Вопрос к психологу: как ребенку найти свое место в коллективе

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Вопрос к психологу: как ребенку найти свое место в коллективе

Страницы: 1 2 3 4 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 69
Добавлено: 28-02-2006 17:51
Дочери 12 лет, выглядит не по возрасту маленькой, проблемы с поведением очень напоминают СВПГ, кесарево сечение. Одноклассники затюкивают ее, она нервничает, не может адекватно реагировать: горячится, не может скрыть обиду, что провоцирует новые шутки детей. Как помочь ей хотя бы выработать умение с юмором посмотреть на себя и на ситуацию? Есть ли методики? есть ли другие способы помочь ей чувствовать себя в коллективе уверенно? Учится из-за проблем с вниманием неважно, плохо спит (снятся страшные сны).

Консультант - психолог
Сообщений: 243
Добавлено: 15-03-2006 18:58
Для начала стоит избавиться от ночных страхов, которые, скорее всего, связаны с ситуацией в школе. Пусть походит на консультации к школьному психологу, не просто же так он там сидит.
Во-вторых, сформируйте новый способ защиты. Возьмите лист бумаги, разделите на три колонки: 1-то, как я решаю проблему; 2-то, что хочу получить; 3-то, что получаю. Заполните эту табличку вместе, обсуждая "промахи" и поощряя удачи.
Что касается роста, то ребенок может сильно комплексовать. Общайтесь в данном случае с ней на равных позициях: берите с собой в магазины для покупки одежды, обуви, косметики и всяких мелочей, которые необходимы женщинам (1); узнайте, не хочет ли она кардинально изменить свой внешний вид (2), сходите в салон красоты (пусть даже только для того, чтобы сделать стрижку) (3). Поднимите ее самооценку!


Сообщений: 69
Добавлено: 16-03-2006 14:44
Большое спасибо! но вот не знаю, как быть с самооценкой. Дело в том, что мне кажется, что она у дочки и без того завышенная. Почему-то она стремится всем указывать, поучать даже в тех вопросах,в которых совершенно не разбирается. Практически не признает авторитов -- при том, что взрослые в нашей семье не имеют привычки критиковать окружающих, а тем более учителей или начальников. Честно говоря, я даже теряю терпение, когда она в очередной раз начинает "считать кумушек". Стоит ли в такой ситуации повышать самооценку, а если да, то каким образом это лучше делать? Ведь излишнее самомнение тоже является источником конфликтов с окружающими. Может, я слишком трезвая мама и что-то делаю не так?


Сообщений: 3837
Добавлено: 23-03-2006 01:20
Тала! Ой,что-то это мне напоминает. Только сыну 9,5.


Сообщений: 105
Добавлено: 23-03-2006 11:25
А наш мальчик,ему 9 лет, непостоянен в своей самооценке:то он гений,то он псих, то дурак (второе и третье преобладает)


Сообщений: 3571
Добавлено: 23-03-2006 12:34
А мне кажется, что "указявки" взрослым- это как раз попытка ребенка скомпенсировать низкую самооценку.


Сообщений: 69
Добавлено: 26-03-2006 18:54
Но как правильно себя вести? Эти амбиции "ни с чего" родные как-нибудь перетерпят, но можно ли что-нибудь сделать, чтобы ребенок не слишком раздражал своим поведением окружающих?


Сообщений: 3571
Добавлено: 27-03-2006 10:57
Окружающие потерпят. не сломаются. Если отреагируют цивилизованно словами, можно подчеркнуть дочке, что, мол, видишь, не надо так делать, вон что сказали. Может, Сдержанно-недовольная реакция чужой тети доходчивее окажется. к нашим-то придиркам дети привыкли. Если хуже- см. "агрессивная реакция".

Консультант - психолог
Сообщений: 243
Добавлено: 31-03-2006 14:16
Если ребенок отвергает авторитеты, то это лишь иной раз указывает на то, что есть комплексы, с которыми самостоятельно она справиться не может, а это способ компенсации.
Посторойте табличку, о которой я вам писала. Во-вторых, в беседе при обсуждении кого-то из взрослых спросите, а как-бы она поступила в этой ситуации. Проанализируйте последствия реальной и выдуманной ситуации. Думаю, что наглыдный пример не только легче воспримится, но и поможет сформировать адекватную критику к окружающим.


Сообщений: 69
Добавлено: 27-07-2006 18:46
Со времени моего первого сообщения ситуация изменилась в лучшую сторону, но все же меня беспокоит, что особого желания учиться у дочери нет. Любит смотреть телевизор, вязать. Как заинтересовать учебой? Хотелось бы узнать мнение Нэнси, очень здравые комментарии, все сразу становится понятно.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 27-07-2006 23:44
Тала, я рада происшедшим изменениям. Но хотелось бы предупредить: не зацикливайтесь сейчас на учебе. Уже когда ребенку исполняется года три, родители начинают волноваться относительно учебы, и эти волнения продолжаются до окончания чадом института - то есть около двадцати лет! Если задуматься, то мы поймем, что это совершенно нереально для любого человека - в течение двадцати лет неизменно и с одинаковой интенсивностью (достаточно сильной) заниматься одним и тем же: тем, что родители считают самым важным - учебой. Поэтому возрастные спады интереса к учебе естественны. Возраст 10-15 лет как раз такой. На мой взгляд, если ребенок не запускает школу совершенно безнадежно, ситуацию чует, уроки в основном делает, боится отстать, старается удержаться "на плаву", то родителям нечего беспокоится относительного того, что у него нет слишком выраженного интереса. Придет в старшей школе.
Что касается общения, здесь я согласна с моей предшественницей. Очень похоже, что стремление всех поучать и указывать, непризнание авторитетов развивается как компенсация. Если не удается завоевать устойчивую позицию в классе (а для подростка это крайне важно, это главное для него), смириться с таким положением он не может, поэтому в меру своего разумения он пытается эту ситуацию исправить - примерно так, как вы пишете. Это не свидетельство завышенной самооценки - это попытка вашей дочери обратить на себя внимание, дать понять, что с ней нужно считаться. Попытка, к сожалению, неконструктивная. Поскольку без реальных достижений считаться с ней не будут.
Вот на это и стоит обратить внимание. Вяжет? Прекрасно! Развивайте это умение, этот интерес, как только можете. Если она придет в школу в сногшибательном собственноручно изготовленном свитере, девчонки невольно обратят на нее внимание. Сделайте это ее козырем. Между нами говоря, умение хорошо вязать может здорово выручить вашу дочь впоследствии - как дополнительный навык, дающий возможность лишний раз подразарботать. Упирать на это, конечно, не стоит, но все, чем занимается ребенок, зря не пройдет.
Дети с СДВГ, к сожалению, не смогут овладеть навыками общения так, как это доступно их благополучным сверстникам. Но это не так страшно. Больше говорите с дочерью, разбирайте конфликтные ситуации в школе, обсуждайте возможные варианты поведения. Даже умение использовать формальные навыки общения много значит для таких детей.


Сообщений: 1352
Добавлено: 27-07-2006 23:53
У меня затянувшаяся проблема, помогите , моя уже 2 мес. то и дело говорит мне "нет" почти по любому поводу. Говорить "да" она не может, как и назвать свое имя ("мина" и все тут, "д" не выговаривает). В игру то и дело пытаюсь перевести, играет (в четверостишьях каждую строчку заканчивать начинает не словом, а "нетом"). А вот избавиться от этой привычки говорить "нет" никак, иногда скажет, а сама делает что прошу, но ведь говорит снова и снова... (возраст 4,4м)

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 28-07-2006 00:11
Диана, помню я ваш вопрос! Отвечала на него в теме "Детская черствость".


Сообщений: 1352
Добавлено: 28-07-2006 14:52
Спасибо!


Сообщений: 69
Добавлено: 04-08-2006 11:28
Насчет стремления поучать и недостатка внимания-- убедилась, что есть четкая связь. Сейчас все бросаю, чтобы просто пообщаться с ребенком, без воспитательных моментов.


На мой взгляд, если ребенок не запускает школу совершенно безнадежно, ситуацию чует, уроки в основном делает, боится отстать, старается удержаться "на плаву", то родителям нечего беспокоится относительного того, что у него нет слишком выраженного интереса. Придет в старшей школе.



Боюсь, что не чует. Возможно, потому, что она все время "вязнет" и чтобы закончить урок, у нее уходит очень много времени (из-за того, что постоянно отвлекается). Например, если убирает в своем шкафу, то это может затянуться на часы -- попутно начинает играться то с той игрушкой, то с этой. А во время приготовления уроков тоже поминутно отвлекается на все, что только может привлечь ее внимание ( я думаю, что отвлекается от более нудного занатия в бользу хоть сколько-нибудь более интересного). То же самое и на уроках. Хоть она и не двоечница, а троечница, мне кажется. это из-за контроля.
Еще я думаю, что если сейчас не успевает, то в старших классах еще труднее будет догнать. Учится во вторую смену, так что реально удается заниматься с ней час, а когда учит уроки сама, то тянет резину. И вообще хотелось бы уже поменьше сидеть, в седьмой класс прешла все-таки (шестилетка, о чем я очень-очень жалею).

Если я правильно поняла проблему неуспеваемости, то как раз это связано с трудностями в концентрации внимания, ведь года три назад она лучше всех в классе решала логические и нестандартные задачи (я занималась с ней). Потом наши занятия прекратились (стало не хватать времени), и теперь она учится гораздо хуже.

С чего начать, если вообще можно что-нибудь исправить? Не зацикливаться как-то не очень получается, потому что без образования ей ой как трудно будет удовлетворить свое стремление к красивой жизни, и тогда уж такие проблемы возникнут!

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 04-08-2006 14:14
Тала, с одной стороны – утешу: к старшим классам становится немножко легче: в 14-15 лет у детей может проснуться не только «хочу», но и «надо». Другое дело, что «надо» редко совмещается с «могу», и вот тут детенышу, даже такому большому, надо помогать.
Как – у нас очень много рекомендаций на сайте, в особенности в том, что нужно, чтобы ребенок не отвлекался, делая домашнее задание, посмотрите.
В общем, хитрости-то все элементарные: установить жесткий порядок, четкую последовательность, чередовать короткие промежутки работы и отдыха, чем-то поощрять за выполненные кусочки работы. Попробуйте вот этому ее учить, установить некий рутинный ритуал.
То же насчет уборки в шкафу: четко поставьте задачу – не глобально «убрать в шкафу», а несколько мелких, поэтапно. С учителями разговаривали о причинах неуспеваемости? Собственно, детям нужна не столько предметная помощь, сколько организационная: собрать его, структурировать, вот этому больше надо учить, больше чем конкретно физике или истории. Учить способам учиться: конспектировать, резюмировать, писать план, брать материал. Не знаю, как у вашей с этим (раз лучше всех решала логические задачи), а у моей слабовато.
Вот как раз на том, что «без образования ей будет трудно удовлетворить свое стремление к красивой жизни» - это вы как раз оставьте. Чем больше вы это будете повторять дочери, тем меньше пользы.
Падение успеваемости к 12-13 годам – явление закономерное и не обязательно связано с тем, что вы перестали заниматься. У ребенка появляется множество других интересов, предметные знания не осознаются ребенком как нужные, важные, имеющие отношение к его жизни (моя все время спрашивала: ну зачем мне математика? Ну зачем мне знать про русских царей? А строение клетки зачем? – и каждый раз приходилось объяснять, зачем). Гораздо больше успеха – если человек реально понимает, ЗАЧЕМ ему все эти косинусы (не потому, что «трудно будет удовлетворить без образования» - а чтобы было интересно! Надо действительно связать эти знания с его жизнью! – как? – хорошая задача для мамы ). Если что, мы c Мышонком довольно недавно проскреблись через этот этап жизни, я еще не все забыла, если что – может, чего вспомню полезного, спрашивайте, если хотите.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 04-08-2006 14:19
Тала, заинтересовать учебой все равно сейчас не получится, ну возраст не тот! При правильном развитии этот интерес есть у ребенка в 7-9 лет и позже, в 15-17. Все годы, которые между, заняты другим: тренировкой умения общаться и устанавливать близкие, эмоционально окрашенные контакты с другими людьми. Тоже ведь важно. Причем если игнорировать этот факт, не обращать внимания на возрастные потребности ребенка, его потом могут ждать огромные трудности в личной жизни и дружбе.
Все это я к тому, что мы, родители, должны четко расставить приоритеты в своем сознании: сейчас ребенок занят решением других проблем, учеба - вещь второстепенная.
Единственное средство для повышения мотивации к учебе в этом возрасте - связать предмет изучения с чем-то, что ребенку интересно. У Гиппенрейтер описан пример, как мальчика подростка удалось привлечь к изучению английского, заинтриговав его содержанием песен любимой группы. Но это надо уж родителям исхитриться...
Но запускать учебу, конечно, нельзя. Я понимаю, что ребенок отвлекается, "съезжает" на второстепенное, приготовление уроков затягивается. Думаю, что здесь ребенку может помочь четкая регламентация, причем важно, чтобы не только вы ее соблюдали, но и девочка училась навыкам самоконтроля. У здоровых детей это умение приходит "автоматически", нашим же нужно помогать его сознательно вырабатывать. Проговаривайте. Например, так: "Сейчас мы будем делать русский. Что нам для этого потребуется? (назвали, приготовили...) Открываем тетрадь, пишем число, "домашняя работа", "упражнение". Читаем текст задания. Что нужно знать, чтобы выполнить его? (повторяем правило). Вставляем пропущенные буквы. Отдыхаем две-три минуты. Садимся писать. Читаем первое предложение. Записываем, диктуем себе сами..." Несколько раз проконтролируйте, чтобы дочь усвоила порядок действий. Приучайте ее саму планировать (так же четко, можно вслух) любое дело: ставить конкретную, обозримую, нетрудную для исполнения цель, выполнять ее, ставить следующую... Здесь очень важно, чтобы подросток был союзником ваших действий, сам был заинтересован в том, чтобы справляться с заданиями быстро и без нервотрепки.
Если это соблюдать последовательно, у ребенка будет вырабатываться умение работать самостоятельно, без вашей помощи и меньше отвлекаться.

Новый ник - hopeful1
Сообщений: 1247
Добавлено: 04-08-2006 16:02
Вот как раз на том, что «без образования ей будет трудно удовлетворить свое стремление к красивой жизни» - это вы как раз оставьте. Чем больше вы это будете повторять дочери, тем меньше пользы

а что тогда говорить? не подумайте, что я за вышеописанную формулировку мотивации, просто... вот ты, Мышь, как мотивируешь?
как мальчика подростка удалось привлечь к изучению английского, заинтриговав его содержанием песен любимой группы. Но это надо уж родителям исхитриться

я не помню, но где-то на форуме я писала, как распечатала стихи его любимой группы и принесла ему в надежде, что за совместным переводом он увлечется,(причем, я не знаю "ху из Гиппенрейтер" , это было на тот момент мое ноу хау , т.к. вспомнила, что именно в этом возрасте, я фанатела по "Битлз" и часами рылась в словарях, переводя их песни) а он попросил меня тупо перевести, а потом вообще закинул распечатку в дальний ящик Может быть, нужно было просто положить листочки рядом?
Отдыхаем две-три минуты. Садимся писать

А наш заяц, если дали отдых на 2 -3 минуты, сделает из них пол-часа , причем легко и без напряга
Извините, что опять не удержалась и влезла


Сообщений: 69
Добавлено: 04-08-2006 20:17
Большое спасибо, попробую так. Может, в этом году лучше удастся на фоне улучшенных личных отношений. Сегодня попробовала с ней снова взяться за занимательные задачки. Как она обрадовалась! Правда, быстро скисла, потому что не получилось сразу, не захотела вторым способом решать. В общем, надо где-то находить еще час, чтобы делать это вместе. Зато лишний раз убедилась, насколько у детей сильно развито стадное чувство -- поскольку я гораздо меньше стала ее критиковать, она готова делать для меня гораздо больше, да и вообще сал чувствоваться конструктив. Эх, где бы больше времени найти!


Сообщений: 69
Добавлено: 04-08-2006 20:30
Nancy,
мне вот какая мысль в голову пришла: а не знаете ли Вы какую-нибудь компьютерную игру, которая развивает у детей эти навыки (необходимость соблюдения строгой последовательности действий, а также приоритетов). Хотя я стараюсь держать дочку от компьютера подальше, можно было бы применять в качестве поощрения. Для взрослых очень хорошая подобная игра "Цивилизация", очень помогает расставлять акценты и приоритеты. К сожалению, для моей дочки она сложная, нужно вместе, а я вообще играть не люблю.
Вообще хотелось бы знать Ваше мнение насчет компьютерных игр.

Страницы: 1 2 3 4 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Вопрос к психологу: как ребенку найти свое место в коллективе

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU