а сама болванка, высохнув от температуры стекла, рассыпалась. Однако на этом работа не заканчивалась. Сосуд еще раз нагревали, чтобы сформировать горло, венчик, ручки и донце. Расцвет этой техники приходится на VI-IV вв. до н.э., но просуществовала она до начала нашей эры. Великолепные образцы таких сосудов выставлены в экспозиции Керченского историко-археологического музея.



В IX в. до н.э. главными центрами стеклоделия были побережье Сирии и Месопотамия. В VII-VI вв. до н.э. появляются стеклодельные мастерские на острове Родос, на Кипре и в материковой Греции. Изготовление стеклянных сосудов было длительным и кропотливым процессом, поэтому и стоимость их была высока, как и у любых предметов роскоши. Однако технология изготовления стеклянных изделий не стояла на месте.
В середине I в. до н. э. в Сирии была изобретена стеклодувная трубка. На один конец трубы мастер набирал из горшка горячую стекломассу, раскатывал ее на каменной плитке. Затем в заготовку вдувал воздух, набирал на нее порцию жидкого стекла и с помощью 2-3 человек формовал сосуд.



Основными центрами стекольного производства в это время становятся Сирия и Палестина, Александрия Египетская, Северная Италия. Почти одновременно с технологией свободного выдувания стекла было изобретено выдувание в форму. Форму делали из глины, реже из камня или гипса. Она могла быть открытой или закрытой, а также сложносоставной. С помощью многочастных форм изготавливали рельефные сосуды.
Замечательный образец такого вида парфюмерных флаконов был украшением выставки «Степной форпост. История, рассказанная археологами» в Керченском музее (кстати, этот сосуд тоже сейчас в Амстердаме). Сложно сказать, что поражает больше – красота и изысканность форм этого сосуда, или трагическая история, связанная с кладом, в котором он был найден.



В середине I в. н. э. боспорский царь Митридат VIII, стремившийся освободиться от римской опеки, но желая до времени скрыть свои планы и сохранить дружественные отношения с Империей, отправил в Рим своего младшего брата Котиса. Но он выдал планы брата императору Клавдию. В награду за измену Котис был провозглашен римлянами царем. Вместе ним на Боспор были отправлены римские войска. Так началась боспоро-римская война. Защитники осажденной вражескими войсками крепости Артезиан, предвидя свою скорую гибель, в последние минуты жизни обратились к подземным богам, принеся им богатые дары. Это была не столько мольба о пощаде и защите, сколько ритуал посвящения жизни просящих силам мира потустороннего, без надежды на спасение в мире настоящем. Прежде всего, в клад-жертвоприношение был положен солидный запас денег. Затем боспорские красавицы, в последний раз, в своей жизни бросив взгляд в бронзовое зеркало, сняли с себя перстни, браслеты и ожерелья, а одна из них подарила богам брошь с изображением богини Афродиты.




В этом ритуале использовались стеклянные сосуды с благовонными маслами для возлияний. Одним из таких сосудов и был рельефный флакон приглушенного белого стекла. На противоположных сторонах тулова сосуда изображены в низком рельефе лица европейского и африканского типов. Одно из них, более вытянутое, с серьезным выражением; на лбу горизонтальная повязка-диадема; локоны волос переплетены лентами. Второе лицо – более округлое, улыбающееся, с высоким открытым лбом, локоны волос в виде завитков. Такие флакончики с двумя лицами, обращенными в разные стороны, обычно считаются изображениями юного Диониса, божества виноградарства и виноделия в Древней Греции, и маски Медузы. Аналогичный сосуд хранится в Государственном Эрмитаже Российской Федерации, но там он датируется концом II- началом III в. н. э. Керченский же рельефный стеклянный флакон из Артезиана датируется 40-ми гг. I в. н. э. Он относится к одному из самых ранних вариантов стеклянных двуликих флаконов, с так называемыми серьезным и с веселым лицом, которые начали изготавливать в Восточном Средиземноморье.
Миниатюрные стеклянные сосуды обычно использовались для хранения ароматических масел. Судя по археологическим раскопкам, литературным и историческим источникам, у древних египтян, критян, а позднее и эллинов, уровень развития гигиены и косметики был очень высок. На острове Крит четыре тысячи лет назад была распространена практика омовений и умащений ароматными веществами. Обычаи древнегреческого общества гомеровского периода известны мало, в основном по поэмам Гомера. Их герои умащаются «благовонным оливным елеем», в их домах в кладовых «много душистого масла хранилось».
В представлении эллинов, даже их бессмертные боги использовали благовония для того, чтобы подчеркнуть свою красоту:

В храм Афродита вошла и закрыла блестящие двери.
Там искупали богиню Хариты и тело натерли
Маслом бессмертным…

В VII-V вв. до н.э. греки использовали ароматы, которые получали из Юго-Восточной Азии, а также те, которые изготавливали на территории самой Эллады. В конце IV в. до н. э главным городом, где торговали благовониями, была Александрия Египетская. Античные духи представляли собой жидкие масляные мази и более густые помады. Сырье погружали в нагретый жир (растительного или животного происхождения), повторяя эту операцию несколько раз, каждый раз обновляя порцию растительного компонента. В греческом обществе обычай натирать тело душистыми маслами был распространен и у женщин, и у мужчин. Атлеты перед состязаниями обязательно умащали тело. С другой стороны, благовония использовались и в погребальных обрядах. Ими натирали тело умершего, а опрысканные душистыми маслами вещи опускали в могилу. Будучи знаками роскошной жизни, ароматы и по смерти должны были сопровождать человека.



Греки предпочитали масла с ароматами розы, лилии, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, мяты, аниса. Уже упоминавшийся Плиний считал наиболее подходящими для женщин ароматами майоран и нард, а для мужчин – розу и лилию.
Самыми дешевыми духами были «дафнион», в основе которых лежал аромат листьев лавра. А особой популярностью пользовались ароматические средства, в состав которых входила мирра – смола определенного вида деревьев, произрастающих на юге Аравийского полуострова и в Восточной Африке. У греков таких духов с миррой было несколько видов – мирон, мирсининон, стакте. В их число входил также очень дорогой аромат, привозимый из Египта: стойкие духи белого цвета, в состав которых наряду с миррой входил киннамон. Но наиболее популярными у греков были духи под названием «мегалейон». По одним данным, оно состояло из кассии, корицы, ладана и мирры, по другим – из мирры, опобальзама, кассии и красящего вещества: шафрана или киновари. Позднее, в римское время, появляются ароматические композиции «амаракин» (мирра, майоран и шафран или киноварь), «миробаланум» (тоже на основе мирры), «коммагенум», в котором на основе гусиного жира были смешаны ароматы нарда, белого перца и киннамона.
Неудивительно, что изящный флакончик из цветного или прозрачного стекла с такими духами часто служил очень дорогим и в то же время утонченным, изысканным подарком:

Шлю тебе мирру, и это – немалая честь благовонью.
И без него ты благоуханна всегда…

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 07-01-2016 21:03
""По окончании процесса обмотки поверхность горячего стекла прочесывали инструментом в виде гребенки, образуя зигзагообразный орнамент"" Мы так делали в колледже.)))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 07-01-2016 21:09
Это я оставлю на завтра, а то сегодня итак много новой информации получила

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 07-01-2016 21:11
Класс.)) прочитала и , конечно, много слов незнакомых и после стольких возлияний от Паши и Саши- еле-еле их прочитала.)))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 07-01-2016 21:14
""По окончании процесса обмотки поверхность горячего стекла прочесывали инструментом в виде гребенки, образуя зигзагообразный орнамент"" Мы так делали в колледже.)))

правильно, древние знали толк в технологиях и красоте

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 07-01-2016 21:15
Класс.)) прочитала и , конечно, много слов незнакомых и после стольких возлияний от Паши и Саши- еле-еле их прочитала.)))


так, трезвеем и задаем вопросы, что не понятно, то я объясню

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 2455
Добавлено: 07-01-2016 21:16
ВИдела маленькие флакончики в музее в Судаке.
Спасибо, Лена!

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 07-01-2016 21:19
те, которые нашей эры, с длинными горлышками, еще использовались как слезницы - во время похорон знатной персоны плакальщицы и родственницы слезки собирали и в могилу ставили.

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 07-01-2016 21:32
НИчего себе, ещё и слёзки с могилу клали. Во дают)))

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 07-01-2016 21:33
Класс.)) прочитала и , конечно, много слов незнакомых и после стольких возлияний от Паши и Саши- еле-еле их прочитала.)))


так, трезвеем и задаем вопросы, что не понятно, то я объясню

Ну так-то всё понятно, просто много слов- названий незнакомых. Если мирро я ещё по библии знаю, то есть такие, что язык свернёшь без бутылки.)))

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 26964
Добавлено: 08-01-2016 06:50
А откуда вообще пошли двуликие сосуды? Что это символизирует? Кроме Средиземноморья они где-то воообще встречаются?

Спасибо! Ты просто фонтанируешь!!! Столько информации!!! Класс!!!!

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 08-01-2016 15:48
Эля,глянь сначала сюда: http://www.nkj.ru/archive/articles/10240/
Это вполне толковая статья о феномене двуликих мифологических персонажей в общем.
кстати, керамические сосуды с двуликостью мне незнакомы, зато ты уже знаешь скульптуру с таким же свойством.
Насчет круга распространения таких сосудов сейчас не знаю, покопаюсь в литературе.

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 08-01-2016 16:19
Спасибо! Ты просто фонтанируешь!!! Столько информации!!! Класс!!!!
Присоединяюсь! Столько всего нового для себя открыла!
: http://www.nkj.ru/archive/articles/10240/
Статья случайная, как автор написал в конце, а информации море...
Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного"
Для меня точно это имя было нарицательным, и про древнеславянских богов интересно было узнать дополнительную информацию.
Как здорово, что ты присоединилась к нам и несёшь свет в массы! Спасибо!!!!

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 08-01-2016 16:34
Статья случайная, как автор написал в конце, а информации море..


Зато источник - "Наука и жизнь", все-таки бренд

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 08-01-2016 16:35
свет в массы!


спасибо, Галочка, за добрые слова, постараюсь соответствовать

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Политика. История. / Ароматы античной красоты или В чем хранили соблазны

KXK.RU