Как научить правильно держать ручку

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / СДВГ и школа/детский сад / Как научить правильно держать ручку

Страницы: << Prev 1 2 3 4  новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 1349
Добавлено: 14-04-2008 09:57
Уж больно со стороны эти насадки привлекательны...
Я задавала этот вопрос на сайте "Особое детство", ответил кинезиотерапевт Зельдин Л.М., позволю себе процитировать его ответ:


Работает с удовольствием, но хотелось бы ему облегчить задачу. Не могу никак объяснить ему как правильно, т.е не судорожно держать ручку, а свободно.


Это нельзя объяснить, но можно научить.
И еще, очень сильный нажим ручкой на лист, "канавка" от буковок пропечатывается аж на нескольких последующих листах. Очень устает от этого,


Всё это к сожалению обычное дело. Предопределено методиками обучения.

Обучение письму в школе устроено так, что от ребёнка требуют делать то, что он не умеет, более того, ставят перед ним зачастую вообще невыполнимые задачи. Не справляется не только Ваш, но и абсолютное большинство детей во всех школах. Зайдите в любой класс и вы увидите побелевшие от напряжения пальцы, свёрнутые набекрень головы, скукоженые спины...
Почему, зачем, и как школы дошли до жизни такой, долго рассказывать.

Могу здесь только показать Вам возможные направления работы, чтобы попытаться скомпенсировать патогенное давление программы обучения.

1. Надо заниматься композицией. Можно начинать, скажем, с сервировки стола, аппликаций, рисования красками простейших орнаментов, ковриков и т.д., постепенно уходя от предметности в сторону графики.

2. Надо овладевать техниками штрихования. Назовём так любые быстро производимые, повторяющиеся, намеренно управляемые графические действия, ведущие к получению некоторого результата.

3. Дальше: чередуем штрихи -- получаем письмо.

4. Происходит это через срисовывание сначала простых, а затем всё более сложных орнаментальных рисунков (арабески называются) с выходом на их линейность, что поначалу совершенно не обязательно.

Убираются все требования к точности, запрещается слежение за "кончиком пера", которое бывает очень нелегко сбить, разваливается стереотип захвата ручки за счёт использования множества разнообразных захватов, любых, какие придумаете, и навязывания обязательного высокого темпа графических действий. Давление убирается обычно на штриховании мягкими карандашами. Учтите, что цветных достаточно мягких для детской руки практически не продают. Детская рука раз в пять слабее Вашей, карандаши должны быть совсем мягкие, настолько, что на них надо не давить а скорее придерживать, если нужен не очень яркий след.
Нормально занятия должны проходить в режиме подражания на большом листе, очень желательно на пюпитре, градусов под 45. Это самый лёгкий способ восстановления нормальной осанки при письме. После её закрепления можно постепенно уходить на горизонтальную поверхность. Бывает, что начинать занятия приходится вообще на вертикальной поверхности.

С сожалением должен сообщить, что надежды на различного рода приспособления совершенно не оправданы. Так же как, впрочем, и на "обрезиненность". Производители последних забывают известить доверчивого покупателя, что влажная резина имеет один из самых низких коэффициентов трения, так что в момент схватывания пальцы действительно вроде не скользят, но через пару минут картина совсем другая.

Просто смочите такую "продвинутую" ручку водой и попробуйте. У детей руки потеют сильно.

По поводу различного рода приспособлений.
Из физиологии кисти известно, что единственное правильное положение кисти -- отсутствие фиксированного положения. Кисть должна двигаться, иначе гарантируются неприятности. Захват индивидуален, у всех людей руки разные, поэтому не может быть всеобщего "правильного".

Тема была подробнейшим образом рассмотрена ещё в 19 веке, выводы:

- только цилиндрические ручки маленького диаметра. (Смотрел тогдашние каталоги, выпускалось безумное количество всяких, но все профи говорили одно).
- с высоким коэффициентом трения. Крайне сложно это сегодня обеспечить (лучше всего голое дерево, но таких купить нельзя, можно просто ободрать карандаши, а те что якобы голые, -- вощеные, -- едут в пальцах отлично.) Отлично сцепляются с кожей многие лаки, которыми ручки и покрывали в стародавние времена.
- важнее всего правильный, небольшой угол наклона ручки по отношению к бумаге. Никакие шариковые ручки его не позволяют держать, чем гарантируют скованность.

В конечном счете проблемы "не в ручках, а в головах", в методиках обучения.

Через некоторое время, надеюсь, доберусь до этой темы. Есть много сырых материалов, которые надо "довести до ума". По мере доводки и будем выкладывать.

про почерк


Сообщений: 663
Добавлено: 14-04-2008 10:29
Только что учительница расстроила - мол, в классе у всех аккуратные тетради, кроме троих. Мой, ес-сно в их числе. Учительница у нас хорошая, но вижу, что в глубине души уверена, что мой ребенок просто не старается. Или я, невнимательная мама, не слежу. А мне при взгляде на пишушего сына просто плохо делается - сидит скособочившись, ручка торчком... Попросишь сесть как надо и ручку взять правильно - пять минут пересаживается, за это время забывает, что писал, еще пять минут вспоминает, начинает писать - и опять набок крючится! Иногда думаю, что лучше и не трогать.
Кстати, "правильными" мягкими треугольными карандашами сын рисует с младенчества. Рисовал и рисует много. Ничего не сформировалось .


Сообщений: 274
Добавлено: 14-04-2008 11:39
Мы пробовали разные насадки - нам не помогло.


Сообщений: 1349
Добавлено: 14-04-2008 12:03
Спасибо, девочки!
Значит, насадки это и в самом деле - бесполезное занятие а производители своей рекламой дурят нам головы...
Из физиологии кисти известно, что единственное правильное положение кисти -- отсутствие фиксированного положения. Кисть должна двигаться, иначе гарантируются неприятности. Захват индивидуален, у всех людей руки разные, поэтому не может быть всеобщего "правильного".

Тема была подробнейшим образом рассмотрена ещё в 19 веке, выводы:

- только цилиндрические ручки маленького диаметра. (Смотрел тогдашние каталоги, выпускалось безумное количество всяких, но все профи говорили одно).
- с высоким коэффициентом трения. Крайне сложно это сегодня обеспечить (лучше всего голое дерево, но таких купить нельзя, можно просто ободрать карандаши, а те что якобы голые, -- вощеные, -- едут в пальцах отлично.) Отлично сцепляются с кожей многие лаки, которыми ручки и покрывали в стародавние времена.
- важнее всего правильный, небольшой угол наклона ручки по отношению к бумаге. Никакие шариковые ручки его не позволяют держать, чем гарантируют скованность.

Что же будем ждать дальнейших ответов Леонида Михайловича.


Сообщений: 917
Добавлено: 14-04-2008 12:52
Галатима, у меня самой проблема "как держать ручку". Кое-как переученная левша, я по жизни держу ручку "ФИГОЙ"(действительно, именно такая фигура из пальцев получается". И ничего, пишу. Почерк достаточно разборчив, а в детстве ещё и аккуратен был.Правда, медленно получается, но медлительность-общая черта "левшей", особенно переученных. Так что, по личному опыту, советую Вам на этой проблеме "не заморачиваться"...


Сообщений: 228
Добавлено: 14-04-2008 12:54
Галатима, мой как не умел правильно держать ручку в 1 классе, так не умеет и в 3-м. Но пишет же, и достаточно быстро, и читаемо. Я давно плюнула, раз ему так удобнее, так пусть. Правда ручки я покупаю "Пилот", там стержень пишет при любом угле наклона к листу и мягкий, но в отличие от гелиевых - не размазывается, да и линия тоньше. Кроме того на "Пилотовских" ручках резиновая треугольная насадка (тормозок)для пальцев.


Сообщений: 1349
Добавлено: 14-04-2008 14:03
Девочки, да я и не заморачиваюсь с "правильным" положением пальцев на ручке...
Дело в том, что он очень сильно устает от процесса письма, весь напряжен от пальцев до спины и шеи. Жалко ребенка. Пишет не кистью, а будто всем телом.


Сообщений: 434
Добавлено: 15-04-2008 00:03
galatima, есть еще такие «альтернативные» способы развития кисти и пальцев:

Раскручивать волчок (маленький, который раскручивается тремя пальцами)
Щелкать пальцами
Вязать (как спицами, так и крючком)
Есть китайскими палочками

Все это развивает именно те движения, которые нужны при письме. Попробуйте, вдруг ребенок увлечется. По крайней мере скучно не будет


Сообщений: 769
Добавлено: 15-04-2008 00:19
Есть китайскими палочками


Если бы это помогало, у моего должен бы быть каллиграфический почерк - обожает есть палочками и делает это при любой возможности

Почерк у него всегда был ужасен; в последнее время сам начал искать способы его улучшить. Из найденного: помогают очень тонкие ручки (ему привозит подружка с Тайваня) и очень мелкий почерк. Тогда написанное можно читать. Ручку либо карандаш держит нормально, но проку от этого мало. Накладки пробовали разные, помогает слабо.

Страницы: << Prev 1 2 3 4  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / СДВГ и школа/детский сад / Как научить правильно держать ручку

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU