|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум Амазонок! / Статьи / История русского коннозаводства |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Daiana Гость |
Добавлено: 31-07-2004 00:06 |
В южнорусских степях издавна разводили лошадей верхового типа. Особенно славились скифские лошади (7 в. до н. э.). Кони составляли основное богатство скифа - скотовода. Особенно ценились верховые лошади, которые были постоянно необходимы на войне, а война в жизни кочевых племен играла огромную роль, так как давала основные средства к существованию. Кроме того, скифы питались молоком и мясом лошадей. Кочевники верили, что конь нужен воину и после смерти. Вот почему во время погребального обряда лошадей, принадлежащих умершему, убивали и в дорогом убранстве хоронили в той же могиле, что и хозяина. Позже в южных степных областях легких верховых лошадей разводили половцы. Их лошади отличались чрезвычайной подвижностью и поворотливостью, вследствие чего именовались на Руси половецкими скоками. Эти же половецкие, а также башкирские, монгольские и кипчакские лошади, близкие к ним по типу и продуктивности, нахлынули в южнорусские степи во время татро-монгольского нашествия. К этому времени в конюшнях русских бояр и князей путем отбора и обильного кормления была выведена своя улучшенная боярская, статная лошадь. Ненавидя татарскую любовь к резвой скачке, как и все, что принесли с собой поработители, русские в этот период с большим предубеждением относились к легким степным скакунам. Хорошей считалась лошадь крупная, массивная, сильная. Ездили бояре тогда только шагом, лошадей и зимой и летом запрягали в сани, в пышных выездах их вели в поводу пешие слуги. Дмитрий Донской первый создал у себя конницу на манер татарской. И если удельная княжеская Русь до Дмитрия Донского не блистала конницей, то и при нем и после него легкая конница получила широкое развитие. К этой же эпохе восходят исторические корни казачества, заселившего окраины государства Российского. Впервые кайсаки, или наездники, - степная вольница в официальных документах стала называться "казаками" в 1444 г. К этому же времени относится начало широкого применения найманских, кипчакских коней и восточных аргамаков для улучшения русской лошади в целях создания облегченной верховой лошади для кавалерии. Особенно широкое распространение восточные аргамаки получили в царствование Ивана Грозного, который по многим свидетельствам был большой любитель и знаток лошадей. Для развития коневодства как важнейшей отрасли хозяйства создавали специальные заводы, для руководства которыми были учреждены особые "приказы". Возглавляли их наиболее влиятельные государственные деятели. Коннозаводство, то есть разведение улучшенных лошадей, в России было исключительно принадлежностью княжеского (царского) двора, а затем и дворов знати. Первым конным заводом в России был Хорошевский, основанный при Иване 3. Ему были отведены угодья в излучине Москвы-реки под Москвой у Хорошева. По мере развития и укрепления Русского государства развивалось и русское коннозаводство. При Иване 4 Грозном были устроены обширные "аргамачьи конюшни" на Варварке в Москве. При царе Алексее Михайловиче численность лошадей в царских конюшнях достигла громадных размеров. Часть лошадей паслась в пойме реки Москвы, вблизи царских хором, а большая часть находилась в специальных подмосковных хозяйствах. Но. Несмотря на обширность царских и боярских конных заводов и на то, что они пополнялись восточными аргамаками, в массе лошади были мелкими и непригодными под седло кавалериста и в артиллерийскую запряжку. Петровские войны поглотили громадное количество лошадей, и, хотя требования армии к качеству конского состава были невысокие, становилось все труднее их удовлетворять. И Петр 1 принял ряд мер по развитию коннозаводства. Он издал указ, в котором предписывал организовать конные заводы, жеребцов и кобыл для которых были куплены в Пруссии и Шлезии. Петром 1 был впервые сформулирован принцип государственного коннозаводства. При Петре 1 многие придворные заводы были розданы его фаворитам, и тем усилено развитие частного коннозаводства. При нем возникли ценные очаги улучшенного коневодства на Урале, на севере и по реке Битюгу в Воронежской губернии. Но никакие меры в рамках частного коннозаводства не могли удовлетворить потребностей государства в лошадях для кавалерии и артиллерии. Снова был поставлен вопрос об организации специальных государственных хозяйств для выращивания улучшенных, кондиционных лошадей. В 1732 г. был издан указ об учреждении военно-конских заводов. Новые конные заводы на 4000 кобыл были открыты при десяти армейских и слободских полках. Но такая система воспроизводства улучшенных лошадей продержалась недолго, так как конный завод в полку отвлекал силы и средства и мешал военной подготовке солдат. К 1749 г. военно-конные заводы были ликвидированы. Одновременно развивались так называемые казенные конные заводы. К ним относились заводы, снабжавшие лошадьми гвардию и придворное ведомство. В 1819 г. казенные заводы были разделены на придворные и военные. Все придворные заводы к середине 19 в. были ликвидированы. Большинство военных конных заводов, испытав различные реорганизации, дожили до наших дней и оказали большое влияние на развитие отечественного коневодства и коннозаводства. Примерно с начала 18 в. в коннозаводстве России наблюдались две одновременно действующие тенденции: развитие частного коннозаводства, которое всемерно поощрялось правительством, и постепенное свертывание государственного коннозаводства. Меры по поощрению частного коннозаводства, начатые еще Петром 1 в условиях расцвета феодального хозяйства, дали большой эффект: численность заводов и племенных лошадей в них непрерывно росла вплоть до крестьянской реформы 1861 г. Сначала частные и государственные заводы, в основном, были верховыми и разводили лошадей, годных для кавалерии и для манежной езды. В этот период в Российском коннозаводстве господствовала теория французского натуралиста Бюффона о скрещивании как о наивернейшем способе "воссоздать первообраз" данного вида животных "из частиц совершенства, которые Богом распределены между отдельными породами" и которые при скрещивании и смешивании пород между собой ": соединяются и стремятся к высшей красоте". Большинство коннозаводчиком различными скрещиваниями старались вывести свои породы, "воссоздать первообраз" и, конечно, безуспешно. На рубеже 18 и 19 в.в. только двум русским коннозаводчикам удалось добиться серьезных успехов в выведении новых пород лошадей. Это граф Алексей Григорьевич Орлов и граф Ф. В. Ростопчин. А. Г. Орлов вывел верховую породу лошадей, несравненную по манежным качествам, которые тогда требовались от лошади, и рысистую, дожившую до наших дней. Ф. В. Ростопчину удалось вывести замечательную верховую лошадь, которая по своим скаковым способностям почти не уступала чистокровным лошадям Англии. Орловских и ростопчинских лошадей свели в один завод, затем стали скрещивать, в результате была выведена новая порода орлово-ростопчинких лошадей, в которой качества орловских лошадей преобладали. Данная порода многократно была на грани исчезновения, однако сейчас русская верховая (орлово-ростопчинская) порода апробированная и признана благодаря усилиям кафедры коневодства ТСХА и Старожиловского конного завода. А. Г. Орлов и Ф. В. Ростопчин не были поклонниками Бюффона, они шли своими путями, применяли свои методы скрещивания, отбора и подбора, выращивания молодняка, направленного тренинга и испытания рабочих качеств лошадей. Верховое коннозаводство делилось на чистокровное и полукровное. Первым занималась только родовитая знать и крупные промышленники и земельные магнаты. Заводы полукровных лошадей выращивали поголовье преимущественно под офицерское седло и даже под рядового солдата гвардейской кавалерии. В течение длительного времени основной базой ремонтирования и комплектования армии конским составом были южная Украина и западное задонское коннозаводство. Но в конце 19 века в донских степях стало усиленно развиваться тонкорунное овцеводство как более прибыльная по сравнению с коневодством отрасль. В результате производство верховых лошадей стало сокращаться. Правительство стало искусственно поддерживать донское коннозаводство и длительное время выплачивало Войску Донскому большие субсидии, компенсирующие низкую арендную плату, которую Войско получало от коннозаводчиков. Но и при таких льготных условиях коннозаводство на землях Войска Донского не развивалось, его вытесняло тонкорунное овцеводство и зерновое хозяйство. В связи с этим производство хороших верховых лошадей в старых районах коневодства не имело устойчивого характера, и правительство стало подыскивать новую базу для массового производства военно - ремонтных лошадей. Наиболее благоприятными условиями обладали степи, расположенные к юго-востоку от Уральского хребта и особенно в Тургайской области, заселенные казахами - исконными коневодами, которые разводили здесь в большом количестве очень крепких, выносливых, но мелких лошадей. Для поощрения развития верхового коневодства здесь стали устраивать выставки лошадей, создавать крупные заводские конюшни в Оренбурге, Орске и Кустанае. После революции эти конюшни были преобразованы в конные заводы. В Кустанайском заводе в 1951 г. была выведена новая порода верховых лошадей - кустанайская. Большое значение в улучшении коневодства дореволюционной России имело тяжеловозное коннозаводство. Рост промышленности, городских перевозок, применение глубокой пахоты новыми сельскохозяйственными орудиями требовали сильной рабочей лошади, нужной и для артиллерийских упряжек. Такой лошади вплоть до 18 века в России не было. Имелись очаги тяжеловозного коневодства по Битюгу в Кузнецком бассейне в Сибири, но по существу ни битюгская, ни кузнецкая лошади не были настоящими тяжеловозами. Для создания у нас тяжеловозного коннозаводства использовались всемирно известные тогда породы - бельгийская (брабансоны и ардены), першеронская, клейдесдальская, шайрская, суффольская. Со второй половины 19 века в Россию стали систематически завозить тяжелых лошадей из Западной Европы. Было организованно воспроизводство тяжеловозов. Наибольшее значение для отечественного коневодства имели клейдесдали. Однако определенную роль сыграли и шайры и суффольки: некоторое влияние они оказали на формирование новой отечественной породы - владимирской, выведенной в основном при использовании поглотительного скрещивания клейдесдалей с местными лошадьми Владимирского Ополья . Наибольшее распространение в России имело рысистое коннозаводство. Оно зародилось и развивалось под воздействием потребности народного хозяйства в хорошей разъездной и сельскохозяйственной лошади. Высокие цены на резвых лошадей для одиночной запряжки, хорошо подобранные пары и тройки для городской езды делали выгодным разведение рысаков, направляли усилия коннозаводчиков, их зоотехническую работу и средства на удовлетворения вкусов потребителя. Орловский рысак был также основным улучшателем крестьянской лошади. Ни одна порода, использованная в России, на оказала такого сильного влияния на крестьянское коневодство, как орловская рысистая. В течение длительного времени орловская рысистая порода разводилась и совершенствовалась как порода нарядных упряжных лошадей. Поэтому в ней ценились не только резвость и выносливость при работе на неустроенных русских дорогах, но и своеобразные движения. Орловский рысак должен был бежать с высоко поднятой головой на крутом ходу. В нем ценились модные масти - сначала вороная, любимая масть у купцов и священнослужителей, а затем серая в яблоках, что определенным образом влияло на развитие породы. Вплоть до 1861 г. в России бурно развивается сеть ипподромов. Главное управление государственного коннозаводства учреждает центральную комиссию по наблюдению за проведением испытаний лошадей в России (1844 г.). В 1849 г. вводится обязательный просмотр рысаков, записанных на императорские призы, с тем, чтобы участвовали в них только лошади, имеющие коннозаводское значение. Испытывали рысаков в беговых дорожках, введенных А. Г. Орловым. Запряжку применяли хомутовую с дугой. Наиболее распространенные дистанции бега - 3, 4, 5, 6 верст (верста 1067 м). Были призы и на 10, 15 и 30 верст. По действовавшим правилам приз можно было выиграть, только доказав повторное свое превосходство. Для этого в один и тот же день нужно было выиграть перебежку на ту же или несколько меньшую дистанцию. Иногда таких перебежек приходилось устраивать до четырех. Пускали лошадей в бег с рук, а не с хода, как это делается сейчас. Виражей на поворотах не было, лошади бежали короткими "кончиками" (полверсты). В течение длительного периода времени в дореволюционное время в орловском коннозаводстве старались поощрять позднеспелых крупных рысаков. Из особенностей старой русской езды следует также указать на применение поддужной, которая скакала на некотором расстоянии сбоку от рысака. До 1884 г. на русских ипподромах не разрешалось пользоваться хлыстом. Как видно, вся система испытаний рысаков России была направлена главным образом на выработку у лошадей выносливости и силы. Развитию резвости эта система не придавала большого значения. После крестьянской реформы 1861 г. и появления большой потребности в хорошей племенной лошади для улучшения крестьянского коневодства основное внимание в работе по разведению рысаков заводы стали уделять типу телосложения, правильности экстерьера, крупности и упряжным формам рысака. На западноевропейские рынки орловские рысаки попали значительно раньше американских. И именно благодаря массовому появлению орловцев на западе там стали устраивать состязания в беге на рысаках. Американские рысаки появились в Европе в 80-х годах 20 века. Они были резвее, но мельче орловских рысаков и не обладали той своеобразной красотой, которая была свойственна орловцу. На международном рынке маленький неэффектный американский рысак не сразу одержал победу над орловцем. Но как только ипподромы с их тотализаторами стали давать громадные доходы и оказывать серьезное влияние на развитие коневодства, потребовался резвый рысак, приспособленный к условиям бегового спорта. В 1889 году в Москву была приведена американская рысистая кобыла Полли в возрасте 11 лет. На Московском ипподроме Полли выступила на 1600, 3200, 4800, 6400 и 8000 м и, выиграв все призы, показала, что американский рысак обладает лучшей резвостью, чем орловский на всех дистанциях. В 1876 г. на Царскосельском ипподроме был открыт первый в России тотализатор, а в 1877 г. - на Московском. Начался ввоз американских рысаков из США. Одновременно в Россию приехали и долгое время работали американские наездники, которые внесли много нового в практику выращивания и тренировки рысаков. Они привезли с собой американские экипажи и упряжь, что позволило отказаться от хомута и дуговой запряжки и резко повысить резвостные показатели орловских рысаков. Были приняты меры по усовершенствованию беговых дорожек. Повороты сделали с виражами, что позволило, не сдерживая рысака, проходить всю дистанцию, пускать рысаков не с рук и стойки, а с хода, бег в одиночку или с поддужной заменили бегом по общей дорожке. Длинные дистанции были заменены короткими, стали лучше кормить жеребят в заводах, что позволило их интенсивнее тренировать уже с полутора лет и выпускать на беговую дорожку не с 5 - 6, а с 2 - 3 лет. После революции все племенные лошади были объявлены общенародным достоянием. В первые годы Советской власти конные заводы разделяли на государственные, военные и местные. После гражданской войны на землях бывшего задонского коннозаводства были организованны военные конные заводы. В их задачу входило выращивание преимущественно военно-ремонтной лошади под седло для командного состава армии. Эти заводы начали работы с очень пестрым в породном отношении материалом. Сюда были собраны из воинских частей верховые лошади, как правило, неизвестного происхождения а также конский состав из сохранившихся коннозаводческих учреждений и некоторых частных конюшен. Среди этих лошадей были особо выделены донские, с которыми начата работа по восстановлению и развитию, и стрелецкие. В 1953 году кавалерия как род войск была упразднена. Вследствие этого численность племенных лошадей в конных заводах была сокращена. Стало развиваться спортивное направление. Электронный источник статьи об Истории русского коннозаводства: http://www.agrodom.ru/ |
Страницы: 1 |
Форум Амазонок! / Статьи / История русского коннозаводства |