|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум Амазонок! / Статьи / Из истории русского коннозаводства |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Fefa Из страны Чудес Группа: Модераторы Сообщений: 210 |
Добавлено: 28-06-2004 03:35 |
Из истории русского коннозаводства До настоящего времени иногда при виде тяжёлой и могучей лошади можно услышать фразу — вот это битюг! Так что же это за битюг: собирательное выражение, относящееся к крупной и сильной лошади, или...? Перелистаем страницы истории и найдём: “Битюг — это, как остроумно выразился Бильдерлинг, побочное детище национального коневодства” Битюги получили своё название от реки Битюга, притока Дона, которая протекает в Воронежской области. В конце ХVII и начале ХVIII века Петр I снабжает местных крестьян значительным количеством выписанных из Голландии знаменитых в то время тяжеловозов. Изобилие лугов, приволье и простор нераспаханных степей создавали благоприятный фон для развития коневодства. На формирование породы, безусловно, оказала свое влияние и кровь орловского рысака, т.к. благодаря близости Хреновского завода (колыбели орловских рысаков) местные коневоды пользовались рысистыми кобылами и жеребцами. Таким образом, битюг — продукт скрещивания местных лошадей с голландскими тяжеловозами и орловскими рысаками. Вот как характеризует битюга корреспондент-депутат Государственного коннозаводства Л.Симонов и директор канцелярии Главного управления государственного коннозаводства И. Мердер (кн. “Лошади )конские породы(”, Париж, 1895г.): “Битюг — единственная русская тяжелая порода; он от 3 до 6 вершков ростом (155-168см); прекрасно сложен: грудь и бока широкие, спина несколько длинная, но крепкая; круп округлый, слегка спадающий, иногда немного раздвоенный; голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами; шея толстая, мясистая и довольно короткая, но достаточно высоко поставленная; грива и хвост длинные и густые; ноги крепкие мускулистые, с короткими бабками и длинными щетками; копыта прочные. Масти — пегая, чалая, серая и редко вороная. Битюги характером смирны, послушны; сильны, очень энергичны в работе и чрезвычайно выносливы. Движения их ровные, свободные; шаг просторный, а многие отличаются и хорошею рысью, так что употреблять их можно не только как тяжеловозов, но и для экипажной езды. Как по физическому сложению, так и по своим нравственным качествам, битюг подходит для России гораздо больше тяжеловозов иностранных пород, главным образом потому, что, несмотря на свою большую силу (может везти до 150 пудов и более), он гораздо легче западных тяжеловозов и, вследствие этого, увязает менее на наших немощеных дорогах, притом же и походка его быстрее. Вообще, несомненная польза битюга для России доказана опытом...” Но ... в Воронежской губернии развивается хлебопашество, увеличивается народонаселение, а земельные просторы и изобилие выгонов, соответственно, уменьшаются. Битюги стали заметно мельчать и вырождаться, чему особенно способствовало, по мнению С. П. Урусова, отсутствие хороших производителей. В упомянутой выше “Книге о лошади” мы находим: “Упадок и постепенное исчезновение битюга не подлежит более сомнению, а бывшее в Хреновском заводе Битюгское отделение, по незначительности своей, не могло, конечно, исправить дела. Так, по сведениям 1894 г., в отделении этом было 4 жеребца и 40 маток. Очевидно, невозможно было сохранить породу и влиять на коневодство целого района таким ничтожным, по размерам, рассадником, и когда-то славная битюгская лошадь быстро отходит в область воспоминаний. В настоящее время многие крестьяне Воронежской губернии разводят и выращивают битюгов, но все, что нам довелось там видеть, крайне пестро и разнотипно. Несомненно, битюг поспешно исчезает, и чтобы его поддержать, необходимы серьезные меры, хотя, может быть, в настоящее время уже и поздней окажется всякая помощь и восстановить старого битюга уже не удастся. Пожалеть об этом во всяком случае следует.” К большому сожалению, пессимистический прогноз С.П.Урусова сбылся, а после Первой мировой и гражданской войн от былой славной российской породы осталось только название да рисунки и фотографии в старых книгах и альбомах. |
Страницы: 1 |
Форум Амазонок! / Статьи / Из истории русского коннозаводства |