Любовь к чтению (глобально)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Любовь к чтению (глобально)

Страницы: 1 2 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 1450
Добавлено: 01-09-2008 15:04
Вчера дома перебирала старые свои пыльные книжки из стенного шкафа: нашла и Майн Рида и Фенимора Купера и многое другое. У меня сын и детские сказки не хочет ни читать ни слушать. Тут уж вроде пора читать про "Остров сокровищ" и Капитана Блада, а у меня и Винни-Пух со скрипом движется
Вот я и задумалась: мне все говорят: подожди, подрастет и начнет читать. А я сомневаюсь: разве любовь к чтению может вспыхнуть внезапно? И мне кажется не в компьютере и в телевизоре дело. Ведь у нас в детстве не было ни того ни другого (телевизор-то был, но смотреть там было вобщем-то нечего), а дети все равно делились на две категории: читающие ботаны и увлеченные чтением до безумия (вроде меня) и не обременяющие себя чтением совершенно. Может мой сын из вторых? Откуда и в кого - не пойму? Вроде все предки с фонариком под одеялом по ночам взахлеб... А тут - полное отсутствие интереса к чтению на корню. То ли структуры мозга, отвечающие за образное мышление не работают пока, то ли что другое... Вроде воображение есть, все время что-то выдумывает, рассказывает. А вот чужие "фантазии" не любит.
У кого какие мнения? И еще хотела спросить мам взрослых СДВГ-шек: было ли такое, чтоб дети ВДРУГ зачитали?


Сообщений: 2420
Добавлено: 01-09-2008 16:22
Татита, у меня в этом плане полностью противоположные дети. Старший как в три зачитал, остановить до сих пор не могу. Читает очень быстро, взахлеб (в последнее время, правда, фигню всякую), но с фонариком под одеялом и книжкой ловлю периодически.
Младший сдв читать не любил совсем (до недавнего времени). Я рассказывала, как это интересно - куча замечательных историй открывается, событий, приключений... Не хотел и все. Как-то раз посмотрел с недоумением и сказал, ну как это может быть интересно, это же так трудно. И еще спросил меня, что люди чувствуют, когда читают. Я ответила, что у меня в голове рождаются картинки, я себе представляю то, о чем читаю. Оказалось, что он ничего не представляет, ему трудно, все силы уходят на то, чтобы просто прочесть. И это корень проблемы. Имхо все много читающие дети в силу своей природы не испытывают трудностей именно с этой визуализацией, поэтому им читать интересно. А все дети, не любящие чтение, и в нашем детстве, и сейчас испытывают такие трудности. И тут другого способа полюбить чтение нет, как заставлять читать и читать, развивать навык. Младшего с боем каждый день заставляла, утешая тем, что "да, сейчас трудно и неинтересно, зато потом будут приходить в голову картинки и будет здорово". Пару недель назад произошел прорыв. Он, читая положенные 3 страницы в день "Денискиных рассказов", не заметил, как прочитал "положенную норму" (рассказ был длинный и я разделила его на несколько дней) и, не заметив это, стал читать дальше, пока не дочитал до рассказ до конца. Ему первый раз в жизни было интересно читать! Когда я спросила, почему он не остановился, он счастливо сказал, что "ура, у меня были эти картинки, я как будто кино смотрел, не заметил". С того дня читает с удовольствием. Немного, т.к. устает все-таки, но по крайней мере - с интересом.


Сообщений: 1450
Добавлено: 01-09-2008 16:30
Вита, а младший читать учился вслух или про себя?


Сообщений: 2420
Добавлено: 01-09-2008 16:52
Читает вслух, но, когда становится особенно интересно, голос все тише и тише. Совсем "про себя" почти не читает.
Да, не могу сказать, что раньше он ничего не понимал из прочитанного - нормально понимал, перессказывал. Но не было легкости и удовольствия.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 01-09-2008 18:44
По моим наблюдениям (ненаучным и неструктурированным) - дети с СДВГ читают запоем только определенные виды литературы и только при том условии, что процесс чтения не является для них мучительно трудным.
Сам процесс складывания букв в слова, слов в предложения, связывания этого всего с какими-то образами может быть труден. Разумеется - если еще есть часто сопутствующие СДВГ дислексия-дисграфия или не достигающие размаха диагноза, но все же реальные когнитивные нарушения - то сам по себе процесс чтения превращается в тяжелый труд. От тяжелого труда наши дети, само собой, стараются увильнуть. Моя красавица стала читать книги сама без принуждения только в 8 лет, когда у нее стало получаться читать без бешеных усилий - то есть чтение уже автоматизировалось, стало хорошо освоенным. Тем не менее - читает она медленно (раз в 20 медленней меня), трудно... У младшего никаких специфических трудностей чтения нет, так что читает легко и много. Но - вот тут уже компьютер-телевизор... иногда ленится :) - или в сотый раз мусолит Шерлока Холмса...
И вот тут второй момент: читается только то, что захватывает. Моя вот Гарри Поттера сама читала. А какие-то книги - только я ей вслух. Помню, она говорила: почему, когда ты читаешь - интересно, а когда я сама - нет?
Что же касается "чужих фантазий" - то это, имхо, совсем отдельная проблема. Тут хорошо бы просто с ребенком поговорить - о том, почему он не любит чужих фантазий, что любит - подбирать, мб, книги более документального характера, что ли - где не фантазии, а чистая правда.
а как у него - с пониманием эмоций, с общением? может быть, здесь еще ключик? а не только в образном мышлении?


Сообщений: 780
Добавлено: 01-09-2008 19:27
читать книги сама без принуждения только в 8 лет, когда у нее стало получаться читать без бешеных усилий - то есть чтение уже автоматизировалось,
У нас было точно так.
Сейчас (11 класс) читает быстро и много.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 01-09-2008 20:09
а моя все равно мало. Но иногда вижу у нее в лапах серьезные книжки.


Сообщений: 434
Добавлено: 01-09-2008 20:56
TaTiTa, Овцебык начал читать в 7, причем именно «вдруг» – где–то с 4 умел читать, но сам не читал. Но он всегда любил слушать... То есть с поправкой на СДВГ, со стоянием на голове, одновременной игрой в ЛЕГО и машинки и сотней не имеющих отношения к делу вопросов и рассуждений... Но все–таки, в общем и целом, я бы сказала, что он любил слушать книжки.
подбирать, мб, книги более документального характера, что ли - где не фантазии, а чистая правда.

Ага, я тоже хотела написать – может, просто именно детские сказки ему скучны? Может вам вслух ему что–то другое почитать...

А когда он сам выдумывает, то это обычно про что?


Сообщений: 31
Добавлено: 01-09-2008 21:08
У меня тоже начал быстро читать к 8 годам. Послогам начал еле-еле читать к 6. До тех пор пока скорость чтения не выросла до 50-60 слов в минуту - чтение было тяжелой работой.
Но я недавно где-то прочла, что чтение просебя и чтение вслух два разных умения. Вслух читать гораздо тяжелее. Поэтому там советовали отдельно учить ребенка читать просебя. Контроль- по пересказыванию.
Про фантазию и видение картинок. Я читаю ,вижу кино и мне совершенно наплевать на опечатки,ошибки и т.п. Моя знакомая многие книги сейчас не может взять в руки - слишком много ошибок.
Она не видит никаких картинок - а только слова и ошибки в них.
Но читаем мы примерно с одной скоростью.
Следите за тем что попадет ребенку в руки. У сына одной из первых книг был "Властелин колец". С тех пор не остановить. Но читает исключительно фэнтэзи. Детективы, приключения, исторические книги просто не видит в упор. Правда может быть это просто личная особенность, потому что одно время даже занимался в роевом клубе.


Сообщений: 663
Добавлено: 01-09-2008 21:21
О, у нас прорыв произошел буквально только что! Читало дите со скрипом летом по программе книжки типа "Денискиных рассказов", где-то похохатывал, но вообще без особого энтузиазма. И вдруг попала нам с ним в руки книжка из серии "Коты-воители" английских авторов, пишущих под псевдонимом Эрин Хантер. И сын зачитал! Я читаю ему на ночь обязательную главу, говорю "Ну все, хватит", и дальше сын вырывает книжку у меня из рук и умоляет разрешить ему почитать еще, потому как интересно, что дальше будет. Вот совпало для него - с одной стороны - коты, которых он по жизни трогательно любит, а с другой стороны - они не просто коты, а члены племени, воины, со своими сложными воинскими делами, уставом, международными отношениями с другими племенами котов - все по-взрослому. Я не уверена, что сын понимает все их душевные движения, книжка хоть и сказочная, но без деления на однозначно добрых и однозначно злых, но - зачитывается! Дай бог здоровья авторам.


Сообщений: 953
Добавлено: 01-09-2008 21:39
Я до 10-11 лет почти не читала. Потом только интерес появился. Был толчок - мне надо было придумывать вечернии сказки своим маленьким братикам. Своя фантазия к тому времени истощилась, а братки подросли - им требовали что-нибудь по-затейливей Пришлось начать читать. Оказалось интересно.
Своего я вожу в библиотеку. Он там находит какую-то странную на мой взгляд, детскую литературу, которую почему-то читает. Ничего из детской классики в этом списки нет. Незатейливый текст и сюжет. Читаем по странице: одну я, одну сын.


Сообщений: 2095
Добавлено: 01-09-2008 21:58
Мой сын научился читать в пять с половиной лет. Но для себя читать не хотел, продолжал просить читать вслух. К слову, мы ему очень много читали с года.
Тогда я купила детский журнал "Неугомонные детки", в то время такой выходил, и сказала, что не дам ему читать. Отбил с боем, сам прочел, с тех пор стал читать про себя - для себя и много-много. Из вредности.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 02-09-2008 11:08
Мои оба не любят читать. Я спокойно к этому отношусь, хотя сама в детстве была много читающим ребенком. Из категории "запойных".
У нас какое-то маниакальное отношение к чтению сложилось в культуре. Хотя это всего лишь занятие, к которому может быть большее или меньшее пристрастие, как и к любому другому. Но у нас почему-то именно чтение ставится во главу угла.
Старшему трудно. Говорит, что не может сосредоточиться, отвлекается уже на второй строчке, приходится возвращаться к одному и тому же месту по нескольку раз, пока поймет смысл. При этом в толстенных компьютерных книгах может читать все подряд, прекрасно понимая, что там написано. И пересказать потом (но тут уж я ничего не понимаю). Ничего из школьной программы он не прочитал сам, хотя слушать очень любит, и готов (и раньше, и сейчас) слушать бесконечно. Сейчас он сам нашел выход: купил себе МР3 плеер и качает аудиокниги. Так за лето "прочитал" кое-что из заданного на лето, а также те книги, что мы с отцом часто вспоминаем в разговорах. Меня это не беспокоит: в конце концов, важно, чтобы он познакомился с литературным произведением, а уж каким образом - все равно.
Маленький почитывает, но в основном короткие и совсем детские рассказы. Правда, любит и научно-популярные книжки, описания всяких игр, казусов, головоломок, опытов... комиксы... то есть то, где есть картинка и небольшая подпись-иллюстрация. Гарри Поттера ни один из моих детей сам не осилит. Маневр с "интересно, а что там дальше" тоже не покатит. Будут терпеливо ждать завтрашнего дня и теребить меня, когда же я им прочту. А потом вопить "еще, еще, ну почему так мало".
Про Майн Рида, Купера, "Остров сокровищ"... я даже не говорю. Младший-то и на слух их не воспримет, не то что самому читать. Я читала вслух и Гофмана, и Уэллса (про волшебную лавку и универсальный ускоритель), старший с удовольствием слушал, младший не въехал...


Сообщений: 1450
Добавлено: 02-09-2008 11:36
Тут хорошо бы просто с ребенком поговорить - о том, почему он не любит чужих фантазий, что любит - подбирать, мб, книги более документального характера, что ли - где не фантазии, а чистая правда.
Прочитали за лето книгу для внеклассного чтения (1 класс), там рассказики про детей и животных, очень реалистичные, жизненные перемежаются полувымыслом-полусказкой. Хоть иногда посмеивался и комментировал, ни то ни другое не заинтересовало настолько, чтоб
"Ну все, хватит", и дальше сын вырывает книжку у меня из рук и умоляет разрешить ему почитать еще, потому как интересно, что дальше будет.

Своего я вожу в библиотеку. Он там находит какую-то странную на мой взгляд, детскую литературу, которую почему-то читает.
Сын с интересом читает только комиксы и детсике журналы Может быть, это какой-то специфический интерес к литературе, где нет размышлений, лирический отступлений, сравнений и образов, а одни только действия и диалоги? Не понимаю...
Читает вслух неплохо, про себя тоже довольно быстро, потом пересказывает (добились этого буквально совсем недавно - хоть стал понимать и запоминать, что прочел).

А когда он сам выдумывает, то это обычно про что?
Выдумывает целыми днями про различные космические станции, корабли и прочие летающие конструкции, про роботов, разные всевозможные устройства и механизмы. Сам конструирует, рисует это все. Писать и читать об этом может бесконечно - вот только детских книг на такую тему я не знаю (может быть Кира Булычева попробовать? - хотя там опять приключения, а не механика). С большим запалом читает описания компьютерных игр и инструкции к ним - если игры про космос и полеты, причем эти тексты читает очень быстро и без запинок.

а как у него - с пониманием эмоций, с общением? может быть, здесь еще ключик? а не только в образном мышлении?
С этим, как мне кажется, вообще очень плохо Чужих эмоций и чувств сын, кажется, вообще не понимает. То есть понимает, но как-то очень отдаленно, отстраненно воспринимает.Если кого обидел, ему обязательно надо объяснить, что человек обиделся, что сын был неправ потому-то и потому-то - извиняется, но не особенно видно раскаяние. Хотя когда смотрит мультфильмы и кино все комментирует правильно, всех жалеет, всем сочувствует, акценты правильно расставляет. Особенно жалеет всех зверушек - в жизни, а не в кино - очень жалостливый и ласковый. Однако, при этом ранимости окружающих людей не замечает, почему порой выглядит хамом и толстокожим бегемотом. Выражать свои эмоции тоже не умеет - хотя стараюсь его направлять. Обычно сильные эмоции - это или гнев или истерика. Остальное ровно и спокойно. вообще во многом флегматичен. Странное сочетание жуткой бессмысленной подвижности, перемежающейся часовыми неподвижными сидениями и размышлениями. В чувствах и эмоциях такие же скачки. Середины (нормы) - нет


Сообщений: 1450
Добавлено: 02-09-2008 11:49
У нас какое-то маниакальное отношение к чтению сложилось в культуре. Хотя это всего лишь занятие, к которому может быть большее или меньшее пристрастие, как и к любому другому. Но у нас почему-то именно чтение ставится во главу угла.
Ну да, это наверное имеет свои объяснения - желание за что-то монументальное зацепиться, в таком быстро меняющемся мире, зачастую нам уже непонятном. "Мы читали и дети наши тоже должны читать!" - столп. Конечно, глупо цепляться за старое. Может быть, чтение уже не так необходимо для развития полноценной личности. Но я - за чтение. Это большая часть культуры, которая обогащает. Хотя есть люди, которые могут вообще не читать. Можно кино смотреть и любить, можно живопись, можно на природу выезжать и любоваться. Главное, чтоб внутренний мир становился богаче. Вот за что я ратую, вот чего очень не хватает моему сыну. Из всех видов такого развития нам только чтение наиболее доступно. Природу сын, кстати, тоже не любит - возим его, возим, смотрит: Да, красиво... поехали домой, а? Вот и все.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 02-09-2008 12:38
Сын с интересом читает только комиксы и детсике журналы
Кстати, Ясюкова очень советует читать именно комиксы. Она уверяет, что это переходный этап от начального к нормальному, свойственному всем взрослым людям, чтению. Подписи под комиксами короткие, они сопровождаются картинками, ребенку их легко прочитать и увидеть то, о чем он прочитал. Картинки в комиксах служат своего рода внешней опорой (что согласуется с методикой поэтапного формирования умственных действий, на которой базировалась вся прежняя классическая начальная школа).
В принципе, вместо комиксов можно читать просто книжку, где картинки на страницу, а под ними - небольшие подписи, как в диафильмах. Но таких книг у нас почему-то издается немного, даже для начинающих читать детей. Всем нам знакомое с детства издание сказок Сутеева сделано по такому принципу, и истории про Пифа Остера. Мой младший до сих пор любит их перелистывать.


Сообщений: 1450
Добавлено: 02-09-2008 13:12
Она уверяет, что это переходный этап от начального к нормальному, свойственному всем взрослым людям, чтению.
Это обнадеживает! Может быть, сын просто банально отстает? По возрасту ему уже положено читать книги, а он все к комиксам тяготеет. Но в принципе, он вообще мало в чем возрасту соответствует Кстати, Сутеева действительно надо купить. Может, понравится. Пифа Остера не знаю, сейчас в инете погляжу, что такое, спасибо!


Сообщений: 2420
Добавлено: 03-09-2008 00:17
Еще я совсем не понимаю, зачем детей в начальной школе заставляют читать произведения, написанные старым русским языком. Ни оценить, ни понять эти произведения большинство детей не в состоянии. Как страшный сон вспоминаю чтение аксаковского "Аленького цветочка". Сама не понимала половину слов, а уж ребенок... Сегодня читали былину "Три ильины поездочки". Сначала читал он :
"То спешит-бежит к Илье Муромцу
К полоненнику сюда посланница.
Бережет-несет побережинку,
Дорогую хранит сохраненочку"... и т.д.

На каждом слове спотыкался, ни "полоненника", ни "побереженку", ни "сохраненочку" сам не осилил. А текст большой. Останавливался, бесконечно спрашивал, что слово означает. Ничего не понял в результате. Прочитала ему сама, как могла, с выражением. "Понял, о чем речь шла?" - ничего не понял. "Мам, а можешь мне нормальным русским языком рассказать, о чем там было?"



Сообщений: 31
Добавлено: 03-09-2008 00:25
TaTiTa.
Пиф - то такая французская собака. Про нее есть много комиксов.
Г.Остер это наш писатель. Просто он один из переводчиков. У него
свои, очень веселые книги( Вредные советы и т.п.)
Про космические станции не знаю. Есть серия книг "Только для мальчишек" там про ребят постарше, но содержание может заинтересует:
Челюсти - гроза округи. Секреты настоящей рыбалки
Лесной экстрим. В погоне за снежным человеком
Супербой, Маньяк и Робот. Герои школьного вечера
Искусство требует жертв. Видеоклип на "отлично"

Эти 4 книги одного писателя Э. Веркина (сейчас вышли одной книгой) .Сама серия больше. Там есть другие книги и другие писатели.

June69
Про котов еще знаю
Уильямс Тэд "Хвосттрубой или Приключения молодого кота".
Сэйд Сф. "Варджак Лап"
Может быть вам потом почитать серию про "Редволл" автор Джейкс Брайан- правда там больше про мышей.(а книг по моему уже штук 30)


Сообщений: 663
Добавлено: 03-09-2008 13:55
Хельга, спасибо! Сын смотрел мультик "Рэдволл", помню, что нравился очень, книжки надо обязательно поискать. И про котов поищем, коты - это наше все! Жалко, что взаимностью редко отвечают...

Страницы: 1 2 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Любовь к чтению (глобально)

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU