Агрессия как ответная реакция

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Агрессия как ответная реакция

Страницы: 1 2 Next>> новая тема

Автор Сообщение

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 01-12-2007 04:58
Моего сына снова отстранили на день от школы. В четверг позвонила директриса, сообщила, что он укусил одноклассника так, что у того рука в месте укуса посинела. А тот мальчик крупный, на голову выше моего сына. Директриса сказала, что на следующей неделе возвращается из декретного отпуска школьный психолог-консультант, будем вместе думать, какие "инструменты" (перевожу почти дословно) дать сыну для правильного поведения.
Дома провели разбор полета. На большой перемене после завтрака тот мальчик отобрал у моего кулек из-под бутерброда и хлопнул кулек о свою руку. Потом достал пару своих кульков, надул и хлопнул о голову моего ребенка, а мой укусил его и убежал. Тот мальчик заплакал, позднее пожаловался классной, моего вызвали к директору. На последующих переменах (и даже уроках) друзья того мальчика обзывали моего и даже били. Мой, по его словам, держался и не реагировал.
Во всех случаях с рапортами и отстранениями от школы у сына были стычки с одними и теми же двоими мальчиками, которые - по словам других мам - цепляют многих детей в классе. В школе борятся с агрессией, существует свод законов, за нарушение которых следует наказание, детям говорят не драться в ответ, а идти жаловаться.
Мне уже надоели эти рапорты и драки, и теперь у меня два вопроса, которые я хочу обсудить с психологом при встрече.
1. Стычки происходят с одними и теми же детьми, чаще всего - зачинщиками. Как корректировать поведение моего ребенка в отдельности, если те же дети будут продолжать постоянно цеплять его?
2. Правильно ли учить ребенка не давать сдачу, а идти жаловаться? Плюс с учетом того, что ходить жаловаться придется частенько. А если ребенка ударят вне школы и ему негде будет искать защиту, как он должен поступить? Не дать сдачу? заплакать? убежать? В общем, как ребенок должен реагировать в ответ на агрессию, чтобы защитить себя и не прослыть ябедой и слабаком?
Нэнси, мамы (и папы, если кто заглянет сюда), а что вы думаете по этому поводу?


Сообщений: 957
Добавлено: 01-12-2007 09:15
Наш папа учит давать сдачу.


Сообщений: 704
Добавлено: 01-12-2007 11:49
СДВГ -мама, предлагаю присовокупить еще один вопрос -Какой мужчина вырастет из мальчика, который в ответ на агрессию бежит жаловаться.Наш отец довольно грубо по этому поводу высказывается: дать в глаз, чтоб больше не подходили.Но это в России. Вам, мне кажется, сложнее...


Сообщений: 2671
Добавлено: 01-12-2007 12:18
Ну это сложный вопрос. Иногда лучше в глаз дать, а иногда и пожаловаться стоит.


Сообщений: 487
Добавлено: 01-12-2007 12:58
Наш российский менталитет требует давать сдачи, стукачество исторически не в чести, но в вашем случае, наверно, стоит придерживаться школьных правил. А если вне школы бьют - однозначно дать отпор, а на следующий день сообщить учителю об инциденте и сказать, что пришлось драться в порядке самообороны.
Хотя мне ближе - в глаз дать...

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 01-12-2007 15:43
kat, позиция папы вполне понятна и близка. Проблем, правда, несколько.
1) дети не рассчитывают свои силы и в глаз могут дать так, что обидчик останется без глаза. И что потом делать?
2) можно дать легко - а тот оступился, повалился, головой о батарею, - опять-таки, серьезные телесные повреждения, ребенок виноват... виноват всегда оказывается не тот, кто провоцирует, а тот, кто бьет в ответ. И это правило, к сожалению, дети должны очень хорошо усвоить.
3) дать сдачи - это решение не снимает конфликта, а выводит его на новый уровень. Эскалация напряженности вместо снятия напряженности.
В случае СДВГ-мамы, мне кажется, разбираться надо в первую очередь взрослым, и срочно. И применять меры не к сыну СДВГ-мамы, а к его обидчику.
У меня нет всех ответов на все вопросы, я не знаю, что делать в таком случае и как ребенку защищать себя. Сама я в детстве тоже небезуспешно кусалась. Однажды (писала тут уже об этом) прокусила обидчику руку до крови. Он испугался, что я бешеная, и больше не лез. Так иногда бывает.
Какие еще бывают способы защитить себя - ненасильственные. Бывают вербальные и невербальные.
Невербальные - зависят от того, кто физически сильнее. Можно, например, прижать обидчика к стене и держать, не давая драться. Руками, шваброй, четырьмя ножками стула. И держать, пока взрослые не заметят и не вмешаются. "что ты делаешь? - я не даю ему драться".
Вербальные - сказать что-то такое, от чего товарищ резко почувствует себя дураком.
Тут похвастаюсь собственным успехом. У меня мальчик все время жаловался, что одноклассник подбегает, отбирает у него завтрак и убегает. Съедает или выбрасывает - но мальчик мой все время остается без завтрака. Он догонял этого гражданина, пытался колотить, обзывать вором - все без толку. Тому страшно нравилась охота за завтраком моего мальчика и ощущение себя победителем: опять выиграл, приз достался ему.
Мы решили отбить ему охоту, для чего пару раз пожертвовать еще одним-двумя завтраками.
Короче, вышло так. Тот мальчик налетел, схватил бутылочку "актимеля" и побежал. Мой побежал за ним с криком "подожди, ты не все у меня отобрал, у меня еще "киндер-пингви" есть! ты, наверное, голодный? погоди, я тебе дам поесть!" - догнал, всучил ему завтрак, еще мелких денег дал, чтоб тот себе в буфете чего-то купил... мальчик настолько чувствовал себя идиотом, что с тех пор больше не лезет... Сегодня мне сын с хохотом рассказывал, что рецепт сработал.
Я думаю, нам еще надо детей учить разбирать, насколько реальна и серьезна опасность, которой они подвергаются. Если обидчик действительно неадекватен, если он действительно наносит серьезный ущерб: рвет вещи, сажает синяки, бьет по голове, колет иголкой - здесь взрослым надо сообщать без промедления, это не смешно и не постыдно - это уже не детский уровень проблемы.
Но когда проблема детского уровня - обижалки-дразнилки и т. п. - оскорбительные, унизительные, да - но не причиняющие реального физического ущерба и настоящей боли - здесь надо все-таки стоять за себя самостоятельно.
Что-то торможу я с дальнейшим переводом пособия для жертв, а там дальше об этом было. Потороплюсь перевести.
Все это не значит, что детей надо оставлять беззащитными перед лицом обидчика. Это значит, что надо разбираться в степени опасности. Есть конфликты, которые дети могут и должны решать сами. Есть такие, где мы должны им помочь советом и продумать тактику. Есть такие, где мы должны сами вмешаться на каком-то этапе или ребенок должен вмешать нас или учителя. А есть такие, которые должны решать только взрослые между собой, и чем скорее - тем лучше. Причем чем меньше ответного насилия задействовано здесь со всех сторон - и детского, и взрослого - тем лучше прогнозы для исхода конфликта...
В общем, задача взрослого - правильно классифицировать конфликт и предложить способ вмешательства - потому что одного универсального способа для решения всех конфликтов - нет. Наши дети потому и попадают впросак, что они не могут оценить, что это, условно говоря, тип номер шесть - реакция номер шесть, говорим смешное и обидное в ответ... Они сразу думают, что это тип номер один, опасно для жизни и никого нет рядом, реакция номер один - срочно дать в глаз...
Увы, взрослые тоже так регулярно думают :(
Извините, что я тут так поучаю, тоже накопилось всяких мыслей...


Сообщений: 821
Добавлено: 01-12-2007 16:07
Сижу, пишу и вдруг - бац! - комп вырубается, и огромный пост - упс! В общем, Мышь уже почти все сказала, но я коротенько поделюсь и нашим опытом. Мой лет в 5 мог ввязаться в драку со старшими, совершенно не задумываясь ни о последствиях, ни о том, что те элементарно сильнее. Нашла книгу про войны в дикой природе (не скажу точное название - куда-то сынок припрятал ). Смысл такой: самые сильные, ловкие и смелые звери не начнут поединка, пока не используют весь арсенал хитростей и уловок - этакая психологическая атака: грозный взгляд, поза, рыканья... слабейший не выдерживает и ретируется, а необходимость в поединке отпадает сама собой. Ну, дальше велись соответствующие беседы, о том, что уж если у зверей хватает ума и выдержки, то у человека это должно быть самим собою разумеющимся, и что силой выясняют отношения слабые и глупые, а умный должен находить другие способы (Мышь привела хорошие примеры, так что не буду больше расписывать, а то вдруг опять комп вырубится , кстати, что бы это могло быть?)


Сообщений: 74
Добавлено: 01-12-2007 22:05
Вот тут позвучало:
В общем, задача взрослого - правильно классифицировать конфликт и предложить способ вмешательства

Так у меня поблема с обоими старшими (малой не разговаривает) что они стараются ничего не рассказывать. Только в критическом случае, если уж реально забивать будут, только тогда за помощью прибегут.
Старший (Антон ему уже 17) иногда стал рассказывать, но только в том случае, если не уверен что поступил правильно вроде как уточняет.
Все узнаю случайно. И если мои виноваты и если не виноваты. Самое интересное, что никогда не ругали за плохое ведение. У нас дома присказка если вляпался в неприятность: кто ж тебе виноват и никакого " разбора полетов". При всем том если необходима реальная помощь - всегда помогаем, но все-равно никогда не рассказывают.


Сообщений: 780
Добавлено: 01-12-2007 22:56
Сама я в детстве тоже небезуспешно кусалась. Однажды (писала тут уже об этом) прокусила обидчику руку до крови. Он испугался, что я бешеная, и больше не лез
Ой, у меня тоже было! Обидчица ходила в медкабинет обрабатываться спиртом... от моего бешенства. И больше не лезла.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 01-12-2007 22:56
ИринкаС, активно слушать по гиппенрейтер?

(мамаСевы)
Сообщений: 917
Добавлено: 01-12-2007 23:44
Мышь! Чего слушать если даже не пытается об этом говорить и ВСЕ!!! "Что было интересного?"..."Корабли встали на якорь и пираты пошли в атаку..."


Сообщений: 2671
Добавлено: 01-12-2007 23:54
СеЛена, "Что было интересного?" - это не активное слушание. Активное, это "Должно быть, в садике было интересно!" (На что ребенок, по-моему, должен ответить "да, мам, ну и фантазия у тебя! в садике - и вдруг интересно!").


Сообщений: 704
Добавлено: 01-12-2007 23:59
Девоньки, а помним как сами в школе? у нас же мальчики по углам зажимали и юбки поднимали, и тискали.А я даже не могла себе представить, что так можно: маме рассказать, ибо был один ответ: а ты веди себя так, чтобы не приставали.Страшно даже представить,проблемы нашего детства в нынешней школе. Помню с ужасом отсутствие власти над полными двоечниками ( сейчас их определяю как СДВГ, они уже умерли)- им не нужны были домашние задания и контрольные, которые я щедро сеяла по классу, успевая на 2 варианта за урок.Они просто загоняли меня в угол и поднимали юбку.УЖАС,


Сообщений: 3167
Добавлено: 01-12-2007 23:59
В саду тоже бывает интересно

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 02-12-2007 00:19
ну, с юбкой - тут как раз тот случай, когда надо дать по морде, самостоятельно и быстро
а у нас в началке был тихий ужас - затаскивание девочек в мужской туалет. Им удовольствие доставляло, как девочка мечется и пытается убежать.Никаких особых планов у них не было. Вот тут - мне кажется - нужны общие и жесткие действия взрослых. В первую очередь учителя... Но нашим учителям было по барабану, что у нас происходит на перемене - нет в классе,и ладно. А два дежурных семиклассника на целый холл началки - еле успевают следить,чтоб дети бошки друг об друга не поразбивали...

(мамаСевы)
Сообщений: 917
Добавлено: 02-12-2007 00:21
Моему - нет! А вопрос я просто как пример привела...А так уж изгаляюсь, чтоб хоть что-то узнать...Уфф!


Сообщений: 704
Добавлено: 02-12-2007 00:23
Мышь, а у нас в школе со старшеклассниками вообще хохма была: к нашему классу, к каждому дитенку приставили по десятикласснику.И те, вместо чтобы следить за мелкотой, сами стали задираться, типа:"Слышь, а чой -то твой моего обижает?"пришлось отменить такое дежурство. Может, СДВГ - заразно?

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 02-12-2007 01:12
Я с сыном регулярно беседую насчет поведения с другими детьми. Определила для него закон номер один: первым он не бьет и не обзывается. А от детей, которые его цепляют, пускай старается держаться подальше. У него в классе есть несколько друзей (к моей радости) - пусть старается быть с ними. А давать сдачу я ему не говорю, объясняю, что таким образом конфликт не решается, напротив - агрессия нарастает с обеих сторон и может в крайнем случае для одной из них закончиться плачевно (травмой). Говорю ему, чтобы шел к учителям жаловаться, как того требуют в школе, но мне самой этот способ в качестве постоянного не нравится. Один день сын с гордостью рассказывает, что держался и не реагировал на обзывалки и цеплялки, на следующий приносит рапорт. Да я и понимаю, что с его импульсивностью и на фоне, как мне видится, довольно частой агрессии со стороны других детей, ему трудно в нужный момент отреагировать спокойно и адекватно.
Когда узнала в первый раз о том, что он укусил одноклассника, была потрясена: мой сын НИКОГДА не кусался! То есть - что-то такое произошло, что вынудило его повести себя так. И для того, чтобы выяснить, что же такое происходит в классе, мне нужно будет побеседовать со школьным психологом.


Сообщений: 3837
Добавлено: 02-12-2007 03:10
:"Слышь, а чой -то твой моего обижает?"

Класс!


Сообщений: 3837
Добавлено: 02-12-2007 03:14
Я сама на распутьи. У нас пока затишье,но я так и не знаю,как поступать. Пробовали в старой школе по всякому. И сдачи давать - результат замечание моему, и жаловаться - учитель игнорирует или "Сам виноват!", и держаться подальше - не получается,все равно достают,отшутиться не получается - не хватает "быстродействия". Мой может выдать только заготовленный ответ, ему тут же отвечают чем-то новым,а заготовки то уже нет, и опять скандал.

Страницы: 1 2 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Агрессия как ответная реакция

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU