День святого Валентина

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Религия / День святого Валентина

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 9 10 11 12 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 15:47




Завтра день святого Валентина. В интернете в очередной раз поднимается волна споров – праздновать – не праздновать, наш – не наш.

Предлагаю вам статью одного очень уважаемого мною человека. Статья большая, даю в сокращении, но в конце, конечно, будет ссылка на первоисточник. Зайдите и прочтите имя этого человека – будете удивлены, поэтому специально не делаю спойлеров.

Итак…Разберемся сначала с формальным поводом к празднику. Тем поводом, который и отражен в его названии. Был ли такой святой на самом деле?
Да, св. Валентин жил в итальянском городе Терни в III веке и был казнен 14 февраля 270 г.
«Наш» он святой или католический? Наш. Все святые, совершившие свой подвиг в Западной Европе до 1054 года, то есть до даты разрыва Православия и Католичества, – это наши, православные святые.

Но может, хоть и жил он в православные времена, но только католики осознали его святость и святым он является лишь по католическим, но никак не православным критериям? Нет, Валентин в лике святых был прославлен задолго до разрыва Запада и Востока. Обычно говорят, что эту канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г.

Возможно, что Валентин, воспоминаемый 14 февраля, уже известен нашему календарю – как священномученик Валентин Интерамский (или Италийский); память его совершается 12 августа по новому стилю (30 июля по старому). Но вполне может статься, что это другой человек, о котором мы до сих пор ничего не знали.

Ничего странного в этом нет: даже в почитании самого знаменитого святого – Николы Чудотворца – произошла «накладка». В тексте его жития соединены эпизоды из жизни двух несомненно разных людей, один из которых жил на рубеже III-IV веков, а другой – в середине VI столетия.

И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых. Почитание святых ведь бывает разным – оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре, например, Грузии или Греции...

Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой «акакианской схизмы». Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь . Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными.

В последние десятилетия в богослужебный календарь Русской Православной Церкви перешло немало памятей святых, которые жили в западном мире в первом христианском тысячелетии.

Память одного и того же святого может совершаться в разные дни в разных частях Церкви. Так что вполне может быть, что того самого св. Валентина, которого в Италии празднуют 14 февраля, у нас сугубо чтут через полгода – 12 августа. Может быть и так, что память одного и того же святого совершается несколько раз в году (вспомним летнего и зимнего Николу). Наконец, Церковь вправе просто переносить память святого с одного дня на другой .

Может ли Православная Церковь принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала положительный ответ. В нецерковной истории советской России родился День Победы – 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны.

И уже совершенно поразительно то, что в русской православной Церкви празднуется «вешний Никола» – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого нет у православных греков. Праздник установлен в честь «переноса мощей св. Николая из города Миры Ликийские в город Бари».

Наконец, чтобы выяснить – может ли быть иным, неполемичным отношение Русской Церкви к «дню святого Валентина», надо поставить и вопрос о том, может ли Церковь взять не католический и не светский, а языческий праздник и реформировать его, отбросив языческую грязь и наполнив некую привычную дату своим содержанием?

И на этот вопрос церковная история дает положительный ответ. Именно такова история нашего праздника Рождества Христова.
Позже и в другой культуре другой солярный культ – славянская языческая масляница (блин это символ солнечного круга) – был переосмыслен как часть подготовки к Пасхе, как вхождение в Великий Пост.

Да и сам «день св. Валентина» был установлен для того, чтобы «перебить» языческие привычки. В эти дни в Риме праздновались так называемые “луперкалии”. Между прочим, от названия священных ремней луперков – “фебруа” – произошло и название месяца, в середине которого происходило празднество (и в середине которого будет отмечаться Валентинов день): “фебруарий” – февраль.

Как видим, у февральского праздника в Риме древние корни. В любых его вариантах рядом шли любовь и страх, смерть и боль. Неудивительно, что в конце концов и память о христианском мученике оказались пронизана всеми этими сюжетами.

Более определенно можно сказать о рассказе о том, что св. Валентин тайно венчал влюбленных . Это уж точно не более чем легенда: во времена св. Валентина (в третьем веке) просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака. И уж тем более ничего не могло значить в глазах языческого императора совершение брака священником презираемой им и гонимой секты.

Интересно, что когда «не-нашему» «Валентинову дню» пробуют противопоставить какой-либо православный праздник, который можно было бы представить как «праздник святых –покровителей влюбленных», то обычно предлагают вспомнить о святых Петре и Февронии Муромских.

Но если читать их официальное церковное житие – то за общими словами («будучи оба святыми и праведными людьми, любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими,.. оба приняли монашество и скончались в один день») никак не проступает история их любви.

Но есть дивный памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии» (начало XVI века). Вот она как раз наделяет своих персонажей прекрасными и понятными человеческими чертами… Но эта повесть осталась в разряде апокрифов и в круг церковного чтения не была включена.

В итоге ситуация получилась очень даже похожей на историю культа св. Валентина на Западе: и там и там в основе культа лежит память о реальных людях, почитаемый Церковью как святые. И там и там эта память была расцвечена в фольклорные тона, и там и там народные предания подчеркнули в этих святых их человеческую влюбленность. Но эта фольклорная преувеличенность не помешала собственно церковной памяти о Петре и Февронии как о святых, любивших друг друга.

Итак, с формальной точки зрения празднование святого Валентина именно 14 февраля вполне может быть воспринято Русской Православной Церковью.

Вопрос в том – нужна ли подобная рецепция. 14 февраля – это «день влюбленных». Разве это плохо с точки зрения православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве только монашеский путь считается у нас спасительным и дозволенным? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой?

Понимаю, что большинство из тех, кто празднует «день святого Валентина» именно молиться-то Валентину и не помышляют… Но вот тут-то и уместно было бы слово Церкви: как же так, в день-то Валентина и не поставить свечку Валентину, не помолиться ему?!! Поскольку традиция эта в России еще только-только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем-то иным.

В идеале (миссионерском идеале) можно было бы сказать: настоящие «валентинки» – это те, что приобретены и освящены в храме. А начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Для этого не нужно даже ждать разрешения Синода: мы же в любой день можем служить молебен св. Николаю или Георгию – а не только в дни их календарной памяти.

На этих молебнах можно было бы пояснять молодым людям, что любовь самого Валентина была прежде всего – ко Христу. Что любовь и похоть – не одно и то же. Что «любить» и «использовать» – это антонимы.

А взрослых прихожан в этой проповеди можно было бы призвать к молитве о сохранении наших детей в чистоте и о даровании им опыта подлинной любви. И тем и другим можно было бы напомнить, что в трудных житейских ситуациях, когда не знаешь, как строить отношения с человеком, можно молиться мученику Трифону (его память как раз приходится на 14 февраля). И если вы не умолите св. Валентина даровать вам крепкую и настоящую любовь, то со временем придется вам молиться именно Трифону – избавителю от недуга пьянства…

А в конце сказать: если вы, ребята, действительно дороги друг другу, приходите еще завтра. Завтра, 15-го февраля – день Встречи, Сретения. Помолитесь вместе друг о друге. Ведь молитва – это максимальное напряжение доброй воли человека, желающего добра другому человеку.

Этот праздник может быть светлым. От нас требуется ведь немного. Просто сказать, что в день святого Валентина храмы ждут тех, кто любит и желает быть любимым. Улыбнуться пришедшим. И помолиться вместе с ними.

От нас требуется всего лишь добрый взгляд. Ни денег, ни реформ, ничего такого эта миссионерская программа не требует. Достаточно просто объявления на церковных дверях: «14 февраля. Молебен св. Трифону и св. Валентину Интерамскому». Молодые прихожане уже сами разнесут эту весть по окрестным школам и университетам. И еще хорошо бы батюшке подежурить этот день в храме – в ожидании «валентиновцев», чтобы с ними поговорить и, быть может, снова помолиться…
Ничем не обижая и не смущая своих традиционных прихожан, нисколько не меняя их уклад жизни и веры, через этот день можно привести в Церковь несколько молодых людей.
Даже если таких новичков «валентинова призыва» окажется всего пять человек – неужели этого мало?

http://www.pravmir.ru/o-dne-svyatogo-valentina/

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 13-02-2016 20:22
Интересная статья, очень даже познавательная! Спасибо, Леночка! Так сразу и не поместить всё в мою голову(((( придётся возвращаться ещё раз сюда...

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 20:36
Галь, а на автора обратила внимание?

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 13-02-2016 20:42
Галь, а на автора обратила внимание?

Конечно обратила... только Кураев... не всегда мне нравятся его выступления, но живу по принципу, что осуждать священослужителей грех... Скажем так: на исповедь я бы к нему не пошла

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 20:48
я к тому, что все же он человек образованный в отличие от журналистов, и историю Церкви знает, поэтому в вопросе о дне Валентина у меня к нему больше доверия, чем к интернетовскому мусору.

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 13-02-2016 21:05
и историю Церкви знает
Лена, к сожалению, история Церкви так же сАмо ретушировалась ни один раз, как и светская история

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 21:07
ну, я ее конечно, досконально не знаю, но думаю, как история любого государства, она могла трактоваться с разных точек зрения. но если Валентин жил в III в.,то он таки жил

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 16056
Добавлено: 13-02-2016 21:10
но если Валентин жил в III в.,то он таки жил
Даже оспаривать не буду...

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 13-02-2016 23:27
Да, интересно написано. Читала с любопытством. Леночка, спасибо большое!

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 23:32
нема за що. просто устала от той глупости, что в инете пишут.

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 13-02-2016 23:43
НУ почему тупость? просто люди обосновывают тему так,, как им выгодно.()))

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 13-02-2016 23:55
люди обосновывают тему так,, как им выгодно.()))

т.е. не глупость, а продажность? хрен редьки не слаще

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 14-02-2016 11:44
Ну... прямо и продажность... ?

магистр
Группа: club Subrosa
Сообщений: 8076
Добавлено: 14-02-2016 13:24
Люсенька,это был вопрос, а не утверждение , хотя приходилось немножко знаться с журналистской кухней... а если сказать не "продажность", а "купленность"? ой, да Бог с ними, с журналистами! Лучше кофейку с сердечками шоколадными выпить и сейчас попробую тебе киношку одну слить, как раз по теме ДСВ

магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 30551
Добавлено: 15-02-2016 00:03
Давай киношку.)) В ОКах разгорелась просто дискуссия по этому поводу- что он однополые браки женил.))) Вот уж чушь несусветная!

Страницы: 1 2 3 4 5  ...... 9 10 11 12 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
БАЛХАШСКИЙ форум / Религия / День святого Валентина

KXK.RU