В подводу и под воеводу (Советский тяжеловоз)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / В подводу и под воеводу (Советский тяжеловоз)

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

HACKED!
Группа: Участники
Сообщений: 71
Добавлено: 10-06-2004 12:33
"Конный мир" номер 6 за 2002 год. http://www.horseworld.ru/?article=250


В подводу
и под воеводу


Советской тяжеловозной породе - 50 лет!



Советский тяжеловоз - совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство - это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы - самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

В этом году советская тяжеловозная порода встречает свой полувековой юбилей.



Происхождение

Выведены советские тяжеловозы скрещиванием бельгийских тяжеловозов брабансонов с местными лошадьми упряжного типа и другими породами. В дальних рядах родословных советских тяжеловозов можно найти таких предков, как битюги, першероны, ардены, суффольки.

В Россию завозить брабансонов начали еще во второй половине XIX века. Почему же при работе с брабансонами у нас не пошли по пути их чистопородного разведения? Ведь из Бельгии были привезены как жеребцы, так и кобылы, тем более что по крупности и силе брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому русскому климату. Они имели склонность к мокрецам, а некоторые – гниению стрелки и тканей конечностей. Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение бельгийских тяжеловозов не удовлетворяло русскому вкусу к конской красоте и гармонии форм.

Началась работа над созданием новой породы. Основную роль в ее формировании сыграли брабансоны Божё (бурый, 1919 г. р.), Эндижен де Леваль (рыжий, 1923 г. р.), Клерон Реми (рыже-чалый, 1910 г. р.) и Полэн де Вер (рыжий в седине, 1921 г. р.). Постепенно в Починковском конном заводе Горьковской области (ныне – Нижегородской) и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Горьковской, Ярославской, Владимирской областей и в Мордовской АССР был создан большой массив племенных лошадей тяжеловозного типа, значительно отличавшихся от выводных брабансонов. Эти лошади были несколько мельче «бельгийцев», но намного суше, гармоничнее и подвижнее. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям советского сельского хозяйства.

Новая порода тяжеловозов под названием «советская тяжеловозная» получила официальное признание в 1952 году.


Порода рекордистов

Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала лидирующей среди всех тяжеловозных пород страны. Популярность советского тяжеловоза объяснялась просто – эти лошади по своим основным качествам: рабочим, мясным и молочным – в комплексе существенно превосходят лошадей других пород.

В 1957 году коневодческая общественность была потрясена уникальным рекордом грузоподъемности, установленным на Тамбовском ипподроме гнедо-чалым шестилетним жеребцом Форсом. Эта лошадь вывезла огромный груз, размещенный на целом «поезде» – сцепе нескольких повозок: его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние – 35 метров. Это был абсолютный рекорд грузоподъемности тяжеловозов.

Но советский тяжеловоз – это не только лошадь шага. Он энергичен, вынослив и хорошо идет также рысью с грузом. Высокие и разносторонние рабочие качества советских тяжеловозов подтверждают результаты специальных испытаний. С 1960 по 1990 годы эти испытания проводились ежегодно на самом высоком уровне – на Всесоюзных соревнованиях конников. Они состояли из трех частей: испытания на скорость доставки груза весом 1,5 тонны рысью на дистанцию 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 тонны шагом и на тяговую выносливость (расстояние, которое лошадь сможет пройти с грузом 9 тонн). В испытаниях участвовали лучшие представители одиннадцати упряжных рабочих пород лошадей, разводившихся в СССР. Победителю этого «троеборья» присваивалось звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». И чаще всех прочих пород это звание получали советские тяжеловозы.


Рекордную скорость доставки груза шагом на 2000 м – 11 мин 51,8 сек – продемонстрировал в 1971 году в Пскове рыжий жеребец Зубр (Брамин – Звезда). Его результат является лучшим для лошадей всех пород. За советским тяжеловозом и еще один абсолютный рекорд – в испытаниях на тяговую выносливость. Его установила в 1968 году в Пскове рыжая кобыла Русалка (Ливень – Реактивная): развивая силу тяги 300 кг, она прошла 2131,17 м.

В скорости доставки груза рысью лучший для породы результат показала в 1968 году рыжая кобыла Рафия (Карабин – Рогатина I). А рекорд максимальной силы тяги (888 кг) установила в 1985 году в Львове бурая кобыла Вятка (Краб – Венера).

Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал выводной из Бельгии брабансон Божё – родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его сына Режима и правнуков Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.

Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено сегодня в Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и в Мордовском конном заводе.

Лошади Починковского конного завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупны, массивны, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами.

Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффолькской породы. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль в этом сыграл выводной из Англии рыжий суффолькский жеребец Сюдборн Пионер, 1914 г.р. Лошади Мордовского завода среднего роста и компактного сложения.

Поголовье Перевозского конного завода сформировано в основном за счет племенного материала Мордовского и в меньшей мере Починковского конных заводов. Там создан весьма ценный состав маток, отличающихся средним ростом и гармоничным сложением.


Советский тяжеловоз сегодня

К году своего пятидесятилетия советская тяжеловозная порода достигла высокого уровня совершенства. Созданы две новые ценные линии: Феномена и Омуля. В породе появились лошади идеального типа и экстерьера. Это матка-родоначальница Рессора, 1963 г.р., давшая ряд ценнейших заводских жеребцов и кобыл, в том числе замечательного и по себе и по потомству жеребца Рафинада 1979 г.р. От Рафинада в Починковском заводе получена группа прекрасных заводских кобыл и два великолепных жеребца-производителя, неизменно вызывающие восторг и восхищение: трижды чемпион Всероссийских выставок среди всех пород Капрал (1989 г. р.) и чемпион породы Рафинер (1992 г.р.).


Существовало мнение, что идеальных лошадей не бывает. И действительно, до 70-х годов таковых в советской тяжеловозной породе не было. Даже самый лучший в породе, выдающийся производитель, бурый жеребец 477 Режим (1938 г.р.), имел небезупречный экстерьер: мягкая спина, крутые бабки. Режим считался достаточно крупным жеребцом – 162 см в холке. На ВСХВ 1940 года он получил Диплом I степени.

Капрал и Рафинер рядом с Режимом казались бы великанами – их рост 167 см, и при этом оба обладают идеальным экстерьером. Их живая масса приближается к тонне, но благодаря совершенной гармонии форм телосложения эти лошади не выглядят громоздкими.

Быстрый прогресс породы – не случайное явление. В практике племенной работы, которой руководили ученые селекционного центра ВНИИ коневодства, были использованы эффективные научные разработки в области теории разведения по линиям, опирающиеся на новейшую парадигму науки – системную концепцию, при которой порода рассматривается как закономерная иерархическая система линий. Использование этого подхода позволило впервые обосновать оптимальную модель структуры породы и эффективно управлять эволюционным процессом. Это обеспечило быстрый качественный прогресс породы, несмотря на трудности, с которыми столкнулось коннозаводство за последнее десятилетие.

А проблемы возникли нешуточные. Самым страшным было резкое сокращение маточного поголовья породы: в ведущем конном заводе – Починковском – из 150-ти кобыл осталось 70, в Мордовском – 30 из 50-ти. В связи с этим обострилась проблема генеалогического замыкания породы. Возникла необходимость «освежения крови».

Резко ухудшились условия содержания, кормления и ветеринарного обслуживания лошадей. Полное упразднение обязательного моциона молодняка, жеребцов и кобыл привело в Починковском заводе к катастрофическому снижению воспроизводства: в 2002 году там было получено всего 22 жеребенка.

Совершенно очевидно, что важнейшие задачи сегодняшнего дня и на ближайшую перспективу – восстановление численности маточного поголовья и наведение надлежащего технологического порядка, особенно в Починковском заводе. Тем более что конъюнктура конского рынка складывается благоприятно – на тяжеловозов, особенно советских, повышается спрос, растут цены. Коневодам, работающим с породой, важно не упустить свой шанс!



Ирина СОРОКИНА,

доктор с.-х. наук, профессор

Ольга МИЛЬКО, доктор с.-х. наук

Елена ИГНАТЬЕВА, кандидат с.-х. наук


Характеристика породы


Лошади советской тяжеловозной породы – самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160-170 см, живая масса – от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкая, иногда мягкая, спина, ровная широкая поясница, очень широкий, раздвоенный и свислый круп. Грудь широкая, с округлыми ребрами, ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная. Преобладающие масти – рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая, рыхлость и сырость встречается только у отдельных лошадей. Темперамент спокойный.

Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С двух с половиной – трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году – 525-540 кг.

Плодовитость советских тяжеловозов средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами. Правда, отдельные производители и матки давали приплод до двадцатилетнего возраста и старше.

Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреблять дешевые объемистые корма – все это очень полезные качества и в мясном коневодстве, где советский тяжеловоз – очень перспективный улучшатель поголовья.

Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период с 1976 по 1982 годы их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) составляла в среднем 3317 л. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины – 6173 л молока за 338 дней лактации.

При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.


Родственники за границей

Бельгийская рабочая лошадь, или брабансон, - это одна из известнейших пород тяжеловозов. Происходит она от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей по мере исторического развития большие изменения: мелкая широкотелая верховая лошадь первых веков нашей эры, в средние века она превратилась в довольно рослого боевого рыцарского коня, а в XIX веке - в тяжеловозную лошадь. Формирование современного, тяжеловозного типа брабансонов происходило почти без участия других пород, с помощью направленного отбора и улучшенных условий содержания, чему способствовали мягкий климат и природные условия Бельгии. Спрос на очень массивную и крупную рабочую лошадь появился во второй половине XIX века под влиянием интенсивно развивавшихся земледелия и промышленности. Большое значение в типизации породы имели массовые выставки лошадей и открытие в 1886 году студбука.

Типичный бельгийский тяжеловоз представляет собой крупную, очень массивную и сырую лошадь с компактным корпусом. Конечности очень массивные, оброслость ног густая, но волос не очень длинный. Преобладающие масти: рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая и гнедая.

Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы - способность очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили породе широкую популярность. В Западной Европе среди тяжеловозов породы бельгийского типа занимают преобладающее положение.

HACKED
Группа: Участники
Сообщений: 269
Добавлено: 10-06-2004 12:39
достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году – 525-540 кг.


Просто Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Добавлено: 10-06-2004 12:44
Ксюх, а я сразу Малыша вспоминаю!

HACKED!
Группа: Участники
Сообщений: 71
Добавлено: 10-06-2004 12:51
Да уж, Маш! Хе-хе!

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум Амазонок! / Статьи / В подводу и под воеводу (Советский тяжеловоз)

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU