Из истории российского коневодства и коннозаводства(продолжение, начало в N4)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / Из истории российского коневодства и коннозаводства(продолжение, начало в N4)

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Из страны Чудес
Группа: Модераторы
Сообщений: 210
Добавлено: 28-06-2004 03:28
Из истории российского коневодства и коннозаводства(продолжение, начало в N4)
Рассматривая период царствования Екатерины II, прежде всего с коннозаводческих позиций, следует отметить, что это время характеризуется войнами - как внешними, так и внутренними: две войны с Турцией, раздел Польши и подавление крестьянской войны, поднятой Пугачевым
Для проведения всех операций потребовались большие армии, морские эскадры и огромное количество лошадей. В ту пору русская кавалерия насчитывала около 100 тыс. сабель и 20 тыс. "конского запаса", т.е. потребность в верховых лошадях составляла около 120 тыс. голов. Еще большее количество требовалось упряжных лошадей для артиллерии и обозов, причем не просто лошадей, а сильных и быстрых, которые на резвом аллюре сумели бы выкатить артиллерийское орудие на позицию и, в случае надобности, быстро перевести пушку на другую позицию или в безопасное место. Помимо артиллерийских и обозных лошадей, входящих в состав армии, к театру военных действий из глубины страны шли огромные гужевые транспорты, груженные продовольствием, боеприпасами и снаряжением. От своевременности доставки военных грузов к месту расположения войск в значительной мере зависел успех всей кампании. А срочность подвоза грузов могли обеспечить только сильные, с хорошими свободными движениями упряжные лошади. Характерной особенностью второй половины XVIII века являлся рост городов и бурное развитие торгового капитала. Расширение торговых взаимоотношений внутри страны и все более развивающиеся экспортные операции способствовали усилению товарооборота и, следовательно, расширению перевозок. В те времена транспортировка грузов производилась водным путем или с помощью гужевого транспорта. Этот последний вид транспорта считался важнейшим, так как им пользовались бесперебойно круглый год. Поскольку скорость доставки товаров способствовала повышению прибылей, то торговый капитал, подобно военному ведомству, был крайне заинтересован в создании крупной, шагистой упряжной лошади, способной везти более тяжелые возы и со значительно большей скоростью.
Для удобства передвижения внутри России на больших дорогах - почтовых трактах - на расстоянии 21,2 км (20 верст) друг от друга строились почтовые станции - "ямы", на которых дежурили почтовые лошади. Почтовые лошади курсировали только между двумя соседними станциями и пробегали за день 42,5 км (20 верст туда и обратно). Летом в повозку, а зимой в кибитку обычно запрягалась тройка лошадей. В пути на ямских станциях производилась замена утомленных, только что приехавших лошадей свежими, и так, на перекладных лошадях, совершались дальние путешествия. В любую непогоду тройки беспрерывно поддерживали сообщение между ямскими станциями, преодолевая метель, вьюгу, сугробы, леденящий ветер и бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицы.
Длительные переезды в течение нескольких дней, а то и недель невозможно было совершать верхом, особенно зимой, поэтому спрос превалировал не на верховую, а на упряжную лошадь. Естественно-исторические, экономические и бытовые условия России того времени стимулировали развитие упряжного коневодства, так как именно упряжная лошадь несла главную работу в сельском хозяйстве, на транспортных работах и в сообщениях между населенными пунктами. Мелкая, слабосильная лошадь не удовлетворяла потребностей того времени, практически все отрасли хозяйства страны нуждались в крупной, сильной упряжной лошади с хорошим рысистым аллюром.
Во времена царствования Екатерины II роскошь дворцовой жизни достигает ослепительного блеска. Как говорили современники, пышность французского двора померкла по сравнению с русским. Держава второго класса стала считаться первой военной державой в Европе и даже, по признанию англичан, "морским государством очень почтенным", и сам Фридрих II в 1770 г. назвал ее могущество страшным, от которого через полвека будет трепетать вся Европа, а князь Безбородко в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Одной из прерогатив величия первой державы в Европе являлись великолепные выезды в золоченых каретах, на роскошных цуговых лошадях с форейторами и кучерами в расшитых золотом кафтанах.
Русские умельцы делали парадные кареты на удивление иностранцам, а лошадей-то для такой кареты в России найти было нельзя. Для дворцовых выездов лошадей покупали только за границей. Царский двор остро ощущал потребность в крупной, нарядной и сильной лошади.
Екатерина II, возведенная на престол гвардией, щедрою рукою осыпала милостями дворянство. Дворянство в ту пору приобрело большую силу. В надежде получить новые земли, крепостных крестьян, чины, должности - дворянство со всех концов России стекалось в столицу. Стремясь во всем подражать двору - и в манерах, и в одежде, а также и в выездах, дворяне обзаводились соответствующего качества лошадьми. В этом деле они шли двумя путями: одни через иностранных конеторговцев покупали лошадей западноевропейских пород, другие, подобно Д.Н.Шереметеву, в своих поместьях создавали конные заводы, стараясь своей продукцией удовлетворить собственные нужды. Но дворянам требовалась не только парадная лошадь: для путешествий в столицу и обратно в свои поместья нужна была сильная, выносливая и с хорошими движениями упряжная лошадь. Ведь ездили семьями, для перевозки которых требовались большие, тяжелые экипажи-дормезы, в которые запрягалось по 6-8 лошадей. Следовательно, и дворянство было крайне заинтересовано в создании сильной, рослой и резвой упряжной лошади.
Все приведенные выше соображения заставляют сделать следующий вывод: императорскому двору, дворянству, военному ведомству, торговому капиталу, городскому населению и, наконец, сельскому хозяйству нужна была рослая, сильная, выносливая, с хорошим аллюром упряжная лошадь, и создание ее являлось выполнением социального заказа того времени.
Все это прекрасно понимал граф А.Г.Орлов-Чесменский, но это - продолжение истории.
Статья подготовлена по материалам рукописи проф. С. В. Афанасьева "200-летний юбилей орловской рысистой породы".
А. Вилль, доцент каф. генетики и животноводства СПГАВМ

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / Из истории российского коневодства и коннозаводства(продолжение, начало в N4)

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU