Быть как все или не быть как все

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Быть как все или не быть как все

Страницы: 1 2 3 Next>> новая тема

Автор Сообщение

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 02-05-2006 14:31
Навеяно периодически разгорающейся и угасающей полемикой на вечно живую тему "гений или больной", "лечить ли от таланта" и т. п. Последний раунд полемики желающие могут пронаблюдать в теме "Второклассники".
Хочу подвести некоторые итоги и обозначить некоторые принципиальные моменты.
1. СДВГ - сложный феномен, при котором физические проблемы имеют социальные последствия.
2. Видимо, в силу этого социальные вопросы часто смешиваются с медицинскими.
3. Я бы предложила это разграничить. Скажем, так: есть понятие возрастных физиологических норм, и есть понятие норм социальных. И то, и другое достаточно конвенциональны - то есть основаны на договоре, на какой-то условности, которую договорились считать нормой.
Физиологические возрастные нормы - это показатели, которых человек должен достичь в опр. возрасте (и показатели, и возраст обычно дается не жесткий, типа 6 постоянных зубов к моменту исполнения 7 лет, а подвижные, с верхней и нижней границей). Память, внимание, усидчивость - не столько социальные, сколько физиологические нормы, и именно они у наших детей страдают, часто не соответствуя возрасту, причем очень резко. Если у ребенка слишком маленький рост, или он слишком толстый и от этого задыхается при ходьбе, или у него к 8 годам еще ни один молочный зуб не выпал -- нормально матери озаботиться этим? по-моему, да. Точно так же нормальная мать озаботится и тем, что 10-летний ребенок не может прочитать страницу, с которой без труда справляются семилетние, устает после десяти минут игры, как двухлетка, в пятнадцать лет (мой живой пример) не может удержать в голове список из четырех пунктов. Это - не Прекрасная Инакость, не признак Особой Одаренности, а проблема несоответствия уровня развития каких-то когнитивных способностей возрастным нормам (достаточно широким).
Что может делать с этим мать? -- помогать развивать недостающее, а в зависимости от степени выраженности нарушения и тяжести последствий -- может быть, и лечить. В любом случае, если мать настаивает, что ее ребенок с ожирением просто особенный, и продолжает его кормить пирожными и шоколадом - это не любовь, а слепота и безответственность. То же самое относится и матери, у которой растет ребенок с нарушением когнитивных функций.
4. Есть также понятие социальных норм, основанное на том, что человек должен вести себя так, чтобы не причинять неудобств другим людям. Эдакие нормы человеческого общежития.
Опять-таки, если ребенок из-за своих вышеупомянутых особенностей (например импульсивности) резко выламывается из границ социальных норм -- дерется, например, или попадает в положение социального аутсайдера, и его все унижают и колотят -- это опять-таки не может быть признаком Особой Одаренности или Прекрасной Инакости. Это признак проблемы, которую нужно решать - в первую очередь в интересах самого ребенка, который живет не один в безлюдной пустыне, а среди людей.
5. Существуют нормы, куда в меньшей степени затрагивающие базовые свободы и благополучие других людей - нормы поведения в конкретном месте (школе, магазине, театре и т. п.). Обоснованны ли эти нормы? Далеко не всегда. Но тут уже наше дело, требовать изменения норм, учить ребенка с ними считаться или не ходить в то место, где ребенок не может их выполнять. Как правило, одного решения нет, а есть разные комбинации этих трех решений (скажем, объяснять ребенку правила поведения в театре, позволить себе несколько мелких прегрешений против этих правил, но в случае крупного нарушения уводить орущего среди представления ребенка вон из театра, а не настаивать на том, что он особенный и имеет право там находиться -- и затем разбираться с тем, чем вызвано это специфическое поведение).
Способность ребенка сидеть в обычном классе -- из этой категории. Школа вынуждена ставить такое требование. Можно договариваться со школой о том, чтобы ребенку ослабили требования. Можно настаивать на том, чтобы вся школьная система в целом стала более гибкой. Но пока этого не случилось - искать компромиссы с учителем, учить ребенка усидчивости, если неусидчивость совсем уж невозможна - или искать лечение, или уводить из массовой школы. При чем здесь желание матери получить одобрение в глазах других, в чем нас часто обвиняют? По-моему, это только желание разрешить насущную проблему каким-то способом.
6. Есть вопрос действительно об Особой Одаренности. Пфиффнер говорила на форуме, что дети с СДВГ -- часто дети с "двойной исключительностью", то есть действительно в чем-то невозможные, а в чем-то талантливые. Талант - это ведь тоже выход за границы нормы, только в другую сторону. Но коррекция нарушений когнитивных функций не означают одновременной автоматической ликвидации таланта! Если учить ребенка усидчивости и удерживанию в памяти большего объема информации, его яркая индивидуальность от этого не сотрется, он не станет хуже рисовать, не перестанет сочинять сказки, например. Как и какой эффект может дать медикаментозное лечение - не знаю; не специалист; вопрос для меня темный и совершенно абстрактный -- теоретизировать можно сколько угодно. Думаю, нам не надо углубляться в эти дебри.
Каждая нормальная мать знает сильные стороны своего ребенка и старается их развивать, чтобы ребенок проявился как можно ярче.
И подтягивать те стороны, которые мешают проявиться его талантам, индивидуальности и т. п.
7. Вопрос о личном счастье и разнице родительско-детских установок мы подробно обсуждали с Нэнси и другими в философской теме о мотивации. Здесь коротко замечу, что обычно детей воспитывают не для того, чтобы окружающие подумали, что ты хорошая мать, и не для удовлетворения своих амбиций, а для того, чтобы помочь наиболее полно раскрыться тому, что в твоем ребенке заложено. Представления о счастье у всех разные: каждый знает людей, которым для счастья достаточно пару пива и футбол по телевизору. И чтоб никто не кантовал. Думаю, эти вопросы семья должна решать внутри себя.
8. Вопрос родительских амбиций и социально заданного уровня достижений - это не вопрос физиологических и социальных норм. Нас как раз чаще всего и обвиняют в том, что мы жертвуем своими детьми ради своих амбиций, пытаемся их заставить делать то, что им несвойственно, ломаем их Прекрасную Инакость ради своих представлений о том, что им нужно.
Да, некоторым совершенно не нужно для счастья высшее образование, они его и не потянут. Да, знаю случаи, когда мамы загоняли детей на экономику и юриспруденцию, а дети от этого страдали. Но здесь-то уже вопрос упирается не в СДВГ, а в родительскую незрелость, несостоятельность, попытки реализоваться через детей; упирается в неспособность выявить в ребенке его интересы, желания, способности; в конфликт мотиваций и т. п.
Насколько каждая из нас грешна в этом последнем пункте - каждый ответит за себя.
Я же только хочу сказать, что при обсуждении всяких околоиндиговых вопросов все эти разные пункты валятся в одну кучу, понятия смешиваются (быть как все - в каком смысле?)
9. Наконец, есть еще понятие "быть как все" в самом нежелательном смысле - когда ребенок превращается в человека массы, руководимого только ее мотивациями, желаниями и пр., когда не думает собственным умом, ведет себя так, как другие - все пошли и я пошел, все курят, и я курю, все смотрят "Дом", слушают попсу, пьют водку - и я, что я, рыжий?
Мне кажется, все то, что мы пытаемся делать со своими детьми - воспитывать, взлелеивать лучшее, исправлять худшее, лечить особенно проблемное -- оно как раз не способствует, а препятствует превращению ребенка вот в такое серое "как все".
Так что есть предложение не смешивать мух с котлетами и разграничивать вышеупомянутые девять пунктов.
Уф.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 15:34
Ох,Мышь,как же я тебя понимаю.Я конечно не умею так красиво говорить,моё экономическое образование не способствует развитию красивой речи.Тем более если учитывать,что мой диплом уже пылиться 14 лет,и возможно ещё пропылится столько же.Все эти годы только и занимаюсь воспитанием моими проблеиными СДВГешками.Но мой сынуля переплюнул всех и всякого.НЕ знаю где брать ещё силы.Сейчас сижу и пишу ,а слёзы так и текут.ТОлько что пришли от Иващенко,после очередного сеанса БОС.Вот и он сегодня признал его(моего сына) ИНАКОСТЬ.Вот только инакость эта выражается не в его сверхталанте,а в его непонятности.Даже он сегодня развел руками.В нашем случае не просто СДВГ,а что-то ещё.А что??? И вся беда в том,что на сегодняшний день возможно нет такого специалиста,который смог бы объяснить,что же не так в голове моего сына.Так как это ещё не изучено.
Одно только успокаивает,что с психиатрией это не связано.
У меня уже закрадываются сомнения,что и риталин нам не поиожет.Хоть я и противница метилфенидатов,но в глубине души я понимаю ,что их мы сможем использовать в крайнем случае.

Если бы был этот край света ,увезла бы моего сына туда.ЛИшь бы не стал изгоем в нашем обществе,где так приняты эти социальные нпрмы мышления и поведения.Пока ему 5,5 лет,и он ещё не осознаёт свою инакость.А когда ему будет в 15-20 лет... Даже не представляю.


Сообщений: 279
Добавлено: 02-05-2006 15:55
Мышь, в который раз с тобой согласна на все сто.
Но, хотя ты и хочешь всё как бы разделить, но такие разные вещи затрагиваешь.
И решать их вместе часто не удаётся, согласна?
Получается, что тут надо работать и над собой, и над социумом, и над ребёнком. Сложно. и даже невозможно. К сожалению, сменить социум почти невозможно. Редко кто будет переезжать в другой регион из-за проблем ребёнка. Сменить себя - куда ещё не шло, но... Так ли часто мы сами готовы меняться7 вот мы и меняем ребёнка, исходя из того, что социум, ди и мы, его родители, существовали раньше. И что именно наша модель более совершенна, чем его, ибо она - всеобщая.
Вопрос амбиций - это единственно вопрос исключительно родителей. Но тут тоже есть границы. Потому что наркоманы искренне счастливы в своей туманной нирване. И при этом ни один родитель не хочет такого ребёнку.


Сообщений: 279
Добавлено: 02-05-2006 16:03
Я была по жизни не как все по ряду причин. Однако это приносило дивиденды реже, чем я за это получала. А получала часто и методично: не высовывайся!!!! И в юности я часто хотела быть как все, старалась быть как все. Увы, не выходило.
И думаю, то же предстоит и Гераське. Поэтому заранее воспитываю его быть сильным. Чтобы выдержать давление "похожести".


Сообщений: 3659
Добавлено: 02-05-2006 16:26
Жасмин,не надо так.Мой еще 2 года назад был ужасным.Даже диалог сним не получался,я одно,а он другое.Наладилось.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 16:29
Руанна,я тоже в детстве не была такой как все.Но это потому,что я не хотела.А у моего сына всё как то наоборот.Я его и сама порой не понимаю.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 16:32
Мама Миши ,у Вас с интеллетом всё ОК.У нас одно с другим не клеится.Честно говоря,я в растеряности.


Сообщений: 3659
Добавлено: 02-05-2006 16:39
А какие доводы,что не получается? границы нормы очень расплывчатые.Бывает так,что ребенок не знает,потому что не обьясняют.В садик ходите?оему в саду зпр ставили.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 17:00
С февраля мы и не ходим .Я об этом писала.Нас хотели перевести в психоневрологический сад,для чего надо было обследоваться в 6-й ПНБ для постановки диагноза.Я отказалась.
Вот к примеру,на БОСе ведёт счёт,число растёт и так дошли до 650 и он называет.У него развито зрительное восприятие.А когда число на экране отсутствует,посчитает только до 20.То что после 29 идёт 30,не может понять и назвать .30 - называет двадцать десять.И в тоже время ,когда число на экране растёт никогда не ошибается.
Или трехзначные числа иногда читает зеркально.Или вот ещё.Предлоги хорошо различает ДО,перед,после.А если написать числа в ряд по порядку и спросить Что идет после 6 ,ответит 5,а перед говорит 7.Через минуту задавя аналогичные вопросы может ответить правильно.И даже в уме может правильно сказать,что за чем,и что перед какой цифрой.Всё объясняю,и опять всё не так.Да и с буквами тоже не понятно.


Сообщений: 769
Добавлено: 02-05-2006 17:17
У него развито зрительное восприятие.А когда число на экране отсутствует,посчитает только до 20.То что после 29 идёт 30,не может понять и назвать...Предлоги хорошо различает ДО,перед,после.А если написать числа в ряд по порядку и спросить Что идет после 6 ,ответит 5,а перед говорит 7.Через минуту задавя аналогичные вопросы может ответить правильно.


Скорее всего, это не только СДВГ, но и ещё что-то. По описанию немного похоже на CAPD, при котором дети с хорошим зрительным восприятием инстинктивно компенсируются за счёт него.

СДВГ редко бывает сам по себе, чаще есть хотя бы привкус чего-то ещё: дислексии, дисграфии, CAPD, прочих "приятностей". У каждого получается своя комбинация, и многие из них вполне способны привести родителей в отчаяние.

Жасмин, Вашему мальчику сейчас шесть. От моего в этом возрасте тоже часто хотелось плакать, и похожие проблемы тоже были очень выражены (часть есть и сейчас). Но у вас ещё немало времени, чтобы это сгладить и подтянуть до приемлемого уровня. Главное, мне кажется, не хотеть невозможного: всего сразу и немедленно. Это марафон, растянутый на годы, не стометровка. Вы непременно достигнете цели. Но нужно терпение, много терпения, чтобы не выгореть раньше времени.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 17:29
Anon,расшифруйте пожалуйста CAPD.Я во многом тоже не спец.Стараюсь как могу.С 3-мя СДВГ в доме оччччень тяжело.Мне только 40,а силы уже начинают иссякать.С моей эмоциональностью больше всего боюсь,что в какой то момент сорвусь и меня не хватит.


Сообщений: 769
Добавлено: 02-05-2006 17:53
CAPD = Central Auditory Process Disorder
Вот тут его описание на англииском:

http://www.iser.com/caparticle.html

Буквальный перевод – "расстройство центрального слухового аппарата"

Я не совсем уверена, что в русской номенклатуре ближе всего к этому диагнозу.
Похоже, что близко к сенсорнои алалии, но не одно и то же. Описание похожих проблем есть тут:

http://www.iatp.am/neyron/lecture/glava2.htm


С 3-мя СДВГ в доме оччччень тяжело.Мне только 40,а силы уже начинают иссякать.С моей эмоциональностью больше всего этого боюсь,что в какой то момент сорвусь и меня не хватит.


С тремя очень тяжело, сочувствую. И с одним-то иногда не легко


Сообщений: 3659
Добавлено: 02-05-2006 19:56
ЖАСМИН,И ВСЕГО ТО.ДА МНОГИЕ ДЕТИ В ШКОЛУ ИДУТ,А СЧИТАЮТ ТОЛЬКО ДО 10.ЗЕРКАЛЬНОСТЬ ТО ЖЕ У МНОГИХ,ОСОБЕННО У ЛЕВШЕЙ.Я НЕ ГОВОРЮ,ЧТО ЭТО НОРМА НО ИНЕ ТРАГЕДИЯ.А ПРО ПЕДЛОГИ СТАЛКИВАЛАСЬ,ОБЬЯСНЯЙТЕ ЗРИТЕЛЬНО.УТКИ РАЗНОГО ЦВЕТА ИДУТ В ОДНУ СТОРОНУ,СКАЖИ КАКАЯ ЗА СИНЕЙ,КАКАЯ ПЕРЕД ЖЕЛТОЙ И Т.Д.,ПОТОМ С ЦИФРАМИ.БУКВЫ ВООБЩЕ ЧУШЬ,ЗА ПОЛ ГОДА ДО ШКОЛЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАУЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 22:49
Девочки,спасибо за поддержку.Что-то я сегодня раскисла,у меня это случается редко.Приношу свои извинения.


Сообщений: 586
Добавлено: 02-05-2006 22:51
Анон,хорошая ссылка.Возможно у нас и есть что-то похожее.Буду работать дальше.


Сообщений: 263
Добавлено: 02-05-2006 23:02
Жасмин, насчет чисел по порядку я могу сказать, что у нас в 1 классе по Петерсон такие упражнения часты - что предшествует числу "7" например, что после него.. И многие первоклассники до сих пор путаются. Так что это не показатель для ваших 5,5 лет! И ты знаешь, мне кажется, что просто числа для него пока понятия абстрактные , особенно двух-трехзначные - поэтому он и не считает после 20, когда не видит на экране, и путает понятия "до" и "после". Видимо, не зря на БОС берут в основном старших детей, у которых эти понятия уже сформированы.. Так что не мучай себя зря из-за этих цифр.. это не показатель! и вообще цифры - они долго абстракны для многих детей.. Может, он у тебя вообще гуманитарий!


Сообщений: 2565
Добавлено: 03-05-2006 12:45
Мышь, СПАСИБО! Только сегодня нашла время порочесть.
Оч. вразумляет.

Зебра, мне думается, как раз не абстрактные еще, а оббразные.. как раз ункция абстрактного мышления потом появляется. Может, и путаю чего...
А мой отрок и до сих пор иногда зеркалит. Коран перечитал, наверно...


Сообщений: 586
Добавлено: 03-05-2006 13:15
Гуманитария я в нём тоже не вижу.С речью тоже проблемы.Мой то правша,а зеркалят обычно левши или амбидекстры.
Я почитала ссылку Анон и по всей видимости у нас синдром височной афазии,ето поражение вторичных отделов левой височной области.


Сообщений: 3837
Добавлено: 03-05-2006 14:11
А мой отрок и до сих пор иногда зеркалит.

Сегодня один мой знакомый рассказал,что в Америке для тех кто зеркалит специально выпускают "зеркальные" книги,газеты,журналы. И совсем не переучивают.


Сообщений: 2565
Добавлено: 03-05-2006 14:17
Он не всегда, только в цифрах 5, 2, 6, 7.
И бывает еще с некотороми буквами.

Страницы: 1 2 3 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Быть как все или не быть как все

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU